Зрительные иллюзии и ошибки в оценке дорожной обстановки

Иллюзии, которые угрожают водителю в дороге.

Мы давно уже знаем, что наш мозг легко обмануть, поскольку он не совершенен, как и все в нашем мире. Именно поэтому существуем огромное количество различных иллюзий , которые легко и просто обманывают наш мозг , который обрабатывает зрительные образы особым образом. Но одно дело когда иллюзии созданы для нашего развлечения , а другое когда иллюзии матушки природы возникают за рулем, что представляет огромную опасность. Вот самые опасные иллюзионных эффектов, которые могут угрожать как водителю и пассажирам, так и всем участникам дорожного движения. 

Туннельная иллюзия

Когда транспортное средство движется внутри туннеля, поскольку эталонный объект изменяется относительно, водитель может легко потерять правильное суждение о скорости транспортного средства, непреднамеренно набрать скорость. При долгом монотонном движении в туннеле водитель не почувствует большую скорость.

Особенно это опасно при движении в темном туннеле, когда навстречу движутся автомобили с включенными передними фарами, которые могут ослеплять водителя. В том числе даже горит только ближний свет фар. Этот опасный эффект возникает из-за резкого яркого света после движения в темном туннеле. В результате, незаметно превысив установленную скорость движения, ослепленный водитель может резко затормозить, спровоцировав серьезную аварию, и даже потерять направление движения. 

Поэтому, когда вы едете в туннель, не забудьте включить ближний свет фар и габариты, а также строго контролируйте установленную Правилами дорожного движения текущую скорость автомобиля, проверяя ее на спидометре. Если вы неопытный водитель и вам неудобно отвлекаться на спидометр, тогда заранее перед въездом в туннель снизьте скорость (ниже, чем разрешенный ПДД максимум). Включив ближний свет фар и габариты автомобиля, вы позволите другим водителям увидеть вас, что снизит риск столкновения. 

Иллюзия расстояния

Тем, кто не имеет большого опыта вождения, и тем, кто только получил права, нужно обратить внимание на иллюзию расстояния. Также на эту опасную иллюзию стоит обратить внимание тем, кто только недавно пересел на другой автомобиль. Иллюзия расстояния приводит к неправильной оценке дистанции между вашей и впереди идущей машиной.

Несоблюдение дистанции – одно из самых частых и опасных нарушений ПДД, которые приводят к авариям. Например, если вы недавно пересели с хэтчбека на большой внедорожник или на полноразмерный седан, вы можете первое время не чувствовать габаритов автомобиля и ехать по привычке так, что будете держать ту же дистанцию, что и когда ездили на автомобиле меньших размеров.

В итоге ваша дистанция будет недостаточной в случае резкого торможения впереди идущей машины, из-за чего есть большой риск, что вы не успеете остановиться в экстренной ситуации. У тех, кто еще не набрался опыта вождения, также самой частой ошибкой является несоблюдение дистанции, поскольку водители-новички еще не чувствуют правильное расстояние между машинами. И виной всему иллюзия расстояния, которая обманывает водителей насчет истинной дистанции. 

Следовательно, всегда строго соблюдайте дистанцию. Если не уверены, лучше держите дистанцию до другой машины как можно больше. Напомним, что, если вы движетесь в городе, вы должны держать дистанцию до другой машины не менее 15 метров – это приблизительно три длины вашей машины. Если вы движетесь по загородной трассе, обращайте внимание на скорость автомобиля. Разделив вашу текущую скорость на два, вы получите необходимую безопасную дистанцию в метрах.

Например, если вы едете по шоссе со скоростью 60 км/час, то минимальная дистанция должна быть 30 метров. Этот расчет применим только в летнее время на сухом асфальте. На мокрой или скользкой дороге дистанцию необходимо увеличить и снизить среднюю скорость с учетом дорожных и погодных условий. Если вас в дороге застали снегопад, метель, сильный ливень, туман, приводящие к плохим дорожным условиям, вы ДОЛЖНЫ увеличить дистанцию в два раза. 

Иллюзия скорости

Когда мы долгое время движемся с определенной монотонной скоростью, мозг адаптируется к этой скорости, поэтому наша оценка текущей скорости по ощущению может быть не совсем обычной. Мы можем ошибаться, считая, что движемся медленно, но по факту движение транспортного средства может быть довольно-таки быстрым.

Особенно это опасно, когда вы после долгого движения по скоростному шоссе или автостраде съезжаете в населенный пункт, где, как правило, движение ограничено скоростью 40 км/ч, 50 км/ч или 60 км/ч. Но многие водители, привыкнув к скорости на шоссе, продолжают движение по населенному пункту с прежней скоростью, нарушая ПДД и создавая на дороге опасную ситуацию.

На эту иллюзию скорости должны обратить внимание все водители, а особенно новички, которые, не имея опыта, могут начать входить в повороты на той же скорости, с которой ехали по скоростной трассе. В итоге это может привести не только к штрафам за превышение скорости, но и к ДТП. 

Поэтому после того, как вы ехали с большой скоростью по шоссе, въезжая в населенный пункт или съезжая с автострады, обратите внимание на свою текущую скорость и снизьте ее заранее согласно предписаниям ПДД. Также, съезжая со скоростной дороги, расслабьте вашу ногу на педали газа, включите ваш мозг, который, возможно, устал от долгого монотонного движения по шоссе, и восстановите свое чувство скорости, чтобы продолжить движение, не нарушая установленные правила. 

Иллюзия ширины

Во время движения по бульвару вид деревьев по обеим сторонам дороги может давать водителям ощущение движения в узком проезде. Причем чем выше скорость, тем уже будет казаться дорога, по которой вы едете. Но как только деревья исчезнут (например, по сторонам дороги начнется открытое пространство), у вас сложится впечатление, что дорога стала шире. Многие в этот момент могут волей-неволей, не осознавая это, прибавить скорость автомобиля. В итоге машина будет ехать намного быстрее, чем будет казаться водителю. Так не только легко налететь на штрафы с камер, но и оказаться в аварии. 

Иллюзия поворотов и прямых

Под влиянием географических факторов дороги не всегда могут быть прямыми, а также водителей всегда ждут в дороге большие или маленькие повороты. Когда мы едем, мы обычно разгоняемся на прямых участках, а затем, как правило, замедляемся перед поворотами. Эта привычка может сыграть с любым водителем злую шутку. Особенно когда идет речь о движении по горным дорогам, перевалам и т. п.

Например, представьте: вы движетесь по извилистой горной дороге в сторону города Сочи, где небольшие прямые участки резко сменяются затяжными поворотами (горный серпантин дорог). После длительного движения обычно водители привыкают к постоянным разгонам по прямым участкам и к бесконечным поворотам.

Некоторые уже интуитивно начинают чувствовать перед каждым поворотом его угол и становятся слишком самоуверенными. Но горная дорога никогда не прощает малейших ошибок. Ведь каждый поворот по-своему уникален и может иметь совершенно разный угол поворота. А когда вы движетесь по незнакомой дороге, вы можете не справиться с управлением на больших поворотах. Также, привыкнув разгоняться на прямой после каждого поворота, вы можете, начав разгон, не сообразить вовремя, что после поворота начинается другой резкий поворот, а не прямой участок, и не успеть снизить скорость. В этом случае все может завершиться плачевно. 

Поэтому все водители должны уделять особое внимание при движении в поворотах, всегда увеличивая в таких местах дистанцию до других автомобилей, оставляя себе достаточно места для успешного прохождения поворота. И, конечно, нельзя забывать, что безопаснее всего проезжать повороты на низкой скорости. 

Иллюзия времени

Настроение водителей очень сильно может влиять на управление автомобилем. Когда водитель находится в хорошем настроении, ему кажется, что время летит очень быстро, а когда расстроен –обычно он чувствует, что время течет медленней. Кроме того, когда вы куда-то спешите, всегда возникает ощущение, что времени катастрофически мало.

Это обычно вызывает суету у водителя и провоцирует менее внимательное вождение. Но ради безопасности водители, даже если опаздывают, не должны суетиться и нервничать. Ведь именно из-за подобных вещей часто случаются дорожно-транспортные происшествия. Главное – осознайте, что, если вы опаздываете, вам кажется, что время бежит в два раза быстрее. Увы, так работает наш мозг, создавая подобное странное восприятие мира. 

Поэтому независимо от дорожных условий и обстоятельств вы должны контролировать свое поведение за рулем: вести себя терпеливо, внимательно, не суетиться, обязательно отслеживая скорость автомобиля, и обеспечивать должную безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения. 

Итог

Из-за влияния многих факторов у водителей часто возникают различные иллюзии вождения, что приводит к неправильной эксплуатации и даже к несчастным случаям на дороге. Поэтому каждый водитель должен понимать, как возникают подобные дорожные иллюзии и как с ними бороться, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. 

световая чувствительность

Основную роль в деятельности
водителя играют зрительные
ощущения
. Благодаря
им водитель получает информацию о
положении управляемого автомобиля на
дороге, объектов на ней, о форме, цвете,
размерах этих объектов, о показаниях
приборов. Слуховые
ощущения
дают информацию
об источниках звуков (шум от агрегатов
автомобиля, звуковые сигналы
участников движения). Кожно-мышечные
ощущения
информируют
о положении тела в пространстве и о
взаимодействии рук и ног с органами
управления, вестибулярные
сигнализируют об
изменении скорости и направления
движения автомобиля, а вибрационные
— о состоянии дорожного покрытия и
характере работы отдельных частей
автомобиля. Обонятельные
ощущения
могут
информировать о наличии в кабине паров
топлива и отработавших газов, а тепловые
— об изменении
температуры на рабочем месте.

У разных людей ощущения
неодинаковы. Они зависят от их природных
данных, возраста, тренированности и
опыта, профессиональных знаний, навыков
и других качеств. Опытный водитель
точнее начинающего ощущает разницу в
освещенности дороги при ограниченной
видимости, скорее замечает шумы, типичные
для неисправных сопряжений автомобиля.
Ощущение у одного и того же человека
изменяется в зависимости не только от
опыта, но и от его
состояния.

Благодаря зрительному
ощущению к человеку поступает около 85
% всех
сведений, необходимых для управления
автомобилем. С помощью зрения человек
способен обозревать достаточно большое
пространство, оценивать расстояния до
объектов и между ними.

7. Зрение и его характеристики.
Острота зрения. Глазомер. Световая
адаптация. Ослепление. Изменение поля
зрения взависимости от скорости движения
и плотности транспортного потока.
Зрительные иллюзии и ошибки в оценке
дорожной обстановки

Видимое
пространство, которое человек может
охватить взглядом при неподвижном
глазном яблоке, называется
полем
зрения
.
Поле зрения одного глаза при разглядывании
белого фона распространяется в среднем
к наружной стороне глаза на 90°, к
внутренней на 65, книзу на 75, кверху на
65°. Для цветных объектов поле зрения
значительно меньше. Так, при голубом
цвете оно сокра­щается на 15, а при
зеленом на 50> %. Поле
зрения двумя глазами составляет 120-130°
и практически охватывает все пространство
перед автомобилем (рис. 3). Поле зрения
не остается постоянным. Оно может
расширяться и сужаться. При значительном
сужении поля водитель может упустить
важные детали дорожной обстановки на
перекрестке, например не заметить
пешехода, поэтому допустить серьезные
ошибки при оценке обстановки. Лица, у
которых поле зрения сужено более чем
на 20°,

Рис.
3. Поле зрения человека: 1
— граница совмещения
поля зрения; 2
левого глаза; 3—
правого глаза; 4
— поле периферического
зрения; 5
поле центрального зрения; 6
— граница
удовлетворительного зрения

к управлению автомобилем не допускаются.

Способность глаз
получать отчетливые изображения
предметов, находящихся на разных
расстояниях, обеспечивается аккомодацией.
Способность различать
форму предмета даже на значительном
удалении от глаза называется остротой
зрения
, которая
определяется минимальным расстоянием
между двумя точками или линиями, когда
глаз воспринимает их раздельно. Наиболее
острое зрение -центральное в конусе с
углом 3-4°, хорошая острота зрения — в
конусе 7-8°, удовлетворительное- в конусе
12-14° (рис. 4). Предметы, расположенные за
пределами 14°, обычно видны без ясных
деталей и цвета. Острота бокового зрения
ниже в 4 раза, чем острота центрального.
При нор­мальной остроте зрения водитель
четко ощущает форму дорожных знаков и
все объекты на дороге. Близорукий
водитель хорошо видит показания приборов
на щитке, но плохо видит дорогу, а
дальнозоркий, наоборот, четко видит
дорогу и хуже показания приборов.

Рис. 4. Зоны остроты зрения

Зрительное восприятие
объекта зависит от его видимости.
Видимостью называют
возможность различать особенности
окружающей обстановки, которая зависит
от освещенности предметов и прозрачности
воздушной среды.

Характеристиками видимости служат
дальность и степень видимости. Под
дальностью видимости понимают минимальное
расстояние, на котором рассматриваемый
объект невозможно различить на фоне
окружающих предметов. Дальность видимости
зависит от яркости объекта и контрастности
его относительно фона, а также от скорости
движения (табл. 1).

Таблица 1

Объект

Дальность
видимости, м, при
скорости
движения, км/ч

40
60
80

Покрытие дороги
(состояние)

Встречные
автомобили

Общее направление
дороги

25
43
57

200-300
200-500
300-500

200-1000
500-1000
1000-15
000

Степенью видимости называют возможность
различать отдельные детали наблюдаемого
предмета. Степень видимости зависит от
яркости и контрастности объекта, а также
от его освещенности. Видимость ухудшается
в темное время суток, в тумане, в дождливую
погоду, при снегопаде и движении по
пыльной дороге.

В темное время суток зрительное восприятие
резко ухудшается из-за плохой освещенности
дороги, а также при засвете глаз
(ослеплении) водителя светом фар встречных
транспортных средств. Фары высвечивают
лишь узкое пространство перед автомобилем.
Часть дороги и многие предметы на ней
не освещаются, и водитель может лишь
догадываться о возможных помехах. В
освещенной зоне объекты появляются
внезапно, и время на их опознание
увеличивается. В темное время суток и
при плохой видимости водитель может
воспринять за 1 с лишь 1-2 объекта.

Большое значение имеет контрастность
наблюдаемого объекта и фона. Летом
водитель на фоне темной дороги увидит
на большем расстоянии пешехода, одетого
в светлую одежду, и может не заметить
пешехода в темном костюме. Зимой на фоне
заснеженной дороги, наоборот, отчетливее
выделяются пешеходы в темной одежде, а
пешеходы в светлом почти незаметны.

В темное время суток почти невозможно
цветоощущение предметов и они различаются
не по цвету, а по контурам и яркости. При
недостаточной яркости и отсутствии
контрастности водитель не различает
контуров объектов. Поэтому ночью
расстояние обнаружения объектов
сокращается вдвое по сравнению со
светлым временем, хотя водителю может
казаться, что они находятся далеко.

Из-за резких колебаний
освещенности дороги в темное время
суток зрению водителя приходится
приспосабливаться к каждому новому
участку дороги. В течение времени
адаптации способности различать предметы
и оценивать их характеристики ухудшаются
еще сильнее. Опасными являются и темновая,
и световая
адаптация.
Если после
продолжительного пребывания в темноте
включить яркий свет, то в глазах появляется
небольшая боль. Однако почти одновременно
человек все видит, так как для световой
адаптации требуются доли секунды. Для
полной темновой адаптации после сильного
засвета глаз (в зависимости от силы
света, интенсивности его нарастания и
индивидуальных особенностей водителя)
может потребоваться от нескольких
секунд до 2 мин. Для водителя особенно
опасно внезапное ослепление на поворотах,
на переломах вертикального профиля
дороги или на перекрестках.

При управлении автомобилем
водитель может неправильно воспринять
какие-либо предметы и явления. Такое
искаженное восприятие называется
иллюзией.

На поворотах или при выполнении обгона
дорога может показаться водителю уже,
чем на самом деле. Относительно пологие
подъемы, следующие за затяжными спусками,
воспринимаются более крутыми, круговые
кривые -эллипсами, а повороты — более
сложными. При искусственном освещении
сухое асфальтовое покрытие блестит и
кажется мокрым. Если фары автомобиля
неправильно отрегулированы, создается
иллюзия движения по пересеченной
местности: когда фары светят слишком
низко, кажется, что автомобиль движется
по спуску. Движение автомобилей с темной
окраской кажется более медленным, чем
в действительности. Этим объясняется,
что автомобили темных цветов значительно
чаще попадают в ДТП.

Склонность к иллюзиям усиливается при
неправильной рабочей позе и ослабленном
внимании, при утомлении, алкогольном
опьянении, а также под влиянием
отрицательных эмоций (сомнения, страх,
неуверенность). Надежными средствами
борьбы с иллюзиями являются правильный
режим труда и отдыха, развитие навыков
распределения внимания, знание водителями
своего характера и причин возникающих
у него иллюзий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автомобиль, как правило, не совершает аварии. Как правило, ДТП случается из-за того, кто управляет автомобилем, но а человеку свойственно ошибаться. Сегодня с Ларисой Мищенковой — психологом, педагогом-практиком автошколы «Барнаульский Центр Высшего Водительского Мастерства» поговорим об оптических иллюзиях.

Какие оптические иллюзии существуют?

Мы с вами уже говорили о скорости реакции человека на 10-м уроке, сегодня мы продолжим разговор о физиологии. И поговорим о зрении водителя. Вот эти две темы направлены мной не на то, чтобы дать какие-то конкретные рекомендации по управлению, я хочу привлечь наших водителей к мысли о том, что мерить безопасность своего управления нельзя ни стажем, ни маркой автомобиля, ни новыми шинами, ни количеством подушек безопасности.

Мне хочется привлечь внимание к тому, что есть еще очень много факторов, на которые, к сожалению, человек не может воздействовать. Эти факторы влияют на то, как вы доберетесь из пункта А в пункт Б.

Зрение человека так же, как и реакция, имеет свои предельные показатели, давайте мы будем брать за основу 100% зрение. Человек со слабым зрением — это понятно всем, у него будут проблемы. А как же вопрос будет решаться, если у человека 100% зрение? Я вам хочу рассказать и доказать, что даже 100% зрение человека не совершенно, очень интересные моменты связаны с оптическими иллюзиями.

Оптические иллюзии — это ошибки в зрительном восприятии, и причины таких ошибок кроются в наших физиологических особенностях. То есть ошибаться может и человек со 100% зрением, и вообще это норма. И есть такие специальные тесты, которые могут доказать, что зрительный анализатор любого человека абсолютно не совершен.

Примеры оптических иллюзий можно посмотреть в интернете.

Я уверена, что большинство из вас скажут: как же так, я вообще не думал, что так может быть. Я сама через это все прошла и была очень поражена. С одной из оптических иллюзий знакомы все водители — это «мертвая зона», либо «слепая зона», однако это вообще самый минимум. Каждый водитель должен знать, что свет и цвет может очень сильно искажать расстояние и скорость движения автомобиля.

Были проведены специальные опыты, которые подтвердили, что люди по-разному воспринимают скорость движения автомобилей с различным цветом кузова. Сделали они так, на трассу поставили разные автомобили разного цвета, но каждый из них до встречного автомобиля находился на расстоянии 100 м и двигался со скоростью 70км/ч.

Как же воспринимали водители встречного автомобиля ситуацию в зависимости от того, каким цветом был встречный автомобиль?
Черный автомобиль испытуемым казался удаленным на расстояние приблизительно 108 метров, а его скорость оценивалась гораздо ниже — 62 км/ч. Автомобиль синего цвета: казалось, что он находится на расстоянии 104 метра, а скорость его была 69 км/ч.

Оказывается, что расстояние до темных автомобилей кажется больше, а скорость их движения кажется меньше. А вот с автомобилем белого цвета было все наоборот, когда ехал белый автомобиль казалось, что он находится на расстоянии 98 метров, а его скорость 72 км/ч. Когда ехал желтый автомобиль, то казалось, что он находится на расстоянии 96 метров, а скорость его 74 км/ч, то есть здесь получается наоборот, казалось, что он находится к нам ближе, и скорость его была больше. В плане безопасности такое восприятие лучше для каких-то неприятных моментов.

Рекордсменом оказался автомобиль красного цвета. Он воспринимался в следующем режиме: казалось, что он находится на расстоянии 92 метра, а скорость его была 78 км/ч. То есть темные автомобили искажают реальность в более опасную сторону, светлые наоборот.

И в целом для всех марок легковых автомобилей самым безопасным по тяжести последствий ДТП принято считать желтые или красные автомобили. То есть они хоть и создают оптические иллюзии, неправильно воспринимается информация с ними, но она воспринимается в сторону улучшения.

А как еще может обманывать нас наше зрение?

Размеры авто точно так же вызывают оптические иллюзии. Если автомобиль едет крупногабаритный, то нам будет казаться, что он находится чуть дальше, а он в реальности чуть ближе. И еще очень сильно влияет на восприятие дорожной информации контрастность. Пример в тестах: два кружочка одинакового серого цвета одинакового оттенка, если мы один из них накладываем сверху на квадрат темного цвета, а другой наоборот на квадрат серого цвета, то сразу восприятие наше меняется мгновенно. Нам кажется, что ярче тот, который находится в контрасте с темным квадратом. И как только мы уберем эти квадраты и оставим, опять только в поле зрения эти кружки одинакового цвета, они сразу становятся опять одинаковыми. Вот такой парадокс.

Сумерки — это время, которое считается весьма аварийным. Почему?

Самое большое количество ДТП приходится именно на эту часть суток. Положение усугубляется тем, что одежда пешеходов имеет темные цвета и не имеет светоотражающих элементов. Она очень плохо контрастирует с окружающим фоном, все темное и одежда темная, и поэтому пешеходы становятся невидимыми. Это нужно обязательно учитывать в своем вечернем передвижении. Влияние на видимость также оказывает цвет дорожного покрытия.

Если асфальт, по которому мы движемся, светлый, то это очень хорошо. Но если он темный или еще хуже, когда влажный, то сразу создаются дополнительные иллюзии, происходит большое искажение восприятия дорожной информации. И особенно серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля. Видимость резко ухудшается, хотя мы с вами привыкли и каждый день сталкиваемся с понятием «ослепление».

И мы не отводим этому достаточного внимания, мы продолжаем ехать, не снижая скорости, однако исследования показали, что процесс восстановления зрительных функций после ослепления может колебаться в очень значительных пределах, и у некоторых водителей он будет достигать 10 секунд. Чтобы ваше зрение начало снова видеть на 100% после ослепления фарами может пройти до 10 секунд.

Я каждый день езжу по слабоосвещенным или вовсе неосвещенным участкам дорог, где водители невольно ослепляют друг друга даже ближним светом фар. Я вижу много машин, которые не снижают скорость перед встречными авто. А всегда ли мы выбираем разумную и безопасную скорость в темное время суток во время дождя, когда в каждой капле отражаются фары машин, уличные фонари и даже свет луны? Все эти блики сильно мешают нашему зрению. Некоторые водители ночью едут в привычном для них «дневном режиме» с теми же малыми дистанциями и боковыми интервалами на высокой скорости.

Ослепление может быть таким сильным, что наступит полная потеря зрения. Хотя вам так не будет казаться, ведь очень уж кратковременный этот отрезок по времени. А давайте попробуем и сымитируем ослепление. Представьте, что вы закрыли глаза всего на 5 секунд и едете при этом в плотном потоке по центральному проспекту, где через каждые 70 метров пешеходные переходы. Впереди едущая машина начинает интенсивно тормозить. Вы можете себе позволить ехать, не контролируя ее? Вот и в ослепленном состоянии нельзя ехать с маленькой дистанцией и на неразумно высокой скорости.

А если в этот миг ребенок пойдет через дорогу?

Неприятно и страшно даже представить себе такое. Поэтому призываю прочувствовать это на себе и принять соответствующие меры. Обязательно после нашего урока познакомьтесь с оптическими иллюзиями, что называется вживую. Мы сегодня с вами говорили о зрении, вернее, о его несовершенстве за счет интересной формы зрительного искажения – оптических иллюзий. Давайте будем помнить: если ваше зрение стопроцентно, то доверять ему на 100% все равно я бы не советовала.

В следующий раз в «Автоклассе» поговорим о том, нужно ли рисковать за рулем и стоит ли это делать вообще, если речь идет о вождении автомобиля.

Все советы и уроки контраварийного вождения для начинающих и для водителей со стажем от профессионалов автошколы БЦВВМ. 

Фото: Фактрум.

Оптические иллюзии

Все люди разные. И в то же время их объединяют некоторые особенности и общие недостатки человеческого организма. Например, кошки видят лучше нас, собаки имеют нюх, который нам и не снился, есть недоступный человеку ультразвук и многое другое. Короче говоря, недостатки у человеческого организма есть. Можно о них только поговорить, а можно сделать для себя практические выводы, которые пригодятся в деле обеспечения безопасности при вождении автомобиля.

Посмотрите на рисунок 51 а. Ну как, нравятся Вам эти «лохматые кривули» в квадрате?

Мне же не нравится то, что все мы (за очень редким исключением) приняли эти прямые и параллельные линии за кривые и гнутые.

Рис. 51. Оптические Иллюзии

«О чем это он? Где это здесь прямые, да еще и параллельные?» – недоуменный вопрос подавляющего большинства читателей.

Тем, кто не видит, придется взять в руки линейку, чтобы убедиться в том, что диагональные линии – прямые и параллельны друг другу!

А что там с кружочками на следующем рисунке (рис. 51 б)?

Если взять в руки циркуль или все ту же линейку, то выяснится, что центральный кружок, как на левом, так и на правом рисунке имеет одинаковый диаметр!

Что поделаешь, опять нас подвело несовершенство человеческого организма.

Думаю, теперь все убедились в том, что поначалу мы неправильно восприняли реальную действительность. И это очень серьезное заявление. Ведь водитель, управляющий автомобилем, при восприятии дорожной обстановки тоже подвержен иллюзиям.

Да-да, то, что мы сейчас с вами на себе ощутили, называется – иллюзия. Не пугайтесь, это не галлюцинация, но при стечении некоторых обстоятельств можно заработать и ее. А пока давайте немного поговорим об иллюзиях на дороге.

Предусмотреть все возможные варианты иллюзий, конечно, не получится, но некоторые из них общеизвестны, и каждый водитель должен знать, что при определенных условиях он может неправильно воспринимать дорожную обстановку.

Однажды мой пассажир (мой друг и «новичок» на дороге) недоуменно спросил: «Ты чего остановился? Ведь он еще далеко!»

Случилось это осенью в сумеречное время при несильном тумане. Мне предстояло повернуть налево на небольшом перекрестке. Издалека, как нам обоим казалось, к перекрестку приближалась встречная машина. Мой пассажир не успел еще договорить свою фразу, как мимо нас на большой скорости пронеслась темно-синяя «Волга».

После этого мой друг выдавил из себя уже совсем другую фразу: «Как это? Он же был далеко! Давай объясняй, почему ты остановился, у тебя глаза другие что ли?»

Пришлось ему объяснять почти все из того, что Вы можете прочитать ниже.

Искаженное восприятие скорости и расстояния

Цвет автомобиля, оказывается, имеет большое влияние на безопасность дорожного движения. Экспериментальным путем установлено, что подавляющее большинство людей неодинаково воспринимает движущиеся предметы, окрашенные в различные тона.

Кажется, что темной окраски автомобиль движется где-то там вдалеке с небольшой скоростью, а на самом деле его скорость значительно выше и находится он к нам ближе, чем казалось.

И наоборот. Кажется, что автомобиль, имеющий светлую окраску, со страшной скоростью уже подъехал к нам близко-близко, а на самом деле он едет не спеша и находится от нас еще далеко.

Делаем выводы:

  • Скорость движения темного автомобиля и расстояние до него – недооцениваются.
  • Скорость движения светлого автомобиля и расстояние до него – переоцениваются.

И это самые настоящие иллюзии. Правда, оттого, что данной проблеме нашлось определение, нам легче не стало. Надо делать практические выводы о том, что окраска автомобиля влияет на безопасность дорожного движения. Садясь за руль своей машины, стоит подумать о том, как другие водители и пешеходы будут воспринимать Ваш автомобиль в движении. Да и самому не стоит забывать о возможных ошибках в восприятии соседей по дороге, имеющих различную окраску.

Автомобиль, имеющий светлую или яркую окраску, является более безопасным по сравнению с автомобилем темного цвета и блеклых тонов.

Что там у нас дальше? Туман? К сожалению, не только туман или пасмурная погода, но и обычные сумерки дают эффект иллюзорного восприятия скорости и расстояния. Кажется, что все машины движутся с малыми скоростями и на значительном от Вас расстоянии, хотя на самом деле все совсем наоборот:

В пасмурную погоду, в тумане и в сумерках скорость движения автомобилей – недооценивается, а расстояние до них – переоценивается.

Какие еще сюрпризы преподнесет нам действительность? Поверьте, сюрпризов хватает.

Например, крупные предметы человек воспринимает лучше, чем мелкие.

Ну и что из того? Это известно всем!

А то, что мотоцикл, который показался на горизонте, окажется около нас намного раньше, чем мы на то рассчитывали.

И все совсем наоборот в случае с большим грузовиком. Он будет долго и нудно сближаться с нами, хотя казалось, что он вот-вот подлетит к нашей машине.

Делаем очередные выводы:

  • Скорость движения мотоцикла и расстояние до него – недооцениваются.
  • Скорость движения крупногабаритного транспорта и расстояние до него – переоцениваются.

вернуться к оглавлению «Уроки вождения»

Известно, что мозг человека легко обмануть с помощью оптических иллюзий. Данное явление превращается в проблему при вождении автомобиля. Даже незначительный зрительный обман способен привести к катастрофе, а их существует не один десяток. Именно поэтому необходимо знать о самых опасных оптических иллюзиях, ведь предупрежден, значит, вооружен.

Иллюзия темных машин

Данный зрительный обман заключается в том, что автомобили темного цвета при плохом освещении кажутся ближе, чем они есть на самом деле.

Если по дороге параллельно друг другу будут ехать две машины: одна темная, а другая — светлая, то визуально будет казаться, что темный автомобиль едет медленнее и находится ближе белого. Это может сказаться на оценке дорожной ситуации и, как следствие, на возникновении аварии, например, при попытке обгона при движении по встречной полосе.

Выход из ситуации простой — воспользоваться дальним светом, осветив темный автомобиль для адекватной оценки расстояния до него и скорости, с которой он движется.

Иллюзия скорости

Данный тип обмана зрения возникает при длительном монотонном движении по трассе или в тоннеле. Опасность заключается в неадекватном восприятии скорости автомобиля. Человеку начинает казаться, что скорость авто незначительная и он машинально разгоняется все сильнее. В результате при экстренном торможении или вираже водитель не учитывает возросшую скорость и попадает в аварию.

Бороться с данной проблемой помогает бортовой компьютер или навигатор, подающий звуковой сигнал при превышении скоростного ограничения. Также этим занимается дорожная полиция путем применения радаров, но это уже совсем другая история.

Иллюзия большого расстояния

Большие предметы на расстоянии кажутся меньше, чем они есть на самом деле — нарушается правильная оценка расстояния до объекта.

Большой грузовик или фура кажется маленькой и водитель думает, что до нее еще далеко. Неожиданностью становится внезапное ее появление перед глазами, человек не всегда успевает среагировать и затормозить.

Для борьбы с таким явлением нужно соблюдать скоростной режим движения, тогда при резком торможении водитель успеет остановиться, какое бы препятствие перед ним не возникло.

Иллюзия расширенной дороги

Возникает вследствие неправильной оценки ширины проезжей части.

Человеческий глаз рассчитывает эту величину относительно высоты расположенных рядом вертикальных объектов. Например, при движении по улице с высокими деревьями, заборами или домами, расположенными по краю дороги, водителю кажется, что проезжая часть уже, чем в действительности, и он сбрасывает скорость. А при исчезновении данных объектов кажется, что дорога стала шире, и он прибавляет скорость, начиная вести себя смелей, хотя по факту ничего не изменилось.

Если водитель знает о существовании такого явления, то он будет внимательнее на дороге. Особенно на тех ее участках, где систематически появляются вертикальные объекты. Примером неадекватной оценки ширины дорожного полотна может служить ситуация с водителем, который, пытаясь обогнать грузовик, выезжает на встречную полосу, не учитывая то, что встречному авто просто некуда деться на узкой дороге. В результате происходит ДТП.

Иллюзия поворотов

Данный тип свойственен горным трассам и перевалам, изобилующим поворотами разных радиусов. В какой-то момент на такой дороге водитель перестает адекватно оценивать крутизну поворотов. Очень часто круговые участки кажутся эллиптическими, отрезок дороги может показаться короче, чем на самом деле, и более крутым.

Бороться с авариями в данных условиях помогают яркие указатели поворотов, установленные на отбойниках. В ночное время на такой дороге нужно включать дальний свет и все имеющиеся на автомобиле фары.

Иллюзия крутых спусков

На крутом спуске с поворотом водителю может показаться, что участок дороги впереди сильно сужается. Связано это с ухудшением пространственного зрения. Данное явление заставляет водителя прижиматься к центральной оси дороги. Опасно это тем, что на повороте он может столкнуться со встречным транспортом.

Нужно помнить, что на тех участках дороги, где она реально сужается, установлены знаки, сообщающие об этом. Там же, где знаков нет, имеет место обман зрения. В любом случае, перед каждым поворотом на крутом спуске следует сбрасывать скорость и быть особенно внимательным.

Управляя автомобилем, нужно помнить, что мозг человека очень легко обмануть — такие явления случаются повсеместно. Оптические иллюзии на дороге очень опасны своими последствиями, именно поэтому за рулем необходимо быть предельно внимательным, особенно на незнакомых участках и в ночное время.

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • И надо было мне ошибку допустить
  • Зрительно пространственные ошибки при дисграфии
  • И на этот раз я не допущу ошибки
  • Зрители были шокированы прекрасной игрой актеров какая ошибка
  • И на покорную рояль властительно ложились руки ошибка