Знаю правила но пишу с ошибками

Если ребенок пишет с ошибками

  • Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.
  • Самое главное правило звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о».
  • Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь «о» или здесь «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.
  • Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть желание.
  • Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
  • За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».
  • Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
  • Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
  • В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
  • Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.
  • «Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
  • С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.
  • Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
  • Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

  • Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.
  • В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика — великая вещь! Попробуйте.

Пропуск букв в словах

-Одна из главных проблем правописания — необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» — «Да». — «Глазки видят?» — «Да». — «Тогда прочитай, что у тебя получилось!» Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

-В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

-Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:

— ребенок первый раз слышит слово;

— ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;

— ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

-Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

— у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;

— ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

-Далее предлагаются упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.

«Магазин»

Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а — ароматный; м — маленькая;

р — рубиновый; ы — ы-ы!;

б — большой; ш — шуршит;

у — укатить домой!; ь — мягкая шубка,

з — звонкий;

-Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического (понятийного) образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок… Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет… Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда…» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него…» (табурет, билет, балет).

  • Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:

_тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:

о_ _а_ _ый _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.

  • Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.
  • При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

«Неудачный робот»

Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:

по_ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ де _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

«Волшебный диктант»

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «+», слова с гласной «е» — «!», а все остальные — «/».

Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так:

/ + / / + / !

Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.

С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

«Словесный мяч»

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус — слово — окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется.

Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

«Словесные цепочки»

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз — бузина — народ -родник — никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

«Бухгалтер»

Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг — вторая буква».

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах — от 3 до 7.

Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

«Виселица, или «Балда»»

Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово «апельсин» будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н .

Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».

Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово — победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.

«Матрешки»

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10×18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.

Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается «говорун», который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: «Мое!» — и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, посёлок, красивая, коса, плуг, электричество, стройка, перепёлка, грабёж, конус.

Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг, три, рой, ёлка, ёж, ус.

Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.

Примечание: в упрощенном варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их состав короткие слова.

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о «глупых» ошибках.

Если ваш ученик слишком неусидчив и часто отвлекается — помогите ему.

Словесные замечания не очень эффективны, в силу своих возрастных особенностей дети умело пропускают их мимо ушей.

В первом — втором классе у них ещe не развито произвольное поведение (то есть умение действовать активно, самостоятельно, без поддержки со стороны).

Вот два способа, как этого добиться — просто и эффективно.

Предположим, ребёнок делает уроки.

Первый способ. «Секундомер».

  • Вы садитесь рядом, берeте в руки секундомер, а ребeнок делает уроки. Как только он отвлекается, вы включаете секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения и подсчитать «чистое» время, которое потребовалось для того, чтобы сделать задание. Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: «почему так долго делаются уроки».

Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.

Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребенок тут же снова берется за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).

Если секундомера нет, подумайте, чем можно его заменить. Например, секундная стрелка и запись на листочке.

Способ второй. «Песочные часы».

Даете задание, переворачиваете песочные часы и уходите.

Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как «течет» время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности. Самому.

Пытаться применять.

Причем не ограничивая занятия тетрадью и специально отведенным на это временем, а стараясь разнообразить области применения.

Писать друг другу записки, сообщения в соцсетях, писать эссе, короткие рассказы, сочинять стихи, песни. В идеале — посоревноваться с другими детьми. Для этого есть масса настольных игр со словами, там без орфографии никуда.

Проблема «знаю, а применить не могу» встречается очень часто.

Причина — механическое запоминание. Работает левое полушарие, а эмоционального вовлечения нет.

Хороший преподаватель на уроке обязательно подведет теорию через практику. Но современные ученики и учителя слишком загружены.

Я среди прочего преподаю иностранный язык взрослым и часто сталкиваюсь с этим явлением. Причем приходится людей буквально переучивать не опираться на механическую память, а воспринимать теорию целостно — не отделяя от своих настоящих, живых дел.

В качестве дополнительной помощи следует постараться снизить на такого ребенка нагрузку. Если он уже начал зубрить, это крайне вредно для развития умственных способностей. В дальнейшем ему это только помешает. Нужно постараться добавить в занятия больше эмоций, практики, открытий. Например, пусть постарается сам вывести правило, прочитав текст в литературном произведении.

Волевое запоминание правил лучше вообще свести до минимума. А преподавателю — исключить давление.

Напомню, что великие ученые далеко не всегда блистали прекрасной памятью. Ричард Фейнман, например, признавался, что память у него очень плохая, и становилась хорошей только при интенсивной работе. При этом он понимал суть физических формул и поражал всех умением выполнить в уме казалось бы сложнейшие операции. А они не были сложными для того, кто видит в них живую кровь. Также и здесь. Любое правило — это не надпись на бумажке. Оно произрастает из самой жизни, и нужно для жизни.

InnaV­VV
[22.3K]

2 года назад 

Мы добились успехов по грамотному написанию так. В период изоляции с конца мая и по начало августа каждый день писали диктанты. Сначала я не верила в успех. Ошибок было полно. Причем после каждого диктанта слова с ошибками писали по 10 раз и букву с ошибкой выделяли другим цветом.Раз в неделю был диктант по ошибочным за неделю словам. Вначале он был тоже неутешителен. Одни и те же ошибки. Но к концу июля как-то незаметно ошибок становилось все меньше. Причем я пыталась на уровне знаний внучки ей объяснять написание ошибочных слов. Вобщем написание этих диктантов нам помогло. Запустился интерес к русскому языку. Второе — это чтение книг. Но диктанты писались с большей охотой. За книгу усадить проблематично. Так писАть,писАть и еще раз писАть. Она сейчас в 3-м классе. Тексты диктантов можно найти в интернете. 70-80 слов. Сначала хвалила просто из педагогических соображений, а потом искренне. Ребенку необходима похвала.

З В Ё Н К А
[826K]

2 года назад 

Применить какое-то правило никогда никому не удастся, если у человека нет в голове единого образа слова (словоформы) и образа ряда подобных слов. Если ребёнок не умеет поставить в один ряд «пишешь» и «слышишь», «шары» и «мячи», «ненавидеть» и «негодовать», то правила не применятся.

Самое главное — больше читать. Если ребёнок умеет писать, то он и читать должен.

Кроме того, выполняйте с ним упражнения, в которых будут ряды словоформ с одной и той же орфограммой.

Посмотрите на многих взрослых. Они, может быть, что-то помнят про «жи и ши» или про «не с глаголами», но что толку от этого, если они не читают? Их письменная речь будет безобразной.

Поэтому пусть ребёнок читает, пишет пишет под диктовку непростые для него слова.

DartF­allen
[68.2K]

2 года назад 

Я не особо сильный педагог, да и в методике преподавания полный профан. Буду приводить пример из своей жизни. Не могу сказать, что не знаю правил написания и произношения русских слов, то бишь орфографии. Львиную долю правил конечно знаю и помню, но поверьте, мало сообразно своё письмо с ними. То есть хочу сказать, что не вспоминаю мучительно какое правило нужно использовать в том или ином случае. Нет, иной раз бывает, но достаточно редко. Просто знаю как писать и всё тут. И делаю вывод, что произошло так по той простой причине, что в своё время много читал. И не переписку в чатах или СМС-сообщения. И уж тем более не тексты правленные компьютерными программами. А читал обычные книги, бумажные, изданные в советских издательствах.

Все дело в том, что в те далекие, «волосатые» времена за тем что печатают очень жёстко следили. Были и редакционные и службы, и коррекционные. То есть если хочешь узнать как правильно пишется слово просто открой книгу или газету. Там все слова точно написаны без орфографических ошибок.

К чему я всё это? Да к тому, что есть такое понятие как зрительная память. Неосознанно человек запоминает правильное (или не правильное ) написание слов.

Нынче же пишут всё что не лень. Даже матерные слова пишут с жуткими ошибками. На это многие обращают внимание.

Теорию знать конечно хорошо (и нужно), но без практики далеко уехать трудновато.

Вот как-то так…

Казуа­р
[155K]

2 года назад 

Пишу со слов жены, педагога-филолога с 22-летним стажем преподавания в школе. Эта проблема встречается достаточно часто, когда ребенок переходит из начальной школы в старшую. Педагоги называют ее проблемой теории и практики. Как бы хорошо ученик ни знал теорию, без методичной отработки на практике результата не будет. То есть, единственное решение этой проблемы — отрабатывать теорию практикой, методично и нудно прописывать раз за разом орфограммы, добиваясь механической памяти. Только после того, как ребенок прописал тридцать примеров с трудной орфограммой, он будет ее определять в любом примере автоматически, на уровне подсознания. Не случайно в современном стандарте ФГОС по русскому языку несколько уроков в начале первой четверти в любом классе отводится на повторение изученного в предыдущем — таким образом освежается механическая память детей, ослабленная летними каникулами.

Юрий Радио­нов
[401K]

2 года назад 

Я, к сожалению, то же не педагог и по этому, мое мнение можно воспринимать, только как для принятия к сведению.

Так вот.

Я полностью согласен с теми, кто написал, что знание правил орфографии, это конечно очень хорошо. Но начать применять их ребенку будет очень трудно, пока в его голове не появится некий единый образ построения предложений.

А для того, чтоб такой образ появился, начинать, конечно, нужно не с написания диктантов. А с чтения книг. Причем чтения вслух.

Со временем, чтение книг, нужно дополнять переписыванием из книг небольших текстов. Чтоб ребенок визуально запоминал, как пишется то или иное слово. То или иное предложение.

А диктанты нужно начинать писать, уже на завершающем этапе. Для проверки и закрепления полученных ребенком знаний и навыков.

Я, именно так начинал учить русский язык.

Ошибок у меня конечно и сейчас ещё много. Но уже никто, даже не подумает о том, что я могу быть иностранцем.

pozit­ivnos­t
[14.1K]

2 года назад 

Комики рассказывали как родители занимались помощью ребенку. Например брата Азамата, который ведет передачу «Логика» просто применяли рукоприкладство. Такое обучение не очень хорошо повлияет на психику обучаемого. Аль Капоне например подрался с учителем и в школу больше не ходил, он вступил в мафиозную семью и его любили журналисты, так как он любил общаться и давать советы как мафиози должен поступать. Журналисты удивлялись его остроумным методам управления мафией. Он смог без орфографии организовать поставки алкоголя по стране во время сухого закона. Смог организовать сеть прачечных, где отмывал деньги. Организовал столовые, где кормил бедное население.

julie­tka
[126K]

2 года назад 

Чтение. Вот проблема большинства современных детей. Они не читают. Соц.сети и форумы, чаты в интернете не в счёт. Там пишут как Бог на душу положит, этим они вредны — ошибка на ошибке. Читать надо нормальную литературу. Зрительную память никто не отменял. Многожды прочитав слово, ты уже на автомате напишешь его правильно, не задумываясь о правиле.

Я в детстве не особо учила правила орфографии и пунктуации, но по русскому у меня было «отлично», и сочинения я писала легко. Любила читать и читала много.

Писать каждый день небольшие диктанты или изложения — это хорошо. Но представляю, как трудно на это уговорить ребёнка. У меня сын в 5 классе. Я его не заставляю заучивать правила, главное раз-два прочитать и понять. Летом мы писали небольшие диктанты по 80-100 слов, чтоб совсем не разучился писать. Без особой радости с его стороны. Но мама сказала «надо». Книги читает, и я этому рада.

Надеж­да Кот
[29.1K]

2 года назад 

ПЕРВОЕ — спокойствие.

ВТОРОЕ — вселить в ребенка спокойствие внушить ему , что он грамотный человек.

Когда научится приенять правила русского языка — тогда и будут ему лавры и почет.

Медве­д
[141K]

2 года назад 

Диктанты — это, конечно, эффективное средство. И для начала все слова должны быть на то правило, которое сейчас закрепляете.

Дойдёт до автоматизма — тогда следующее правило.

Пусть сам придумывает примеры на каждое правило.

Спешить не нужно с диктантами на разные правила.

Но есть ещё способ, о котором редко говорят. Если ребёнок много читает, его правописание становится значительно более грамотным. Читать можно и вслух, и про себя. Книжки должны быть интересными, захватывающими внимание.

Знаете ответ?

• оптическая – возникает при нарушении зрительного и пространственного анализа. Каждая буква состоит из палочек, овалов и других элементов. Если зрительное восприятие у ребенка нарушено, он не понимает разницы, которая существует между буквами. Естественно, он не может их правильно писать;

• аграмматическая 
– эта форма может быть вызвана недоразвитием грамматического строя речи. Дети пишут с ошибками, несмотря на все правила грамматики;

• акустическая – выражается в замене букв на другие, близкие по звучанию. Например, букву «ж» заменяют буквой «з»;

• артикуляторно-акустическая – нарушено произношение звуков, поэтому и слова дети пишут неправильно. В этом случае необходимо уделять внимание произношению;

• моторная – встречается очень часто. Выражается она в следующем: ребенок не дописывает буквы в словах, меняет местами слоги, предлоги пишет слитно, а приставки отдельно.

Симптомы дисграфии разнообразны. Ребенок может:

• пропускать буквы в слове;
• не дописывать слова до конца;
• путать парные буквы;
• переставлять местами слоги;
• слитно писать разные слова;
• дописывать лишнюю букву;
• пропускать слова в предложениях;
• не ставить точки в конце предложений;
• правильно произносить, но неправильно записывать.

При дисграфии ребенок часто делает одни и те же ошибки, даже зная правила. Это характерная отличительная черта. Кроме того, почерк обычно некрасивый и неразборчивый. Диктанты писать такому ребенку очень трудно, и делает он это медленно.

В целом такие дети развиты так же, как и их сверстники. Однако могут быть и другие сопутствующие патологии: слуха, речи, зрения.

Причины появления дисграфии

Почему возникает эта проблема? Есть несколько факторов риска:

• леворукость;
• двуязычные семьи;
• нарушение памяти и внимания;
• перинатальные проблемы;
• раннее изучение иностранного языка;
• наследственная предрасположенность;
• травмы и инфекции, которые имели место в раннем возрасте;
• раннее обучение буквам.

Кроме того, на возникновение этого заболевания могут влиять авторитарное воспитание, неврологические проблемы, чрезмерное увлечение компьютером, просмотр программ по телевизору в раннем возрасте.

Как изменить ситуацию?

Полностью убрать дисграфию вряд ли удастся. Однако если начать лечение в раннем возрасте, можно добиться значительных успехов. Работать надо комплексно: ребенок должен заниматься и у логопеда, и дома. Заниматься надо регулярно – практически каждый день.

Вот упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:

• писать короткие диктанты – по нескольку предложений;
• подчеркивать в тексте определенную букву, например, только букву «а»;
• придумывать слова, которые начинаются на определенную букву;
• обводить определенную букву карандашом;
• писать слова, проговаривая все буквы.

Сначала надо прорабатывать одну букву, а когда будут успехи, браться за другую. Потом необходимо прорабатывать парные буквы. То есть, работать с парой. Например, буквы «а-о» или «б-п». В этом случае надо выделять буквы разным цветом (а – красным, о – зеленым).

Учтите, что каждой буквой заниматься придется долго – несколько недель или месяцев. Возможно, надо будет возвращаться к ней снова через некоторое время.

Необходимо прорабатывать и знаки препинания, в том числе, точки. При дисграфии дети часто сливают предложения. Поэтому потребуется тексты, в которых не выделены предложения. Это задание должен выполнить ребенок: поставить точки и написать предложение с большой буквы.

Кроме этих упражнений очень помогает развитие мелкой моторики – лепка, рисование, бисер и другие похожие занятия. Они развивают мозг. Полезно разгадывать ребусы, проходить лабиринты. Эти интересные и полезные занятия можно найти в детских журналах.

Необходимо настроиться на длительную работу, чаще хвалить ребенка за любые, даже небольшие успехи, меньше ругать за ошибки. Нужно иметь в виду, что ребенок не виноват в возникшей проблеме, ведь это не лень, а нарушение в организме. Следовательно, контролировать ситуацию школьник не может. Поэтому любите своего ребенка таким, какой он есть, и помогайте по мере возможностей.

Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург

28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном

Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.

мышление, разум

фото с сайта pixabay.com

Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.

«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.

Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.

«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.

Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.

Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».

«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.

Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.

рука, ручка, почерк, правописание

фото с сайта pixabay.com

Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.

«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Вопрос звучит так:

Помогите разобраться с проблемой. Есть ученица, девочка, учится в 6 классе и, как многие ученики, не любит грамматику, считает ее скучной, быстро устает и не доделывает упражнения. При этом правила знает, может рассказать, но часто делает ошибки в их применении. Чем помочь?

Мне кажется, эту проблему можно решить двумя способами. Разберем, что необходимо для этого сделать.

1. Сформировать определенный тип знания

В грамматике есть два знания:

  • нормативное: когда ученик знает правило, может его рассказать, 
  • процедурное: когда умеет использовать правило, при этом даже не обязательно помнит ли он его наизусть. 

Например, мы, преподаватели, не задумываясь о правилах, пишем и говорим, и только иногда случаются моменты, когда нам приходится что-то вспоминать. Обычно в таких случаях мы говорим, что «нашло какое-то затмение». 

Судя по тому, что ученица может процитировать правила, нормативные знания у нее сформированы. Здесь надо задуматься, понимает ли ученица не только букву, но и значение правила: какой смысл выражает то или иное грамматическое явление. Например, видит ли она, что выбор времен показывает, как описываемое действие относится к моменту говорения:

  • что Past Simple показывает действие, которое произошло когда-то, при этом не важно, когда точно,
  • что Past Continuous описывает действие, которое происходило в точно указанный момент.

И даже если ученица это знает, она может не понимать, к каким ситуациям из ее собственной жизни относятся эти времена и когда их использовать.

Я бы предложил поговорить с девочкой и попытаться «распределить» изученные времена по ее жизненным ситуациям, например:

  • Present Simple — рассказ о расписании уроков,
  • Present Continuous — разговор по телефону (Я не могу пойти гулять, я сейчас уроки делаю),
  • Present Perfect — ответ на вопрос (Ты сходила в магазин? Уроки сделала?) и т.д.

Думаю, ребенку будет интересно сопоставить имеющиеся знания с ситуациями из своей жизни. 

Идеи для подобного сопоставления можно взять в книге Т.Б. Клеметьевой Английская грамматика в диалогах на все времена.

2. Добавить в занятия грамматикой игровые упражнения

Сами по себе упражнения на подстановку или трансформацию довольно монотонны, а игровые приемы помогут сделать их интереснее, добавить эмоций. Это очень способствует запоминанию. 

Вот некоторые типы игр, которые могут пригодиться:

Части речи

Указываем часть речи и называем слово, например, существительное dog. Ученик в ответ называет существительное, которое начинается с последней буквы названного слова, — gate. Следующее имя существительное должно начинаться с буквы е и т.д. В эту игру можно играть и в паре, и со всем классом по цепочке.

The Alibi (Отработка Past Continuous)

На карточках пишем необычные и странные ситуации, например, pushing a dog in a pram, climbing through your bedroom window и т. д. Ученики по очереди вытягивают карточки.

You were seen… (ситуация из карточки). Explain what and why you were doing.

Ученики придумывают объяснения, таким образом примеряя на себя использование этого времени.

Описание истории прилагательным (Отработка Past Simple)

На карточках пишем прилагательные, которые описывают ситуации, например, surprising, shocking, sad, happy, scary и т.д. Ученики по очереди вытягивают карточки. Задача — рассказать о ситуации из жизни, соответствующей прилагательному на карточке. Остальные ученики отгадывают, какая это ситуация: удивительная, шокирующая, радостная и т.д.

Суеверия (Отработка If-clauses) 

Пишем в две колонки вразнобой начало и окончание суеверий из разных культур, например:

  • If you break a mirror… you will have seven years of bad luck.
  • If you open an umbrella in the house… you will have bad luck.
  • If you find a penny… you will have good luck. 

Задача учеников — объединить предложения, соединив начало и конец высказывания. 

После этого имеет смысл рассказать ученикам о происхождении суеверий (например, можно использовать статью 18 Superstitions from Around the World ) и обсудить, есть ли в каких-то суевериях рациональное зерно:

What will happen, if you walk under a ladder and it breaks or falls down?

Угадывание предмета (Отработка глагола Can)

Один игрок загадывает предмет из числа находящихся в комнате. Второй — задает вопросы с Can чтобы отгадать, что это за предмет, например, Can I eat it? Can I draw with it? и т.д. В качестве дополнительного условия можно ограничить количество вопросов или время, за которое нужно отгадать предмет.

Такие приемы позволяют не просто оживить урок и интересно провести время, а дают возможность ученикам «примерить» грамматику на себя, соотнести ее со своими жизненными ситуациями и интересами, со своим миром и, соответственно, не только лучше понять правила, но и научиться выражать тонкие оттенки смысла.

Другие статьи из рубрики Вопрос методисту:

Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Значок ошибки на панели приборов ивеко еврокарго
  • Значки ошибок на панели приборов опель мерива
  • Значки ошибок на панели приборов на рено премиум
  • Значок ошибки двигателя форд фокус
  • Значок ошибки ваз 2114 расшифровка