Жилищный фонд города растет речевая ошибка

Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

Объясните причины их возникновения : 1)Работники больницы знали, кто в них бросает камешки.

2)Я очень много работал, чтобы получить образование, можно сказать, выбивался из кожи.

3)Я в этой гидравлике ни ГУ — ГУ.

4)Я сижу тихонечко в уголке и ни бум — бум.

5)Скрипя сердцем, мои родители согласились отпустить меня учиться в незнакомый город.

6)Я ее ругала на чем свет стоял.

Вы зашли на страницу вопроса Исправьте речевые ошибки в данных предложениях?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 10 — 11 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Выберите нужное слово или словосочетание (записать только словосочетание или фразу из двух слов).

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Подберите к словам паронимы(записать пары слов).

Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.

Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные (записать только словосочетание или фразу из двух слов).

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

2. (Абонемент, абонент) не отвечает.

3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.

8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.

9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов(записать только исправленный вариант словосочетания или фразы из двух слов ).

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.

2. Мы вышли к лесистому озеру.

3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.


Главная

Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.



  • 0




?

Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.




Карина Буйгунсова


Вопрос задан 25 июля 2019 в


5 — 9 классы,  

Русский язык.

  • Комментариев (0)


1
Ответ (-а, -ов)

  • По голосам
  • По дате


  • 0


1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.




Фёдор Попрыгаев


Отвечено 25 июля 2019

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


7

Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.

1 ответ:



0



0

1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.

Читайте также

Ежедневно, наперебой, наперерез, смирно, добровольно, безграмотно,редко, иногда , хмуро

Н. ф. газета- женский род.

Ж.р,м.р,ср.р.(род)
ед.ч,мн.ч.(число)

Обсудил тему, подчеркнул слово,объяснил ситуацию, определил значение,продумала план, рекламировал чушь,изложить план,

1.Берг продолжал рассказывать о том, как в полку все любят его.  — соединены союзом КАК, значит, придаточное изъяснительное.

<span>2.С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употребить длинный вечер.— соединены союзом КОГДА, значит, придаточное изъяснительное. </span>

<span>3.Остановить сказку, (когда?) когда она появляется на свет, почти невозможно. — Придаточное времени.</span>

4 года назад

5 — 9 классы

Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.

Darcccins

Светило науки — 7 ответов — 27 раз оказано помощи

1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.

(3 оценки)

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …

здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …

2класс,руский язык упражнение40,стр20

Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …

Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»

Упражнение
1
. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных
сочинений.

1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель
A.M.
Горький в 1895 г.».

3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает. 
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы. 
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы. 
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший, черепаховый)
суп.

Упражнение
3. Устраните лексические ошибки

1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?

2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.

3.Тренер:
«У нас хромают защитники».

4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».

5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».

Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.

1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту.     2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы.  3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.  4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.

Домашняя
работа.
1)Спишите предложения, подчеркните
лексические  ошибки. Напишите предложение правильно.

1.
Гимнастка одержала первенство на
областных соревнованиях.

2.
Парад планет — необычный природный феномен.

3.
Не нужно из этого факта строить проблему.

4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.

5.
Заглавный герой романа
«12 стульев» никогда не терял чувство юмора.

6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.

7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».

8.
Артист одел сценический костюм.

2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.

Задания для практического занятия

Задания для практического занятия

Задание 1. Какой фразеологизм имеет значение:

1)«Приходить в состояние смятения, растерянности, лишаться самообладания»:

а. Курить фимиам;

б. Петь дифирамбы;

в. Терять голову;

г. Биться как рыба об лед.

2) «Наиболее уязвимое место»:

а. Авгиевы конюшни;

б. Вавилонское столпотворение;

в. Ахиллесова пята;

г. Филькина грамота.

Задание 2. Лексические нормы. Как правильно сказать? Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов обучающихся.

1) Я ложу книгу на место. Он ложит папку на стол. «Положь трубку»… Покладу на место.

2) Слаживаю числа.

3) Кенгеру – австрийское животное.

4) Он щелкнул щиколоткой калитки.

5)  Дочь за три года возрастом догнала мать.

6)  Прежде разработает туристский маршрут.

7)  Мне некогда заниматься с младшим братом, я сегодня занятый.

Задание 3. Найдите и исправьте языковую неточность.

1. Она страшно красивая.

2. Он ужасно хорошо выступил.

3. Миша не пойдет в школу, у него температура.

4. Спортсмен сегодня в форме.

5. Танцуют в темпе.

Задание 4. Отредактируйте предложения, устраните речевые ошибки.

1.Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. О моей автобиографии я уже рассказывал. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. 6. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 7. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 10. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 11. Поэт стоял у источников новой поэзии. 12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.

Задание 5. Запишите по 2-3 примера к каждой лексической группе (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы).

Задание 6. Составьте устное связное высказывание о своей профессии, употребляя профессионализмы.

До встречи на занятиях.

Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»

Упражнение
1
.
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.

1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель
A.M.
Горький в 1895 г.».

3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает. 
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы. 
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы. 
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший,
черепаховый) суп.

Упражнение
3. Устраните лексические ошибки

1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?

2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.

3.Тренер:
«У нас хромают защитники».

4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».

5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».

Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.

1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту.     2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы.  3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.  4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.

Домашняя
работа.
1)Спишите предложения, подчеркните
лексические  ошибки. Напишите предложение правильно.

1.
Гимнастка одержала
первенство на областных соревнованиях.

2.
Парад планет — необычный природный феномен.

3.
Не нужно из этого факта строить проблему.

4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.

5.
Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не
терял чувство юмора.

6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.

7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».

8.
Артист одел сценический костюм.

2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.

Цели:

  • Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика»; ◦ научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
  • Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
  • Развивающие: работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения.

Ход урока

I. Слово учителя.
Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью школьников, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения свидетельствуют о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм. Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи.
Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Паронимический ряд составляют родственные слова, принадлежащие к одной части речи, а также имеющие общие грамматические признаки (в частности, причастия и прилагательные), например: бродяжий и бродячий, горячка и горячность, дымный, дымовой и дымящийся, надеть и одеть.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определенными трудностями: представить – предоставить, здравица – здравница, гарантийный — гарантированный, скрытный – скрытный, запасный – запасливый, памятный – памятливый, соседний – соседский, угодный – угодливый, удачный – удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лек­сическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существо­вать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо про­является в сочетаемости их с другими словами. Так, прилага­тельное вековой соотносится с существительным век и упот­ребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.
Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии надо относиться отрицательно. Еще в 80-х годах XIX века Николай Вячеславович Крушевский (рус.-польск. языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию) в своей книге «Очерк науки о языке» писал: «Языку вообще присуще обновлять и пополнять свой состав за счет тех факторов, которые, на первый взгляд, кажутся разрушительными, хотя и являются в высшей, в свою очередь, степени благодетельными для языка… Они и только они доставляют постоянно языку новый материал, без которого немыслим никакой прогресс языка, ни структурный, ни тем более материальный, лексический».
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами праздничность и праздность:

Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.

В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха.
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.
Задание А2 проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.

Образцы тестовых заданий ЕГЭ
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
 Ответ: 2

II. Тренировочные упражнения.
Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.
Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный — исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Упражнение 4. Подберите к словам паронимы.
Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.

Упражнение 5. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить.

Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующеевоинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибныегрибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признаниепризнательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнулстряхнул оцепенение будней.

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).

Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.
 Ответ: 1

Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной.
Ответ: 2

III. Тренировочный тест.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

Тренировочный тест.

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 2 3 1 2 2 4 1 2 2 1

IV. Задание на дом.Составьте предложения со словами-паронимами далекий-дальний, желанный-желательный, ледовый-ледяной, царский-царственный, явный-явственный.

V. Подведение итогов урока.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм русского литературного языка с применением проектной технологии»

Пояснительная записка к содержанию методического продукта

Актуальность:

социальная значимость речевой культуры в современном обществе и ее роль в формировании личности;

включение речевого материала в качестве элементов итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.

Новизна:

разработка оригинальных дидактических материалов для формирования нормативных речевых навыков и умений у обучающихся, способствующих эффективному выполнению задания 6 итоговой аттестации в 11 классе;

моделирование содержания дидактических материалов в соответствии с проектной технологией обучения.

Цель создания методического продукта:

обеспечение процесса формирования речевой культуры обучающихся в области лексических норм русского литературного языка, а также процесса подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.

Задачи:

изучить теоретические источники в рамках темы «Речевые нормы русского литературного языка»; методические источники по теме «Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм современного русского языка»;

проанализировать и отобрать информацию по выбранной теме;

разработать системы оригинальных дидактических материалов на основе изученных теоретико-методических источников;

апробировать дидактические материалы.

Образовательные технологии, используемые при создании МП:

технология проектной деятельности.

Терминосистема:

речевые нормы, лексические нормы, лексическая сочетаемость, лексическая несочетаемость, неточность словоупотребления, речевая недостаточность, паронимия, плеоназм, тавтология, проект, проблема, продукт, рефлексия, гипотеза, цель.

Практическая значимость:

создание дидактического материала, отражающего содержательные элементы задания 6 итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, направленного на формирование речевой культуры обучающихся;

использование дидактических материалов на уроках в 10-х классах.

Адресат материалов:

учителя русского языка в 10-11 классах, обучающиеся 10-11 классов.

Основная часть

Современные условия развития общества требуют от школьного образования формирование конкурентоспособной личности, важной характеристикой которой является владение нормами русского литературного языка.

Данные материалов, размещенных на сайте ФИПИ и подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 ‑ 2017 гг., проверяющих уровень усвоения лексических норм русского литературного языка, показали, что именно задание ЕГЭ №5, а также №26 в рамках критерия №10 (речевые нормы русского литературного языка) отличаются низким уровнем верности их выполнения. Анализ работ экзаменуемых в рамках критерия К10 говорит о значительном количестве речевых нарушений, таких как плеоназм, тавтология, неверное употребление слова, немотивированное использование просторечной лексики и др.

В 2017-2018 учебном году в тестовой части ЕГЭ по русскому языку появилось новое 20 задание (в ЕГЭ 2018-2019 оно под номером 6). Это задание предполагало формирование умений и навыков, направленных на проверку умения обучающегося понимать лексическое значение слова и правильно связывать слова в контексте в зависимости от их значений, что, на наш взгляд, является в настоящее время очень своевременным.

Целью настоящих дидактических материалов является обеспечение процесса формирования умений обучающихся по стилистической правке в связном тексте, так как это важнейший компонент полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, а также фактор повышения уровня речевой культуры выпускников.

Для достижения поставленной цели дидактические материалы можно использовать в процессе формирования речевой культуры в области лексических норм русского литературного языка путем использования проектной технологии на уроках русского языка, занятиях по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ (например, учебные проекты «Лексические ошибки в современном литературном языке», «Ошибки в письменной речи: как от них избавиться»).

В методических рекомендациях ФИПИ формулировка задания 20(6) предложена в двух вариантах: исключение слова или его замена (см. табл. 1)

Таблица 1. Типы формулировки задания 6

1)Исключение

2)Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

«В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны».

«В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого».

Ответ: главную

Ответ: потерпели

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом.

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Основой лингвистического материала для отработки задания20(6) являются типичные речевые ошибки, представленных в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года (см. табл.2)

Таблица 2. Типы речевых ошибок

Ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении 

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Для успешного выполнения задания 20(6) обучающиеся должны обладать следующими умениями и навыками, на формирование которых и направлены настоящие дидактически материалы:

понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

учитывать особенности сочетаемости слов;

правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

избегать речевой избыточности;

не допускать речевой недостаточности;

учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Кроме того, при использовании настоящих дидактических материалов у обучающихся формируются следующие компетенции:

языковая (способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии с нормами литературного языка);

лингвистическая (овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, иначе говоря, самоанализа, рефлексии);

коммуникативная (иметь представление о значении употребляемого слова, его коннотациях и лексической сочетаемости, развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий).

В существующей методической литературе представлен следующий алгоритм выполнения задания 20(6):

внимательно прочитайте предложения;

проверьте значение каждого слова в предложении (смысловая точность);

определите близкие по смыслу слова, в том числе однокоренные (тавтология);

выделите словосочетания или сочетания слов, проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);

проверьте логичность в сочетаниях слов;

подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.

В процессе работы с настоящими дидактическими материалами на уроках русского языка этот алгоритм действий является одним из главных, но можно использовать и в сокращенном варианте:

найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)

если это ошибка, исправь ее. 

Дидактические материалы представляют собой комплекс карточек, каждая из которых структурно состоит из 3-х частей:

Задание;

Перечень необходимых знаний и умений;

Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания;

Алгоритм выполнения задания;

Ответы к заданию с комментарием.

Карточка 1

Задание:

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

Петров, ты обратно не идешь на урок?

Стоит кромешная темнота.

Полицейские арестовали плеяду преступников.

Стоят деревья в подвенечном саване.

Болельщики шокированы прекрасным выступлением Алины.

О футбольных поражениях вспоминают только отъявленные фанаты.

Старшеклассники добились ухудшения успеваемости в первом полугодии.

В сквере запретили выпас собак.

Соседка скоропостижно вышла из квартиры.

Новые технологии способствуют улучшению недостатков.

Перечень необходимых знаний и умений:

что такое лексическая сочетаемость;

причины нарушения лексической сочетаемости.

3.Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетание, возникает лексическая несочетаемость.

Причины нарушения лексической сочетаемости:

значение слов противоречит друг другу: значение одного слова исключают употребление другого по смыслу (танцевальная песня);

одно слово имеет положительное, а другое отрицательное значение (полчища тружеников);

слова разнородны по стилистической окраске и употреблению (в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню);

слова несовместимы по традиции (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). Например: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту.

4. Алгоритм выполнения задания:

в предложении выделите словосочетания или сочетания слов, которые, на ваш взгляд, противоречат друг другу;

проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);

подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.

5. Ответы к заданию с комментарием:

Петров, ты обратно (правильно: опять) не идешь на урок.

(Слово «опять» используется как обозначение повторения чего-либо: действия, события, слово «обратно» используется как обозначение изменения направления движения). Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.

Стоит кромешная темнота (правильно: тьма).

(Фразеологизм «Тьма кромешная» значение: В церковнославянском тексте Евангелия (от Матфея) так называется ад, преисподняя. Выражение это употребляется иносказательно, в значениях: полная, беспросветная тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь). Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.

Полицейские арестовали плеяду (правильно: банду) преступников. (Плеяда — группа выдающихся деятелей на каком-л. поприще, связанных общностью взглядов, задач, направления и относящихся к одной эпохе.) Слово плеяда имеет положительное значение, а слово преступники отрицательное значение.

Стоят деревья в подвенечном саване (Правильно: платье).

(Саван – это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу). Несовместимы по традиции.

Болельщики шокированы (правильно: удивлены, восхищены) прекрасным выступлением Алины.

(Шокировать — приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением общепринятых норм приличия). Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.

О футбольных поражениях вспоминают только отъявленные (правильно: заядлые) фанаты.

(Отъявленный – заведомый, неисправимый, хорошо известный своими отрицательными качествами. Фанат – человек, испытывающий особый интерес и повышенное влечение к определенному объекту (кумиру). Слово фанат имеет положительное, а слово отъявленный ‑ отрицательное значение

Старшеклассники добились ухудшения (правильно: снижения) успеваемости в первом полугодии. Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.

В сквере запретили выпас (правильно: выгул) собак. (Выпас – место, где пасут скот, пастбище). Несовместимы по традиции.

Соседка скоропостижно (правильно: быстро) вышла из квартиры. (Скоропостижно – внезапно, неожиданно (обычно о смерти). Несовместимы по традиции.

Новые технологии способствуют улучшению (правильно: исправлению) недостатков. Слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу.

Карточка 2.

1.Задание:

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

В этом магазине дешевые цены.

Ему нравится быть в поле внимания.

Читая книги, вы повышаете свой кругозор.

Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф

Предпринимать усилия для достижения цели.

Мы делаем все для увеличения благосостояния народа.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое лексическая сочетаемость;

причины нарушения лексической сочетаемости.

3.Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетание, возникает лексическая несочетаемость.

Причины нарушения лексической сочетаемости:

значение слов противоречит друг другу: значение одного слова исключают употребление другого по смыслу (танцевальная песня);

одно слово имеет положительное, а другое отрицательное значение (полчища тружеников);

слова разнородны по стилистической окраске и употреблению (в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню);

слова несовместимы по традиции (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). Например: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту.

4.Алгоритм выполнения задания:

в предложении выделите словосочетания или сочетания слов, которые, на ваш взгляд, противоречат друг другу;

проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);

подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.

5.Ответы к заданию с комментарием:

В этом магазине дешевые цены (правильно: низкие).

(Дорогой и дешёвый — это о том, что покупают. Следует помнить, что цену купить нельзя).

Ему нравится быть в поле внимания (правильно: поле зрения). (Поле есть у зрения, а центр — у внимания).

Читая книги, вы повышаете свой кругозор (правильно: расширяете). (У кругозора — широта, но не высота).

Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф (правильно: заплатить).

(«Оплатить» употребляется по отношению к тому, за что платят; «заплатить» — к тому, что платят).

Предпринимать усилия для достижения цели (правильно: прилагать).

(«Предпринять» по смыслу близок к «затевать», «решаться исполнить». Усилия нельзя затеять, их можно приложить).

Мы делаем все для увеличения уровня благосостояния народа (Правильно: повышение).

(«Уровень» можно либо повысить, либо понизить, но не увеличить или уменьшить).

Карточка 3.

1. Задание:

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

Я приобрел абонент в бассейн.

Женя слышала много обидчивых слов от сестры.

Сестра — человек практический, она ничего не выкидывает.

Девочка смотрела на нас с виновным видом.

Соседний щенок случайно оказался на нашем балконе.

В шесть месяцев сын был уже на искусном вскармливании.

В летний зной хорошо гулять по теневым аллеям.

Ходить в школу Ваня не желал, вот и стал невежей.

Сын вел праздничный образ жизни.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое паронимы;

значение каждого паронима, предложенного на сайте ФИПИ.

3.Теоретические знания для выполнения.

Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что  эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи).

Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековойто нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. 

Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.

Вечный –  бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

4. Алгоритм выполнения задания:

1) внимательно прочитайте предложения;

2) определите лексическое значение каждого из слов-паронимов;

3) определите, в чем состоит различие этих значений;

4) подберите слова, с которыми могут сочетаться паронимы;

5) если значения слов тебе не понятны, обратись к толковым словарям.

5.Ответы к заданию с комментарием:

Я приобрел абонент (правильно: абонемент) в бассейн.

Абонент- человек, который пользуется абонементом. Абонемент-документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо, а также само право на это.

Женя слышала много обидчивых (правильно: обидных) слов от

сестры.

Обидный — оскорбительный, причиняющий обиду, а также досадный, неприятный (разг.). Обидчивый — легко обижающийся.

Сестра — человек практический (правильно: практичный), она

ничего не выкидывает.

Практический  — 1. Относящийся к области практики. 2. Нужный для практики; прививающий умение, навыки. 3. Относящийся к области реальных потребностей. Практичный  — 1. Опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах. 2. Удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный). 

Девочка смотрела на нас с виновным (правильно: виноватым)

видом.

Виновный — человек, совершивший преступление или проступок. Например: виновный в преступлении. Ви­новатый — провинившийся в чем-либо; совершивший какой-либо промах, неловкость и т.п. Например:  виноватый в опоздании.

Соседний (правильно: соседский) щенок случайно оказался на нашем балконе.

Соседний. Расположенный вблизи, рядом с чем-либо, по со­седству. Соседние страны. Соседский. Относящийся к соседу, принадлежащий ему. Соседский дом.

В шесть месяцев сын был уже на искусном (правильно: искусственном) вскармливании.

Искусный.  Обладающий высоким мастерством в чём-либо; умелый. Искусный мастер. Искусственный.  Сделанный наподобие настоящего, природ­ного. Искусственный спутник Земли.

В летний зной хорошо гулять по теневым (правильно: тенистым) аллеям.

Теневой — прил. связанное по значению с сущ. тень.Такой, на который падает тень, находящийся в тени. Являющийся тенью, создаваемый тенью. Представляющий собою не сразу видную неблагоприятную, отрицательную, оборотную сторону, изнанку. Существующий, действующий вне государственного контроля; уклоняющийся от налогов .Тенистый  -прил. Дающий густую тень (о растениях).Такой, где много тени; находящийся в тени, затененный.

Ходить в школу Ваня не желал, вот и стал невежей (правильно: невеждой).

Невежа — грубый, невоспитанный человек. Он настоящий невежа. Невежда — малообразованный человек, а также человек, не­сведущий в какой-либо области. В  математике он был сущим невеждой.

Сын вел праздничный (правильно: праздный) образ жизни. Праздничный — Относящийся к празднику, нарядный, красивый. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. Праздный  — Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью. 

Карточка 4.

1. Задание:

Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

(Абонемент, абонент) не отвечает. 

Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

(Лесные, лесистые) озера очень красивы. 

(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 

(Жилой, жилищный) фонд города не растет.

На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое паронимы;

значение каждого паронима, предложенного на сайте ФИПИ.

3.Теоретические знания для выполнения.

Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что  эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи).

Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. 

Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.

Вечный –  бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

4.Алгоритм выполнения задания:

1) внимательно прочитайте предложения;

2) определите лексическое значение каждого из слов-паронимов;

3) определите, в чем состоит различие этих значений;

4) подберите слова, с которыми могут сочетаться паронимы;

5) если значения слов тебе не понятны, обратись к толковым словарям.

5.Ответы к заданию с комментарием:

На девочке было (одето, надето) осеннее пальто (правильно: надето).

Одеть — кого, что. Облечь кого-л. в какую-л. одежду.

Надеть — что. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными. А чтобы еще проще запомнить, можно воспользоваться следующей запоминалкой: «Одевают Надежду, надевают одежду»

(Абонемент, абонент) не отвечает (правильно: абонент). Абонемент  — право пользования  чем-либо в течение определённого срока. Абонент  — лицо, имеющее абонемент.

Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара (правильно: нестерпимая).

Нестерпимый. Превышающий терпение, с трудом переносимый; невыносимый, несносный. Нетерпимый — 1. Такой, с которым нельзя мириться, недопустимый.2. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.

(Лесные, лесистые) озера очень красивы (правильно: лесные). 

Лесистый— обильно поросший лесом. Лесной — прилагательное к существительному лес. Расположенный в лесу, живущий, растущий в лесу; покрытый лесами; относящийся к лесоводству.

(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов (правильно: хищническое).

Хищный. 1.О животных: питающийся животными.2. перен. Жадный, полный стремления овладеть кем-либо, чем-либо, захватить что-либо, а также выражающий такое стремление; такой, как у хищника. Хищнический. 1. Свойственный хищнику, грабительский 2. перен. Бесхозяйственный, бесплановый, преследующий цели ближайшей выгоды, обогащения. Сравните: хищнический взгляд — взгляд, свойственный хищнику; хищный взгляд — взгляд, выражающий хищность.

В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы (правильно: рекомендательный).

Рекомендательный — содержащий в себе рекомендацию, являющийся рекомендацией. Прилагательное, по значению связанное с существительным рекомендация. Рекомендованный — 1.Причастие, по значению связанное с глаголом рекомендовать 2. Снабженный рекомендацией, имеющий о себе хороший, похвальный отзыв.

(Жилой, жилищный) фонд города не растет (правильно: жилой).

Жилой  —  1.Предназначенный для жилья. 2.Обитаемый, занятый под жильё. Жилищный  —  1.Соотн. с сущ. жилище, связанный с  ним.  2.Свойственный  жилищу, характерный  для него.

На первое – (черепаший, черепаховый) суп (правильно: черепаховый).

Черепаховый— 1. Относящийся к черепахе. 2. Приготовленный из черепахи или изготовленный из роговых пластинок панциря черепахи. Черепаший— 1. Принадлежащий черепахе. 2. перен. Очень медленный.
 

Карточка5.

1.Задание

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

В июне месяце я поеду к бабушке.

В Перми открыли крупный супермаркет.

Я неторопливо шёл пешком по березовой роще.

Мне всегда плохо в ледяной холод.

Водителю выписали денежный штраф за превышение скорости.

Маму переполняло гневное возмущение.

К нам приехал мой двоюродный кузен.

Коллеги по работе хорошо к нему относились.

Молодой юноша помог инвалиду перейти дорогу.

Перед отъездом она подарила всем памятные сувениры.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое плеоназм;

причины появления плеоназма.

3.Теоретические знания для выполнения.

Плеоназм (от гр. pleonasmos – излишество) — это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, говорить вслух, темная ночь и т.д.).

Плеоназмы возникают главным образом из-за стилистической небрежности автора. Например, при соединении синонимов: занудный и скучный; помог и поспособствовал; тем не менее, однако; так.

Неправильное употребление иностранных слов является одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos — излишество), например: промышленная индустрия (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»); форсировать строительство ускоренными темпами («форсировать» означает «вести ускоренными темпами»). 

4.Алгоритм выполнения задания:

внимательно прочитайте предложения;

определите близкие по смыслу слова;

проверьте логичность в сочетаниях слов;

исключите лишнее слово.

5.Ответы к заданию с комментарием:

В июне месяце я поеду к бабушке (лишнее слово: месяц)

В Перми открыли крупный супермаркет (лишнее слово: крупный).

Супермаркет (англ. supermarket «сверхрынок») — крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков.

Я неторопливо шёл пешком по березовой роще (лишнее слово: пешком).

Мне всегда плохо в ледяной холод (лишнее слово: ледяной).

Водителю выписали денежный штраф за превышение скорости (лишнее слово: денежный).

Маму переполняло гневное возмущение (лишнее слово: гневное).

К нам приехал мой двоюродный кузен (лишнее слово: двоюродный).

Кузен (от франц. cousin) — двоюродный брат.

Коллеги по работе хорошо к нему относились (лишнее слово: по работе)

Молодой юноша помог инвалиду перейти дорогу (лишнее слово: молодой)

Перед отъездом Анна Сергеевна подарила всем памятные сувениры (лишнее слово: памятные).

Сувени́р (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее.

Карточка 6.

1.Задание

Найдите   ошибку в предложении, убрав лишнее слово.

Оформляя документы, я должен был написать заявление на работу,   изложить свою автобиографию.

Мы импортируем из-за рубежа компьютеры, автомобили.

Собрание акционеров состоится завтра в 19 часов  вечера.

Состоялся первый дебют  актрисы.

Начальник  экспедиции стучал по столу сжатым кулаком.

Команда противника потерпела полное фиаско на родном поле.

Молодая девушка готова была ехать за любимым  на край света.

Девушка подарила другу памятный сувенир.

Продавец положил перед собой прейскурант цен.

Известный художник нарисовал свой автопортрет.

Он заранее предчувствовал  грозящую ему опасность.

Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналогов  на мировом рынке.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое плеоназм;

причины появления плеоназма.

3.Теоретические знания для выполнения.

Плеоназм (от гр. pleonasmos – излишество) — это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, говорить вслух, темная ночь и т.д.).

Плеоназмы возникают главным образом из-за стилистической небрежности автора. Например, при соединении синонимов: занудный и скучный; помог и поспособствовал; тем не менее, однако; так.

Неправильное употребление иностранных слов является одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos — излишество), например: промышленная индустрия (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»); форсировать строительство ускоренными темпами («форсировать» означает «вести ускоренными темпами»). 

4.Алгоритм выполнения задания:

внимательно прочитайте предложения;

определите близкие по смыслу слова;

проверьте логичность в сочетаниях слов;

исключите лишнее слово.

5.Ответы к заданию с комментарием:

Оформляя документы, я должен был написать заявление на работу,   изложить свою автобиографию (лишнее слово: свою).

Мы импортируем из-за рубежа компьютеры, автомобили (лишнее слово: из-за рубежа).

Собрание акционеров состоится завтра в 19 часов  вечера (лишнее слово: вечера).

Состоялся первый дебют  актрисы (лишнее слово: первый).

Начальник  экспедиции стучал по столу сжатым кулаком (лишнее слово: сжатым).

Команда противника потерпела полное фиаско на родном поле (лишнее слово: полное).

Молодая девушка готова была ехать за любимым  на край света (лишнее слово: молодая).

Девушка подарила другу памятный сувенир (лишнее слово: памятный).

Продавец положил перед собой прейскурант цен (лишнее слово: цен).

Известный художник нарисовал свой автопортрет (лишнее слово: свой).

Он заранее предчувствовал  грозящую ему опасность (лишнее слово: заранее).

Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналогов  на мировом рынке (лишнее слово: подобных).

Карточка 7.

1.Задание.

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

Эти черты характера воспитываются многими годами воспитания.

Когда видишь этих людей, чувствуешь сильное чувство и ощущаешь страдания этих людей.

Семья Ивановых – примерная семья, на которую надо равняться.

Он объединил всех нас в единое целое.

Искусство помогает людям избавиться от людских пороков.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое тавтология;

причины появления тавтологии.

3.Теоретические знания для выполнения:

Тавтология (от гр. tauto – то же самое, logos – слово) возникает как при повторении однокоренных слов (загадать загадку, остановиться на остановке), так и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер). Второй случай нередко называют скрытой тавтологией, и зачастую это свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова. Тавтология возникает как в 1 предложении, так и в смежных, рядом стоящих.

4.Алгоритм выполнения задания:

внимательно прочитайте предложения;

определите близкие по смыслу слова (однокоренные);

подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.

5.Ответы к заданию.

Эти черты характера воспитываются многими годами воспитания.

Когда видишь этих людей, чувствуешь сильное чувство и ощущаешь страдания этих людей.

Семья Ивановых – примерная семья, на которую надо равняться.

Он объединил всех нас в единое целое.

Искусство помогает людям избавиться от людских пороков.

Карточка8.

1.Задание.

Найдите в приведенных примерах тавтологические сочетания слов.

Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток.

Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой  архитектор.

В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.

На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области антикоррозионного покрытия.

Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон.

2.Перечень необходимых знаний и умений:

что такое тавтология;

причины появления тавтологии.

3.Теоретические знания для выполнения:

Тавтология (от гр. tauto – то же самое, logos – слово) возникает как при повторении однокоренных слов (загадать загадку, остановиться на остановке), так и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер). Второй случай нередко называют скрытой тавтологией, и зачастую это свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова. Тавтология возникает как в 1 предложении, так и в смежных, рядом стоящих.

4.Алгоритм выполнения задания:

внимательно прочитайте предложения;

определите близкие по смыслу слова (однокоренные);

подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.

5.Ответы к заданию.

Проливной ливень не заканчивается. Проливной ливень. (Правильно: проливной дождь или  ливень).

Проект отеля спроектировали выпускника вуза. Спроектировали проект. (Правильно: разработали (создали) проект).

В свободное от учебных занятий время братья занимаются в лыжной секции. От занятий… занимаются. (Правильно:  в свободное от уроков время…)

Этот невероятный случай, случился много лет назад. Случай случился. (Правильно: случай произошел).

На фабрике разработаны новые приборы и научные разработки. Разработаны… разработки. (Правильно: созданы новые приборы и сделаны разработки…)

Родители ежемесячно платят абонентскую плату за цифровое телевидение. Платят… плату. ( Правильно: вносят плату).

IV.Список источников информации

1.Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П.,

Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий

субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с

развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2018 года. Русский язык.

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с

развернутым ответом. М., 2018. 108с. [Электронный ресурс].URL:

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11 (дата обращения 07.09.2018).

2. Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные

на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по русскому

языку. М.,2017.8с. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.fipi.ru/sites/default/files (дата обращения 07.09.2018)

3. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. – М.:

Издательство «Национальное образование», 2018. -352с. – (ЕГЭ. ФИПИ –

школе).

4. ЕГЭ 2018, Лексические нормы русского языка, задание №20 – теория.

[Электронный ресурс]. URL:

:https://down.ctege.info/ege/2018/teoriya/rus/rus2018zadanie20teoriya.pdf. (дата

обращения 07.09.2018).18

Like this post? Please share to your friends:
  • Жилин радовался что обратно может совершить побег ошибка
  • Жил он одиноко как говорят варился в соку ошибка
  • Жил был пес найди ошибки
  • Жил был еж с ошибками
  • Жизнь я делал много ошибок