Лексическая сочетаемость, смысловая избыточность
Лексическая сочетаемость, смысловая избыточность
(тавтология и плеоназм), смешение паронимов.
Задание 1. Найдите ошибки на сочетаемость, объяснить их. Предложения исправьте.
1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город. 3) Большая половина игры уже прошла. 4) На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 6) Жанна позаимствовала мне свои последние деньги. 7) Наша факультетская аудитория просторна и удобна для длинных лекций. Новой русской власти неизбежно придется решать накопившийся толстый слой социальных проблем. 9) Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 10) Его скоропостижный отъезд удивил всех.
Задание 2. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью,
классифицируйте их (тавтология/плеоназм) и исправьте предложения.
1) Здесь можно приобрести все необходимые товары и вещи. 2) Невольно
вспоминаются в памяти слова Н. В. Гоголя. 3) Он крепко держит в своих руках
штурвал руля. 4) Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 7) Лес, окутанный черным мраком, наводил на нас ужас. В этом стихотворении Бернс воссоединяет воедино тему бессмертия жизни и труда с образом народного героя. 9) Первое боевое крещение мы получили под Ельней. 10) Следственные органы расследовали преступления, связанные со злоупотреблениями в торговой сети.
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.
1) Перемены в нашей жизни, прошедшие за последние годы, очевидны для каждого из нас. 2) Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды 3) Артист завоевал признательность зрителей. 4) При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию. 5) Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. 6) Боец не вздрогнул перед опасностью. 7) На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. Он принес в это чувство оттенок чего-то фальшивого. 9) Путешественникам пришлось немного изменить маршрут, чтобы в ближайшем городе пополнить запасы продукции. 10) Утверждая документацию, директор ставит свою роспись.
Ответ:1) В барке было ПОСАЖЕНО тридцать два дерева.
2) КОРЕННЫЕ москвичи особенно сильно любят свой город.
3) Пора подвести ИТОГИ встречи: наша команда впереди.
4) На протяжении тридцати лет Афанасьев РАБОТАЛ кладовщиком и экспедитором.
5) Искусство оказывает большое влияние на повышение КУЛЬТУРЫ людей.
6) Первая проблема ПРОИЗОШЛА со стройматериалами.
7) Наша факультетская аудитория ДОСТАТОЧНО просторна и удобна для длинных лекций.
Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьёй ПРИМЕРЫ, ВЗЯТЫЕ из жизни.
9) Мальчик обладал хорошим МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ.
Объяснение:
1) заложить можно только бомбу, а деревья сажают
2) закоренеть тоже могут только деревья, жители бывают только коренные или приезжие
3)результаты не подводят, подводят итоги
4)выполняют роль в театре, а афанасьев работал
5) слово культура относится к знаниям людей, а слово культурность к интелегенции
6) трудность не может произойти
7) по грамматической основе должно быть слово от которого задается вопрос
8)использование народным судьёй (ЧТО, а не кого (винительный падеж) примеры
9) есть только музыкальный слух
Л. Н. Толстой раскрывает чувства и мысли каждого члена семьи Ростовых. (чувств и мыслей несколько, а дыхание — оно одно, его раскрыть невозможно. ) Его скорый отъезд удивил всех. (скоропостижно — так обычно говорят о смерти) . Искусство оказывает большое влияние на культурность людей. ( повышение — уже избыточное слово при словах большое влияние. ) В этих событиях первую скрипку (или важную роль) играют военные. (важной скрипки нет, есть или первая скрипка, или важная роль) . В этом году на даче произошла со мной интересная история. (случилось — неуместно, т. к. образовано от слова случай. иными словами произошел интересный случай) . Половина игры уже прошла. Или большая часть игры уже прошла. ( Половина — это ровно 50%. Её не может быть больше или меньше). Большее количество заданий было выполнено. (количество и подавляющее несочетаемые слова) . Студенты исправили ошибки в работе или Студенты устранили недочеты в работе. ( потому что исправить недочёты — это небольшие замечания, их устраняют, а исправляют только ошибки) . Человечество очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каддым днём. (здесь тавтология в наши дни-с каждым днём, повторять нельзя) . Это произойдет тогда, когда каждый человек (или член общества) будет руководствоваться в своих поступках нормами морали. (заповедей морали нет. есть либо просто заповеди, либо нормы морали) .
1. предложение слово «данный» надо изменить на «заданный»
2. предложение слово «походить» исправить на «ходить.
3. предложение слово «различных» изменить на «разных»
4. предложение слово «представлена» изменить на «предоставлена»
5. предложение слово «командировочный» изменить на «командированный»
6. предложение слово «исполняющими» изменить на «исполнительными»
7. предложение слово «ценовые» изменить на ценностные
8. предложение слово «ценная» изменить на «ценовая»
9. предложение слово «экономичная» изменить на «экономическая»
10. предложение слово «длинных» изменить на «долгих»
Ваш вопрос сложноват, но интересен! Удачи!
Ответ:1) В барке было ПОСАЖЕНО тридцать два дерева.
2) КОРЕННЫЕ москвичи особенно сильно любят свой город.
3) Пора подвести ИТОГИ встречи: наша команда впереди.
4) На протяжении тридцати лет Афанасьев РАБОТАЛ кладовщиком и экспедитором.
5) Искусство оказывает большое влияние на повышение КУЛЬТУРЫ людей.
6) Первая проблема ПРОИЗОШЛА со стройматериалами.
7) Наша факультетская аудитория ДОСТАТОЧНО просторна и удобна для длинных лекций.
Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьёй ПРИМЕРЫ, ВЗЯТЫЕ из жизни.
9) Мальчик обладал хорошим МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ.
Объяснение:
1) заложить можно только бомбу, а деревья сажают
2) закоренеть тоже могут только деревья, жители бывают только коренные или приезжие
3)результаты не подводят, подводят итоги
4)выполняют роль в театре, а афанасьев работал
5) слово культура относится к знаниям людей, а слово культурность к интелегенции
6) трудность не может произойти
7) по грамматической основе должно быть слово от которого задается вопрос
8)использование народным судьёй (ЧТО, а не кого (винительный падеж) примеры
9) есть только музыкальный слух
Ответы для студентов
Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:
Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.
Для подготовки ответов были использованы:
- толковые словари;
- юридические словари;
- этимологические словари;
- правовые системы (Консультант +, Гарант);
- учебные пособия и книги;
- курсы лекций;
- энциклопедии;
- личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.
Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:
ПСИХОЛОГИЯ | ФИЛОСОФИЯ |
ЭКОНОМИКА | ЭТИКА |
РИМСКОЕ ПРАВО | МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО |
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО | ТРУДОВОЕ ПРАВО |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО | АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО |
ИНФОРМАТИКА | ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ | КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН |
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА | СЕМЕЙНОЕ ПРАВО |
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА | ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН |
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО | ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ |
Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.
Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.
Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!
Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!
В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости большая половина
Вопрос по русскому языку:
В приведенных предложениях нарушены границы лексикой сочетаемости.Устраните этот недочет. 1.Половина игры уже прошла. 2.Все дети очень обрадовались. 3.Внеклассная работа положительно влияет на развитие детей. 4.Этот актер давно заслужил любовь зрителей. 5.Большое количество заданий было выполнено. 6.Интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.
Ответы и объяснения 1
1.Уже прошла большая часть игры. 2.Дети очень обрадовались. 3.На развитие детей, положительно влияет дополнительная работа. 4.Этот актер заслужил любовь зрителей. 5.Большая часть заданий выполнена. 6.Самой посещаемой среди учеников, стала выставка школьных поделок
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
помогите с русским . очень надо
Задание 1. Найдите ошибки на сочетаемость, объясните их. Предложения исправьте.
Вариант №3
Л. Н. Толстой раскрывает чувства, мысли и даже дыхание каждого члена семьи Ростовых. Его скоропостижный отъезд удивил всех. Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей. В этих событиях важную скрипку играют военные. В этом году на даче случилась со мной интересная история. Большая половина игры уже прошла. Подавляющее количество заданий было выполнено. Студенты исправили недочеты в работе. Человечество в наши дни очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каждым днем. Это произойдет тогда, когда каждый член человечества будет руководствоваться в своих поступках заповедями морали.
Задание 2. Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.
Вариант №3
Большинство студентов смогли ответить на вопрос, данный преподавателем. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям. Мы живем в одном доме, но на различных этажах. Студентами представлена полная свобода в выборе темы курсовой работы. Командировоч-ный уже выполнил задание полностью. Учреждения коммуны являлись одновременно и законодательными и исполняющими органами. В семье человек получает первые ценовые установки. Ценная политика фирмы рассчитана на привлечение покупателей с разными доходами. Правильная экономичная политика правительства приведет к расцвету государства. Эта аудитория не приспособлена для длинных лекций.
Л. Н. Толстой раскрывает чувства и мысли каждого члена семьи Ростовых. (чувств и мыслей несколько, а дыхание — оно одно, его раскрыть невозможно. ) Его скорый отъезд удивил всех. (скоропостижно — так обычно говорят о смерти) . Искусство оказывает большое влияние на культурность людей. ( повышение — уже избыточное слово при словах большое влияние. ) В этих событиях первую скрипку (или важную роль) играют военные. (важной скрипки нет, есть или первая скрипка, или важная роль) . В этом году на даче произошла со мной интересная история. (случилось — неуместно, т. к. образовано от слова случай. иными словами произошел интересный случай) . Половина игры уже прошла. Или большая часть игры уже прошла. ( Половина — это ровно 50%. Её не может быть больше или меньше). Большее количество заданий было выполнено. (количество и подавляющее несочетаемые слова) . Студенты исправили ошибки в работе или Студенты устранили недочеты в работе. ( потому что исправить недочёты — это небольшие замечания, их устраняют, а исправляют только ошибки) . Человечество очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каддым днём. (здесь тавтология в наши дни-с каждым днём, повторять нельзя) . Это произойдет тогда, когда каждый человек (или член общества) будет руководствоваться в своих поступках нормами морали. (заповедей морали нет. есть либо просто заповеди, либо нормы морали) .
1. предложение слово «данный» надо изменить на «заданный»
2. предложение слово «походить» исправить на «ходить.
3. предложение слово «различных» изменить на «разных»
4. предложение слово «представлена» изменить на «предоставлена»
5. предложение слово «командировочный» изменить на «командированный»
6. предложение слово «исполняющими» изменить на «исполнительными»
7. предложение слово «ценовые» изменить на ценностные
8. предложение слово «ценная» изменить на «ценовая»
9. предложение слово «экономичная» изменить на «экономическая»
10. предложение слово «длинных» изменить на «долгих»
источники:
http://online-otvet.ru/russkij-azyk/5cea851e96f4e19a291f011a
http://sprashivalka.com/tqa/q/7819428
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
onuchin003295
-
Создано:
21 дней назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
массовая доля раствора объемом 1,5 литра с плотностью 1.12 равна 30%.определить массу вещества.какое количество по массе раствора может быть получено с массовой долей 10%
-
Математика
1 минута назад
массовая доля раствора объемом 1,5 литра с плотностью 1.12 равна 30%.определить массу вещества.какое количество по массе раствора может быть получено с массовой долей 10%
-
Математика
4 минуты назад
ПОМОГИТЕ С МАТЕШОЙ ПЖПЖ!!
-
Помогите с уравнениями (химия)
-
Геометрия 8 класс проверочная
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Ответ:1) В барке было ПОСАЖЕНО тридцать два дерева.
2) КОРЕННЫЕ москвичи особенно сильно любят свой город.
3) Пора подвести ИТОГИ встречи: наша команда впереди.
4) На протяжении тридцати лет Афанасьев РАБОТАЛ кладовщиком и экспедитором.
5) Искусство оказывает большое влияние на повышение КУЛЬТУРЫ людей.
6) Первая проблема ПРОИЗОШЛА со стройматериалами.
7) Наша факультетская аудитория ДОСТАТОЧНО просторна и удобна для длинных лекций.
Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьёй ПРИМЕРЫ, ВЗЯТЫЕ из жизни.
9) Мальчик обладал хорошим МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ.
Объяснение:
1) заложить можно только бомбу, а деревья сажают
2) закоренеть тоже могут только деревья, жители бывают только коренные или приезжие
3)результаты не подводят, подводят итоги
4)выполняют роль в театре, а афанасьев работал
5) слово культура относится к знаниям людей, а слово культурность к интелегенции
6) трудность не может произойти
7) по грамматической основе должно быть слово от которого задается вопрос
8)использование народным судьёй (ЧТО, а не кого (винительный падеж) примеры
9) есть только музыкальный слух
1.
Исправьте
ошибки в предложениях. Отметьте тип ошибки: 1) неправильно выбран синоним; 2)
неправильно выбран пароним; 3) тавтология; 4) плеоназм.
Большинство времени он
проводит на работе. Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов. На этот раз
шахматисту не повезло: он получил фиаско. Люди простодушные принимают
желательное за действительное. Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру. Макар оказался дальновиднее, чем Давыдов.
Событие не требует никаких комментарий. Художник изобразил, как Петр I ведет
войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова. Потеряв под Смоленском очень много
своих войск, дальнейшее продвижение французов было затруднено. Перед боем в
полку царило воинствующее настроение. Закоренелые москвичи особенно любят свой
город. В составе команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся
отменных результатов на соревнованиях. Труженики нашего цеха успешно осваивают
новую технику. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. Наружная внешность
героини достаточно привлекательна.
fthanga912
Вопрос по русскому языку:
СРОЧНОООООООООО!!!Найдите в приведённых ниже
предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку
вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.
1.
У Базарова нет сообщников — он трагически одинок. 2. Космические корабли — новое чудище
человеческого разума. 4. Это была дружная семейка, в
которой царила любовь и искренность. 5. Только в конце романа она приобретает
аристократические замашки. 6. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
reinow616
Нет сообщников, чудище, замашки.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.
Перепишите фразы, исправив лексические ошибки и недочеты. Укажите тип лексической ошибки (незнание значения слова, лексическая несочетаемость, смешение паронимов, тавтология, плеоназм и т. д.).
Оригинал | Исправленный вариант | Тип ошибки |
Добавьте в разогретое вино яблочную и апельсиновую цедру. | Добавьте в подогретое вино яблочную мякоть и апельсиновую цедру. | Яблочная и апельсиновая цедра – это лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова цедра. Подогретое (разогретое )-аналогично! |
– Он ведёт себя как мадригал: не учится, не работает, ничем не интересуется. | Он ведет себя как маргинал: не учится, не работает, ничем не интересуется. | Смешение паронимов: мадригал — «музыкально-поэтическое произведение, обычно любовного характера». Маргинал — «человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.» |
В коридоре филологического корпуса висели русские критики | В коридоре корпуса филологического факультета висели портреты русских критиков. | Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания висели русских критиков, в коридоре филологического . |
И вновь наша команда отправилась домой без голов | И вновь наша команда отправилась домой без забитых голов. | Омонимия «без голов» – отсутствие головы и отсутствие забитых голов (шайб). |
Врачи собрали консенсус. | Врачи достигли консенсуса. | Лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова. Консенсус — «общее согласие по основным вопросам, к которому приходят участники конференции, заседания, переговоров и т.п.» |
Мой брат всегда всех удивлял удивительной честностью и правдивостью. | Мой брат всегда всех удивлял честностью и правдивостью. | Тавтология. Удивлял удивительной. повторение того же. |
Начинаем конференцию: форум уже есть | Начинаем конференцию: кворум уже есть | Смешение паронимов: форум – «место дискуссий», кворум – «установленное законом число участников собрания» |
– В принципе, это не принципиально | В принципе, это не важно | Тавтология, повторение одного и того же. |
Подтверждаю, что в апреле месяце мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. | Подтверждаю, что в апреле мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. | Плеоназм, слово «месяц» лишнее |
– Можно спросить вопрос? | – Можно задать вопрос? | Тавтология. |
Мы рады представить вам свои услуги по редактированию и вёрстке | Мы рады предоставить вам свои услуги по редактированию и вёрстке | Смешение паронимов: представить – «предъявлять, показать», предоставить – «дать кому-то какое то право» |
Поднимем тост в честь молодожёнов! | Произнесем тост в честь молодожёнов! | Лексическая несочетаемость. Здесь уместен глагол произнесем, т.к. тост – один из жанров речи. |
Оденьте шапку, вы же простудитесь! | Наденьте шапку, вы же простудитесь! | Смешение паронимов: надеть – «натянуть, надвинуть (одежду, обувь)», одевать – «облечь кого-либо в одежду» |
У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. | У Базарова нет единомышленников – он трагически одинок. | Смешение паронимов: единомышленник – «человек, имеющий одинаковые с кем-либо мысли, взгляды, убеждения», сообщник – «соучастник преступного замысла или деяния» |
Нападавшие, пригрозив пинать ногами, отобрали у Н. часы. | Нападавшие, пригрозив, пнув, отобрали у Н. часы. | Тавтология – «пинать ногами». Неверное употребление глагола «пинать». |
Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.
СРОЧНОООООООООО. Найдите в приведённых ниже
предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку
вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.
1.
У Базарова нет сообщников — он трагически одинок. 2. Космические корабли — новое чудище
человеческого разума. 4. Это была дружная семейка, в
которой царила любовь и искренность. 5. Только в конце романа она приобретает
аристократические замашки. 6. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.
Тренировочные работы по теме лексические нормы речи русский язык 10 класс
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новый сборник тренировочных упражнений по теме лексические нормы речи русский язык 10 класс задания и ответы для подготовки.
Ссылка для скачивания: ворд | пдф
Лексические нормы речи упражнения
Лексические нормы. Смысловая точность речи Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ
1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами. 1. Речь Нагульнова отличается от других героев. 2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи. 3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами. 4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами. 5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал. 6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал. 7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе. 8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами 1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью. 2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт! 3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив. 4. В кабинете литературы висят великие писатели. 5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности. 6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче. 7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал. 8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами. 1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе. 2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. 3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур. 4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту. 5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. 6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров. 7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна. 8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания. 9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени. 10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами. 1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе. 2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены. 3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников. 4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. 5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов. 6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена. 7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия. 8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией. 1. Мы всё ближе подходим к пещере. 2. Лодки приближались всё ближе. 3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих. 4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс. 5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами. 6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты. 7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край. 8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб. 9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества. 10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией. 1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание. 2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу. 3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого. 4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России. 5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. 6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 7. Следует различать различные подходы к данной проблеме. 8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю. 9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования. 10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. 1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. 2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор. 3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык. 4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги? 5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.6. Задача, поставленная нами, достигнута. 7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом. 8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий. 9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо. 10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. 1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков. 2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается. 3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу. 4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники. 5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание. 6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе. 7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина. 8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом. 9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров. 10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов. 1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость. 2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени. 3. Петров был человек очень практический. 4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция. 5. Новая попытка опять оказалась неудачливой. 6. Я, по-моему, очень неудачливый человек. 7. Я проблудил по лесу два часа. 8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску. 9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно. 10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов. 1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это. 2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока. 3. Взошло солнце и ярко высветило сад. 4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар. 5. Этот список можно продолжить. 6. Выношу благодарность моему научному руководителю. 7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием. 8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных. 9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году. 10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ Отметьте нарушения лексических норм. 1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины. 2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере. 3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности. 5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос. 6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров. 7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы. 8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот. 9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги. 10. В этом тексте выступления много дефектов.
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм. 1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения. 2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону. 3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст. 4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен. 5. В статье изложены основные положения новой концепции. 6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу. 7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь. 8. Черты ее лица четко очерчены. 9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда. 10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству. 11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств. 12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания. 13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца. 14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля. 15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения. 16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд. 17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками. 18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами. 19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина. 20. С приятным человеком и поговорить приятно. 21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
источники:
http://znanija.site/russkii-yazyk/6361196.html
http://100balnik.ru/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5/