Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. (2)Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. (3)Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками. (4)Одна из причин перекомбинации признаков — конъюгация хромосом. (5)Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза. (6)Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. (7)Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Закономерности генетики». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. (2) Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют группу сцепления. (3) Среди гибридов второго поколения может находиться определённое число особей с перекомбинированными признаками. (4) Гаметы с перекомбинированными генами образуются за счёт спирализации гомологичных хромосом. (5) Этот процесс осуществляется в метафазе І мейоза. (6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться их сцепление. (7) Явление неполного сцепления генов легло в основу построения генетических карт.
5359. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Основоположником генетики по праву считают Г. Менделя. (2)Он установил, что при моногибридном скрещивании происходит
расщепление признаков в соотношении 3:1. (3)При дигибридном скрещивании происходит расщепление признаков во втором поколении в соотношении 1:2:1. (4)Такое расщепление происходит, если гены расположены в негомологичных хромосомах. (5)Т. Морган установил, что если гены расположены в одной хромосоме, то и признаки наследуются исключительно вместе, то есть сцепленно. (6)Такие гены образуют группу сцепления. (7)Количество групп сцепления равно диплоидному набору хромосом.
Ошибки допущены в предложениях 3, 5, 7:
3) При дигибридном скрещивании происходит расщепление признаков во втором поколении в соотношении 9:3:3:1 (третий закон Менделя, закон независимого наследования)
5) Т. Морган установил, что если гены расположены в одной хромосоме, то их сцепление может нарушаться в результате кроссинговера (не всегда они наследуются «исключительно вместе»)
7) Количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 5359.
Задания 24.
№ 1
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Мутации». Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1) Мутационная изменчивость — один из способов увеличения
генетического разнообразия популяции. (2) К мутациям относят редкие случайные
изменения генетического материала, происходящие сразу в нескольких клетках
организма. (3) Генными называют мутации, связанные с изменением нуклеотидной
последовательности одного конкретного гена. (4) Хромосомные мутации — это
мутации, затрагивающие целые хромосомы и меняющие их число. (5) К геномным
мутациям относят такие явления, как полиплоидию и анеуплоидию. (6) В течение
жизни в клетках человека происходит множество мутаций, однако большинство из
них не передаются потомкам. (7) Потомкам могут передаться только мутации,
происходящие в соматических клетках.
№ 2
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности
наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка
дрозофила. (2) Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме,
наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. (3) Среди гибридов
второго поколения может находиться небольшое число особей с
перекомбинированными признаками. (4) Одна из причин перекомбинации
признаков — конъюгация хромосом. (5) Этот процесс осуществляется во втором
делении мейоза. (6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще
будет нарушаться сцепление. (7) Явление неполного сцепления признаков легло в
основу построения генетических карт.
№ 3
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите
номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Все железы организма человека делятся на три группы: железы
внешней, внутренней и смешанной секреции. (2) Секреты, образующиеся во всех
железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела.
(3) Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4) Железы
внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные
регуляторные вещества – гормоны. (5) Гормоны регулируют обмен веществ, влияют
на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и
систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6) Гормон
поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)
Гормон щитовидной железы – адреналин – учащает сердечные сокращения.
№ 4
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа».
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так
как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2) Ферменты и гормоны поступают
непосредственно в кровь. (3) Гормон поджелудочной железы – адреналин повышает
содержание глюкозы в крови, а инсулин – понижает. (4) Ферменты поджелудочного
сока расщепляют практически все питательные вещества. (5) Под влиянием трипсина
завершается расщепление белков до простых сахаров. (6) Под действием липазы
жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7) Углеводы под действием
амилазы расщепляются до глюкозы.
№ 5
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Хромосомные мутации».
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Хромосомные мутации – это перестройки хромосом. (2) Появление
хромосомных мутаций связано с делецией, дупликацией, инверсией или
транслокацией в хромосомах. (3) Часто причиной хромосомных мутаций может быть
случайное сочетание хромосом при оплодотворении. (4) Хромосомные мутации
называют точковыми. (5) Вследствие хромосомной мутации образуются новые аллели
генов. (6) Хромосомные мутации относят к генотипической изменчивости.
№ 6
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики
человека». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1) Для изучения генетики человека используют специфические
методы. (2) Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении
характера наследования признака. (3) Этот метод эффективен при исследовании
хромосомных мутаций. (4) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение
однояйцевых близнецов. (5) Цитогенетический метод основан на микроскопическом
исследовании структуры хромосом и их количества. (6) Данный метод используется
в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7) Характер
наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен
биохимическим методом исследования.
№ 7
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Партеногенез». Укажите
номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную
формулировку.
(1) Одной из форм бесполого размножения является партеногенез. (2)
При партеногенезе развитие нового организма происходит из соматической клетки.
(3) Паретногенез наблюдается у беспозвоночных животных. (4) Партеногенез
достаточно хорошо изучен у пресноводных рачков — дафний и некоторых
насекомых: тлей и пчел. (5) В пчелиной семье путем партеногенеза появляются
многочисленные рабочие пчелы. (6) Рабочие пчелы не способны размножаться. (7) Значение
партеногенеза заключается в возможности размножения животных при редких
контактах разнополых особей и в быстром увеличении численности особей.
№ 8
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Цикл развития хвоща».
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) В цикле развития хвоща происходит смена полового и бесполого
поколений. (2) Гаметофитом у хвоща служит заросток, который развивается из
зиготы. (3) На нижней стороне заростка развиваются антеридии и архегонии. (4) В
архегониях и антеридиях образуются гаметы. (5) Для оплодотворения хвощам
необходима капельно — жидкая влага. (6) Спорофитом у хвоща является
листостебельное растение, у которого на нижней стороне листьев развиваются
спорангии со спорами. (7) Споры образуются из спорогонной ткани путём митоза.
№ 9
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности
наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,
исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) В своих исследованиях Г. Мендель использовал гибридологический
метод. (2) Для скрещивания он отбирал чистые линии гороха. (3) Чистые линии
были получены путем перекрестного опыления растений. (4) В своих исследованиях
ученый использовал растения с альтернативными признаками. (5) Гены
альтернативных признаков расположены в одной хромосоме. (6) К альтрнативным
признакам относят окраску и форму семян гороха. (7) Закон независимого
наследования признаков, открытый Г. Менделем, выполняется только в тех случаях,
если гены находятся в различных парах гомологичных хромосом.
№ 10
Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в
которых сделаны ошибки, и исправьте их.
(1) Генеалогический метод, используемый в генетике человека,
основан на изучении родословного древа. (2) Благодаря генеалогическому методу
были установлены типы наследования конкретных признаков. (3) Близнецовый метод
позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. (4) При использовании
цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. (5)
Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен
путём изучения строения и числа хромосом. (6) В последние годы показано, что
достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с
нарушением обмена веществ. (7) Известны аномалии углеводного, аминокислотного,
липидного и других типов обмена.
№ 11
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Деление клетки».
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте
их. Дайте правильную формулировку.
(1) Вовремя интерфазы в животной клетке синтезируется
белки, реплицируются молекулы ДНК. (2) В профазе митоза в животной
клетке хромосомы спирализуются, утолщаются, формируется веретено
деления; в метафазе митоза хромосомы выстраиваются по экватору
клетки. (3) В анафазе митоза происходит расхождение гомологичных
хромосом к полюсам клетки. (4) В этой фазе митоза клетка имеет диплоидный
набор хромосом — 2n. (5) В телофазе митоза хромосомы деспирализуются,
удлиняются, восстанавливаются ядрышко, ядерная оболочка. (6) Биологический
смысл митоза — образование двух дочерних клеток, идентичных материнской.
(7) В ходе митоза у животных и растений образуются клетки тела, а у
растений — также споры.
№ 12
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в
которых сделаны ошибки, и исправьте их.
(1) Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. (2) Рудименты – это признаки, крайне редко
встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. (3) К рудиментам человека
относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека,
полулунную складку в уголке глаз. (4) Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. (5) В норме эти гены блокируются. (6) Они проявляются при
нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. (7) Примерами
атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.
№ 13
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Прокариот и эукариоты».
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте
правильную формулировку.
(1) Клеточные организмы делят на прокариот и эукариот. (2) Прокариоты —
доядерные организмы. (3) К прокариотам относятся бактерии, водоросли, грибы.
(4) Прокариоты — одноклеточные организмы, а эукариоты —
многоклеточные организмы. (5) Прокариоты и эукариоты могут быть как
автотрофами, так и гетеротрофами. (6) Все автотрофные организмы используют
солнечную энергию для синтеза органических веществ из неорганических. (7) Сине-зелёные —
это водные или реже почвенные прокариотные автотрофные организмы.
№ 14
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Среди автотрофных организмов большое количество растений. (2)
Наряду с автотрофным питанием существует гетеротрофное. (3) К гетеротрофам
относят паразитические и сорные растения. (4) Сорные растения конкурируют
с культурными за свет, воду, минеральные соли, O2. (5)
Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. (6)
Растения-паразиты поглощают H2O и CO2 из
организмов растений, на которых паразитируют. 7. Они имеют многочисленные
приспособления к паразитизму, например, корни-присоски
№ 15
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Агробиоценозы». Укажите
номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1) Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях
сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или
посадками культурных растений. (2) Агробиоценоз характеризуется как устойчивая
экосистема. (3) В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется
только энергия солнечного света. (4) В агробиоценозе преобладает монокультура.
(5) В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в
почву. (6) Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает
устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного
и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие
естественного отбора.
№ 16
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Сходство в строении органов разных систематических групп
организмов позволяет учёным установить их родство. (2) В процессе эволюции у
организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы. (3) Гомологичные
органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона. (4) Аналогичные
органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5) Примерами
гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего
уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6) Примерами
аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и
конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами
эволюции являются также рудименты и атавизмы.
№ 17
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений,
в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1) Вода очень важна для жизнедеятельности растений. (2) Она
расходуется при фотосинтезе и клеточном дыхании. (3) Кроме того, с водой в
растение поступают неорганические соли и другие необходимые растению вещества.
(4) Главным фактором, обеспечивающим транспорт воды вверх по стеблю, является
транспирация – регулируемое испарение воды через устьица. (5) При необходимости
увеличения количества испарённой воды устьица закрываются, что повышает
проницаемость клеток эпидермы листа для воды. (6) Всасывание воды волосками в
зоне проведения корней создаёт избыток воды в нижней части растения – корневое
давление. (7) В результате выстраивается постоянный поток воды из корней через
стебель к листьям.
№18
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1) Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизнедеятельности
растений. (2) Фотосинтез необходим для синтеза органических веществ из
неорганических. (3) Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света
запасается в виде АТФ. (4) При этом выделяется кислород в качестве побочного
продукта. (5) Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у
всех растений происходит ночью, в темноте. (6) Клеточное дыхание в свою очередь
происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при
фотосинтезе. (7) Ночью же для жизнедеятельности растения используется
запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.
№ 19
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора:
наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2) Наследственность
определяет способность организмов передавать свои характеристики
потомству.
(3) Изменчивость определяет многообразие форм в популяции.
(4) В результате все особи имеют различную приспособленность. (5) Наиболее
приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше.
(6) В результате естественного отбора потомство в каждом следующем
поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям
среды. (7) Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность
популяции к условиям окружающейся среды.
№ 20
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из
неорганических с использованием солнечной энергии. (2) Он протекает в две
стадии – световую и темновую. (3) В световой стадии происходит восстановление
углекислого газа и синтез АТФ. (4) Также в световой стадии при фотолизе воды
образуется свободный кислород. (5) В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и
глюкоза. (6) Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. (7) Таким образом,
процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и
кислородом.
№ 21
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют
митохондрии и хлоропласты. (2) Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)
В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4) В
процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5) Фотосинтез
состоит из световой и темновой фаз. (6) В световой фазе энергия солнечного
света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7) В темновой
фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
№ 22
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Процесс размножения у цветковых растений подразделяется на два
последовательных этапа – спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у
растений путём митотического деления материнских клеток спор.
(3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений
называют микроспорогенезом, а процесс образования макроспор –
макроспорогенезом. (4) Из микроспоры в результате мейоза образуются
вегетативное и
генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и
образует два спермия. (6) Макроспора в результате двойного митотического
деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок – это
женский гаметофит цветкового растения.
№ 23
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента
деления яйцеклетки и заканчивается рождением организма или выходом его из яйца.
(2) Первый этап – дробление характеризуется быстрым делением без увеличения
массы клеток эмбриона. (3) Дробление заканчивается образованием бластулы с
бластоцелью внутри. (4) На стадии гаструлы у хордовых животных образуется
гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются
энтодерма, мезодерма и эктодерма. (5) На стадии нейрулы образуется нервная
пластинка, которая преобразуется в нервную трубку, из которой в дальнейшем у
позвоночных развивается головной и спинной мозг. (6) В конце стадии нейрулы в
эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, под
которой расположены нервная и кишечная трубки. (7) Закладка органов начинается
на стадии нейрулы и продолжается в процессе органогенеза.
№ 24
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) На Земле встречаются организмы, способные извлекать
энергию путём окисления неорганических веществ и использовать её
для органического синтеза без участия света. (2) Процесс синтеза органических
веществ из неорганических за счёт энергии окисления неорганических
веществ называют хемосинтезом. (3) Нитрифицирующие бактерии, серобактерии,
цианобактерии, железобактерии, водородные бактерии и другие синтезируют
органические вещества из неорганических и получают энергию только
путём хемосинтеза. (4) Все перечисленные бактерии являются анаэробными.
(5) Источником водорода в окислительно-восстановительных реакциях
является не только вода, но и другие неорганические вещества, например
сероводород и водород. (6) В бактериальных клетках процессы хемосинтеза
происходят на мембранах эндоплазматической сети. (7) Процессы хемосинтеза
могут происходить в весьма крупных масштабах и имеют существенное значение
в круговороте веществ в биосфере.
№ 25
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед
началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким
образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор
гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении
мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в
анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор
двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе
второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных
хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.
№ 26
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в
которых они допущены. Исправьте их.
(1) Овогенез у животных – это процесс образования диплоидных
половых клеток – яйцеклеток. (2) В стадии размножения диплоидные клетки
многократно делятся митозом. (3) В следующей стадии – роста – деления клеток не
происходит. (4) В третьей стадии – созревания – происходит одно мейотическое
деление клеток. (5) Из каждой исходной клетки в конце гаметогенеза развиваются
по четыре полноценные гаметы – яйцеклетки. (6) На стадии созревания гамет заканчивается
овогенез. (7) Сперматогенез завершается стадией формирования.
№ 27
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они допущены, объясните их.
(1) Углеводы – органические соединения, в состав которых
входят углерод, азот, кислород и водород. (2) Углеводы делятся на
моно-, ди- и поли-сахариды. (3) Моносахариды хорошо растворимы в
воде. (4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и
ферментативную функции. (5) Один из полимерных углеводов – гликоген
входит в состав растительных тканей. (6) Некоторые моносахариды
входят в состав нуклеиновых кислот и АТФ. (7) Крахмал и гликоген выполняют
и запасающую функцию.
Ответы
№ 1
1) 2 К мутациям относят редкие случайные изменения генетического
материала, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.
2) 4 Хромосомные мутации — это мутации, затрагивающие целые
хромосомы; хромосомные мутации — это перестройки хромосом (геномные
мутации — меняющие число хромосом).
3) 7 Потомкам могут передаться только мутации, происходящие в
половых клетках.
№ 2
1) 4 — одна из причин перекомбинации признаков —
кроссинговер (обмен генами);
2) 5 — этот процесс происходит в первом делении мейоза;
3) 6 — чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме,
тем чаще будет нарушаться
№ 3
1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через
выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости
внутренних органов;
2) 3 – железы внутренней секреции не имеют протоков, поэтому секреты
поступают непосредственно в кровь;
3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон
надпочечников.
№ 4
1) 2 – ферменты по протокам поступают в двенадцатиперстную кишку;
2) 3 – глюкагон – гормон поджелудочной железы, который повышает
уровень глюкозы в крови (адреналин вырабатывается надпочечниками);
3) 5 – белки расщепляются до аминокислот (до простых сахаров расщепляются
углеводы в ротовой полости)
№ 5
1) 3 –
случайное сочетание хромосом при оплодотворении не приводит к мутации, а
является причиной комбинативной изменчивости
2) 4 – точковая мутация – пример генной мутации (замена одного
нуклеотида другим, выпадение или удвоение);
3) 5 – новые аллели генов образуются в результате генных мутаций
№ 6
1)
3 – эффективен при исследовании генных мутаций, (хромосомные мутации можно
исследовать цитогенетическим методом);
2) 4 – близнецовый метод не прогнозирует рождение близнецов, а позволяет
изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов
среды на развитие фенотипа);
3) 7 – характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим
методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит
нарушение обмена веществ)
№ 7
1) 1 — партеногенез — форма полового размножения;
2) 2 — развитие нового организма происходит из
неоплодотворенной яйцеклетки;
3) 5 — в пчелиной семье путем партеногенеза появляются
самцы-трутни (рабочие пчелы развиваются из оплодотворенных яиц)
№ 8
1)
2 – заросток развивается из (гаплоидной) споры, из зиготы развивается
зародыш нового растения (2n);
2) 6 – у хвощей спорангии со спорами развиваются в спороносном колоске на
верхушках (весенних) побегов;
3) 7 – споры образуются путём мейоза
№ 9
1) 3 — чистые линии получают при самоопылении растений (путем
перекрестного опыления растений получают гибриды);
2) 5 — гены альтернативных признаков расположены в
гомологичных хромосомах (в одной хромосоме находятся гены разных признаков);
3) 6 — к альтернативным признакам относят варианты окраски
или варианты формы семян гороха (зеленую и желтую, гладкую и морщинистую)
№ 10
1) 3 – близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение
близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды,
их влияние на формирование фенотипа;
2) 4 – цитогенетический метод не позволяет установить группы
крови, а позволяет выявить геномные и хромосомные аномалии;
3) 5 – характер наследования гемофилии был установлен путём
составления и анализа родословного древа
№ 11
1) 3 — в анафазе митоза расходятся к разным полюсам клетки
сестринские хроматиды (хромосомы) (гомологичные хромосомы расходятся в
мейозе);
2) 4 — в анафазе митоза клетка имеет набор хромосом 4n;
3) 7 — споры растений образуются в результате мейоза
№ 12
1) 2 — рудименты встречаются у большинства людей, у животных — это
обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример
атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№ 13
1) 3 — водоросли и грибы — это эукариоты;
2) 4 — эукариоты — одноклеточные и многоклеточные
организмы;
3) 6 — автотрофы используют не только солнечную энергию, но и
энергию, выделяемую в результате окисления неорганических веществ (хемотрофы)
№ 14
1)
3 – сорные растения относят к автотрофам;
2)
4 – сорные растения не конкурируют с культурными за или 4. Сорные
растения
конкурируют
с культурными за свет, воду, минеральные соли,
3)
6 – растения-паразиты поглощают органические вещества из организмов растений,
на которых паразитируют
№ 15
1) 2 — Агробиоценоз характеризуется как неустойчивая экосистема.
2) 3 — В природной экосистеме, используется только энергия
солнечного света, а в агробиоценозе,помимо солнечной энергии, получают
дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений,
химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или
осушение земель и т. д.
3) 6 — Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, ведет
к нарушению устойчивости биосферы.
№ 16
1) 3 — Гомологичные органы развиваются из одинаковых зародышевых
листков.
2) 4 — Аналогичные органы развиваются из различных эмбриональных
зачатков, но выполняют сходные функции у разных организмов.
3) 6 — Плавники рыбы (Хрящевой) и дельфина – это
гомологичные органы
№ 17
1) 2 – при клеточном дыхании вода образуется (образуются
углекислый газ и вода);
2) 5 – для усиления испарения воды устьица открываются;
3) 6 – волоски располагаются в зоне всасывания
№18
1) 5 – темновая стадия не требует света, но происходит тоже днём;
2) 6 – в дыхании может использоваться любой кислород (дыхание
может происходить и днём, и ночью);
3) 7 – главным источником энергии ночью является клеточное дыхание
(окисление органических веществ)
№ 19
1) 1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность,
изменчивость и борьба за существование;
2) 5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше
потомства;
3) 7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные
(мутации чаще имеют отрицательный эффект)
№ 20
1) 3 – восстановление углекислого газа происходит в темновой стадии
2) 5 – НАДФ·Н2 синтезируется в световой стадии.
3) 6 – темновая стадия протекает в строме хлоропластов
№ 21
1) 3 — в митохондриях происходит аэробное (кислородное) окисление
органических веществ (анаэробное окисление происходит в цитоплазме);
2) 4 — в процессе дыхания происходит синтез АТФ;
3) 7 — в световой фазе происходит фотолиз (В темновой фазе
фотосинтеза происходит синтез глюкозы).
№ 22
1) 2 – Споры растений образуются путём мейоза.
2) 4 – Вегетативное и генеративное ядра образуются митозом.
3) 6 – Из макроспоры образуется зародышевый мешок в результате
трёх
митотических делений
№ 23
1) 1 – Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с
момента оплодотворения и образования зиготы; заканчивается рождением организма
или выходом его из яйца.
2) 4 – На стадии гаструлы у хордовых животных образуется
гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются
энтодерма и эктодерма. (убрали мезодерму, т.к. мезодерма
закладывается на стадии нейрулы).
3) 6 – В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных
образуется осевой комплекс органов: хорда, над которой расположена
нервная трубка, под хордой – кишечная трубка с жаберными карманами в глотке
№ 24
1) 3 – цианобактерии способны к фотосинтезу (синтезируют
органические вещества из неорганических на свету с выделением кислорода).
2) 4 – все перечисленные бактерии являются аэробными (окисляют
неорганические вещества в присутствии кислорода).
3) 6 – в бактериальных клетках процессы хемосинтеза происходят на
внутренних выростах плазматической мембраны – мезосомах, ЭПС и других
мембранных органоидов в клетках бактерий нет
№ 25
1) 2 – Количество хромосом перед началом мейоза не изменяется.
Реплицируется ДНК.
2) 3 – Таким образом … (переписываем предложение полностью),
выражаемый формулой 2n4c, (или — в начале мейоза набор хромосом в ядре 2n4c).
3) 6 – В гаметы попадают однохроматидные хромосомы
№ 26
1) 1 — В овогенезе образуются гаплоидные яйцеклетки.
2) 4 — На стадии созревания происходят два мейотических деления.
3) 5 — В результате гаметогенеза образуется одна полноценная
яйцеклетка
№ 27
1) 1 — Азот не входит в состав углеводов.
2) 4 — Моносахариды не выполняют ферментативную функцию,
эту функцию выполняют белки.
3) 5 — Гликоген запасается в клетках животных, но не в
клетках растений
Урок генетики «Опыты Моргана и следствия из них»
Составитель: О.А.Ильина, школа №6 города Вязники Владимирской области
Общая характеристика урока.
Предмет – биология (генетика)
Класс – 10
Цель: урок предназначен обучающимся профильной группы для изучения закономерностей сцепленного наследования признаков (можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе обобщения и контроля).
Действия учащихся: данный урок развивает и проверяет сформированность таких умений как:
-актуализация знаний, использование ее в решении нестандартных задач;
-использовать естественнонаучные знания для решения жизненных задач;
-поиск информации при работе с текстом, рисунками;
-преобразование информации из одного вида в другой ( работа с рисунком, ответы на вопросы)
— удерживание взаимосвязи отдельных заданий задачи, использование полученной информации в одном задании для решения другого.
Использованные источники:
А.А.Кириленко «Биология, раздел – генетика» Легион, Ростов – на – Дону, 2016 год
А.Г.Мустафин «Биология для выпускников школ и поступающих в вузы» под ред. В.Н.Ярыгина Кнорус, Москва 2016 год
И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов Биология, базовый и углубленный уровни «Дрофа» 2019 год
Сайт «Решу ГИА»
Текст задачи.
Опыты Томаса Моргана и следствия из них.
Американский генетик Томас Морган изучал закономерности наследования генов, расположенных в одной паре гомологичных хромосом.
В экспериментах Морган использовал плодовую мушку дрозофилу, обладающую важными для генетиков качествами: неприхотливостью, плодовитостью, небольшим количеством хромосом (четыре пары), множеством чётко выраженных альтернативных признаков.
Дрозофила и её хромосомный набор
У мухи дрозофилы гены, отвечающие за окраску тела и длину крыльев, располагаются в одной хромосоме.
Морган проводил два типа анализирующего скрещивания. При скрещивании рецессивной по обоим признакам самки (чёрной с короткими крыльями) с дигетерозиготным самцом (серым с нормальными крыльями) в потомстве появилось 50 % чёрных мух с короткими крыльями и 50 % мух с серым телом и нормальными крыльями. Комбинаций признаков у потомков не происходило.
Значит, гены, расположенные в одной хромосоме, наследовались совместно. Такие гены образуют группу сцепления.
Явление совместного наследования генов, расположенных в одной хромосоме, Морган назвал сцепленным наследованием.
Так как гомологичные хромосомы содержат аллельные гены, то в группу сцепления включают обе гомологичные хромосомы, поэтому число групп сцепления соответствует гаплоидному набору.
Другие результаты получились, когда скрещивали дигибридную самку (серую с нормальными крыльями) с гомозиготным рецессивным самцом (чёрным с короткими крыльями). В этом случае потомство имело четыре фенотипа: 41,5 % — серых с короткими крыльями, 41,5 % — чёрных с нормальными крыльями, 8,5 % — серых с нормальными крыльями, 8,5 % — чёрных с короткими крыльями.
Морган пришёл к выводу, что сцепление может быть неполным. Оно нарушается в результате кроссинговера — обмена участками между гомологичными хромосомами.
В профазе I мейоза происходит конъюгация гомологичных хромосом. Хромосомы сближаются, а затем начинают расходиться и образуют перекрёсты (хиазмы). В процессе конъюгации между некоторыми дочерними хроматидами возможен обмен участками (кроссинговер).
Каждая из образовавшихся хроматид попадает в отдельную гамету. В результате кроссинговера возникают кроссоверные гаметы, хромосомы которых содержат новые комбинации генов.
Организмы, которые возникают в результате слияния кроссоверных гамет, называют рекомбинантными.
Так как кроссинговер происходит не после каждой конъюгации, то и число кроссоверных гамет всегда меньше числа некроссоверных гамет.
Морган доказал, что частота кроссинговера между гомологичными хромосомами зависит от расстояния между генами в хромосоме. Чем это расстояние больше, тем чаще происходит кроссинговер и тем чаще появляются рекомбинантные организмы.
Частота рекомбинации (кроссинговера) = число рекомбинантов : общее число потомков × 100 %.
Эта величина показывает относительное расстояние между сцепленными генами в хромосоме. За единицу расстояния между генами принимают 1 морганиду (1 % кроссинговера), или процент появления рекомбинантных особей.
Так, в рассмотренном выше примере 17% потомков было с новыми (отличными от родителей) комбинациями признаков (8,5% +8,5%). Следовательно, расстояние между исследуемыми генами равно 17%. Фраза «расстояние между генами А и В равняется 6 морганидам» означает, что кроссоверных (рекомбинантных) гамет получится в сумме 6% (3% + 3%), а нормальных – 94% (47% + 47%).
Т.Морган и его сотрудники показали, что, установив частоту рекомбинаций (процент кроссинговера) между генами, относящимися к одной группе сцепления, можно построить карты хромосом с нанесенным на них порядком расположения генов. Хромосомные карты строятся путем прямого перевода рекомбинаций между генами в предполагаемые расстояния на хромосоме. Если частота рекомбинаций между генами – 4 %, значит, они расположены в одной хромосоме на расстоянии 4 морганид (рис. 6).
Рис. 6. Хромосома
Если частота рекомбинаций между генами – 9 %, значит, они расположены на расстоянии 9 морганид (рис. 7).
Рис. 7. Хромосома
Морганида – единица относительного (генетического) расстояния между генами, определяемая частотой кроссинговера. Если посчитать частоту кроссинговера между двумя генами на одной хромосоме, можно определить расстояние между генами и построить хромосомную карту. Хромосомная карта представляет схему взаимного расположения генов в одной хромосоме.
Задание №1. Используя рисунок 1, укажите:
— какие гены сцеплены попарно в одной хромосоме
-возможные сорта гамет данной особи
-какие из них являются рекомбинантными
-благодаря какому процессу появляются рекомбинантные гаметы
рис.1
Задание №2. Выберите три верных ответа из шести.
Кроссинговер не характерен для:
1)половых хромосом женщины;
2)половых хромосом мужчины;
3) 21-ой пары хромосом в кариотипе человека;
4) 18-ой и 19-ой хромосомам в кариотипе человека;
5) половых хромосом самок птиц;
6) пары гомологичных хромосом
Задание №3. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
1) Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. 2) Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. 3)Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками. 4) Одна из причин перекомбинации признаков — конъюгация хромосом. 5) Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза. 6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. 7) Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.
Задание №4. Составьте карту хромосомы, содержащую гены А, B, C, D, E, если частота кроссинговера между генами С и Е равна 10%, С и А – 1%, А и Е – 9%, В и Е – 6%, А и В – 3%, B и D – 2%, E и D – 4%.
Задание №5. У человека ген резус фактора сцеплен с локусом определяющим форму эритроцитов и находится от него на расстоянии 3 морганид. Резусположительность и эллиптоцитоз являются доминантными признаками. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам, при этом резус положительный аллельный ген он унаследовал от матери, а эллиптоцитоз от отца. Второй супруг имеет отрицательный резус и нормальные эритроциты. Найти генотипы и фенотипы потомков
Ответы и критерии оценивания.
№1. (базовый) Гены А и В в одной хромосоме, гены а и в в другой хромосоме (1 балл)
Возможные сорта гамет: АВ, ав, Ав, аВ (1 балл)
Рекомбинантные – Ав и аВ (1 балл)
Процесс кроссинговера (1 балл)
№2. (базовый) 245 – 2 балла , если одна ошибка – 1 балл, более одной – 0.
№3.(повышенный)
Ошибки допущены в предложениях:
1. 4 — одна из причин перекомбинации признаков — кроссинговер (обмен генами);
2. 5 — этот процесс происходит в первом делении мейоза;
3. 6 — чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться
В ответе указаны и исправлены все ошибки – 3 балла.
В ответе указаны 2-3 ошибки, исправлены только 2 из них – 2 балла.
В ответе указаны одна –три ошибки, исправлены только одна из них – 1 балл.
Все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них – 0 баллов.
№4. (высокий)
Критерии: определены крайние гены – 1 балл.
Анализ положения других генов – 3 балла. ИТОГО – 4 балла.
№5. (высокий)
Схема решения задачи включает:
1) скрещивание:
Р АаBв × ааbb
Резусположительность резусотрицательность
элиптоцитоз нормальные эритроциты
Ав ав
======= =======
аВ ав
G кроссоверные ав
(n=% кроссинговера/2)
АВ 1,5% ав 1,5%
некроссоверные
Ав 48,5% аВ 48,5%
F1 1,5%АаВв 1,5%аавв 48,5%Аавв 48,5% ааВв
резуспол. резусотриц. резуспол. резусотриц.
элиптоцит. норм. эритр. норм.эритр. элиптоцит.
Генотипы родителей АаВв (гаметы: некроссоверныеАв=48,5%, аВ=48,5, кроссоверные: АВ=1,5%, ав=1,5%) и аавв (гаметы ав)
2) Число кроссоверных гамет определяют по формуле
n=% кроссинговера/2, где n-число кроссоверных гамет определенного типа. Выражается в % или долях единицы.
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |