Закон упражнения и неупражнения органов ошибка

Жан Батист Ламарк

Французский
учёный Жан Батист Ламарк стал первым
биологом, попытавшимся создать стройную
и целостную теорию эволюции живого
мира. Не оценённая современниками,
полвека спустя его теория стала предметом
горячих дискуссий, которые не прекратились
и в наше время.

Жан
Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де
Ламарк, родился 1′ августа 1744 г. в местечке
Базантен, в семье небогатых дворян.
Родители
хотели сделать его священником, но в 16
лет Ламарк оставил иезуитский колледж
и пошёл добровольцем в действующую
армию. В сражениях
он проявил незаурядную храбрость и
дослужился до звания офицера.

В
возрасте 24 лет Ламарк оставил военную
службу и приехал в Париж, чтобы учиться
медицине. Во время обучения его увлекли
естественные
науки, особенно ботаника. Таланта и
старания молодому учёному было не
занимать, и в 1778 г. он выпустил трёхтомный
труд «Французская
флора».
Книга
принесла ему известность, он вошёл в
число крупнейших французских ботаников.
Пять лет спустя Ламарка избрали членом
Парижской академии наук.

В
1789-1794 гг. во Франции разразилась великая
революция, которую Ламарк встретил с
одобрением. Она коренным образом изменила
судьбу
большинства французов. Грозный 1793 год
резко изменил и судьбу самого Ламарка.
Старые учреждения закрывались или
преобразовывались.
Королевский ботанический сад, где
работал Ламарк, был преобразован в Музей
естественной истории. Ламарку предложили
оставить
занятия ботаникой и возглавить кафедру
«естественной
истории насекомых и червей».
Теперь
бы её назвали кафедрой зоологии
беспозвоночных.

Нелегко
было почти 50-летнему человеку менять
специальность»
но
упорство учёного помогло преодолеть
все трудности. Ламарк стал таким же
знатоком
в области зоологии, каким был в области
ботаники.

Ламарк
увлечённо взялся за изучение беспозвоночных
животных (кстати, именно он в 1796 г.
предложил назвать их «беспозвоночными»).
С
1815 по 1822
г. выходил в свет капитальный семитомный
труд Ламарка «Естественная
история беспозвоночных».
В
нём он описал все известные в то время
роды и виды беспозвоночных. Линней
разделил их только на два класса (червей
и насекомых), Ламарк же выделил среди
них 10 классов. (Современные учёные,
заметим, выделяют среди беспозвоночных
более 30 типов.)

Ламарк
ввёл в обращение и ещё один термин,
ставший общепринятым, — «биология»

1802 г.).

Но
самым важным трудом Ламарка стала книга
«Философия
зоологии»,
вышедшая
в 1809 г. В ней он изложил свою теорию
эволюции живого мира.

Ламарк
об историческом развитии органической
природы.

Основой
воззрений Ламарка, как уже говорилось,
стало положение о том что материя и
законы ее развития были созданы творцом.
Ламарк проанализировал сходства и
различия между живой и неживой материей
и перечислил их. Важнейшим из таких
отличий является способность реагировать
на внешние раздражители. Ламарк осознавал
что живая материя устроена гораздо
сложнее чем мертвая, но все же не признавал
за ней способности к жизни. По его мнению
причина жизни лежит не в самом живом
теле, а во вне его.

Ламарк
ввел понятие градации — внутреннем »
стремлении к совершенствованию «,
присущем всему живому; действием этого
фактора эволюции определяется развитие
живой природы, постепенное, но неуклонное
повышение организации живых существ —
от простейших до самых совершенных.
Результат градации — одновременное
существование в природе организмов
разной степени сложности, как бы
образующих иерархическую лестницу
существ. Градация легко прослеживается
при сравнении представителей крупных
систематических категорий организмов
(например, классов) и на органах, имеющих
первостепенное значение. Считая градацию
отображением основной тенденции развития
природы, насажденной » верховным
творцом всего сущего, Ламарк пытался,
однако, дать этому процессу и
материалистическую трактовку: в ряде
случаев он связывал усложнение организации
с действием флюидов, проникающих в
организм из внешней среды.

Другой
фактор эволюции, по Ламарку, — постоянное
влияние внешней среды, приводящее к
нарушению правильной градации и
обуславливающее формирование всего
многообразия приспособлений организмов
к окружающим условиям. Изменение среды
— основная причина видообразования;
пока среда неизменна, виды сохраняют
постоянство; если в ней произошел сдвиг,
виды изменяются.

Жизнь,
по мнению Ламарка, может самопроизвольно
зарождаться на Земле и продолжает
зарождаться в настоящее время. В 17 веке
существовали представления что для
самозарождения мышей необходима темнота
и зерно, а для самозарождения червей
гнилое мясо. Однако успехи науки 18 века
опровергли такие воззрения. Было замечено
что черви в мясе не заводятся если его
предварительно не посетили мухи и.т.п.

Тем
не менее Ламарк полагает что глисты и
кишечнополостные все же могут
самозарождатся. Одноклеточные по его
мнению способны к самозарождению
абсолютно точно. Он считает что никто
не может доказать того что все одноклеточные
образовались только в результате деления
других одноклеточных, а не зародились
сами под влиянием тепла, влаги и
электричества. По его мнению такое
самозарождение происходит в природе
постоянно.

Далее
Ламарк предполагает, что все животные
и растения имеющие более высокую
организацию, чем одноклеточные, появились
в результате долговременного развития
живых организмов.

Все
организмы были поделены Ламарком на 14
классов и размещены на «лестнице
существ»
в
следующем порядке:

Ступень
1: классы Инфузории и Полипы

Ступень
2: Лучистые и Черви

Ступень
3: Насекомые и Паукообразные

Ступень
4: Ракообразные и Кольчецы

Ступень
5: Усоногие и Моллюски

Ступень
6: Рыбы, Рептилии, Птицы и Млекопитающие

«Лестница
существ»
отображает
эволюцию животного мира, а не статичную
его картину, показывающую усложнение
организации материи (как это было до
Ламарка). Каждый последующий класс
произошел из предшествующего и обладает
более сложной организацией чем тот.
Резкие скачки сложности организации,
то есть то что сейчас называется
араморфозом, были названы Ламарком
градациями. По его мнению они вызваны
внутренним стремлением живой материи
к усложнению организации, такое стремление
к совершенство является свойством
материи, заложенным в нее создателем.
Эти скачки происходят не в одночасье,
на то чтобы они произошли требуется
очень много времени.

Законы
Ламарка.

А.
«Закон упражнения и неупражнения
органов».

“У
всякого животного, не достигшего предела
своего развития, более частое и более
длительное употребление ка­кого-нибудь
органа укрепляет мало-помалу этот орган,
развивает и увеличивает его и придает
ему силу, соразмерную длительности
употребления, между тем как постоянное
неупотребление того или иного органа
постепенно ослабляет его, приводит к
упадку, непре­рывно
уменьшает его способности и, наконец,
вызывает его исчез­новение”.

Этот
закон можно назвать законом изменчивости,
в нем Ламарк акцентирует внимание на
том, что степень развития того или иного
органа зависит от его функции, интенсивности
упражнения, что в большей мере способны
изменяться молодые животные, которые
еще развиваются. Ученый выступает против
метафизического объясне­ния
формы животных как неизменной, созданной
для определенной среды. Вместе с тем
Ламарк переоценивает значение функции
и считает, что упражнение или неупражнение
органа является важ­ным
фактором в изменении видов.

Упражнение
органов происходит в результате того,
что к ним под воздействием воли животного
происходит усиленный приток «жидкостей».
Например
предку жирафа необходимо достать листву
с высокого дерева, он пытается вытянуть
шею, туда притекают «жидкости»
и
шея немного удлиняется, этот признак
передается по наследству. Если
необходимость в удлинение шеи происходит
и потомков, то шея у животных в течении
ряда поколений удлиняется очень сильно.
Органы могут и появляться в результате
такого притока жидкостей под влиянием
воли животных, как например рога у
оленей. Если органы не упражняются, как
глаза у крота, то приток жидкостей к ним
замедляется и органы постепенно
атрафируются.

Такое
направление притока «жидкостей»
возможно
лишь у высокоорганизованных животных.
У низших животных и растений изменение
органов возможно только непосредственно
под воздействием внешних условий,
например как изменение формы листьев
у водного лютика под водой и над водой.

Б.
«Закон наследования приобретенных
признаков»

“Все,
что природа заставила особей приобрести
или утратить под влиянием условий, в
которых с давних пор пре­бывает
их порода, и, следовательно, под влиянием
преобладания употребления или
неупотребления той или иной части
(тела), — все это природа сохраняет путем
размножения у новых особей, ко­торые
происходят от первых, при условии, если
приобретенные из­менения
общи обоим полам или тем особям, от
которых новые особи произошли”.

Второй
закон можно назвать законом наследственности;
сле­дует
обратить внимание на то, что наследование
индивидуальных из­менений
Ламарк связывает с длительностью влияния
условий, ко­торые
обусловливают эти изменения, и вследствие
размножения усилением их в ряде поколений.
Необходимо подчеркнуть и то об­стоятельство,
что Ламарк одним из первых анализирует
наследст­венность
как важный фактор эволюции. Вместе с
тем следует заме­тить,
что положение Ламарка о наследовании
всех приобретенных при жизни признаков
было ошибочным: дальнейшие исследования
показали, что в эволюции решающее
значение имеют только наслед­ственные
изменения.

Положения
этих двух законов Ламарк распространяет
и на проблему происхождения пород
домашних животных и сортов куль­турных
растений, а также использует их при
объяснении живот­ного происхождения
человека. Не имея достаточного фактического
материала, при низком еще уровне
изученности этих вопросов Ла­марк не
сумел дойти до правильного понимания
явлений наслед­ственности и изменчивости.

Происхождение
человека.

Исходя
из положений об эволюции органического
мира Ламарк предпринял попытку раскрыть
тайну происхождения человека от высших
“четвероруких обезьян” их постепенным
превращением в течение длительного
времени. Далекие предки человека перешли
от жизни на деревьях к наземному способу
существования, положение их тела стало
вертикальным. В новых условиях в связи
с новыми потребностями и привычками
произошла перестройка органов и систем,
в том числе черепа, че­люстей. Так из
четвероруких образовались двурукие
существа, ко­торые вели стадный образ
жизни. Они захватили более удобные
мес­та для существования, быстро
размножались и вытесняли другие породы.
В многочисленных группах возникла
необходимость в об­щении, которое
сначала осуществлялось, с помощью
мимики, жес­тов, возгласов. Постепенно
возникли членораздельный язык, а за­тем
и умственная деятельность, психика.
Ламарк подчеркивал важ­ное значение
руки в становлении человека.

Таким
образом, Ламарк рассматривает человека
как часть при­роды, показывает ее
анатомо-физиологическое сходство с
животны­ми и отмечает, что развитие
тела человека подчиняется тем же
зако­нам, по которым развиваются и
другие живые существа.” Свою гипотезу
естественного происхождения человека
Ламарк излагает в форме предположений,
чтобы по цензурным мотивам прикрыть
материалистическую сущность своих
смелых мыслей.

Выводы.

Ламарк
был первым натуралистом, который не
ограничивался отдельными допущениями
изменчивости видов. Он смело восстал
против креационизма, метафизики и
по­следовательно разработал первую
целостную эволюционную теорию об
историческом развитие органического
мира от простейших форм, которые
образовались из неорганической материи,
до современных высокоорганизованных
видов животных и растений. С позиций
своей теории он рассматривал и
происхождение человека.

Ламарк
подробно анализирует предпосылки
эволюции (измен­чивость, наследственность),
рассматривает главные направления
эволюционного процесса (градации классов
и многообразие в преде­лах класса как
следствие изменчивости), пытается
установить при­чины эволюции.

Ламарк
успешно для своего времени разработал
проблему изменчивости видов под влиянием
естественных причин, показал зна­чение
времени и условий внешней среды в
эволюции, которую рас­сматривал как
проявление общего закона развития
природы.

Заслугой
Ламарка является и то, что он первым
предложил генеалогическую классификацию
животных, построенную на прин­ципах
родственности организмов, а не только
их сходства.

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Вспомните!

Что такое эволюция?

Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?

В конце XVIII в. большинство учёных было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьёзные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789–1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводили к мысли, что и в природе не может быть постоянства.

Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Учёный считал, что наиболее общие категории явлений, такие как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованы самой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Эволюционную теорию Ламарк изложил в двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Учёный определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio – постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды. Таким образом, эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Учение о градации организмов. Ламарк считал, что первые организмы произошли из неорганической природы путём самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим. Всех животных учёный разделил на 14 классов, которые распределил по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней – градаций (рис. 4). Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий – млекопитающие. Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов Ламарк объяснял постоянно продолжающимся процессом самозарождения жизни.

Рис. 4. Градации Ламарка

Учение об изменчивости. Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона.

Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к ослаблению и исчезновению. Согласно этому закону необходимость доставать листья на деревьях ведёт к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становится длинной. Муравьеду, чтобы доставать муравьёв из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным, а перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания. Примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

Закон наследования благоприобретённых признаков: под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются. По мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни шея жирафа будет передана следующему поколению, которое родится уже с более длинной шеей. Открытие в XX в. материальной основы наследственности – ДНК – окончательно опровергло возможность наследования благоприобретённых признаков.

Для того чтобы доказать, что признаки, приобретённые в течение жизни, не передаются по наследству, известный исследователь Август Вейсман отрезал хвосты подопытным мышам на протяжении 22 поколений. Однако никакого укорочения хвостов у потомков не произошло.

Значение теории Ламарка. Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией. Учёный определил предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность) и указал направление эволюции (усложнение организации). Однако, правильно оценив развитие природы от простого к сложному, Ламарк не смог вскрыть причины эволюции. Созданная теория не могла объяснить многие существующие явления, такие как наследование нефункционирующих признаков (например, рудиментарные органы), появление мимикрии или покровительственной окраски.

Эволюционные идеи Ламарка не нашли поддержки у современников и подверглись критике со стороны многих учёных, одним из которых был Жорж Кювье – основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии.

Ж. Б. Ламарк преподнёс свою книгу «Философия зоологии» в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так резко отозвался об этом труде, что пожилой учёный не смог удержаться от слёз.

Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет. До его последнего часа с ним оставалась дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца.

В 1909 г., в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас».

Теория катастроф Ж. Кювье. Европейские учёные достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а ещё позднее – млекопитающие. Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло всё живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время, и большинство учёных предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопросы для повторения и задания

1. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

3. Могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма?

4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Подумайте! Выполните!

1. Как вы считаете, почему главный труд К. Линнея назывался «Система природы», а Ж. Б. Ламарка – «Философия зоологии»?

2. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

3. Оцените значимость работ Ж. Кювье для дальнейшего развития науки.

4. Сравните градации Ламарка (см. рис. 4) и «лестницу существ» Аристотеля (см. рис. 2). В чём их сходство и отличия?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 1 ИДЕИ ЛАМАРКА И ДАРВИНА — ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Глава 1
ИДЕИ ЛАМАРКА И ДАРВИНА — ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
За последние 45 лет мы стали свидетелями бурного роста новой области науки — молекулярной генетики. Она преобразует наши представления о механизмах наследственности и эволюции жизни на Земле. Пора проанализировать

От Ламарка к Дарвину

От Ламарка к Дарвину
Отдельные эволюционные идеи высказывались учеными и философами еще в античные времена[90], и в новое время традиция продолжилась. Дарвин был далеко не первым, кто выступил против догмата о неизменности раз и навсегда сотворенных видов. Считается, что

ГЛАВА 12. Гонка вооружений и «Эволюционная теодицея»

ГЛАВА 12. Гонка вооружений и «Эволюционная теодицея»
Глаза и нервы, семявыносящие протоки, носовые пазухи и спины неудачно разработаны с точки зрения индивидуального благополучия, но недостатки прекрасно понятны в свете эволюции. То же самое относится к большей

2.5. Эволюционная биология и систематика

2.5. Эволюционная биология и систематика
Теоретические положения эволюционной биологии имеют основополагающее значение для принципов систематики. Вне систематики нет биологии. Без учета систематики не может рассматриваться ни одна биологическая проблема, в том числе и

11.5. Эволюционная психология

11.5. Эволюционная психология
Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и

ГЛАВА 12 ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ И «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОДИЦЕЯ»

ГЛАВА 12 ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ И «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОДИЦЕЯ»
Глаза и нервы, семявыносящие протоки, носовые пазухи и спины неудачно разработаны с точки зрения индивидуального благополучия, но недостатки прекрасно понятны в свете эволюции. То же самое относится к большей

Избыточность и эволюционная пластичность

Избыточность и эволюционная пластичность
Как мы уже отмечали в главе 4, отбор на стабильность, т. е. фактически на постоянство и неизменность, парадоксальным образом повышает эволюционную пластичность (приспособляемость) организмов, т. е. склонность к изменениям.

Эволюционная эстетика

Эволюционная эстетика
Если эволюционная этика (область эволюционной психологии, занимающаяся происхождением морали и нравственности)[71] уже стала признанным научным направлением (28800 результатов поиска в Google по фразе evolutionary ethics), то об эволюционной эстетике широкой

Глава 2 Палеобиология и эволюционная теория. Время и изменение

Глава 2
Палеобиология и эволюционная теория. Время и изменение

…Слыша доносящийся издалека шум великих морей, омывающих берега, давным-давно ими же разрушенные, и крики морских птиц, что исчезли с лица земли.
Дж. Р. Р. Толкиен «Братство кольца»

Абсолютное и относительное

Часть I. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА ВЗАИМНОГО АЛЬТРУИЗМА

Часть I. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА ВЗАИМНОГО АЛЬТРУИЗМА
Любовь к самому себе — это единственный роман, длящийся всю жизнь.О.

ТЕОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

ТЕОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Термины эволюционируют помимо и вопреки нашей воле. Поэтому даже самое лучшее определение не может считаться окончательным. В прошлом теории (с оттенком пренебрежения) противопоставляли точному знанию, почерпнутому из Библии или, на

Глава 16: Эволюционная этика

Глава 16: Эволюционная этика

Другой вопрос — что желательно преподавать, — все согласны с общей утилитарностью.
Старые и бесполезные заметки (недатировано)

Значит, наше происхождение — источник наших злых страстей!! Дьявол в обличье бабуина — вот наш прадед.
Записная

Развитие эмоций: эволюционная перспектива

Развитие эмоций: эволюционная перспектива
У низших позвоночных значительного развития достигает только ствол мозга. Лимбическая система развивается только у эволюционно более продвинутых форм. В филогенетическом ряду вплоть до дельфинов и человека относительная

4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина

4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина
Вспомните!Какие виды изменчивости вам известны?Что такое искусственный отбор?Основной труд Ч. Дарвина, в котором была изложена теория эволюции, называется «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение

Ошибка Дарвина — возвращение Ламарка?

Ошибка Дарвина — возвращение Ламарка?
Тезис о транспоколенческой — то есть преодолевающей границы поколений — эпигенетике поражает самую сердцевину биологии. Поскольку пробуждает подозрение, что идеи Жана Батиста Ламарка, единственного противника великого Чарльза

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,669
  • гуманитарные
    33,656
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,031
  • разное
    16,908

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

А). Биография
Ж.Б.Ламарка
(сообщение
учащихся)

Б). Эволюционная
теория Ламарка

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на две
части:

учение о градации и учение об изменчивости.

1.
Учение о градации
организмов.

Ламарк считал, что первые живые организмы
произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие
привело к усложнению   живых   существ, поэтому   классификация организмов  
не   может  быть  произвольной,   она  должна
отображать процесс движения от низших форм к высшим.

Ламарк усовершенствовал систему животного мира на основе
принципа родства между организмами, расположив систематические группы в
восходящем порядке
в виде лестницы, на первой ступени которой он
поместил инфузории, а на шестой, последней – наиболее сложные — млекопитающие.
Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, то есть
образует «лестницу существ».

Ступенчатый характер усложнения организации живых существ
Ламарк назвал градацией.

Ламарк предложил
более совершенную классификацию животных, чем К.Линней.

Вместо двух
линнеевских классов (черви и насекомые) Ламарк предложил 10 классов, заложив
основы систематики беспозвоночных.

Все многообразие
животных Ламарк разделил на 14 классов, которые распределили по

6 градациям. При
выделении градаций он учитывал анатомо-  физиологические особенности основных
систем организма (главным образом нервной и кровеносной).

Известное
несовершенство систематики Ламарка объясняется уровнем науки того времени, но в ней есть главное — стремление
избежать искусственности группировок. Можно сказать, что Ламарк
заложил
основы естественной системы классификации. Он же впервые поставил вопрос о
причинах сходства и возникновения различий у животных.

2.    
Учение об
изменчивости.

Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям
внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой
ступени «лестницы существ», Ламарк
сформулировал два
закона.

I законзакон упражнения и
неупражнения органов:
«постоянное употребление органа ведет к его
усиленному развитию, а не употребление — к ослаблению и исчезновению».

Например: согласно этому закону

·  необходимость доставать листья
на деревьях ведет к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно
вытягивает шею, в результате чего она
становится длинной;

·  муравьеду,
чтобы доставать муравьев из глубины муравейника, приходится
вытягивать язык, и он становится
тонким и длинным;

·  перепонки
между пальцами ног у водоплавающей птицы
возникают из-за постоянного раздвигания
пальцев и растягивания кожи во время плавания.

·  примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция
глаз у крота.

II закон — закон
наследования благоприобретенных признаков
: «под действием постоянных
упражнений и неупражнений органы
изменяются, и возникшие изменения наследуются».

Работа в группах по заданиям:

Прочитайте, обсудите и составьте схему «Движущие
эволюции по Ж.Б.Ламарку»  отрывок из хрестоматии по биологии
«Образование длинной шеи у
жирафа»:

1 и 2 группы:

Обстоятельства влияют на форму и организацию животных: Если это
выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо,
каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких
изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение
обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение
этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот,
если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными,
животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как
и обусловившие их потребности: Если обстоятельства приводят к тому, что
состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя
организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство,
получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые
изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той,
индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их
развития

(Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения в двух томах. Том 1. — Изд. АН
СССР. — 1955. — С. 333  

3 и 4 группы:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во
внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и
лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и
делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки,
существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа
стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже
не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров
в высоту

(Ламарк Ж.-Б.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. — Изд. АН СССР. — 1955. — С. 354

 

По
мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни
шея жирафа будет передана следующему
поколению, которое родится уже с более
длинной шеей. Открытие в
XX в. материальной основы наследственности — ДНК окончательно опровергло возможность
наследования
благоприобретенных признаков.

·  Назовите главные факторы изменчивости по
Ламарку? (влияние внешней среды и упражнения и неупражнения органов).

·  К каким изменениям приводит
среда по Ламарку?  (к адекватным изменениям организма, которые затем
наследуются).

·  Какая причина ведет к прогрессивным
изменениям по Ламарку? (внутреннее стремление организмов к
совершенствованию).

Ламарк: термин «вид» я считаю совершенно
произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей,
близко между собой схожих….

Ламарк отрицал реальность
существования видов в природе
, так как он представлял изменчивость ничем не
ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей границы вида.

Утверждения:

Природа изменяется,
но видов в природе нет (в конце жизни признал существование видов).

Таким образом, Ламарк считал, что существует два механизма
изменчивости организмов и образования новых видов:

1) стремление организмов к совершенствованию;

2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков,
приобретенных в течение жизни организма.

Результаты эволюции:  приспособленность организмов и видообразование

В). Ламарк о происхождении человека.

Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами»,
перешедшими к наземному способу существования
.

Ламарк рассматривал человека как часть природы, показал его анатомо –
физиологическое сходство с животными  и отметил, что развитие человека
подчиняется тем же законам, чтои развитие всех других живых организмов.

Г). Заслуги и ошибки Ламарка.

Работа в группах по заданиям:

Используя материал параграфа 11 учебника под
редакцией Р.Сатимбекова и приложение 3, найдите, обсудите, выпишите в тетради
и выступите перед классом:

1 и 2 группы:

Значение эволюционной теории Ламарка.

3 и 4 группы:

В чем ошибки Ламарка:

Заслуги
Ламарка:

1. Выступал против метафизических взглядов, считал, что
образование новых видов

      происходит,
но очень медленно и поэтому незаметно.

2. Создал первое
учение об эволюции, в котором сформулировал положения о   движущих силах и
направлениях эволюции.

3. Первым
применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства
происхождения.

4.  Правильно
представлял общую картину исторического развития органического мира –
движение от простого к сложному (теория градации).

5. Создал классификацию
животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.

 Ошибки
Ламарка:
 

1. Неверно определил движущие силы эволюции.

2. Неверно считал, что приспособленность
возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают
новые потребности и изменения в поведении.

3. Неверно полагал, что изменения среды
несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная
способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

 4. Отрицал факт реального существования
видов в природе.    

Живая природа представлялась как ряды
постоянно изменяющихся особей, которых человек только в воображении
объединяет в вид.

5. Единицей эволюции считал особь.

Д). Как
вы считаете, почему теория Ламарка не получила признания современников?

(В его время наука не была готова к принятию идеи эволюционных
преобразований; сроки, о которых говорил Ламарк, — миллионы лет – казались
невообразимыми. Доказательства причин изменчивости видов не были достаточно
убедительными. Отводя решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды,
упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретенных признаков,
Ламарк не мог объяснить возникновения приспособлений, обусловленных
«мертвыми» структурами. Например, окраска скорлупы птичьих  яиц носит явно
приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций Ламарка
невозможно. Теория Ламарка исходила из представлений о слитной
наследственности, свойственной целому организму и каждой из его частей. Идея
о том, что наследственность – свойство организма как целого, была возрождена
в трудах Т.Д.Лысенко. Однако открытие вещества наследственности – ДНК и
генетического кода устранило самый предмет спора).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закон достаточного основания ошибки при нарушении закона
  • Закон тождества ошибки возникающие при нарушении этого закона
  • Закон достаточного основания ошибки при его нарушении
  • Закон тождества и ошибки связанные с его нарушением
  • Заклятый друг это речевая ошибка