-
Закон исключенного третьего и ошибки, связанные с его нарушением
С
законом противоречия связан закон
исключенного третьего, смысл которого
заключается в следующем: из двух
противоречащих суждений одно должно
быть истинным, а другое ложным и не может
быть третьего суждения, истинного по
отношению к тому же предмету в то же
самое время. Этот закон распространяется
только на противоречащие суждения, т.е.
суждения, отрицающие друг друга: Вчера
концерт состоялся —Вчера
концерт не состоялся. Это прямоугольник
—
Это не прямоугольник. Данный
закон направлен против непоследовательности,
противоречивости рассуждений.
Логическую
ошибку, связанную с нарушением закона
исключенного третьего, можно отметить
в следующем отрывке из школьного
сочинения:
В
романе показан «новый человек»,
разночинец с передовыми взглядами. Но
Базаров отрицал искусство, литературу,
науку. Это отрицание было не свойственно
революционерам-разночинцам. Образ
Базарова был типичен.
В
приведенном примере утверждения Образ
Базарова типичен и
Отрицание
искусства, литературы, науки не свойственно
революционерам-разночинцам, одним из
представителей которых является Базаров
исключают
друг друга. Если истинно первое, то ложно
второе, и наоборот.
Если
утверждение-тезис противоречит фактам
или истине (если чёрное выдают за белое),
возникает логическая
ошибка «ложный тезис».
Пример.
«Экономика России за годы демократических
реформ совершила мощный рывок в развитии,
доказав фактами преимущество перед
экономикой СССР».
Теория,
в которой нет противоречий, называется
непротиворечивой. Только с помощью
таких теорий делаются правильные выводы.
Отсутствие противоречий говорит о
правильности рассуждений.
Пример
2.
(противоречивые утверждения Ельцина
Б. Н.)
«1995
год мы начали лучше, чем в прошлом году.
В половине отраслей промышленности
отмечается рост производства»
(18.03.1995. «Российская газета»).
«О
подъёме
отечественного производства.
Мы об этом в 1995 – 1996 годах и не мечтали
(1997. Радиообращение).
Сперва
старый хрен говорит, что рост производства
был в 1995 году, потом утверждает, что
роста производства не было в 1995 году.
Противоречащий себе политик — посмешище.
ВНИМАНИЕ!
Закон исключённого третьего работает
при выполнении закона тождества (при
наличии однозначного смысла в
утверждениях).
Если
мысли сформулировать не по закону
тождества, получится ерунда на постном
масле.
Пример
1. «Дух – зеленый» или «Дух – не
зеленый»? Какое из двух утверждений
истинно?
Ответ
прост. В обоих утверждениях нет
однозначного смысла. Оба утверждения
бессмысленные. Истиной тут и не пахнет.
Пример
2.
—
Он успел на поезд.
—
Он не успел на поезд.
Если
говорят о разных людях, или о разных
поездах, или о разном времени, то перед
нами не противоречащие мысли (отрицающие
друг друга), а мысли совместимые (ситуация,
выраженная поговоркой «В огороде
бузина, а в Киеве дядька»).
-
Осложнения в простом предложении и их стилистические возможности
Строй
простого предложения: способы выражения
сказуемого, однородные члены предложения,
обращение, вводные слова и вставные
конструкции.
Глагол
передает изменчивый облик предметов,
тогда как существительные обозначают
сами предметы. Существительное близко
понятийному мышлению. По сравнению с
глаголом, как отметил известный чешский
языковед В. Матезиус, глагольно-именное
словосочетание более выхолощено и
бледно с точки зрения наглядности, но
отличается от него большим стремлением
к понятийной четкости и определенности.
Так,
глагол «осмотрел» означает непосредственное
действие. В глагольно-именном словосочетании
«произвел осмотр» действие лишается
наглядности, непосредственности. Оно
как бы абстрагируется, опредмечивается.
Семантическое
различие определяет стилистическую
специфику и сферу распространения как
глаголов, так и глагольно-именных
словосочетаний. Для последних это прежде
всего научная, официально-деловая речь.
Отвлеченные существительные лучше
передают научные понятия, например:
Физика трактует о горении (а не о том,
что горит).
Глагольно-именные
словосочетания имеют, как правило,
книжный характер, в то время как
синонимичные им глаголы нейтральны в
стилистическом отношении. Поэтому
последние используются обычно в
разговорной речи и, как отражение ее, в
художественной литературе, в публицистике.
При
выборе одной из синонимичных форм
следует учитывать их семантические и
стилистические различия, контексты
употребления, жанр и другие факторы.
Так, в заметке, репортаже, очерке для
характеристики действий бандита мы
предпочтем глагольные формы «грабил,
воровал». Но если нужна юридическая
квалификация подобных поступков, скажем:
«совершал ограбления граждан, совершал
хищения имущества».
Стилистическое
использование однородных членов
Однородные
члены предложения используются не
только для нейтрального перечисления
понятий, признаков, предметов, явлений,
что характерно прежде всего для деловой
и научной речи. В художественном,
газетно-публицистическом стилях
однородные члены — яркое выразительное
средство. Если специально варьировать
группировку, объединение однородных
членов, они могут придавать речи
повествовательную плавность, пафос,
различные эмоциональные оттенки. Та
или иная группировка однородных членов
определяет ритм фразы — энергичный,
замедленный, прерывистый и т. п.
На
основе однородных членов строятся
стилистические фигуры: Шел дождь и два
студента’, Я пил чай с барышней, с лимоном
и удовольствием.
Такая
стилистическая фигура называется
зевгма.
Эта экспрессивная синтаксическая
конструкция состоит из ядерного слова
и зависимых от него однородных членов
предложения, равноценных грамматически,
но разноплановых семантически. Конструкция
строится на эффекте обманутого ожидания.
С
помощью однородных членов строится и
такая стилистическая фигура, как
градация, при которой каждый последующий
однородный член предложения усиливает
смысл предшествующего: Многое на войне
передумано, пересмотрено, переоценено.
В
практике СМИ довольно часты ошибки,
связанные с использованием однородных
членов. Нередки логические ошибки. Так,
нельзя объединять в качестве однородных
членов видовые и родовые понятия,
например: «В комнате стояли столы,
стулья, мебель красного дерева».
В
перечисление не должны входить
скрещивающиеся понятия, т.е. понятия,
частично совпадающие по своему объему:
«Газета обратилась с призывом к молодежи
и девушкам города Пензы».
Ошибка
может быть вызвана лексической
несочетаемостью одного из однородных
членов с тем словом, к которому относятся
однородные члены: «Они с благодарностью
говорят о том внимании и помощи, которыми
окружило их правительство».
Стилистические
функции вводных слов и предложений
многообразны. Главная функция заключается
в выражении субъективной модальности,
т.е. отношения говорящего к содержанию
высказывания. Именно вводные слова и
предложения (при отсутствии личного
местоимения) обнаруживают присутствие
говорящего в высказывании.
Вводные
слова в зависимости от своего значения
вносят в высказывание многообразные
логические и эмоциональные оттенки,
позволяют лаконично и емко характеризовать
с разных сторон содержание предложения.
Вводные
слова нередко используются для создания
речевой характеристики персонажа.
Вводные
слова и предложения распространены во
всех стилях, особенно в газетно-публицистическом
(комментарии к событиям), в художественном.
Для научной, деловой речи характерны
вводные слова, выражающие логические
отношения между частями предложения,
указывающие на последовательность
изложения мыслей (итак, следовательно,
во-первых, как говорилось и др.).
Вставные
конструкции.
Связь вставной конструкции с основным
предложением (при бессоюзном включении)
имеет не грамматический, а
содержательно-ассоциативный характер:
«Я не понимал (теперь я понял), что я
делал с близкими мне существами».
Вставные
конструкции увеличивают
содержательно-информационный объем
предложения. Они характеризуются
самостоятельным значением, которое в
свою очередь может быть осложнено
дополнительными субъективными оценками:
«Милый Жан, громадное Вам спасибо за
Ваше письмо».
Основная
сфера использования обращений
— диалогическая речь, где их роль
сводится к называнию лица, к которому
обращаются. Главная функция обращения
— привлечь внимание слушателя, читателя.
Однако в различных стилистических
контекстах обращения выполняют
оценочно-характеризующую функцию,
становятся эстетическим или риторическим
центром, вбирают в себя максимум мысли
и чувства автора. В этом случае функция
обращения заключается не столько в
назывании адресата речи, сколько в его
характеристике, выражении отношения к
нему: Когда-нибудь, прелестное созданье,
я стану для тебя воспоминаньем (М.
Цветаева).
Особую
выразительность придает речи обращение
к неодушевленным предметам, к отсутствующим
или предполагаемым лицам: Сыпь ты,
черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу
(С. Есенин).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Иногда редакторы и копирайтеры ошибаются. Если обнаружить орфографические и пунктуационные ошибки помогают специальные сервисы, то с логическими всё сложнее.
Разберёмся, что такое логические ошибки, почему они ухудшают текст и как их избежать.
Иногда кажется, что достаточно проверить орфографию и пунктуацию, избавиться от воды, — и хорошая статья готова. Тем более, текст можно проверить в «Орфограммке» и «Главреде». Но есть ещё одна группа ошибок — логические. Их сложно избежать, потому что в голове автора система логичная и стройная — проблемы возникают с изложением.
Мы отлично знаем, что имели в виду, и недоумеваем — как можно это понять неправильно?!
Попробуйте с ходу уловить мысль автора:
- Твёрдый стул и непривычная поза вызывают дискомфорт.
- Подкормите постпраздничную депрессию шопингом или походом в кафе, театр.
- Отдых и выгорание весят одинаково.
Непонятно, что значит «твёрдый стул», зачем подкармливать депрессию, как взвесить отдых и выгорание. Читатель в ступоре — и скорее всего, потерял доверие к автору.
Чтобы вас поняли, нужно соблюдать четыре основных закона логики.
Рассказывайте об одном предмете и помните, что у читателя не должно возникать вопросов к многозначным понятиям.
Всегда проверяйте те слова, в значении которых не совсем уверены или которыми нечасто пользуетесь.
Вот примеры нарушения закона тождества из моей редакторской практики в ГородРабот.ру:
- Если вы обустраиваете детскую, а дети уже достаточно взрослые, можно поставить двуспальную кровать (имелось в виду — «двухъярусную»).
- Но далее можно серьёзно задуматься, в каких сферах всё-таки может подработать студент стационара (очевидно — «студент-очник»).
- Изголовье кровати нельзя располагать у батарей отопления — это сразу испортит микроклимат спящего человека (правильно — «микроклимат в комнате»).
Не опровергайте сказанное. Один и тот же предмет или явление не может обладать противоположными свойствами.
Особенно коварны такие слова, как «самый», «наиболее» и подобные им. Вот классический пример ошибки:
- Самым талантливым поэтом-шестидесятником был Евтушенко. Не уступал ему в таланте и Андрей Вознесенский.
А ещё внимательно смотрите, с чем согласовываете придаточные предложения или сказуемые:
- Если потоп случился не по вашей вине — обратитесь к экспертам, которые подтвердят или опровергнут вину УК, которая в таком случае и будет возмещать ущерб (у автора выходит — УК возместит ущерб, если авария произошла не по её вине).
- Окна выходят во двор, поэтому шум с дороги не беспокоит её жильцов (получается — жильцов дороги).
Важно помнить, что из двух противоречащих друг другу предложений истинно только одно. Третьего не дано.
Часто причиной ошибки может быть простая невнимательность. Проверяйте, все ли «не» расставлены (или убраны):
- Следуй рабочему графику и не предупреждай, если всё-таки опаздываешь («не» было лишним).
- Экономь — используй меньше воды, не оставляй свет включенным (проще было сказать — «выключай свет»).
- Кем работать после пенсии — советы специалистам (в России пенсию платят пожизненно, автору следовало написать — «после выхода на пенсию»).
- Однако санитаркам удалось отстоять свои права. К сожалению, это нередкая ситуация (здесь опять лишнее «не» — уже в качестве приставки).
Утверждаете — докажите. То есть всякое утверждение должно быть основано на уже доказанном факте, на истине.
Иначе может получиться что-то вроде этого:
- 3 главных способа, как восстановить силы и не умереть на работе в первые же дни (то есть автор исходит из того, что люди умирают на работе в первые дни).
- Если у вас есть много свободного времени, то хорошим вариантом будет профессия кассира в супермаркете (интересные посылка-следствие).
- Также опрошенные не согласны с мнением, что без диплома возьмут только на непрестижную работу с низким заработком. В 2008 году согласных с этим мнением было 50%, в 2019 — 65% (здесь автор немного запутался, если согласных с мнением — большинство (65%), то почему опрошенные не согласны?).
- Несмотря на высокую зарплату, профессия агента по недвижимости не такая лёгкая, как может показаться сначала (при чём здесь «несмотря на»? Получается — высокая зарплата предполагает лёгкую работу).
- Совершенно очевидно, что работа — идеальное место для знакомства (очень, очень спорное утверждение).
- Научитесь создавать полноценные информационные продукты и решать бизнес-задачи с помощью контента
- Освоите главные навыки редактора: работу с текстом и изображениями, типографику и вёрстку, управление командой
- Три модуля на выбор — для новичков и опытных специалистов
Чаще всего мы допускаем логические ошибки из-за невнимательности, желания блеснуть эрудицией, «подгонки» под объём.
Невнимательность — самая частая причина логических ошибок. Автор не перечитывает то, что написал. Но перечитывать тоже надо правильно. Когда пишешь — глаз замыливается, то есть мозг создаёт себе картинку сам: мы видим то, что должно быть, а не то, что есть.
Закончив текст, советую заняться другой работой. Погуляйте, протрите от пыли рабочий стол или почитайте ленту новостей. Идеально — перечитывать свой текст на следующий день, но если заказ надо сдать срочно — дайте себе хотя бы час–два, чтобы мозг забыл формулировки и взгляд снова стал свежим.
Ещё одна причина — желание употребить «умное» слово. Или просто необычно звучащее. Нам кажется, мы точно знаем, что оно означает — но увы, это не всегда так. И получается примерно следующее:
- Учителей не жалуют по зарплатам (не жалуют — значит, не любят, не уважают или не награждают чем-либо. Скорее всего, автор хотел сказать — «учителей не балуют высокой зарплатой»).
- Копирайтер пишет информацию для сайта (видимо, не хотелось употреблять простое слово «тексты»).
- Многие компании озадачены психологическим портретом работников («озадаченный» — находящийся в недоумении, затруднении. Видимо, компании всё же «интересуются психологическим портретом» или «составляют» его).
И, наконец, банальная причина — нужен определённый объём. Поэтому фразы становятся настолько длинными, а рассуждения — сложными, что автор и сам забывает, что хотел сказать.
Совет тоже банален — добивайтесь нужного объёма за счёт содержания, а не вводных слов, причастных оборотов и однородных придаточных.
Простота, логичность и ясность изложения — вот базовые характеристики хорошего текста.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибки неизбежны, но в наших силах свести их количество к минимуму.
В случае с логическими ошибками всё просто. В основном они возникают из-за невнимательности и нехватки времени на проверку.
Не забывайте:
- перечитывать свой текст через час–два после завершения работы над ним;
- проверять значения терминов и правильность употребления фразеологизмов;
- упрощать структуру текста: слишком сложное предложение разбивайте на два–три простых.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Формула закона
а вторая ложной; |
Закон
исключённого третьего (лат. tertium
non datur,
то есть «третьего не дано») —
закон классической
логики,
состоящий в том, что из двух высказываний —
«А» или «не А» — одно обязательно
является истинным, то есть два суждения,
одно из которых является отрицанием
другого, не могут быть одновременно
ложными. Закон
исключённого третьего является
одним из основополагающих принципов
«классической математики».
Нарушение закона
исключенного третьего: можно либо
лишиться («потерять, утратить что-либо»,
либо нет; нельзя представить косвенно
и лишиться наполовину. Масштабы
того кровопролития можно представить
даже по косвенным данным, зная, что малые
деревни… лишились половины здоровых
мужчин.
Хоть небольшое,
но хорошее подспорье
для молодой семьи.
Здесь не соблюдается
третий закон логики – закон исключенного
третьего. Как мы помним, непременное
условие соблюдения третьего закона
логики – то, что сопоставляемые
высказывания должны быть действительно
противоречивыми, т. е. такими, между
которыми нет и не может быть среднего,
третьего, промежуточного понятия. Они
должны исключать друг
друга. Небольшое и хорошее никак
не являются противоположными, это тот
случай, который легко соотносится с
юмористическим: «Пенсия
у меня хорошая, но маленькая»,
ведь известно, что когда о пенсии говорят
«хорошая», имеют в виду именно ее
достаточный для жизни
10. Закон достаточного основания: сущность, практическое значение.
Формула закона |
Желать добра в
умственном труде – это значит понимать
все сильные и слабые стороны ребенка…
Нарушение закона
достаточного основания вызванный
отсутствием причинно-следственных
связей между содержанием первого и
второго предложений. В первом предложении
– подмена понятий. Желать
добра ребенку, приучая его к умственному
труду, значит – давать ему посильные
задания, учитывая все его сильные и
слабые стороны.
… много разных
битв произошло на земле, и все они
доказывают, что не обязательно войной,
а в пределах разума можно договориться
по любым вопросам.
Это нарушение закона
достаточного основания. Противоположные
понятия – война и мир, а не война и разум,
кроме того, войны как раз показывают,
что, не найдя мирного решения проблемы,
государства вступают в войну. Это
негуманно, но едва ли шведы добровольно
отдали Петру Первому подходы к морю.
Соответственно: …много
разных битв произошло на земле, и все
они доказывают, что война – не лучшее
решение проблем, всегда следует стремиться
к мирным переговорам по любым
вопросам. В
предложении есть и стилистическая
ошибка – есть устойчивое выражение «в
пределах разумного», вероятно, автор
хотел использовать именно его. Выражения
«в пределах разума» в русском языке
нет, поскольку у разума (в русской
ментальности) нет предела.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
3. Закон исключенного третьего
3. Закон исключенного третьего
С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного третьего.
Как установлено выше, закон противоречия гласит, что утверждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон противоречия ничего не говорит.
На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а следовательно, и к закону тождества). Его действием также обусловлена так или иначе определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость. Но он обладает относительной самостоятельностью, имеет свою сферу действия и свое предназначение в мышлении.
Объективный источник и существо закона исключенного третьего. Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный источник. В нем отражается та же качественная определенность предметов и явлений действительного мира, сохраняющаяся до поры до времени в процессе их изменения и развития. А это означает, что нечто существует или не существует, входит в какой-то класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще, оно находится в каком-то отношении или не находится.
Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, раздвоен на «наличие — отсутствие», мышление, если оно верно отражает его, не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего.
Открытый Аристотелем, этот закон гласит: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»[57]. И в другом месте: «О чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание…»[58].
Обосновывая неизбежность действия этого закона и невозможность его отрицания, Аристотель приводил ряд (семь!) доводов в его пользу. В более позднее время он получил название закона исключенного третьего, хотя формулировки ему давались самые различные. Наиболее общей из них является следующая: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. Формула этого закона: «А или не-А».
Чтобы понять действие закона, приведем две пары несовместимых высказываний:
1) «Байкал глубокий» — «Байкал мелкий»;
2) «Байкал глубокий» — «Байкал неглубокий».
Обратим внимание, что в первой паре предикатами выступают противоположные понятия («глубокий» — «мелкий»), а во второй — противоречащие понятия («глубокий» — «неглубокий»). Между ними, как мы помним, имеется не только сходство, но и различие. Противоположные отрицают друг друга, но не исчерпывают объема родового понятия. Спрашивается: могут ли два высказывания с противоположными предикатами быть одновременно истинными? Нет. Об этом говорит закон противоречия. Но могут ли они быть одновременно ложными? Да, потому что не исчерпывают всех возможных вариантов. Может статься, что «Байкал средней глубины». Закон исключенного третьего здесь не действует.
Что же касается противоречащих понятий («глубокий» — «неглубокий»), то они не только отрицают друг друга, но и исчерпывают объем родового понятия. Возникают те же вопросы. Могут ли оба суждения с подобными предикатами быть одновременно истинными? Нет. Это опять-таки следует из закона противоречия. А могут ли они быть одновременно ложными? Вот тут-то и «зарыта собака». В отличие от первой пары они не могут быть и одновременно ложными. Ведь третьего здесь попросту нет, так как озеро либо глубокое, либо неглубокое. Одно из них непременно истинно. Эта закономерность, свойственная подобным суждениям, и нашла свое отражение в законе исключенного третьего.
Теперь нетрудно понять, какова сфера действия этого закона. Она тоже весьма широка. В общей форме можно сказать так: не всюду там, где действует закон противоречия, действует и закон исключенного третьего. Но всюду, где он проявляет свою силу, проявляется и закон противоречия.
Как и закон противоречия, закон исключенного третьего — результат обобщения практики применения суждений. Но если в законе противоречия выражаются их отношения по истинности, то в законе исключенного третьего — по ложности. Он действует в отношениях между противоречащими (контрадикторными) суждениями (А — О, Е — I).
Но он не действует во взаимоотношениях между противоположными (контрарными) суждениями (А — Е), хотя закон противоречия действует и здесь: они не могут быть вместе истинными, но могут быть одновременно ложными. Действие закона исключенного третьего обнаруживается и в сложных суждениях (например, в строгой дизъюнкции, когда составляющие ее суждения взаимно исключают друг друга, а следовательно, не могут быть вместе не только истинными, но и ложными).
Закон исключенного третьего проявляется также в умозаключениях и доказательстве. Например, он лежит в основе непосредственных умозаключений через превращение суждений и через отношение противоречащих (контрадикторных) суждений в логическом квадрате. Без его действия было бы невозможно косвенное доказательство. Устанавливая ложность какого-либо тезиса, мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса, поскольку оба они не могут быть вместе ложными.
Требования закона исключенного третьего и их нарушения. На основе этого закона можно сформулировать определенные требования к мышлению. Чтобы понять их принципиальный смысл, вспомним историю с буридановым ослом. Как гласит легенда, он сдох с голоду, ибо так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена. Перед человеком нередко тоже встает дилемма, но уже иная: выбирать не из одинаковых, а из взаимоотрицающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора — одного из двух — по принципу «или — или», tertium non datur (третьего не дано). Он означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежуточное, среднее, третье.
С такого рода альтернативами человек сталкивается довольно часто. Еще в Древнем Риме родилась крылатая фраза: «Aut Caesar, aut nihil» (буквально «Или Цезарь, или ничто»), которую иногда употребляют в обобщенном смысле: «Все или ничего». Подобную интеллектуальную ситуацию гениально выразил У. Шекспир, вложив в уста Гамлета слова, ставшие тоже крылатыми: «Быть или не быть?» У А. Пушкина мы находим: «Она меня зовет: поеду или нет?» Ясно, что из этих вариантов приходится выбирать: ничего третьего нет.
И в современных условиях возникают альтернативы, требующие однозначного выбора. Вот лишь несколько примеров из газет: «Либо общими усилиями будет спасен весь мир, либо погибнет вся цивилизация»; «Или дальнейшее утверждение политической целесообразности, или утверждение закона в России».
Нарушение требования выбора проявляется в разных формах. Иногда сам вопрос сформулирован неальтернативно. Вспомним: «Перестал ли ты бить своего отца?» Как правильно ответить? Если «перестал», значит, бил. Если же «не перестал», значит, продолжаешь бить. Тут как раз возможно третье: «Я его не бил и не бью». Или на вопрос: «Любишь ли ты его?» нередко нельзя ответить по формуле «или — или». Ведь можно кого-то любить, можно презирать или ненавидеть, а можно просто проявлять безразличие или равнодушие.
Но если вопрос сформулирован правильно, то уклонение от определенного ответа на него, поиски чего-то третьего будут ошибкой. Она свойственна людям нерешительным, неуверенным в себе или просто беспринципным.
Значение закона исключенного третьего. Конечно, как и закон противоречия, этот закон не может точно указать, какое именно из двух противоречащих суждений истинно. Но его-значение состоит в том, что он устанавливает для нас вполне определенные интеллектуальные границы, в которых возможен поиск истины. Эта истина заключена в одном из двух отрицающих друг друга высказываний. За этими пределами искать ее не имеет смысла. Сам же выбор одного из суждений в качестве истинного обеспечивается средствами той или иной науки и практики.
Какое значение имеет закон исключенного третьего в юридическом отношении? Можно сказать, что именно здесь он празднует свой триумф. На принципе «или — или» основана, по существу, вся юридическая практика. Еще в афинском суде было установлено двойное голосование судей: первым определялась виновность или невиновность, а вторым — мера наказания. Этим достигалась большая точность в рассмотрении дел.
И в настоящее время суды постоянно сталкиваются с альтернативами. Так, в уголовном судопроизводстве — имело место событие преступления или не имело, находился на месте преступления подозреваемый или не находился, признает он себя виновным или не признает, виновен обвиняемый на самом деле или не виновен, правилен приговор суда или неправилен. Вспомним, что в соответствии со ст. 74 УПК РФ суд, прокурор, следователь, дознаватель «устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию …» Ничего третьего нет.
Аналогично и в гражданских делах. Например, если ответчик не признает своего отцовства, то суд может назначить судебно-медицинскую экспертизу, и эксперт либо исключает то, что ребенок мог родиться от данного человека, либо допускает такую возможность. Правда, подобное заключение используется в качестве доказательства лишь в совокупности с другими. Но само решение суда остается однозначным.
В законодательной практике решаются свои альтернативные вопросы. Так, на заседании Государственной Думы либо есть кворум, либо его нет, вопрос вносится в повестку дня или не вносится, то или иное решение принято или не принято. Вспомним электронное табло в зале заседаний депутатов, которое мы не раз наблюдали по телевидению и на котором всякий раз однозначно высвечивались результаты голосования: либо «решение принято», либо «решение не принято».
Читайте также
6.3. Закон исключенного третьего
6.3. Закон исключенного третьего
Этот закон предъявляет более сильные требования к суждениям. Если закон противоречия утверждает, что два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными, то закон исключенного третьего требует, чтобы одно из этих суждений
§ 4. Закон исключенного третьего
§ 4. Закон исключенного третьего
Сущность закона: два противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и тоже время и в одном о том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Одно — необходимо истинно, а другое — ложно; третьего быть не может.
Закон исключенного третьего
Закон исключенного третьего
Закон непротиворечия действует по отношению ко всем не совместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным.Закон
4.5. Закон исключенного третьего
4.5. Закон исключенного третьего
Рассматривая отношения между понятиями в первой главе (см. 1.5.), мы обращали внимание на отличие противоположных понятий (например, высокий человек и низкий человек) от противоречащих (например, высокий человек и невысокий человек).Суждения
3. Закон исключенного третьего
3. Закон исключенного третьего
С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного третьего.Как установлено выше, закон противоречия гласит, что утверждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но
35. Закон исключенного третьего
35. Закон исключенного третьего
Закон исключенного третьего связан с противоречащими суждениями. Он означает, что может быть лишь два противоречащих друг другу суждения, третьего быть не может. Отсюда и пошло название данного закона.Если два суждения отрицают друг друга,
2. Закон тождества. Закон непротиворечия
2. Закон тождества. Закон непротиворечия
Закон тождества (a = a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость. При этом редко можно говорить об
Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности
Первый духовный закон успеха – это Закон Чистой Потенциальности
Этот закон основан на том, что мы, по самой своей сущности, есть чистое сознание. Чистое сознание – это чистая потенциальность, это поле всех возможностей и бесконечных творческих способностей. Чистое
Глава первая Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий
Глава первая
Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон трех стадий
2. Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть
Закон исключённого третьего
Закон исключённого третьего
Закон исключённого третьего очень похож на предыдущий закон. Звучит он так:
Два противоречащих суждения не могут быть ложными.
Этот закон обычно нарушают слабосведущие в предмете беседы люди. Например.
— Вы бы почитали что-нибудь, —
§ 25. Закон исключенного третьего
§ 25. Закон исключенного третьего
Из закона противоречия и закона двойного отрицания само собою вытекает, что из двух противоречиво противоположных суждений одно необходимо истинно; что, следовательно, наряду с утверждением и отрицанием нет никакого третьего
Третьего Исключенного (Принцип) (Tiers Exclu, Principe Du -)
Третьего Исключенного (Принцип) (Tiers Exclu, Principe Du -)
В соответствии с принципом третьего исключенного, из двух взаимоисключающих суждений одно является истинным, а другое – ложным, а третьего не дано. Р или не-Р. Либо Бог – поливочный шланг, либо Бог – не поливочный шланг. Это
Закон исключенного третьего
Формула закона исключённого третьего: из двух противоречащих мыслей одна является истинной,
а вторая ложной; третьего не дано (закону исключённого третьего подчиняются только противоречащие мысли).
Противоречащие мысли (отрицающие друг друга) – парные, их всегда только две. Третьей мысли не может быть. Например, истинно «он успел на поезд» либо истинно «он не успел на поезд», попытка найти истину в третьем высказывании «он недоуспел на поезд» оказывается безуспешной (в примере говорилось об одном и том же человеке, об одном и том же поезде и об одном и том же времени).
Следствие, вытекающее из закона исключённого третьего: если одна противоречащая мысль ложна, то вторая обязательно истинна. Например, если мысль «Зюганов голосовал за Путина» ложна, то противоречащая мысль «Зюганов не голосовал за Путина» обязательно истинна.
Если перед нами противоречащие мысли, то из ложности одной следует истинность другой и, наоборот, из истинности одного утверждения следует ложность другого.
Если утверждение-тезис противоречит фактам или истине (если чёрное выдают за белое), возникает логическая ошибка «ложный тезис».
Пример. «Экономика России за годы демократических реформ совершила мощный рывок в развитии, доказав фактами преимущество перед экономикой СССР».
Теория, в которой нет противоречий, называется непротиворечивой. Только с помощью таких теорий делаются правильные выводы. Отсутствие противоречий говорит о правильности рассуждений.
А противоречивая теория – чушь собачья.
Противоречия обычны для пустомель.
Пример 1. (диалог)
— Убеждений нет!
— Это ваше убеждение?
— Да.
Пример 2. (противоречивые утверждения Ельцина Б. Н.)
«1995 год мы начали лучше, чем в прошлом году. В половине отраслей промышленности отмечается рост производства» (18.03.1995. «Российская газета»).
«О подъёме отечественного производства. Мы об этом в 1995 – 1996 годах и не мечтали (1997. Радиообращение).
Сперва старый хрен говорит, что рост производства был в 1995 году, потом утверждает, что роста производства не было в 1995 году. Противоречащий себе политик — посмешище.
ВНИМАНИЕ! Закон исключённого третьего работает при выполнении закона тождества (при наличии однозначного смысла в утверждениях).
Если мысли сформулировать не по закону тождества, получится ерунда на постном масле.
Пример 1. «Дух – зеленый» или «Дух – не зеленый»? Какое из двух утверждений истинно?
Ответ прост. В обоих утверждениях нет однозначного смысла. Оба утверждения бессмысленные. Истиной тут и не пахнет.
Пример 2.
— Он успел на поезд.
— Он не успел на поезд.
Если говорят о разных людях, или о разных поездах, или о разном времени, то перед нами не противоречащие мысли (отрицающие друг друга), а мысли совместимые (ситуация, выраженная поговоркой «В огороде бузина, а в Киеве дядька»).
Совместимые мысли не отрицают друг друга.
Дмитрий Мезенцев (координатор проекта «Русское Общество Добродействия») 2011 г.
Закон исключенного третьего
Формула закона исключённого третьего: из двух противоречащих мыслей одна является истинной,
а вторая ложной; третьего не дано (закону исключённого третьего подчиняются только противоречащие мысли).
Противоречащие мысли (отрицающие друг друга) – парные, их всегда только две. Третьей мысли не может быть. Например, истинно «он успел на поезд» либо истинно «он не успел на поезд», попытка найти истину в третьем высказывании «он недоуспел на поезд» оказывается безуспешной (в примере говорилось об одном и том же человеке, об одном и том же поезде и об одном и том же времени).
Следствие, вытекающее из закона исключённого третьего: если одна противоречащая мысль ложна, то вторая обязательно истинна. Например, если мысль «Зюганов голосовал за Путина» ложна, то противоречащая мысль «Зюганов не голосовал за Путина» обязательно истинна.
Если перед нами противоречащие мысли, то из ложности одной следует истинность другой и, наоборот, из истинности одного утверждения следует ложность другого.
Если утверждение-тезис противоречит фактам или истине (если чёрное выдают за белое), возникает логическая ошибка «ложный тезис».
Пример. «Экономика России за годы демократических реформ совершила мощный рывок в развитии, доказав фактами преимущество перед экономикой СССР».
Теория, в которой нет противоречий, называется непротиворечивой. Только с помощью таких теорий делаются правильные выводы. Отсутствие противоречий говорит о правильности рассуждений.
А противоречивая теория – чушь собачья.
Противоречия обычны для пустомель.
Пример 1. (диалог)
— Убеждений нет!
— Это ваше убеждение?
— Да.
Пример 2. (противоречивые утверждения Ельцина Б. Н.)
«1995 год мы начали лучше, чем в прошлом году. В половине отраслей промышленности отмечается рост производства» (18.03.1995. «Российская газета»).
«О подъёме отечественного производства. Мы об этом в 1995 – 1996 годах и не мечтали (1997. Радиообращение).
Сперва старый хрен говорит, что рост производства был в 1995 году, потом утверждает, что роста производства не было в 1995 году. Противоречащий себе политик — посмешище.
ВНИМАНИЕ! Закон исключённого третьего работает при выполнении закона тождества (при наличии однозначного смысла в утверждениях).
Если мысли сформулировать не по закону тождества, получится ерунда на постном масле.
Пример 1. «Дух – зеленый» или «Дух – не зеленый»? Какое из двух утверждений истинно?
Ответ прост. В обоих утверждениях нет однозначного смысла. Оба утверждения бессмысленные. Истиной тут и не пахнет.
Пример 2.
— Он успел на поезд.
— Он не успел на поезд.
Если говорят о разных людях, или о разных поездах, или о разном времени, то перед нами не противоречащие мысли (отрицающие друг друга), а мысли совместимые (ситуация, выраженная поговоркой «В огороде бузина, а в Киеве дядька»).
Совместимые мысли не отрицают друг друга.
Дмитрий Мезенцев (координатор проекта «Русское Общество Добродействия») 2011 г.
Первичные логические ошибки
Всего существует 70 законов формальной логики. Но редактору необязательно
использовать все из них. Чаще всего он использует 4 основных. Их называют
логическими ошибками редактирования.
Закон тождества заключается в
том, что каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное,
устойчивое содержание. Это фундаментальный закон мышления,
который действует и на уровне понятий, и на уровне суждений. При его
соблюдении мы воспринимаем текст как нормативный, соответствующий законам
коммуникации и не вызывающий затруднений в понимании. Предмет нашего
рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия – подменяться
и смешиваться. Это предпосылка определённости мышления. Нарушение первого
закона влечёт за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной
неточности терминологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными.
Отношение к неопределенности мышления зафиксировано даже в пословицах: «В
огороде бузина, а в Киеве дядька».
Яркий пример
такого нарушения, когда автор говорит, например, о звезде, как о небесном
светиле, а потом, в том же тексте – о звезде, как о популярном человеке.
Такого резкого нарушения, конечно, не встречается (просто для примера), но
подмены понятий – частотная ошибка.
1) примеры: нарушение закона тождества
Для избежания трагедий нужно взаимопонимание между
водителем и пешеходом, а знание правил дорожного движения должно стать из
одно составных частей, определяющих интеллектуал человека.
Вопиющее по своей безграмотности предложение. Масса
стилистических ошибок: нарушение сочетаемости существительного с предлогом
(не для избежания, а во избежание), стать из односоставных
частей – вообще непонятно, что это значит, интеллектуал –
интеллектуальный человек, т. е. интеллектуал человека
– интеллектуальный человек человека. Возможно, в последнем случае –
контаминация – «интеллектуальный потенциал» или интеллект человека, хотя
знание правил дорожного движения никак не может определять интеллектуальный
потенциал, скорее, наоборот, низкий интеллектуальный потенциал человека
может обуславливать невозможность постижения им правил дорожного движения.
Таким образом, из логических ошибок, встретившихся в этом предложении, можно
отметить нарушение закона тождества между первым и вторым простыми
предложениями в составе сложносочиненного предложения, и нарушение закона
достаточного основания – во втором простом предложении.
По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число
разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с 1-3-летним брачным
стажем. В чем же секрет семейного счастья?
В данном примере обнаруживается нарушение первого закона логики – закона
тождества, возникает одна из грубейших ошибок – многотемье. В результате
понятие тема развод плавно сливается с понятием темой семейное
счастье.
– …Есть ли положительный результат в достижении целей в общерайонном
масштабе?
– Безусловно, иначе напраслиной заниматься нам не позволили бы.
Нарушен логический закон тождества, ответ не соответствует вопросу. На
заданный вопрос хочется услышать более развернутый ответ, а не просто
«безусловно», где далее звучит ответ абсолютно на другую тему.
Получается, что при отсутствии положительного результата им позволили бы
напраслиной заниматься.
«Стремительная юность»
Следуя по заданному маршруту в незнакомом лесу ранним утром, команда
заблудилась, а Катя неожиданно потеряла сознание. Спасение пострадавших
тоже входило в задачи команды, поэтому ребята сделали все для того, чтобы
привести Катю в чувство и довести ее до лагеря. За такой ответственный
поступок команде вынесли благодарность.
Моя собеседница пока не решила, кем хочет стать.
Говорит, с детства мечтала работать педагогом, но когда сама вела уроки в
день самоуправления, поняла, что для этого нужно иметь железные нервы.
Сейчас она планирует баллотироваться в депутаты Молодежного парламента
Игринского района. Пусть все у нее получится.
Употребление союза причины поэтому во втором предложении первого абзаца
приводит к тому, что получается, что если бы спасение пострадавших не
входило в задачи команды, возиться с Катей не стали бы. Кроме того, поступок
не может быть ответственным. Также, работа в школе требует железных нервов,
зато быть депутатом, вероятно, легко и просто.
«Мастерство и профессионализм»
Педагоги училища – новаторы и творцы. Они, сохраняя славные традиции,
думают о будущем, выпускают не менее одаренных специалистов, которые
обязательно будут востребованы.
Не менее одаренных чем? Не менее одаренных, чем кто? Они сами? К тому же
они не могут выпускать хорошо подготовленных специалистов, они могут
набирать одаренных детей и выпускать хорошо подготовленных специалистов,
готовых к творческой работе, к новаторству и т.п. Так невнимание к слову
рождает нарушение закона тождества.
Закон противоречия состоит в
том, что не могут быть одновременно истинны два противоположных суждения об
одном и том же предмете, взятых в одном и том же отношении в одно и то же
время. Формулировка «в одном и том же отношении» означает, что
предмет характеризуется с одной точки зрения. Оговорка «в одно и то же
время» введена в формулировку закона в связи с тем, что со временем ситуация
может меняться и истинное ранее становится ложным. Этот закон известен со
времён Аристотеля, сформулировавшего его так: невозможно, чтобы
противоположные утверждения были вместе истинными. Причиной допущенных
противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления,
недостаточная осведомлённость, наконец, разного рода субъективные причины и
намерения автора. Закон противоречия имеет силу во всех областях знания и
практики. Нарушения его обычно вызывают самую непосредственную и резкую
реакцию читателей.
2) примеры: нарушение закона противоречия
Несомненно,
взгляд притягивает нетканый гобелен Даши Головизниной. Она с помощью
ниток изобразила эмблемы общественного объединения «Родничок», а в центре
ковра соткала герб Селтинского района.
Гобелен по определению – «стенной ковер с вытканными вручную изображениями,
вытканная картина». Что такое нетканый гобелен? Это фактическая
ошибка. Непонятно, как «с помощью ниток изобразила» – вышила? Сплела?
Соткала? И как же «соткала… нетканый»? Нарушение второго закона логики
вызвало всю эту путаницу, а обусловлена эта ошибка, вероятно, тем, что,
написав часть фразы, автор тут же забывал о написанном.
С изменением статуса компании она стала филиалом ВГТРК – изменилась и ее
информационная политика. Однако неизменной остается информационная
деятельность компании.
Нарушение закона противоречия. Не может информационная деятельность остаться
неизменной при изменении информационной политики.
Закон исключенного третьего гласит:
из двух противоположных суждений об одном и том же предмете, взятых
одновременно в одном и том же отношении, одно непременно истинно.
Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не
может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями.
Третий закон
обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для
выбора истинного суждения.
Точность подбора
противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная
ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют
логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности
развития мысли.
Непременное
условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания
должны быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между которыми нет
и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны
исключать друг друга. Когда автор очерка о лётчике пишет: «Человек на земле
может быть и мягким, и деликатным, а в полёте – собранным, волевым», он
нарушает этот закон. Перечисляемые качества характера не исключают друг
друга.
3) примеры: нарушение закона исключенного
третьего
Масштабы
того кровопролития можно представить даже косвенно, если учесть, что
маленькие деревни… наполовину лишились здоровых мужчин.
Нарушение закона исключенного третьего: можно либо лишиться («потерять,
утратить что-либо», либо нет; нельзя представить косвенно и
лишиться наполовину. Масштабы того кровопролития можно представить даже
по косвенным данным, зная, что малые деревни… лишились половины здоровых
мужчин.
Хоть небольшое, но хорошее подспорье для молодой семьи.
Здесь не соблюдается третий закон логики – закон исключенного третьего. Как
мы помним, непременное условие соблюдения третьего закона логики – то, что
сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, т. е.
такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего,
промежуточного понятия. Они должны исключать друг друга. Небольшое и
хорошее никак не являются противоположными, это тот случай, который
легко соотносится с юмористическим: «Пенсия у меня хорошая, но маленькая»,
ведь известно, что когда о пенсии говорят «хорошая», имеют в виду именно ее
достаточный для жизни размер.
Закон достаточного основания
утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована
другими мыслями, истинность которых доказана. При его соблюдении все
мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Логика высказываний
считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и
рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного
отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)
В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом,
вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений
должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Четвёртый закон
формулирует это требование в наиболее общем виде. Достаточность основания
истинности суждений в каждом конкретном случае – предмет рассмотрения
специальных наук, логическая обоснованность – необходимое качество каждого
журналистского выступления.
4) примеры: нарушение закона достаточного
основания
Желать добра в умственном труде – это значит понимать все сильные и слабые
стороны ребенка…
Нарушение закона достаточного основания вызванный отсутствием
причинно-следственных связей между содержанием первого и второго
предложений. В первом предложении – подмена понятий. Желать добра
ребенку, приучая его к умственному труду, значит – давать ему посильные
задания, учитывая все его сильные и слабые стороны.
… много разных битв произошло на земле, и все они доказывают, что не
обязательно войной, а в пределах разума можно договориться по любым
вопросам.
Это нарушение закона достаточного основания. Противоположные понятия – война
и мир, а не война и разум, кроме того, войны как раз показывают, что, не
найдя мирного решения проблемы, государства вступают в войну. Это негуманно,
но едва ли шведы добровольно отдали Петру Первому подходы к морю.
Соответственно: …много разных битв произошло на земле, и все они
доказывают, что война – не лучшее решение проблем, всегда следует стремиться
к мирным переговорам по любым вопросам. В предложении есть и
стилистическая ошибка – есть устойчивое выражение «в пределах разумного»,
вероятно, автор хотел использовать именно его. Выражения «в пределах
разума» в русском языке нет, поскольку у разума (в русской ментальности) нет
предела.
Вторичные логические ошибки
А. Н. Беззубов выделяет лексические и синтаксические речевые ошибки.
Лексические ошибки он рассматривает в разделе «Нормативно-языковые ошибки»,
отмечая, что они возникают по двум причинам: или из-за незнания значения
слова, или из-за небрежного словоупотребления, но в любом случае они создают
некую логическую неувязку, часто комического свойства:
Он
облокотился
спиной на холодную батарею (В. Катаев).
Исследователь замечает, что небрежность, приблизительность словоупотребления
– частое явление в газете, которое распространяется и на газетную метафору.
Он упоминает старый термин – «ломаная метафора»,
– обозначающий логическую несочетаемость двух метафор: Пусть акулы
империализма не протягивают к нам свои лапы (Из газет 20-х годов).
1) примеры: «ломаная метафора»
Радость
жизни так и светится в его глазах, и понять невозможно, сколько же ему
минуло лет.
«Ломаная метафора», вызванная
неправильным употреблением формы слова, в таком случае используется глагол
миновало. Может быть, лучше было вовсе избежать этого слова:
Радость жизни так и светится в его глазах, и понять невозможно, сколько
же ему лет.
К логическим дефектам речи А. Н.
Беззубов относит и речевые излишества на основе плеоназма, многие из которых выглядят достаточно безобидно:
самый лучший, толпа людей, сжатый кулак, идти пешком, в общем и целом
и т. д. Они стали штампами, и не так-то просто доказать иному автору
необходимость редактирования таких словосочетаний. Однако возможен и
комический эффект, понятный любому: Он был в берете, напяленном на правое
ухо головы (газета), Приемный пункт по приему стеклотары
(вывеска).
По мнению А. Н. Беззубова, особый тип плеоназма связан с неточным знанием
значения иноязычного слова. Это уже несомненные ошибки – и грубые:
своя автобиография (авто и есть своя), памятный сувенир
(сувенир – подарок на память), период времени (период
– промежуток времени), прейскурант цен (прейскурант –
текущая цена) и т. п. Отмечает автор и «узаконенные ошибки»,
вошедшие в употребление и не рассматриваемые сегодня как ошибки: пойти
ва-банк от французского
va
banque – идет банк (из речи картежников).
Самой грубой лексической логической ошибкой, по мнению А. Н. Беззубова,
является так называемый логический скачок.
Вот пример из литературоведческой статьи: Сложный и оригинальный
внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом
ярком среди всех действующих лиц «Грозы».
Язык оказался среди действующих лиц: автор соединил понятия из разных
логических рядов, это и есть логический скачок.
2) примеры: логический скачок
На уроке присутствовали
библиотекарь, а также Александра Петровна Чиркова и Ираида
Афанасьевна Владыкина.
Связка а также свидетельствует о том, что ряд должен быть продолжен
наименованиями присутствующих по профессии, а не по именам и отчествам.
Здесь присутствует так называемый логический скачок, по мнению А. Н.
Беззубова, – самая грубая лексическая ошибка.
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. А как хочется,
чтобы он был украшением и школы, и поселка.
В первом предложении подлежащее – поток, именно о людском потоке идет
речь; второе предложение должно развивать главную мысль, поэтому предложение
А как хочется, чтобы он был украшением и школы, и поселка по правилам
создания текста относится к подлежащему первого предложения, т. е. к
людскому потоку. Хотя едва ли людской поток, по замыслу автора, должен
служить украшением и школы, и поселка. Скорее, это относится к
школьному двору. Эту ошибку можно рассматривать как логический скачок,
точнее мысль журналиста можно было выразить так: Как хочется, чтобы
школьный двор был украшением и школы, и поселка! Но поскольку перекрыть
людской поток, проходящий через него, вряд ли возможно, следует проложить
удобные тропы и сажать цветы на оставшейся территории.
В современном мире авторитетное мнение газеты сохраняет свое веское
значение, играя исключительную роль в становлении современного общества.
Журналисты печатных изданий всегда деятельны и компетентны в
освещении событий экономической и политической жизни республики и района, в
поисках новых форм работы с читателем, в сохранении духовных и
нравственных ценностей.
Логический скачок, в результате получается, что журналисты деятельны и
компетентны в сохранении духовных и нравственных ценностей.
И вообще итальянцы мне
понравились, в этом я убедился еще раз, посетив их страну.
Логический скачок, временная
инверсия. И вообще итальянцы мне нравятся, в этом мнении я укрепился,
посетив их страну.
А самое главное – это ваша поддержка, которая так необходима в переходном
возрасте дочери, и ваши старания не пройдут незамеченными.
Логический скачок между двумя последними предложениями.
А для нас детей, она в
первую очередь остается мамой, которая всем нам дала не только образование,
но и свою материнскую любовь.
Логический скачок, в одном ряду
объединяются несопоставимые вещи – образование и материнская любовь.
Говоря о высоком профессионализме и деловых качествах, следует сказать и о
личной жизни, которая открывает другие грани человека.
Логический скачек, вызванный отсутствием причинно-следственных связей между
профессионализмом и личной жизнью, поэтому не стоит употреблять глагол
следует. Или, может быть, можно написать так: Говоря о высоком
профессионализме и деловых качествах героини, следует сказать и о тех чертах
ее характера, которые раскрываются в личной жизни человека.
Обращается
внимание граждан на вопросы антитеррористической деятельности,
на особую бдительность в этом деле.
Логический скачек, вызванный сопоставлением несопоставимых понятий
Обращается внимание … на вопросы,… на…
бдительность Следовало написать: Граждан призывают к бдительности
в связи с угрозой терактов.
Ночевали одну ночь в
отеле «Павловский» в городе Горжелец-Горлец, где чистота, уют, прекрасный
душ, хороший завтрак.
Логический скачек, вызванный
совмещением несопоставимых понятий в одном ряду, получается, что в городе
прекрасный душ, хороший завтрак.
Попытайтесь если не
помочь ребенку, то хотя бы внимательно, с пониманием выслушать, а именно,
не отвечайте грубостью на грубость подростка.
Логический скачек, вызванный
смешением понятий и неправильным использованием связки а именно,
получается, что выслушать и не отвечать грубостью – полные
синонимы.
Отмечает исследователь и ошибку, которую предлагает назвать
повествовательным алогизмом.
Чаще всего это связано с тем, что повествователь (писатель или журналист)
отличается такой небрежностью, что не помнит, что он написал в предыдущей
фразе. В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню,
перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая
кукушка (Газета). Не очень-то тихо было в лесу.
3) примеры: повествовательный алогизм
Если
присасывание клеща предотвратить не удалось, необходимо его осторожно
удалить и обследовать бесплатно на зараженность вирусом клещевого
энцефалита в бактериологической лаборатории…
Однородные сказуемые удалить и обследовать должны иметь одно
подлежащее, но тот, кто должен удалить клеща – скорее всего, его носитель, –
не сможет его обследовать – это должен сделать специалист. Налицо
повествовательный алогизм. Слово бесплатно – лишнее в данном
контексте. Кроме того, глагол предотвратить означает «отвести
заранее, устранить», т.е. предотвратить можно то, что реально
ожидается, едва ли можно предотвратить укус клеща – его можно избежать –
«уклониться, устраниться от чего-либо» (если удастся). Лучше
было написать так: Если вы обнаружили на себе присосавшегося клеща,
осторожно удалите его и сдайте на обследование на зараженность
вирусом клещевого энцефалита в бактериологическую лабораторию…Анализ
проводится бесплатно.
На сегодняшний день материалы уже поступили. От активности
населения зависят разнообразие и ценность готовящейся выставки.
Здесь имеет место повествовательный алогизм и стилистическая ошибка во
втором предложении. Статья призывает население к участию в выставке,
следовало написать: Материалы уже стали поступать.
Уважаемые читатели, от вас зависит, насколько разнообразными и ценными
будут экспонаты.
…Если вы не успели или забыли продлить подписку… времени осталось
совсем немного.
Повествовательный алогизм (временная инверсия): если
время еще осталось, нельзя сказать – не успели. Достаточно было написать
просто: Если вы еще не продлили подписку…
Для участия нужны были не только сила, но и сноровка, находчивость,
смекалка.
Повествовательный алогизм. Для участия в подобных соревнованиях нужно
только желание, а вот Для победы нужны были не только сила, но и
сноровка, находчивость, смекалка.
Прокуратора Селтинского
района образовалась в 1929 году. Немногое изменилось с тех пор.
Алогизм. Простая логика жизни
подсказывает, что по сравнению с 1929 годом изменилось очень многое. Автор
хотел сказать, что прокуратуру всегда отличали кадры – он пишет о людях, но
формулирует свои мысли неточно.
Одним из частных случаев логических ошибок можно считать амфиболию.
Амфиболия (от греч.
ἀμφιβολία
– двусмысленность,
неясность) – двойственность или двусмысленность, получающаяся от того или
иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение
понятий.
Классический пример амфиболии – фраза «Казнить нельзя помиловать»,
где смысл меняется в зависимости от места паузы после или перед словом
«нельзя».
4) примеры:
амфиболия
Назначены
ответственные по работе с детьми из неблагополучных семей, в обязанности
которых входит обеспечение их занятости.
Амфиболия; трудно понять, в чьи обязанности (детей из неблагополучных
семей или ответственных?) входит обеспечение занятости, и чьей именно
занятости. Лучше было написать: Назначены ответственные по работе с
детьми из неблагополучных семей. В обязанности ответственных входит
обеспечение занятости этих детей.
Если не будет хлеба, как в прошлом году, колхоз можно будет пускать по миру…
Амфиболия, предложение допускает двойное прочтение: в прошлом году хлеб был,
но если не будет, как в прошлом году, то… или: в прошлом году хлеба не
было, и если в этом также не будет, то…
За хорошую учебу и
воспитание детей родители 21 учащегося получили благодарственные письма
администрации училища.
Амфиболия, обусловленная смешением
несопоставимых понятий. Получается, что родителей наградили за учебу. Чтобы
избежать двусмысленности, надо написать так: За хорошую учебу детей и
правильное их воспитание родители 21 учащегося получили благодарственные
письма администрации училища.
В работе «Конспект лекций по литературному
редактированию» И. Б. Голуб подробно рассматривает логические ошибки в
параграфе «Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова», поскольку
неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В их
числе исследовательница называет
алогизм –
сопоставление несопоставимых понятий, например:
Синтаксис
энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Получается,
что
синтаксис
сравнивается
с
научными
статьями.
Устраняя
алогизм,
можно
написать:
Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных
статей,
или:
Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных
синтаксису других научных статей.
Причиной нелогичности высказывания,
отмечает И. Б. Голуб, может стать
подмена понятия, которая часто возникает в
результате неправильного словоупотребления:
Плохо, когда во всех
кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать:
Плохо,
когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.
Подобные
ошибки
в
речи
возникают
и
вследствие
недостаточно
четкой
дифференциации
понятий,
например:
Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым
волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).
5) примеры: подмена понятия
«Любовь и ласка
нужны каждому, даже цыпленку»
На классных часах обсуждались
проблемы «братьев наших меньших».
Проблема – «сложный вопрос, задача,
требующая разрешения, исследование».
Подмена понятия: проблемы
стоят не перед «братьями нашими меньшими» – животными, а перед
человеком, поэтому нельзя обсуждать «проблемы животных», можно обсуждать
проблемы их выживания, сохранения и т. п. Ошибка вызвана невнимательным
отношением автора к слову, его значению.
Наиболее квалифицированные кадры работают на других предприятиях,
проживая на своей родине, некоторые уезжают в поисках лучшей
доли…
В этом предложении можно обнаружить несколько ошибок разного рода – это и
плеоназм (своя родина), и стилистические погрешности – включение
канцелярского «проживая», неточность словоупотребления: Наиболее
квалифицированные кадры работают на других предприятиях, проживая на
своей родине, некоторые (Кадры?) уезжают, но главная
логическая ошибка – подмена понятия. Смысл в том, что предприятие не может
привлечь кадры, потому что часть жителей поселка – квалифицированных
работников – хорошо устроена на других предприятиях, иные ищут лучшей доли в
чужих краях. Наверно, лучше было сказать так: Наиболее квалифицированные
кадры работают на других предприятиях, некоторые из тех, кто мог бы
поступить на работу к нам, уезжают в поисках лучшей доли, не удовлетворяясь
предложенными условиями…
Таким необычным
(с помощью солёного теста. – Н. Р.) способом зимний пейзаж
передает зрителям педагог…
Подмена понятия в результате
неправильного словоупотребления. Педагог может передать впечатление от
пейзажа, либо изобразить пейзаж. Использование дополнения зрителям во
фразе передает зрителям педагог придает глаголу передает
конкретное значение. В результате нарушается закон тождества, первый закон
логики. Было бы лучше: Таким необычным (с помощью соленого теста – Н. Р.)
способом передает свое впечатление от пейзажа зрителям.
Надежда Николаевна в своей работе использует технологии критического
мышления, проблемного обучения, коллективного способа обучения,
дифференцированного подхода. Использование данных технологий требует от
учителя большой подготовки к каждому уроку, изготовления наглядности,
раздаточного материала.
В данном случае подмена понятия; нельзя использовать технологии критического
мышления, можно использовать технологии, стимулирующие критическое мышление;
нельзя изготавливать наглядность, можно изготавливать наглядные пособия
(смешение отвлеченного и конкретного понятий).
Для того чтобы устроиться на работу, необходим перечень документов: справка…
Конечно, необходим не перечень документов, а документы, перечисленные в
перечне.
В результате
неправильного словоупотребления произошла подмена понятия.
Правильнее было бы: Для того чтобы устроиться на
работу, необходимы следующие документы: справка…
Это явление (подключение к Интернету – Н. Р.) внесло
новое содержание в учебный процесс.
Подмена понятия. Содержание учебного процесса определено учебной программой,
и изменить его подключение к Интернету не может. Оно может инициировать
новые формы получения знаний, подготовки к занятиям и пр.
В игровой форме, с опорой на знакомые произведения, на русские народные
сказки знакомит своих воспитанников с такими понятиями, как право на
жизнь, право на имя, на семью, право на образование, и обязанностями.
Подмена понятия; точнее: В игровой форме, с опорой на знакомые
произведения, на русские народные сказки знакомит своих воспитанников с
такими правами, как право на жизнь, право на имя, на семью, право на
образование, и обязанностями.
6),7) примеры: расширение/cужение
понятия; несоответствие посылки и следствия
По мнению И. Б. Голуб, нелогичной делает речь и
неоправданное расширение
или сужение
понятия, возникающее вследствие смешения родовых
и видовых категорий:
При хорошем уходе от
каждого
животного
можно надаивать по 12 л молока.
Следовало употребить не
родовое наименование –
животное,
а
видовое
–
корова.
В
любое время суток медицина должна прийти на помощь
ребенку.
Надо
было
написать:
В
любое время суток медицина должна прийти на помощь больному
(ведь
в
медицинской
помощи
нуждаются
не
только
дети).
Искажение смысла и даже абсурдность высказывания, замечает
исследовательница, возникают в результате
несоответствия
посылки и следствия, например:
Быстрота размножения
вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с
ними борьба.
Получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они
размножаются. В этом случае следовало бы писать не о размножении вредителей,
а об уничтожении, тогда мысль была бы сформулирована правильно. Приемлемы
различные варианты стилистической правки предложения:
Быстрота уничтожения вредителей зависит от того,
насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба;
Настойчивая борьба с вредителями ведет к более быстрому их уничтожению;
Чтобы
быстрее уничтожить вредителей, надо вести с ними упорную и планомерную
борьбу;
При упорной борьбе с
вредителями можно быстрее добиться их уничтожения
и
т.
д.