Займи мне тысячу рублей до февраля ошибка

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКУ

Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки

Предлагаемые задания помогут школьникам
научиться находить, классифицировать,
исправлять речевые ошибки и недочеты.

I.

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал
очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении
преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог
подробно и обстоятельно ответить на вопрос из
любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись,
он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны
мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.

Задания

1)
Отметьте предложения, в которых какое-либо слово
употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7,
8, 9.)

2) Отметьте предложения с нарушениями
стилистической сочетаемости. (3, 6.)

3) Отметьте предложения, в которых следовало бы
вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил
или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5
– энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8
– свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.

II.

1. Разговор с этим человеком играл важное
значение.

2. Красивые портьеры украшали комнату.

3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

4. Содержимое пакета нужно залить горячим
кипятком.

5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор
ведет повествование от первого лица.

6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о
жизни чиновника Башмачкина.

7. Наше агентство предоставляет студентам много
свободных вакансий.

8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

9. Ты не видишь очевидных фактов.

10. В этом магазине дорогие цены.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением
лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)

2) Отметьте предложения, в которых рядом
употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)

3) Отметьте предложения, в которых употреблены
лишние слова. (4, 7.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – играл важную роль или имел
большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 –
поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей
водой
или кипятком, 5 – чтобы усилить
впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много
вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.

III.

1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с
ума спятил.

2. Мой брат закончил школу с медалью.

3. Ты довел меня до белого колена.

4. В магазины города было завезено тридцать тонн
морковки.

5. Наша физичка заболела, поэтому занятие
перенесли.

6. От длительного перехода я так устал, что был
ни жив ни мертв.

7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в
деканат.

8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

9. Суд принял решение о дележе имущества между
супругами.

10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня
фильма погибла.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением формы
фразеологизма. (3, 8.)

2) Отметьте предложения с неверным
употреблением фразеологизмов. (6, 10.)

3) Замените разговорные и просторечные слова и
выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5,
7, 9.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3
– до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель
физики, 6 – от длительного перехода я сильно
устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные
книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 –
горько плакала.

IV.

1.
Онегин думает, что не может больше полюбить, и
ошибся.

2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

3. Наше издательство выпустило книгу, которая
была популярна среди читателей, которые любят
детективы.

4. Автор заставляет задуматься о последствиях
своих поступков.

5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но
Тихон отказался.

6. Герой уходит в другой мир, а потом герой
разочаровывается в нем.

7. Этот прибор, появившийся на прилавках
магазинов, специализирующихся на продаже
техники, облегчающей домашнее хозяйство, был
оценен многими покупателями.

8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и
поэтому его не поняли.

9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил
лето, когда я ездил к морю.

10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской
Москвы, и это ему частично удается.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением
видо-временной соотнесенности глагольных форм.
(1, 8, 9.)

2) Отметьте предложения, в которых неудачно
употреблены местоимения. (2, 4.)

3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3,
7, 9.)

4) Отметьте предложения с неоправданным
повторением слов. (6, 9.)

5) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – Онегин думает…… и ошибается, 2
– и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих
детективы, 4 – о последствиях поступков,
совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается,
6 – герой уходит в другой мир, но потом
разочаровывается в нем, 7 – этот прибор,
появившийся на прилавках магазинов, которые
специализируются на продаже облегчающей
домашнее хозяйство техники, был оценен многими
покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая
впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней
поездке к морю.

V.

Нередко мастера слова в своих произведениях
отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта. Найдите
в приведенных фрагментах литературных
произведений отступления от речевых норм и
скажите, какого эффекта достигают авторы.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…

(А.Пушкин. Зимнее утро)

(Прибегая к тавтологии треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический
герой стихотворения.)

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.

(А.Пушкин. Зимняя дорога)

(Тавтология (на печальные поляны льет
печально свет она)
помогает автору
сконцентрировать внимание читателя на
эмоциональном состоянии лирического героя.)

3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.

(А.Пушкин. Евгений Онегин)

(Сочетание слов разных стилей (уста жуют)
создает комический эффект.)

4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(Ф.Тютчев. Сны)

(Плеоназм (со всех сторон окружены)
подчеркивает полную погруженность лирического
героя в мир сна.)

5. Идет-гудет Зеленый шум,
 Зеленый шум, весенний шум.

(Н.Некрасов. Зеленый шум)

(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый
шум
(катахреза) помогает автору создать единый
зрительно-слуховой образ; лексический повтор в
первой и второй строках привлекает внимание
читателя к этому образу.)

VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.

Все образы поэмы, изображенные Гоголем,
по-своему интересны.

Читатель, читая страницу за страницей,
смеется над вычурным Маниловым, над брутальным
Собакевичем, над тупой Коробочкой, над
постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга
Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это
вообще что-то
. Но особенно привлек мое
внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий
на других героев поэмы.

Чичиков похож на Манилова тем, что умел
подлизаться
к нужным людям, похож на
Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож
на Ноздрева тем, что придумывает всякие
аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.

Но
в то же время Чичиков существенно отличается от
других героев поэмы. Если герои-помещики
тунеядствуют
, то Чичиков постоянно ставит
перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже
в детстве он был бизнесменом, умел выгодно
вложить деньги и получить навар. Так, когда он
учился в школе, он продавал булочки, которые он
покупал заранее, голодающим товарищам и
извлекал из этого выгоду.

Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело
не выгорело
. Скорее всего, Гоголь наказывает своего
героя
за то, что при всех своих деловых
качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю,
который считал Павлушу лучшим учеником; работая
в казенной палате, он, добиваясь повышения,
обманул повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценил нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…

Примерный исправленный вариант

Все образы поэмы, созданные Гоголем,
по-своему интересны. Читая страницу за
страницей, мы смеемся над манерным Маниловым
и грубым Собакевичем, над глупой
Коробочкой и постоянно лгущим плутом
Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий
ненужные вещи, производит особое впечатление.
Но больше всего привлекает мое внимание
Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но
в то же время отличающийся от них
.

Чичиков напоминает Манилова тем, что может
войти в доверие
к нужным людям; умение героя
настоять на своем роднит его
с Собакевичем; подобно
Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а
хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает
героя с Плюшкиным и Коробочкой.

Но, в отличие от бездельничающих помещиков,
Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели
и пытается их достичь. Уже в детстве он делец,
умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль.
Так, еще будучи школьником, он продает купленные
заранее булочки голодным товарищам и
извлекает из этого выгоду.

Однако повзрослевшему герою не удается
добиться успеха ни в одном деле
. Скорее всего,
Гоголь наказывает Чичикова за то, что при
всех своих деловых качествах герой
человек
безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает
в помощи
своему старому учителю, считавшему
Павлушу лучшим учеником; служа в казенной
палате и добиваясь повышения, герой обманывает
повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценит нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный
лицей при МГТУ им. Носова

I.

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.

Задания

1) Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении.

2) Отметьте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости.

3) Отметьте предложения, в которых следовало бы вместо слова употребить его пароним.

4) Запишите исправленные варианты.

II.

1. Разговор с этим человеком играл важное значение.

2. Красивые портьеры украшали комнату.

3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

4. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.

5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица.

6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина.

7. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.

8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

9. Ты не видишь очевидных фактов.

10. В этом магазине дорогие цены.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

2) Отметьте предложения, в которых рядом употреблены однокоренные слова.

3) Отметьте предложения, в которых употреблены лишние слова.

4) Запишите исправленные варианты.

III.

1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.

2. Мой брат закончил школу с медалью.

3. Ты довел меня до белого колена.

4. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.

5. Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли.

6. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв.

7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в деканат.

8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

9. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.

10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением формы фразеологизма.

2) Отметьте предложения с неверным употреблением фразеологизмов.

3) Замените разговорные и просторечные слова и выражения в предложениях на нейтральные.

4) Запишите исправленные варианты.

IV.

1. Онегин думает, что не может больше полюбить, и ошибся.

2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

3. Наше издательство выпустило книгу, которая была популярна среди читателей, которые любят детективы.

4. Автор заставляет задуматься о последствиях своих поступков.

5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но Тихон отказался.

6. Герой уходит в другой мир, а потом герой разочаровывается в нем.

7. Этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, специализирующихся на продаже техники, облегчающей домашнее хозяйство, был оценен многими покупателями.

8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и поэтому его не поняли.

9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил лето, когда я ездил к морю.

10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской Москвы, и это ему частично удается.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм.

2) Отметьте предложения, в которых неудачно употреблены местоимения.

3) Отметьте неудачно построенные предложения.

4) Отметьте предложения с неоправданным повторением слов.

5) Запишите исправленные варианты.

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. 
Обломов ничем не занимался и целыми днями 
валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; 
У меня сразу же возникла картина
 в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; 
Молчалин 
работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина 
имеют место лирические отступления; 
Автор
 то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому
 кексу в грызло бы дал; 
Зощенко 
палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры
Имя этого поэта 
знакомо во многих странах; 
В третьей части текста не веселый, но и 
не мажорный мотив заставляет нас задуматься; 
грампластинка не сказала еще своего 
последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Запишите в тетради по ТПНС тему урока: “Виды речевых ошибок” 

Задание выполните в тетради.

  1.  Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает;

Молчалин работает секретарем Фамусова;

В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;

Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;

Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры;

Имя этого поэта знакомо во многих странах;

В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;

грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

 2. Исправьте речевые ошибки и запишите предложения в исправленном виде, укажите вид ошибки (например, Р12)

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.



Скачать материал

ГРАМОТЕИИГРА-ИСПЫТАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ команд 9-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДЕ...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 157 человек из 47 регионов

  • Сейчас обучается 98 человек из 33 регионов

  • Сейчас обучается 125 человек из 48 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ГРАМОТЕИИГРА-ИСПЫТАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ команд 9-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДЕ...

    1 слайд

    ГРАМОТЕИ
    ИГРА-ИСПЫТАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ команд 9-11 КЛАССОВ
    В РАМКАХ ДЕКАДЫ
    РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Что означает слово «грамотей»?Образованный человек Ишь, какой умный! Антипод...

    2 слайд

    Что означает слово «грамотей»?

    Образованный человек
    Ишь, какой умный!
    Антипод неуча (разг.)
    Грамотный человек

  • В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1). за...

    3 слайд

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1). занЯл
    2). кОрысть 3). вклЮчим
    4). жИлось 5). закУпорив
    6). каталОг 8). красивЕе
    7.) лгАла 9). мозАичный

  • В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1). за...

    4 слайд

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1). занЯл
    2). кОрысть 3). вклЮчим
    4). жИлось 5). закУпорив
    6). каталОг 8). красивЕе
    7.) лгАла 9). мозАичный

  • Пословицы-«перевёртыши»В свою телегу ложись Охотник охотника не различает вбл...

    5 слайд

    Пословицы-«перевёртыши»
    В свою телегу ложись
    Охотник охотника не различает вблизи
    Коляски чистоты пугаются
    Множество против одного, один против всех
    Двое из леса — пацифисты

  • Пословицы Не в свои сани не садись Рыбак рыбака видит издалека Танки грязи не...

    6 слайд

    Пословицы
    Не в свои сани не садись
    Рыбак рыбака видит издалека
    Танки грязи не боятся
    Один за всех, все за одного
    Один в поле не воин

  • Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы,...

    7 слайд

    Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова
    Чаще всего это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
    Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
    Речевая ошибка (в отличие от грамматический) заметна только в контексте!

  • Предложения для работы1. Эта модель демонстративная, она не продается. 2. Я з...

    8 слайд

    Предложения для работы
    1. Эта модель демонстративная, она не продается.
    2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.
    3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.
    4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.
    5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.
    6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
    7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.
    8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.
    9. Наши товары импортируются во многие страны мира.

  • Нередко мастера слова в своих произведениях отступают от речевых норм, добива...

    9 слайд

    Нередко мастера слова в своих произведениях отступают от речевых норм, добиваясь определенного художественного эффекта.
    Найдите в приведенных фрагментах литературных произведений эти отступления и определите, какого эффекта достигают авторы.
    1. Вся комната янтарным блеском озарена.
    Веселым треском трещит затопленная печь…
    (А.Пушкин. Зимнее утро)

  • Внимание!...

    10 слайд

    Внимание!
    Правильный ответ:
    1. Вся комната янтарным блеском озарена.
    Веселым треском трещит затопленная печь…
    (А.Пушкин. Зимнее утро)
    Прибегая к тавтологии 
    треском трещит, 
    автор передает звук, который слышит лирический герой стихотворения.

  • Найдите в приведенном фрагменте отступления от речевых норм и определите, ка...

    11 слайд

    Найдите в приведенном фрагменте отступления от речевых норм и определите, какого эффекта достигают авторы.
    На миг умолкли разговоры;
    Уста жуют.

    (А.Пушкин. Евгений Онегин)

  • Внимание! Правильный ответ: На миг умолкли разговоры;Уста жуют....

    12 слайд

    Внимание! Правильный ответ:
    На миг умолкли разговоры;
    Уста жуют.
    (А.Пушкин. Евгений Онегин)

    Сочетание слов разных стилей (уста жуют) создает комический эффект.

  • Найдите в приведенном фрагменте отступления от речевых норм и определите, ка...

    13 слайд

    Найдите в приведенном фрагменте отступления от речевых норм и определите, какого эффекта достигают авторы.
    И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.
    (Ф.Тютчев. Сны)

  • Правильный ответ: И мы плывем, пылающею...

    14 слайд

    Правильный ответ:
    И мы плывем, пылающею
    бездной
    Со всех сторон окружены.
    (Ф.Тютчев. Сны)

    Плеоназм 
    (со всех сторон окружены) подчеркивает полную погруженность лирического героя в мир сна.

  • Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки запишите их ном...

    15 слайд

    Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки запишите их номера (по 1 б.),, объясните, в чём ошибка (2 б.) и как её устранить (1 б).
    1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!
    2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.
    3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

  • *Задание для болельщиков! Укажите способы устранения ошибок в предложениях:1....

    16 слайд

    *Задание для болельщиков!
    Укажите способы устранения ошибок в предложениях:
    1. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

    2. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.

  • Правильный ответ: 11. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, р...

    17 слайд

    Правильный ответ: 1
    1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!
    Глагол рассказать может сочетаться с винительным падежом, а глагол расспросить требует предложного (…многое надо было рассказать, о многом расспросить…).

  • Внимание!...

    18 слайд

    Внимание!
    Правильный ответ: 2
    2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.
    Отглагольные существительные поведение и отношение имеют разное управление(поведение (кого? чье?) этих людей и их отношение (к кому?) к этим великим людям),чтобы избежать неоправданного лексического повтора, следует использовать контекстуальный синоним и личное местоимение: Автора возмущает поведение современников (соратников) и их отношение к этим великим

  • Склоняем числительные! Запишите словами...

    19 слайд

    Склоняем числительные!
    Запишите словами
    в творительном падеже:

    1849-ый километр;

    6457 страниц

  • Проверим!Тысяча восемьсот сорок девятым километром Склоняем у порядковых сост...

    20 слайд

    Проверим!
    Тысяча восемьсот сорок девятым километром
    Склоняем у порядковых составных числительных только последнее слово!
    Шестью тысячами четырьмястами пятьюдесятью семью страницами
    У количественных составных числительных склоняются все слова (и части сложного слова)!

  • Проверим грамотность!На колоссальной четырёхъярусной дощатой террасе, искусно...

    21 слайд

    Проверим грамотность!
    На колоссальной четырёхъярусной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами, вблизи конопляника, но вдали от можжевель-ника, небезызвестная супруга бывшего протоиерея, а ныне подьячего, веснуш-чатая Агриппина в течение часа потче-вала исподтишка винегретом с моллюсками, варениками и прочими яствами коллежского асессора
    Аполлона Филипповича под дилетант-ский аккомпанемент аккордеона.

  • Спасибо за работу!

    22 слайд

    Спасибо за работу!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 097 795 материалов в базе

  • Выберите категорию:
  • Выберите учебник и тему
  • Выберите класс:
  • Тип материала:
    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.06.2018
  • 995
  • 2
  • 19.06.2018
  • 342
  • 1
  • 19.06.2018
  • 428
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 19.06.2018
  • 579
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 19.06.2018
  • 385
  • 5
  • 19.06.2018
  • 611
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

период времени, другая альтернатива, смелый риск, промышленная индустрия, антагонизм противоречий, информационное сообщение, главный приоритет, в мае месяце.

Зад.16. Найдите речевые ошибки. Определите их вид. Отредактируйте предложения.

1. Эта модель демонстративная, она не продаётся. 2. Я занял соседу тысячу рублей до завтра. 3. Разговор с этим человеком играл важное значение. 4. В этом магазине дорогие цены. 5. Мой брат закончил школу с медалью. 5. Ты не видишь очевидных фактов. 6. Наши товары импортируются во многие страны. 7. Красивые портьеры украшали комнату. 8. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость. 9. Это предложение мне гармонирует. 10. Ты довёл меня до белого колена. 11. Суд принял решение о дележе имущества между супругами. 12. Скрипя сердцем я подписал этот договор. 13. Я перешёл на более экономический тариф.

Зад.1. Прочитайте предложения. Заполните пропуски. Поставьте в выделенных словах ударения.

1. Согласно учредительному договору уставн…й капитал нашей фирмы составил 12,8 млн. руб.2. Вчера мой коллега прислал электронн… счёт-фактуру на поставку итальянских жалюз… . 3. На Большом проспекте открылся бутик, в этом бутике продаёт одежду известн… французск…кутюрье. 4. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж… буше и шотландск… виски.5. Мне нужны драйвер… для принтера и сканера. 6. Вы предпочитаете бел… или розв… мартини? 7. Ремонт делали первоклассные мастер… . 7. На занятиях по информатике мы изучали мастер… шаблонов программы Word.

Зад.2. Поставьте существительные в форму единственного числа, определите их

род.

Фамилии — …; рояли -…; бандероли — …; плацкарты — …; расценки — …; кроссовки — …; тюли — …; мозоли — …; туфли -…; жираф — …; ботинки — …; тапки — …; босоножки — …; тапочки — …; бакенбарды — …; рельсы — …; манжеты — …; шампуни — …; запонки — …; лебеди — …; кеды — …; аэрозоли — … .

Зад.3. Укажите род данных имён существительных. Согласуйте с ними имена прилагательные.

Красив… тюль, душист… шампунь, солён… сулугуни, хрустальн… бра, красив… жалюзи, назначен… пенальти, многомиллионн… Дели, широк… Миссисипи, вкусн… салями, подорожавш… евро, приятн… визави, спел… киви, перенаселен… Хоккайдо, жирн… иваси, опасн… торнадо, симпатичн… протеже,модн… бикини, типичн… инженю, спел… манго, забавн… гризли, справедлив… рефери, вкусн… кольраби.

Зад.4. Определите родовую принадлежность аббревиатур. Согласуйте окончания глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.

1. ООН принял… к рассмотрению документ. 2. РИА сообщил… об этом на прошлой неделе. 3. ЖЭК произвёл… ремонт. 4. СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами. 5. СНГ был… создан…. В 1989 году. 6. Это, наверное, был… НЛО. 7. ЦСКА опять одержал… победу. 8. СПИД уже унес… миллионы жизней. 9. Наш…

ООО специализировал…ся/сь на выпуске нотной продукции. 10 ФСБ запретил… публикацию секретного доклада. 11. ЦИК начал… подготовку к выборам. 12. В городе открыт… нов… загс. 14. МИД принял… важное решение. 15. ЮНЕСКО подготовил… рекомендации. 15. НАТО укрепил… свои позиции в Восточной Европе.

23

Зад.5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих имён существительных.

Шофёр, профессор, бухгалтер, мастер, торт, инженер, договор, порт, катер, доктор, директор, паспорт, крем, инспектор, инструктор, джемпер, диспетчер, сторож.

Зад.6. Образуйте от приведённых ниже существительных форму родительного падежа множественного числа.

Солдаты, партизаны, спортсмены, гусары, полковники, генералы, противи, погоны, сапоги, чулки, носки, ботинки, туфли, бананы, клещи, тиски, кусачки, абрикосы, помидоры, яблоки, апельсины, консервы, макароны, пассатижи, каникулы, ножницы, плоскогубцы, болгары, таджики, грузины.

Зад.7 .Допишите окончания существительных.

1.Мы рассматривали художественные образ… , созданные Л.Толстым. В углу комнаты висели образ… . 2. Туристические лагер… расположились на берегу. Различные политические лагер… участвовали в митинге. 3. Утерянные пропуск… можно спросить на вахте. Пропуск… занятий без уважительной причины влияют на оценку. 4. Различные географические пояс… пересекают нашу страну. Нарядные пояс… дополняют костюмы. 5. Яркие тон… характерны для картин Рериха. Тон… сердца глуховаты. 6. Август. Зреют хлеб… .Хозяйка вынула из печи румяные хлеб… .7. Яркие цвет… вам к лицу. Цвет… украсят любой интерьер.

Зад.8. Употребите имена и фамилии в форме творительного падежа единственного

чила.

Наталья Седых, Жан-Клод ванн Дамм, Сергей Кириенко, Ирина Хакамада, Антонина Венда, Мартина Мицкевич, Светлана Карась, Елена ремесло, Иван Карась, Мария Семаненко, Алексей Ткачук, Владислав Третьяк, Николай Римский-Корсаков, Кузьма Петров-Водкин, Чарли Чаплин, Виталий Вульф.

Зад.9. Замените цифры словами, употребляя числительные и существительные в нужном падеже.

1. В олимпиаде по физике предложено участвовать 75 (участники). 2. Фруктовый сад разбит на 590 (гектары). 3. В 2010 (год) он окончил школу. 4. Длина реки равна 1715 (километры). 5. От 964 отнять 89. 6. В Индии говорят приблизительно на 845 (диалекты). 7. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 8. Областной бюджет пополнился

957 000 (рубли).

Зад.10. Выберите нужную форму числительного.

По…сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у …братьев, на …стенах, между … странами, между … государствами, … руками, …глазами, у … детей, к … ботинкам, приложит к … ушам, знаком с … братьями.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека? (Сколько) студентам пришлось переписывать работу? (Сколько) студентами выполнена лабораторная работа? ( Сколько) студентов не было на занятии?

Зад.11. Исправьте ошибки там, где они есть, и объясните их.

1.Шестеро девушек выполнили задание в срок. 2. Все три лыжницы нашей команды заняли призовые места. 3. У обоих малышек были огромные банты. 4. Тверь расположена по обеим берегам Волги. 5. Трое лисят жались к матери. 6. В зоопарк

24

привезли троих обезьянок, два крокодила и пять медвежат. 7. Он прошёл на лыжах более сто пятидесяти километров. 8. За подарок он заплатил около семьсот пятидесяти рублей.

Зад.12. Найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их.

1. Я одел шапку и выбежал из дома. 2. Мой друг скоро выздоровит. 3. Весь его пыл скоро иссякнул. 4. Приятно отдохнуть на берегу и смотреть на воду. 5. Героем двигают высокие чувства. 6. Внук часто одевается бабушкой. 7. Он сыпет так много сахару.

Зад.13. Поставьте управляемые слова, данные в скобках, в правильном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности), абстрагироваться (повседневность), адекватный (оригинал), беспокоиться (сын), дисгармонировать (внешний вид), заплатить (долги), заслуживать (внимание), заслужить (доверие), озабоченность (состояние здоровья), рецензия (книга), полный (вода), скучать (дом, вы).

Зад.14. Составьте словосочетания.

1. Подготовка и руководство (аспиранты). 2. Объединение и управление (предприятия малого бизнеса). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5. Помогать и заботиться (ветераны завода).

Зад.15. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Брат часто писал домой: «Я очень тоскую по вам». 2. Докладчик оперировал с фактами. 3. За покупки можно оплатить наличными. 4. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью. 5. Мы хватились Настю уже поздно вечером. 6. Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходимо заботиться об окружающей среде. 7. Нерадивое отношение к человеческим ресурсам повлекло к огромным затратам незапланированных средств. 8. Согласно подписанного договора ей полагается отпуск через полгода. 9. В городе открыта школа по фигурному катанию.

Зад.16. Отредактируйте предложения, исправив ошибки.

1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров. 4. В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5. Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода. 6. Лётчик-космонавт был удостоен высокой наградой. 7. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега. 8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск. 9. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 10. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 11. Указ регламентировал и вносил порядок во взаимоотношения властных структур. 12. Мы помним и отдаём дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 13. Избиратели надеются и верят своему депутату. 14. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.

Зад.17. Исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив вторую часть предложения.

1. Нажав на тормоза изо всех сил, машина всё-таки врезалась в дерево. 2. Пользуясь калькулятором, расчёт производится легко. 3. Приобретая карандаши, вам в подарок дарятся краски. 4. Приехав в дом отдыха, ей сказали, что мест нет. 5. Устав после занятий, мне не читалось. 6. Изучая приватизацию, обнаруживается определённая закономерность. 7. Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии. 8. Спустившись в метро, вам представляется совершенно другая картина. 9. Ласково улыбаясь, весь его облик выражает доброту и спокойствие. 10. Рано лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь.

25

Тема 7.Силистические нормы русского литературного языка

Зад.1. Слова в толковых словарях имеют стилистические и грамматические пометы. Определите, какие из приведенных помет стилистические.

(нареч.) – наречие; (м) – мужской род; (ж) – женский род; (обл.) – областное; (устар.) –устаревшее; (фам.) – фамильярное; (перех.) – переходный глагол; (спец.) – специальное; (безл.) – безличный глагол; (уничиж.) – уничижительное; (высок.) – высокое; (разг.) –разговорное.

Зад.2. Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.

Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

Зад.3. В предложении Мы узнали новость все три слова стилистически нейтральны. Ниже даны 6 вариантов этого предложения, в каждом из которых есть определение к слову новость. Охарактеризуйте стилистическую окраску этого определения ( жаргонное, разговорное, нейтральное, канцелярское, поэтическое, книжно-литературное). В каком функциональном стиле и ситуации общения уместны данные предложения?

1.Мы узнали вышеозначенную новость.

2.Мы узнали громоподобную новость.

3.Мы узнали обнадеживающую новость.

4.Мы узнали приятную новость.

5.Мы узнали неплохую новость.

6.Мы узнали мировую новость.

Зад.4.Определите, какие слова в данных текстах неуместны, нарушают стилистическую норму. Замените стилистически подходящими.

1.Вышел из дому раненько. Темнотища кругом. А тут еще осадки. Промок, разозлился.

2.Спортсмен удачно провел все выступление, продемонстрировал высокий класс фигурного катания, но в конце сложной программы шлепнулся.

3.Мастер цеха постоянно насаждал передовой опыт.

Зад.5. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу 1.

Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

26

Соседние файлы в папке РК

  • #
  • #
  • #
  • #

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, на главную

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем. Да, надо работать над своей речью, совершенствовать культуру речи, знать типы речевых ошибок. Но что делать, если уже в данную минуту надо выполнить задание: 1. обнаружить речевые ошибки и 2. исправить их?
Вот ситуация, когда полезно впасть в детство: превратиться в пятилетнего почемучку. В предложении почти все слова связаны друг с другом, то есть от одного слова можно поставить вопрос к другому.

Пример №1: «Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях»
Проявлять когда? – постоянно; проявлять что? – заботу; проявлять что? – помощь. Упс! Помощь оказывают, а не проявляют. Слова заботу и помощь нельзя включать в ряд однородных членов предложения.
Исправление: «Постоянно проявлять заботу о пожилых людях и оказывать им помощь»
Пример №2: «Татьяна и Владимир познакомились, когда оба были женаты».
Татьяна и Владимир что сделали? – познакомились; были женаты кто? — оба (Татьяна и Владимир). Уточняем: что мы узнали о Владимире? – был женат; что мы узнали о Татьяне? – была жената. Упс! Татьяна была замужем. Собирательное числительное оба замещает сущ. (Татьяна и Владимир), которые не могут относиться к одному сказуемому «были женаты»
Исправление: «Татьяна и Владимир познакомились, когда она была замужем, и он был женат».
Пример №3: «В 19-м веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий».
Было закрыто когда? – в 19-м веке; было закрыто где? – в Ленинграде. Вот она – ошибка:
нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к другой эпохе (анахронизм).
Исправление:  «В 19-м веке в Санкт-Петербурге было закрыто несколько типографий».
Пример №4: «Французское трио оставило захватывающее впечатление»
Трио какое? – французское; трио что сделало? – оставило; оставило что? – впечатление; впечатление какое? – захватывающее. Все нормально.
Переходим к анализу лексического значения слова. Захватывающий – действительное причастие от глагола захватить. Захватить можно внимание (захватывающий детектив, вид…), а не впечатление. Впечатление может быть большим, хорошим, благоприятным, ярким, незабываемым, неизгладимым…
Исправление: «Французское трио оставило неизгладимое впечатление».
Пример №5: «Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках».
Идет кто? – кот; идет как? – на цыпочках. Если значение слова «цыпочки» неизвестно, пользуемся словарем (на кончиках пальцев). Что хотел сказать человек, используя это слово по отношению к коту. Человек идет на цыпочках, чтобы не топать каблуками, чтобы незаметно подкрасться. Ключевое слово – «крадется»
Исправление: «Вдруг она заметила: по коридору крадется кот».
Употребление слова в несвойственном ему значению – лексическая ошибка, которая встречается очень часто. Рецепт: пользоваться толковыми словарями.

Следствием употребления слова в несвойственном ему значением тесно связана еще одна лексическая ошибка: нарушение правил смыслового согласования.
Примеры:
Мы можем влипнуть в переплет. Фразеологизм попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение. Влипнуть  (разг.-сниж.) синоним этого фразеологизма. Использовать можно только один вариант из синонимов в соответствии с допустимой стилистикой.
Гражданка обратилась с заявлением о разводе брака (разводятся люди, брак расторгается).
Все было вывернуто из шкафов на пол (можно платье вывернуть наизнанку, а из шкафа можно все вывалить, выкинуть).
Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы (примоститься – устроиться  где-л. не очень удобно).
Их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. На запрос в поисковике «ассоциации к слову отъявленный» в выдаче: головорез, негодяй, лжец, мерзавец, мошенник, плут… Далеко от синонимов к слову «любители»
Если  требуется определить причину ошибки, назвать ее, делаем это в последнюю, а не в первую очередь. Когда ошибка обнаружена, предложение исправлено, появляется подсказка к ответу на этот вопрос. Название ошибки можно найти, например, в таблицах «Речевые ошибки» на стр. https://grammatika-rus.ru/oshibki-grammaticheskie-i-rechevye-2/

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Речевые ошибки

Тест на тему Культура речи
Тест на тему Лексические нормы

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, на главную

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКУ

Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки

Предлагаемые задания помогут школьникам
научиться находить, классифицировать,
исправлять речевые ошибки и недочеты.

I.

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал
очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении
преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог
подробно и обстоятельно ответить на вопрос из
любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись,
он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны
мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.

Задания

1)
Отметьте предложения, в которых какое-либо слово
употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7,
8, 9.)

2) Отметьте предложения с нарушениями
стилистической сочетаемости. (3, 6.)

3) Отметьте предложения, в которых следовало бы
вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил
или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5
– энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8
– свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.

II.

1. Разговор с этим человеком играл важное
значение.

2. Красивые портьеры украшали комнату.

3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

4. Содержимое пакета нужно залить горячим
кипятком.

5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор
ведет повествование от первого лица.

6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о
жизни чиновника Башмачкина.

7. Наше агентство предоставляет студентам много
свободных вакансий.

8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

9. Ты не видишь очевидных фактов.

10. В этом магазине дорогие цены.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением
лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)

2) Отметьте предложения, в которых рядом
употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)

3) Отметьте предложения, в которых употреблены
лишние слова. (4, 7.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – играл важную роль или имел
большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 –
поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей
водой
или кипятком, 5 – чтобы усилить
впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много
вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.


III.

1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с
ума спятил.

2. Мой брат закончил школу с медалью.

3. Ты довел меня до белого колена.

4. В магазины города было завезено тридцать тонн
морковки.

5. Наша физичка заболела, поэтому занятие
перенесли.

6. От длительного перехода я так устал, что был
ни жив ни мертв.

7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в
деканат.

8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

9. Суд принял решение о дележе имущества между
супругами.

10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня
фильма погибла.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением формы
фразеологизма. (3, 8.)

2) Отметьте предложения с неверным
употреблением фразеологизмов. (6, 10.)

3) Замените разговорные и просторечные слова и
выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5,
7, 9.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3
– до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель
физики, 6 – от длительного перехода я сильно
устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные
книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 –
горько плакала.

IV.

1.
Онегин думает, что не может больше полюбить, и
ошибся.

2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

3. Наше издательство выпустило книгу, которая
была популярна среди читателей, которые любят
детективы.

4. Автор заставляет задуматься о последствиях
своих поступков.

5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но
Тихон отказался.

6. Герой уходит в другой мир, а потом герой
разочаровывается в нем.

7. Этот прибор, появившийся на прилавках
магазинов, специализирующихся на продаже
техники, облегчающей домашнее хозяйство, был
оценен многими покупателями.

8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и
поэтому его не поняли.

9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил
лето, когда я ездил к морю.

10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской
Москвы, и это ему частично удается.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением
видо-временной соотнесенности глагольных форм.
(1, 8, 9.)

2) Отметьте предложения, в которых неудачно
употреблены местоимения. (2, 4.)

3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3,
7, 9.)

4) Отметьте предложения с неоправданным
повторением слов. (6, 9.)

5) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – Онегин думает…… и ошибается, 2
– и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих
детективы, 4 – о последствиях поступков,
совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается,
6 – герой уходит в другой мир, но потом
разочаровывается в нем, 7 – этот прибор,
появившийся на прилавках магазинов, которые
специализируются на продаже облегчающей
домашнее хозяйство техники, был оценен многими
покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая
впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней
поездке к морю.

V.

Нередко мастера слова в своих произведениях
отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта. Найдите
в приведенных фрагментах литературных
произведений отступления от речевых норм и
скажите, какого эффекта достигают авторы.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…

(А.Пушкин. Зимнее утро)

(Прибегая к тавтологии треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический
герой стихотворения.)

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.

(А.Пушкин. Зимняя дорога)

(Тавтология (на печальные поляны льет
печально свет она)
помогает автору
сконцентрировать внимание читателя на
эмоциональном состоянии лирического героя.)

3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.

(А.Пушкин. Евгений Онегин)

(Сочетание слов разных стилей (уста жуют)
создает комический эффект.)

4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(Ф.Тютчев. Сны)

(Плеоназм (со всех сторон окружены)
подчеркивает полную погруженность лирического
героя в мир сна.)

5. Идет-гудет Зеленый шум,
 Зеленый шум, весенний шум.

(Н.Некрасов. Зеленый шум)

(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый
шум
(катахреза) помогает автору создать единый
зрительно-слуховой образ; лексический повтор в
первой и второй строках привлекает внимание
читателя к этому образу.)

VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.

Все образы поэмы, изображенные Гоголем,
по-своему интересны.

Читатель, читая страницу за страницей,
смеется над вычурным Маниловым, над брутальным
Собакевичем, над тупой Коробочкой, над
постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга
Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это
вообще что-то
. Но особенно привлек мое
внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий
на других героев поэмы.

Чичиков похож на Манилова тем, что умел
подлизаться
к нужным людям, похож на
Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож
на Ноздрева тем, что придумывает всякие
аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.

Но
в то же время Чичиков существенно отличается от
других героев поэмы. Если герои-помещики
тунеядствуют
, то Чичиков постоянно ставит
перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже
в детстве он был бизнесменом, умел выгодно
вложить деньги и получить навар. Так, когда он
учился в школе, он продавал булочки, которые он
покупал заранее, голодающим товарищам и
извлекал из этого выгоду.

Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело
не выгорело
. Скорее всего, Гоголь наказывает своего
героя
за то, что при всех своих деловых
качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю,
который считал Павлушу лучшим учеником; работая
в казенной палате, он, добиваясь повышения,
обманул повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценил нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…

Примерный исправленный вариант

Все образы поэмы, созданные Гоголем,
по-своему интересны. Читая страницу за
страницей, мы смеемся над манерным Маниловым
и грубым Собакевичем, над глупой
Коробочкой и постоянно лгущим плутом
Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий
ненужные вещи, производит особое впечатление.
Но больше всего привлекает мое внимание
Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но
в то же время отличающийся от них
.

Чичиков напоминает Манилова тем, что может
войти в доверие
к нужным людям; умение героя
настоять на своем роднит его
с Собакевичем; подобно
Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а
хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает
героя с Плюшкиным и Коробочкой.

Но, в отличие от бездельничающих помещиков,
Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели
и пытается их достичь. Уже в детстве он делец,
умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль.
Так, еще будучи школьником, он продает купленные
заранее булочки голодным товарищам и
извлекает из этого выгоду.

Однако повзрослевшему герою не удается
добиться успеха ни в одном деле
. Скорее всего,
Гоголь наказывает Чичикова за то, что при
всех своих деловых качествах герой
человек
безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает
в помощи
своему старому учителю, считавшему
Павлушу лучшим учеником; служа в казенной
палате и добиваясь повышения, герой обманывает
повытчика и его дочь.


Наверное, автор ценит нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный
лицей при МГТУ им. Носова

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от WildYogurt

найдите речевые ошибки. перепишите их правильно

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 02.05.2023 07:18

Журавлева Наталья Владимировна

Учитель начальных классов

52 года

рейтинг118 168
место76

Местоположение

Россия, Минусинский район, с. Городок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фраза «займи мне пару сотен» понятна интуитивно, но нельзя просить в долг таким образом. Чтобы избежать ошибки, разберемся со значением слова «занять».

Ошибка возникает потому, что многие считают синонимом глагол «дать»: тогда фраза «займи мне денег» звучала бы логично в значении «дай мне в долг». Но так как слово «занять» имеет значение «взять», то получается вот что: когда мы просим друга «занять сто рублей» — мы буквально произносим: «Возьми сто рублей у кого-то другого для меня». Звучит совсем не так, как нужно, верно?

А «одолжить» как раз используется в значении «дать». Попробуйте мысленно заменять слова перед тем, как произнести просьбу: «Можно мне взять у тебя сто рублей» или «дай мне, пожалуйста, сто рублей», — и в итоге вы перестанете путаться.

В некоторых произведениях «занять» используется в ошибочном значении, но словари утверждают, что такая форма — разговорная.

Библиографический список

Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов — 2008.

20.03.2018 15:39

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Исправьте речевые ошибки
1. Согласно нормативных требований на изделии должна быть указана дата изготовления.

2. Вам нужно ознакомиться с нашим прейскурантом цен.

3. Кто в очереди крайний?

4. Не ложи книги на кровать!

5. Необходимо поздравить наших сотрудниц с Восьмым Мартом.

6. В ходе следствия не только были выяснены все детали преступления, но и действия каждого обвиняемого.

7. Ты вчера получил зарплату. Займи мне тысячу рублей до понедельника.

8. Проезжая мимо остановки, у меня потерялся кошелёк.

9. Смотри не подскользнись на банановой кожуре.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Задания с грамматическими ошибками с ответами
  • Задача завершена с ошибкой 113 kaspersky endpoint agent
  • Зайдя в машинное отделение меня обдало жаром исправить ошибки
  • Задания с грамматическими ошибками для 11 класса
  • Задача в результате ошибки при комплектовании составов