Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
(Не) которые считают что человек взраслеит в каком нибудь оприделённом возрасте например, к 18 (___________________) лет , когда он становиться совершенно летним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость озночает самостоятельность, то есть умение обходится без чьей-либо помощи опеки. Человек обладающий этим качеством всё делает сам, и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодалевать сам. Конечно бывают ситуации, когда человеку одному не справится. Понимая это, ему приходиться просить помощи у друзей, родственников, и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь, и оценивает себя не пологаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависет от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависет не от возраста, а от жизненного опыта от стремления прожить жизнь без нянек.
Исправленный текст
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, к 18 (восемнадцати) годам, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Понимая это, он просит помощи у друзей, родственников и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Если верно посчитала, то здесь 14 орфографических, 13 пунктуационных и 1 грамматическая. Вместе – 28 баллов.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
Уневирсального рецепта того, как выбрать правильный, единствено верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбераем друзей, учимся строить отношения с ровестниками играть.
Но большенство самых важнейших решений оприделяющих жизненный путь мы всё таки принемаем в юности. Как считают учёные вторая половина второго дисятилетия жизне – самый ответственный пириод. Именно в это время человек выберает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, проффесию.
Понятно, что такой выбор дело ответственное. От него невозможно отмахнутся, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеятся, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И не верные решения без последствий не останутся. Ведь успех преходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор верит в себя, и упорно достегает намеченных целей.
Исправленный текст
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.
Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
Я вспоменаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочеться стать? Сильным храбрым мужественным умным находчевым бестрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставиться в один ряд с такими рождающими уважение, доблестями как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты серца – невозможна душевная красота человека. И опыт потверждает, что добрые чуства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитанны в детстве, их никогда не воспитаешь. Человечность доброта доброжелательность рождаются в заботах, и волнениях, и радостях и печалях. Говоря о добрых чувствах имеется в виду, что это особая эмоциональная культура. Следование путём добра путь самый приемлимый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Исправленный текст
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими рождающими уважение доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области
Тексты с заведомыми ошибками с дополнительным грамматическим заданием
(на основе диктантов)
ПНШ 4кл.
(русский язык 4 класс)
УМК «Перспективная начальная школа)
Пясецкая Татьяна Александровна
учитель начальных классов
г. Димитровград
2013г.
Пояснительная записка.
Тексты с заведомыми ошибками с дополнительным грамматическим заданием (на основе диктантов) предназначены для учеников 4 классов.
Работу над ошибками и грамматическое задание ученики выполняют в рабочих тетрадях. Материал используется после изучения темы «Спряжение глагола». Задача детей: 1)найти ошибки в тексте, исправить, грамотно прокоментировать орфограмму, в которой допущена ошибка, 2) выполнить граматические задания к текстам.
Цели:
- обучать грамотному оформлению работы над ошибками, определять число, склонение, падеж имен существительных; число, лицо, спряжение глаголов; выполнять разбор предложения по частям речи и членам предложения, делать схему предложения;
- развивать орфографическую зоркость, усидчивость, зрительное внимание, устойчивость внимания при выполнении упражнений;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Проверочные работы по русскому языку
№1
Беловежская пуща
На дисятки киламетров тянитца пущя. Густые леса сменяются полями балотами лугами. В пуще встретеш различные виды* звирей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.
В пуще много видов деревев. Идёш солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сасновой и еловой хвоей*. Вдрук среди мрачных елей милькает белая берёска. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.
В рощи* растут старые дубы. Есть гиганские сосны и ели и берёзы и клёны. Ходешь среди них и любуешься этими велеканами. Серце наполняится гордостью за родную природу*.
( По Н. Деленковскому)
1) Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».
2) Грамматическое задание:
*- определи число, падеж, склонение.
3) Во втором предложениии определи части речи и члены предложения.
№2
Краски осени
Харашо паработала осень, разукрасила всё вокрук. Под каждым деревом лежат и жёлтые и багровые и бурые листя. Солнце негреет но светит очень ярко. В его лучах разнацветными алмазами блистят** дождевые капли. Какая красота?
Понебу медлено плывут** белые облока. Воздух свеж и прозрачен. На краю леса в золотом убори стоят** клёны. Издалека виден куст дикой смородины. Он оделся не в жолтый, а в красный нарят. С удовольствием смотреш** на краски ранней осени!
( По Г. Гуляевой)
1) Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».
2) Грамматическое задание:
**- определи число, лицо, спряжение.
3) В шестом предложениии определи части речи.
№3
На рыбалке
Сонце уже садилось. Мы с дядий* тронулись в путь. Дарога к реке* шла через рошь*. Всё в пути* меня занимаит. Вот пробегаит мыш. Где – то слышется** плачь птици*. Так паёт сыч.
Вечир. Близица** ночь. Кругом стоит** полная тиш. Только неунимаится дергач а камыш ведёт тихую биседу с рекой.
Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на лески огромный лещ. Про мелоч* и гаварить** не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы* уходим** в шалаш* и там праводим остаток ночи.
( По С. Сладкову)
1) Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».
2) Грамматическое задание:
*- определи падеж; **- определи спряжение.
Исходные тексты
Беловежская пуща
На десятки километров тянется пуща. Густые леса сменяются полями, болотами, лугами. В пуще встретишь различные виды зверей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.
В пуще много видов деревьев. Идёшь солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сосновой и еловой хвоей. Вдруг среди мрачных елей мелькает белая берёзка. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.
В роще растут старые дубы. Есть гигантские сосновые ели, берёзы и клёны. Ходишь среди них и любуешься этими великанами. Сердце наполняется гордостью за родную природу.
( По Н. Деленковскому)
Краски осени
Хорошо поработала осень, разукрасила всё вокруг. Под каждым деревом лежат жёлтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на траве. Какая красота в лесу!
Небо чистое и очень синее. По небу медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.
На краю леса в золотом уборе стоят берёзы и клёны. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в жёлтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!
( По Г. Гуляевой)
На рыбалке
Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Всё в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где – то слышится плач птицы. Так поёт сыч.
Вечер. Близится ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведёт тихую беседу с рекой.
Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи.
( По С. Сладкову)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Программа Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Проверочные работы по русскому языку (диктанты)(4 класс ОС «Школа 2100»)Работа Горшенина Ирина Анатольевна учитель начальных классов
МОУ – средняя общеобразовательная школа
с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области
М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В.Малаховская. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Тренировочные задания по русскому языку для учащихся 11 класса в формате ЕГЭ. Предложения с допущенными грамматическими ошибками.
Найдите грамматические ошибки в данных предложениях.
1.Благодаря обильного дождя, земля насытилась влагой.
2. Воронежская сельскохозяйственная ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей области.
3. В школе ребята не только работают с учебными книгами, но и читают художественную литературу.
4. Те, кто хорошо знаком с биографией М. Ю. Лермонтова, понимает его стихотворения.
5. Сразу по приезду в село Ярки я отправился навестить бабушку.
6. Я прочитал несколько страниц романа «Евгений Онегин», взятый в библиотеке.
7. Создавая своё стихотворение, у автора выражается особенный взгляд на мир.
8. На досуге дочь смотрит как кинофильмы, а также телепередачи.
9. Конфуций говорил, что «не дай вам Бог жить в эпоху перемен».
10. Легковой автомобиль помчался наперерез движущегося поезда.
11. Каждый из тех, кто когда-нибудь видел поэта, знакомился с ним, очаровывались его обаянием.
12. Подходя к ночному озеру, ребят охватило необъяснимое волнение.
13. Мы находимся у картины «Корабельной рощи».
14. Сергей Есенин стремился передать в своих стихах не только красоту Родины, а и всю трогательность русской души.
15. Вопреки вчерашнего прогноза, сегодня весь день светит солнце.
16. Те, кто хочет стать водителем, космонавтом, инженером, должен развивать свою память.
17. Когда десятиклассники прочитали роман «Герой нашего времени», они стали говорить, что как холоден к людям главный герой Григорий Печорин.
18. Ярковские жители нуждаются не только в новом здании школы, а также в больнице, кинотеатре.
19. Благодаря успехов в школе, я без труда сдал экзамен в университет.
20. Все выпускники зачитали несколько поэтических строк на празднике последнего звонка, посвящённых любимой школе.
————————————————————————————————
Грамматические ошибки:
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
5. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
7. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
8. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
9. Неправильное построение предложения с прямой речью.
10. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
11. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
12. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
13. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
14. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
15. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
16. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
17. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
18. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
19. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
20. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/168038-prakticheskaja-rabota-po-russkomu-jazyku-pred
В процессе модернизации современного образования главным в обучении считаю не
только усвоение учащимися определённой суммы знаний, умений и навыков, но и
развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей.
Традиционные методы обучения в современных условиях не всегда оправданы. Для
достижения целей, стоящих перед Российским образованием, использование
прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из
важнейших условий эффективности обучения. Не напичкать ученика знаниями, а
сформировать у него положительную мотивацию учения, создать атмосферу
заинтересованности в учебной деятельности. “Ученик не сосуд, который нужно
заполнить, а факел, который нужно зажечь”.
Нахожусь в постоянном поиске тех методов и форм работы, которые позволяют
весь учебный процесс организовать так, чтобы развивать собственное мышление
ребёнка, активизировать познавательную деятельность, отойти от механического
усвоения знаний. Стремлюсь сам процесс обучения сделать радостным, интересным,
увлекательным. Учитывая возрастные и психологические особенности младших
школьников, поддерживаю связь обучения с жизнью, игрой, трудом. Считаю, что
одним из условий успешности обучения является самостоятельная активность
ребёнка, образно говоря, “…знания должны усваиваться с аппетитом”, ведь “Знания
– дети удивления и любопытства”.
Работая в традиционной системе обучения, отмечала низкий уровень
познавательной активности, механическое усвоение знаний, неумение найти выход из
затруднительной ситуации. Деятельность учащихся имела репродуктивный характер.
Когда учитель сам объявляет тему урока, это, как правило, не вызывает у учащихся
большого познавательного энтузиазма. Затем педагог лично объясняет новый
материал, давая его в готовом виде, что не гарантирует понимания информации
большинством учащихся класса. Обучение основывается, в основном, на процессах
восприятия и памяти. Ученики, получая информацию от учителя в готовом виде,
воспринимают её, запоминают, а затем воспроизводят (если запомнили). А учащиеся,
имеющие кратковременную память, не могут запомнить большой поток информации и
переходят в разряд “слабых”. “Сильными” могут быть только дети с хорошей
памятью. Происходит и искажение учебной мотивации — “учусь, чтобы получать “5”,
“учусь потому, что родители заставляют”, “учусь потому, что все учатся” (из
анкет).
Проанализировав результаты обучения в традиционной системе, а также итоги
анкетирования учащихся, пришла к выводу о необходимости внедрения таких форм и
методов обучения, которые способствовали бы развитию мыслительной активности
через самостоятельную деятельность, т. е. репродуктивная деятельность сменялась
бы продуктивной.
Ознакомившись с различными современными образовательными технологиями в
работах Г. К. Селевко, остановила свой выбор на технологии проблемного обучения.
Считаю, что проблемное обучение и ориентировано на продуктивную деятельность
учащихся. Создание проблемной ситуации, поиск её решения и само решение
непосредственно связываются с функцией творческого мышления, способствует
повышению интеллектуального уровня и умственного потенциала младших школьников.
Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение,
классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные
результаты обучения.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 —
30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на
теоретических положениях американского философа, психолога и педагога,
профессора Колумбийского университета, Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в
1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и
трудовой деятельностью. Основная концепция такой школы – “обучение посредством
деланья”. Ребёнку предоставлялись в качестве источников познания слово,
произведения искусства, технические устройства. Дети вовлекались в игру и
практическую деятельность – труд.
В 1923 году в СССР были “комплекс-проекты” на основе Дьюи. Классно-урочная
система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно- бригадным
методом. Однако в 1932 году эти методы были объявлены методическим
прожекторством и отменены. Процитирую американского педагога Лоренца Питера:
“Нет ничего нового под солнцем. Но есть кое-что старое, чего мы не знаем”.
В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,
умениями, навыками, развитие мыслительных способностей, активизация и
интенсификация деятельности учащихся.
В течение ряда лет работаю над темой “Проблемные ситуации на уроке как
средство активизации познавательной деятельности младших школьников”.
Цель и назначение проблемного обучения вижу в преодолении механического
усвоения знаний, в активизации мыслительной деятельности учащихся, ознакомлении
их с методами научного исследования, усвоении способов самостоятельной
деятельности, развитии познавательных и творческих способностей.
Освоила теоретические основы технологии проблемного обучения, изучив работы
М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, И.С. Якиманской, И.А. Ильницкой,
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной и др. Апробировала данную технологию в работе с
учащимися начальных классов в обычной средней школе, где обучаются дети с
разными учебными возможностями. В основе моего опыта лежит технология,
направленная на приобретение ЗУНов через включение учащихся в творческий
процесс, развитие познавательных и творческих способностей, усвоение способов
самостоятельной деятельности, становление младшего школьника как субъекта
учения.
Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность”. При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто
слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей
у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования.
Применяя разнообразные приёмы и методы проблемного обучения, развиваю
логическое мышление, активный словарный запас младших школьников, формирую
умение анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, устанавливать
истинность или ложность гипотезы путём проверки, учу находить рациональный
способ решения заданий. Выбирая способ решения, а затем, решая проблему
самостоятельно, ребёнок становится в позицию субъекта обучения и, как результат,
у него образуются новые знания, к пониманию которых он пришёл сам.
Следовательно, проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении.
Однако, по мнению И.Я. Лернера, “проблемное обучение не может и не должно стать
ни единственной, ни преобладающей системой обучения… Оно должно строиться в
зависимости от того, насколько это допускает учебный материал”.
Внедряя данную технологию, разработала систему проблемных вопросов, задач и
заданий по русскому языку, чтению, математике и природоведению, цель которых –
активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную
учебную деятельность. Постоянно интересуюсь новинками и опытом педагогов страны
по данной теме, использую в работе приемлемые для меня приёмы.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих
действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие
отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных
этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с
помощью следующих методических приёмов:
- Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или
затруднение.
Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки
проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется
творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и
формулированию проблемы.
Фрагмент урока русского языка в 4-м классе.
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю
найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж.
р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление,
возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания
у них разные.
Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные
окончания?
(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода
могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об
имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты
решения проблемы).
- Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической
деятельности.
Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у
детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие
задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить
его можно только после определённой теоретической подготовки.
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным
дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её –
90см, а ширина – 50см.
(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину.
Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел.
Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы
должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая
единица измерения площади)
Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания,
дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено
и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.
Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3
см.
(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что
задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).
Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью
приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной
деятельности.
- Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики
рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному
на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний,
применение знаний в практической деятельности.
Проблемные вопросы по природоведению:
- На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще,
чем на Земле и почему? - Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
- Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные
растения? - Что случится, если растения исчезнут?
- Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил
травой? - Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он
деревом? - Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые
птичьи домики? - Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с
этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
- Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа,
душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать,
празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не
могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и
справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
- Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может
употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и
по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные –
мужского)
- Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными
исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно
изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и
достаточности данных.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4
апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
- Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал?
(Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в
пути).
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю
самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают
различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или
персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он
задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный
приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы
проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно
решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное.
Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация.
Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими
разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится
проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты
верны, выбрать самый доступный или рациональный.
в). Задачи с противоречивыми данными.
- На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
- В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в
автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и
решают полученную задачу)
г). Нестандартные тексты задач.
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения
задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации
познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из
“Задачника” Г.Остера.
д). Творческие задачи.
Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
- Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является
выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко
использую данный приём на уроках природоведения.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай,
рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
- Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
- Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
- Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и
точек зрения.
Данный приём широко использую на уроках чтения и развития речи. Предлагаю
детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора,
читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа
произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить
произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить
свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым
условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что
каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и
принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях
не является главенствующим, а просто одним из многих. Разделяю идею П.П.
Блонского “Не давать ребёнку нашей истины, но развивать его собственную истину
до нашей”.
На уроках развития речи при написании сочинений по картине предлагаю детям
написать сочинение от имени персонажа, изображённого на ней. (Например:
Сочинение по картине Пластова “Первый снег” написать от имени девочки, её брата,
вороны или берёзы).
- Подводящий или побуждающий диалог.
Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников
способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную
позицию. Положительным результатом считаю то, что на уроках дети не являются
пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.
Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей,
применение которой способствует формированию более прочных знаний, умений и
навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения,
улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети
активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску
её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход
из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность
почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания
изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У детей
формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность.
Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении
учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты,
высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает
с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.
Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению
затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать,
сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.
Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет
важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети
выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания
повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.
С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и районных
предметных олимпиадах, где занимают призовые места. Растёт число участников
Всероссийских и международных игр-конкурсов по языкознанию и математике “Русский
медвежонок” и “Кенгуру”. Неоднократно мои учащиеся становились призёрами
краевого заочного экологического марафона, где кроме творческих работ
представляли свои экологические проекты.
Наблюдения за качественными изменениями в обучении показали более высокий
уровень усвоения знаний, чем в традиционной системе. Успеваемость и качество
знаний остаётся на высоком уровне: от 71 до 74%
Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на
эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью открытий,
чувствуют себя “умными учёными”, им “нравится спорить”, “приятно, когда смог
решить проблему” “помог своей группе” и т. д. (из анкет). Всё чаще на уроках
слышу от детей слова: “Мы сами попробуем сделать, решить, сравнить…”
Изменения, произошедшие в детях, указывают на то, что учебные проблемы
создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей,
развития их индивидуальности и творческого мышления, формируют положительную
мотивацию учения.
Литература по теме:
- Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках
русского языка” Москва, “Владос”, 2001г. - Вахрушев А.А. “Современные проблемы модернизации образования” Москва,
“Начальная школа” ” +до и после, №8 2003г. - Головкина Т. В. “Постановка и решение проблем на уроках русского языка”.
Москва “Начальная школа” +до и после, №2, 2003г. - Долженко Ю. А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного
образования”. Барнаул, 2003г. - Ильина Т. А. “Проблемное обучение”. Вестник высшей школы, №2, 1976г.
- Ильницкая И. А. “Проблемные ситуации и пути их создания на уроке”
Москва, Знание, 1985г. - Лавриненко Г. А. “Задания развивающего характера по математике” Саратов,
“Лицей”, 2002 г. - Матюшкин А. М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. Москва, 1972
г. - Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12,
1983г. - Мельникова Е. А. “Преемственность в использовании
проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе”. Москва,
“Начальная школа” +до и после, №6, 2003г - Никандров Н. Д. “Проблемное обучение”. Воспитание школьников №12, 1983г.
- Носенко Л. Д. “Проблемно-поисковые технологии при изучении
геометрического материала”. Москва “Начальная школа”, №9 2004г. - Римская Е.Я. “Инновационные уроки” 2004 г.
- Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. Москва “Народное
образование” 1998 г. - Соловьёва Т. А. “Основы технологии развития интеллекта младших
школьников в учебном процессе”. Москва “Начальная школа”, №12, 1998 г. - Хоритонова Л. А. “Проблемные ситуации на уроках природоведения”. Москва
“Начальная школа”, №4, 1998 г. - Шукейло В. А. “Воспитание интереса к урокам русского языка” Москва
“Начальная школа” +до и после, №8, 2003 г. - Якиманская И. С. “Развивающее обучение”. Москва,1979 г.
- Виноградова Н.Ф. “Концептуальные основы построения УМК “Начальная школа
XXI века” Москва, “Вентана-Граф”, 2005 г.
Вадия Фаритовна Васильева
Ход мастер-класса
Приветствие. Представление. Проведение интеллектуальной разминки.
Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами.
Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит)
Спрашивай и узнаешь, ищи и … (найдёшь) (монгольская посл.)
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать) (Р.Декарт).
Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).
Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).
— Я надеюсь, что сегодня каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.
Использование проблемных ситуаций на уроке
как средство формирования УУД .
Развитие педагогической мысли в последнее десятилетие достигло апогея. Многие ведущие дидакты современности говорят о безоговорочном преимуществе такого обучения, в ходе которого ученик выступает как субъект познания и наравне с учителем участвует в учебном процессе. Одним из способов достижения такого результата является проблемное обучение, в ходе которого учителем создаются такие проблемные ситуации, которые принимаются учащимися как личностно-значимые. Такая проблемная ситуация преобразуется в учебную задачу, решая которую ученик овладевает универсальными учебными действиями.
Сегодня я хочу представить некоторые приемы создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики.
1. Создание проблемной ситуации на основе домашних заданий.
Такие задания позволяют поставить учебные проблемы на уроке, к которым учащиеся подошли самостоятельно. По характеру эти задания могут быть различны: предварительное домашнее задание, выполнение практических действий, наблюдений.
Для примера возьмем урок алгебры в 10 классе.
Тема урока: Арксинус. Решение уравнения sin x=a.
За день до урока учащиеся получили задание:
Решите уравнения: а) sin x=1/2
б) sin x =1
в) sin x=0.
г) sin x=2/7.
Решение уравнений осуществляется с помощью числовой окружности. При записи ответа для первых трёх уравнений учащиеся не испытывают трудностей, а вот в четвёртом уравнении возникает проблема – как записать ответ.
Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляет поиском учащихся, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.
2. Создание проблемной ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника.
Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала или в начале объяснения нового материала.
Для примера возьмём урок математики в 5 классе.
Тема урока: Числовые и буквенные выражения
Изучение новой темы начинается с постановки вопроса:
На доске записаны выражения:
78 + 37; 17 – а; 23 + с; 127 – 63; а + в; 71 – 18;
— Ребята, внимательно посмотрите, на какие две группы можно разделить эти выражения? Попросить записать их в два столбика:
78 + 37; 17 – а;
127 – 63; 23 + с;
71 – 18; а + в;
— почему вы пришли к такому разделению?
— дайте название каждому столбику (числовые и буквенные).
— сформулируйте тему сегодняшнего урока.
— «Числовые и буквенные выражения»
— Сегодня мы будем учиться читать и записывать буквенные выражения.
Такая работа требует логического анализа материала, активизирует внимание и мыслительную деятельность, делает восприятие материала более целенаправленным.
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Здесь происходит сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Школьникам предлагается выполнить такое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний, нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
Для примера возьмём урок математики в 5 классе.
Тема урока: Периметр прямоугольника.
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Сразу же начинается обсуждение задачи: Какой Дима? На какой улице его дом? Диме нужно помочь. Но как? Возникает затруднение. Придётся нам решать эту проблему. Проблемная ситуация создана.
Для её решения высказываются ребятами различные предположения (может, сходим на место и попробуем прикладывать по всей длине огорода рейки, но это очень долго; можно спросить у старших дома; может, сами попробуем найти в учебнике какое-то решение и т.д.). Вместе выдвигаем и формулируем основную гипотезу: «нужно найти периметр прямоугольника, он и будет длиной изгороди». Записываем формулу, используем её на практике. Затем делаем вывод: формула периметра прямоугольника нужна. Доводим решение задачи до конца: Диме помогли!
4. Создание проблемных ситуаций при решении занимательных задач.
Для примера возьмём урок математики в 7 классе.
Тема урока: Тема: «Линейная функция»
Обычная форма задания. Функция задана формулой У = Х + 5. Найдите значение функции при Х = 0, 7, -5, 1.
Занимательная форма задания. Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано У = Х + 5. На доске заготовлена таблица:
Один ученик из класса называет какое-нибудь значение Х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение У. Затем другой ученик из класса называет другое значение Х и ученик у доски проделывает те же операции. Возникает проблема: “Угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Гипотеза: для того чтобы угадать формулу, надо найти какую-то закономерность. Продолжаем подставлять значения х и находим закономерность, и делаем вывод: зная закономерность, легко угадать формулу. В итоге выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
9 кл. Тема урока «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа:
«Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс.
В последствие он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?»
Затруднение – как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел – проблемная ситуация для детей. Предположения учащихся (наверное, он выписывал все числа на листочке, а может быть взял в справочнике или знал какое-то правило и т.д.). С помощью учителя формулируют гипотезу: Гаусс знал какое-то правило (формулу) для быстрого счёта. Затем идёт поиск решений. Решение проблемы (1 + 100) × 50 = 5050.
Так как последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией, то по этой формуле мы можем найти сумму любых первых членов арифметической прогрессии, поэтому выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности. Они справились с проблемой!
5. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
Задачи с заведомо допущенными ошибками. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся. В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Иногда учителю полезно предложить “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
6. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
«Говорят, уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение!»
Попробуйте найти хотя бы одно решение уравнения: 28k + 30n + 31m = 365
(проблема, сложность в том, что уравнение содержит 3 неизвестных, что не изучается в школе). Однако любой ученик может найти решение, обратив внимание на числа. Достаточно очевидная гипотеза о том, что речь идет о количестве дней в календарном году, легко проверяется расчетами. Можно сделать вывод о том, что иногда для решения задачи требуется мысль, озарение, а не строгий алгоритм. “Смотреть – не значит видеть!”
Ответ: 365 – это количество дней в году, 28 – количество дней в феврале, 30 – количество дней имеют 4 месяца в году, 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году.
Тогда: 28 ×1 + 30 ×·4 + 31 ×·7 = 365.
7. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.
Здесь учитель должен подвести школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение. Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
8. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
7 кл. Тема «Решение задач с помощью уравнений»
На заправке две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены. В 1-ой было 59 т бензина, а во 2-ой – 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из 1-ой цистерны расходуется 5т, а из 2-ой – 2 т?
Решают с помощью уравнения (алгебраический способ решения).
59 – 5х = 44 – 2х
А вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить. Ученики удивлены: как же он смог решить эту задачу? (Проблема создана). Как вы думаете, не умея решать такие уравнения, он мог решить эту задачу? Дети выдвигают гипотезы (списал, спросил у родителей, посмотрел в ГДЗ, может быть есть другой способ решить задачу, не применяя уравнение и т.д.). Проверяют гипотезы, и кто-то из ребят решает задачу по действиям. Приходим к выводу, что он мог решить эту задачу только другим способом (арифметическим). Далее с помощью учителя убеждаются, что решить данную задачу проще с помощью уравнений.
При каких педагогических условиях проблемная ситуация способствует формированию УУД?.
Учитель должен знать основные приемы создания проблемных ситуаций, четко представлять характер познавательной деятельности на каждом её этапе, понимать сущность проблемного обучения, владеть его методикой.
В работе с учащимися учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций и их разрешения; типология проблемных ситуаций должна быть многообразной.
Это условие исключает возможность учителя «работать по шаблону», требует гибкости и мастерства от педагога, дает «зеленый свет» педагогическому экспромту, творческому проведению урока. Это в свою очередь, формирует у учащихся критичность мышления, творческие продуктивные приемы мыслительной деятельности. Дети всегда «начеку», они не «спят на уроке, зная что учитель скажет (сделает, попросит выполнить) дальше», учащиеся внимательны в течении всего урока, а так как учитель неординарен, многообразен, то и ребята (подражая ему) творчески подходят, к выполнению любого задания, решению любой проблемной ситуации: они ищут все возможные варианты решения, а не останавливаются на одном .
Педагогу необходимо применять на уроке все виды проблемных заданий – проблемный вопрос, проблемные задания практического характера, проблемные задачи.
Важным условием эффективности проблемного обучения для активизации познавательной деятельности является факт «принятия» учеником проблемы как своей личной, т.е. переход проблемной ситуации в учебную проблему. У любой деятельности есть мотив. У познавательной деятельности мотивом является интерес к познавательному, значимость познавательного для субъекта. Следовательно, каждый ученик должен заинтересоваться предметом изучения, проблема должна быть для него интересной, значимой, требующей решения.
Несомненно, решение проблемной ситуации должно идти по определенному, логически обусловленному плану. Должна четко соблюдаться структура, познавательной деятельности на этапе решения проблемы: актуализация прежнего опыта, поиск известных способов решения, отказ от них, формулирование гипотезы о способах решений проблемы, доказательство и проверка гипотезы.
Все этапы решения проблемы характеризуются самостоятельностью познавательной деятельности учащихся. Но это не исключает помощи учителя. Педагог обязан оказать помощь, строго дозированную и своевременную.
Как помочь на уроке? Это не в коем случае не подсказки. Вовремя заданный вспомогательный вопрос, переформулировка проблемного задания, обращение к опыту ребят, показ какого-либо объекта на картинке, организация практического действия, наблюдение из окна – вот неполный перечень того, чем владеет учитель, того, что может помочь учащимся, натолкнуть на мысль. Иногда и это не приносит успеха, тогда учитель делает вывод, что проблема учащимся не доступна (пока) и откладывает ее «на потом».
Когда это происходит на уроке впервые, некоторые ученики бывают так заинтригованы, заинтересованы настолько, что упорно ищут ответ, решение в дополнительной литературе, в интернете, у домочадцев, у старшеклассников после уроков. К следующему учебному дню треть класса уже знает ответ на вопрос. Такая ситуация повторялась у нас не раз, и с каждым разом все больше учащихся активно искали и находили самостоятельно, без задания учителя, нужную информацию. Так, даже из затруднительного положения, учитель извлекает пользу.
В заключении можно сказать, что использование проблемных ситуаций на уроках:
прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Список использованной литературы.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть ІІІ: Проблемные уроки. — Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
Куланин Е. П. Как подготовить и провести проблемную беседу. «Математика» — приложение к газете «Первое сентября»
Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М: «Наука», 1980.
Лоповок Л. М. Тысяча проблемных задач по математике. – М: «Просвещение», 1995.
Манвелов С. Г. Основы творческой разработки урока математики. – Статьи из газеты «Математика», 1997.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М: «Просвещение», 1991.
Окунев А. А. Как учить не уча. – Санкт-Петербург: «Нева», 1998.