Задания грамматические ошибки 7 класс с ответами


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1)  По приезде на дачу я обязательно прочитаю вашу книгу.

2)  Эту задачу надо решить в наиболее кратчайшие сроки.

3)  Выбирая тему для разговора, я мечтал о долгой беседе с братом.

4)  Приезжая в гости к другу, у меня всякий раз был важный повод для встречи.


2

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1)  Торопясь на автобус, у меня потерялся проездной.

2)  Летучая мышь, не задевая стен, спокойно летает по комнате.

3)  Зазеленевшие неделю назад липы были освещены солнцем.

4)  По окончанию каникул мы с новыми силами принялись учиться.


3

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1)  Наполненная фруктами корзина стояла на столе.

2)  По окончанию уроков мы пошли домой.

3)  Спортсмены, надев лыжи, вышли на дистанцию.

4)  Вернувшись с прогулки, у меня заболел зуб.


4

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1)  Готовясь к поездке в Севастополь, вспоминается героическая история Черноморского флота.

2)  Приехав в Москву, он сразу же отправился на Красную площадь.

3)  Хорошо подготовленные специалисты нужны в любой профессии.

4)  Благодаря полученного знания ты станешь умелым мастером.


5

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1)  Преодолев за четыре дня недельную дорогу, он доехал из Михайловского в Москву.

2)  По окончанию Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру.

3)  Изысканно одетые дамы и кавалеры танцевали во время торжественного бала.

4)  Зайдя в этот неприметный дворик, вашему взору откроется удивительная картина.

Пройти тестирование по этим заданиям

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь;

1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.

2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний;

2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;

3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной;

3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.

4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа;

4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;

5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.

5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.

7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.

7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.

8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Задания на предупреждение грамматических ошибок

(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)

Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы

При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:

  • ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;

  • ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;

  • ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);

  • ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.

 Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:

  1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Задания

  1. Исправьте грамматические ошибки в предложениях

а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)

б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.

(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)

г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .

2) Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.

2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.

3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.

4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.

5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.

3) Исправьте грамматические ошибки

  1. Шум моря, будившего меня, был очень сильным.

правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.

  1. Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.

(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)

  1. Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).

  1. Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову

Задания:

Исправьте предложения, объясните ошибки.

  1. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.

  2. Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

  3. Ведущая улица в город была свободна.

  4. Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.

  5. Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

исправленный вариант :

  1. Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.

  2. Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.

  3. Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

  4. Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.

  5. Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

  1. Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)

Задание

Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.

  2. Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его

Исправленный вариант :

  1. До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

  2. Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его

  1. Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий

Задание:

Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде. 

  1. Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.

Исправленный вариант :

  1. Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Подборка заданий

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

 Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся

Практика ВПР: решать 6 задание ВПР по русскому языку в 7 классе.

Формулировка задания 6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

Вариант 1. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Отваривая картофель, клубни опускаются в уже кипящую воду.
2) Мы гуляли по парку, наслаждаясь пением птиц, и говорили о литературе.
3) В колышущемся пламени свечи всё в комнате казалось таинственным.
4) По окончанию смены мы уехали из лагеря.

Вариант 2. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.
2) Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписания.
3) Собранные утром травы и цветы мы сушили на чердаке.
4) Собираясь в дорогу, день был солнечным.

Вариант 3. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
2) Вопреки вчерашнего прогноза, светило солнце.
3) Широко расстилались заливные луга, сплошь покрытые цветами.
4) Соединяя разные части посёлка, дорога обрывается у моря.

Вариант 4. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Весело напевая что-то себе под нос, Пётр вошёл в подъезд.
2) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера.
3) В скромно обставленном кабинете сидел пожилой человек.
4) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.

Вариант 5. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Делая фонетический разбор слова, сначала произнесите это слово вслух.
2) Покровский собор известен прежде всего благодаря необычной архитектуры.
3) Бабушка жила в доме, расположенном на окраине города.
4) Прочитав рассказ Чехова, настроение старшего брата улучшилось.

Вариант 6. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Печатая букву «ъ» на конце слов, тратилось много лишней типографской краски.
2) Согласно распоряжения директора каникулы продлеваются.
3) Вопрос, заданный экзаменационной комиссией, улучшил ситуацию.
4) Адресуя свои книги ветеранам, писатель в то же время обращается к молодёжи.

Вариант 7. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Не заметив неприятеля, они вышли к береговой охране.
2) Благодаря усиленных тренировок футбольная команда вышла в финал.
3) Узкая дорога была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
4) Открывая всё новые и новые законы природы, растёт могущество человека.

Вариант 8. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Услышав сигнал, машина моментально была подготовлена к выезду.
2) Наперекор желания родителей сестра перестала заниматься музыкой.
3) Отец увидел напряжённое лицо сына, прислушивавшегося к разговору родителей.
4) Ветерок тронул занавеску на окне, приоткрыв синий краешек залитого солнцем моря.

Вариант 9. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Родственники из Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
2) Погода в выходные дни согласно прогноза синоптиков стояла отличная.
3) Знаменитая Нижегородская ярмарка, открывающаяся ежегодно, принимает гостей со всей России.
4) Выделив все грамматические основы, становится ясна структура предложения.

Вариант 10. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Сняв шляпу, он весело поздоровался.
2) По возвращению из похода мы сделали фотоальбом.
3) Постепенно радость, светившаяся в глазах детей, сменилась грустью.
4) Используя синонимы, наша речь становится богаче.

Вариант 11. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) По приезде на дачу я обязательно прочитаю вашу книгу.
2) Эту задачу надо решить в наиболее кратчайшие сроки.
3) Выбирая тему для разговора, я мечтал о долгой беседе с братом.
4) Приезжая в гости к другу, у меня всякий раз был важный повод для встречи.

Вариант 12. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Сдав экзамен, у него закружилась голова от успеха.
2) Встретимся под часами на платформе сразу по прибытию поезда.
3) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.
4) Глядя на старые фотографии, он вспоминал свою молодость.

Вариант 13. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Торопясь на автобус, у меня потерялся проездной.
2) Летучая мышь, не задевая стен, спокойно летает по комнате.
3) Зазеленевшие неделю назад липы были освещены солнцем.
4) По окончанию каникул мы с новыми силами принялись учиться.

Вариант 14. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Наполненная фруктами корзина стояла на столе.
2) По окончанию уроков мы пошли домой.
3) Спортсмены, надев лыжи, вышли на дистанцию.
4) Вернувшись с прогулки, у меня заболел зуб.

Вариант 15. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Готовясь к поездке в Севастополь, вспоминается героическая история Черноморского флота.
2) Приехав в Москву, он сразу же отправился на Красную площадь.
3) Хорошо подготовленные специалисты нужны в любой профессии.
4) Благодаря полученного знания ты станешь умелым мастером.

Вариант 16. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Преодолев за четыре дня недельную дорогу, он доехал из Михайловского в Москву.
2) По окончанию Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру.
3) Изысканно одетые дамы и кавалеры танцевали во время торжественного бала.
4) Зайдя в этот неприметный дворик, вашему взору откроется удивительная картина.

Вариант 17. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Совсем рядом раздался голос проводника, потерявший меня из виду.
2) По окончании уроков в школе я иду в театральную студию.
3) Согласно бытующего мнения предсказать поведение хищника невозможно.
4) Вернувшись из леса, мы почистили и пожарили собранные грибы.

Вариант 18. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Нанося на кожу йод, возникает местное раздражение.
2) Бегущие крысы с корабля предсказывают гибель судна.
3) Моряки, изучив карты, успешно провели корабль мимо рифов.
4) Избороздившие все моря капитаны многое расскажут вам о мире.

Вариант 19. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Поначалу Галилей увидел множество сливающихся звёзд в сплошное сияние.
2) Подойдя поближе, я увидел уличного фокусника в цилиндре.
3) На разбитых садовником клумбах пестрели самые разные цветы.
4) По возвращению в Россию граф создал частный оркестр и крепостной театр.

Вариант 20. Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Слушая музыку Мусоргского, слышны интонации народных песен.
2) По окончании занятия мы задали вопросы учителю.
3) По прибытию на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
4) На отправляемые в деревню письма никто не отвечал.

  • Решать демоверсию ВПР для 7 класса
  • Практика ВПР-7 по заданиям

Задание 6. Нарушение грамматических норм.

В задании № 6 даны предложения, некоторые из которых имеют грамматические ошибки.

Необходимо найти эти предложения и записать их в исправленном виде.

Образец задания № 6.

6.Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.

2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.

3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.

4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.

Ответ.

Давайте вспомним:

  • что такое грамматические ошибки,
  • какие из них могут быть в задании № 6,
  • как правильно исправить предложения с грамматическими ошибками.

Грамматические ошибки.

Грамматические ошибкиэто нарушение норм словообразования, морфологии, синтаксиса.

Типы грамматических ошибок, примеры, рекомендации, как исправить предложения с грамматическим ошибками.

Грамматическая ошибка. Как исправить предложение.

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.

Запомните.

Деепричастие обозначает добавочное действие, а глагол- сказуемое – основное.

Поэтому подлежащее должно «выполнить» действие и глагола, и деепричастия.

Как найти и исправить ошибку?

·       Найдите подлежащее.

·       Замените деепричастие глаголом, от которого оно образовалось.

·       Если подлежащее «может выполнить» действие деепричастия, то пример правильный, если НЕ может, то здесь ошибка.

·       Помните, что в односоставных предложениях НЕТ подлежащего, но его легко вставить и понять, может ли оно выполнить действие деепричастия.

·       В безличном предложении не может быть подлежащего, а значит, не может быть и деепричастного оборота.

Исключение: если в безличном есть слова типа МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НУЖНО, то деепричастный оборот может быть.

Разберём примеры.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Подлежащее «шляпа», шляпа не может подъезжать к станции. Ошибка.

Верно.

Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.

Готовясь к ВПР, учу правила. Подлежащего нет, но это определённо-личное предложение. Легко вставить слово «я».

Я готовлюсь к ВПР.

Нет ошибки.

Готовясь к ВПР, надо учить правила. Это безличное предложение, но в нём есть слово НАДО, поэтому нет ошибки.
Выполняя задание, я сначала вспомнил правила. Я вспомнил, я выполнял задние. Всё правильно, нет ошибки.

Ошибки в предложениях с причастным оборотом.

Запомните, какие ошибки могут быть в предложениях с причастным оборотом.

·        Определяемое слово стоит в середине причастного оборота (оно должно стоять перед или после причастного оборота).

·        Причастие стоит не в том падеже; задайте вопрос от определяемого слова к причастию и правильно напишите окончание слова.

Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею Кусты (какие?) подстриженные.

Окончание верное.

Определяемое слово стоит после оборота.

Ошибки нет.

Автор восхищается подвигом солдата, сохранившим верность долгу. Солдата (какого?) сохранившего.

Ошибка в падежном окончании причастия.

Он увидел девочку в библиотеке, читающую книгу. Верно.

Он увидел в библиотеке девочку, читающую книгу.

Причастный оборот должен стоять сразу после определяемого слова, иначе непонятно, кто читает.

Он увидел в библиотеке читающую девочку книгу. Определяемое слово (девочку) не может стоять в середине причастного оборота.

Верно.

Он увидел в библиотеке девочку, читающую книгу.

Ошибки в использовании предлогов.

Запомните, в каком падеже должны стоять слова при предлогах.

Благодаря (кому? чему? дат. падеж).

Согласно (чему? дат. падеж).

Вопреки (чему? дат. падеж).

Наперекор (чему? дат. падеж).

По (с этим предлогом слова употребляются в предложном падеже).

По приезде, по окончании, по завершении, по истечении, по прибытии.

Поезд прибыл согласно расписания. Согласно (чему?) расписанию.
По приезду в город. «Приезд» в предложном падеже – о приезде.

Верно.

По приезде в город.

Пример выполнения задания № 6.

6.Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.

2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.

3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.

4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.

Ответ.

1)Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.

Ноги не могут возвращаться с тренировки. Ошибка.

Верно.

Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги.

2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.

Слова с предлогом ПО должны стоять в предложном падеже.

Верно.

По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе.

3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.

Кусты (какие?) аккуратно подстриженные.

Падеж причастия правильный. Причастный оборот стоит перед определяемым словом.

Ошибки нет.

4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.

Мы слушали, мы затаили дыхание.

Нет ошибки.

Таковы рекомендации.

Запоминайте правила, тренируйтесь в выполнении задания № 6.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 7 класс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Задания в word текст с ошибкой
  • Задание 4 ошибки в постановке ударения егэ
  • Задание 8 егэ 2019 практикум грамматические ошибки вспомните
  • Задание на грамматические ошибки 11 класс егэ
  • Заданий с использованием метода ошибок