Ошибки в предложениях с причастным оборотом
1. Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущенный ропот.
2. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
3. Одним из художников, применивший плэнерную живопись, был В.Д. Поленов.
4. Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
5. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связанно с вулканами.
6. Фруктоза – это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.
7. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца 15 века, является графика.
8. Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.
9. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.
10. Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия солнца.
11. Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В.А.Обручевым.
12. Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.
13. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войной.
Нарушения в построении предложений
с несогласованным приложением
1. Художественные средства, которые были использованы в стихотворении А.С. Пушкина «Деревне», тяготеют к классицистической традиции.
2. На мысе Флора восемнадцать лет спустя участники экспедиции встретили штурмана с корабля «Святой Анны».
3. В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.
4. О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».
5. О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
6. На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
7. Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) – английский писатель, автор известного всем романа «Робинзона Крузо».
8. В издании журнала «Московского телеграфа» принимали участие П.А. Вяземский и Н.А. Полевой.
9. В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления машине «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.
10. Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна «Гранатового браслета».
11. Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
1. Вступая в должность начальника госпиталя, перед глазами Н.И. Пирогова предстала ужасная картина: для операций не было приспособленных помещений, кругом царила антисанитария.
2. Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея. Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.
3. Выслушав рассказ Одиссея, царём Алкиноем было отдано распоряжение снарядить корабль, чтобы путешественник смог вернуться на родину.
4. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.
5. Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.
6. Работая над сочинением, мне было сделано замечание.
7. Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
8. Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.
9. Находясь в пути, всегда вспоминаешь дом.
10. Пользуясь фразеологическим словарём, меня поразило богатство языка.
11. Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.
12. Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Те, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе.
2. Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
3. Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.
4. Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
5. Все, кто присутствовал на заседании Ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.
6. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
7. В этом году МГУ объявило об открытии нового направления в подготовке студентов.
8. Те, кто оставался у подножия башни, уступы которой поднимались к небу, верил, что жрецы с вершины храма беседуют с богами.
9. Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.
10. Капри расположено в Тирренском море — самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.
11. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.
12. Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.
13. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев.
14. Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём.
15. Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование.
16. Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца».
17. Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.
Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
1. Благодаря дружбы с семьёй С.Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н.В. Гоголь поселился в доме писателя.
2. Все с нетерпением ждали начала второй серии испытаний нового двигателя, которая должна была стартовать сразу по завершению первого этапа, но почему-то откладывалась.
3. Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.
4. Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.
5. День выдался отличный, и благодаря хорошего настроения мы провели на лесной поляне вместе, не скучая и не ссорясь, несколько часов.
6. Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.
7. Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.
8. Именно благодаря таких качеств А. В. Суворова, как упорство, усердие и стремление к знаниям, он стал великим полководцем.
9. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.
10. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.
11. Наперекор мнения родителей я принял собственное решение.
12. По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.
Ошибки в построении предложений с однородными членами
1. Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.
2. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
3. К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.
4. На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.
5. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
6. В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.
7. Предметно-бытовые детали в прозе А. П. Чехова не только несут этическую смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.
8. Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но также путём реконструкции.
9. Он любил и увлекался чтением.
10. Работу над «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголь начал по совету и на сюжет, подсказанный А.С Пушкиным.
11. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, а также драматический театр и библиотека.
12. Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе свет
Неправильное построение предложений с косвенной речью
1. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
2. Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил.
3. Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.
4. Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.
5. Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади».
6. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
7. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
8. В фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе».
9. Винсент Ван Гог говорил, что «я хочу передать картинами нечто утешительное, подобное музыке».
10. Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот «подавал мне лошадей».
11. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
12. Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь.
13. Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи.
14. Шофёр такси уверял, что я довезу вас до вокзала за пятнадцать мину
Предложения с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм
1. Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.
2. Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.
3. Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.
4. Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.
5. На минуту дождь утихает и застучит вновь.
6. Приходит осень и раскрасила все листья в желто-красные цвета.
7. В мае громко поют птицы и ярко светило солнце.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Здравствуйте,
уважаемая редакция!
Пишет вам учитель из Дубны (Московская область)
Охлопкова Марина Юрьевна. Я работаю в старших
классах средней общеобразовательной школы № 4
и на подготовительных курсах при Международном
университете природы, общества и человека
«Дубна». Приходится много анализировать и
письменных работ старшеклассников, и тестов
абитуриентов. Хотелось бы рассказать об одном
виде речевых ошибок и о том, как я вместе с
ребятами работаю над тем, чтобы их не было.
М.Ю. ОХЛОПКОВА,
школа № 4,
г. Дубна,
Московская обл.
Об одной распространенной ошибке –
неправильном употреблении деепричастных
оборотов
Где можно допустить такую ошибку?
1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре
речи).
Для начала нужно ошибку «осознать»,
т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю
это следующим образом. Разберем пример (см.
схему).
Пояснения к схеме
Деепричастие – это особая форма
глагола, которая обозначает добавочное действие.
А если есть добавочное действие – значит, должно
быть слово, которое обозначает основное
действие. Чаще всего таким словом оказывается
сказуемое. Кроме того, подлежащее должно
называть производителя двух действий – и
основного, и добавочного. Если это требование не
соблюдается, то получается ошибочное выражение.
Разберем основные типы ошибок при
употреблении деепричастных оборотов.
1. *Подходя к этой комнате, за
дверью раздались странные звуки.
Основное действие совершают звуки (звуки
раздались). Добавочное действие совершает
другой субъект (например, он или я).
Значит, ошибочность предложения в том, что у двух
действий (основного и добавочного) разные
производители. Исправить можно приблизительно
так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал,
что за дверью раздались странные звуки.
2. *Выйдя на улицу, мне стало
холодно.
Данное предложение безличное, в нем не
может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта
действия (на субъект действия указывает
дополнение мне). В таких предложениях нельзя
употреблять деепричастный оборот. Исправить
можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало
холодно.
-
В безличных предложениях можно
употребить деепричастный оборот в том случае,
если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь
на ночлег, следует выбрать место посуше. В
данном предложении подлежащего нет. Но у
основного и добавочного действий («выбрать» и
«устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы
выбираете» и «вы устраиваетесь»).
3. *Приехав в Москву, машина будет
разгружена.
Данное предложение – страдательная
конструкция. Значит, производитель действия,
выраженного сказуемым, и производитель действия,
выраженного деепричастием, не совпадают.
Подлежащее называет объект основного
действия и субъект действия, названного
деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву
машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама
себя. Исправить можно так: Когда машина приедет
в Москву, она будет разгружена.
Деепричастный оборот чаще всего
относится к сказуемому. Но иногда может также
относиться и к другим членам предложения,
выраженным инфинитивом, причастием или другим
деепричастием. Главное условие правильности
построения предложений все то же: основное
действие и дополнительное действие должны иметь
все тот же субъект.
Она просила договориться о встрече,
предварительно позвонив Андрею.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она
просила,– одно и то же лицо.)
Лежа на диване, широко раскинув руки,
он тихонько напевал.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)
Говорившая все это время, не повышая
голоса, она вдруг начинала курить.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)
Тренировочные упражнения
Задание 1. Закончите предложение,
выбрав правильное продолжение. Объясните свой
выбор.
А. Сдав экзамены, …
1) …нас направили сразу же на практику.
2) …нам сразу стало легко.
3) …мы уехали отдыхать.
Б. Увидев этого страшного зверя так
близко, …
1) …мне стало страшно.
2) …я испугался.
3) …раздался ее пронзительный крик.
(Задания подобного типа можно найти в
сборниках для подготовки к ЕГЭ, например:
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык
/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)
Задание 2. Выберите из данных
предложений те, в которых допущены ошибки в
употреблении деепричастных оборотов. Объясните,
почему так нельзя сказать.
1. Мы долго не виделись с Павлом, но,
побывав в Москве, я решился ему позвонить.2. Затем он назначается директором,
работая в этой должности полтора года.3. Не пройдя и километра, он обнаружил,
что тропинка заросла травой.4. Подходя к дому, мне стало страшно от
мысли, что там могло что-то случиться.5. Перенеся серьезную операцию, солдат
был спасен.6. Имея хороший аттестат, хорошую
физическую подготовку, проблем с поступлением в
вуз не было.7. Приходилось работать в трудных
условиях, не имея в течение долгих недель ни
одного дня свободного отдыха.8. Читая газетную заметку, у нее
появилось желание написать автору рубрики.9. Прочитав рукопись, редактору
показалось, что она нуждается в серьезной
доработке.
Задание 3. Отредактируйте данные
предложения.
1. Познакомившись со стихотворением, в
моем сердце осталась печаль, но в то же время и
надежда.2. В настоящее время, читая стихи
современных поэтов, в каждом из них есть свой
лирический герой.3. Самое главное, ребята поняли:
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах, нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.4. Лавина чувств захватила ее, не успев
разобраться в своем избраннике.5. Но, увидев иную Татьяну, в нем
вспыхивают чувства.6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно
было время, чтобы заново привыкнуть к реальному
миру.
Ответы к заданию 3
1. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия, выраженного деепричастием
(печаль и надежда не знакомились со
стихотворением).
Это стихотворение оставило в моем
сердце печаль, но в то же время и надежду.
2. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия (лирический герой не читал
стихи современных поэтов). Кроме того,
предложение неудачное, даже если деепричастный
оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в
каждом стихотворении есть свой лирический
герой», и так очевидно.
3. Известно, что от расстановки знаков
препинания зависит смысл предложения
(классический пример: Казнить нельзя
помиловать). В данном случае с точки зрения
пунктуации все знаки препинания стоят правильно,
но именно такая расстановка знаков приводит к
речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен
в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку,
достаточно по-другому расставить знаки:
Самое главное, ребята поняли,
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах: нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.
4. У основного и добавочного действий
разные субъекты.
Она еще не успела разобраться в своем
избраннике, как лавина чувств захватила ее.
5. То же самое, что и в предложении № 4.
Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают
чувства к ней.
6. Деепричастный оборот в безличном
предложении не употребляется.
Нужно было время, чтобы он вернулся
из мира стихов в реальность.
Помощь в отработке данной темы могут
оказать следующие книги:
1. Голуб И.Б. Упражнения по
стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.
2. Миловидова И. Проверяем свою
грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры
ошибочных предложений, их исправленные варианты,
краткое объяснение.)
3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и
ответов. Русский язык: Учебное пособие для
поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет»,
1999. (Даны примеры ошибочных предложений,
комментарий к ним.)
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГОУ СО «Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК
(МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ)
Составители: учащиеся 7 класса Стольников Алёша,
Тупицына Ксения, Шляева Юля
Руководитель Дрягина Людмила Юрьевна
г.Карпинск
2009 год
Содержание
В дидактическом сундучке собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Дидактический сундучок может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ЕГЭ.
В дидактическом сундучке задания расположены от простого к сложному, некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.
Имеются задания, которые закрепляют умение находить деепричастные обороты, определять их границы, правильно расставлять знаки препинания; тренировочные упражнения на закрепление правописания «НЕ с деепричастиями».
Благодаря заданиям по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида учащиеся смогут самостоятельно образовывать деепричастия от глаголов при помощи суффиксов.
В сундучке имеются интересные задания по развитию речи.
Задания включают в себя:
-конструирование предложений;
-исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов;
-создание художественных текстов с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.
Также здесь представлены игры, позволяющие проверить и развивать языковое чутьё учеников, разноуровневые тесты и диктанты.
Весь материал из «Дидактического сундучка» позволяет нам рассмотреть выразительные возможности деепричастий и их роль в тексте.
«КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ?»
Английский поэт Р.Саути
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь, и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая ,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Найдите деепричастия в этих пословицах
- Не давши слова, крепись, а давши – держись.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
- Снявши голову, по волосам не плачут.
- Что имеем, не храним, потерявши – плачем.
ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.
- Прочитав все словари мы не спали до зари.
- Простираясь перед нами равнина манила цветами.
- Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.
- Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.
- Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.
- Касаясь этого звонка слышу трель издалека.
- Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.
-зар- -зор- |
|
-гор- -гар- |
|
-раст- -рос- -ращ- |
|
—кас- -кос- |
|
-бер- -бир- |
|
-тер- -тир- |
|
—чет- -чит- |
|
-равн- -ровн- |
|
—скак- -скоч- |
|
-плав- -плов- -плыв- |
|
-мак- -мок- |
ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.
- Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно.
- Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт.
- Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог.
- Употребляя некоторые словосочетания мы не можем избежать наказания.
- Добиваясь своих прав в Ростов поехал Ростислав.
- Приложив немного сил пловец пловчиху угостил.
- Скаковая лошадь разогнавшись едва не налетела на проезжавших.
- Обмакнув кисть в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
- Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный.
-зар- -зор- |
|
-гор- -гар- |
|
-раст- -рос- -ращ- |
|
—кас- -кос- |
|
-бер- -бир- |
|
-тер- -тир- |
|
—чет- -чит- |
|
-равн- -ровн- |
|
—скак- -скоч- |
|
-плав- -плов- -плыв- |
|
-мак- -мок- |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
« ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ»
Задание №1.
Спишите предложения, раскрывая скобки
(Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи.
Женщина (не)доумевала, куда исчез билет.
Приходилось работать, (не) жалея сил.
(Не) жалей сил на хорошее дело!
Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.
Задание №2
Спишите, раскрывая скобки.
(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.
(Не) зная брода, (не) суйся в воду.
(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.
(Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.
Задание №3
Замените выделенные слова деепричастиями с НЕ
Ласточки без умолку щебетали.
Снег шёл беспрестанно всю неделю.
Сельчане без устали работали в поле.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
№1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.
№2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.
ОТМЕТЬТЕ СЛИТНЫЕ НАПИСАНИЯ
(НЕ) ВИДЯ
(НЕ) ВЕРЯ
(НЕ) ДОУМЕВАЯ
(НЕ) НАХОДЯ
(НЕ) ЗАМЕЧАЯ
(НЕ) ПРОИЗНОСЯ
(НЕ) СТИХАЯ
(НЕ) НАВИДЯ
(НЕ) ДОЖДАВШИСЬ
(НЕ) УЗНАВ
(НЕ) РАДУЯСЬ
(НЕ) ЧУВСТВУЯ
(НЕ) СТРАШАСЬ
(НЕ) ВОЗМУЩАЯСЬ
(НЕ) ВЗЛЮБИВ
(НЕ) ПРИПОМИНАЯ
(НЕ) УМОЛКАЯ
(НЕ) ПОМНЯ
(НЕ) ГОДУЯ
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД»
Задание №1
Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.
Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.
(Не) спеша бродят медведи.
Листва берёз висит (не) шелохнувшись.
Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.
Лёжа пищи (не) добудешь.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.
Задание №2
Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.
Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.
Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять,
издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,
сдвигать, сдаться, упереться.
Задание №3
От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы -А,-Я, -В,
-ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ.
Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть.
Задание №4
Выделите деепричастия, указав вид и соотнесённость
во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, выраженным глаголом в личной форме.
1.Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
2.Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
3.Клубятся тучи, млея в блеске алом.
Хотят в росе понежиться поля.
В последний раз за третьим перевалом
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
4.Пронеслась роза седая,
Разлетевшись по лазури.
5.Не любивши тебя,
В сёлах слыл молодцом,-
А с тобою, мой друг,
Города нипочём!
Задание №5
1.Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида.
Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.
Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться.
2.Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.
Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.
Задание №6
Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.
1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.
2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.
3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.
5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.
Задание №6
К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.
1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.
2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;
б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.
3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.
4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.
6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
Задание №7
Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.
1.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».
2.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.
3.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.
4.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.
5.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.
6.Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.
7.Услышав о разведке, Пете стало весело.
Задание №7
Найдите деепричастия совершенного и несовершенного вида
Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши- маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь вокруг пенька.
Задание №8
Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).
Борьба-
охота-
встреча-
остановка-
обтирание-
занятие-
прогулка-
купание-
сопротивление-
подъём-
подготовка-
ученье-
ВЫДЕЛИТЕ ЗАПЯТЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ
Задание №1
Робко свечу потушив я подхожу к окну.
Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.
Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый
Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.
Задание №2
Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого
коня.
Звезда полей горит не угасая.
Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.
Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в
полдень.
Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно
искренне любить.
Задание №3
Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.
Савельич дремля качался на облучке.
Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.
Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.
Задание №4
Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.
Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.
Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.
В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.
Задание №5
Подчеркните деепричастные обороты.
1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.
2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.
3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава.
4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.
5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.
6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ
Задание №1
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
- Пользуясь толковым словарём,
а) сначала читается вступительная статья.
б) меня поразило богатство нашего языка.
в) обратите внимание на иллюстративный материал.
г) многие слова окажутся вам неизвестными.
- Обдумав план сочинения,
а) я стал подбирать эпиграф.
б) композиция не должна быть нарушена.
в) много было распределено время.
г) требуется знание художественного произведения.
- Работая над рецензией,
а) главная мысль определяется не сразу.
б) была дана оценка тексту.
в) определите сначала главную мысль текста.
г) анализируются языковые средства выразительности текста.
- Анализируя творчество Пушкина,
а) литературоведов ждёт ещё много открытий.
б) обнаруживаются черты многих жанров и направлений.
в) невольно поражаешься разносторонности его таланта.
г) талант его вызывает восхищение.
- Решая задачу,
а) прочитайте внимательно условие.
б) используются справочники.
в) нельзя пользоваться калькулятором.
г) может быть несколько ответов.
Задание №2
Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий.
- Закончив покосы, началась уборка урожая
- Окна были ярко освещены, подойдя к дому.
- Посетив зоопарк, он нам понравился.
- Мы обсудили её, прочитав книгу.
- Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.
- Сделав уроки, у меня заболели глаза.
- Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
- Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
- Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.
- Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.
- Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.
Задание №3
СЛОЖНОЕ СПИСЫВАНИЕ.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Выберите из скобок подходящие по смыслу предложения.
Я жил (не)дорослем (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.
(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.
(Приезжая, приехав) в Оренбург я прямо явился к генералу.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Исправьте их.
1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день.
Ключ:
Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день.
2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.
Ключ:
Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.
3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».
Ключ:
Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».
Исправьте грамматические ошибки
1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
Ключ:
Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об
этом людям.
2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
Ключ:
Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство
художника.
3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы
открыли для себя много интересного.
Ключ:
Познакомившись с творчесвтом Айвазовского и изучив его
биографию, мы открыли для себя много интересного.
Задание
Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:
1.всматриваясь в картину;
2.символизируя смелость и отвагу;
3.напряжённо вглядываясь;
4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;
5.готовясь вступить в смертельную схватку;
6.внушая страх противнику;
7.спокойно наклонив голову;
8.почуя врага;
9.лукаво улыбаясь;
10.поражая находчивостью;
11.держа в правой руке гусли;
12.не боясь вражеских полчищ;
13.как будто возвышаясь над землёй;
14.мужественно защищая своё Отечество.
Задание
Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можно использовать материал стихотворения Р.Саути.
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_______________, устремляются вниз с огромной высоты__________________.
Они,___________________, неостановимо бегут наперегонки,
___________________________. Вот они,________________,
Переливаются под лучами солнца, а вот,__________________,
Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________________, веками удивляет человека?
Задание
Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».
Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
Ключ:
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания,сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ В СТИХАХ.
Найдите деепричастия или деепричастные обороты.
Дыханье вечера долину освежило,
Благоухает древ трепещущая сень,
И яркое светило,
Спустившись в недра вод, уже переступило
Пылающих небес последнюю ступень.
(П.Вяземский)
А вот и лес! И гул идёт
Под стук колёс в лесу зелёном;
Берёз весёлый хоровод,
Шумя, встречает нас поклоном.
От паровоза белый дым,
Как хлопья ваты, расползаясь,
Плывёт, цепляется по ним,
К земле беспомощно склоняясь.
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора, и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
(И.А.Бунин)
Найдите и выпишите только деепричастия и деепричастные обороты с глаголами, к которым они относятся.
Зима!…Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(А.С.Пушкин)
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
Вариант 1
1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2.Найдите деепричастия:
а) увидел;
б) шлёпая;
в) поднявши;
г) спеша;
д) принявший;
е) свежо.
3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
А. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
В. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.
Г. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.
4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
А. Открывая книгу, из неё выпал листок.
Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
Г. Сидя у окна, девочка читала.
5.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?
(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.
Он ушёл, (не) довыполнив задания.
Выберите правильный ответ.
А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.
Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.
В. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия совершенного вида:
А) глядя;
Б) сложив;
В) отнявши;
Г) прочитав;
Д) улыбаясь;
Е) балуясь.
8. Выберите правильный ответ.
Укажите столбик: а), б), в) или г),
в котором последовательно расположенные буквы
соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
г_лерея о а а о
к_мбинация а а о о
с_ять и е и е
д_станция е е и и
б_ссейн сс с сс с
9.Укажите правильный ответ.
А.Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
В. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
ОЦЕНКИ
За 14 правильных ответов – «5», за 11-13 – «4»,
за 8-10 – «3», за 5-7 – «2».
Вариант 2
1.Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время, б) вид. в) лицо.
2. Найдите деепричастия:
а) вечерело г) закрыв
б) рисовал д) будучи
в) улыбаясь е) игравший
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
А. Девочка смотрела не мигая в окно.
Б. Собака почуяв меня насторожилась.
В. Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
Г. Улыбаясь он посмотрел вокруг.
4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Б. Он пришёл в ужас выслушав меня.
В. Приближаясь к роще она пошла тише.
Г. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
5.Определите, как надо писать НЕ в каждом случае в предложениях? Выберите правильный ответ.
Сам того (не) ведая, он открыл великий закон.
(Не )годуя, он ушёл.
А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.
Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.
В. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия несовершенного вида
а) играя г) увидевши
б) увидя д) кружась
в) просохши е) спеша
7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г),
в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словам буквам:
а) б) в) г)
экспре_ сс с с сс
ба_ейн сс с сс с
г_лерея а о о а
д_станция и и е е
к_мбинация о а а о
8.Укажите правильный ответ.
А. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
Б. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
В. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
Г. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
9.Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат г) ждут
б) жуют д) глядят
в) балуются е) кричат
ОЦЕНКИ
За 15 правильных ответов – «5»; за 12-14 — «4»:
за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».
Вариант 3
1.Укажите, каких глагольных признаков нет у деепричастия:
а) вид
б) наклонение
в) изменяемость
г) значение действия или состояния
д) способность управлять существительными.
2.Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:
а) крыть; б) лить; в) жить; г) плыть.
3.В каком предложении нужна запятая? Выберите правильный ответ.
Зажмурясь она тут же открыла глаза.
Она сидела зажмурясь.
А. В 1-ом предложении.
Б. во 2-ом предложении.
В. В обоих предложениях.
Г. Ни в одном из предложений.
4. Найдите деепричастия совершенного вида:
а) любя; б) звеня; в) кляня; г) склоня.
5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
а) положив документы в стол;
б) положив руку на пульт управления;
в) положив руку на сердце;
г) положив вещи в чемодан.
6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
Выберите правильный ответ.
1. Одни воробьи не горевали, и распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.
2. Одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.
А. В 1-ом предложении;
Б. Во 2-ом предложении.
В. В обоих предложениях.
Г. Ни в одном из предложений.
7. Выберите деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:
а) (не) прекращая
б) (не)годуя
в) (не) завидуя
г) (не) увлекаясь
8. Найдите деепричастия несовершенного вида:
а) перестроив; в) раскачиваясь;
б) разбежавшись; г) закрутясь.
9. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания?
А. Герасим шёл, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.
Б. Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.
В. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.
Г. Кто-то не спеша шёл по аллее.
10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия:
а) превозмогая; г) нехотя;
б) шутя; д) догадываясь;
в) молча.
11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием?
А. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце.
Б. Листва берёз висит не шелохнувшись.
В. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо.
Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная доска.
ОЦЕНКИ
За 14 правильных ответов – «5»; за 11-13 – «4»
за 8-10 –«3»; за 5-7 – «2».
ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
Допишите деепричастия.
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»
- ПРИДУМАЙТЕ:
-15 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –С-, а корень начинался с буквы –С- ;
-10 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –З-, а корень начинался с буквы _-З-.
13.ЗАМЕНИТЕ:
отглагольные существительные
глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ- (-СЬ).
Борьба, охота, встреча, остановка, обтирание, занятие, прогулка, купание, сопротивление, подъём, подготовка, ученье.
ИГРА «СТРАННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ»
ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ ОДНУ БУКВУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
М |
О |
Л |
О |
Д |
А |
Я |
ИГРА «ВОССТАНОВИМ ИСТИНУ»
ЗАДАНИЕ: допишите деепричастия.
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
||
а |
я |
ЗАДАНИЕ: отыщите 10 деепричастий
Н |
А |
Д |
А |
П |
У |
Д |
А |
М |
Е |
В |
А |
Я |
А |
Я |
С |
Ь |
Я |
ЗАДАНИЕ: образуйте деепричастия от существительных, заменив одну букву.
УДАВ –
ВОЛ –
ЛАК –
СТОЛ –
ВЕК –
КЛЮЧ: удав — упав, вол — воя, лак — лая, стол — стоя, век – вея.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
Впишите в клетки деепричастия
По горизонтали
1.Орхидея, холодея
2.Прощая, провал
3.Пряча, удача
По вертикали
1.Хлопая, хлорка
2.Локоть, лопоча
3.Диван, думая
Ключ: холодея, прощая, пряча, хлопая, лопоча, думая
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПУТАНИЦА»
Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты
Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)
Ключ:
Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)
ДИКТАНТЫ
Незнакомая усадьба.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. На миг на меня навеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.(111 слов) (По А.Чехову)
Пастух и лисёнок.
Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.
Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.
Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.
Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо.
Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать.
Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели тревожно, напряжённо, смуглый нос заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.
Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.
Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.
Так вместе они и пообедали. (120 слов) (По В.Бочарникову)
Один в море.
Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак.
Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.
Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно нога об ногу сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны по плечи.
Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее.
Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму. (124 слова) (По В.Катаеву)
На земле Пушкина.
Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах.
Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озёра. Неподвижный воздух был красноват и горяч.
С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она рослее на вечернем небе, как громадный средневековый город, окружённый белыми башнями.
Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.
Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.
Это было Михайловское.
Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.
Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего задумчивого всадника. (124 слова) (По К.Паустовскому)
Диктант.
По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры стекала вода.
Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воле, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.
Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.
Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (По Е.Спангенбергу)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Дидактический материал
по русскому языку 6 класс», Москва, Просвещение, 1983 год
- Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год
- А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс», Москва, 1998 год
- Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка 7 класс», Ростов-на-Дону, 2002 год
- М.М.Разумовская «Русский язык. 6 класс», Москва, 2001 год
- Н.В.Сиденко «Поурочные планы по русскому языку. 7 класс», Волгоград,2001 год
- Н.И.Степченко «Сборник диктантов. 1-9 классы», Екатеринбург, 1999 год
- Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений», Волгоград, 2007 год
Дидактический материал
Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.
Примеры с ошибкой |
Правильный вариант |
1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом. |
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом. |
2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики. |
2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики. |
3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось. |
Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось. |
4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. |
3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали. |
5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина. |
Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина |
6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. |
Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть |
7. Войдя в лес, солнце село. |
Когда мы вошли в лес, солнце село. |
8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение. |
Читая книгу, сценарист выражает своё мнение. |
9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные. |
Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные. |
10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем. |
Когда сидишь на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем. |
11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах. |
Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах. |
12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения. |
Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения. |
13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага. |
Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка. |
14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни. |
Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни. |
15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника. |
Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника. |
16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией. |
Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией. |
17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями. |
От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах. |
18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени. |
Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени. |
19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки. |
Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома. |
20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. |
Я чувствую ширь, взглянув на Волгу. |
21.Взяв её под руку, они пошли вместе. |
Взявшись за руки, они пошли вместе. |
22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом . |
23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. |
Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору. |
24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. |
Прочитав эту роль, я рассмеялся. |
25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья. |
Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья. |
26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием. |
Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием |
27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна. |
Посмотрев на деревце около дома, я представила весну. |
28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу. |
Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу. |
29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью. |
Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью. |
30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы. |
Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы. |
31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи. |
Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи. |
32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе! |
Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость! Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе! |
33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами. |
Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами. Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами |
34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. |
Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских. |
35. Думая о будущем, мне забывается прошлое. |
Думая о будущем, я забываю прошлое. |
36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член. |
Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349727-didakticheskij-material-preduprezhdenie-oshib
Примеры правильного построения предложений с деепричастным оборотом.
Примеры. |
Пояснения. |
Поднявшись на гору, он увидел море. | Находим главные члены.
Он увидел. Деепричастие «поднявшись» — добавочное действие, можно заменить глаголом. Он поднялся и увидел. |
Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания. | Находим главные члены.
Готовлюсь. Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение). Заменяем деепричастие глаголом. Я готовлюсь и выполняю. |
Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания! | Находим главные члены.
Выполняй. Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ. Ты выполняй и готовься. |
Готовясь к ЕГЭ, НУЖНО выполнять тренировочные задания. | Запомните, какие слова могут быть в безличных односоставных предложениях с деепричастным оборотом:
нужно можно должно следует следовало, следовало бы приходится, пришлось приходилось, пришлось бы. удалось нельзя невозможно не следует не приходится не удалось. В подобных предложениях НЕТ подлежащего, но есть или можно подставить местоимения мне, нам, тебе, вам, ему, ей, которые обозначают действующее лицо. |
Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям. | Находим главные члены.
Следует обращаться. Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего. НО!!! Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение. |
Примеры ошибочного построения предложений с деепричастным оборотом.
Примеры. | Пояснения. |
Поднявшись на гору, стало совсем темно. | Находим главные члены.
Стало темно. Безличное предложение. В нём нет и не может быть подлежащего, то есть предмета (лица), которое может выполнить добавочное действие — «подняться»). |
Поднявшись на гору, им был нарисован пейзаж. | Находим главные члены.
Был нарисован пейзаж. Пейзаж не может выполнить добавочное действие, то есть подняться на гору. |
Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. | Находим главные члены.
Было трудно. Это безличное предложение, в нём НЕТ подлежащего и нельзя его подставить. Понятно, что трудно было НАМ, но это НЕ подлежащее, такие предложения построены неверно. |
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть:
- Подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
- Если односоставное предложение определённо-личное (легко подставить местоимения Я,МЫ,ТЫ,ВЫ);
- Если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
- Если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.
Если НЕТ данных случаев, то предложение составлено НЕВЕРНО. Это будет ОТВЕТОМ в задании № 8.
Помните ГЛАВНОЕ:
Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.
Пояснение.
В статье сказуемые подчёркнуты одной линией, так как на сайте, к сожалению, НЕТ функции подчёркивания двумя.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ