Зачем делать работу над ошибками в начальной школе

Работа над ошибками- что это???

У учителя нет свободной минутки, а тут ещё нужно организовать с детьми, да ещё и на уроке , работу над ошибками. Как это сделать, чтобы и урок не пострадал и дети осознанно относились к своим ошибкам. Ведь недаром народ придумал высказывание: «На ошибках учатся». Обратимся к разным источникам: что такое работа над ошибками?

1. Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных ошибок, недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания.

2. Работа над ошибками- это работа учеников и учителя, направленная……каждый может написать продолжение этого предложения и у каждого получится правильно т. к каждый преследует свою цель.

Но у каждого участника этой деятельности будет формироваться умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания. Да, да и для педагога тоже, как преподнести материал, чтобы мой партнёр(ученик) захотел правило запомнить, выучить, избежать ошибок.

Думаю, что при творческом подходе учителя к данной деятельности у ученика можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности.

В начале своей педагогической деятельности я формально к этому относилась: раздала детям памятки , объяснила как делать, они и выполняли, то , что я требовала. Но ошибок не становилось меньше, а те дети, которые также как и я формально к этому отнеслись, продолжали в этих же словах и примерах делать ошибки. Возник вопрос: что делать или не делать?

Поэтому сначала я поменяла к этому виду деятельности отношение сама, а дети гораздо быстрее к этому поменяли отношение.

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Я начала проводить работу над ошибками после очередной классной работы. Я начала делать эту работу в классе на примере самых распространённых ошибках и всё это делала в игровой форме, иногда сама намеренно делала описку на доске и просила сделать работу над моими ошибками.

В настоящее время я эту работу продолжаю, но уже меньше, т.к ошибок стало в разы меньше.

Ребёнок должен видеть переживания за него учителя и свои переживания и стараться не повести себя и учителя. Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведу несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

У каждого моего ученика есть памятка.

Работа над ошибками

Ошибки в написании

Алгоритм работы над ошибками

1

Пропуск, перестановка, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма.

Запиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.

2

Заглавная буква в начале предложения.

Дети ждали приезда отца

Запиши предложение правильно.

3

Заглавная буква в именах собственных, Россия, Рубцовск, Алей, Ирина, Барсик.

Запиши слово правильно, приведи пример.

4

Перенос слова. Предпочтителен такой перенос, при котором части слова не разбиваются (подо-ждать по-гулять)

Запиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса.

Сос|на .Приведи пример.

5

Непроверяемые безударные гласные в корне слова: квартира (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, приведи пример.

6

Непроверяемые согласные в корне слова: вокзал (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример.

7

Гласные –и, — а,-у после шипящих согласных: мыши, чаща, щука.

Запиши слово, подчеркни орфограмму, приведи пример.

8

Проверяемые безударные гласные в корне слова: трава — травы

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

9

Парные согласные в корне слова:

завод – заводы, берёзка- берёзы

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

10

Непроизносимые согласные в корне слова: устный – уста, честный – честь,

опасный — опасен

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

11

Сочетание –чк,- чн , щн, рщ пишется без мягкого знака: дочка, ночка, сливочный, овощной.

Запиши слово. Подчеркни сочетание, приведи пример.

12

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных: конь, вольно, ходьба

Запиши слово правильно, приведи пример.

13

Буквы ь и ъ разделительные

въезд, объявление, бьёт, полью

Определи часть слова. Запиши слово правильно, приведи пример.

14

Безударные гласные – е- -и— в окончаниях имён существительных

узнал (о чём)?)о газете ( 1-е скл., пр.п.)

рассказал (о чём?) о журнале, ( 2-е скл., пр. п.),

написал (о чём?) о повести ( 3-е скл., пр.п.)

Выпиши словосочетание с вопросом. Определи склонение и падеж имён существительных. Вспомни правило, запиши слово верно. Выдели окончание, приведи пример.

15

Мягкий знак на конце существительных в именительном падеже единственного числа после шипящих

речь (ж.р.); ключ (м.р..)

Определи род и склонение имени существительного. Вспомни правило. Запиши слово правильно, приведи пример.

16

Удвоенные согласные в корне слова

Пассажир ( по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

17

Удвоенные согласные на стыке частей

длинный, рассвет

Напиши слово. Выдели части слова. Подчеркни удвоенную согласную, приведи пример

18

Правописание приставок

заехал, приехал

Если слово с предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Если слово с приставкой, запиши его и выдели приставку, приведи пример.

19

Гласные – о, — е- в окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

ключом, полотенцем, ершом

Определи падеж существительного. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

20

Правописание предлогов с существительными и местоимениями:

по_небу (какому?) по_темному небу

разговаривал (с кем?) со мной

Если слово с предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши правильно, приведи пример

21

Гласные ё – о после шипящих в корне слова:

Жёлтый – желтеть, шёпот – шептать.

Запомни: шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, шов, шок.

Запиши слово правильно. Подбери родственное слово так, чтобы в нем была буква -е- напиши его, приведи пример.

22

Буквы и –ы после ц:

Цифра, лекция (на ция)

Птицы, синицын

Запомни:

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Определи часть слова. Запиши правильно. Выдели часть слова, приведи пример.

23

Соединительные гласные о и е

Луноход, землетрясение

Определи корни сложного слова. Запиши слово правильно. Выдели корни. Подчерни соединительную гласную, приведи пример.

24

Безударные гласные в окончаниях прилагательных: летом — (каким?) ранним

От существительного задай вопрос к прилагательному, запиши. Выдели окончание у вопроса и у прилагательного, приведи пример.

25

Безударная гласная в личном окончании глагола: Знает (знать1спр.), бреет(брить1спр.искл.)

Пилит(пилить 2спр.)

Слышит ( слышать, 2 спр искл)

ЗАПОМНИ! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть и

зависеть, и терпеть. Остальные глаголы I спряжения.

Определи время глагола. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Запиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример.

26

Гласная в окончании глагола прошедшего времени: сосна(ж.р.) скрипела(ж.р.)

дерево(ср.р.) скрипело(ср.р.)

Определи время, род глагола. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

27

Мягкий знак после шипящих в окончании глагола 2-го лица единственного числа:

стучишь ( 2-е л. ед.ч.)

Определи лицо, число глагола. Вспомни правило. Напиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример.

28

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола

(что делать?) беречь

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

29

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами:

Не печалься

Найди частицу. Определи часть речи. Запиши верно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

30

Глаголы с — тся, -ться:

он (что делает?) учится ( 3-е л.);

хочет ( что делать?) учиться ( неопр.ф.)

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Запиши слово правильно, приведи пример.

31

Гласные и согласные в изученных приставках суффиксах. полетели, забежали, пошли, отвозить; учитель, водитель, строитель

Запиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), приведи пример.

32

Звонкие и глухие согласные в приставках

сделать, подпрыгнуть, разболтать, раскатать, сбегать, склевать.

Запиши слово правильно, выдели приставку, приведи пример

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Работа над ошибками в начальной школе

как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.

  Учитель начальных классов: Пищикова Л.Ю.

                                                 2021 – 2022 уч.год

     Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей.

      Ребенок приходит в 1 класс, имея различный уровень развития и подготовки. Перед учителем стоит задача формирования грамотного письма, а

для этого необходимо умение видеть орфограммы, определять их слабую позицию и находить проверочное слово (ставить в сильную позицию).

   Вот поэтому важное место в формировании орфографической грамотности занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Прежде всего, необходимо выявить причины, которые порождают ошибки обучающихся:

           1) слабое развитие познавательных способностей;

           2) не видит орфограммы;

           3) не умеет разграничить вид ошибки;

           4) не знает алгоритм проверки

           5) не умеет применить правило.

Разнообразные  методы и приёмы зависят от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. Чем старше ребёнок, тем больше возрастает самостоятельность работы над ошибками.

С целью активизации учебной деятельности обучающихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, необходимо использовать различные способы исправления ошибок (вынос номера орфограммы на поля, подчеркивание допущенной ошибки, выделение слова с допущенной орфограммой и т.д.). Выбор способа должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

      В 1-2 классах работа над ошибками приносит эффективность в коллективной форме, так как еще не сформированы знания всех орфограмм, нет навыка самостоятельной работы, недостаточно четкое владение алгоритмом самостоятельной работы.

      В 3-4 классах обучающихся можно разделить на 4 группы.

Каждая группа характеризуется как качественными, так и количественными показателями, что является основанием для применения того или иного способа исправления ошибки.

Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, систематически выполняют работу над ошибками и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа ее исправления.

Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают и исправляют их во время самопроверки или взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Третья группа включает учащихся, которые допускают 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, не выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

      На протяжении обучения состав групп меняется в зависимости от уровня развития умения выполнять эту работу, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками.

Уроки, содержащие работу над ошибками, должны иметь в своей структуре следующие этапы:

        1) анализ письменных работ;

        2) повторение соответствующего теоретического материала;

        3) показ учителем приемов работы над ошибками;

        4) упражнения в закреплении данных орфограмм;

        5) задание на дом.

Работа над ошибками — очень трудный этап для младших школьников, он требует огромного внимания со стороны учителя и родителей.

Поэтому:

  1.  на собраниях и консультациях для родителей провожу обучение правильной работе над ошибками, даю советы по предупреждению ошибок, знакомлю с нормативами оценивания письменных работ;
  2. с 1 класса даю детям памятку по работе над ошибками;
  3.  при проверке тетрадей орфографическая ошибка выносится за поля (/) и указывается номер орфограммы, пунктуационная ошибка — галочка на полях.

     Важно, чтобы обучающиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

     В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

     Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные обучающимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

     «Общий принцип исправления ошибок, сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, а чтоб ученики работали над своими ошибками».

                                                                                   Н.С. Рождественский

А работать они будут тогда, когда им будет ясно, что нужно делать.

                     У каждого моего ученика есть памятка.

                                              Работа над ошибками

                         Ошибки в написании

            Алгоритм работы над ошибками

1

Пропуск, перестановка, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма.

Запиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.  

2

Заглавная буква в начале предложения.

Дети ждали приезда отца

Запиши предложение правильно.

3

Заглавная буква в именах собственных, Россия, Рубцовск, Алей, Ирина, Барсик.

Запиши слово правильно, приведи пример.

4

Перенос слова. Предпочтителен такой перенос, при котором части слова не разбиваются  (подо-ждать  по-гулять)

Запиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса.

Сос|на .Приведи  пример.

5

Непроверяемые  безударные гласные в корне слова:   квартира (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, приведи пример.

6

Непроверяемые  согласные в корне слова:   вокзал (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример.

7

Гласные  –и, — а,-у  после шипящих согласных: мыши, чаща, щука.

 Запиши слово, подчеркни орфограмму, приведи пример.

8

Проверяемые безударные  гласные  в корне слова: трава — травы

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь  ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

9

Парные согласные в корне слова:

 завод – заводы, берёзка- берёзы

Подбери проверочное слово, запиши слово  верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

10

Непроизносимые согласные в корне слова: устный – уста, честный – честь,

опасный — опасен

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

11

Сочетание –чк,- чн , щн, рщ  пишется без мягкого знака: дочка, ночка, сливочный, овощной.

Запиши слово. Подчеркни сочетание, приведи пример.

12

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных: конь,   вольно,   ходьба  

Запиши слово правильно, приведи пример.

13

Буквы ь и ъ разделительные

въезд, объявление, бьёт,  полью

Определи часть слова. Запиши слово правильно, приведи пример.

14

Безударные гласные – е-  -и— в окончаниях имён существительных

узнал (о чём)?)о газете ( 1-е скл., пр.п.)

рассказал (о чём?) о журнале, ( 2-е скл., пр. п.),

написал (о чём?) о повести ( 3-е скл., пр.п.)

Выпиши словосочетание с вопросом. Определи склонение и падеж имён существительных. Вспомни правило, запиши  слово верно. Выдели окончание, приведи пример.

15

Мягкий знак  на конце существительных в именительном падеже единственного числа после шипящих

 речь (ж.р.);   ключ (м.р..)

Определи род и склонение имени существительного. Вспомни правило. Запиши слово правильно, приведи пример.

16

Удвоенные согласные в корне слова

Пассажир ( по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

17

Удвоенные согласные на стыке частей

длинный, рассвет 

Напиши слово. Выдели части слова. Подчеркни удвоенную согласную, приведи пример

18

Правописание  приставок

заехал, приехал

Если слово с  предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

 Если слово с приставкой, запиши его и выдели приставку, приведи пример.

19

Гласные – о, — е-  в окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

 ключом, полотенцем, ершом

Определи падеж существительного. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

20

Правописание  предлогов с существительными и местоимениями:

по_небу (какому?) по_темному небу

разговаривал (с кем?) со мной

Если слово с  предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши правильно, приведи пример

21

Гласные ё – о после шипящих в корне слова:

Жёлтый – желтеть, шёпот – шептать.

Запомни: шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, шов, шок.

Запиши слово правильно. Подбери родственное слово так, чтобы  в нем была буква  -е-  напиши его, приведи пример.

22

Буквы  и –ы после ц:

  1.  Цифра, лекция (на ция)
  2. Птицы, синицын
  3. Запомни:

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Определи часть слова. Запиши правильно. Выдели часть слова, приведи пример.

23

Соединительные гласные о и е

Луноход, землетрясение

Определи  корни сложного слова. Запиши слово правильно. Выдели корни. Подчерни соединительную гласную, приведи пример.

24

Безударные гласные в окончаниях прилагательных: летом — (каким?) ранним

От существительного задай вопрос к прилагательному, запиши. Выдели окончание у вопроса и у прилагательного, приведи  пример.

25

Безударная гласная в личном окончании глагола: Знает (знать1спр.), бреет(брить1спр.искл.)

Пилит(пилить 2спр.)

Слышит ( слышать, 2 спр искл)

ЗАПОМНИ!  Окончания   глаголов    можно    определить    по неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть и

 зависеть, и терпеть. Остальные глаголы I спряжения.

Определи время глагола. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Запиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример.

26

Гласная в окончании глагола прошедшего времени: сосна(ж.р.) скрипела(ж.р.)

               дерево(ср.р.) скрипело(ср.р.)

Определи время, род глагола. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

27

Мягкий знак после шипящих в окончании глагола 2-го лица единственного числа:

стучишь ( 2-е л. ед.ч.)

Определи лицо, число глагола. Вспомни правило. Напиши слово правильно, выдели окончание, приведи  пример.

28

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола

(что делать?) беречь

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

29

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами:

Не печалься

Найди частицу. Определи часть речи.  Запиши верно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

30

Глаголы с — тся, -ться:

он (что делает?) учится ( 3-е л.);

хочет ( что делать?) учиться ( неопр.ф.)

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Запиши слово правильно, приведи пример.

31

Гласные и согласные в изученных приставках суффиксах.  полетели, забежали, пошли, отвозить; учитель, водитель, строитель

Запиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), приведи  пример.

32

Звонкие и глухие согласные в приставках

сделать, подпрыгнуть, разболтать, раскатать, сбегать, склевать.

Запиши слово правильно, выдели приставку, приведи  пример

Организация
работы над ошибками в начальной школе.

Главным в обучении правописанию является решение орфографической
задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик
видит орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической
зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин,
тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся
не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно
его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают
немалое количество ошибок. Следовательно, в обучении русскому языку
пропускается начальный этап, на котором ученики самостоятельно искали бы и
выделяли орфограммы в момент письма.

Способность выделять орфограммы и определять их типы должна
специально воспитываться, начиная с первого класса. Как пишет М.Р. Львов,
“целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого
года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов” .

Работа над ошибками, допущенными учащимися,
является важным звеном в системе
обучения младших школьников. Однако
вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически еще далеко не
решен. Как правило, такая работа проводится фронтально, без учета
индивидуальных особенностей учащихся. В результате на уроке обычно успевают
разобрать не более четырех-пяти типичных ошибок. Наиболее активными на таких
уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными — учащиеся, которые
допустили ошибки.

Основными причинами недостаточной эффективности
системы работы над ошибками, является:

— ограниченность во времени на уроке;

— низкая мотивация учащихся на выполнении
данного вида работы;

— несистемность проводимой работы;

— недоразвитие фонетического слуха, речи детей,
двуязычие;

— малый словарный запас учащихся;

— недостаточно развитый навык чтения;

— неумение выделить и определить орфограмму.

Учащиеся не всегда достаточно понимают и
осознают причины, по которым происходят ошибки. В результате многие моменты
остаются не усвоенными, нарушается структурная ценность знаний по той или иной
теме, а иногда это влечет за собой не знание уже больших разделов. Анализ
ошибок показывает, что учащиеся:

— не знают правил;

— знают правила, но не умеют их применить;

— знают правила, но не умеют ими
воспользоваться в не стандартных ситуациях.

Вся система образования построена так, что
учащимся почти всегда предлагается задания, в которых нет неточностей, описок
или опечаток и учащиеся никогда не сомневаются в точности и правильности
формулировок, доказательств, вычислений. А ведь не исключено, что часть ребят
изберет в будущем профессию, где, если вовремя не обнаружить ошибку в схемах,
чертежах, расчетах — это может привести к серьезным последствиям. Значит
необходимо еще на школьной скамье развивать логическое мышление,
внимательность, а уж если обнаружен неверный факт, то научить правильно,
подобрать аргументы, чтобы обосновать наличие ошибки и причину ее появления.
Аргументировано с использованием правил, законов, формул предложить порядок ее
устранения. Это воспитывает у учащихся веру в свои способности, формирует
критическое отношение к результатам своей деятельности, требовательности к
себе.

Ошибки, которые допускают ученики в процессе
учебы, можно разделить на типичные и индивидуальные. Индивидуальные – это те, которые связаны с
особенностями данного ученика. Типичные носят массовый характер. Их в свою
очередь можно разделить на два вида: 1) ошибки, спровоцированные изъянами
учебного текста; 2) ошибки, связанные с психологией ученика. Ошибки первого
рода перестают составлять проблему после соответствующей корректировки пособия.
Ошибки же второго рода учителю приходится исправлять и комментировать снова и
снова каждому новому ученику. В такой ситуации возникает потребность в типовых
комментариях, которые учителю достаточно было бы лишь адаптировать к различным
конкретным ситуациям. Предназначенные для постоянного использования, они должны
быть как можно более качественными. Это подразумевает выявление психологической
природы каждой типичной ошибки с последующим поиском наиболее убедительного
способа не просто объяснить ученику, что была сделана ошибка, но и «развенчать»
спровоцировавшие ее мотивы, чтобы ученик не допускал подобных ошибок впредь.
Задача, поставленная перед учеником, должна быть доступной (иначе она приведет
к задержке процесса обучения или совсем отобьет интерес ученика к решению
задач); доля самостоятельной работы ученика максимальна (при такой форме
наиболее быстрые темпы развития мышления, да и материал усваивается прочнее);
обучение общим теоретическим принципам, а не работе с частными примерами;
применение учеником методов при решении задач должно быть осознанным.
Организация работы над ошибками состоит в том, чтобы ученик выполнял задания,
аналогичные тем, в которых допущены ошибки, для того, чтобы понять, в чём
заключается правильное решение.

Важное место в системе работы над ошибками
занимает урок «Работа над
ошибками»
, цель которого – разобрать, проработать погрешности, допущенные в
контрольной работе; сформировать умение работать в роли проверяемого и
проверяющего; формировать умение систематизировать и обобщать, закреплять и
проводить анализ по данной теме; научить правильно относиться к ошибке, умело и
грамотно ее использовать. Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть ознакомление учащихся с результатами письменной
работы, повторение соответствующего теоретического материала, показ учителем
приемов работы над ошибками, упражнение в закреплении умений и навыков, задание
на дом.

Выделим основные компоненты урока:

— консультация;

— коррекция знаний и умений;

— диагностика результатов;

— оценочная деятельность.

В начале урока (15 минут) учащиеся делятся на
две группы: первая – учащиеся, получившие за контрольную работу высокий и
достаточный уровень; вторая – средний и низкий.

Первая группа работает в парах, в тройках:
отличник плюс хорошист, отличник плюс два хорошиста. Вначале в этих группах
идет работа над ошибками, допущенными хорошистами, затем они вспоминают все
правила, которые применяются при выполнении всех заданий. Заключительный этап
их совместной работы – составление аналогичных заданий, предлагаемых в
контрольной работе, которые потом будут использованы хорошистами, когда они будут
работать в роли консультантов.

Параллельно идет работа учителя со второй
группой учащихся. Учитель подробно останавливается на часто встречающихся
ошибках данной темы, допущенных этой группой учащихся. Идет беседа между
учителем и учеником, ответы на вопрос «А почему?», причем не только со стороны
учителя, но и со стороны учащихся (задача учителя научить задавать вопросы).
Прорешивается каждое задание, но не из контрольной работы, а аналогичное ему, в
конце которого учитель обязательно делает вывод.

В основной части урока (20 минут), идет
перераспределение обязанностей: «хорошисты» становятся консультантами для
«троечников» и «двоечников», у которых идет работа в парах и тройках. Основная
цель их совместной работы — провести работу над допущенными ошибками в
контрольной работе: консультируемый решает, проговаривает правила, применяемые
при решении заданий, задает вопросы по непонятым темам; консультант
анализирует, отвечает на вопросы, предлагает аналогичные задания, проверяет их,
оценивает работу над ошибками.

Работа консультанта оценивается учителем в
зависимости от понимания материала их консультируемого (индивидуальные
способности консультируемого учитель учитывает).

«Отличники» получают творческое задание, чаще
всего им предстоит поработать над составлением заданий «со звездочкой» по
данной теме. Некоторое время ученики работают самостоятельно, затем
объединяются в группу и под руководством учителя, а чаще сами, объединяют свои
наработки, идеи и получают интересные, а порой очень оригинальные задания. Эти
задания могут быть использованы учителем для работы с учащимися — участниками
олимпиад, для индивидуальной работы на уроке, в контрольных работах в
параллельных классах (как дополнительные задания).

В конце урока подводится итог, в журнале
появляется очередной столбик оценок, причем, на ряд выше предыдущих и
обязательно, всем классом, прорешивается самая интересная задача урока,
составленная творческой группой.

Итогом урока является тщательно проработанная и
усвоенная тема.

Таким образом, урок работы над ошибками
позволяет индивидуально и дифференцированно подойти к процессу обучения. У
учащихся формируется умение делать самоанализ, умение работать в группах,
умение применять полученные знания на практике.

Важное звено в обучении – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. К
сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над
ошибками, которая мало способствует формированию у детей необходимых навыков.
«Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С.Рождественский, – сводится к
тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали
над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько
заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…». Приёмы самостоятельной
работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Так,
например, для организации работы над ошибками по
русскому языку
, можно предложить следующую схему. В процессе обучения
грамоте, каждому ученику выдается « волшебный квадрат», который будет лежать в
тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если
дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на
слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом
второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы
притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть
внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.

В дальнейшем, когда заканчивается обучение
грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками,
целесообразно познакомить их с памяткой «Работа над ошибками». В этой памятке
даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо
произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной
последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не
наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

Полезной формой работы над ошибками является
цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками»
имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его
запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок
используется следующим образом.

Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву,
которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер
орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней
пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы «РНО», что означает
«работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет
категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке.
Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается,
что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности
выполняемой работы.

Аналогичная работа проводиться при заполнении
«дырок» в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный
диктант, учитель даёт установку, что можно делать «дырки». Учащиеся, которые
медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить
проверочное слово, ставят пропуски, т.е. «дырки». Пользуясь цифровыми
обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной
обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые
буквы.

Одним из приёмов работы над ошибками является
индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У
некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные
буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих,
необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед
словом или строкой, в которых были допущены ошибки. Этот процесс творческий,
трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой
грамотностью.

Самое важное в работе над ошибками – добиться
того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей
такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Чтобы
заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить желание
избавиться от них, можно дать возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а
карандашом. Этот приём, предложенный Н.Зайцевым, даёт положительный результат.

Обобщив всё сказанное выше, система работы по
исправлению ошибок по русскому языку строится следующим образом:

1) Использование «Волшебного квадрата» при
самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.

2) Использование цифрового обозначения
орфограмм.

3) Дифференцированное исправление ошибок
учителем.

4) Сочетание индивидуальных и фронтальных форм
работы.

5) Заполнение пропусков в словах с «дырками»,
пользуясь цифровым обозначением орфограмм.

6) Использование памятки в работе над ошибками.

Для организации работы над ошибками по математике предлагается следующий алгоритм:

— убедится в правильности, возможности
существования условий задания;

— выбрать один из удобных путей: решение или
рассмотрение.

— решение: решить данное задание не зависимо от
предложенного решения;

— рассмотрение: рассуждая логически и выполняя
вспомогательные действия, следить за ходом предложенного решения;

— в случае обнаружения ошибки, убедиться,
что не допущено неточностей, и только после этого аргументировано обосновать
свою правоту. Объяснить причину появления ошибки и порядок ее устранения с
помощью формул, теорем, правил, свойств, определений и т.д.

Практиковать проведение самостоятельных и
контрольных работ, где учащимся предлагаются уже решенные задания, но с
заведомо допущенными неточностями или ошибками. Целью данной работы является
умение обнаружить ошибку, и аргументировано высказать свою точку зрения, что
формирует у учащихся чувство собственного достоинства, уважение в глазах
окружающих. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный
интерес к содержанию учебного материала, о чем свидетельствуют наблюдения за
учащимися.

Взаимопроверка самостоятельных работ, домашних
заданий дает возможность осмыслить работу одноклассника и высказать свое мнение
о ней, проделав ряд логических операций, определение правильности суждений,
установление связей между отдельными суждениями, составление вывода.

Данные приёмы работы над ошибками, названные
выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение
сознательно применять изученные правила.

Большую роль в проведении самостоятельной
работы над ошибками играет подбор дидактического материала. Он представляет
собой серию карточек с текстами или математическими заданиями, предназначенными
для тренировки. При составлении этого материала надо стремиться отбирать его
так, чтобы он также представлял ценность в воспитательном отношении. Чтобы
приучить детей к самостоятельной работе, можно проводить несколько занятий с
одним видом дидактического материала. Работа каждого ученика становится
сознательной, он приобретает умение четко определять, на какое правило допущена
им ошибка, находить в учебнике нужное правило, начинает по-настоящему учиться,
мыслить, задумываться над выполнением задания. Учащимся, которые не допустили
ошибок в контрольной работе, выдается дидактический материал, стимулирующий
творческую деятельность. Самостоятельная работа с дидактическим материалом
имеет большое значение для расширения и обогащения словарного запаса и
вычислительных навыков учащихся.

Таким образом, проблема эффективности работы
над ошибками в начальной школе актуальна и требует особого внимания. Работу над
ошибками следует осуществлять в системе, используя все формы организации:
коллективную, групповую и индивидуальную. Необходимо принять как аксиому
утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами,
изложениями и другими видами самостоятельных работ. Использовать активные
приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над
ошибками.

Организация работы над ошибками в начальной школе.

Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают немалое количество ошибок. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики самостоятельно искали бы и выделяли орфограммы в момент письма.

Способность выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться, начиная с первого класса

Работа над ошибками, допущенными учащимися, является важным звеном в системе обучения младших школьников. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически еще далеко не решен. Как правило, такая работа проводится фронтально, без учета индивидуальных особенностей учащихся. В результате на уроке обычно успевают разобрать не более четырех-пяти типичных ошибок. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными — учащиеся, которые допустили ошибки.

Основными причинами недостаточной эффективности системы работы над ошибками, является:

— ограниченность во времени на уроке;

— низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;

— несистематичность проводимой работы;

— недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;

— малый словарный запас учащихся;

— недостаточно развитый навык чтения;

— неумение выделить и определить орфограмму.

Учащиеся не всегда достаточно понимают и осознают причины, по которым происходят ошибки. В результате многие моменты остаются не усвоенными, нарушается структурная ценность знаний по той или иной теме, а иногда это влечет за собой не знание уже больших разделов. Анализ ошибок показывает, что учащиеся:

— не знают правил;

— знают правила, но не умеют их применить;

— знают правила, но не умеют ими воспользоваться в не стандартных ситуациях.

Ошибки, которые допускают ученики в процессе учебы, можно разделить на типичные и индивидуальные

Индивидуальные – это те, которые связаны с особенностями данного ученика. 

Типичные носят массовый характер. Их в свою очередь можно разделить на два вида:

1) ошибки, спровоцированные изъянами учебного текста;

2) ошибки, связанные с психологией ученика.

Ошибки первого рода перестают составлять проблему после соответствующей корректировки пособия.

Ошибки же второго рода учителю приходится исправлять и комментировать снова и снова каждому новому ученику. В такой ситуации возникает потребность в типовых комментариях, которые учителю достаточно было бы лишь адаптировать к различным конкретным ситуациям. Предназначенные для постоянного использования, они должны быть как можно более качественными. Задача, поставленная перед учеником, должна быть доступной (иначе она приведет к задержке процесса обучения или совсем отобьет интерес ученика к решению задач); доля самостоятельной работы ученика максимальна (при такой форме наиболее быстрые темпы развития мышления, да и материал усваивается прочнее); обучение общим теоретическим принципам, а не работе с частными примерами; применение учеником методов при решении задач должно быть осознанным. Организация работы над ошибками состоит в том, чтобы ученик выполнял задания, аналогичные тем, в которых допущены ошибки, для того, чтобы понять, в чём заключается правильное решение.

Важное место в системе работы над ошибками занимает урок «Работа над ошибками», цель которого – разобрать, проработать погрешности, допущенные в контрольной работе; сформировать умение работать в роли проверяемого и проверяющего; формировать умение систематизировать и обобщать, закреплять и проводить анализ по данной теме; научить правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать. Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть ознакомление учащихся с результатами письменной работы, повторение соответствующего теоретического материала, показ учителем приемов работы над ошибками, упражнение в закреплении умений и навыков, задание на дом.

Выделим основные компоненты урока:

— консультация;

— коррекция знаний и умений;

— диагностика результатов;

— оценочная деятельность.

В начале урока (15 минут) учащиеся делятся на две группы: первая – учащиеся, получившие за контрольную работу высокий и достаточный уровень; вторая – средний и низкий.

Первая группа работает в парах, в тройках: отличник плюс хорошист, отличник плюс два хорошиста. Вначале в этих группах идет работа над ошибками, допущенными хорошистами, затем они вспоминают все правила, которые применяются при выполнении всех заданий. Заключительный этап их совместной работы – составление аналогичных заданий, предлагаемых в контрольной работе, которые потом будут использованы хорошистами, когда они будут работать в роли консультантов.

Параллельно идет работа учителя со второй группой учащихся. Учитель подробно останавливается на часто встречающихся ошибках данной темы, допущенных этой группой учащихся. Идет беседа между учителем и учеником, ответы на вопрос «А почему?», причем не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся (задача учителя научить задавать вопросы). Прорешивается каждое задание, но не из контрольной работы, а аналогичное ему, в конце которого учитель обязательно делает вывод.

В основной части урока (20 минут), идет перераспределение обязанностей: «хорошисты» становятся консультантами для «троечников» и «двоечников», у которых идет работа в парах и тройках. Основная цель их совместной работы — провести работу над допущенными ошибками в контрольной работе: консультируемый решает, проговаривает правила, применяемые при решении заданий, задает вопросы по непонятым темам; консультант анализирует, отвечает на вопросы, предлагает аналогичные задания, проверяет их, оценивает работу над ошибками.

Работа консультанта оценивается учителем в зависимости от понимания материала их консультируемого (индивидуальные способности консультируемого учитель учитывает).

«Отличники» получают творческое задание, чаще всего им предстоит поработать над составлением заданий «со звездочкой» по данной теме. Некоторое время ученики работают самостоятельно, затем объединяются в группу и под руководством учителя, а чаще сами, объединяют свои наработки, идеи и получают интересные, а порой очень оригинальные задания. Эти задания могут быть использованы учителем для работы с учащимися — участниками олимпиад, для индивидуальной работы на уроке, в контрольных работах в параллельных классах (как дополнительные задания).

В конце урока подводится итог, в журнале появляется очередной столбик оценок, причем, на ряд выше предыдущих и обязательно, всем классом, прорешивается самая интересная задача урока, составленная творческой группой.

Итогом урока является тщательно проработанная и усвоенная тема.

Таким образом, урок работы над ошибками позволяет индивидуально и дифференцированно подойти к процессу обучения. У учащихся формируется умение делать самоанализ, умение работать в группах, умение применять полученные знания на практике.

Важное звено в обучении – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. К сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей необходимых навыков. «Общий принцип исправления ошибок», – говорит Н.С.Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…». Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Так, например, для организации работы над ошибками по русскому языку, можно предложить следующую схему. В процессе обучения грамоте, каждому ученику выдается «волшебный квадрат», который будет лежать в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.

В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой «Работа над ошибками». В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками» имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом.

Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы «РНО», что означает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

Аналогичная работа проводиться при заполнении «дырок» в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать «дырки». Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. «дырки». Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы.

Одним из приёмов работы над ошибками является индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам, и возбудить желание избавиться от них, можно дать возможность ребятам 1 класса писать не ручкой, а карандашом. Этот приём, предложенный Н.Зайцевым, даёт положительный результат.

Обобщив всё сказанное выше, система работы по исправлению ошибок по русскому языку строится следующим образом:

1) Использование «Волшебного квадрата» при самостоятельном нахождении ошибок в 1 классе.

2) Использование цифрового обозначения орфограмм.

3) Дифференцированное исправление ошибок учителем.

4) Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.

5) Заполнение пропусков в словах с «дырками», пользуясь цифровым обозначением орфограмм.

6) Использование памятки в работе над ошибками.

Для организации работы над ошибками по математике предлагается следующий алгоритм:

— убедится в правильности, возможности существования условий задания;

— выбрать один из удобных путей: решение или рассмотрение.

— решение: решить данное задание не зависимо от предложенного решения;

— рассмотрение: рассуждая логически и выполняя вспомогательные действия, следить за ходом предложенного решения;

— в случае обнаружения ошибки, убедиться, что не допущено неточностей, и только после этого аргументировано обосновать свою правоту. Объяснить причину появления ошибки и порядок ее устранения с помощью формул, теорем, правил, свойств, определений и т.д.

Практиковать проведение самостоятельных и контрольных работ, где учащимся предлагаются уже решенные задания, но с заведомо допущенными неточностями или ошибками. Целью данной работы является умение обнаружить ошибку, и аргументировано высказать свою точку зрения, что формирует у учащихся чувство собственного достоинства, уважение в глазах окружающих. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала, о чем свидетельствуют наблюдения за учащимися.

Взаимопроверка самостоятельных работ, домашних заданий дает возможность осмыслить работу одноклассника и высказать свое мнение о ней, проделав ряд логических операций, определение правильности суждений, установление связей между отдельными суждениями, составление вывода.

Данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

Большую роль в проведении самостоятельной работы над ошибками играет подбор дидактического материала. Он представляет собой серию карточек с текстами или математическими заданиями, предназначенными для тренировки. При составлении этого материала надо стремиться отбирать его так, чтобы он также представлял ценность в воспитательном отношении. Чтобы приучить детей к самостоятельной работе, можно проводить несколько занятий с одним видом дидактического материала. Работа каждого ученика становится сознательной, он приобретает умение четко определять, на какое правило допущена им ошибка, находить в учебнике нужное правило, начинает по-настоящему учиться, мыслить, задумываться над выполнением задания. Учащимся, которые не допустили ошибок в контрольной работе, выдается дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность. Самостоятельная работа с дидактическим материалом имеет большое значение для расширения и обогащения словарного запаса и вычислительных навыков учащихся.

Таким образом, проблема эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальна и требует особого внимания. Работу над ошибками следует осуществлять в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную. Необходимо принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение». Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

Памятка для ученика начальной  школы.

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно.  Придумай и напиши  ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например : Выпал пушистый снег.  Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например : уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько в слове  гласных, столько  и  слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово  на  слоги  для  переноса.

Например: оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

  1. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё  2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово  правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё  2 слова с этой  орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова с помощью  стука.

  1. Безударная  гласная  в  корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне  подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово  и  запиши  рядом.

Например: сады – сад

                       волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые парные звонкие и глухие  согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1.  Большая буква в имени  собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с  заглавной  буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, запиши  2  слова  с  этой  орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь  и  гласную  букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак  Ь пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово  правильно. Раздели слово  для  переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную  согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки  препинания  в  конце предложения (.  !  …  ?)

Выпиши Предложения  правильно. Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же  знаком  и  запиши. Подчеркни  знак.

Например: Сколько тебе лет?  Слава  нашей  Родине ! 

  1. Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  грамматическую основу  предложения. Обозначь  части  речи. Выпиши словосочетания  с вопросами.

Например:  Седые  туманы   плывут  к  облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

                      туманы (какие?) седые,  плывут (куда?  к чему?) к облакам.

Запомни!  Слова в предложении  связаны   парами  по смыслу. Связь  слов  устанавливается при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

  1. Правописание предлога со  словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между  предлогом  и словом вставь ещё  одно  слово.

Например: к берегу;  к (какому?) берегу, к крутому  берегу.

Запомни! Предлог – отдельное  слово. Он  пишется  отдельно  от других слов. Между  предлогом  и  следующим  словом  можно  вставить ещё  одно  слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав  слова.

Выпиши слово, разбери  его  по составу.

Например:  заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

                     Честь —  честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

                      отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный  твёрдый  знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

                      Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.  Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные  члены  предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [          ,       ].

Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев и разметал  их  по дороге. [              и        ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

                      на полянке (на земле, 1 скл.),

                      у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему  — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед  -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

«Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, –

сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб

ученики работали над своими ошибками.

А работать они будут тогда, когда им будет ясно что нужно делать.

Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только

после обучения школьников этому виду работ. А начинается она после обучения

грамоте.

В педагогической практике существуют различные методики проведения работы

над ошибками, педагоги предлагают использование памяток.

В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не

следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко

найти в «памятке» нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё

затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя работу, на полях ставит её

порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться

в видах орфограмм.

Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми

разнообразными.

Учитель может дифференцировать задания следующим образом:

а) Для самых слабых обучающихся учитель исправляет неправильное написание на

правильное и на полях ставит порядковый номер орфограммы. Такое бывает чаще

всего. Особенно в 1 – 2 классах.

б) Для другой группы учащихся учитель зачёркивает неправильное написание, не

исправляя его, на полях ставит порядковый номер орфограммы.

в) Можно зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания

номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать

работу так, как указано в «памятке».

г) Для сильных учащихся можно предложить такую работу. Учитель подчёркивает

слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится

номер орфограммы. Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений

нет.

д) И самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы,

умение их определять. В тексте учитель не делает никаких помет, на полях ставит знак

орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы

и обратиться к «памятке».

Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды

заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда

систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зачем в тик токе пишут с ошибками
  • Зачем в гдз делают ошибки
  • Зачастую делает ошибки как пишется
  • Зафиксированные объекты будут перемещены как убрать ошибка в эксель
  • Затруднения и ошибки профессионального выбора