Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
- трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
- изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
- неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
- нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика
Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Профилактические меры
Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.
Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:
Дислексия
Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.
Общие сведения
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Дислексия
Причины дислексии
Биологические факторы
Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:
- Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
- Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
- Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
- Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.
В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:
- черепно-мозговая травма;
- нейроинфекции;
- цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
- истощающие заболевания.
Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.
Социальные факторы
В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.
Патогенез
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:
- зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
- соотнесение их с соответствующими звуками;
- слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
- понимание, осознание прочитанного.
Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Симптомы дислексии
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
Фонематическая дислексия
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Семантическая дислексия
Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.
Аграмматическая дислексия
В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
Мнестическая дислексия
При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.
Оптическая дислексия
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.
Тактильная дислексия
Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
- Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
- Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
- Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.
- При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
- Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
- В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
- Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
- При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
- При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Дислексия — лечение в Москве
Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.
Разновидности дислексии
Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.
Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.
При фонематической дислексии ребенок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш). Поэтому во время чтения такие дети заменяют случайным образом близкие по звучанию и произношению фонемы. К вариантам фонематической дислексии относится также нарушение фонематического анализа, когда при написании слов дети или пропускают, или вставляют лишние буквы. Иногда им трудно сложить вместе два слога, тогда говорят о «побуквенном» чтении.
Семантическая дислексия, или «механическое» чтение — при таком расстройстве, читая, ребенок произносит слова правильно, но не понимает их смысл. Показателем семантической дислексии служит неспособность составить слова и фразы из различных слогов. В других случаях причина кроется в интеллектуальной отсталости ребенка – он не может установить грамматические связи между словами в предложении.
Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.
Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.
Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.
При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.
По данным американского исследования (Shaywitz S.E., Fletcher J.M., Holahan J.M., et al. Persistence of dyslexia: The Connecticut Longitudinal Study at adolescence // Pediatrics. —1999. — V. 104. — P. 1351–1359), более чем 70% школьников с подтвержденным диагнозом имели проявления дислексии и во взрослом возрасте.
При каких заболеваниях возникает дислексия
В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.
Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.
Однако некоторые изменения в неврологическом статусе свидетельствуют о задержке моторного, психического и интеллектуального развития детей с дислексией. Так, у них может отмечаться недостаточная точность или дифференцированность движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка может несколько не соответствовать его возрасту, хотя во время игр и осуществления неосознанных движениях дети ничем не отличаются от сверстников. Электроэнцефалограммы у детей с дислексией также показывают чуть замедленное созревание мозга при нормальной остроте слуха. Однако зрительные функции, исследование которых проводили в последнее время, у некоторых детей с дислексией имеют свои особенности. В норме рецепторы двух глаз отличаются друг от друга и передают различные картинки в мозг. Головной мозг самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить изображение. У детей с дислексией зоны восприятия изображения обоих глаз одинаковы, и если сигналы от них попадают в зону восприятия одновременно, то мозг не может «определиться» с выбором изображения, которое для него является зеркальным. Именно этим объясняется трудность в быстром распознании букв и слогов.
У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.
Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.
У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.
Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.
К каким врачам обращаться при дислексии
Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.
Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации
педиатра
,
невролога
, психолога и логопеда.
Если распознавание текста ухудшилось внезапно, после острого нарушения мозгового кровообращения, пациента консультирует
невролог
и логопед. При постепенном развитии проблем с памятью, чтением и речью необходимо обратиться к
терапевту
, который может направить пациента к
онкологу
или нейрохирургу.
Диагностика и обследования при дислексии
Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.
При появлении признаков дислексии у взрослых невролог назначает ЭЭГ и МРТ для выявления возможных образований в области головного мозга.
Лечение дислексии
Терапия пациентов с дислексией включает комплекс мероприятий, в основе которых лежит психотерапевтическая помощь. При ранней диагностике и своевременном лечении пациент с дислексией обретает способность справляться с трудностями обучения.
Очень важно помнить, что дислексия не исчезает по мере взросления ребенка.
Только направленная коррекция этого нарушения в детском возрасте помогает достичь нормального интеллектуального развития. Участие в лечебных мероприятиях принимают логопед, психиатр и психолог. На занятиях с логопедом ребенок, как правило, работает над артикуляцией, упрочением звукобуквенных связей, учится соединять слоги, а самое главное – понимать прочитанный текст. При этом очень важна психологическая помощь ребенку. Работа над текстом не должна становиться для него тяжким и неинтересным трудом.
Все приемы, направленные на коррекцию дислексии, должны применяться в игровой форме.
Психолог использует различные методики, которые формируют логическое и пространственное восприятие. В настоящее время популярностью пользуется методика Рональда Дейвиса, который сам, будучи дислектиком, разработал успешную методику коррекции этого нарушения.
Медикаментозная терапия только дополняет психологическую и логопедическую коррекцию и может включать препараты ноотропного ряда. Их выбор определяется исходными клиническими данными пациента.
Что делать при дислексии
Если у ребенка возникают трудности с запоминанием и произношением букв и слогов, словообразованием и письмом, ни в коем случае не следует его ругать и обвинять в лени и нежелании учиться, поскольку часто за этими проблемами стоит дислексия – расстройство, которое требует упорной и длительной коррекции. Дислексия остается у человека на всю жизнь, но при своевременном лечении она не будет приводить к снижению интеллекта ребенка и формировать негативные навыки обучения.
Бороться с дислексией можно, но для этого нужно объединить усилия родителей, педагогов и врачей.
Источники:
- Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. – Т. III. Вып. 1, 2008. – С. 3-9.
- Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Дислексия
Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения. Если доверять биографам, все эти знаменитости испытывали очень серьезные сложности с чтением, то есть были дислексиками. К слову, биографии перечисленных личностей подтверждают, что можно прожить яркую жизнь, несмотря на обидный детский ярлык «не такого как все». В этой статье разберемся, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать неспособность к чтению.
Общие сведения
Дислексия обусловлена недоразвитием или выпадением психических функций, реализующих процесс чтения. Согласно официальной статистике расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. На каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может выглядеть как синдром, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.
Причины дислексии
Человек с дислексией не способен корректно распознавать буквы. Речь дислексика несвязна, неправильно оформлена с грамматической точки зрения, отличается скудостью словарного запаса. Расстройство может быть обусловлено биологическими и социальными причинами.
Биологические факторы
Большинство специалистов склоняются к тому, что в большинстве случаев дислексия развивается под влиянием патологий биологического характера в пренатальном периоде:
- поражение ЦНС вследствие внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта;
- гипоксия мозга плода в утробе матери, патологии развития пуповины, родовая асфиксия;
- инфекционное поражение мозга;
- травматизация во время сложных родов.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.
Социальные факторы
Социальные факторы легче поддаются коррекции, что отличает их от биологических.
К ним относятся:
- недостаток общения у ребенка;
- погрешности в обучении и воспитании (педагогическая запущенность);
- двуязычие (дети-билингвы могут путать символы из разных языков);
- слишком ранее начало обучения;
- дефицит социально-эмоциональных контактов, отдаление от матери (синдром госпитализма).
Люди, подвергавшиеся жесткой критике из-за их особенности в детстве, впоследствии страдают от низкой самооценки и нуждаются в психологической помощи.
Влияние дислексии
Орфография
Образование
Чтение
Здоровье
Жизнь
Карьера
Самооценка
Математика
Патогенез
Чтение – это психофизиологический процесс, при котором одновременно задействуется несколько систем-анализаторов: зрительная, речезвуковая, речедвигательная. Сбои в работе систем нарушают единство процесса. Если с точки зрения психолингвистики механизм дислексии следует рассматривать как частичную задержку развития психических функций, то с когнитивной – это нарушение одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, осмысливания). И одно, и другое приводит к трудностям с чтением и обучаемостью.
Наши преимущества
Высокая квалификация специалистов
Более 200 сертифицированных профессионалов со стажем от 10 лет
Круглосуточный выезд на дом
Звоните в любое время и наши специалисты помогут вам
Полная анонимность
Гарантируем полную конфиденциальность, пациентов не ставят на диспансерный учет
Программа «Двойной диагноз»
Комплексное лечение зависимости и психического расстройства
VIP отделение
Повышенный уровень комфорта и полное уединение
Классификация
Специалисты выделяют шесть форм дислексии – в соответствии с механизмом, который нарушен. Каждая из форм требует особого внимания специалистов и семьи.
оптическая
зеркальное чтение, перескакивание на соседнюю строку, сложности с различием похожих символов («о» и «е», «b»и «d»);
фонематическая
самая распространенная проблема (искажение структуры слов, перестановка слогов);
аграмматическая
ошибки в построении речевых отрезков («пойдем дом», «белый птица»);
семантическая
беглое чтение на фоне абсолютного непонимания смысла;
мнестическая
трудности распознавания букв во время артикуляции (отсутствие понимания связки между звуками и буквами);
тактильная
типична для слабовидящих (сложности с пространственным распознаванием).
Симптомы дислексии
Расстройство выявляется в возрасте 6-10 лет. У дислексиков не получается сопоставлять звуки и буквы, поэтому показатели техники чтения у них намного хуже, чем у сверстников. Параллельно могут наблюдаться грубые ошибки письма.
Дислексия негативно влияет на процесс формирования личности. Неудачи в школе на уроках чтения могут способствовать развитию мнительности, тревожности, проявлению других аффективных реакций.
Фонематическая дислексия
Фонематическая форма дислексии вызвана недоразвитием процессов восприятия, связанных с анализом и объединением составных частей слов в единое целое. Симптомы проявляются в виде замены и смешивания звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам («том» — «дом», «ток» — «кот»), а также с искажением структуры языковых единиц.
Семантическая дислексия
Семантическую форму дислексии (так называемое механическое чтение)следует воспринимать как затрудненное понимание синтаксических связей. Также это результат бедности словарного запаса. Пациент понимает слова только в отрыве от текста, поэтому не может зафиксировать смысл прочитанного.
Аграмматическая дислексия
В аграмматической форме дислексии симптоматика связана с погрешностями в построении речевых конструкций. Во время чтения пациент неправильно применяет падежи, окончания, может путать времена. Аграмматическая дислексия предполагает допущение аналогичных проявлений и в устной речи.
Мнестическая дислексия
Симптомы при мнестической форме дислексии обусловлены неспособностью связывать визуальную форму символа с ее акустическим эквивалентом. Пациенту сложно соотнести звук и обозначающий его печатный (рукописный) знак. Попросту говоря, он не запоминает букв.
Оптическая дислексия
Оптическая форма дислексии выражается как чтение задом наперед, предполагает сложности с фокусированием взгляда на нужной строке. Оптическую дислексию объясняют недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.
Тактильная дислексия
Тактильная форма дислексия присуща людям с тяжелыми пороками зрения и проявляется в виде смешения тактильно сходных символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, соскальзывать со строки, пропускать речевые единицы, искажая смысл прочитанного.
Диагностика
Дислексия может быть диагностирована только при определенных условиях:
- отсутствие диагностированной умственной отсталости;
- отсутствие патологий слуха и зрения;
- отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать;
- не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения;
- ребенку подходит выбранный метод обучения чтению, стимулирует его учиться;
- сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением.
Чтобы обследовать ребенка, можно прийти к логопеду, нейропсихологу, детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по проблемам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений темпа психического развития, дефицита внимания. Обследование охватывает сбор анамнеза, оценку состояния артикуляционного аппарата, проверку моторики. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.
Взрослому человеку официальный диагноз дислексия впервые должен поставить врач-психиатр. Запишитесь на прием к платному психиатру клиники доктора Исаева.
Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева
Если обнаружить признаки дислексии в дошкольном возрасте, это дает возможность оперативно и эффективно корректировать проблему. Чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие расстройства, которые могут коррелироваться с нарушениями речевых процессов. Для лечения расстройства необходима помощь дефектолога, клинического психолога, нейропсихолога.
В клинике неврозов доктора Исаева к преодолению проблемы подходят комплексно, с применением современных методик и с учетом оценки всего спектра нарушений речи и психики у пациента. Не следует упускать из виду, что спутниками дислексии и дисграфии могут быть сидром дефицита внимания, гиперактивность, стрессы, несформированность высших психических функций. В клинике работают квалифицированные врачи, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Чтобы обратиться к компетентному специалисту, позвоните по номеру +7 (495) 463-09-45.
Варианты лечения
- Консультация специалиста
от 4000 ₽ за прием - Стационарное лечение
от 6000 ₽ за сутки - Реабилитация
от 2900 ₽ за сутки
- у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
- у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
- консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
- на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию.
Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!
от 4000 ₽
- это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
- для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
- мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
- мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
- мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
- мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
- мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной.
Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!
от 6000 ₽
- в реабилитации мы применяем индивидуальный подход к каждому пациенту и составляем персонализированный план реабилитации;
- реабилитация в наших центрах базируется на концепции терапевтического сообщества;
- с реабилитантами работают квалифицированные специалисты в области наркологии и психиатрии, которые ежедневно проводят лекции и занимаются их психообразованием;
- мы помогаем сформировать устойчивые здоровые привычки и наработать навыки для успешной адаптации в обществе;
- в стоимость включено трехразовое питание и все для комфортной жизни. Есть возможность одноместного размещения;
- мы предоставляем дополнительные услуги, которые могут помочь в реабилитации: йога, спортивный зал, бассейн, массаж и т.д.;
- мы создаем благоприятную и дружественную реабилитационную атмосферу, где вы получите поддержку и понимание.
Чем раньше вы обратитесь к специалистам и начнете реабилитацию, тем быстрее и качественнее вы придете к видимым положительным результатам и начнёте жить здоровую счастливую жизнь!
от 2900 ₽
Часто задаваемые вопросы
Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?
Современная клиническая психология делает акцент на необходимости реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежит нарушение психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не принесет стойкого ожидаемого результата. В нашем центре успешно применяются современные программы медикосоциальной реабилитации для самых разных групп пациентов.
Дислексия проходит с годами?
Без коррекции и грамотного лечения проблема не проходит с возрастом. Детская дислексия – это всегда неуверенность в себе, социальная тревожность, депрессия вплоть до мыслей о суициде во взрослом возрасте. Помогут только направленная коррекция расстройства при условии психологической поддержки, а также работа с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.
Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?
Действительно, есть исследования на тему того, что дети-дислексики обладают незаурядным умственным потенциалом. Но рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника со справкой не стоит. Под негативным давлением реальных обстоятельств ребенок может быстро утратить врожденную способность к освоению мира. Заботливые и ответственные родители обязательно воспользуются профессиональной помощью, чтобы вырастить из дислексика в первую очередь счастливого, а возможно и гениального человека.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.
Статьи по теме
Дискалькулия
Ваш ребенок никак не может «подружиться» с цифрами, учителя считают его ленивым, а одноклассники дразнят? Не спешите делать поспешных выводов об умственных способностях малыша, опускать руки и тем более наказывать…
Подробнее
Расстройства речи
В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях…
Подробнее
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Подробнее
Умственная отсталость
Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей…
Подробнее
Дислексия является парциальным нарушением навыков чтения, возникшим в результате недостаточной сформированности психических функций или их распадом, которые участвуют в процессе чтения.
Среди основных признаков дислексии: стойкость, типичность и повторяемость ошибок во время чтения (смешение, замена звуков, чтение по буквам, искажение слогов, аграмматизм, нарушение смысла прочитанного). В МКБ-10 дислексии присвоен код F81.0 «Специфическое расстройство чтения».
Определение болезни
Дислексия простыми словами — это нарушение в овладении навыков чтения, вызванное нарушением высших психических функций. По степени тяжести заболевания различают дислексию (частичное нарушение навыков чтения) и алексию (полную неспособность овладеть данным навыком). Зачастую, обоим видам нарушений сопутствует дисграфия – нарушение письменной речи.
Как правило, подвержены заболеванию дети. Дислексия у детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%, у детей с нарушениями речи и задержкой психического развития болезнь проявляется в 20-50% случаев. При этом, дислексия чаще всего возникает у мальчиков.
Дислексия возникает у детей в раннем возрасте, и при отсутствии лечения может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых она возникает вследствие поражения коры головного мозга.
У детей младшего дошкольного возраста проблема дислексия сопровождается речевым отставанием, трудностью в запоминании слов и их произношении, плохой словесной памятью. Дети, также, путают расположение букв и слов.
Младшим школьникам сложно распознавать слова, они меняют их на схожие по смыслу и звучанию. Нередко дети переставляют буквы, слоги и слова при чтении, путаются в цифрах. В некоторых случаях диагностируется нарушение координации движение, торможение в освоении элементарных навыков.
Дети среднего школьного возраста медленно читают либо вовсе не могут справиться с устными и письменными заданиями. У них непонятный почерк, наблюдаются проблемы с памятью, им сложно понять мимику и иные сигналы.
Заболевание дислексия у старшеклассников сопровождается плохими навыками письма и чтением с ошибками. Они не могут воспринимать, обобщать и пересказывать полученную информацию, не справляются с сочинениями и иными заданиями. Им сложно адаптироваться к любым изменениям.
Во взрослом возрасте симптоматика дислексии выражена медленным либо неправильными чтением, отсутствием концентрации внимания, проблемами с самоорганизацией и обучением.
Признаки дислексии
Речевая дислексия у детей сопровождается нарушениями в произношении звуков, скудностью словарного запаса, неточностью понимания и употребления слов. Речь у детей грамматически неправильно построенная, в ней отсутствуют развернутые предложения, зачастую, она просто несвязна.
Симптомы дислексии отличаются в зависимости от различных ее форм.
1. Фонематическая дислексия.
При данной форме нарушения ребенок заменяет и смешивает между собой звуки, схожие артикуляционно и акустически (звонкие-глухие, свистящие-шипящие и так далее). В некоторых случаях наблюдается чтение по буквами, искажение слогов и звуков слов.
2. Семантическая дислексия.
Семантическая дислексия или «механическое чтение» выражено нарушением понимания прочитанных слов, фраз и текста в целом, при этом техника чтения правильная.
3. Аграмматическая дислексия.
Характеризуется неправильным прочтением падежей существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушением согласования частей речи в числах, родах и падежах.
4. Мнестическая дислексия.
Выражена нарушением ассоциации между зрительной формой буквы, ее произношением и акустикой. Тем самым, ребенок не запоминает буквы, смешивая и заменяя их при чтении. Обследование детей с нарушением слухоречевой памяти при данной форме дислексии помогает выявить невозможность воспроизведения ряда от 3 до 5 букв или звуков, а также, нарушение порядка их следования и сокращения.
5. Оптическая дислексия.
Проявляется смешением и заменой букв, графически схожих и отличающихся отдельными элементами либо пространственным расположением (б-д, з-в и так далее). При этом, также, отмечается соскальзывание с одной строки на другую. К данной форме нарушения относят, также, зеркальное чтение.
6. Тактильная дислексия.
Тактильный синдром дислексии наблюдается у незрячих людей и сопровождается смешением тактильно похожих между собой букв при чтении азбуки Брайля. В ходе чтения ребенок соскальзывает с одной строки на другую, пропускает буквы и слова, искажает мысль прочитанного текста, наблюдается хаотичность движений пальцев.
Причины дислексии
Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:
1. Биологические.
Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:
-
гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;
-
токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;
-
инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;
-
механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.
2. Социальные.
Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения.
Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.
Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.
ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.
Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия.
Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.
Патогенез дислексии
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса принимают участие зрительный, речевой, двигательный и речеслуховой анализаторы. Чтение включает в себя следующие этапы:
-
зрительное восприятие, узнавание и различение букв;
-
соотнесение букв соответствующим звукам;
-
слияние звуков в слоги, объединение их в слова, а затем в предложения;
-
понимание и осознание прочитанного.
Дисфункция данной последовательности и единства данных процессов и вызывает дислексию с точки зрения психолингвистики.
В психологии дислексию рассматривают с точки зрения парциальной задержки ВПФ, которые отвечают за процесс чтения. Дислексия сопровождается несформированностью зрительного гнозиса, пространственной ориентировки, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексически-грамматического построения речи, зрительно, -слухомоторной координации, отсутствием внимания и эмоционально-волевой сферы.
Лечение дислексии комплексное и должно осуществляться грамотным специалистом, среди которых педиатр, невролог, психиатр и логопед.
При внезапном ухудшении чтения, после расстройства мозгового кровообращения, больному нужна помощь невролога и логопеда. Постоянные проблемы с памятью, чтением и речью требуют консультации терапевта, который уже может направить пациента к онкологу либо нейрохирургу.
Последствия дислексии
Осложнения, связанные с данным заболеванием связаны, как правило, с проблемами социализации больного и его взаимодействием с обществом. У ребенка болезнь приводит к снижению успеваемости и проблемам с обучением. Патология, также, может спровоцировать насмешки со стороны сверстников и, как результат, ребенок будет чувствовать себя ненужным и отчужденным. Впоследствии эти факторы могут привести к депрессии, возникновению комплекса неполноценности и иным психическим расстройствам. У взрослых болезнь приводит к низкой трудоспособности либо невозможности работать в определенных сферах деятельности.
Поводом обратиться к специалисту может стать любой из указанных признаков дислексии. Врач должен не просто выявить дислексию, но и дифференцировать ее от простого неправильного произношения при прочтении слов, которое может быть ошибочно принято за нежелание ребенка учиться либо за его низкие интеллектуальные способности. При подозрении на дислексию важно сразу обратиться к врачу и пройти соответствующую диагностику.
Диагностика дислексии
Логопедическое обследование предполагает диагностику уровня сформированности устной и письменной речи, навыков чтения и речевых процессов. Изначально логопед собирает анамнез, изучает особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, способности речевой и ручной моторики, и уточняет успеваемость ребенка по русскому языку.
Диагноз дислексия ставится после следующих обследований:
-
Диагностика устной речи. Состоит из оценки произношения звуков, фонематического развития, сформированности слогов, составляющих слово, лексических и грамматических средств языка, связности речи.
-
Диагностика письменной речи. Включает выполнение заданий по списыванию текстов, письма на слух и самостоятельного письма. Проверка навыков чтения на слух включает в себя оценку темпа и правильности чтения, его способа, понимания и наличия специфических ошибок.
-
Нейропсихологическая диагностика. Выявляет уровень сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, оптико-пространственной ориентировки.
Также специалист может назначить дополнительную консультацию детского окулиста и невролога с исследованиями ЭЭГ, ЭХОЭГ.
Лечение дислексии
Коррекция дислексии у школьников при помощи специальных методов и условий обучения поможет ребенку в будущем избежать негативных последствий и осложнений в социальной среде.
Традиционные методы логопедических занятий по коррекции дислексии включают комплексную работу нам всеми расстройствами устной речи и неречевыми процессами.
-
Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию дефектов произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о составляющих слова (звуках-буквах-слогах).
-
При семантической дислексии необходимо развивать слоговый синтез, обогащать словарный запас, помогать ребенку усвоить грамматические нормы языка.
-
Лечение аграмматической дислексии предполагает формирование у ребенка грамматических систем образования и изменения слова.
-
Коррекция мнестической дислексии должна помочь развить слухоречевую и речезрительную память.
-
При оптической дислексии специалист помогает развить зрительно-пространственные представления, анализы и синтезы.
-
При коррекции тактильной дислексии основное внимание уделяется развитию пространственных представлений.
Необходимо понимать, что с возрастом дислексия у ребенка не исчезнет.
Только комплексный подход и направленное лечение в детстве помогут достичь нормального интеллектуального развития. Не менее важной является психологическая помощь ребенку, в том числе, со стороны семьи. Работа над улучшением навыков чтения не должна стать для ребенка обузой и непреодолимой преградой.
Среди медикаментозных методов лечения использование ноотропных препаратов, назначение которых должно осуществляться строго под контролем врача.
Родители могут помочь ребенку в коррекции дислексии при помощи ряда простых советов. Для этого нужно:
-
Читать ребенку вслух. Это позволит обогатить его словарный запас, улучшить навыки аудирования, а также, развить интерес к книгам.
-
Читать совместно книги. Родителя стоит вместе с детьми анализировать и обсуждать прочитанное.
-
Закреплять пройденный материал. Повторное чтение любимой книги ребенка поможет лучше понять ее и убедиться в том, что ребенок полноценно ознакомился с текстом.
-
Позволять ребенку читать самому. Это поощрит его независимость и уверенность.
-
Сделать чтение увлекательным. Чтение не должно стать для ребенка пыткой. Важно брать книги, которые заинтересуют ребенка.
Профилактика дислексии
Предупредить заболевание легче, нежели скорректировать. Для этого важно развивать зрительно-пространственное и речевое восприятие, а также, мелкую моторику с малых лет. Родителям стоит чаще привлекать ребенка к двигательным и развивающим играм, показывать ему изображения животных и предметов, а позже – слов и букв.
Профилактику необходимо начинать задолго до посещения школы, с каждым разом усложняя задания.
Дислексия – не результат интеллектуального нарушения ребенка.
Несмотря на диагноз, люди с данным расстройством могут быть весьма талантливы и добиться успехов в определенной профессиональной деятельности.
Профилактика заболевания основана на стимуляции нужных навыков (речи, памяти, мышления) с помощью специальных упражнений. Особое внимание стоит обратить на детей с нарушениями речи.
Дислексики – достаточно талантливые и необычные личности. Важно подчеркивать их уникальность, не забывая следить за их социальным, физическим и психологическим здоровьем.
Список литературы:
Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. – Т. III. Вып. 1, 2008. – С. 3-9.
-
Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.
-
Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Дидур М.Д. Дислексия как мультидефицитарное расстройство. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(7):1–7.