Ошибки и заблуждения в русской орфографии: как их избежать
Русская орфография является довольно сложной и требует достаточного уровня знаний и навыков. Иногда даже опытные писатели могут допускать ошибки и попадать в заблуждение. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки и заблуждения в русской орфографии и подробно разберем, как их избежать.
Заблуждение: «Лишние» буквы
Одной из наиболее распространенных ошибок в русской орфографии является написание «лишних» букв. Они могут появиться в словах, которые звучат похоже, но имеют разное значение. Например:
- «Приветствую» и «привествую»
- «Без разницы» и «безразличие»
- «Летоход» и «лето ход»
Как избежать: Всегда проверяйте правильность написания слов, которые вызывают сомнения. Если в сомнениях, лучше проверить словарь или Правила русского языка.
Заблуждение: Использование «ё» и «е» в словах
«Ё» и «е» являются различными буквами в русском языке и имеют свои собственные правила использования. Однако, многие люди по-прежнему считают, что это одна и та же буква и могут использовать их взаимозаменяемо. Например:
- «Осенью» и «осеню»
- «Проект» и «проёкт»
- «Приезжайте» и «приезжайте»
Как избежать: Запомните, что «ё» и «е» являются разными буквами. Обратите внимание на правила использования «ё» и «е» в словах.
Заблуждение: Правила ударения
Еще одной распространенной ошибкой в русской орфографии является неправильное определение ударения в словах. Неправильное ударение может изменить значение слова и влиять на его понимание. Например:
- «Адрес» и «адреса»
- «Интернет» и «интернэт»
- «Коробка» и «коробок»
Как избежать: Проверяйте ударение в словах, которые вызывают сомнения. Обратите внимание на правила ударения в словах.
Заблуждение: Наречия и прилагательные
Еще одной распространенной ошибкой в русской орфографии является неправильное изменение наречий и прилагательных. Например:
- «Медленно» и «медленный»
- «По-быстрому» и «быстрый»
- «Высоко» и «высокий»
Как избежать: Изучите правила изменения наречий и прилагательных в русском языке. Проверяйте правильность написания слов, которые вызывают сомнения.
Заключение
Русская орфография может быть сложной для изучения, но соблюдение правил и знание распространенных ошибок и заблуждений может помочь в борьбе за правильную орфографию. Важно помнить, что правильная орфография — это не только значительное улучшение вербальных навыков, но и залог профессионального образа.
Ой, да любимые «аргументы» очень многих спорщиков Особенно переход на личности, «после — значит, вследствие», доведение до абсурда, апелляция к природе и «скользкий уклон».
_____________________________________________________
Ad hominem — это латинское выражение, буквально означающее «к человеку». Эта логическая ошибка (часто именуемая атакой ad hominem) происходит, когда оппонент, не имея возможности атаковать сам аргумент, атакует человека его выдвигающего. Так как ошибки этого типа не имеют никакого отношения к теме спора, у них полностью отсутствует какое-либо влияние на сами выдвигаемые аргументы. Это верно даже когда атака верна — два плюс два равно четырём даже когда утверждающий это является самым ужасным человеком когда-либо видевшим свет.
Argumentum ad populum (лат. аргумент к народу; обращение к большинству) — это логическая ошибка, основанная на мнении, что, если нечто популярно, оно является верным. Несомненно, многие популярные взгляды верны, но верность не является необходимым атрибутом популярности. Несмотря на инфантильную природу аргумента, он часто используется людьми, которым должно быть виднее, в частности теми, кто пытается навязать другим людям свои взгляды.
Non sequitur — это латинское выражение означающее «не следствие». Это означает, что достигнутое заключение не следует из предпосылок. Non sequitur это очень распространённая логическая ошибка и хоть в большинстве случаев аргументы такого типа до неприличия бессвязны и легко опознаваемы, иногда они менее очевидны, так что нужно быть настороже. Причина, по которой такие аргументы ошибочны, должна быть очевидна.
«Post hoc, ergo propter hoc» — это латинское выражение означающее «после этого, значит вследствие этого». Этот термин относится к риторической ошибке, заявляющей, что потому что два события произошли в последовательности, предшествующее событие вызвало последующее событие.
При обращении к этому аргументы важно помнить что, отождествлять корреляцию и причинность неверно.
Магическое мышление является вариантом этой ошибки, когда формируются суеверия из-за кажущихся шаблонов в серии случайностей. Например, «это мои счастливые брюки. Иногда со мной происходят хорошие вещи, когда я их надеваю».
«Tu quoque» («А сам какой!?») — это разновидность ошибки ad hominem, и подразумевает ошибочность аргумента, если его источник выражался или действовал не в соответствии с ним.
Анонимный авторитет — приём является одной из вариаций апелляции к авторитету. Авторитет, к которому производится обращение, может зависеть от того, к кому адресуется утверждение: это может быть религиозный авторитет, весомая политическая фигура, учёный либо представитель другой профессии. Имя авторитета при этом не оглашается. Также при публичных дебатах может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, отчётов, свидетелей и прочих материалов с целью придания большей убедительности.
Примеры: «ученые на основании многолетних исследований установили…», «доктора рекомендуют…», «источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…». Информация об учёных, докторах и источниках не прилагается.
Сообщаемую таким образом информацию невозможно проверить, поэтому если она ложна, то этого никак нельзя будет установить. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение утверждающий не несёт. Так что, если пассаж у утверждающего начинается словами «источники информируют» или «ученые рекомендуют», то можно ожидать, что далее будет предоставлена нерелевантная непроверяемая информация.
Апелляция к авторитету (лат. Argumentum ad verecundiam), при правильном применении, является правомерной и иногда неотъемлемой частью аргумента, требующего мнение или предоставления данных от квалифицированного или компетентного источника. Зачастую, однако, это логическая ошибка, состоящая из апелляции к авторитету, но по теме, находящейся вне пределов его квалификации или по теме, по отношению к которой авторитет не беспристрастен (т.е. предвзят).
Апелляция к традиции (лат argumentum ad antiquitatem, апелляция к распространённости) — это распространённая логическая ошибка, суть которой состоит в том, что нечто полагается верным (или лучше) ввиду своей традиционности.
Аргумент к незнанию (лат. argumentum ad ignorantiam) — это логическая ошибка, заключающаяся в объявлении предпосылки ложной из-за её недоказанности или верной из-за её неопровергнутости. Часто употребляется как выражение «отсутствие доказательств не доказательство отсутствия», которое ошибочно.
Аргумент к недоверию или аргумент к личному убеждению является подвидом данной ошибки и заключается в принятии либо отрицании верности предпосылки на основании личного доверия к ней (или же его отсутствия). Такое недоверие может происходить от незнания (в определении отсутствия знаний или опыта) или от сознательного невежества (в определении отказа от приобретения знаний). К примеру, концепция неуменьшаемой сложности полностью основана на личном недоверии конкретного человека (Майкл Бихи) к возможности естественной эволюции.
Аргумент к последствиям (лат. argumentum ad consequentiam) — это логическая ошибка, использующая последствия утверждения как причину прихода к заключению об его истинности.
Аргумент к утверждению — это логическая ошибка, происходящая, когда верность чего-либо доказывается лишь утверждением его верности, вместо предоставления данных наблюдений или аргумент в его пользу. Хоть это и звучит глупо, в реальности стать жертвой этой ловушки легко и она очень распространена.
Аргумент от ошибки — это логическая ошибка, заключающаяся в объявлении утверждения неверным из-за ошибочности аргумента в его пользу. Она принимает следующую форму:
Аргумент А поддерживает утверждение П
Аргумент А содержит логическую ошибку.
Следовательно, П неверно.
Ассоциативная ошибка — это логическая ошибка, состоящая в утверждении, что свойства одной вещи также присущи другой лишь из-за наличия у них общего качества. Иногда данная ошибка используется для продвижения определённого мнения путём изложения личных качеств определённого человека или группы, которые его придерживаются. Присваивание положительного клейма именуется ассоциативным возвышением, а отрицательного — ассоциативным обвинением, при этом они оба в равной степени ошибочны.
Бесконечная редукция — объяснение можно проиллюстрировать следующим диалогом:
— Земля покоится на трёх слонах
— А эти слоны?
— На большой черепахе.
— А эта черепаха?
— На другой черепахе, ещё больше первой.
— А на что же они все, в конце концов, опираются?
— Отстань. Там дальше так и идут одни черепахи, до самого дна.
Бог белых пятен — логическая ошибка, состоящая в том, что неизвестное замещается некоторым мифом, и более не считается неизвестным. Данный миф может несколько варьировать в зависимости от конкретной религии, но суть объяснения неизученного феномена состоит в том, что «так пожелал (сделал) бог». Очевидно, в силу определённых мировоззренческих особенностей, к этой ошибке почти исключительно тяготеют лишь верующие.
Доведение до абсурда — это приём в полемике, заключающийся в умышленном утрировании аргументов оппонента до такой степени, при которой они кажутся абсурдными (другим словами — бросание в крайности). Данный приём нередко используется как защита, при невозможности опровергнуть веские аргументы оппонента, при отсутствии собственных веских аргументов в споре. По сути своей, приём является близким высмеиванию.
Ложная дилемма — это логическая ошибка, заключающаяся в представлении двух противоположных взглядов, вариантов или исходов как единственно возможных: т.е. если один верен, то другой ложен или, что чаще встречается, если вы не принимаете один из них, то вы должны принять другой. В реальности же, в большинстве случаев, существуют множество промежуточных или альтернативных вариантов, а не только два взаимоисключающих.
Натуралистическая ошибка или апелляция к природе — это логическая ошибка, суть которой состоит в том, что естественные явления объявляются благоприятными, а неестественные — негативными лишь на основании их наличия в природе. Креационисты часто допускают данную ошибку в отношении естественного отбора («выживание сильнейших») в рамках непрекращающейся антиэволюционной пропаганды. В природе слабейшие (менее приспособленные) умирают, следовательно, натуралистическая ошибка призывает отменить благотворительность и здравоохранение, позволить бедным и больным людям умереть, или даже истребить слабых.
Данная ошибка также используется в аргументах против генной инженерии, в аргументах за натуральные продукты (которые, кстати, таковыми не являются, будучи подвергнутыми искусственному отбору) и за нетрадиционную медицину. Также часто встречается при обсуждении гомосексуализма и других альтернативных образов жизни.
Негативное доказательство — это логическая ошибка, принимающая следующую форму:
А верно, потому что нет доказательств, что А не верно.
Если единственным подтверждением существования чего-либо является отсутствие опровержений этого существования, то точкой зрения по умолчанию является скептицизм, а не легковерие.
Такой вариант негативного доказательства распространён среди верующих, пытающихся доказать существование Бога, и в псевдонауке, являя собой попытку сместить бремя доказательства со сторонника идеи на скептика. Однако бремя доказательства лежит на человеке, провозглашающем существование чего-либо, а не на сомневающемся в этом
Ненастоящий шотландец — это умышленная логическая ошибка, благодаря которой человек пытается избежать ассоциаций с неприятным поступком, заявляя, что ни один настоящий член группы, к которой он принадлежит, не может совершить подобного. Вместо того, чтобы признать, что некоторые члены группы имеют отрицательные характеристики, он этой ошибкой пытается изменить определение группы, чтобы исключить их из неё.
«Одно-единственное доказательство» — обманчивый риторический приём и логическая ошибка, часто используемая отрицателями всех мастей. Этот приём заключается в отрицании всего собранного пула наблюдений из-за отсутствия некоего конкретного и, по мнению отрицателя, ключевого доказательства, без которого все аргументы оппонента недействительны. Эффективность доказательства зависит от некого подобия искажённой бритвы Оккама, где любые данные наблюдений, не предоставляющие полный ответ, игнорируются.
Отодвигание ворот — это логическая ошибка, заключающаяся в произвольном изменении критерия, определяющего верность аргумента. Обычно этим занимается проигрывающая сторона в отчаянной попытке сохранить лицо. В некоторых случаях, стандарты изменяются настолько, что аргумент становится недоказуемым или нефальсифицируемым.
Отравление источника — это риторический приём и логическая ошибка, заключающаяся в ассоциации отрицательных эмоций для отвлечения субъекта от фактических данных наблюдения в полемике.
Обычно это достигается путём указания на неприятную сущность оппонента, тем самым делая данную ошибку подвидом атаки ad hominem. В основном, «отравить источник» означает предварительно обеспечить аудиторию какой-либо информацией, которая могла бы способствовать вырабатыванию у неё предвзятого мнения о рассуждении.
Данный приём можно выполнить как явно, так и неявно. Неявным отравлением источника было бы использование специфических прилагательных при представлении чего-либо для влияния на аудиторию. Более явным примером было бы произведение открытой атаки на личность оппонента при его представлении. К примеру, прося людей припомнить, что оппонент сидел в тюрьме, перед тем как передать ему слово, источник отравляется, потому что народ вряд ли поверит аргументации ранее осуждённого человека, какие бы доводы он ни приводил.
Отрицание антецедента — это логическая ошибка, состоящая в использовании ложности антецедента как подтверждение ложности консеквента.
Если А верно, то Б верно.
А ложно.
Следовательно, Б ложно.
Такой вывод неверен, так как не указано что Б может быть верным только в случае верности А. Из этого следует, что другие факторы могли вызвать Б, в то время как А ложно.
Ошибка составления — совершение этой ошибки происходит в случае, если проводится заключение, что целое владеет определённым свойством, поскольку его части владеют этим свойством.
Пример:
Клетки человека невидимы невооружённым глазом.
Люди состоят из человеческих клеток.
Таким образом, люди необнаружимы для невооружённого глаза.
Это ошибочно, поскольку клетки, составляя человека, придают этому целому новые свойства, которые проистекают из особенностей их организации.
Ошибка техасского снайпера — заблуждение анализа данных и ошибка распознавания, состоящая в том, что делается ситуативное ad hoc-заключение на основании совокупности несвязанных данных без рассмотрения подтверждающих данных; объявление первоначальной целью уже достигнутое лишь после того, как оно было достигнуто.
Подмена понятий — это логическая ошибка, заключающаяся в выдаче какого-либо объекта (либо явления) за таковой, каким он заведомо не является, и в использовании несоответствующего контексту определения слова. Эту ошибку часто допускают креационисты и научные фрики для введения в заблуждение своей аудитории, т.к. она может быть использована в равной степени, как для возвышения своей идеи, так и для унижения идеи оппонента.
Подтверждение следствием — это логическая ошибка, состоящая в использовании истинности следствия заявления как подтверждение истинности самого заявления.
Если А верно, то Б верно.
Б верно.
Следовательно, А верно.
Такой вывод неверен даже когда п.1 и п.2 верны, так как не указано что Б может быть верным только в случае верности А. Из этого следует, что другие факторы могли вызвать Б, в то время как А не верно.
Ситуативная надстройка — это формальная логическая ошибка, заключающаяся в требовании участниками особых соображений для их же частной предпосылки. Обычно это происходит потому, что для резонности их аргумента им нужно найти выход из формирующейся логической противоречивости. Следовательно, они вводят «особый случай» или исключения для своих правил.
В то время как это допустимо в некоторых случаях, это становится формальной ошибкой, когда не предоставляется адекватного объяснения почему, конкретный случай является особым.
Скользкий уклон — это распространённая логическая ошибка, являющаяся подвидом аргумента к последствиям и заключающаяся в запрете чего-либо на основании возможности вызова им серии нежелательных последствий. Примером может служить убеждённость противников однополых браков, что легализация последних приведёт к легализации зоофилии, и прочих половых актов считаемых омерзительными или непристойными. Это также является распространённым аргументом среди противников алкоголя, основанным на идее что, единожды опьянев, человек приобретает сильную зависимость и испорченную жизнь.
В то время как скользкий уклон на самом деле может и существовать, обычно аргумент выдвигается, игнорируя возможные смягчающие факторы (как например, осознанное согласие в примере об однополых браках), таких образом делая его чересчур серьёзным доведением до абсурда.
Чучело — это логическая ошибка, заключающаяся в намеренном искажении позиции оппонента, часто используемая в спорах при простодушной публике для того, чтобы создать впечатление что аргументы оппонента могут быть повержены гораздо легче, чем на самом деле.
Название аргумента происходит от обычая тренироваться в боевых искусствах против чучел. Проблема лишь в том, что чучела не дают сдачи, не носят брони, не истекают кровью и вообще мало похожи на то, с чем вам пришлось бы столкнуться в бою. Следовательно, спорящие с чучелом — это всего лишь люди, спорящие с вымышленным оппонентом, который существует лишь у них в голове.
Как избежать логических ошибок в тексте
197110, Россия, Санкт-Петербург, а/я 144, ООО «Юми»+7 (812) 309-68-23
Пропущенную в тексте запятую или неправильно написанное слово помогают найти специальные сервисы. Куда сложнее с логическими ошибками, которые не поддаются пониманию программ. Эти ошибки портят впечатление от текста и заставляют читателя задуматься о профессионализме автора. В этой статье мы выясним, что нужно делать для избежания логических ошибок в контенте.
Законы логики
Помните об этих законах, когда приступаете к написанию нового материала, и проблем с логическими ошибками не возникнет.
Тождество
Рассказывая о каком-либо понятии, позаботьтесь о том, чтобы у читателя не возникло другого понимания этого слова. Проверяйте значение тех слов, которые вызывают сомнение. Часто автор использует понятие в одном значении, совершенно не догадываясь, что читатель воспринимает его совсем по-другому. Яркий пример — «двуспальная» вместо «двухъярусная» или «балкон» вместо «лоджии».
Противоречие
Описание одного и того же предмета не может одновременно содержать противоположные фразы. Остерегайтесь слов-преувеличений: «самый», «однозначно», «наиболее». Они чаще всего ставят подножку логике текста. Пример:
«Самым лучшим музыкантом прошлого тысячелетия был Моцарт. Хотя в таланте ему не уступал Бах».
Исключение третьего
Иногда текст составлен так, что два предложения противоречат друг другу. В этом случае оставляйте истинное предложение и убирайте неверный текст, третьего не дано. Пример: «Договаривайся о встрече заранее и не предупреждай, если нужно перенести дату». Частица «не» здесь лишняя.
Доказательство
Всякое утверждение в тексте должно основываться на неоспоримом факте. Если вы ссылаетесь на исследования, то прикрепляйте ссылку на источник или приводите доказательства. Пример: «С работой ночного сторожа сможет справиться любой человек». Здесь утверждение основывается на личном мнении рассказчика. В реальности далеко не каждому человеку под силу работать ночным сторожем. В этом примере автору следовало бы построить предложение менее категорично.
Борьба с логическими ошибками
Никакого волшебного способа искоренить логические ошибки по щелчку пальца не существует. Нужно лишь обращать внимание на распространенные причины появления этих ошибок и вовремя с ними бороться.
Невнимательность
Это основная причина возникновения логических ошибок. Рекомендуем перечитывать написанный текст, причем делать это желательно после перерыва на другое занятие. Свежий взгляд поможет обнаружить недочеты, которые скрывались от автора ранее.
Блеснуть умом
Нередко автор текста желает вставить в материал умное слово, чтобы подчеркнуть свою эрудицию. Иногда такие решения приводят к казусам, потому что слова используются неправильно и не подходят по смыслу.
Объем
Обилие воды и чересчур большие конструкции предложения могут объясняться тем, что автору требовалось написать текст определенного объема. Здесь совет прост — старайтесь выполнить нужный объем за счет полезной информации.
Итого
Большинство логических ошибок легко избежать, если помнить об основных законах логики и перечитывать написанный текст после занятия другим делом. Проверяйте значение терминов, если не уверены в правильном использовании слов и упрощайте структуру текста, чтобы не попасть в собственные словесные джунгли. Оставайтесь с 1С-UMI и читайте новые статьи о продвижении своего бизнеса в интернете.
Готовые сайты
К
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Разновидности ошибок
Иллюстративный материал
Пример с ошибкой
Комментарии. Верный вариант
Нарушение причинно-следственных связей в содержании
Объяснение: из причины не следует вывод;
приведённое следствие не соответствует указанной причине.
1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая…
2. Преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта.
1. Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку!
2. причина: преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие: расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития.
Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта.
Нарушение логики объединения слов в однородный ряд
СОЕДИНЯТЬ СОЮЗОМ И ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ (РАЗНЫХ) ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА НЕЛОГИЧНО
Софья считает Молчалина очень добрым и услужливым человеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвала в себе эту любовь».
Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом:
Добрый – положительная характеристика незлого человека.
Услужливый – всегда готовый оказать услугу.
сначала ученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затем хочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь». Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: «потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и т. д.
Нарушение логики примера в рассуждении
Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачка ему противна: он презирает всех людей из высшего общества.
Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но! собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать.
Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца).
Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокого положения в свете.
Молчалин и Чацкий… Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли.
Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением): Молчалин и Чацкий…
Верно так: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого.
Нарушение логики утверждения
Молчалин по-своему страшен. Мне страшно осознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жаль этого героя.
Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С. Грибоедовым в этот образ. но! Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать…
— нарушена логика вывода: мне страшно осознавать… и поэтому мне очень жаль Молчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!)
Нарушение логики присоединения нового доказательства
В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так же развивается и спортивная жизнь города.
Не понятно, как так же развивается спортивная жизнь города? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же)
Нарушение логики утверждений
На площади высится памятник В.И. Ленину. За памятником находится Дом культуры.
Памятник В.И.Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например).
Нарушение логики соразмерности в утверждениях
Зимы в Карелии очень снежные, очень холодные. А летом в карельском посёлке(?) очень жарко, стоят знаменитые белые ночи.
Мысль: холодно в Карелии, а жарко только в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли…
Верно так: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи…
Нарушение логики субъектно-объектных отношений
Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (? )доход, у них (? )отобрали.
Кто выполняет действие (субъект) и на кого распространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых?
Верно так: Крестьян, основной доход семейства, отобрали.
Нарушение логики вопроса и ответа.
Как же это (? ) стало возможно? Прежде всего это вина (?) госпожи Простаковой.
Вопрос сформулирован неточно и предполагает другой ответ.
Верно так: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова.
Нарушение логики тезиса и вывода
«Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?) доказывает то (?), что все они (?) необразованны и глупы.
Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть:
Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что «ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству.
Нарушение логики построения сочинения.
В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Во-вторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью.
Начало сочинения не соответствует теме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город.
— нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость.
Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности).
Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие.
Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них:
1: необходимо доказательство (цитата)
2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С.Грибоедова не может мыслить иначе.)
2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой)
3: необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения « Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светского общества, в котором процветает лицемерие).
нарушение логики построения абзаца.
Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью.
В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город.
2 предложение не соответствует заявленной теме. Оно лишнее.
Из двух предложений можно было построить одно:
В сочинении я хотела бы рассказать о том, как просыпается мой родной город Сергиев Посад.
Нарушение логики завершения текста сочинения.
Концовка сочинения
1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город.
2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств.
Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город, потому что моё сердце навек поселилось именно там.
Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещё зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
Нарушение логики сопоставления образно-сюжетных понятий, субъектно-объектных отношений.
Пугачёв наполнил жизнь Гринёва глубоким содержанием, а повесть «Капитанская дочка» глубоким смыслом.
Ученик в одном предложении сопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя.
Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести.
Нарушение логики построения предложения.
Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?)
Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным.
После боя с Кирибеевичем Калашников разговаривает с царём на равных.
Нарушение логики предметно-количественных отношений.
Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны.
Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут известными гимнастками (Д).
Девочек в школе занимается много. Но выражения « правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения.
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Фактической ошибкой называют искажение:
-цитатного материала;
-информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей.
Неточное цитирование
Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?»
Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?»
Неверное указание дат жизни и деятельности (творчества) писателей, написания произведений, названий и жанров произведений.
Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта» написано в 1837 году.
Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году.
Трагедия А.Н. Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
Стихотворение М. Лермонтова « Смерть поэта» было написано в 1837 году.
Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году.
Драма А.Н.Островского « Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
Смешение эпох, авторов, произведений.
А.С. Пушкин, как и Н.А.Некрасов, в стихотворении одушевляет природу.
Нарушение хронологии: Н.А.Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях.
Искажение событий, литературоведческого материала, имен героев.
В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя, но есть ключевые образы ночи и дня.
В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговая композиция.
И.А.Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигур и эмоционального образа.
А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор?
Следует писать не круговая, а кольцевая.
Эпитет не является стилистической фигурой, это троп.
Преувеличенное освещение второстепенных фактов.
Морозка и Метелица – настоящие национальные герои.
Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева.
Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.
При этом:
1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов)
2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера
( литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему):
а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий
хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).
Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль сочинения
Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своём герое, чем как историческое лицо.
См выражение история его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории — это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)?
И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века.
Употребление слов в несвойственном им значении.
(Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.)
Правда зачастую скрыта в глубинах произведения.
Блок следует традиции предка.
Значение слова зачастую отличается от значения слова часто; значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение.
Правда часто скрыта писателем между строк произведения.
Значение слова предок искажает авторскую мысль.
Замена: предок-предшественник.
Неуместное употребление слов иной стилевой окраски.
(Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного –публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста.
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее восприятия.
В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно.
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону».
Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно.
Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно.
Слово шокированы требует замены. Нам понравилась игра актёров.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы
(Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.)
Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы.
Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
Выражение представлены размышления поэтов требует замены.
Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы.
Слово потрясающих требует замены.
Благодаря великим произведениям известных поэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам.
Слово объегорить требует замены
Таким людям всегда удаётся обмануть других.
Выражение все пошли по домам требует замены
Через два часа спектакль закончился, и все разошлись.
Нарушение лексической сочетаемости.
(Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.)
К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны.
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности…
Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизни.
В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны
Выражения увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить.
Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление….
Плеоназм
(Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.)
В двух этих произведениях звучит тема отчаяния.
В обществе произошли социальные изменения.
В выражении в двух этих содержится повтор.
В этих произведениях звучит тема отчаяния.
Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень.
В общественном укладе страны произошли большие изменения.
Ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов.
Под ногами героя рассказа подножка вагона.
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Герой рассказа выскакивает на подножку вагона.
Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология)
В этом рассказе идёт речь…
Бедные и однообразные синтаксические конструкции.
(В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – сказуемое – обстоятельство);
использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения;
в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.)
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и стихотворение Бунина называется «Ночь».
Необходимо изменить конструкцию второго предложения.
По окончании разговора Петров отправился в гостиницу.
Использованы однотипные конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство — подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство.
Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь».
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
(В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени.
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузился в сказку.
Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени;
Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени.
Замрёт…застучит.
наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида;
погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку.
Неудачное употребление местоимений.
(Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.)
В произведении отображены реальные события и герои их времени.
Мы узнаём их характеры и философию жизни, так как они открывают перед читателем душу.
Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» его очарование, его прелесть.
Необходима замена местоимения их.
В произведении отображены реальные события и герои того времени.
Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением.
Мы узнаём характеры и философию жизни героев, открывающих перед читателем душу.
Необходимо исключить местоимения из состава предложения. Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег».
Бессвязность предложений
(И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.)
Многое в Дубне уделяется и культуре.
Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного.
необходима замена слова многое;
необходимо уточнение слова культура.
Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры.
Необходимо разбить предложение на две самостоятельные синтаксические единицы.
Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что на первый взгляд кажется неважным, незначительным.
Стилистическая невыразительность предложения
(Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.)
Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанном лесах.
Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу.
Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно.
Выражение внести большой вклад имеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения.
Эти поэты оказали большое влияние на развитие русской литературы.
Неудачно подобранные выразительно-изобразительные средства.
Учитель – нужная, справедливая, мучительная профессия.
Трудно определить литературное сердце произведения « Мёртвые души».
Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими;
Слово мучительная лучше заменить.
Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия.
Трудно определить самое захватывающее место поэмы « Мёртвые души».
Нарушение порядка слов в предложении.
(Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.)
В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь.
Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи.
Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания.
В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи.
Поменяй начало предложения и его концовку.
В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Соблюдение грамматических норм.
-ошибочное словообразование;
-нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.
Неверная замена приставок, суффиксов в однокоренных словах.
Мохнастый шмель – на душистый хмель.
Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый».
Правильно «мохнатый».
Ошибочное образование формы существительного.
Троп в стихотворении немного.
Нет облак над головой.
Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.
Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д.
Тропов в стихотворении немного.
Ошибочное образование формы прилагательного.
Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.
Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный.
Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.
Ошибочное образование формы числительного.
Ольга была околдована силою шестьюдесяти колец времени.
С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.
Ольга была околдована силою шестидесяти колец.
С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.
Ошибочное употребление формы местоимения.
Возле его просвистела пуля.
Ихней радости не было предела.
Какие мы – судить по нам.
Возле него просвистела пуля.
Их радости не было предела.
Какие мы – судить по нас.
Ошибочное образование формы глагола.
(Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.)
Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.
Барс дрогнулся и бросился бежать.
Прочтя название – « Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.
Наречие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие.
Олень стоял не шевелясь и не моргая.
Барс дрогнул и бросился бежать.
Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось.
Прочитав название…
Нарушение связи согласования.
В стихотворениях, которых автор адресовал своему современнику, звучит тема…
Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.
В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема…
Я стою на холме, окутанном тьмой.
Нарушение связи управления.
(при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.)
Его творения всегда соответствовали с мироощущением.
Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.
Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение.
Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению.
Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль.
Нарушение в структуре словосочетания
(При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.)
Став известным поэтом, которого знают по всему миру.
Задай вопрос от слова знают (где?) …которого знают во всём мире…
Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.
В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.
Ей не понравилось всё, что она пишет.
Задайте вопрос: будущее представляется (каким?)
…В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой.
Замените союзное слово что на союзное слово о чём.
Ей не нравилось всё, о чём она пишет.
Ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами.
(Однородные члены необоснованно являются разными частями речи;
Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст;
Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.)
И героиня надеется, прикладывает невероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.
Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)
Неверная информация: искажения в датах, именах, исторических фактах, неточные цитаты и т. д.
Определяя понятие «факт» по-философски широко, мы не всегда сможем отличить фактические ошибки от голословных утверждений. Поэтому установим между этими ляпсусами такое различие: голословные утверждения могут не основываться на проверяемых фактах, быть субъективными авторскими мнениями или оценками. Фактическая же ошибка всегда предлагает факт, но неверный (что неверный — можно установить, воспользовавшись словарём, справочником, энциклопедией или другим относительно достоверным источником).
Проще всего искать ошибки в таких типах фактов, как даты, числа, имена, названия. Иногда ошибаются и в цитировании.
Не хочу писать банальные фразы на тему здоровья и красоты. Скажу только одно: ваше состояние и то, как вы выглядите, отражает абсолютно всё, что у вас внутри и снаружи. Практически все наши заболевания — результат того, насколько мы справляемся с жизненными ситуациями.
Помимо общей смысловой расплывчатости второй фразы, можно увидеть, что этот тезис является принципиально непроверяемым. Непонятно, на каких фактах он может быть основан. Возможно, то, как мы выглядим, действительно отражает то, что у нас внутри! Но как это подтвердить? Это голословное утверждение, автор которого не задумывается о «достоверности». Третья фраза абзаца не лучше, но здесь утверждение проще опровергнуть — легко назвать десятки болезней, не связанных с «преодолением ситуаций».
Когда Михаил Сергеевич Пушкин только задумывал роман «Геннадий Онегин»…
Здесь — не голословное утверждение, а две фактических ошибки.
Например, за границей всё образование платное, а у нас бесплатное и рядом.
«У нас бесплатное» — это сказано про некое корпоративное обучение для сотрудников, оно и впрямь бесплатное. Но после явной неправды про «заграницу» уже не знаешь, верить ли этому. Здесь нет ошибочных имен или цифр, но любой поисковый сайт покажет, в каких странах Европы есть бесплатное высшее образование. Значит, тут фактическая ошибка.
Именно он в 1979 году впервые применил медитативные практики.
Факт: буддизм, индуизм и другие религиозные течения, где есть медитативные практики, несколько старше сорока лет. Значит, никто не мог применить практики впервые в 1979 году.
Хочу напомнить, что был только один известный истории парень, который мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Его звали Цезарь.
Хочу сообщить, что миф о Цезаре-мультитаскере основан на фрагментах из Плутарха и Плиния. Плутарх писал, что Цезарь мог диктовать письма, пока ехал на лошади (вааау!), или диктовать сразу два или больше писем. Плиний утверждал, что Гай Юлий мог писать или читать и одновременно слушать или отдавать указания. А также надиктовывать то ли четыре, то ли семь писем сразу. Ну, так как вряд ли у него было больше одного рта, диктовал он их, наверное, поочередно.
И хотя древним римлянам эти умения казались удивительными, на «семь не связанных между собой дел» — не тянет. Подобных преувеличений, мифов, распространённых заблуждений в медиаполе множество, взять хотя бы эксперимент с обезьянами и бананами, которого на самом деле не было. Сегодня не каждый редактор догадается проверять подобные отсылки, поэтому и самому автору не стоит верить всему прочитанному.
Фактические ошибки добросовестные авторы могут допускать нечаянно. Однако есть и авторы-пофигисты, и даже те, кто нарочно искажает факты. Например, заметный медийный переполох вызвала докторская диссертация Владимира Мединского, тогда министра культуры РФ. В ней события прошлого «подгонялись» под политические взгляды автора — и с поразительной наглостью.
Из русских летописей известно, что русские люди столкнулись с агрессией неверных, т. е. не христиан, значительно раньше европейцев и в течение нескольких веков успешно её отражали.
На территории современной Франции нашествие арабов остановили за два с половиной века до Крещения Руси.
Как известно, у православных верующих все церковные книги были написаны на русском языке, поэтому понять их содержание было легко. Иная ситуация была у католиков и протестантов. У них Священное писание было написано на латыни, которую рядовые верующие не знали.
Кандидат, а затем и доктор исторических наук Мединский не знает, что был (и есть) церковнославянский язык, простонародью непонятный? Очаровательно. Переводы Библии на немецкий? Мартин Лютер? Какой ещё Лютер?
Но на самом деле русские люди, по сравнению с иностранцами, были настоящими трезвенниками. Ведь им разрешалось употреблять спиртные напитки всего несколько дней в году, по четырём большим церковным праздникам. Иностранцы же пили беспробудно и ежедневно.
Я пытался придумать к этому «научному факту» комментарий более смешной, чем сам «факт», но потерпел позорный провал.
Фактические ошибки бывают опасны. Одно дело — научно-волшебные сказки о волшебном русском народе, и совсем другое — копирайтерские материалы на строительную, автомобильную или медицинскую тематику. Фактические ошибки в них могут привести к денежным потерям или даже испортить здоровье излишне доверчивых читателей. Согласитесь, это поважнее корявой стилистики или потерянных тире. Позаботьтесь о читателях — проверяйте факты.
Как побороть ошибку?
1. Обзаведитесь привычкой проверять всё: цифры, имена, цитаты, «убедительные» яркие случаи (которых, может, и не было). Часто хватает одного источника, но иногда лучше сверить по двум и более. Знание английского тут очень пригодится. Верить опубликованному только потому, что оно опубликовано, нельзя уже давно.
2. Если вы специализируетесь на определённых темах, составьте список справочников или сайтов, которые помогут вам быстро проверять информацию.
3. В сложных случаях не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, которые знают тему намного лучше вас.
Что ещё прочесть?
1. Цитата-бастард.
2. Владимир Березин, «Слово о перевранных цитатах».
3. Беззубов А. Н., Литературное редактирование, часть II, «Фактические ошибки».
4. Валентин Мусатов, «О грубых фактических ошибках в книгах о грибах».
5. Александр Рыбаков, «О грубых недостоверностях в «Большой астрономической энциклопедии» изд-ва «Эксмо»».
Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)
1941–2020. Поздравляем вас с 75-летием Великой победы! |
Нашли ошибку? Проверьте
1945–2020. Поздравляем вас с 75-летием Великой победы! |
Николай I, по официальным данным, умер 18 февраля 1885 года. |
Нашли ошибку? Проверьте
Николай I, по официальным данным, умер 18 февраля 1855 года. |
Местные выборы на Украине запланированы на 25 октября 202 года. |
Нашли ошибку? Проверьте
Местные выборы на Украине запланированы на 25 октября 2020 года. |
Как сказал король Людовик, после нас — хоть потоп! |
Нашли ошибку? Проверьте
Как сказала маркиза де Помпадур, после нас — хоть потоп! |
Родственные ошибки:
5С
17С