Целью
познания является истина.
Под истиной понимается соответствие
знания предмету познания. Само понятие
«истина»
в русском языке неотделимо от понятия
«правда».
Свойством
истины является объективность, т. е.
соответствие реальному объекту,
независимо от воли и желания познающего
субъекта, т. е. человека. В то же время
человеческая истина всегда относительна,
т. е. это знание неполное — за пределами
познанного всегда остается неизведанное,
пока еще не открытое людьми. Всякий
познаваемый объект на самом деле сложнее,
многограннее, чем то, что мы о нем знаем.
Важным свойством истины является
процессуальность, т. е. бесконечность
познания, накопления знаний о мире.
В то
же время знание о каком-то объекте
действительности может быть исчерпывающим.
Такое знание понимается учеными
как абсолютная
истина.
Абсолютная и относительная истина
служат моментами истины
объективной.
Ученые
отмечают также конкретность истины, т.
е. знания об объектах определяются
конкретными обстоятельствами (местом,
временем и т. д.)
Истина
всегда противопоставляется заблуждению,
т. е. знанию ложному, не соответствующему
своему предмету. В ходе развития познания
истина и заблуждения могут перетекать
друг в друга. Например, в средневековье
заблуждением считалась мысль о том, что
Земля вращается вокруг Солнца. Не зря
говорится: «Всякая истина рождается
как ересь, а умирает как предрассудок».
Человечество
веками занимал вопрос: «А как различать
истину и заблуждение?» Это вопрос о
критериях истины. Разные мыслители
усматривали критерии истины в разном.
Одни считали таковым чувственный опыт;
другие — соответствие представлениям
большинства людей, договоренностям
между учеными, мнению авторитетов;
третьи — соответствие божественным
заповедям. Универсальным критерием
истины признана практика, т. е. вовлеченность
познаваемого объекта в деятельность
человека. К примеру, в научном познании
именно результаты экспериментов служат
наиболее весомыми доказательствами
истинности гипотезы, предположения.
В ходе
практической деятельности человечество
вырабатывает также иные, частные критерии
установления истинности знания — к
примеру, очевидность, здравый смысл,
логическая правильность.
Истина
— это объективное содержание сознания,
адекватное отражение предметов и явлений
действительности. С истиной справедливо
связывается самое благородное, возвышенное
и значимое в процессе познания мира,
человека, общества. Истина есть процесс
адекватного (верного, правильного)
отражения действительности в сознании
человека. Истина едина, но в ней
выделяются объективный,
абсолютный и относительный аспекты,
которые в свою очередь можно рассматривать
как относительно самостоятельные
истины.
В объективной
истине отражается
реальное положение вещей, мир, как он
существует вне и независимо от нашего
сознания. В этом смысле можно сказать,
что объективная истина не зависит ни
от человека, ни от человечества. Сказанное
не следует понимать так, что истина
возможна и существует вне субъекта. В
самой по себе действительности истин
нет. Истиной характеризуется лишь наши
познавательные образы, наше знание о
действительности.
Поэтому
истина и субъективна (не путать с
субъективизмом). Вот, скажем, стол. Он
не истинен и не ложен — просто стоит,
существует. Истинным или ложным может
быть только наш образ, наше восприятие
стола — не как у дальтоника или, наоборот,
человека близорукого. Правда, мы
употребляем еще такие выражения, как
«истинная политика», «истинный
человек». Но ясно, что в подобных
случаях истина используется в своей
вторичной, оценочной функции, и мы знаем,
что такое истина политики и человек как
истина.
Истина
всегда субъективна по своей форме,
однако по своему содержанию, т. е. по
тому, что содержится в знании, она
объективна. Содержание этого знания не
зависит от сознания людей. Оно соответствует
действительности, законам, явлениям
природы и общества. К примеру, законы
механического движения были открыты и
сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы
существуют независимо от основателя
классической механики.
Абсолютная
истина —
это полное, исчерпывающее, точное знание
об объекте исследования, знание, не
опровергаемое, а только дополняемое и
развиваемое, последующим развитием
науки. Такие истины нам, естественно,
недоступны. Абсолютная истина — это
только регулятивная идея, т. е. некоторый
идеал, к которому, безусловно, нужно
стремиться, но достичь и удостовериться
в котором невозможно. В реальном своем
выражении абсолютная истина есть понятие
потенциальной бесконечности человеческого
познания мира, предел, к которому
стремится наше знание.
К
абсолютным истинам нередко относят
«вечные» или «окончательные»
истины, истины факта (Маркс родился 5
мая 1818 г.). Хотя и здесь есть относительный
момент — само летосчисление. В исламском
летосчислении (от хиджры) цифры, понятно,
будут другими. Наиболее корректным
можно считать определение абсолютной
истины как совокупности моментов
завершенного, непреходящего знания в
составе истин относительных. Возьмем
в качестве примера атом. Древние считали,
что он неделим. В начале ХХ в. он «состоял»
из электронов. В наше время он «состоит»
уже из массы элементарных частиц. И
число их постоянно растет. Все эти образы
атома — знание относительное. Но сам
факт, что атом — это реальность, что он
существует, относительно устойчив, —
сам этот факт является знаком, элементом
абсолютного знания.
Понятие
«относительная
истина»
служит для обозначения конечных,
ограниченных моментов человеческого
познания мира, приблизительности и
несовершенства наших знаний о
действительности, определенных ступеней
или порядков углубления в ее неисчерпаемую
сущность . Относительная истина зависит
от реальных исторических условий своего
времени, в частности от точности или
совершенства средств наблюдения и
эксперимента Спиркин А.Г. Философия:
Учебник.- М.: Гардарики, 2000..
Абсолютная
и относительная истины — истины
объективные. Разница между ними лишь в
степени точности и полноты отражения
действительности. Абсолютная и
относительная истины на самом деле —
неразрывные аспекты истины объективной.
Важно
обратить внимание на конкретность
истины. Абстрактной истина не бывает.
Истина всегда «приписана» к
определенному месту и времени. Даже
такое, например, конкретное утверждение,
как «вода кипит при 100%» жестко
завязано на нормальное атмосферное
давление (760 мм ртутного столба),
«нормальную» высоту над уровнем
моря и т. д. Высоко в горах, заметим, это
наше в целом правильное
утверждение
придется уточнять. Конкретность истины
следует понимать также и как нарастание
ее единства за счет выявления и синтеза
все новых и новых (многочисленных и
разнообразных) ее сторон.
Интересно
заметить также, что далеко не все в нашей
жизни поддается оценке с точки зрения
истины или лжи. Так, можно говорить о
разных интерпретациях художественного
текста, об альтернативных трактовках
музыкального произведения, о различном
восприятии живописного полотна, но
никак не об их истине или лжи. Весьма
специфично истинностное измерение
таких, например, выражений, как «Закрой
дверь», «Будь честен». Их истину
нельзя найти, открыть или установить —
ее надо просто выполнить: закрыть дверь,
действительно быть честным.
Критерием
истины не может быть публичное или
всеобщее признание. Если какую-то
информацию разделяет большинство, то
это не значит, что на их стороне истина.
В противном случае в разряд истин попали
бы все предрассудки: их, как правило,
придерживается подавляющее большинство
коллектива, общества. Истина не
устанавливается голосованием. Она может
быть и на стороне меньшинства.
Вообще,
как показывает история, истина поначалу
является достоянием либо одного человека,
либо небольшого круга единомышленников.
Когда-то теория относительности была
истиной только А. Энштейна. Другое дело,
что истина, если это действительно
истина, рано или поздно находит дорогу
к сердцам, нет — головам большинства,
всех людей.
Признание,
в конце концов, она действительно
получает. Судьба истины обычно такова:
сначала ее все отрицают, затем с
энтузиазмом принимают, наконец, она
становится чем-то привычным и рутинным.
Итак, не все то, что разделяет большинство,
является истинным, но истина рано или
поздно становится достоянием большинства.
Главным,
решающим критерием истины является
практика, т.е. материальная
предметно-чувственная деятельность
человека, направленная на реальное
преобразование мира — природного и
социального. Разумеется, этот критерий
тоже не абсолютен. Практика носит всегда
конкретно-исторический характер,
развивается, совершенствуется,
конкретизируется. И то, что недоступно
ей сегодня, может стать доступным завтра.
Так,
практика долго не могла расщепить атом
и с этой стороны она как будто подтверждала
его неделимость. Но позже ситуация
изменилась, атом раскололся и в прямом
и в переносном смысле. Кроме того,
практика может быть искаженной,
социально-превращенной. А такой практикой
можно доказать только … ложь. Кроме
того, неясен пока сам механизм работы
практического критерия истины. Однако
более точного и надежного критерия, чем
практика, у людей просто нет.
Заблуждение —
это содержание знания субъекта, не
соответствующее реальности объекта,
но принимаемое за истину Кальной И.И.,
Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов.
Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд.,
стер. — СПб., 2003..
Понятие
«заблуждение» схоже по значению с
понятием «ложь». Анализ философской
литературы показал, что ряд автор ставит
понятия «заблуждение» и «ложь»
в один ряд и считает их синонимичными.
И. Кант
в «Критике чистого разума» считает:
если человек знает, что говорит неправду,
то его высказывание называется ложью,
отмечает, что даже безвредную ложь
нельзя считать невинной, так как она
«остается серьезным нарушением долга
по отношению к самому себе» Кант И.
Критика практического разума. СПб.: Изд.
Фирма РАН, 1995. С. 453. .
Подобная ложь, пишет автор, унижает
человеческое достоинство, ставит под
сомнение порядочность личности человека
и лишает его доверия со стороны окружающих
людей.
Ф.
Ницше не делает различий между категориями
«заблуждение» и «ложь». Он
считает, что сама мораль предполагает
наличие лжи. В основе моральных допущений
лежат заблуждения Ф. Ницше утверждал:
то, что в науке называется истиной, есть
просто биологически полезный вид
заблуждения.
Поэтому
«мир, поскольку он имеет для нас
значение, ложен» и представляет собой
«постоянно изменяющуюся ложь, которая
никогда не приближается к истине…» Ницше
Ф. Соч.: в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 654.
Заблуждение
не является абсолютным вымыслом, игрой
воображения, плодом фантазии. Как
правило, это одностороннее отражение
объективной реальности субъектом,
который предал забвению методологические
замечания Ф. Бэкона о так называемых
призраках (идолах) сознания. Кроме того,
заблуждения — это своеобразная плата
за попытку узнать больше, чем позволяет
уровень теоретической мысли и возможности
практики, это плата за ситуацию неполной
информации. Гносеологическое отношение
на уровне недостаточного знания
относительно объекта и самого себя
неизбежно приводит субъект к заблуждению,
ибо он не в состоянии решить проблему
сознания, как соотнесения знания о себе
и знания об объекте. Нарушение правила
сознания обеспечивает субъекту путь к
идолу, то есть к заблуждению.
История
познавательной деятельности человечества
показывает, что и заблуждения отражают
— правда, односторонне — объективную
действительность, имеют реальный
источник, «земное» основание. Нет и в
принципе быть не может заблуждения,
решительно ничего не отражающего —
пусть и очень опосредованно или даже
предельно извращенно. Истинны ли, к
примеру, образы волшебных сказок?
Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно
— они взяты из жизни и преобразованы
силой фантазии их творцов. В любом
вымысле содержатся нити реальности,
сотканные силой воображения в причудливые
узоры. В целом же такие образцы не есть
нечто истинное.
Бытует
мнение, будто заблуждения — досадные
случайности. Однако они неотступно
сопровождают историю познания как плата
человечества за дерзновенные попытки
узнать больше, чем позволяют уровень
наличной практики и возможности
теоретической мысли. Человеческий
разум, устремленный к истине, неизбежно
впадает в разного рода заблуждения,
обусловленные как его исторической
ограниченностью, так и претензиями,
превосходящими его реальные возможности.
Заблуждения обусловлены и относительной
свободой выбора путей познания, сложностью
решаемых проблем, стремлением к реализации
замыслов в ситуации неполной информации.
Тут
уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто
ищет, вынужден блуждать». В научном
познании заблуждения выступают как
ложные теории, ложность которых выявляется
ходом дальнейшего развития науки. Так
было, например, с геоцентрической теорией
Птолемея или с ньютоновской трактовкой
пространства и времени.
Источником
заблуждения могут быть погрешности,
связанные с переходом от чувственного
уровня познания объекта к рациональному.
Кроме того, заблуждения могут быть
результатом некорректной экстраполяции
чужого опыта без учета конкретной
проблемной ситуации.
Таким
образом, заблуждения имеют свои
социальные, психологические и
гносеологические основания.
Что
касается заблуждения, то, как показала
практика человечества, это неотъемлемый
элемент поиска истины. Пока один откроет
истину, сто пребудут в заблуждении. И в
этом смысле заблуждение представляет
собой нежелательные, но правомерные
издержки на пути к достижению истины.
Однако
нет оснований для пессимистического
воззрения на познание как на сплошное
блуждание в потемках вымыслов. До тех
пор пока человек стремится все вперед
и вперед, говорил И. В. Гете, он блуждает.
Заблуждения в науке постепенно
преодолеваются, а истина пробивает себе
дорогу к свету.
На этой странице вы узнаете
- Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
- Чем отличается заблуждение от лжи?
- Как мы можем доказать истинность знания?
«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья.
Понятие истины
Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.
Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта.
Свойства истины:
- Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта.
- Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу.
- Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей.
Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.
Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение.
Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?
Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины.
Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.
Виды истины
Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.
Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д.
Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно.
Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д.
Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.
Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.
Заблуждение и ложь
Все мы когда-либо заблуждались.
Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий.
Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.
Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.
Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.
Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались.
Ложь — это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается.
Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.
Критерии истины
Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.
Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся?
Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.
Выделяют следующие критерии истины:
- Соответствие законам логики.
- Соответствие ранее открытым законам науки.
- Соответствие фундаментальным законам науки.
- Простота, экономичность формы.
- Практика.
Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.
Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.
Функции практики:
- Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей.
- Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
- Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
- Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.
Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».
Фактчек
- Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
- Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания.
- Практика — важнейший критерий истины.
- Истина бывает относительной и абсолютной.
- Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.
Проверь себя
Задание 1.
Что не является характеристикой истины?
- объективность
- конкретность
- субъективность
Задание 2.
Чем не может выступать практика?
- критерием истины
- целью познания
- основой познания
- критерием стратификации
Задание 3.
Противоположностью истины выступает:
- полуложь
- обман
- заблуждение
- искажение информации
Задание 4.
Какого критерия истины не существует?
- соответствие законам логики
- соответствие внутренним убеждениям ученого
- практика
- соответствие ранее открытым научным законам
Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2.
Поиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое определение этого сложного понятия отражает только какую-то его часть, в большей или меньшей степени соответствующую представлениям человека об истинности и ложности суждений. Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание, принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое истина и чем она отличается от заблуждения.
Содержание статьи
- Определение
- Сравнение
- Выводы TheDifference.ru
Определение
Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.
Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.
к содержанию ↑
Сравнение
Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.
Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.
Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.
Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.
Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.
Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.
к содержанию ↑
Выводы TheDifference.ru
- Заблуждение содержит знания, не соответствующие объективной реальности. Истина адекватно отражает в сознании сущность явлений окружающего мира.
- Заблуждение вытекает из ошибочных суждений. Истина строго логична и подтверждена интеллектуальным опытом.
- Заблуждение требует опровержения. Истину опровергнуть невозможно.
- Заблуждение может иметь религиозный характер. Истинность суждений не совпадает с религиозными представлениями.
- Заблуждение искажает действительность и ведет к новым заблуждениям. Истина проясняет сознание и совершенствует человеческие знания.
На этой странице вы узнаете
- Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
- Чем отличается заблуждение от лжи?
- Как мы можем доказать истинность знания?
«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья.
Понятие истины
Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.
Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта.
Свойства истины:
- Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта.
- Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу.
- Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей.
Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.
Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение.
Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?
Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины.
Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.
Виды истины
Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.
Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д.
Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно.
Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д.
Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.
Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.
Заблуждение и ложь
Все мы когда-либо заблуждались.
Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий.
Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.
Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.
Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.
Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались.
Чем отличается заблуждение от лжи?
Ложь — это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается.
Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.
Критерии истины
Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.
Как мы можем доказать истинность знания?
Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся?
Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.
Выделяют следующие критерии истины:
- Соответствие законам логики.
- Соответствие ранее открытым законам науки.
- Соответствие фундаментальным законам науки.
- Простота, экономичность формы.
- Практика.
Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.
Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.
Функции практики:
- Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей.
- Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
- Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
- Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.
Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».
Фактчек
- Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
- Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания.
- Практика — важнейший критерий истины.
- Истина бывает относительной и абсолютной.
- Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.
Проверь себя
Задание 1.
Что не является характеристикой истины?
- объективность
- конкретность
- субъективность
Задание 2.
Чем не может выступать практика?
- критерием истины
- целью познания
- основой познания
- критерием стратификации
Задание 3.
Противоположностью истины выступает:
- полуложь
- обман
- заблуждение
- искажение информации
Задание 4.
Какого критерия истины не существует?
- соответствие законам логики
- соответствие внутренним убеждениям ученого
- практика
- соответствие ранее открытым научным законам
Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2.
Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.
Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.
Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).
Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.
Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.
Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.
Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.
Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).
Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.
Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.
Различают абсолютную и относительную истину.
Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)
Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).
Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:
1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;
2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.
Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Непосредственная цель познания — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.
Заблуждение — это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.
Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека — ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.
Необходимо отличать заблуждение от лжи.
Ложь — это сознательное искажение фактов.
Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.
Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Людей всегда интересовал вопрос о том, что такое истина и каковы пути преодоления заблуждений, которые также встречаются на пути познания. Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. В основе заблуждения лежит неразвитость, ограниченность и ущербность как самого познания, так и практической деятельности, являющейся фундаментом познания. Заблуждение является искаженным отражением действительности, оно затрудняет наше познание, но является неизбежным моментом познания. Таким заблуждением человечества долгое время было представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли, пока Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей не доказали обратное. Грандиозным заблуждением была алхимия, представление о том, что с помощью “философского камня” можно превращать одни вещества в другие, в частности, получать золото. В форме этого заблуждения и его преодоления складывалась химия как наука о превращениях вещества.
Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины, которое преследует определенные корыстные цели. Очень близки к понятию лжи понятия дезинформации, ошибки. Если заблуждения рано или поздно преодолеваются ходом человеческого познания (иногда даже превращаются в истинные знания), то ложь как передача заведомо неистинной информации более опасна и может быть более живучей, т.к. имеются силы, заинтересованные в такой искаженной информации.
В отличие от заблуждения и лжи истина — это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли с объектом. При этом необходимо учитывать, что истина — не сами объекты действительности, а только знание о них, адекватное объектам. Именно в этом смысле можно говорить об объективности истины, конечной обусловленности наших знаний реальной действительностью, общественно-исторической практикой. Истина — это всегда процесс, а не моментальное, одноразовое постижение объекта в полном его объеме. Например, истиной является утверждение о шарообразности Земли, ибо это подтверждается фактом лунного затмения, при котором тень Земли имеет форму круга.
При характеристике истины используются категории абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Под абсолютной истиной многие философы также понимают образец и предел, к которому стремится наше знание. Таким образом, можно говорить об абсолютной истине в узком смысле слова — знании, которое не опровергается при дальнейшем развитии человеческого познания действительности, и в широком смысле слова — никогда не достигаемом пределе нашего познания, исчерпывающем знании всего мира. Относительная истина — это в общем правильное, но неполное, ограниченное знание. В силу бесконечности и изменчивости окружающего нас мира и зависимости познания от исторических условий на каждом этапе познания мы имеем неполные, незавершенные истины. Старые истины постоянно сменяются новыми либо отвергаются и становятся заблуждениями (к примеру, идеи о существовании теплорода, флогистона, эфира). Абсолютная истина как целостный фрагмент знания складывается из суммы относительных не путем их механического соединения, а в процессе творческого познания, когда из старой теории сохраняются крупицы абсолютной истины (например, при замене классической механики квантовой).
В понимании соотношения абсолютного и относительного моментов в истине существует две крайности: преувеличение роли абсолютных (“вечных”) истин, ведущее к догматизму, и раздувание момента относительности истины, ведущее к релятивизму. Лишь диалектическое понимание соотношения абсолютного и относительного в познании предохраняет от этих крайностей. На важность учета конкретных условий места, времени и других обстоятельств при оценке истинности того или иного положения указывал Гегель, который подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Для того чтобы отличить истину от заблуждения, мы прибегаем к различным способам проверки истины (критериям). В истории философии высказывались различные точки зрения. Философы-эмпирики считали, что человечество овладевает истинными знаниями, отдавая предпочтение чувственному опыту. Философы-рационалисты, напротив, считали, что рациональное, логическое познание дает нам истинную картину мира, а чувственные данные чаще вводят нас в заблуждение. В качестве таких логических критериев предлагались ясность и отчетливость истинных знаний (Декарт), общезначимость (махизм), то, что является выгодным, полезным для человека (прагматизм), соглашение между людьми насчет того, что следует считать истиной (конвенционализм) и др. В каждом из таких подходов есть рациональные, приемлемые идеи. Тем не менее ни одна из этих концепций не дает удовлетворительного решения проблемы критерия истины. Наиболее адекватным следует считать признание решающей роли практики как критерия истины. Как уже говорилось, практика — это многообразные формы материальной деятельности, в которых реализует себя человек. И когда наши знания реализуются на практике, будь то техническое усовершенствование, научное открытие, гипотеза, получившая подтверждение в эксперименте, это означает, что истина прошла решающую проверку. При этом не следует пренебрегать логическими критериями (законами формальной и диалектической логики), помня, что решающее слово за практикой.