Задание 7
ЕГЭ по русскому языку.
Грамматические нормы современного русского литературного языка
Вишневецкая Г.В.,
учитель русского языка и литературы
Структура задания 7
А)…..
Б) …..
В) …..
Г) …..
Д) …..
7. Установите соответствие
1) …..
2) ……
3) …..
4) …..
5) …..
6) …..
7) …..
Нормы современного русского литературного языка
- Орфоэпические
- Грамматические
- Лексические
(морфологические и синтаксические)
Нарушение управления
- Нарушение управления
- Неправильное согласование приложения с определяемым словом.
- Неправильное согласование подлежащего и сказуемого
- Неправильное построение предложения с однородными членами
- Неправильное употребление двойного союза в предложении с однородными членами
- Нарушение согласования причастного оборота с определяемым словом
- Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
- Смешение прямой и косвенной речи
Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Нарушение управления.
Предлог благодаря употребляется
с дательным падежом.
Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Весной в пищевом рационе следует включать больше овощей и фруктов.
Весной в пищевой рацион следует включать больше овощей и фруктов.
Ошибки в структуре словосочетания. Нарушение управления.
А. П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.
А. П. Чехов в письме из Ялты описывает путешествие в ботанический сад.
Ошибки в структуре словосочетания. Нарушение управления.
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
- По приезде в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
- Ошибки в структуре словосочетания. Нарушение управления.
Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
- Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».
- Неправильное согласование приложения с определяемым словом.
Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
Ошибка в согласовании
подлежащего и сказуемого.
На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.
На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости.
Неправильное построения предложения
с однородными членами
За короткий срок в городе – спутнике построены не только новая школа и больница, а также драматический театр.
За короткий срок в городе – спутнике построены не только новая школа и больница, но и драматический театр.
Неправильное употребление двойного союза
в предложении с однородными членами
Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
- Многие из крестьянских изб (каких?), сохранившихся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
- Нарушение согласования причастного оборота с определяемым словом.
Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
- Перечисляя в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
- Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
- Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд.
- Смешение прямой и косвенной речи.
Упражнения
- Во время войны народ надеялся и верил в победу.
- Мы любим футбол и стрелять.
- Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
- Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
- Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
- Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
- Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
- Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
Определите тип ошибки в предложении и исправьте ее (упражнение выполняется письменно)
Проверь себя
- Во время войны народ надеялся на победу и верил в нее.
- Мы любим играть в футбол и стрелять.
- Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
- Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
- Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
- Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
- Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
- Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.
- Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
- Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
- Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
- Поезд прибыл согласно расписания.
- В кинофильме «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
- Ученый оперировал с точными фактами.
- Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
- Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей.
- Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.
- Мы увлекаемся и смотрим фильмы о школе.
Упражнения
Определите тип ошибки в предложении и исправьте ее
Проверь себя
- Лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
- Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
- Студент грустно сказал, что он еще пока не готов отвечать.
- Поезд прибыл согласно расписанию.
- В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
- Ученый оперировал точными фактами.
- Идя на свой первый бал, Наташа Ростова волновалась.
- Спавший кучер, опершись на локоть, начал пятить лошадей.
- Островский показал в Катерине характер, борющийся против отживших устоев.
- Мы увлекаемся (чем?) школой и смотрим (что?) фильмы о ней.
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
- Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
- Успех может быть достигнут благодаря глубоких знаний.
- Я всегда удивлялся его трудолюбием.
- Газета «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
- Присутствующие на лекции попросили объяснить им о роли литературы.
- В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России.
- Смотришь иногда новые фильмы, которые, кажется, что уже когда-то видел.
Упражнения
Определите тип ошибки в предложении и исправьте ее
Проверь себя
- Игорь сказал, что хочет (косвен.речь) лучше быть убитым, чем полонённым.
- Успех может быть достигнут благодаря (кому? чему?) глубоким знаниям.
- Я всегда удивлялся (чему?) его трудолюбию.
- Газета «Аргументы и факты» опубликовала интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
- Присутствующие на лекции попросили объяснить им (что?) роль литературы.
- В пьесе «Вишнёвый сад» (несогласов.приложение) Чехов показал представителей нового поколения России.
- Смотришь иногда новые фильмы, и кажется, что уже когда-то их видел (однор.члены предложения).
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: » Учимся правильно говорить. Найдите грамматическую ошибку Я всегда удивлялся его трудолюбием.» — Транскрипт:
1
Учимся правильно говорить
2
Найдите грамматическую ошибку Я всегда удивлялся его трудолюбием.
3
Найдите грамматическую ошибку «Известия» опубликовала интересную статью.
4
Найдите грамматическую ошибку Современные публицисты печатают свои произведения на страницах «Современник».
5
Найдите грамматическую ошибку В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России.
6
Найдите грамматическую ошибку На столе у Манилова лежала книга, открытая на 14-ой странице и которую он не читал.
7
Найдите грамматическую ошибку Студенты попросили объяснить им о роли литературы.
8
Найдите грамматическую ошибку Я люблю футбол и плавать.
9
Обменяла банты на стаканчик фанты. Ломоть не станем мы колоть. Чтобы тело ободрить, газировку надо пить. Искра- иск
10
Ракушка вам заменит кружку. Дремоте не место на работе. Принудить зануду. На доску накинем все полоски. Понявший- в футбол не игравший.
Хелп сор.Прочитайте предложения.Найдите грамматические ошибки.Запишите предложения в исправленном виде
1.Я рад за его успехи
2.Отец всегда удивлялся трудолюбием сына
3.наша школа отличается среди других школ по своим успехам
4.ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок по перемене
5.данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов.
40б
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
1. Какое из предложенных слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль (или концерт) проданы?
1) бенефис 2)аншлаг 3)премьера 4)фурор
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А)1)прик..снуться , прил..гать, р..сток з)прил..жить, к..снуться, обг..реть
2)р..сток, р..стовщик, предпол..гать 4)раст..рать, прим..рить, заст..лить
Б)1)бе…совестный, ..дание, Ра..сказ 3)пр..казать, пр..вратить, пр..шить
2)в..езд, об..явление, об..единение 4)в..юга, с..язвить,с..ехать
3. Отметьте предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) В саду росли и пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.
2) Многие свои сказки Андерсен писал среди зимы и делал их пестрыми и нарядными.
3) Сказки нужны не только детям но и взрослым.
4) Осенью листья падали и день и ночь.
4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А) Напуганный дурными предзнаменованиями(1) наш проводник(2) отказавшись вести нас(3) повернулся и быстро пошел обратно.1)1 2)2 302,2,3 4)1,2
Б)Она мужественно отнеслась(1) к несчастью(2) постигшему семью. К несчастью(3) начавшаяся метель задержала вылет самолета. 1)1,2 2) 2,3 3)2 4)1,2,3
5. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)
1) Музыка как небо над землей.
2)Степь будто сплошной солнечный диск.
3) Пшеница просо овес все уже созревало.
4) Ее глаза словно звезды.
6. В каком предложении нет грамматических или речевых ошибок?
1) Мы радовались успехами учеников. 3) Успех достигнут благодаря знаниям.
2) по истории нам задано пересказ параграфа. 4)Я всегда удивлялся его трудолюбием.
7.А. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) (В) течение всего путешествия мы не переставали удивляться красоту природы.
2) Плавать в этой реке опасно (в)следствие быстрого течения.
3) (В)течение реки попали льдины.
4) (В)продолжение разговора мы вышли на улицу.
Б) В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) когда(то) (бизнес) клуб, (миро)творец 3) оттого(то), (пяти)бальный, (железно)дорожный
2)буд(то), (по)лисьи, (горько)соленый 4) (пол)Москвы, кем(либо), (русско)английский
8. В каком предложении Не со словами пишется раздельно?
1)Это был (не)знакомый человек 3)Она остановилась, (не)глядя на меня.
2)Она сделала очень (не)приятное замечание. 4)Задача оставалась (не)решенной
9. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется НН?
1)реше..ая задача, некоше..ые травы 3)деревя..ый дом, жаре..ая рыба
2) лекарстве..ые травы, ю..ый возраст 4) весе..ий цветок, маринова..ые грибы
10. Укажите, какое средство выразительности используется в выражении «горит восток»
1)метонимия 2)метафора 3)антитеза 4)сравнение
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вариант 1
1. Выпишите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
звОнишь
облегчИть
тОрты
дефИс
2. Выпишите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
кОфе
диалОг
атЕлье
модЕль
3.
В каком
слове произносится звук [тʼ]?
свитер
текст
ателье
теннис
4.
Укажите словосочетание, в котором
слово крепкий употребить нельзя.
крепкая ткань
крепкие руки
крепкий ливень
крепкий орех
5.
В каком
предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?
Мишка одел братишку потеплее, и они побежали к реке.
На выпускной вечер Ольга одела длинное серебристое платье.
Я одену тебя в шелка, твои плечи укрою мехом.
На праздник взрослые одели малышей в карнавальные костюмы.
6. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
пять яблок
ихние тетради
килограмм мандаринов
нет мест
7. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
пять килограмм
его книга
известные инженеры
опытные шофёры
8.
В каком
предложении допущена грамматическая ошибка? Запишите предложение в
исправленном виде.
Нужно оплатить за проезд в течение одной остановки.
Я всегда удивлялся его трудолюбием.
Река Дон этой весной вышла из берегов.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вариант 2
1. Выпишите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
на доскЕ
повторИшь
докумЕнт
килОметр
2. Выпишите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
досУг
магазИн
квАртал
тОрты
3.
В каком
слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
аТелье
коФе
котТедж
свиТер
4.
Укажите словосочетание, в котором
слово глухой употребить нельзя.
глухой согласный
глухой старик
глухой слух
глухой к просьбам
5.
В каком
предложении вместо слова надеть нужно употребить одеть?
Женщина надела перчатки и вышла на улицу.
Сегодня я решил надеть свои любимые туфли.
Папа надел ребёнка не по погоде.
На встречу с одноклассниками Яна решила надеть свое любимое
платье.
6. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
восемь яблоков
пара сапог
вкусные торты
крепкий кофе
7. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
опытные шофёры
пачка макарон
ихние компьютеры
горький грейпфрут
8.
В каком
предложении допущена грамматическая ошибка? Запишите предложение в
исправленном виде.
Комиссия установила причины аварии.
Вчера мы вернулись со школы поздним вечером.
Мы искренне радовались его успехам.