-
Человеческий
глаз, по свидетельству учёных, способен
различать более полмиллиона цветных
тонов. -
К 1 апрелю Мальцев
выполнил эскиз. -
Желающим получить
путевки для детей следует внести по
ста сорока пяти тысяч рублей. -
Он чувствовал
себя уверенно с четырьмястами рублями,
полученными от отца на мелкие расходы.
Проверочный тест № 23. «Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»
I.
Укажите глагол, у которого отсутствует
форма первого лица единственного
числа:
-
Махать.
-
Затмить.
-
Защитить.
-
Разобрать.
II.
Укажите правильную форму глагола:
-
Ложи.
-
Езжай.
-
Поклади.
-
Поезжай.
III.
Укажите ошибку в образовании причастия:
-
Глохший.
-
Липнувший.
-
Оглохший.
-
Прилипший.
IV. Укажите
глагол, у которого отсутствует форма
первого лица
единственного
числа:
-
Побудить.
-
Писать.
-
Мурлыкать.
-
Стонать.
V. Укажите
неправильную форму глагола:
-
Выправь.
-
Доезжай.
-
Положь.
-
Не
езди.
VI.
Найдите предложение с ошибкой в
образовании причастия.
-
Бойцы,
сражающиеся на улицах города, держались
до последнего. -
Мы
увидели гнездо чайки, разорившееся
хищником. -
Видневшиеся
вдалеке дома казались маленькими. -
Перед
нами березка, колеблемая ветром.
VII. Правильно
образовано причастие в предложении:
-
Ученик,
прочитающий книгу, передал ее содержание. -
Ученики,
интересующиеся этим вопросом, найдут
ответ в справочнике. -
Скала,
омывающая волнами, чернела на горизонте. -
А
вот и купола собора, сверкающиеся в
лучах солнца.
VIII. Нет
грамматической ошибки в предложении:
-
В
законе отсутствуют механизмы,
обеспечивающие бы его исполнение. -
Я
вообще соскучилась. -
В
команду включат спортсменов, сумеющих
победить. -
Запрещен
митинг, вызвавший бы беспорядки.
IX.
Нет грамматической ошибки в предложении:
-
Покойный
писатель выступает с заявлением протеста
против фальсификации. -
После
окончания школы Ковалев поступает
работать на завод, где за короткое время
приобрел квалификацию токаря. -
Магнитогорский
металлургический комбинат ежегодно
заносился на Доску почета. -
Анна
Федоровна организует экскурсию в
библиотеку, знакомит ребят с ее фондами
и персоналом.
X. Нет
грамматической ошибки в предложении:
-
Теперь
наш участок занялся жильем. -
Я
победю все трудности. -
Циклон
грозился наводнением. -
Лучше
всего он чувствовал себя в кругу
учеников, которым бескорыстно помогал.
Проверочный тест № 24. «Синтаксические нормы»
I. Какой
из вариантов управления при глаголах
является неправильным?
-
Ознакомиться
(с чем?). -
Удивляться
(кому? чему?). -
Уловить
(что?). -
Выдумывать
(кому? чему?).
II. Укажите
предложение с
ошибкой в
употреблении деепричастного оборота.
-
Мы
сдружились, готовясь к походу. -
Книги
Донцовой я могу читать, открыв на любой
странице. -
Студенты,
выполняя задание, обращались к справочной
литературе. -
Спускаясь
из окна в светлую ночь, его могут увидеть
часовые.
III.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой.
-
Железнодорожный
состав отправился в рейс согласно
расписанию. -
Вопреки
утвержденным правилам пунктуации,
журналисты часто употребляют тире
вместо двоеточия. -
По
приезде из Петербурга Гоголь поселился
в доме Аксаковых. -
По
завершению эксперимента ученые
опубликуют аналитический отчет.
IV.
Укажите предложение без грамматической
ошибки.
-
Продаю
шкуру медведя, певчих птиц. -
Необходимо
обратить внимание не только на знания
стажеров, но и их практические навыки. -
В
новом помещении цирка можно будет
проводить не только цирковые представления,
но и устраивать большие концерты. -
За
короткий срок в городе построены не
только школа, больница, но и драматический
театр и библиотека.
V.
Выберите предложение без грамматической
ошибки.
-
Четыре
только что выстроенные восьмиэтажные
дома уже заселены. -
Две
недавно отремонтированных комнаты
сдаются внаем. -
Ни
та, ни другая команда не забила гола. -
Сначала
слышался веселые говор и хохот, а потом
все стихло.
VI. Определите,
в каком предложении нет ошибки в
употреблении деепричастного оборота.
-
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, просим изучить возможность
совместного участия в выставке «Деловая
Москва». -
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, рекомендации приняты
к сведению. -
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, заключен договор о
совместном выпуске продукции. -
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, создана совместная
финансовая компания, осуществляющая
расчетно-кассовое обслуживание клиента.
VII. Ошибка
в употреблении деепричастного оборота
допущена в предложении:
-
Стоя
на набережной Невы, мы не раз вглядывались
в эту действительно прекрасную панораму. -
Читая
Гоголя, мне запомнился отрывок про
птицу-тройку. -
Кое-где
на берегу уже лежал снег, резко оттеняя
темную, тяжелую речную струю. -
Я
шел не торопясь, отлично зная, что
пароход, по обыкновению, подойдет с
опозданием.
VIII. Укажите
предложение, в котором нет ошибки в
употреблении деепричастного оборота:
-
Прочитав
этот афоризм, возникает вопрос. -
Прочитав
«Слово о полку Игореве», наше государство
невольно представляется русским
княжеством. -
Добежав
до дороги, веревка кончилась, и корова
остановилась. -
Петя
развеселился, услышав о путешествии.
IX.
Грамматическая ошибка допущена в
предложении:
-
Лаборанту был
предоставлен отпуск для сдачи экзаменов. -
Юбиляр
был награждён почётной грамотой. -
Участники
игры составили и обменялись шутливыми
посланиями. -
Туристы
поражались высоте небоскреба.
X.
Верный вариант управления приведён в
выражении:
-
Нас убеждали о
том, что… -
Нам
внушают о том, что… -
Сообщалось
о том, что… -
Доказательство
о том, что…
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Практическое занятие №10
Тема: Грамматические нормы русского языка. Употребление форм глагола
1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.
2. Особенности образования и употребления форм причастий.
3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
2.Выполните практические задания:
1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно. Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.
2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними. Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.
3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).
4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.
1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.
5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.
Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.
7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях
Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.
8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
3. Орфо- пунктуационный практикум
1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач… нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл… мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.
Литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.
-
Человеческий
глаз, по свидетельству учёных, способен
различать более полмиллиона цветных
тонов. -
К 1 апрелю Мальцев
выполнил эскиз. -
Желающим получить
путевки для детей следует внести по
ста сорока пяти тысяч рублей. -
Он чувствовал
себя уверенно с четырьмястами рублями,
полученными от отца на мелкие расходы.
Проверочный тест № 23. «Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»
I.
Укажите глагол, у которого отсутствует
форма первого лица единственного
числа:
-
Махать.
-
Затмить.
-
Защитить.
-
Разобрать.
II.
Укажите правильную форму глагола:
-
Ложи.
-
Езжай.
-
Поклади.
-
Поезжай.
III.
Укажите ошибку в образовании причастия:
-
Глохший.
-
Липнувший.
-
Оглохший.
-
Прилипший.
IV. Укажите
глагол, у которого отсутствует форма
первого лица
единственного
числа:
-
Побудить.
-
Писать.
-
Мурлыкать.
-
Стонать.
V. Укажите
неправильную форму глагола:
-
Выправь.
-
Доезжай.
-
Положь.
-
Не
езди.
VI.
Найдите предложение с ошибкой в
образовании причастия.
-
Бойцы,
сражающиеся на улицах города, держались
до последнего. -
Мы
увидели гнездо чайки, разорившееся
хищником. -
Видневшиеся
вдалеке дома казались маленькими. -
Перед
нами березка, колеблемая ветром.
VII. Правильно
образовано причастие в предложении:
-
Ученик,
прочитающий книгу, передал ее содержание. -
Ученики,
интересующиеся этим вопросом, найдут
ответ в справочнике. -
Скала,
омывающая волнами, чернела на горизонте. -
А
вот и купола собора, сверкающиеся в
лучах солнца.
VIII. Нет
грамматической ошибки в предложении:
-
В
законе отсутствуют механизмы,
обеспечивающие бы его исполнение. -
Я
вообще соскучилась. -
В
команду включат спортсменов, сумеющих
победить. -
Запрещен
митинг, вызвавший бы беспорядки.
IX.
Нет грамматической ошибки в предложении:
-
Покойный
писатель выступает с заявлением протеста
против фальсификации. -
После
окончания школы Ковалев поступает
работать на завод, где за короткое время
приобрел квалификацию токаря. -
Магнитогорский
металлургический комбинат ежегодно
заносился на Доску почета. -
Анна
Федоровна организует экскурсию в
библиотеку, знакомит ребят с ее фондами
и персоналом.
X. Нет
грамматической ошибки в предложении:
-
Теперь
наш участок занялся жильем. -
Я
победю все трудности. -
Циклон
грозился наводнением. -
Лучше
всего он чувствовал себя в кругу
учеников, которым бескорыстно помогал.
Проверочный тест № 24. «Синтаксические нормы»
I. Какой
из вариантов управления при глаголах
является неправильным?
-
Ознакомиться
(с чем?). -
Удивляться
(кому? чему?). -
Уловить
(что?). -
Выдумывать
(кому? чему?).
II. Укажите
предложение с
ошибкой в
употреблении деепричастного оборота.
-
Мы
сдружились, готовясь к походу. -
Книги
Донцовой я могу читать, открыв на любой
странице. -
Студенты,
выполняя задание, обращались к справочной
литературе. -
Спускаясь
из окна в светлую ночь, его могут увидеть
часовые.
III.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой.
-
Железнодорожный
состав отправился в рейс согласно
расписанию. -
Вопреки
утвержденным правилам пунктуации,
журналисты часто употребляют тире
вместо двоеточия. -
По
приезде из Петербурга Гоголь поселился
в доме Аксаковых. -
По
завершению эксперимента ученые
опубликуют аналитический отчет.
IV.
Укажите предложение без грамматической
ошибки.
-
Продаю
шкуру медведя, певчих птиц. -
Необходимо
обратить внимание не только на знания
стажеров, но и их практические навыки. -
В
новом помещении цирка можно будет
проводить не только цирковые представления,
но и устраивать большие концерты. -
За
короткий срок в городе построены не
только школа, больница, но и драматический
театр и библиотека.
V.
Выберите предложение без грамматической
ошибки.
-
Четыре
только что выстроенные восьмиэтажные
дома уже заселены. -
Две
недавно отремонтированных комнаты
сдаются внаем. -
Ни
та, ни другая команда не забила гола. -
Сначала
слышался веселые говор и хохот, а потом
все стихло.
VI. Определите,
в каком предложении нет ошибки в
употреблении деепричастного оборота.
-
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, просим изучить возможность
совместного участия в выставке «Деловая
Москва». -
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, рекомендации приняты
к сведению. -
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, заключен договор о
совместном выпуске продукции. -
Учитывая
важность укрепления связей между нашими
предприятиями, создана совместная
финансовая компания, осуществляющая
расчетно-кассовое обслуживание клиента.
VII. Ошибка
в употреблении деепричастного оборота
допущена в предложении:
-
Стоя
на набережной Невы, мы не раз вглядывались
в эту действительно прекрасную панораму. -
Читая
Гоголя, мне запомнился отрывок про
птицу-тройку. -
Кое-где
на берегу уже лежал снег, резко оттеняя
темную, тяжелую речную струю. -
Я
шел не торопясь, отлично зная, что
пароход, по обыкновению, подойдет с
опозданием.
VIII. Укажите
предложение, в котором нет ошибки в
употреблении деепричастного оборота:
-
Прочитав
этот афоризм, возникает вопрос. -
Прочитав
«Слово о полку Игореве», наше государство
невольно представляется русским
княжеством. -
Добежав
до дороги, веревка кончилась, и корова
остановилась. -
Петя
развеселился, услышав о путешествии.
IX.
Грамматическая ошибка допущена в
предложении:
-
Лаборанту был
предоставлен отпуск для сдачи экзаменов. -
Юбиляр
был награждён почётной грамотой. -
Участники
игры составили и обменялись шутливыми
посланиями. -
Туристы
поражались высоте небоскреба.
X.
Верный вариант управления приведён в
выражении:
-
Нас убеждали о
том, что… -
Нам
внушают о том, что… -
Сообщалось
о том, что… -
Доказательство
о том, что…
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,669 -
гуманитарные
33,656 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
612,029 -
разное
16,908
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Практическое занятие №10
Тема: Грамматические нормы русского языка. Употребление форм глагола
1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.
2. Особенности образования и употребления форм причастий.
3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
2.Выполните практические задания:
1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно. Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.
2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними. Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.
3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).
4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.
1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.
5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.
Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.
7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях
Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.
8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
3. Орфо- пунктуационный практикум
1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач… нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл… мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.
Литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.