найдите и исправьте ошибки: 1)на обеих берегах реки раскинулись леса. 2)каждый уговаривает почетного гостя поехать к себе.3)Тургенев приводит героя к осознанию своих ошибок.4)донское казачество разъехалось по своим хуторам,они больше не хотели воевать.5)профессор предложил ассистенту прочитать свою лекцию.6) хозяйка сняла чемодан и отодвинула его в сторону.7)проверить все данные опытов и описать их оказалось не возможным. 8)собранный урожай отправляется в разные уголки страны.9)по совету врача больной полоскает горло раствором соды. 10)я убежу всех в правильности моего решения.
Оба приведенные варианта слов убедю и убежду являются неверными. Если такие формы употребляют в своей речи, устной или письменной, налицо морфологическая ошибка. У глагола «победить», как у ряда других (дерзить, убедить, громоздить, шелестеть, очутиться, чудить, дудеть, чадить, приютить), не существует форм первого лица единственного числа. Если нужно выразиться от первогот лица, используем описательную конструкцию, введя в нее вспомогательные глаголы: я хочу победить, я стремлюсь победить, я стараюсь победить: я надеюсь убедить, я попытаюсь убедить, я смогу убедить. система выбрала этот ответ лучшим З В Ё Н К А 7 лет назад Форма 1-го лица имеется в виду? Тогда оба варианта неверны. И все другие экспериментальные варианты будут неверными. Потому что глагол «убедить» является недостаточным. Форма такая не используется, её нет и не может пока быть. И как бы мы ни пытались что-нибудь эдакое придумать: «убедю», «убежду», «убезю» и другие, — всё это будет просто грамматической игрой. Если задаться вопросом «А почему вдруг так?», то есть ответ. Недостаточность глагола «убедить» основана на неприемлемой (нехарактерной) фонетике. Язык «понимает», что какая-то форма нужна, она семантически оправданной будет. Но пока не нашёл её. Поэтому мы и выкручиваемся с помощью «смогу убедить» и прочих приёмов. В Рокотов 4 года назад В данном случае нельзя говорить ни убедю, ни убежду — потому что у глагола «убедить» нет формы 1 лица ед. числа, также нет ее у таких глаголов как Если все же необходимо построить фразу себя лично (от 1 лица в будущем времени), то придется использовать вспомогательные части речи, а глагол «убедить» оставить в неизменном виде — я смогу убедить, я хочу убедить, я планирую/надеюсь/могу убедить.. и проч. Эл Лепсоид 4 года назад Приведенные слова в обеих формах (и «убежду», и «убедю») явно режут слух более-менее грамотного в русском языке человека. Поэтому, возможно, и возник этот вопрос. Режут слух эти слова как-раз потому, что оба варианта являются неверными: у слова «убедить» (как и у некоторых других подобных слов) не существует формы первого лица единственного числа: другие числа и лица есть, а вот первого единственного — нет. Поэтому предложения, если хотят выразить эту мысль, несколько расширяются и добавляются другие, например, глаголы, которые позволяют создать правильную структуру предложения: я попробую убедить, я хочу убедить и т.п. Татьяна Нег 7 лет назад Не от всех глаголов можно образовать все формы настоящего, будущего времени. Такие глаголы называются недостаточными. Форма 1 лица единственного числа отсутствует у таких глаголов, как пылесосить, победить, убедить, затмить и некоторых других. Поэтому слов «убежду», «Убедю» нет. Для того, чтобы выразить свою мысль, используют другие формы данных глаголов или заменяют их другими частями речи: Я постараюсь вас убедить. Я в этих сороА вот некоторые глаголы, наоборот, имеют по две формы в каком-либо лице: мяукает — мяучет, кудахтает — кудахчет, двигает — движет, капает-каплет и др. Такие глаголы называются избыточными. Dmitry68 7 лет назад Это классический пример недостаточных глаголов, то есть тех, количество форм которых ограничено. «Убедить», «победить», и ряд других глаголов не имеют формы первого лица будущего времени, и могут правильно употребляться только в составе описательных конструкций «смогу убедить», «намереваюсь убедить», «постараюсь убедить» и т.п. Всяческие «убедю», «убежу», «убеждю», «убежду» являются ошибками — нет таких слов в русском языке. дашундра 7 лет назад здравствуйте, таких слов нет в русском языке ) К сожалению, оба варианта не верны. Таких слов как убежду или убедю, нет. Говорить так нельзя, разве что ради смеха. Как в одной знакомой песенке: И всех победю, и всех победю… Если кого-то действительно нужно убедить, то нужно использовать описательный прием, а именно: Мне хотелось бы убедить вас в обратном, или Я постараюсь убедить комиссию, или Хоть и не убедил, зато развеселил. Одним словом, окружите это непростое слово соседями, которые помогут ему грамотно влиться в речь, у него одного точно ничего не получится :)) Глагол несовершенного вида и первого спряжения Убеждать относится к тем глаголам, у которых отсутствует форма будущего времени первого лица единственного числа. Поэтому нельзя сказать ни Убежду, ни Убедю — это неправильные формы. Подобные затруднения мы будем испытывать и с глаголом Победить, а вот для глагола Пылесосить сложной оказывается форма настоящего времени. Если все-таки возникает потребность использовать глагол Убедить в будущем времени, то можно дополнять его: Я решила, что смогу убедить вас в этом. Maria Muzja 6 лет назад Правильным вариантом, в данном случае, получится такой — «я убеждаюсь» (от «убеждать»). «Убедиться» — у этого слова, форма первого лица и единственного числа не употребляется, и ее следует избегать всеми возможными способами, следовательно, представленные варианты («убежду» и «убедю») ошибочные, так нельзя говорить. Либо можно построить предложение немного по-другому. И не то и не другое слово не имеют право быть в русском языке, по крайней мере в академическом его смысле. Они оба буквально «режут» слух. Есть слово «убедить» более подходящее в выражения этой мысли. Вот его и можно «обыграть» частицами и предлогами (здесь выбор свободный) Однако это будет более правильным чем сочинять не существующие слова. Знаете ответ? |
25.06.2021|11:11
Подпишитесь на Penzainform.ru
Нужно убедить собеседника в верности своей позиции. Уверенно думаем: уж я-то его убедю! Или убежу? А может, убежду? Как правильно?
Есть в русском языке глаголы, которые специалисты называют недостаточными: «победить», «убедить», «чудить», «дерзить», «ощутить», «очутиться» и некоторые другие. Не хватает им некоторых форм. Чаще всего страдает форма первого лица единственного числа, а первое лицо — это «я».
Причины разные. Во-первых, изменение или затемнение смысла. Скажем, например, «я держу» — непонятно: это от «дерзить» или от «держать»? А во-вторых, неблагозвучие и неудобство произношения. Придется в таких случаях использовать не одно слово, а устойчивый оборот «я одержу победу» или сочетание «смогу победить».
У глагола «убедить» тоже нет первого лица единственного числа. «Убедю», «убежу», «убежду» — неверно. «Я должен убедить» — так правильно.
Будем следовать нормам грамматики и говорить грамотно.
1. Семь целых три
десятых километров железнодорожного
пути оказались затопленными. 2.
Строительство закончится к двухтысячному
шестому году. 3. Я должен поздравить Вас
с успешной защитой своей диссертации.
4. Я купил книгу с семидесятью чертежами.
5. Самое удобнейшее место для встречи –
центр города. 6. Экспедиция добиралась
до реки двадцать трое суток. 7. В нашей
группе двое девушек. 8. На
дорогу у нас ушло полтора суток.
9. Я убежу его в правильности решения.
10. План уже выполнен на 96,5 процентов.
11. На протяжении сто сорок пяти километров
вдоль Черного моря раскинулись Сочи.
12. Ихние документы оформлены неправильно.
13. На четырехсот шестидесяти избирательных
участках все было готово ко встрече с
избирателями. 14. На рабочем месте
оказались только три библиотекарши.
15. Мой друг пошел в цирк: он скоро уезжает
из нашего города.
Тема:
Синтаксические
нормы
1. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов.
1. Это произведение
я прочитал летом, посвященное Великой
Отечественной войне. 2. Заданный вопрос
экзаменационной комиссией несколько
исправил ситуацию.
3. Хозяин дачи поймал соседских мальчишек
в своем саду, кравших у него яблоки. 4.
Эти вдохновенные строки А. Пушкин
посвятил женам декабристов, последовавших
за своими мужьями в Сибирь. 5. Результатами
брифинга, состоявшимися в понедельник,
все присутствовавшие остались довольны.
2. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Меня
не раз охватывал смех, смотря комедию
«Ревизор». 2. Поднявшись на небольшой
пригорок, перед нашим взором открылся
поражающий своим великолепием вид. 3.
Узнав эту прекрасную новость, радости
его не было предела. 4. Дойдя до реки,
усталость овладела нами. 5. Подъезжая к
станции, в вагоне стало шумно.
3. Согласуйте подлежащее и сказуемое.
1.
Большинство студентов нашей группы
успешно (защитило;
защитили)
курсовой
проект. 2. 101 депутат (участвовал;
участвовали)
в работе сессии. 3.
Газета «Московские новости» (опубликовала,
опубликовали)
интересную статью. 4.
Восемьсот рублей, заработанных за лето,
(было потрачено;
были
потрачены)
на подготовку к учебному году. 5. После
удачного гола полстадиона (зааплодировало;
зааплодировали).
6. Немало людей, считающих себя
гуманистами, (полагает,
полагают),
что России необходима смертная казнь.
7. До конца пути (осталось,
остались)
23 км. 8. Большинство (решило,
решили) не
дожидаться помощи. 9. Хоккайдо на 60%
(покрыто,
покрыт)
лесами. 10. Большинство из них (было;
были)
пионерами.
4. Найдите, объясните и исправьте синтаксические ошибки.
1. Больным давали
фрукты, какао, апельсины, крепкий бульон.
2. Зайдя в
машинное отделение, меня обдало жаром.
3. Мне было
бы интересно узнать твое мнение на эту
проблему. 4. Оля съела бублик вместе с
собакой. 5.
В аннотации были изложены основные
сюжетные линии
романа, расположенной на обложке. 6.
Благодаря своей рассеянности он часто
теряет вещи. 7.
Я пришел с института всего час назад.
8. Фабрика «Аврора» выпустила новую
игрушку для детей из пластмассы. 9. Я еще
не решил, что буду
ли я поступать в МГУ. 10. Никто, даже лучшие
друзья, не могли мне помочь выйти из
кризиса. 11. Мы должны успеть не только
купить билеты, но и продукты в дорогу.
12. Кондуктор потребовала оплатить за
проезд. 13. Ответ по его заявлению был
отправлен своевременно.
14. Согласно распоряжения директора срок
сдачи проекта истекает первого марта.
15. Хаос на автодорогах и сотни аварий
вызвали резкое понижение температуры
и гололед. 16. Группа студентов пришла
слушать факультативный курс лекций по
сварке доцента Петрова. 17. Просидев в
библиотеке до вечера, работа была мною
написана.
Тема:
Функциональные
стили
1.
Оформите
список литературы
правильно (см. образец).
1. Книга
Н. И. Формановской «Речевой этикет и
культура общения», изданная в 1989 году
в издательстве «Русский язык» (Москва),
объемом 235 страниц.
2.
Статья И. С. Улуханова «О новых
заимствованиях в русском языке»,
опубликованная в первом номере журнала
«Русский язык в школе» в 1994 году на стр.
70-75.
3.
Словарь перестройки, изданный в 1992 году
в петербургском издательстве «Златоуст»,
объемом 256 страниц, под общей редакцией
В. И. Максимова.
4.
Тезисы доклада Г. Г. Тимофеевой
«Функционирование новых англо-американских
заимствований в русском языке 80-х годов»,
опубликованные в сборнике тезисов
межвузовской конференции «Проблемы
функционального описания языковых
единиц» (редактор – О. М. Буркова) в
Екатеринбурге в 2003 году на стр. 116-117.
5.
Шанский Н. М., Яковлев А. А. «В мире слов».
М.: Русский язык, 1971.(170 стр.)
6.
Автореф. дис. … канд. философ. наук.
Штельцнер В. А. Логические проблемы
дискуссии. М., 1973. – 14 с.
7. Новые слова и
словари новых слов: Сб. статей / Под ред.
Е. А. Левашова. СПб., 1997. – 169 с.
Образец оформления
разных типов источников.
Статья
-
Беляев К. Г.
Особенности зимней спячки даурского
суслика / К. Г. Беляев // Сибирский
экологический журнал. – 2005. – № 3. – С.
515-521.
Книга 1-3 авторов
-
Горышкина Т. К.
Ботанические экскурсии по городу / Т.
К. Горышкина, М. Е. Игнатьева. – СПб. :
Химиздат, 2000. – 149 с.
Книга без автора
-
Деловое досье
фирмы : краткое пособие по делопроизводству
/ под ред. В. Е. Баранова. –
М. : Информ.
центр «Маркетинг», 1993. – 88 с.
2.
Самостоятельно подберите отрывок для
цитирования.
Оформите выбранный фрагмент: а) как
прямую речь, б) как придаточное предложение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
27.04.2019486.91 Кб1f1.doc
- #
Сгруппируйте существительные и аббревиатуры по родам.
Кафель, крем-сода, моль, зазнайка, бра, ГИБДД, лебедь, Мехико, такси, крупье, шампунь, тюль, школа-интернат, регби, ЗАГС, Лимпопо, вуаль, ябеда, Тбилиси, гамма-излучение, салями, НИИ, УВД, растеряха, кофе, Дели, Гоби, театр-студия, СНГ, МВФ, мозоль, кондуктор, маэстро, ЭВМ, МИД, портмоне, тушь, сулугуни, портье, фойе, атташе, тамада, ВГТРК, ТЭЦ, танго, судья, газель, табель, кенгуру, жабо, музей-квартира, сластёна, филе.
Образуйте Им. падеж множ. числа данных существительных.
Бухгалтер, профессор, шофер, ректор, автор, слесарь, инженер, кондиционер, инспектор, соболь, образ, пропуск, торт, вентилятор, волос, голос, купол, штабель, клин, шило, стул, дно.
Образуйте Род. падеж множ. числа данных существительных.
Простыни, вишни, барышни, яблони, чулки, килограммы, гектары, помидоры, дела, грузины, солдаты, сандалии, носки, вафли, ясли, абрикосы, джинсы, кухни, лезвия, плечи, таджики, цапли, сапоги, цыгане, манжеты, амперы, очки, кочерги, сумерки, туфли.
Запишите, заменяя цифры словами.
1) Сумма 743 и 159 равна 912. 2) Произведение 952 и 465 равно 442 680. 3) Ограничьте расходы 874 рублями.. 4) Небольшой старинный город с 4675 жителями привлекал много туристов. 5) Школьная библиотека располагает 2483 книгами.
Раскройте скобки.
Дружба Огарёва с (Герцен); сатирический талант (Николай Васильевич Гоголь, Ярослав Гашек); знакомство с (Чарли Чаплин, Чарльз Дарвин); в произведениях (Александр Блок, Жорж Санд, Джон Остин, Джейн Остен); интервью с (Эрих Мария Ремарк, Михаил Таль); работы (М. Туган-Барановский, Пётр Черных, Николай Иванович Шуба, Константин и Елена Рерих); похождения (Казанова); сказки (Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм); песни (Соловьёв-Седой, Лебедев-Кумач, Булат Окуджава, Юлий Ким, Виктор Цой); заявление принято от (Чеплинскас Дарья Ивановна, Евгений Жук); диплом выдан (Ганжа Любовь Ильинична, Наталья Седых); улица (Миклухо-Маклай, Ким Ю Чен); супруги (Петросян, Иванов); дача под (Ростов, Калинин), встреча с (Николай Ростов, Михаил Калинин).
Объясните и исправьте морфологические ошибки в предложениях.
1. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались затопленными. 2. Строительство закончится к двухтысячному шестому году. 3. Я должен поздравить Вас с успешной защитой своей диссертации. 4. Я купил книгу с семидесятью чертежами. 5. Самое удобнейшее место для встречи – центр города. 6. Экспедиция добиралась до реки двадцать трое суток. 7. В нашей группе двое девушек. 8. На дорогу у нас ушло полтора суток. 9. Я убежу его в правильности решения. 10. План уже выполнен на 96,5 процентов. 11. На протяжении сто сорок пяти километров вдоль Черного моря раскинулись Сочи. 12. Ихние документы оформлены неправильно. 13. На четырехсот шестидесяти избирательных участках все было готово ко встрече с избирателями. 14. На рабочем месте оказались только три библиотекарши. 15. Мой друг пошел в цирк: он скоро уезжает из нашего города.
Тема:Синтаксические нормы
Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов.
1. Это произведение я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. 2. Заданный вопрос экзаменационной комиссией несколько исправил ситуацию. 3. Хозяин дачи поймал соседских мальчишек в своем саду, кравших у него яблоки. 4. Эти вдохновенные строки А. Пушкин посвятил женам декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь. 5. Результатами брифинга, состоявшимися в понедельник, все присутствовавшие остались довольны.
Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Меня не раз охватывал смех, смотря комедию «Ревизор». 2. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. 3. Послушав лекцию о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев. 4. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 5. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно. 6. Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела.
Согласуйте подлежащее и сказуемое.
1. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило; защитили) курсовой проект. 2. 101 депутат (участвовал; участвовали) в работе сессии. 3. Газета «Московские новости» (опубликовала, опубликовали) интересную статью. 4. Восемьсот рублей, заработанных за лето, (было потрачено; были потрачены) на подготовку к учебному году. 5. После удачного гола полстадиона (зааплодировало; зааплодировали). 6. Немало людей, считающих себя гуманистами, (полагает, полагают), что России необходима смертная казнь. 7. До конца пути (осталось, остались) 23 км. 8. Большинство (решило, решили) не дожидаться помощи. 9. Хоккайдо на 60% (покрыто, покрыт) лесами. 10. Большинство из них (было; были) пионерами.
1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки.
1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами.
2) Расстояние измеряется восемью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами.
3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей.
4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами.
5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями.
6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители.
7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.
До конца экспедиции осталось двадцать двое суток.
9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес.
10) В моей библиотеке около полутораста книг.
2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки.
1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту.
2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка.
3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись.
4) Нас было двое, а их – четверо.
5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков.
6) У обоих часов сломана секундная стрелка.
7) Оставшуюся полсотни километров участники гонки преодолели с большим трудом.
Трое неизвестных неожиданно появились перед нами.
9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю.
10) Озеро находится в полутора километрах от города.
Вы перешли к вопросу 1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
А для кого-то, может быть, ни одного? Всё ясно! Все знают, какой сейчас год.
Но, попробуем обсудить вопросы по порядку.
Первый вопрос — математический.
Кажется, совсем недавно мы ждали наступления нового века и нового тысячелетия. И многие поторопились встретить его с наступлением двухтысячного года. Хотя он был последним годом прошлых и века, и тысячелетия. Со многими знакомыми приходилось спорить тогда на эту тему. До некоторых так и не дошло, что сто или тысяча лет проходит не с началом сотого или тысячного года, а с их окончанием.
Да что говорить о простых людях, когда даже президент Ельцин, прощаясь со страной 31-го декабря 1999 года, заявил, что уходит на рубеже веков. Но ему так и не удалось дополнить юлианский и григорианский календари ельцинским.
Сейчас уже никто не думает, что идёт восьмой год нового века и тысячелетия. Все благополучно отпраздновали и начало 2001-го года. Первый вопрос закрыт!
Второй вопрос — лингвистический.
Для начала — лирическое отступление.
Мы знаем, как лингвисты борются за чистоту русского языка. Но, в то же время, отслеживают его динамику и вносят изменения в словари. Что не удалось Ельцину — сделал Путин. За несколько последних лет многие, вслед за президентом стали говорить вместо «обеспЕчение» — «обеспечЕние». Наверное, это скоро отразят и словари русского языка. Или уже? Как я уже писал, мои словари были изданы ещё в брежневское время.
А теперь о сути второго вопроса.
Мы знаем, что и в старые времена некоторые не могли правильно склонять числительные. Но это не бросалось в глаза. Дикторы средств массовой информации представляли собой эталон грамотности, а для политиков речи писали тоже грамотные люди.
Сейчас же и политики, и министры, а, особенно экономические обозреватели, часто путаются в числительных. Это просто режет ухо. А люди слушают и повторяют.
Но сейчас, уже седьмой год, существует новый феномен. Думаю, что филологи напишут на эту тему не одну диссертацию.
Людям очень понравилось произносить название последнего года прошедшего столетия и тысячелетия — «двухтысячный». Это раньше в течение тысячи лет произносили: «одна тысяча такой-то год» или ещё проще: «тысяча девятьсот…». И все к этому за тысячу лет привыкли и произносили правильно.
Но, наконец-то, наступил первый год нового века и нового тысячелетия — 2001-й.
Вот тут-то и возникли проблемы!
Вроде бы нужно говорить: «две тысячи первый» и так далее год. Но «двухтысячный» звучало так красиво…
И, кто-то по приобретённой за год привычке, кто-то повторяя за другими, стали говорить: «двухтысячи первый», второй и так далее… И опять так говорят многие в средствах массовой информации, а за ними и все остальные. И так уже седьмой год…
Что будем делать? Менять словари?
На второй вопрос заголовка ответа пока нет.
Я же желаю всем разобраться и говорить по-русски правильно.
P. S. Допечатываю эту статью. Параллельно слушаю радиостанцию «Эхо Москвы». Ведущая программы Евгения Альбац в диалоге с главным редактором этого радио Алексеем Венедиктовым говорит: «В двутысячи…». Послушайте сами! Это третий вариант — без буквы Х…
Вот так! Меняем словари? Или посылаем их…
И говорим, кому как нравится? Ведь всё равно понятно.
17. Выберите грамматически верный вариант:
а) Строительство этого объекта запланировано на двух тысячи шестой год.
б) К пушкинскому юбилею двух тысяч девятого года надо начинать готовиться уже сейчас.
в) В двухтысячном году мы еще на что-то надеялись.
г) Двух тысяча пятый год запомнился нам разрушительными катастрофами.
18. Отметьте, в каком словосочетании содержится грамматическая ошибка:
а) воодушевлять к написанию гимна
б) вдохновлять на новые открытия
в) способствовать выздоровлению
г) привлечь к работе над проектом
19. Выберите верный вариант.
а) Нас убеждали о том, что…
б) Доказательство о том, что…
в) Сообщалось о том, что…
г) Нам внушают о том, что…
20. Найдите предложение с ошибкой.
а) Туристы поражались высоте небоскреба.
б) Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями.
в) Лаборанту был предоставлен отпуск для сдачи экзаменов.
г) Директор отметил юбиляра почетной грамотой.
21. Отметьте верное употребление деепричастного оборота.
а) Читая Гоголя, мне запомнился отрывок про птицу-тройку.
б) Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни.
в) Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались в эту действительно прекрасную панораму.
г) Пресытившись жизнью, на него нападает хандра.
22. Какое из предложений не нуждается в стилистической правке?
а) Эти сорта пшеницы наиболее урожайные и интенсивные в росте.
б) Россия должна посмотреть в будущее с тем, чтобы чувствовать себя демократической страной.
в) Императорское Русское географическое общество внесло весомый вклад в изучение стран Востока.
г) Для обнаружения движения в космосе можно допустить, что перемещение звезд беспорядочные, хаотичные.
23. Отметьте, в каком предложении есть речевая ошибка.
а) Каждый человек хоть один раз в жизни писал автобиографию.
б) Нам еще нужно успеть купить сувениры.
в) Суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
г) Во время экзаменов дорога каждая минута времени.
24. В каком предложении слово употреблено в неверном значении?
а) Кардинальные перемены в работе фирмы очевидны.
б) Два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников-авангардистов.
в) Достаточно вспомнить тех, кто стал жертвами репрессий.
г) Ожидается созыв очередного съезда.
25. Выражение, связанное с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях:
а) во всю ивановскую
б) вот тебе, бабушка, и Юрьев день
в) иерихонская труба
г) вавилонское столпотворение
26. В значении «тайное и недоброе намерение» употребляется следующий из синонимов:
а) прожект
б) умысел
в) замысел
г) задумка
27. Глаголу «погибнуть» соответствует фразеологический оборот:
а) сломать шею
б) потерять голову
в) сложить голову
г) слететь с катушек
28. Отметьте предложение, в котором есть ошибка.
а) Требуются специалисты по тестированию оборудования.
б) На предприятии имеется несколько свободных вакансий.
в) Тезисы статьи необходимо сократить.
г) Товарные биржи создавались как акционерные общества.
29. Выберите слово женского рода:
а) шампунь
б) мозоль
в) тюль
г) студень
30. Отметьте неправильно образованную форму числительного:
а) более семиста двадцати участников
б) с семьюстами двадцатью участниками
в) о семистах двадцати участниках
г) к семистам двадцати участникам
31. Определите, в каком предложении есть речевая избыточность.
а) Чайковский преумножил славу России.
б) Девушка произвела на всех неизгладимое впечатление.
в) Вместе с М. А. Булгаковым сотрудничал Ю. К. Олеша.
г) Мне надолго запомнится эта поездка.
32. Сказать «Благодарю за внимание! » можно в следующей ситуации:
а) вам вручили награду за участие в олимпиаде
б) мама отнесла в ремонт ваши часы
в) вы закончили выступление на конференции
г) сосед поинтересовался вашими успехами
Мы все помним, что уже приближающийся к концу год был объектом отчаянных споров. Я думала, он начнется цитатой из Пастернака на первых полосах едва ли не всех газет: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?». Этого не произошло. Не знаю, чего не хватило журналистам – начитанности в хороших стихах или остроумия. Но название уходящего года – двухтысячный – споров не вызывало.
Наступающий год уже вне всякого сомнения перенесет нас в XXI век, в третье тысячелетие. И спорным на этот раз оказался языковой вопрос: две тысячи первый год или двух тысяч (или тысяче?) первый год?
Второй вариант возникает под влиянием слова двухтысячный. Но ведь это сложное слово, а названия всех прочих лет, непривычно начинающихся двойкой: 2001, 2002. 2099. представляют собой сочетания слов. И они должны быть оформлены так же, как названия привычных дат с начальной единицей, в которых на первом месте стоит в именительном падеже слово тысяча: «тысяча первый (второй. девятьсот девяносто девятый)». Начальной двойке должно соответствовать сочетание две тысячи: «две тысячи первый» (второй. десятый. девяносто девятый).
Вообще в этих «порядковых» цепочках (кончающихся словами, которые в школе называют порядковыми числительными и которые представляют собой самые настоящие прилагательные) все слова, кроме последнего, всегда должны стоять в именительном падеже: «в тысяча восемьсот двадцать пятом году», «на триста пятьдесят шестой странице», «после четыреста семьдесят восьмого заседания» и т.д.
И это, казалось бы, простое правило нарушается; за выступавшими на телевидении записано, например: «посвящается ста восьмидесяти пятой годовщине», «в трехсот восьмидесятом году нашей эры», «последнюю четырехсот пятидесятую страницу», «вышел из печати двухсот пятидесятый номер журнала».
Наверное, у говорящих так присутствует смутное «воспоминание», что «надо склонять числительные», и они стараются сказать «правильно». Но они переносят правило для числительных на сочетания слов, которые числительными не являются.
Итак, надо говорить: «с семьюстами пятьюдесятью тремя страницами», но «с семьсот пятьдесят третьей страницы»; «о двухстах пятидесяти четырех годах», но «о двести пятьдесят четвертом годе» и т.д.
И надо говорить: «к две тысячи первому году», «в две тысячи десятом году», «о две тысячи девяносто девятом годе».
НАША ПОЧТА
Здравствуйте, уважаемые сотрудники редакции!
Я уже обращалась к вам с вопросом и получила
очень подробное объяснение о моделях управления
слова управление, за что я вам очень
признательна.
Сейчас меня тревожит другой вопрос.
Заканчивается 2000 (двухтысячный) год. Совсем скоро
наступит 2001 год. А как правильно образовать
название этого года: двухтысячепервый или, как
говорит большинство, в том числе и телеведущие,
две тысячи первый?
Согласно разъяснениям пособия Д.Э. Розенталя
«Русский язык. Для школьников старших классов и
поступающих в вузы». Москва. Издательский дом
«Дрофа», 1996 г. (§ 42, стр. 93), это порядковое
числительное должно быть образовано так:
двухтысячепервый.
Опубликуйте, пожалуйста, разъяснение в вашей
газете, ведь учебный год 2000/2001-й уже наступил, и
все работники образования вынуждены часто
употреблять это числительное.
Ваше авторитетное печатное слово поможет не
только учителям русского языка, но и всем, кто
стремится «беречь хоть в меру сил наш дар
бесценный – речь».
С уважением,
Галина Александровна НАВОЕВА,
г. Кострома
Как называть годы с начальной двойкой?
Мы все помним, что уже приближающийся к концу
год был объектом отчаянных споров. Я думала, он
начнется цитатой из Пастернака на первых полосах
едва ли не всех газет: «Какое, милые, у нас
тысячелетье на дворе?». Этого не произошло. Не
знаю, чего не хватило журналистам – начитанности
в хороших стихах или остроумия… Но название
уходящего года – двухтысячный – споров не
вызывало.
Наступающий год уже вне всякого сомнения
перенесет нас в XXI век, в третье тысячелетие. И
спорным на этот раз оказался языковой вопрос: две
тысячи первый год или двух тысяч (или тысяче?)
первый год?
Второй вариант возникает под влиянием слова двухтысячный.
Но ведь это сложное слово, а названия
всех прочих лет, непривычно начинающихся
двойкой: 2001, 2002…, 2099…, представляют собой сочетания
слов. И они должны быть оформлены так же, как
названия привычных дат с начальной единицей, в
которых на первом месте стоит в именительном
падеже слово тысяча: «тысяча первый
(второй…, девятьсот девяносто девятый)».
Начальной двойке должно соответствовать
сочетание две тысячи: «две тысячи первый»
(второй…, десятый…, девяносто девятый).
Вообще в этих «порядковых» цепочках (кончающихся
словами, которые в школе называют порядковыми
числительными и которые представляют собой
самые настоящие прилагательные) все слова, кроме
последнего, всегда должны стоять в именительном
падеже: «в тысяча восемьсот двадцать пятом
году», «на триста пятьдесят шестой
странице», «после четыреста семьдесят восьмого
заседания» и т.д.
И это, казалось бы, простое правило нарушается; за
выступавшими на телевидении записано, например:
«посвящается ста восьмидесяти пятой
годовщине», «в трехсот восьмидесятом году
нашей эры», «последнюю четырехсот
пятидесятую страницу», «вышел из печати двухсот
пятидесятый номер журнала».
Наверное, у говорящих так присутствует смутное
«воспоминание», что «надо склонять
числительные», и они стараются сказать
«правильно». Но они переносят правило для
числительных на сочетания слов, которые
числительными не являются.
Итак, надо говорить: «с семьюстами
пятьюдесятью тремя страницами», но «с семьсот
пятьдесят третьей страницы»; «о двухстах
пятидесяти четырех годах», но «о двести
пятьдесят четвертом годе» и т.д.
И надо говорить: «к две тысячи первому году»,
«в две тысячи десятом году», «о две тысячи
девяносто девятом годе».
Н.Е.
41 месяцев назад
себе.3)Тургенев приводит героя к осознанию своих ошибок.4)донское казачество разъехалось по своим хуторам,они больше не хотели воевать.5)профессор предложил ассистенту прочитать свою лекцию.6) хозяйка сняла чемодан и отодвинула его в сторону.7)проверить все данные опытов и описать их оказалось не возможным. 8)собранный урожай отправляется в разные уголки страны.9)по совету врача больной полоскает горло раствором соды. 10)я убежу всех в правильности моего решения.