Найди верный ответ на вопрос ✅ «Отметьте предложения с грамматическими и речевыми ошибками: 1. По приезду в город мы сразу поехали в гостиницу. 2. Все были уверены в том, …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » Отметьте предложения с грамматическими и речевыми ошибками: 1. По приезду в город мы сразу поехали в гостиницу. 2. Все были уверены в том, что надо продолжить путь. 3. Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы. 4.
1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
Справка:
информационный – относящийся к информации;
информативный – несущий информацию, насыщенный информацией.
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.
3) Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
2. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
Справка:
жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь – физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти);
2) (перен.) важный для жизни, общественно необходимый;
житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.
1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.
2) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных красок.
4) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.
3. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?
Справка:
представить – 1) дать, вручить для ознакомления, осведомления;
2) выделить, послать в качестве представителя;
3) возбудить ходатайство о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-л;
4) познакомить с кем-л., отрекомендовать кому-л.;
5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л., ознакомить с чем-л.;
6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать какой-л. сценический образ;
7) мысленно воспроизвести, вообразить;
предоставить – 1) дать возможность кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться чем-л.;
2) дать возможность кому-л. делать или сделать что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л. исполнение какого-л. дела.
1) Представьте гостям вашего друга.
2) Актер умел представить пение соловья.
3) Вы должны срочно представить отчет о командировке.
4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.
4. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
Справка:
будничный – 1) прил. к будни (в 1-м знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник); предназначенный для будней;
2) перен. прозаический, однообразный;
будний – прил. к будни (в 1-м знач.)
1) Однажды в будничный день я с дедом разгребал во дворе снег.
2) Из одной будничной обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным голосом сказал капитан.
5. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский?
Справка:
враждебный – полный неприязни, ненависти, вражды; неприязненный;
вражеский – прил. к враг; неприятельский.
1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала такого сухого, даже враждебного приема.
2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.
3) Вокруг села расположился враждебный полк.
4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.
6. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?
Справка:
взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый – способный взорваться;
1) Взрывная волна отбросила ящик метра на три.
2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
3) Снайперы обезвредили взрывное устройство.
4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.
7. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
Справка:
злой – 1) исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы;
2) вызванный, проникнутый злобой, злостью, недоброжелательством;
3) свирепый, лютый (о животных);
4) заключающий в себе зло;
5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;
6) причиняющий боль, вред; жестокий;
7) (разг.) очень сильный по степени проявления (о ветре, морозе и т.п.);
(прост.) усердный, старательный, ретивый;
злостный – 1) исполненный злости, злобы; содержащий злые намерения; злонамеренный;
2) сознательно недобросовестный.
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, все уснуло по чарам и колдовству злой феи.
2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
4) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
4 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? Запишите это предложение, внеся необходимые исправления.
А. 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб – гордыня поселка.
Б. 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.
2) Канал оказался судоходным и очень длительным.
3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.
4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими людьми.
В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.
2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
4) Почва на этом участке каменистая, с трудом поддается обработке.
Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.
4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был еще берег моря, стояли рыбные промыслы.
2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное.
3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.
4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.
Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные горные речки.
2) И он уже не в силах унять бурной ярости и гнева.
3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры.
4) Его бурное воображение приходилось сдерживать и направлять.
Ж. 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.
2) Этот юноша способен на благородные поступки.
3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.
З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент, который был потерян полгода назад.
2) Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
3) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.
4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.
И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.
2) Эти развалины служат нам воспоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.
3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь им, я медленно ехал по лесу.
4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.
Ключ к упражнению
А4. Новый клуб – гордость поселка.
Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным.
В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону.
Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору надеть, чтобы перейти улицу.
Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыболовецкие сети.
Е4. Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.
Ж4. В прежние времена за большие проступки наказывали студентов солдатчиной.
З2. Абоненты телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
И2. Эти развалины служат нам напоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.
1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1)Федотов был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.
2)За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
3)Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.
ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.
2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?
1)Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал во дворе снег.
2)Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более однообразную и скучную.
3)Этот художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
4)Вот мы и приехали домой», — уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
3. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?
1)Я нашел просроченный библиотечный АБОНЕМЕНТ, который был потерян полгода назад.
2)АБОНЕМЕНТЫ телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
3)Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи 19 века.
4)Открыта продажа АБОНЕМЕНТОВ в бассейн.
4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ?
1)Артисты цирка для представления разработали ЭФФЕКТНЫЙ трюк.
2)Графиня Орлова, ЭФФЕКТНАЯ женщина, всегда привлекала внимание окружающих.
3)Выступление чтеца было запоминающимся, ЭФФЕКТНЫМ.
4)Кроме операции, врачи предложили и другие ЭФФЕКТНЫЕ способы лечения.
5. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ?
1)ДЛИННЫЕ рукава одежды мешали человеку работать.
2)ДЛИННЫЙ переулок заканчивался тупиком.
3)Нескладный ДЛИННЫЙ парень сразу привлек внимание комиссии.
4)Его отпуск получился ДЛИННЫМ, интересным.
6. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?
1)В Ростовской области большое внимание уделяется решению ЖИЛИЩНЫХ проблем населения.
2)ЖИЛИЩНЫЙ фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской федерации.
3)В начале восьмидесятых годов здесь был основан ЖИЛИЩНЫЙ кооператив.
4)Дубрава» — загородный ЖИЛИЩНЫЙ комплекс, в котором гармонично сочетаются природа и цивилизация, независимость и безопасность.
7. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ?
1)По реке вереницей тянулись такие ДЛИННЫЕ плоты, что нельзя было увидеть их конца.
2)Без ДЛИННОЙ и тщательной подготовки невозможно хорошо сдать экзамен.
3)Раздался очень ДЛИННЫЙ пароходный гудок, почти на целую минуту заглушивший все остальные звуки.
4)Дел было столько, что ему не хватало даже ДЛИННОГО летнего дня.
8. В каком предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ?
1)Вопрос решается в ЖЕЛАННОМ для большинства смысле.
2)И вот пришел столь ЖЕЛАННЫЙ успех.
3)ЖЕЛАННАЯ минута настала.
4)Приблизился ЖЕЛАННЫЙ час.
9. В каком предложении вместо слова ИГРИВЫЙ нужно употребить ИГРАЛЬНЫЙ?
1)Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
2)Теперь игроки должны по очереди бросить ИГРИВЫЙ кубик и переместить свой маркер на одну строку выше.
3)Хаджи-Мурат при входе князя встал, тотчас же переменив ИГРИВОЕ выражение лица на строгое и серьёзное.
4) В доме был ещё один фаворит – рыжий и толстый котенок, маленькое, избалованное всеми, ИГРИВОЕ животное.
10. В каком предложении вместо слова АРОМАТНЫЙ нужно употребить АРОМАТИЧЕСКИЙ?
1)Свежий березовый сок прозрачен, АРОМАТЕН, вкусен и полезен.
2)Воздух в наших лугах душистый, АРОМАТНЫЙ, наполненный медовым запахом трав.
3)АРОМАТНЫЙ напиток был так горяч, что жёг губы.
4)Древние греки и римляне, как египтяне, использовали АРОМАТНЫЕ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.
11. В каком предложении вместо слова ОТПИСКА нужно употребить слово ОПИСКА?
1)Многое из того, что в них сказано, иначе как ОТПИСКОЙ налоговиков не назовешь.
2)ОТПИСКИ искажают графический облик слова, а орфографические ошибки нарушают нормы правописания.
3)Я просил вас дать мне детальный отчет, а не ОТПИСКИ.
4)Архив «ОТПИСКА» принимает у граждан материалы по переписке с государственными, муниципальными учреждениями, анализирует их.
12. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?
1)В окна хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух.
2)С гор хлынули вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
3)ДОЖДЕВАЯ пасмурность перешла в вечерние сумерки.
4)После дождя на листьях висели крупные ДОЖДЕВЫЕ капли.
13. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1)Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2)Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
3)Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4)Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
14. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово АРТИСТИЧНЫЙ?
1)АРТИСТИЧЕСКИЙ Санкт-Петербург с нетерпением ожидал показа нашумевшего спектакля.
2)Нашлись прямые потомки АРТИСТИЧЕСКОЙ династии Асенковых.
3)Она прекрасно понимала, что после провала спектакля АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера для неё закончилась.
4)Всё, что Сергей Юрский показывал и читал на сцене, было высокохудожественным и АРТИСТИЧЕСКИМ.
Ключ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Система работы с паронимами
Среди учителей, которые работают в старших
классах и готовят детей к итоговому экзамену по
русскому языку, без сомнения, найдутся такие, кто
сталкивался с проблемой различения паронимов.
Тема действительно непростая, ведь словарный
запас у сегодняшних старшеклассников невелик,
читают мало, далеко не всегда то, что можно
назвать настоящей литературой. Раздел «Лексика»
изучался в 5–6-х классах, уже забылся,
возвращаться к нему на уроках в средней школе
можно только эпизодически, да и тема «Паронимы»
если и объясняется, то лишь вскользь.Между тем в письменных работах учеников
встречается большое количество ошибок,
связанных именно с употреблением слов, близких
по звучанию и частично совпадающих по значению.
Наверное, каждый из нас в свое время читал о заглавных
героях таких произведений как «Мертвые души»,
«Шинель», «Крыжовник», умилялся тому, что после
ссоры друзья смиряются, что в сказке
«Золотая рыбка» деду выдалось поймать золотую
рыбку, печалился вместе с автором сочинения,
пришедшим к выводу: использование сленга и мата
– один из самых обыденных способов общения в
Сети.
Предлагаемая система работы, предназначенная
старшеклассникам, может быть использована как на
занятиях, посвященных повторению «Лексики»,
отработке задания типа А3 (ЕГЭ 2006, 2007 гг.), так и
(в виде фрагментов) на уроках развития речи. Она
включает в себя краткие теоретические сведения о
паронимах, упражнения, направленные на
формирование умения находить паронимы в тексте,
включать в состав словосочетаний и предложений,
различать лексические значения однокоренных
слов, похожих по звучанию. Одновременно дети
учатся работать с толковым словарем. Наибольшую
сложность представляют задания, которые связаны
с нахождением и исправлением речевых ошибок,
возникших в результате смешения паронимов. Но
именно эти упражнения наиболее полезны для
старшеклассников, создающих собственные тексты
разного содержания и стиля, но при этом не
умеющих видеть речевые недочеты и проверять и
править свои сочинения. Завершает систему работы
четыре варианта контрольного упражнения.
Многие из предложенных заданий использовались
в составе КИМов ЕГЭ в 2006 году. Они были привлечены
сознательно: использование формулировок
экзаменационных заданий внушает детям большую
уверенность в своих силах.
Что такое паронимы?
Иногда слова бывают близкими по звучанию, но
разными по значению или частично совпадают в
своем значении. Чаще всего эти слова бывают
однокоренными. Они называются паронимами (от
греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант
– лицо, награжденное дипломом; студент,
готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса
пианистов;
дипломат – 1) должностное лицо,
занимающееся дипломатической деятельностью; 2) перен.
О человеке, действующем тонко, умело. Известный
дипломат.
Неразличение паронимов может приводить к
стилистическим ошибкам, искажению смысла.
В некоторых случаях паронимы имеют разную
сочетаемость с другими словами, например, решительный
характер, человек, но решающий шаг, роль, сила,
поступок.
В некоторых значениях слова-паронимы могут
иногда выступать в роли синонимов. Мы можем проводить
опыты и производить опыты. Выделенные слова
близки по звучанию. Они сближаются в одном
значении – «делать, совершать, осуществлять». В
сочетании же с другими словами и в других
значениях они четко разграничиваются: проводить
репетицию (репетировать), производить
раскопки (раскапывать).
Упражнение 1. Подберите к данным словам
пару – пароним. Включите эти слова в состав
словосочетаний.
Драматический – …
Дружеский – …
Существо – …
Единственный – …
Злой – …
Искусно – …
Подпись – …
Заглавный – …
Наследие – …
Гнездовье – …
Безответный – …
Пустошь – …
Упражнение 2*.
А. В каком предложении вместо слова информационный
нужно употребить информативный?
Справка:
информационный – относящийся к
информации;
информативный – несущий информацию,
насыщенный информацией.
1) Последние десятилетия характеризуются
широким распространением разнообразных средств
массовой информации, в том числе представленных
в электронном виде на различных информационных
носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем
новой информационной программы.
3) Опубликованная статья показалась мне весьма информационной
и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии
помогают успешно и быстро решать многие
проблемы.
Б. В каком предложении вместо слова жизненный
нужно употребить житейский?
Справка:
жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь –
физиологическое состояние человека, животного,
растения от зарождения до смерти);2) (перен.) важный для жизни, общественно
необходимый;
житейский – обыденный, свойственный
повседневной жизни.
1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил,
что она не всегда отражает подлинные жизненные
явления.
2) Он славился мудростью и раздавал жизненные
советы, которые действительно помогали людям в
сложных ситуациях.
3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных
красок.
4) Правительство должно руководствоваться жизненными
интересами страны.
В. В каком предложении вместо слова представить
нужно употребить предоставить?
Справка:
представить – 1) дать, вручить для
ознакомления, осведомления;2) выделить, послать в качестве представителя;
3) возбудить ходатайство о каком-либо
награждении или повышении в чине, должности
кого-л;4) познакомить с кем-л., отрекомендовать кому-л.;
5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л.,
ознакомить с чем-л.;6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать
какой-л. сценический образ;7) мысленно воспроизвести, вообразить;
предоставить – 1) дать возможность
кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться
чем-л.;2) дать возможность кому-л. делать или сделать
что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л.
исполнение какого-л. дела.
1) Представьте гостям вашего друга.
2) Актер умел представить пение соловья.
3) Вы должны срочно представить отчет о
командировке.
4) Я представил вам право самостоятельно
решать эти вопросы.
Г. В каком предложении вместо слова будничный
нужно употребить будний?
Справка:
будничный – 1) прил. к будни (в 1-м
знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник);
предназначенный для будней;2) перен. прозаический, однообразный;
будний – прил. к будни (в 1-м знач.)
1) Однажды в будничный день я с дедом
разгребал во дворе снег.
2) Из одной будничной обстановки Наталья
попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит
изображению будничной стороны войны.
4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным
голосом сказал капитан.
Д. В каком предложении вместо слова враждебный
нужно употребить вражеский?
Справка:
враждебный – полный неприязни,
ненависти, вражды; неприязненный;
вражеский – прил. к враг;
неприятельский.
1) Ко всему была готова Оксана, но все же не
ожидала такого сухого, даже враждебного
приема.
2) В этом капризном воздухе была нарядность юга,
его подчеркнутая враждебная северу красота.
3) Вокруг села расположился враждебный полк.
4) В народных сказках животные иногда выступают
в качестве враждебной силы, опасной для
людей.
Е. В каком предложении вместо слова взрывной
нужно употребить взрывчатый?
Справка:
взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый
– способный взорваться;
1) Взрывная волна отбросила ящик метра на
три.
2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
3) Снайперы обезвредили взрывное
устройство.
4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные
чувства.
Ж. В каком предложении вместо слова злой
нужно употребить злостный?
Справка:
злой – 1) исполненный чувства
недоброжелательства, враждебный, полный злобы;2) вызванный, проникнутый злобой, злостью,
недоброжелательством;3) свирепый, лютый (о животных);
4) заключающий в себе зло;
5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;
6) причиняющий боль, вред; жестокий;
7) (разг.) очень сильный по степени
проявления (о ветре, морозе и т.п.);
(прост.) усердный, старательный, ретивый;
злостный – 1) исполненный злости, злобы;
содержащий злые намерения; злонамеренный;2) сознательно недобросовестный.
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в
заколдованном царстве, все уснуло по чарам и
колдовству злой феи.
2) Не по злой воле он допускал промахи и
ошибки.
3) Имейте в виду, что злые браконьеры,
являющиеся уголовными преступниками, будут
непременно наказаны.
4) Человек он был злой; ему непременно нужно
было кого-то мучить.
Упражнение 3. Вместо точек употребите
одно из слов, указанных в скобках.
1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои…
(командировочные – командированные)
удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с
трудом припоминает… (лицо – личность) этого
человека. 3. На сиденья автомобиля были… (одеты –
надеты) чехлы. 4. Напрягая последние… (силы –
усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем
магазине большой выбор красивой и…
(практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в
порт судно… (встало – стало) на якорь. 7. Перед
подвигом солдат Великой Отечественной войны мы…
(преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент
внимательно слушал лекцию, делая… (пометы –
заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись,
что вначале я не… (узнал – признал) своего
знакомого.10. Группа старшеклавссников… (зашла
–пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно
многого добиться, прилагая… (силы – усилия).
Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые
ошибки, возникшие в результате смешения
паронимов.
1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи
своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня
и смородина. 3. Новый работник оказался человеком
кристаллической честности. 4. Первый выпуск
стенной газеты был встречен ребятами с большой
заинтересованностью. 5. На обмороженных стеклах
окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор
школы ставит на нем свою роспись. 7. Новая дорога
значительно укоротила наш путь. 8. Раскольников с
самого начала казался человеком замкнутым,
скрытым. 9. Первое время учеба поддавалась ему
нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер
подумал, что надо лечиться от алкоголя.
Упражнение 5. Из предложенных слов
составьте пары. Объясните значения паронимов.
При необходимости обратитесь к толковому
словарю.
Венок, надеть, адресат, остатки, апробировать,
дефективный, длительный, опечатки, долг, одеть,
отпечатки, оплатить, венец, длинный, желательный,
наследство, экономический, скотный, проживать,
адресант, исполнять, останки, желанный, уплатить,
должность, наследие, честь, выполнять,
дефективный, экономичный, обсудить, опробовать,
жить, скотский, честность, осудить.
Упражнение 6**.
В каком предложении выделенное слово
употреблено неправильно? Запишите это
предложение, внеся необходимые исправления.
А. 1) Душа его, наполненная гордыней,
устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого
переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб – гордыня поселка.
Б. 1) Все свои закупки жители этого японского
городка делали крайне редко, совершая длительные
путешествия.
2) Канал оказался судоходным и очень длительным.
3) На этот раз длительные рукоплескания
превратились в овации.
4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного
наблюдения за окружающими людьми.
В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая
глыба, да мы успели отбежать в сторону.
2) На крутых склонах с каменистой почвой
тающая снеговая вода сбегает вниз.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
4)
Почва на этом участке каменистая, с трудом
поддается обработке.
Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел
вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть
детей завтра.
3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги
впору одеть, чтобы перейти улицу.
4) Андрей приютил племянника, одел и обул
его, помог найти интересную работу.
Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был
еще берег моря, стояли рыбные промыслы.
2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного
мыса, было глубокое и рыбное.
3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное
заливное, неожиданно прыгнула на пол и
спряталась за шкаф.
4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с
собой рыбные сети.
Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные
горные речки.
2) И он уже не в силах унять бурной ярости и
гнева.
3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет
архитектуры.
4) Его бурное воображение приходилось
сдерживать и направлять.
Ж. 1) Слова его так и остаются словами и
никогда не превращаются в действия, в поступки.
2) Этот юноша способен на благородные поступки.
3) Самоотверженный поступок одноклассника
ребята с восторгом обсуждали.
4) В прежние времена за большие поступки
наказывали студентов солдатчиной.
З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент,
который был потерян полгода назад.
2) Абонементы телефонной сети обязаны
вовремя оплачивать услуги станции.
3) Открыта продажа абонементов в
плавательный бассейн.
4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл
лекций о русской живописи XIX века.
И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке,
творчеству.
2) Эти развалины служат нам воспоминанием о
том, что старинное здание никем не охраняется.
3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь
им, я медленно ехал по лесу.
4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями,
в результате получилась интересная книга.
Упражнение 7. В предложенных
словосочетаниях отметьте только те, в которых
допущена ошибка. Запишите их в исправленном виде,
включите в состав предложений.
Враждебные силы, враждебная красота,
враждебный прием, враждебный полк;
к великой моей досаде, великие мира сего,
великое разнообразие, великий взгляд, великий
монумент, великая радость. великое множество
возможностей;
представить работу, представить состояние
человека, трудно представить себе, любезно
представить комнату, представить к
правительственной награде, представить коллегу,
представить возможность;
практические навыки, практическое значение,
практический человек, практические занятия;
купить абонемент, абонемент телефонной сети,
просрочить абонемент, абонемент в музей;
действенная помощь, действенная сила,
действенный способ сохранения, действенный в
течение года;
вечные понятия, слой вечной пыли, отдан на
вечное хранение, вечные ценности.
Самостоятельная работа***
В предложенных вариантах найдите
предложения, в которых допущена ошибка в
употреблении выделенного слова. Укажите цифру,
обозначающую номер выбранного вами предложения,
запишите рядом предложение в исправленном виде.
Вариант I
1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало
неуютно, глухо и нелюдимо.
2. Существует класс рыб с костной тканью в
скелете и чешуе.
3. Важные для истории документы были отданы в
архив на вечное хранение.
4. Злобные нарушители правил дорожного
движения понесут заслуженное наказание.
5. «Твое горе – не горе…, дело жизненное», –
сказал старик.
6. Впереди весна – самая красочная пора
жизни всего живого на земле.
7. Густой туман одел долину, горы, поэтому
дороги не было видно.
8. Современная информационная служба дает
возможность на высоком уровне решать проблемы
организации труда.
9. В политике двойные стандарты неприменимы.
10. Величественная власть искусства
заключается в том, что оно волнует человека и
очищает его душу.
Вариант II
1. Друзья были обескуражены ледяным приемом,
который был оказан им в этом доме.
2. Из красочных веществ животного
происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
3. В качестве минеральной подкормки для
сельскохозяйственных животных используется костная
мука.
4. Есть вечные человеческие ценности, среди
них – стремление к равенству и справедливости.
5. Собаки встретили путешественников злобным
лаем.
6. Этот человек производит двойное
впечатление.
7. Игорь одел на малыша свою джинсовую
куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
8. Великий поэт России сумел выразить в
своих произведениях дух нашего непростого
времени.
9. Ведущий информативной программы должен
соблюдать нормы орфоэпии.
10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек
очень глубокий, приобретала большой жизненный
опыт, которым она щедро делилась с окружающими.
Вариант III
1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном
раздумье.
2. У любителей футбола сегодня двойной
праздник: на матче будет присутствовать глава
государства.
3. Великая тайна, связанная с происхождением
древних озер, открылась читателям этой книги.
4. Эта статья посвящена лазуриту –
замечательному камню цвета неба, красочная
история которого насчитывает уже несколько
веков.
5. Человек этот был одет в старое пальто, а в
руке он держал палку с костным набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная
мебель была покрыта слоем вечной пыли, и
только старинные часы неторпливо вели свой
мерный счет.
7. По мнению критиков, этому живописному полотну
явно не хватает живых, жизненных красок.
8. Катерина Петровна была особой весьма
вздорной, со злобным характером.
9. Она причесалась, одела праздничное платье
и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным
и поэтому очень полезным.
Вариант IV
1. Изучение поведения человека в ледяных
условиях арктического моря представляет
огромный научный интерес.
2. Костный мозг – это ткань, заполняющая
полости костей позвоночных животных и человека.
3. У известного композитора двойная фамилия.
4. Жизненные пути братьев так разошлись, что
они годами не виделись и не переписывались.
5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.
6. Читатель, конечно подумает, что я
разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он
окажется не прав.
7. Жених бережно одел золотое колечко на
руку своей возлюбленной.
8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными
полотнами художника кроется так много мыслей и
подробностей.
9. Высокая, стройная, грациозная и великая,
молодая княжна держится необыкновенно прямо, и
это придает ей царственный вид.
10. Каждый выпускник школы должен владеть
приемами информационной переработки текста.
Ключи к упражнениям
Упражнение 1. а) Подберите к данным словам
пару – пароним.
Драматический – драматичный.
Дружеский – дружелюбный.
Существо – сущность.
Единственный – единый.
Злой – злостный.
Искусно – искусственно.
Подпись – роспись.
Заглавный – главный.
Наследие – наследство.
Гнездовье – гнездо.
Безответный – безответственный.
Пустошь – пустырь.
Упражнение 2
А) – 3; Б) – 2; В) – 4; Г) – 1; Д) – 3; Е)
– 2; Ж) – 3.
Упражнение 3. Вместо точек употребите одно
из слов, указанных в скобках.
1.
Прибывшие на конференцию предъявили свои командировочные
удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с
трудом припоминает лицо этого человека. 3. На
сиденья автомобиля были надеты чехлы. 4.
Напрягая последние силы, мы завершили наше
путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой
обуви. 6. Прибывшее в порт судно стало на
якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой
Отечественной войны мы склоняем голову. 8.
Студент внимательно слушал лекцию, делая пометы
в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что я
вначале не узнал своего знакомого. 10. Группа
старшеклассников пришла в музей на лекцию. 11.
В жизни можно многого добиться, прилагая усилия.
Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые
ошибки, возникшие в результате смешения
паронимов.
1. Родители близко к сердцу принимают успехи
своих детей. 2. Вслед за клубникой поспели вишня и
смородина. 3. Новый работник оказался человеком
кристальной честности. 4. Первый выпуск стенной
газеты был встречен ребятами с большим
интересом. 5. На замерзших стеклах окон видны
узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит
на нем свою подпись. 7. Новая дорога значительно
сократила наш путь. 8. Раскольников с самого
начала казался человеком замкнутым, скрытным. 9.
Первое время учеба давалась ему нелегко. 10. После
разговоров с Лукой Актер подумал, что надо
лечиться от алкоголизма.
Упражнение 5. Из предложенных слов
составьте пары. Объясните значения паронимов.
При необходимости обратитесь к толковому
словарю.
Венок – венец, надеть – одеть, адресат –
адресант, остатки – останки, апробировать –
опробовать, дефектный – дефективный, длительный
– длинный, опечатки – отпечатки, долг –
должность, оплатить – уплатить, желательный –
желанный, наследство – наследие, экономический
– экономичный, скотный – скотский, проживать –
жить, исполнять – выполнять, честь – честность,
обсудить – осудить.
Упражнение 6
А4. Новый клуб – гордость поселка.
Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным.
В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба,
да мы успели отбежать в сторону.
Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги
впору надеть, чтобы перейти улицу.
Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с
собой рыболовецкие сети.
Е4. Его буйное воображение приходилось
сдерживать и направлять.
Ж4. В прежние времена за большие проступки
наказывали студентов солдатчиной.
З2. Абоненты телефонной сети обязаны
вовремя оплачивать услуги станции.
И2. Эти развалины служат нам напоминанием о
том, что старинное здание никем не охраняется.
Самостоятельная работа
Вариант I
4. Злостные нарушители правил дорожного
движения понесут заслуженное наказание.
5. «Твое горе – не горе…, дело житейское», –
сказал старик.
9. В политике двойные стандарты неприменимы.
10. Великая власть искусства заключается в
том, что оно волнует человека и очищает его душу.
Вариант II
2. Из красящих веществ животного
происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
6. Этот человек производит двойственное
впечатление.
7. Игорь надел на малыша свою джинсовую
куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
9. Ведущий информационной программы должен
соблюдать нормы орфоэпии.
Вариант III
5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке
он держал палку с костяным набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная
мебель была покрыта слоем вековой пыли, и
только старинные часы неторопливо вели свой
мерный счет.
9. Она причесалась, надела праздничное
платье и, окинув взглядом комнату, решительно
вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным
и поэтому очень полезным.
Вариант IV
1. Изучение поведения человека в ледовых
условиях арктического моря представляет
огромный научный интерес.
6. Читатель, конечно, подумает, что я
разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он
окажется не прав.
7. Жених бережно надел золотое колечко на
руку своей возлюбленной.
9. Высокая, стройная, грациозная и величественная,
молодая княжна держится необыкновенно прямо, и
это придает ей царственный вид.
* Задания этого упражнения
взяты из пособия: Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к Единому государственному
экзамену. Русский язык / В.И. Капинос,
Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. М.:
Интеллект-Центр, 2005. С. 63–65. Значения слов взяты
из словаря: Словарь русского языка в 4 т. М.:
Русский язык, 1985.
** Материалы для заданий
этого упражнения взяты из сборника: Русский язык.
Единый государственный экзамен: Тренировочные
тесты и задания. Справочные материалы / Сост.
Е.И. Лелис. Ижевск, 2006. С. 13–15.
*** В материалы, взятые из
открытых КИМов (задание А3) за 2006 год, внесены
незначительные изменения.
Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск
ТЕСТ
Нормы
современного русского литературного
языка
Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.
Вариант
1
1. В
каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ
нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) Представьте
гостям вашего друга. 2) Актер умел
представить пение соловья.
3) Вы должны срочно
представить отчет о командировке.
4) Я представил вам
право самостоятельно решать эти вопросы.
2.Нарушение
лексических норм есть в предложении
1) Бригада работала
строго по графику.
2) Свободные вакансии
у нас есть – приносите документы.
3) В объявлении
неточно указано время собрания.
4) Библиотека
пополнилась новыми изданиями.
3. Значение
БЕЗОБИДНЫЙ, КРОТКИЙ имеет фразеологизм
1) волк в овечьей
шкуре 2) заячья душа
3) тише воды, ниже
травы 4) хоть кол на голове
теши
4. Слово
ДИССИДЕНТ имеет значение
1) вкладчик инвестиций
3) инакомыслящий человек
2) торговый посредник
4) никчемный человек
5. Укажите
случаи лексической несочетаемости
1) допустить ошибку
3) допустить промах
2) допустить грубость
4) допустить недоверие
6. Укажите
предложение без лексической ошибки
1) В кармане у него
было всего 80 рублей денег.
2) В нашем распоряжении
было 80 рублей казенных денег.
3) Последние
заморозки в этом районе отмечаются в
марте месяце.
4) Занятия
художественной гимнастикой помогают
вырабатывать верную осанку.
7. Лексическая
сочетаемость слов не нарушена в сочетаниях
А) продолжтельный
период В) возместить
материальный ущерб
Б) повысить кругозор
Г) достигнутые
недостатки
8,
Синтаксические нормы не нарушены в
предложении
А) Остальные полдома
уцелели от пожара.
Б) Большинство
моих друзей были студенты старших
курсов.
В) Остальные полдома
уцелело от пожара.
Г) В 2008 году наш
институт окончили триста один студент.
9. Грамматическая
ошибка допущена в предложении
1) Деревья, колеблющие
ветром, тихо шелестели.
2) Утка, ловко
нырнув, ушла под воду, а хищник взмыл
кверху, потом застыл над озером, мелко
трепеща крыльями.
3) Росшие у ручья
незабудки зацвели.
4) На картине Шишкина
«Рожь» запечатлено приволье русской
природы.
10. Синонимами
к словам ПРОПАСТЬ, ИСЧЕЗНУТЬ являются
фразеологизмы
А) протянуть ноги
В) поминай как
звали
Б) как сквозь землю
провалился Г) не показывать
глаз
11.
Грамматическая ошибка допущена в
словосочетании
1) двое девочек
3) двое больных
2) двое детей
4) нас двое
12. Имеет
окончание -а/-я в форме именительного
падежа множественного числа слово
1) детектор
2) аэропорт 3) инженер 4) директор
13. Ошибка
в таких сочетаниях слов, как ОБРЕЧЕН НА
УСПЕХ, УЛУЧШИТЬ СВОЙ РЕКОРД называется
1) тавтология
3) лексический
повтор
2) плеоназм
4) нарушение
лексической сочетаемости
14. Речевая
ошибка допущена в предложении
!) Пассажиры отдыхали
в парусиновых шезлонгах на палубе
комфортабельного лайнера.
2) Ровный ряд матовых
плафонов тускло освещал коридор
госпиталя.
3) Спортсмен выполнил
свои упражнения с апломбом.
4) Большая группа
туристов возвращалась на базу после
изнурительного похода.
15. Укажите
предложения без грамматических ошибок
А)
Катерина поделилась о своих переживаниях
с Варварой.
Б)
В центре романа – герой, который
противостоит и вступает в конфликт с
обществом.
В)
В последнем номере журнала напечатана
рецензия на новый роман А.Волоса.
Г)
Этой весной в наших местах ожидаются
сильные паводки.
16. Укажите
грамматически правильное продолжение
предложения
Получив
начальное домашнее образование в Москве,
1)
Радищева зачислили в петербургский
Пажеский корпус.
2)
двенадцатилетний Радищев поступил в
Пажеский корпус.
3)
этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
4)
дальнейшее обучение Радищева проходило
в Петербурге и за границей.
17. Найдите
предложения без речевых ошибок
А)
Нелегкой была судьба обеих героинь.
Б)
Эта книга не только имеет познавательную
ценность, но и эстетическую.
В)
Взволнованные монологи Чацкого обращены
к дворянству, которые не хотят перемен.
Г)
Дорогу перегородило поваленное бурей
дерево.
18. В
каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова
1)
апельсинов, помидоров, джинсов, ожерелий
2)
армян, якутов, бурят, киргизов
3)
веществ, вишен, кедов, миль
4)
бюллетеней, пассатижей, оладий, курантов
!9.
В каком ряду нет ошибок в образовании
формы слова (в скобках фамилия в И.п.)
Люблю слушать
песни в исполнении
А)
Александра Галича (Галич), Юрия Визбора
(Визбор), Эдиты Пьехи (Пьеха)
Б)
Ирин
ы
Кошты (Кошта), Игоря Крутого (Крутой),
Анны Герман (Герман)
В)
Николая Гнатюка (Гнатюк), Виктора Цоя
(Цой), Юлии Гриб (Гриб)
Г)
Нины Седых (Седых), Юрия Матвиенки
(Матвиенко), Олега Берегового (Береговой)
20. Укажите
ряд с ошибкой (ошибками) в выборе формы
имени прилагательного
1)
красивый Тбилиси, лирическое сопрано,
хрустальное бра
2)
крошечный пони, праздничный ИрГТУ,
полноводная Замбези
3)
многолюдный Дели, мутная Хуанхэ, зеленый
Сочи
4)
олимпийский Ванкувер, душный Мехико,
гостеприимная Торонто
ТЕСТ
Нормы
современного русского литературного
языка
Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.
Вариант
2
1. Укажите
ряды словосочетаний, в которых нет
ошибок в определении рода имен
существительных
А)
турецкий тюль, мое резюме, теплое кашне
Б)
замечательный импресарио, вкусная
иваси, растаявшее желе
В)
жесткое вето, изящное панно, красивая
колье
Г)
воздушное суфле, длинный авеню, новый
атташе
1)
За стеклянным витражом магазина были
видны первые посетители.
2)
Лучшие русские писатели видели высшее
достоинство художественной речи в
благородной простоте, искренности и
правдивости описаний.
3)
Выдающиеся русские ученые конца XIX
– начала XX
столетия восхищали современников своим
красноречием.
4)
После встречи глав правительств стран
СНГ состоялся брифинг.
3. Антонимами
к фразеологизму КОТ НАПЛАКАЛ являются
фразеологизмы
А)
хоть пруд пруди
В) два сапога пара
Б)
овчинка выделки не стоит
Г) тьма тьмущая
4. Грамматическая ошибка допущена в предложении
1)
В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие
сусальной позолотой.
2)
Только что занялось весеннее солнце,
но не робкое и ясное, а хмурое и ветреное.
3)
Старый лес зашумел ровно, неумолчно.
4)
Туманные дымки так и висят в воздухе,
застилая вершины Жигулевских холмов.
5. Иностранное
слово КОНВЕРТИРУЕМЫЙ имеет значение
1)
передаваемый без посредников, в конверте
3) вывозимый из-за границы
2)
обмениваемый, превращаемый
4) ложно толкуемый
6.
В каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова
1) гербы, джемперы
3) офицеры,
торты
2) лекторы, мастера
4) аэропорты,
выбора
7. Такие
сочетания, как ИЗОБРАЗИТЬ ОБРАЗ,
ПРИБЛИЗИТЬСЯ БЛИЖЕ, ПОЛНОСТЬЮ ЗАПОЛНИТЬ
являются примерами
1) фразеологических
оборотов 3) тавтологии
2) лексических
повторов 4) плеоназмов
8. Нет
грамматической ошибки в словосочетании
1) указать на
недостатки, поддающийся на провокации
2) оплатить проезд,
испортить настроение
3) отдел кадров,
заведующий кафедрой
4) беспокоюсь о
тебе, приходится констатировать о том
9.Ошибки
в образовании форм числительных есть
в предложениях
А) Я был в ужасе от
сорока пяти ошибок, допущенных в диктанте
из двухсот девяноста восьми слов.
Б) Деревня находится
в ста семидесяти четырех километрах от
города.
В) К пушкинскому
юбилею двух тысяч девятого года готовились
заранее.
Г) Четырьмя ста
тридцатью моделями из шестисот семидесяти
жюри было довольно.
10. Синтаксические
нормы не нарушены в предложениях
А) Кафе-столовая
отремонтировано.
Б) «Роман-газета»
вышла большим тиражом.
В) «Роман-газета»
вышел большим тиражом.
Г) Кафе-столовая
отремонтирована.
11. Условия,
нарушающие лексическую сочетаемость
А) смысловая
несовместимость
Б) орфоэпические
нормы литературного языка
В) синтаксические
нормы литературного языка
Г) различие в
грамматической природе слов
12. Вопросов
жизни и смерти, здоровья, денег, профессии,
социального престижа касаются
_________________ интересы аудитории
1) злободневные
3) групповые
2) основные
4) конкретные
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 381 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 264 человека из 64 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические нормы
А3 -
2 слайд
Паронимы
(от греч. para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. -
3 слайд
Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд. -
4 слайд
Толкование слов
Ярый – страстно преданный
Яростный – гневный
Нестерпимо – невыносимо
Нетерпимо –недопустимо
Экономичный – бережливый
Экономический –приносящий доход
Представляет – является
Предоставляет – отдать в пользование
Конский- принадлежащий коню
Конный – состоящий из коней -
5 слайд
4. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.Ответ: 2
-
6 слайд
Упражнение 5. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный — исполнительский (уровень, лист, манера, орган). -
7 слайд
Упражнение 6. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
Черепаший- очень медленный -
8 слайд
Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней. -
9 слайд
Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация ( приостановка деятельности)– консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признание – признательность(чувство благодарности) и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнул (1. приподняв, тряхнуть – коврик ; 2. оживить, н-р: встряхнуть округу) – стряхнул (сбросить, освободиться) оцепенение будней. -
10 слайд
Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались. -
11 слайд
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном). -
12 слайд
Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей. -
13 слайд
Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело (долговой документ)
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы. (прения, споры)
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей (история гербов)
Ответ: 1 -
14 слайд
Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной. -
15 слайд
Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной. -
16 слайд
Тест
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро. -
17 слайд
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро. -
18 слайд
2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте. -
19 слайд
2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАНТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте. -
20 слайд
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги. -
21 слайд
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСИТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги. -
22 слайд
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо. -
23 слайд
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТНЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо. -
24 слайд
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница. -
25 слайд
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРОЧНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница. -
26 слайд
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный -
27 слайд
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный – воздержанный, строгий, застенчивый.
2) скептический — недоверчивый
3) хладнокровный
4) апатичный -
28 слайд
7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность. -
29 слайд
7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность. -
30 слайд
8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость. -
31 слайд
8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость. -
32 слайд
9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства. -
33 слайд
9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства. -
34 слайд
10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее. -
35 слайд
10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее. -
36 слайд
Ответы к тесту
1-2
2-4
3-1
4-2
5-2
6-4
7-1
8-2
9-2
10-1 -
37 слайд
1.В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе. -
38 слайд
1.В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе. -
39 слайд
3.В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.
Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить. -
40 слайд
4. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.
Для одного искусство лишь средство стать знаменитым и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.
Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.
ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом и далеко не все они являются положительными. -
41 слайд
4. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.
Для одного искусство лишь средство стать знаменитым и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.
Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.
Житейские привычки приобретаются с опытом и далеко не все они являются положительными. -
42 слайд
5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСАВИТЬ?
ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.
Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы. -
43 слайд
5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.
Я ПРЕДОСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы. -
44 слайд
6. В каком предложении вместо слова УДАЧНЫЙ нужно употребить УДАЧЛИВЫЙ?
Вчера был УДАЧНЫЙ день.
Автор нашел УДАЧНОЕ выражение.
Носов – один из самых УДАЧНЫХ спортсменов.
Начало выступления гимнаста нельзя назвать УДАЧНЫМ. -
45 слайд
6. В каком предложении вместо слова УДАЧНЫЙ нужно употребить УДАЧЛИВЫЙ?
Вчера был УДАЧНЫЙ день.
Автор нашел УДАЧНОЕ выражеие.
Носов – один из самых УДАЧЛИВЫХ спортсменов.
Начало выступления гимнаста нельзя назвать УДАЧНЫМ. -
46 слайд
7. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.
В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.
Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей. -
47 слайд
7. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.
В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.
Вокруг села расположился ВРАЖЕСКИЙ полк.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей. -
48 слайд
8. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к государственной награде.
Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычные возможности. -
49 слайд
8. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к государственной награде.
Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДОСТАВЛЯЕТ нам необычные возможности. -
50 слайд
9. В каком предложении уместно использовать глагол ОДЕТЬ?
Было ветрено, все экскурсанты…. плащи и куртки.
Малышей… потеплее.
Дедушка взял газету и… очки.
В этот раз Игорь… на себя маску раскаявшегося. -
51 слайд
10. В какой из данных ниже фраз можно использовать слово ШУМЛИВЫЙ?
Книга пользовалась…успехом.
Во дворе дома стояла…толпа.
Окно выходит на… улицу. -
52 слайд
10. В какой из данных ниже фраз можно использовать слово ШУМЛИВЫЙ?
Книга пользовалась…успехом.
Во дворе дома стояла…толпа.
Окно выходит на… улицу. -
53 слайд
11. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. -
54 слайд
11. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.(наполненные водой)
ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. -
55 слайд
Ответы . Самостоятельная работа
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 284 569 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 27.12.2020
- 147
- 0
- 25.12.2020
- 123
- 0
- 22.12.2020
- 92
- 0
- 14.11.2020
- 111
- 0
- 10.11.2020
- 106
- 0
- 10.11.2020
- 108
- 0
- 05.11.2020
- 105
- 0
- 27.09.2020
- 114
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»