Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12. Эта пьеса современна и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько грязи. 14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки. 16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет. 21. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 22. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 23. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им. 24. Меня разбирали любопытство и радость. 25. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 26. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 27. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 28. Я не люблю скуки и когда ругают. 29. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 30. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 31. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.
Ошибка в построении предложения с однородными членами (к заданию № 8 ЕГЭ)
Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали».
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
1. Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение.
Правило: При нормальном, правильном строении предложения от каждого из двух однородных сказуемых (первого и второго) ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к общему дополнению, например:
Ребята увлекаются (чем?) и занимаются (чем?) спортом; Герои рассказа вспоминают (о чём?) и делятся впечатлениями (о чём?) о годах юности.
Ошибка возникает, если от каждого из сказуемых задаётся РАЗНЫЙ вопрос к ОБЩЕМУ дополнению.
Пример 1 : Я люблю (кого? что?) и восхищаюсь (кем? чем?) своим отцом.
Сказуемые «люблю» и «восхищаюсь» имеют одно зависимое слово «отцом», которое стоит в творительном падеже. Получилось, что дополнение «отцом» верно подчинилось лишь второму сказуемому, так как глагол «люблю» требует от дополнения винительного (люблю кого? что? отца ), следовательно, данное предложение построено неверно. Чтобы правильно выразить мысль, нужно изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Я люблю своего отца и восхищаюсь им.
Пример 2 : Герой рассказа верил (во что? чему?) и стремился (к чему?) к своей мечте.
Каждый из глаголов требует своей формы дополнения, общее слово подобрать невозможно, поэтому снова меняем предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Герой рассказа верил в свою мечту и стремился к ней.
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
2. Однородные члены связаны двойными союзами
не только…, но и…; если не…, то… и другими
Правило 1 . В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять однородные члены одного ряда, например: Нас вдохновили не столько красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. Сделаем схему предложения: не столько О, сколько О. Первая часть двойного союза: не столько , находится перед первым ОЧ, подлежащим «места» (слово« красочные» мы не принимаем во внимание), вторая часть сколько стоит перед вторым подлежащим «душевность».
Теперь «сломаем» предложение. Нас не столько вдохновили красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. Первая часть союза теперь относится к сказуемому, а вторая к подлежащему. Вот этом и заключается ошибка данного типа.
Пример 1 : Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. Всё верно: каждая часть стоит перед ОЧ, в данном примере перед дополнениями. Сравним с неверно построенным предложением: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей . Части союза соединяют не однородные члены, а сказуемое и дополнение.
Правило 2. Необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях , так как союза не только.., а также нет. У союза «не только» вторая часть «но и », а не «также». Верный вариант этого предложения будет таким: Купцы Строгановы не только варили соль, но и добывали железо и медь в своих землях
Вот так можно: (в скобках приведены варианты второй части).
1) не только … но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не только не … но (но скорее, скорее; напротив, наоборот); а не только;
2) не то что … но (а; просто; даже, даже не); даже … не то что; даже не … не то что; даже не … тем более не;
3) мало того … еще и; мало того что … еще и; мало того; более того, больше того; хуже того; а то и.
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.
Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Грамматически верным будет предложение: Я забыл обо всём : о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске. Слово [обо] «всём» является обобщающим , стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.
Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров : луки-самострелы, соболя и украшения.
В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров : луков-самострелов, соболей и украшений.
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
4. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения
Существует строгая грамматическая норма, предписывающая, какие элементы можно, а какие нельзя объединять в однородные члены. Перечислим случаи, при которых эта норма нарушается.
Если в предложении объединяются в однородные
— форма имени существительного и неопределённой формы глагола : люблю шахматы и плавать, нравится вышивать и рукоделие, боюсь темноты и оставаться одной и аналогичные;
— разные формы именной части сказуемого : сестра была огорчена и встревоженной, она была моложе и добрая и аналогичные;
— причастный оборот и придаточное предложение : Главные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову; Мне не нравятся люди, меняющие своё отношение и которые это не скрывают и аналогичные;
— причастный и деепричастный оборот : Любящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов и аналогичные;
то это — грамматическая ошибка .
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.
В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например: За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги в и на , и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда: За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади. Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.
Пример с ошибкой: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах . Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий
Например, в предложении : В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
Ещё пример с ошибкой: На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники. Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными.
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Например, в предложении Провожающие шли с сумками и печальными лицами чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».
Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма: Не спали только Маша, отопление и зима (К. Г. Паустовский ). Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один (А.Н. Толстой).
… для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.
7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.
8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.
15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.
16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение.
17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика.
19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.
21. Меня разбирали любопытство и радость.
22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни.
23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России.
24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней.
25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело.
26. Я не люблю болеть и горчичники.
27. Я не люблю скуки и когда ругают.
28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь.
29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина.
30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.
31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».
32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой.
33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.
1. Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них . 2. Я понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему . 3. Везде: на улицах и площадях, в парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал эту систему . 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям . 6. А.С. Грибоедов был не только выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом . 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, так и внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил мещанства и брезговал им . 10. По этому роману не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли . 11. Москва – родной город Пушкина, подробно описанный им в стихах, поэмах и романах . 12. Эта пьеса современная и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько против грязи. 14. Алексея восхищали её глаза , а также удивляла скромность и доверчивость . 15. Чтобы почувствовать себя счастливым, я должен многое изменить в своём характере: стать более дисциплинированным, повысить успеваемость. Но для полного счастья мне нужно, чтобы дедушка жил с нами вместе . 16. У Марины стройная фигура. Девушка всегда бодра и весела . 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях. Кроме того, он хороший шахматист . 18. Когда хозяин был пьян, он буянил , бил посуду. Доставалось и мальчику . 19. Чехов высмеивал лицемеров и честолюбцев . 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов, не видно было и ярких стенгазет. 21. Мне было весело. Кроме того , меня разбирало любопытство. 22. Софья, чтобы досадить Чацкому и оскорбить его , распускает сплетни о герое . 23. Пушкин любит Россию. В его стихах звучит уверенность в её прекрасном будущем . 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, но и о внутреннем благородстве. 25. Я хотел бы завести собаку, потому что с ней, мне кажется, будет весело и интересно . 26. Я не люблю болеть, потому что тогда приходится пить горькое лекарство, ставить горчичники . 27. Я не люблю скуки и скандалов . 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами. Но все герои знают, что такое честь . 29. Пугачёв- царь вовсе не походил на бродягу, которого Пётр встретил во время бурана и угостил стаканом вина. 30. Если ты будешь гулять с утра до вечера, а не заниматься, то экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и насладиться им . 32. В словах Чехова звучит не насмешка, а гордость . 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить его и не восхищаться им .
Слайд 2 Что такое синтаксическая ошибка?
Вид речевых ошибок, заключающихся в неверном построении
словосочетаний, простых и сложных предложений, текстов (Индеец ехал на коне с голубыми перьями. – Нарушен порядок слов в предложении).О.с. нарушают логичность речи, точность, иногда правильность, уместность речи.
Слайд 3Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение
синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.
Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.
Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.
Слайд 4Почему в этих предложениях появились синтаксические ошибки? Исправьте.
Читая книгу, возникает вопрос
о будущем страны.
Поэме характерен синтез лирического и эпического начал.
Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Слайд 5Ошибки в управлении. Особенности управления в русском языке .
Управление – это
подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже.
1. Большое число ошибок в построении конструкций с управлением связано с влиянием близких по значению слов и их управления.
Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное». Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже (вспомнить что-либо), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) – напомнить кому-либо что-либо. Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам, недопустимая с точки зрения норм литературного языка.
Слайд 6Правильно!
Доказывать что-либо;
поделиться чем-либо с кем-либо;
коснуться чего-либо;
подтвердить что-либо;
объяснить
что-либо;
привести пример чего-либо;
описать что-либо;
признаться в чём-либо;
подвести итог чему-либо;
указать на что-либо.
При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину).
Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного – любоваться морем.
!!! Наблюдать за кем-либо; приглядеться к кому-либо, чему-либо.
Слайд 7Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
возмутиться его словам – обидеться
на его слова;
вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
дивиться терпению – восхищаться терпением;
добраться до села – подъехать к селу;
идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
отзыв о монографии – рецензия на монографию;
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
Слайд 8Отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
показывать мощь
– свидетельствовать о мощи;
превосходство над ним – преимущество перед ним;
предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
препятствовать развитию – тормозить развитие;
привычный для нас – знакомый нам;
прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
приоритет в открытии – патент на открытие;
разобраться в делах – распутаться с делами;
сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
типично для него – свойственно ему;
уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
характерно для него – присуще ему;
истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
Слайд 9
бояться матери (разговорное: бояться мать);
венец искусства (неверно: венец искусству);
достигать семидесяти
сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
залог успеха (неверно: залог успеху);
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).
Слайд 10Ошибки в согласовании. Особенности согласования в русском языке.
Согласование — согласуются изменяемые
части речи в роде, числе, падеже: прилагательные, причастия, некоторые местоимения (притяжательные, определительные…) , порядковые числительные.
Согласуйте определения с определяемыми словами. Обоснуйте ответ.
Два (первые, первых) ме́ста; (первые, первых) два ме́ста; (первые, первых) две части книги; четыре (последние, последних) окна́; три (новые, новых) села́; две (старшие, старших) сестры́; (каждые, каждых) три часа́; две (высокие, высоких) горы́, две (сильные, сильных) руки́; два (милые, милых) лица́.
Слайд 11Выберите одну из форм согласования определения и сказуемого. Обоснуйте ответ.
Дети попросили
рассказать о замечательной рыбе ерше, (известном, известной) им по сказкам.
Интересный проект нового микрорайона (разработал, разработала) старейший архитектор города А.Н. Соловьёва.
Автор Н. Петрова (предложил, предложила) редакции увлекательные заметки.
4. В журнале «Новый мир» (появился, появилась) новый автор Н. Петрова.
5. (Опубликовавший, опубликовавшая) новую статью автор Н. Петрова уже (известен, известна) читателям.
6. (Опытный, опытная) ветеринар С. Ковалёва работает в цирке более десяти лет.
7. Операцию (проводил, проводила) опытный ветеринар С. Ковалёва, недавно (защитивший, защитившая) кандидатскую диссертацию.
8. В приёмной сидела молодая женщина. Это (был, была) секретарь директора.
Слайд 12Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами.
Найдите ошибки
и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.
Слайд 137. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло
домашнего очага.
8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.
Слайд 14Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами.
Найдите ошибки и
недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку.
В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.
Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
Слайд 15 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
9. Если
человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.
11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.
13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.
14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.
15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.
Слайд 16Ошибки в построении и употреблении предложений с деепричастными оборотами.
Найдите ошибки
и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
Слайд 17 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.
10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.
12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет.
14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола.
Слайд 18Ошибки в построении и употреблении сложных предложений, прямой и косвенной речи.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.
Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.
Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.
На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.
Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.
В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
Слайд 197. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости
позиции администрации.
8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.
9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
10. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата».
12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.
13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.
Слайд 20Источники:
по материалам сети Интернет.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12. Эта пьеса современна и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько грязи. 14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки. 16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет. 21. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 22. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 23. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им. 24. Меня разбирали любопытство и радость. 25. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 26. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 27. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 28. Я не люблю скуки и когда ругают. 29. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 30. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 31. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.