Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка — это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи — это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.
Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?
1. Неадекватные, завышенные требования к себе
Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник — середины нет. Быть гением — значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.
Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.
2. Недооценка своих возможностей
Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность — это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.
Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала — до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача — максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.
3. Преувеличение сложности задачи
У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого — составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное — как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров — вполне реальным.
Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель — это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги — записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.
4. Самозапугивание
Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.
Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского — «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.
Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач
1. Изменить отношение к ошибкам
Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».
2. Заменить слова
В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь — замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка — твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.
3. Перестать избегать
Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать — того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.
Резюме
В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.
Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.
1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное — делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.
2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.
3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.
4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».
5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».
6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».
Упражнения можно выполнять в любом порядке — в зависимости от ситуации и от вашего настроения.
От редакции
Мотивационный коуч Давид Ларош делит уверенность в себе на три типа. Какие приемы подойдут для прокачки каждого из них, читайте в статье: https://psy.systems/post/tri-tipa-uverennosti-v-sebe
А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» — и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях? Что же стоит за таким самосаботажем и как победить страх успеха? Читайте Ольгу Юрковскую — http://psy.systems/post/strax-uspexa.
Известные американские психологи Эллиот Аронсон и Кэрол Теврис написали полезную книгу «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия», чтобы разобраться в причинах наших самооправданий и в том, какой ущерб они причиняют и нам, и окружающим: https://psy.systems/post/elliot-aronson-kerol-tevris-oshibki-kotorye-byli-dopuscheny.
• Книги и статьи » Личность человека » Почему я не боюсь ошибок
Почему я не боюсь ошибок
Однажды Резерфорду донесли, что какой-то его сотрудник занимается очевидно бесперспективной задачей. «Ничего страшного», – ответил тот, – «Пока он над ней работает, он обязательно встретится с массой интересных вещей».
Когда я начинал деятельность психолога, я, согласно традициям и этике профессии, избегал говорить с клиентом о себе. Долго объяснять, почему не положено, но это действительно разумное ограничение. Со временем, становясь старше, я обнаружил, что это ограничение начинает работать против результата, приходится придумывать умозрительные примеры или переводить с первого лица на третье, иногда себя выдавая оговорками. Поэтому, полагаясь на свой профессионализм и на свой здравый смысл, я время от времени рассказываю о примерах из собственной жизни, просто потому, что они всегда под рукой. Да, с понятными оговорками (основанными как раз на том, почему так делать не положено): «Я не говорю, что так нужно, я говорю, что такое тоже бывает, и что так можно», «Мне такой вариант подошел, а вам не подойдет, поэтому то, что подойдет вам, не подойдет кому-то, кто не вы», и так далее.
Дальнейший текст будет во многом от первого лица. Не потому, что так правильно, и не потому, что надо именно так; это всего лишь выводы, к которым я пришел, и которые, как оказалось, позволяют мне комфортно и интересно существовать. Быть может, это знание пригодится кому-то еще.
В статье «Ошибка, перфекционизм, прокрастинация» я определил ошибку как неоптимальное действие, ведущее к потерям. При этом, однако, я довольно легкомысленно отнесся к вторичным выгодам, не затронув эту тему. А они, случается, могут многократно превосходить и потери, и даже запланированный результат.
Вы наверняка встречали истории об открытиях, сделанных в результате оплошности. Пенициллин, вулканизация каучука, булочки с изюмом – первое, что приходит в голову, хотя поисковик выдает куда более длинные списки. Понятно, что это крупные и редкие удачи, и понятно также, что менее крупные удачи среди результатов ошибок встречаются чаще. Хотя, конечно, просто потери встречаются еще чаще.
В той же статье я писал о том, что иногда попытка избежать ошибки обходится по ресурсам дороже, чем сама ошибка.
Где-то еще я вспоминал слова, сказанные мной одному довольно крупному чиновнику в ответ на его жалобу, что он чувствует себя лузером, когда приходят люди, и указывают ему на его ошибки. Сказал я примерно так:
Если бы ты поставил себе целью действовать в твоей работе безупречно, то тебе пришлось бы работать не просто больше, а часов этак восемьсот в неделю. Просто потому, что твоя деятельность построена таким образом, что ты принципиально не можешь собрать всю информацию, влияющую на результат, и предусмотреть все вообще последствия твоего решения. Поэтому все, что от тебя требуется – не совершать ГРУБЫХ ошибок. Именно поэтому и создан механизм, чтобы мелкие ошибки доносились до тебя посетителями, коллегами и проверками, чтобы их исправление отнимало меньше ресурсов, чем траты твоего ценного времени на попытки ошибок избежать. Твои ошибки ЗАРАНЕЕ ЗАЛОЖЕНЫ в структуру твоей работы. Если ты будешь делать слишком мало ошибок, это будет означать, что ты либо слишком усердно работаешь и вот-вот надорвешься, либо что тебя пора двигать выше. Если слишком много – то наоборот. Относительно маловажных вопросов твоя задача – принять хоть какое-нибудь решение, чтобы дело хоть как-то двигалось. А время и силы потратить на решения важные. И не путать эти две категории.
Скажу больше: большинство экспериментов направлены именно на то, чтобы найти ошибку. Проявить, обнаружить, заставить ее сработать.
Сами посудите: допустим, хотим мы понять, сколько сыпать соли в суп. Я не смеюсь: в возрасте, например, шести лет это неизведанная область. Берем тарелку, сыплем соль. Мало. Сыплем еще. Опять мало. Сыплем еще. Вот, хорошо. Едим. Через некоторое время оказывается, что суп пересолен. Оказывается, соль надо размешивать. Потери – тарелка супа. Ошибка? Очевидно. Ставим второй эксперимент, наливаем вторую порцию. Солим, размешиваем. Мало. Опять солим, размешиваем. Опять мало. Опять солим, размешиваем… Вот теперь хорошо!
Первый эксперимент завершился ошибкой, согласен. А второй – безошибочное поведение? Совсем нет. Ведь сначала-то две попытки посолить не привели к успеху, стало быть являлись формальным провалом, пускай мы потеряли только немного времени!
Тогда уж еще о еде. Я люблю кулинарить. Люблю экспериментировать в кулинарии. Иногда результат приходится выбрасывать. А иногда он становится неотъемлемой частью нашего меню.
Берем лаваш «полотенцем» (упаковку из двух или трех штук). Режем пополам, складываем, потом еще раз пополам, опять складываем, потом сложенное режем на полоски, а полоски – на квадратики сантиметров трех-пяти размером. Ссыпаем в кастрюлю, поливаем растительным маслом, посыпаем солью и специями, тщательно трясем, чтобы все это распределилось. Высыпаем на противень, и в духовку на небольшой огонь. Время не скажу, духовки у всех разные. Как начнут твердеть – надо перемешать, чтобы разделить слипшиеся. Как начнут коричневеть — пора выключать (а из некоторых духовок и вынимать). Получаются нежнейшие, хрустящие пшеничные чипсы.
Но даже если я испортил продукты, то я обнаружил некоторые эффекты, которые потом можно использовать целенаправленно. Не всегда, но достаточно часто, чтобы опыт в сумме пригодился.
То есть, начиная очередной эксперимент, я не только заранее прощаю себе потери из-за ошибки, но и предвкушаю новые знания и умения.
И ничего страшного, если даже исправив все оплошности я обнаруживаю, что результат все равно никуда не годится из-за изначально порочной идеи. Если бы я побоялся проверить, то я не узнал бы, какие из моих идей хороши, а какие – нет.
Другое дело, что я всегда прикидываю, к каким потерям приведут мои эксперименты в самом дурном случае. Когда придется выкидывать продукты, а когда и посуду. И насколько я согласен нести эти потери ради своего любопытства. Не стану полностью цитировать старый и неприличный анекдот про поручика Ржевского: «Бывало-с, получал по морде. Но чаще впендюливал».
То же самое с рукоделием. Ну, в моем случае с мужским рукоделием. Дерево, металл, провода… «Дайте мне», – говорю я в магазине, – «Вот эту штуковину. Три штуки. Две я испорчу экспериментами». Я буду пробовать, изучу свойства, и на третий раз у меня, быть может, получится что-то хорошее.
Не буду врать, ошибки случаются и фатальные, и непредусмотренные. А как же. Чем больше активность – тем больше ошибок. А хоть бы и не ошибок, а просто не самых интересных плодов деятельности.
Вот, все вы знаете песню «Hotel California» группы Eagles. А какие еще песни этой группы вы знаете? Или, скажем, «Маленький принц» Экзюпери. Что еще вы его читали? Лампочку изобрел Эдисон, помните? Он был изобретателем, помните? А что он еще изобрел? Да что там, вы знаете, что такое дизельный двигатель? Хотя бы слово знаете? А называется он так почему? Его придумал Рудольф Дизель, о котором вообще мало кто слышал.
То, что мы мало знаем об этих замечательных людях, изменивших нашу жизнь, это, конечно, печально и несправедливо. А вот то, что мы вообще, совсем ничего не знаем о любых их ошибках, которых они наверняка много наделали в своих жизнях, это как раз для нас сейчас важно.
Поэтому я иногда говорю себе (а то и вслух): «Я попробую сделать вот так. Скорее всего получится фигня, но я попробую. Потому что если получится не фигня, то будет прикольно».
И все же еще раз напомню о фатальных, непоправимых ошибках.
Чинил я однажды электрическую плиту. Меня ударило током. Мне не понравилось. Недавно чинил ее еще раз. Там, понимаете, надо сначала выключить плиту из сети, потом поковыряться, потом включить, потом проверить. Потом опять выключить. И так много раз. Вспомнив, как мне не понравился удар током, я внимательно следил, чтобы в тот момент, когда я лезу в плиту, провод абсолютно точно был выдернут из сети. Очень внимательно. Выдернул провод, открыл плиту, и все же еще раз посмотрел: точно ли? Сходил за инструментом, вернулся, и еще раз проверил: точно ли? Не только потому, что током в руки неприятно, но и потому, что от этого, случается, умирают. Ни разу не налажал, да. Живой, и даже током не стукнутый.
Поэтому обычно можно быть вполне легкомысленным разгильдяем, но иногда надо быть исключительно ответственным и предусмотрительным, семь раз отмерить, потом еще семь раз отмерить, потом еще семьдесят семь раз отмерить, и только потом уже отрезать немножко.
Авантюрист – это тот, кто точно рассчитывает момент, когда можно быть нерасчетливым.
Только так ему и удается выживать.
Возвращаясь к теме.
Бывает и так, что прототип, собранный из бесплатного валежника (хвала нашему щедрому правительству) и бесплатного же навоза, оказывается достаточно хорош, чтобы не тратить силы на усовершенствование. Не то Фейнман, но то Вуд писал, что в одном из университетов экспериментальные установки были собраны из подручных материалов. Из того, что подвернулось. А вот сейчас найду…
Я подошел к концу холла, прошел в дверь и через десять секунд узнал, почему Принстон как раз по мне — лучшее для меня место для обучения. Провода в этой комнате были натянуты повсюду. Переключатели свисали с проводов, охлаждающая вода капала из вентилей, комната была полна всякой всячины, все выставлено, все открыто. Везде громоздились столы со сваленными в кучу инструментами. Словом, это была наиболее чудовищная мешанина, которую я когда-либо видел. Весь циклотрон помещался в одной комнате, и там был полный, абсолютный хаос!
Это напомнило мне мою детскую домашнюю лабораторию. Ничто в МТИ никогда не напоминало мне ее. И тут я понял, почему Принстон получал результаты. Люди работали с инструментом. Они сами создали этот инструмент. Они знали, где что, знали, как что работает, не вовлекали в дело никаких инженеров, хотя, возможно, какой-то инженер и работал у них в группе. Этот циклотрон был намного меньше, чем в МТИ. Позолоченный Массачусетский? О нет, он был полной противоположностью. Когда принстонцы хотели подправить вакуум, они капали сургучом, капли сургуча были на полу. Это было чудесно! Потому что они со всем этим работали. Им не надо было сидеть в другой комнате и нажимать кнопки! (Между прочим, из-за невообразимой хаотической мешанины у них в комнате был пожар — и пожар уничтожил циклотрон. Но мне бы лучше об этом не рассказывать!)
Когда я попал в Корнелл, я пошел посмотреть и на их циклотрон. Этот вряд ли требовал комнаты: он был что-то около ярда в поперечнике. Это был самый маленький циклотрон в мире, но они получили фантастические результаты. Физики из Корнелла использовали всевозможные ухищрения и особую технику. Если они хотели что-либо поменять в своих «баранках» — полукружиях которые по форме напоминали букву «D» и в которых двигались частицы, — они брали отвертку, снимали «баранки» вручную, чинили и ставили обратно. В Принстоне все было намного тяжелее, а в МТИ вообще приходилось пользоваться краном, который двигался на роликах под потолком, спускать крюки — это была чертова прорва работы.
Р.Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»
А вот другая:
После завтрака лорд Рэлей повел нас в свою лабораторию, которая находилась во флигеле. Здесь я почувствовал себя «как дома», так как все было похоже на мою собственную лабораторию: самодельные ртутные вакуум-насосы, стеклянные трубки, смонтированные на старых потрескавшихся деревянных досках. Большую роль играли щепки, веревочки и сургуч, что наполнило мою душу восхищением — я понял, что именно с этой простой аппаратурой первый из физиков Англии сделал свои важнейшие открытия.
В.Сибрук «Роберт Вуд»
Это я к тому, что не стоит бояться сделать плохо. Может оказаться, что лучше попросту незачем. А если окажется, что есть зачем – так кто ж не дает? Заодно и опыт будет: когда необходимо ловить микроны, а когда достаточно «капнуть сургучом».
Очень удачно попались два слова: «необходимо» и «достаточно». Не надо тратить ресурсов больше чем необходимо, и не надо тратить ресурсов больше, чем достаточно. В том числе и на избегание ошибки. Это ключевое. Тратить лишнее на необязательную цель – тоже ошибка, и тоже иногда фатальная.
Мне досталось отличное лезвие ножа, надо было только приделать рукоятку. Временно я присобачил анатомическую ручку от сломанной лыжной палки. Получилось так прочно, уместно и удобно, что, думаю, так и оставлю.
А вот проводку к водогрею в ванной я делал по всем правилам.
Если помните, Билл Гейтс вышел в топ именно благодаря революционному подходу к багам в программе. Да, «глючная и дырявая винда» взлетела потому, что пока конкуренты отлаживали свои продукты и вылизывали алгоритмы, Windows 3.1 уже была на рынке. Сырая, падучая, неуклюжая, но использующая те возможности, какие остальные только собирались выставить на рынок, как только все приведут в порядок. Баги и глюки отлавливались пользователями. Понемножку исправлялись. На них готовилась W3.11. И опять пользователи страдали и сообщали об ошибках в таких количествах, каких не даст ни одна команда тестеров. А тем временем готовилась W95. И так далее. Поэтому винда всегда была и всегда будет глючной, и, наверное, долго еще будет популярной, хотя Linux ее уверенно теснит. Потому что Microsoft не боится ошибок. Да, W2000, Vista, «восьмерка» вышли неудачными. И что? Сильно помешало? Я сам уже давно линуксоид, если хотите знать, но не могу не отнестись к стратегии Microsoft с пониманием и уважением. Она работает. А больше от стратегии ничего и не надо.
Кстати. Видел я Windows 1.0 в 1987, кажется, году. Вполне чисто сделанная оболочка. Но не взлетела. Именно потому, что была «на уровне», на уровне остальных оболочек, которых я на тот год могу вспомнить штук пять, включая графические. Затерялась. Народ, включая меня, выбрал Norton Commander.
Ошибки сопровождают нас всю жизнь. Когда мне указывают на ошибку, я говорю: «Дай бог, не последняя». А на удивленный взгляд поясняю: «Потому что если последняя, так значит я вот-вот помру!»
А мне пока не срочно.
© Иоганн Сваммердам (Александр Лебедев)
Другие статьи на близкие темы
Мохаммед бен Сулайем был избран президентом FIA в конце прошлого года, и уже своими первыми решениями на этом посту он дал понять, что намерен руководить федерацией не так, как это делал его предшественник, Жан Тодт.
О том, какие задачи он считает наиболее важными, президент FIA рассказал в интервью Speedweek.
Мохаммед бен Сулайем: «Когда я выступал в ралли, все мои мысли были только о том, как выигрывать гонки. По мере того, как я одерживал всё больше побед, я начал бояться проигрывать, но в какой-то момент спросил себя: «Как долго я хочу этим заниматься?»
Я осознал, что в жизни есть много других дел, кроме ралли. Поэтому я начал участвовать в работе автоспортивной федерации в моей стране. В те времена всё было ещё в зачаточном состоянии, но мы получали мощную поддержку от Макса Мосли, тогдашнего президента FIA.
Так мы смогли организовать гонку Формулы 1 в Бахрейне в 2004 году и проводить Гран При Абу-Даби начиная с 2009-го. Но теперь, когда я стал президентом федерации, мне приходится решать новые задачи. И прежде чем принять любое решение, я всегда консультируюсь с подчинёнными, обращаюсь к различным экспертам за советом. Это не значит, что я обязательно буду следовать их рекомендациям, но я хочу получить более полную картину.
Я не боюсь совершать ошибки. То, что сегодня представляется хорошим решением, уже через три месяца может оказаться неверным, и тогда надо его исправлять. По-моему, умение исправлять ошибки – это признак силы. Я считаю очень важным придерживаться здравого смысла и принципов справедливости.
Ралли научило меня терпению и сформировало мой характер. За годы карьеры я познакомился со многими людьми, представлявшими разные культуры, страны, расы, слои общества, они говорили на разных языках и поступали по-разному. Но кольцевые гонки, по-моему – совершенно иная среда, где мы всё время общаемся с одними и теми же людьми.
Президент FIA должен быть готов к переменам. Среди главных проблем современного мира – вопросы гендерного равенства и многообразия. Я всегда понимал, что в спорте не должно быть границ. Я считаю, что картинг – хороший пример этого, ведь там мальчишки соревнуются с девчонками; кроме этого, я всегда выступал за то, чтобы в ралли женщины выступали в роли штурманов.
Если в Америке женщины наравне с мужчинами участвуют в соревнованиях по дрэг-рейсингу, почему этого нет в Формуле 3 и Ф2? Поэтому вместе с экспертами FIA мы собрались и задались вопросом: может быть, эти машины так сконструированы, что женщины не могут пилотировать их оптимальным образом? Что мы можем сделать, чтобы сломать эти границы? Это одна из моих задач.
FIA – всемирная организация, и мы должны добиться, чтобы талантливые люди, неважно, из какой они страны, получили возможность пробиться. Поэтому в наших планах обеспечить финансирование различных программ, но это не должно быть направлено только на гонщиков. Например, мы также должны заботиться о воспитании инженеров нового поколения.
Мы готовимся реформировать FIA, это начнётся с роли президента федерации. Мы должны создать условия, при которых развитие автоспорта не зависело бы от одного конкретного человека.
Нам предстоит очень серьёзная работа. Одна только Формула 1 ставит перед нами сложнейшие задачи. Участники чемпионата мира обращались ко мне с просьбой заняться вопросом управления гонками. Но хороших гоночных директоров нельзя заказать через Amazon – на качественную подготовку таких специалистов требуются годы.
Это была одна из причин, из-за которых мы создали виртуальный центр управления гонками – он находится в Женеве и во время Гран При обеспечивает поддержку дирекции гонки. В нём проходят подготовку будущие руководители гонок. Тем самым мы достигаем нескольких целей одновременно: тренируем новые кадры, уже опытные специалисты получают дополнительную практику, и в будущем, когда нам понадобится больше таких специалистов, у нас будет резерв».
Откуда берется страх ошибок и неудач? Из детства. Именно в детстве нам внушали, что ошибка — это очень плохо, это нечто страшное и непоправимое, а еще многих из нас не раз высмеивали даже за незначительные промахи. Страх неудачи — это страх быть отвергнутым, страх оказаться в одиночестве перед лицом опасности, страх смерти.
Что еще может послужить причиной возникновения и развития страха, что у нас ничего не получится?
1. Неадекватные, завышенные требования к себе
Обычно это продолжение завышенных требований к нам родителей. В итоге мы видим все только в черном или только в белом цвете, не признаем никаких промежуточных оттенков. Либо гений, либо неудачник — середины нет. Быть гением — значит быть на гребне волны. Потерпеть неудачу равносильно смерти. Либо пан, либо пропал. Сплошные крайности. Но жить все время на подъеме, на пределе сил просто невозможно. Мы не герои боевиков, и если зададим себе такой темп, то рано или поздно сломаемся.
Выход: принять свое несовершенство и разрешить себе делать ошибки.
2. Недооценка своих возможностей
Это может быть следствием неадекватной самооценки, сформированной у нас еще в детстве, когда мы слепо верим мнению о нас родителей и других значимых взрослых. Почему у детей формируется заниженная самооценка? Это бывает следствием как недостаточной заботы родителей, так и гиперопеки. Гиперопека, пожалуй, даже опаснее, потому что в результате у нас формируется так называемая наученная беспомощность. Наученная беспомощность — это когда мы привыкли, что все делают за нас, либо стараясь не напрягать, либо не доверяя. Как следствие, мы не учимся, не получаем соответствующего нашему возрасту опыта, вообще боимся что-либо делать из-за страха сделать плохо или же не зная, как подступиться к задаче. Наученная беспомощность может формироваться и другим путем. Например, когда негативная обратная связь, или, иначе говоря, неконструктивная критика, значительно превосходит обратную связь положительную, когда наши действия одобряют и нас хвалят. В этом случае мы заранее уверены, что и сейчас у нас ничего не получится, как бы мы ни старались, поскольку предыдущие 999 раз все наши усилия пошли прахом. И в результате мы опускаем руки и перестаем предпринимать какие-либо попытки к улучшению собственного состояния.
Выход только один: делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала — до тех пор, пока не получится. И постоянно анализировать: что получилось так, как мы хотели, и никакая доработка не нужна; что получилось не совсем удачно и требует корректировки (обязательно сразу продумать, какой именно); что получилось из рук вон плохо. В последнем случае необходим тщательный анализ: какие именно наши решения и действия привели нас не туда, куда было нужно, что в этих наших мыслях и действиях следует поменять, чему научиться и что предпринять, чтобы получить тот результат, на который мы рассчитываем. И еще один очень важный момент: все эмоции на этот период нужно отключить, чтобы они не отвлекали и не сбивали с пути, тем более что обязательно найдутся люди, которые будут нас осуждать, смеяться над нами или обесценивать наш труд. Черед эмоций и реагирования на действия окружающих придет потом, когда дело будет сделано. Вот тогда можно будет и порадоваться, и погоревать, и все остальное. А пока дело не сделано, нужно оставить только логическое мышление: что получается и почему, что не получается и почему, что тогда предпринять, чтобы это изменить. Единственное исключение: если мы вдруг слышим конструктивную критику, которая может помочь приблизиться к цели, то на нее реагируем и активно используем в собственных интересах. Наша задача — максимально сфокусироваться на том, что приближает нас к желаемой цели, и игнорировать либо отметать все, что этому мешает.
3. Преувеличение сложности задачи
У страха, как говорится, глаза велики. Лекарство от этого — составление подробнейшего плана достижения цели. Та цель, которая сначала кажется нам настолько огромной и недостижимой, что мы сразу же падаем духом и опускаем руки, становится вдруг вполне обозримой и посильной, когда мы разбиваем движение к ней на маленькие шажки. Шажки, которые мы однозначно в состоянии сделать, зачастую даже не прикладывая особых усилий. Главное — как следует продумать маршрут. Скажем, покорить Эверест кажется абсолютно невозможным, а подняться в гору на 100 или хотя бы 50 метров — вполне реальным.
Выход: метод обратного планирования. Мы ставим себе конечную цель, которую хотим достичь в будущем, а потом движемся от желаемого будущего к реальному настоящему, все время задавая себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы получить это?» Возьмем пример с покорением Эвереста, ведь в каком-то смысле любая наша цель — это Эверест, который мы хотим покорить. Что нужно сделать, чтобы покорить Эверест? Нужно получить опыт восхождения на более низкие высоты. Что нужно сделать, чтобы получить опыт восхождения на более низкие высоты? Нужно стать выносливее и приобрести необходимую экипировку. Что нужно сделать, чтобы стать выносливее? Нужно записаться в клуб, который готовит будущих альпинистов, и заняться там своей физической подготовкой. А что нужно сделать, чтобы приобрести экипировку? Получить информацию о том, что именно нужно, найти нужный магазин и сделать покупку. Вот мы уже и пришли от вершины Эвереста к настоящему и можем делать первые реальные шаги — записываться в клуб и узнавать, какая экипировка нужна начинающему альпинисту.
4. Самозапугивание
Мы мастерски умеем себя запугивать, мы воображаем ужасы, которые случатся не только в случае нашего поражения, но и при малейшей ошибке.
Выход: во-первых, зададим себе вопрос: «Что самое ужасное может с нами случиться, если это произойдет?» А во-вторых, воспользуемся методом амплификации (в переводе с латинского — «расширение, усиление, обогащение»). То есть дадим волю своему воображению и напридумываем кошмарные и трагические варианты развития событий. Нужно довести пугающую ситуацию до абсурда. Можно создать много ужасных историй и даже устроить конкурс на самую страшную. Так мы проживем все эти страхи и пропустим через себя. А заодно ощутим в процессе сочинения и проживания, что с нами не случится даже миллиардная доля того, что мы нафантазировали и чем так старательно себя запугивали.
Три упражнения, чтобы преодолеть страх неудач
1. Изменить отношение к ошибкам
Есть эффективный способ благополучно пережить те разочарования и поражения, которые ждут нас на пути к цели. Как мы воспринимаем допущенные нами ошибки? Обычно как катастрофу вселенского масштаба, как нечто, что никто никогда и ни при каких условиях не сможет исправить. Но если мы сменим точку зрения на свои промахи и начнем воспринимать их просто как информацию о том, что мы нашли неверное решение, если будем воспринимать свои промахи как способ приобретения жизненного опыта, то расстраиваться будет просто не из-за чего. Нет никакой катастрофы и трагедии, есть просто обратная связь, есть просто информация о том, что мы пошли не тем путем и нам нужно выбрать другой. Пожалуй, один из самых ярких и известных примеров подобного мышления — это Томас Эдисон, который, прежде чем изобрести электрическую лампочку, провел 10 тысяч неудачных экспериментов. Именно он сказал: «Я никогда не терпел неудач. Я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают».
2. Заменить слова
В своих размышлениях о будущем замените слово «но» на слова «даже если». Например, обычно вы думаете так: «Я хочу стать блестящим оратором и уверенно держаться на публике, но боюсь, что сначала надо мной все будут смеяться». Меняйте негативную формулировку на позитивную установку: «Я стану блестящим оратором и буду уверенно держаться на публике, даже если сначала надо мной все будут смеяться». Такая, казалось бы, мелочь — замена одного слова на другое, а какой эффект, какое действие! Мы сразу чувствуем, как расправляются плечи и выпрямляется спина, как дыхание становится более ровным и глубоким, а походка — твердой и уверенной. Мы вырастаем в собственных глазах и начинаем относиться к себе с уважением. Следом с уважением к нам начинают относиться и окружающие люди. Так и получается, что, меняя одно слово на другое, мы на самом деле меняем собственную жизнь.
3. Перестать избегать
Если мы боимся чего-то (например, неудачи в новом деле), то мы часто начинаем этого избегать — того, что может быть неприятно или причинить боль. Избегание становится для нас способом защититься от провала. Беда в том, что область избегаемого будет расширяться до бесконечности, до тех пор, пока мы не станем бояться абсолютно всего. Жизнь превратится в сплошные ограничения, да и можно ли будет назвать это жизнью? Поэтому стоит мыслить не в стиле «Чего мы не потеряем, если не сделаем?», а в стиле «Что мы приобретем, если сделаем?». Иначе говоря, стоит заменить движение от чего-то (то есть избегание чего-то) на движение к чему-то.
Резюме
В основе страха допустить ошибку лежат страх смерти, завышенные требования к себе, недооценивание своих возможностей (вследствие гипер- или гипоопеки), преувеличение сложности задачи, неумение грамотно планировать достижение поставленных целей и самозапугивание.
Справиться же со страхом неудачи вам помогут следующие упражнения.
1. Делая что-то, не опускайте руки при первой же неудаче и не бросайте начатое. Переделайте, если сразу не получилось, или сделайте это как-то по-другому. Главное — делать, делать и делать. Пробуя, ошибаясь и начиная сначала. До тех пор, пока не получится.
2. Если задача перед вами стоит сложная, составьте подробный план своих действий. Ну или воспользуйтесь приемом обратного планирования.
3. Если вы привыкли сами себя запугивать, когда что-то начинает идти не так, то задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если это произойдет?» Воспользуйтесь методом амплификации, то есть преувеличения, и доведите пугающую вас ситуацию до абсурда. Тогда она перестанет вас пугать.
4. Если вы воспринимаете любую свою ошибку как катастрофу вселенского масштаба, повторяйте себе каждый раз следующее: «Нет никакой трагедии и катастрофы в том, что я ошибся. Есть только обратная связь, информация о том, что я пошел не тем путем и мне нужно выбрать другой».
5. Замените в своих размышлениях слово «но» на слова «даже если».
6. Замените мышление «от» на мышление «к». Или, другими словами, вместо вопроса «Чего я не потеряю, если этого не сделаю?» задавайте себе мысленно вопрос «Что я приобрету, если сделаю это?».
Упражнения можно выполнять в любом порядке — в зависимости от ситуации и от вашего настроения.
От редакции
Мотивационный коуч Давид Ларош делит уверенность в себе на три типа. Какие приемы подойдут для прокачки каждого из них, читайте в статье: https://psy.systems/post/tri-tipa-uverennosti-v-sebe
А что делать, если вы боитесь… успеха? Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось («как будто сглазили») и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или заранее думали: «Все равно у меня ничего не получится!» — и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или «выходили из игры», потеряв интерес, при первых же достижениях? Что же стоит за таким самосаботажем и как победить страх успеха? Читайте Ольгу Юрковскую — http://psy.systems/post/strax-uspexa.
Известные американские психологи Эллиот Аронсон и Кэрол Теврис написали полезную книгу «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия», чтобы разобраться в причинах наших самооправданий и в том, какой ущерб они причиняют и нам, и окружающим: https://psy.systems/post/elliot-aronson-kerol-tevris-oshibki-kotorye-byli-dopuscheny.
«Я рад признать, что потерпел гораздо больше поражений, чем все те, кого я знаю»
Скотт Адамс (Scott Adams)
Большинству из нас очень сложно признать свою неправоту. Некоторые психологи объясняют это тем, что путь от состояния «Даже не пытайся со мной спорить» до «Да, я прокололся» изматывает человека гораздо сильнее, чем решение логических задач и головоломок.
Дело в том, что пытаясь переосмыслить свои удачи и поражения, человек, сам того не осознавая, снова и снова попадает в одни и те же психологические ловушки:
1. Причина провала лежит извне. Очень часто мы объясняем собственные неудачи воздействием внешних факторов — сложностью поставленного задания, недостатком времени, отсутствием необходимой информации или же четких «указаний сверху», — тогда как успех считаем результатом собственных усилий, приобретенного ранее опыта и навыков.
2. Неудачи делают человека менее щедрым и отзывчивым. Положительное подкрепление, полученное в результате успешного выполнения какого-либо задания, делает нас более внимательными по отношению к окружающим. Когда же мы терпим неудачу, у нас крайне редко возникает желание пожертвовать временем, деньгами или же плодами собственного труда ради того, чтобы в нужный момент прийти кому-то на помощь.
3. Мы в буквальном смысле не можем признать, что неправы. Кэтрин Шульц (Kathryn Schulz), американская писательница и журналист, объясняет это так:
«…фраза “я ошибаюсь” логически неправильна. Как только человек понимает, что он неправ, он таковым уже не является, поскольку для того, чтобы убеждение было признано ложным, нужно перестать в него верить. Человек может быть неправ и может осознавать, что был неправ. Таким образом, более целесообразно говорить “я ошибался(лась)”».
- Привычки успешных людей: уверенность и динамическое мышление
Что успешные люди говорят о неудачах?
Изменить отношение к собственным ошибкам и научиться воспринимать их, как побочный продукт бурной творческой деятельности, нелегко. Еще сложнее научиться трансформировать проблемы в способы их решения.
К счастью, многие успешные люди, обладающие такими навыками, с удовольствием рассказывают о том, что такое неудача, и почему им нравится ошибаться.
Кэтрин Шульц, автор книги «Быть неправым: приключения на границе ошибки»
Кэтрин Шульц, главный «ошибковед» современности, чьи статьи неоднократно появлялись на страницах The New York Times, Rolling Stone, The Nation и многих других изданий, в своей книге «Быть неправым: приключения на границе ошибки» (Being wrong: Adventures in the Margin of Error) пишет о восприятии ошибок и о том, почему «жалеть о сожалениях» не стоит.
«Мы относимся к неудачам практически так же, как и ко смерти: понимаем, что рано или поздно это произойдет с каждым, но не знаем, как и когда. В нашем сознании укоренилось ложное представление о том, что ошибка — это нечто настолько редкое и аномальное, что при каждом ее возникновении мы впадаем в глубокое отчаяние. На самом деле ошибка — это доказательство нашего умения приспосабливаться к изменчивой окружающей среде, а не свидетельство умственной и психической неполноценности».
«Мы привыкли к тому, что можем справиться с любыми трудностями с помощью денег и технологий, можем отменить последнее действие с помощью комбинации CTRL+Z или отписаться от новостной рассылки, убрав в нужном месте галочку. В жизни происходит многое, что мы отчаянно хотим изменить, но все же не можем».
Сара Блейкли (Sara Blakely), основательница компании Spanx
В своем интервью для телеканала CNBC Сара Блейкли, самая молодая женщина-миллиардер по версии журнала Forbes, основательница империи по производству женского нижнего белья Spanx, рассказывает о том, как любовь к ошибкам помогла ей построить собственный бизнес.
«Мой отец всегда поощрял неудачи. Каждый вечер, когда я возвращалась домой, он спрашивал “Что не удалось тебе сегодня?”. Отец помог мне понять, что неудача — это прежде всего бездействие. Именно это позволило мне почувствовать себя свободной, расправить крылья и достичь успеха».
Скотт Адамс, создатель серии комиксов Dilbert
Скотт Адамс имеет удивительно положительный взгляд на неудачи и провалы. Наверное, все потому, что его история и история созданного им персонажа начались как раз с разочарования.
«Если однажды я обнаружу на своем пороге коровьи испражнения, то вряд ли почувствую какое-то удовлетворение, мысленно готовя себя к тому, что эта ситуация может повториться. Нет. Я возьму лопату и перемещу все это в сад, надеясь на то, что корова будет возвращаться каждую неделю, и я навсегда избавлюсь от необходимости покупать удобрения.
Неудача — это всего лишь ресурс, которым можно и нужно управлять. Наша Вселенная полна везения — просто держите руку поднятой до тех пор, пока не наступит ваша очередь. Помня об этом, вы будете относиться к неудачам как к новой дороге, а не как к непреодолимому барьеру».
- Десятилетие молчания: сколько лет потратили Моцарт и Пикассо, чтобы добиться успеха?
Вместо заключения: на ошибках учатся
Ни один человек не в состоянии заставить вас изменить свое отношение к неудачам и ошибкам, поскольку для того, чтобы научиться думать иначе (Think Different) :), потребуется немало времени и усилий. Единственное, чем мы можем помочь, это подтолкнуть вас в правильном направлении, дав несколько полезных советов.
1. Дневник ошибок
Для начала попробуйте фиксировать все свои ошибки, указывая, где и при каких обстоятельствах вы их допустили: на работе, дома, в магазине, было ли это спонтанным решением или вы сознательно пошли на риск? Детальный отчет поможет вам определить злополучные закономерности вашего поведения и максимально быстро избавиться от плохих привычек.
- Как изменить свои привычки? — Контролируй внешнюю среду!
2. Обзор прошлых ошибок
Посвятите какое-то время тому, чтобы подумать о прошлых неудачах, о том, как они повлияли на вашу жизнь и чему смогли вас научить. Возможно, очень скоро вы придете к мысли о том, что ваши «роковые» ошибки были скорее двигателями прогресса, нежели тем, о чем стоило так долго жалеть.
3. Экспериментируйте
По мнению Лео Бабауты (Leo Babauta), создателя блога ZenHabits, человек должен воспринимать процесс принятия решений как эксперимент.
«Мы постоянно беспокоимся о том, насколько рациональным окажется тот или иной выбор, при этом совершенно неважно, насколько судьбоносными могут быть его последствия. Относитесь к каждому своему решению как к очередному эксперименту, поскольку экспериментируя, мы всего лишь пытаемся понять, что же случится после».
В данном случае все сводится к привычному тестингу, а не к принятию решений. Звучит не так страшно, не правда ли?
«Любой результат, полученный вследствие проведения эксперимента, является всего лишь пищей для размышлений. А если риска потерпеть неудачу нет, значит, беспокоиться не о чем».
Высоких вам конверсий!
По материалам blog.bufferapp, image source Levo League, ibmphoto24, Luke Reynolds
02-04-2014
Аффирмация (от лат. affirmatio — утверждение, подтверждение) — утвердительное (положительное) суждение. В популярной психологии аффирмация — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой
Перечень аффирмаций
1. Пусть я приму и приму себя таким, какой я есть
2. Я несовершенен, как и все остальные
3. История, способности, ограничения у всех разные, и это нормально.
4. Страдания — это часть жизни, это часть универсального человеческого опыта, я не одинок.
5. Я достоин таким, какой я есть
6. Я отношусь к себе с уважением
7. Я могу свободно испытывать и выражать свои эмоции
8. Я могу выбирать красоту, которую предлагает жизнь.
9. Достаточно сделать все, что в моих силах
10. Мое тело обладает собственной силой и изяществом
11. Я достоин заботы и внимания
12. Я принимаю свое тело и буду любить и лелеять его
13. Мое тело — это чудо
14. Моя улыбка подчеркивает красоту моего лица
15. Мое тело — это храм, в котором живет мой дух
16. Я буду относиться к своему телу с любовью и уважением
17. Я обладаю и красотой, и силой
18. У меня есть возможность изменить себя и стремиться к личностному росту
19. Я умею прощать и понимать других людей и их мотивы
20. Я могу делать свой собственный выбор и принимать решения
21. Я могу свободно выбирать, как мне жить, и отдавать предпочтение тому, что для меня важно
22. Я гибок и открыт для перемен в каждом аспекте моей жизни
23. Сегодня я буду искать то, что доставляет мне удовольствие
24. Я любопытен, хочу попробовать что-то новое.
25. Я могу быть творческим и инновационным
26. Сегодня я буду иметь большой успех во всех своих начинаниях
27. Я не боюсь жизни
28. Либо я найду способ, либо я его создам
29. Я задаю себе вопрос не о том, должен ли я лечиться, а о том, как я должен лечиться.
30. Я не буду ждать хорошего дня. Я предприму действенные шаги, чтобы его сделать
31. Я выхожу за рамки своих старых ограничений и позволяю себе выражать себя свободно и творчески
32. Я прощаю себя и других, отпускаю прошлое и двигаюсь вперед с любовью в сердце
33. Я нахожусь в мире со своими чувствами
34. Я буду упорствовать
35. Я буду держаться. Я буду храбрым
36. Уход от того, что мне вредно, — это не уход!
37. Я научился относиться к себе бережно, потому что я делаю все, что в моих силах.
38. Я не буду чувствовать себя виноватым за то, что забочусь о себе
39. Сегодня я буду относиться к себе с состраданием
40. В минуты страдания пусть я буду добр к себе и дам себе сострадание, в котором я нуждаюсь
41. Я благодарен за то, кто я есть
42. Я буду с большим пониманием относиться к нуждам других людей
43. Я буду сопротивляться всему, что сбивает меня с пути моих ценностей
44. Благодарность за жизнь увеличивает мою энергию и страсть
45. Когда я вкладываю энергию во что-то, результаты получаются мощными
46. Я — главный. Я несу ответственность за свое направление
47. Я могу простить и двигаться вперед
48. Никто не может сделать меня жертвой, я — выживший.
49. Никто не может заставить меня чувствовать себя определенным образом, они могут только пытаться
50. Я естественно красива, когда я сама по себе
51. Все, чем мы являемся, — это результат того, что мы думали.
52. Сосредоточенность на настоящем моменте позволяет мне жить полной жизнью
53. Мне суждено быть совсем не таким, как все остальные
54. Сегодняшний день — это начало всей моей жизни
55. Я несу в себе все необходимое для счастливого существования
56. Моя задача — сделать все, что в моих силах, и этого достаточно!
57. Иногда то, что трудно и проблематично, способствует моему росту
58. Я буду гордиться своими сильными сторонами и развивать их
59. То, что я делаю сегодня, может оказать глубокое влияние на мою жизнь завтра
60. Я буду самым лучшим человеком, каким могу быть сегодня
61. Тихий и довольный ум естественно впитывает красоту и изящество
62. Мне приятно знать, что у меня есть все необходимые инструменты, чтобы справиться с трудностями, когда они наступают
63. Я буду окружать себя людьми, которые меня поддерживают и ободряют
64. Я буду делать в своей жизни то, что считаю правильным, и буду твердо придерживаться своих убеждений
65. Я выбираю лучшее из того, что у меня есть, я смелый, я выживу
66. Я верю в семью, друзей и в себя. Я верю в этот мир
67. Я верю в свой процесс
68. Я буду искать урок в каждой проблеме, которую мне предстоит решить
69. Мысли провоцируют действия. Я буду думать сбалансированные мысли, чтобы провоцировать более здоровые действия.
70. Я делаю все, что умею, все, что в моих силах.
71. Я проживу свою жизнь так, как хочу, чтобы меня запомнили
72. Я буду окружать себя надежными людьми и доверять им.
73. Я не властен над другими, но я властен над собой
74. Невозможно угодить всем, и это нормально
75. Я не должен слушать тех, кто говорит мне, чего я не могу сделать 76.
76. Я горжусь собой за все, чего я достиг, независимо от того, насколько это мало или велико
77. Я не должен позволять прошлому заглушать мой энтузиазм в отношении новых начинаний.
78. Я буду идти только туда, куда ведет мое сердце
79. Я буду доверять своей душе — она знает дорогу
80. Я буду доверять, чтить и уважать процесс перемен
81. Я буду прислушиваться к своим потребностям
82. Уделять время потребностям моего тела — значит уделять время потребностям моей души
83. Я буду делать то, что мне нужно, чтобы преодолеть сопротивление
84. По одному шагу за раз. Именно так я доберусь туда, куда иду.
85. Я буду находить время, чтобы чтить и выражать свои мечты
86. Я свободен переопределять и помогать создавать жизнь, которую я выбираю
87. Я могу открыть себя для надежд и мечтаний сегодняшнего дня
88. Я готов исцелить свое сердце
89. В каждом дне моей жизни есть цель и ценность
90. Сегодня у меня есть время, чтобы вдохнуть мир и выдохнуть страх.
91. Столкновение со своими страхами и их осознание поможет мне двигаться дальше
92. Я не позволю ожиданиям исказить мой опыт
93. Я не боюсь совершать ошибки
94. Я могу смотреть в лицо своим страхам и работать над их преодолением
95. Я позволяю спокойствию вливаться в мою жизнь
96. Я никогда не поставлю под угрозу свои мечты
97. Я могу встретить новые возможности без страха
98. Я чувствую в себе большой потенциал
99. Неудачи — это часть роста и успеха
100. Просить о помощи — не признак слабости
101. Когда я делаю то, что правильно для меня, я делаю то, что правильно для Вселенной
Как справиться со страхом совершить ошибку
Страх ошибиться знаком каждому из нас. Первоначально он сформировался, чтобы защитить нас от реальных угроз, а теперь просто мешает нам добиваться желанных целей. Но с ним можно и нужно справиться.
Сколько раз страх совершить ошибку удерживал вас от поступков, которые могли бы в корне изменить вашу жизнь? Причём в положительную сторону. Сколько раз вам приходилось жалеть о том, что, побоявшись, вы упустили возможности, которых так ждали? Наверное, все могут привести пару примеров таких случаев.
Интересно, смогли бы мы в детстве научиться ходить, если бы постоянно боялись упасть? А можно ли научиться плавать, не снимая спасательного жилета? Кататься на коньках, не отпуская папиной руки? Вряд ли. Чтобы чего-то добиться, нужно справиться с парализующей силой страха.
Откуда вообще взялся этот страх
Страх ошибок глубоко укоренился в нашем сознании. Он представляет собой реакцию на то, что мы воспринимаем как потенциальную угрозу. Ключевое слово — воспринимаем. Эти механизмы сформировались в нашем сознании тысячелетия назад, чтобы помочь нам защититься от таких реальных угроз, как, например, нападение хищников.
Теперь то, что спасало нас от львов, включается в работу, когда нам предстоит принять решение, связанное с определённым риском, или попросту выйти из зоны комфорта. В итоге сейчас эти механизмы только ограничивают нас и мешают нам развиваться.
Проблема состоит в том, что наша внутренняя защитная система плохо различает реальные и воображаемые риски.
Зона комфорта — это не просто заезженное психологическое понятие. Чтобы выйти за её границы, нужно преодолеть серьёзные нейрофизиологические механизмы. Останься в пределах этой зоны, и ты будешь чувствовать себя в безопасности. А если осмелишься вылезти наружу, внутренняя система защиты включит предупредительные сигналы в виде страха. Уберегая вас от неизвестного и незнакомого, ваше сознание делает то, чему научилось в результате эволюции.
Раньше эта система защищала нас и наше окружение от смерти, то есть от реальной физической угрозы. Сейчас угроза носит в большей степени эмоциональный характер. Мы пытаемся сохранить свою эмоциональную безопасность. И защитные механизмы по-прежнему оказывают на нас парализующее действие.
Как бороться со страхом ошибиться
1. Смените угол зрения
Что такое ошибка или неудача? Настоящим провалом можно считать только тот, из которого вы не извлекли никаких уроков. Facebook* несколько раз публично провалилась со своими инициативами (например, с рекламной системой Beacon и приложением для обмена фотографиями, сообщениями и «подмигиваниями» Poke). Компания преуспела только потому, что не боялась ошибок.
Девиз Facebook* — Fail fast, fail forward. Его можно выразить так: не раздумывай долго, косячь и двигайся вперёд. В этой компании понимают, что самой большой ошибкой было бы не пытаться выйти за пределы привычного и стать лучше.
Если бы Facebook* не брала на себя риски, компания бы постепенно прекратила своё существование. Если бы она пользовалась только теми методами, которые работали пять лет назад, то превратилась бы в Yahoo, Twitter или Myspace, а не стала бы одной из самых крупных и успешных компаний в мире с рыночной капитализацией в 362 миллиарда долларов.
В сфере продаж распространён афоризм: «Каждое новое „нет“ на один шаг приближает вас к „да“». Чем больше «нет» вы услышите за один день, тем лучше. Это будет значить, что вы обратились ко всем, к кому могли обратиться, и скоро вы услышите «да». Тренируйтесь, привыкайте слышать разные ответы, и страх пройдёт. Вы продвинетесь вперёд, это неизбежно.
2. Найдите причину своего страха
Чего именно вы боитесь? Причины того, почему нас пугают ситуации, связанные с риском, перемены и вообще что-то новое, совсем не одинаковы. Вы боитесь совершить ошибку потому, что представляете себе худший исход, или потому, что отчаянно стремитесь делать всё идеально? Или потому, что вам ужасно страшно, что вам откажут?
Если вы собираетесь начать свой бизнес, вы представляете, что при неудаче потеряете всё. И что же тогда? Вы останетесь без друзей и близких? У вас больше не будет семьи? Вы растеряете инициативность и запал, благодаря которым вы собрались начать своё дело? Если вам хватило храбрости начать свой бизнес, значит, вы относитесь к тому типу людей, которых мечтают нанять многие работодатели. Вы явно не останетесь без работы.
Когда вы решаете двигаться вперёд, вы одновременно принимаете решение продолжать бороться несмотря ни на что. И когда вы делаете это, происходят удивительные вещи. Худшим сценарием, который вы можете вообразить, даже пахнуть не будет.
3. Противопоставьте страху уверенность
Уверенность появляется в результате принятия решения, взятия на себя ответственности и публичного признания этой ответственности. Удача, как известно, награда за смелость. И за уверенность.
Мир поддерживает тех, кто верит в себя. Никто не хочет поставить вам палки в колёса, не ждёт, когда вы оступитесь. Наоборот, если вы будете принимать решения уверенно и определённо, окружающие обязательно откликнутся и поддержат вас. Всё будет способствовать вашему успеху. Нужные события произойдут, нужные обстоятельства сложатся, нужные возможности появятся.
4. Действуйте
Другая причина страха совершить ошибку состоит в том, что задача, которую нам предстоит выполнить, кажется нам слишком сложной и мы зацикливаемся на непосильности её решения. Посмотрите на фотографии Эвереста, сделанные из базового лагеря. Они настолько поражают, что подъём к вершине кажется абсолютно невозможным. Кроме того, на неё обрушиваются штормы, там стоит холод –50 градусов, поэтому кажется, что человеку в этом месте делать абсолютно нечего.
Однако каждый год сотни людей восходят на вершину Эвереста. И чаще всего это не профессиональные альпинисты, они не отличаются исключительной физической подготовкой. Это просто люди, у которых есть цель и мечта. Все они начинают одинаково: с первого шага по направлению к вершине. Небольшие шаги суммируются, и вскоре вы набираете такую скорость и мощь, что вас уже не остановить.
5. Игнорируйте страх
Смельчаки, занимающиеся сёрфингом на больших волнах, седлают волны, высотой равные пятиэтажному зданию. Это агрессивные чудища, обладающие колоссальной силой, которая внушает ужас. Не бояться таких волн просто невозможно. Чтобы противостоять страху, который может парализовать и привести к гибели, многие из самых искусных сёрферов не смотрят на то место, где волна обрушивается вниз.
Все мы боимся многих вещей. Некоторым из этих страхов можно и нужно взглянуть в глаза, а затем укротить их. Но есть такие страхи, которые могут завести вас в могилу, и с ними лучше лишний раз не соприкасаться.
6. Бросьте себе вызов
Займитесь чем-то, что не связано напрямую с теми сферами, в которых вы хотели бы развиваться. Вас никогда не удивляло, почему различные марафоны и гонки героев стали так популярны? Люди хотят бросить себе вызов и узнать, на что они способны. Так развивается сила воли и приобретается драйв, необходимый для того, чтобы двигаться вперёд.
Когда вам удаётся достичь каких-то серьёзных целей в одной сфере, вы понимаете, что сможете применить те же умения и навыки, ту же настойчивость и решительность для того, чтобы добиться желаемого в других сферах. Когда вы понимаете, что, приложив достаточно усилий, тренируя своё тело и разум, вы можете пробежать марафон, вы осознаёте, что множество других, не менее сложных, задач вам также по силам.
Не бойтесь ошибаться. Бойтесь через год оказаться на том же месте, на котором стоите сейчас.
7. Помните, что все боятся
Существует распространённое заблуждение, что успешные люди обладают какими-то необыкновенными качествами и не подвержены страхам. На деле они просто добились своего с помощью усердного труда, постоянной практики и принятия необходимых решений. Их бесстрашие — это миф. И для многих этот миф становится барьером на пути достижения целей.
На самом деле смелость не означает отсутствие страха. Смелые люди бросают себе вызов и идут именно туда, где им предстоит встретиться со своими страхами. Страх вполне нормален, он свойственен человеческой природе. Фактически это одна из наших определяющих характеристик. Страх — часть нас.
Когда герой «Игры престолов» Робб Старк спрашивает своего отца, как можно быть смелым, когда ты напуган, Нед отвечает ему, что только так и можно быть смелым.
Смелые люди — это не те, кто ничего не боится. Это те, кто смог справиться со своим страхом.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые:
О проекте
FAQ
ГЛАВНАЯ
ВОПРОСЫ
ТЭГИ
СООБЩЕСТВО
НАГРАДЫ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
1
Вы не боитесь совершать ошибки, почему, как часто это происходит?Вячеслав Доброскокин более года назад
тэги: оштбки
категория:
философия, непознанное ответить комментировать
в избранное 1 ответ: старые выше новые выше по рейтингу 1 LordGrim более года назад Нет, я не боюсь совершать ошибки. Человек не робот и не совершенное существо, поэтому ошибки закономерны. Как говориться, «Мы должны учиться на своих ошибках». Каждая ошибка — это опыт, который мы приобретаем. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Смотрите также: Зачем так далеко рассчитывать после запятой цифры числа ПИ? Теперь не вывести деньги с вебмани на мобильный без подтверждения данных? |
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ! |
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей! |
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее.. |
Статистика проекта за месяц
Новых пользователей: 4052
Создано вопросов: 15030
Написано ответов: 36048
Начислено баллов репутации: 854849
ВОПРОСЫ
Свежие
С бонусами
Без ответов
Задать вопрос
Пульс проекта
СООБЩЕСТВО
Авторы
Награды
Тэги
Наши модераторы
Сейчас online
НАШ ПРОЕКТ
О проекте
Правила
Как заработать?
Партнерская программа
РЕСУРСЫ
Наш блог
Обратная связь
FAQ
Помогите нам стать лучше
Telegram-канал
Совершать ошибки — это плохо. Любое неверное решение может обернуться катастрофой. Нам с детства дают такие установки. Но верны ли они? Да, есть ошибки, которые могут дорого обойтись, но в большинстве случаев нас ругают за то, что можно исправить. И тогда появляется боязнь сделать что-то не так. Разбираемся, почему так происходит и как побороть этот страх.
Боязнь ошибиться во время обучения появляется в детстве. Причиной страха может быть строгое наказание или выговор от родителей за какой-нибудь проступок, отсутствие одобрения со стороны окружающих. В начальной и средней школе боязнь ошибиться могут вызвать критика со стороны учителей за недочеты в задании или некрасивого почерка. Как следствие, возникает страх получить плохую отметку. Высмеивание допущенных ошибок при сверстниках также может сыграть злую шутку. В старшей школе, особенно в выпускном классе, подростки часто слышат фразы а-ля «Не сдашь ЕГЭ — лишишься достойного будущего». Подобные негативные установки вселяют страх получить низкий балл, и ученик начинает лихорадочно готовиться к экзамену, мучая себя бесконечным решением пробников ради того самого «достойного будущего».
Что касается последствий — боязнь совершить ошибку отрицательно сказывается на образовательном процессе, так как вызывает у учащихся различные трудности. А отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками, наоборот, гарантирует эффективное обучение. Такой вывод сделала философ Жюли Реше.
Но всегда ли боязнь ошибиться мешает? Согласно теории профессора психологии Стэнфордского университета Кэрола Двэка, существует два типа людей по образу мышления, от него и будет зависеть отношение к ошибкам. Люди с фиксированным мышлением руководствуются принципом «выше головы не прыгнешь», а потому не стремятся достигать новых высот. Ошибку они воспринимают как знак собственной неспособности. Тех же, кто обладает гибким мышлением, интересует именно процесс развития. Они полагают, что если приложат достаточно усилий и проявят трудолюбие и терпение, смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться. Таким образом, людям, имеющим фиксированное мышление, страх оступиться преграждает дорогу к интересной жизни, полной новых возможностей, чего не скажешь о тех, у кого гибкий тип мышления.
С теорией все понятно, а что на практике? Узнали, как школьники справляются со страхом ошибок:
«С детства я стремилась выполнять все школьные задания на 5. Но не потому, что я знаю и понимаю предмет на пятерку и это моя настоящая оценка, а потому, что так надо. Правда, кому и зачем — непонятно. Хорошая оценка подразумевает отсутствие ошибок, поэтому их наличие приравнивается к потере пятерки. Со временем я стала понимать, что другие оценки не делают меня или остальных людей плохими. Думаю, каждый должен получать те отметки, на которые знает и понимает предмет. Поэтому бессмысленно гнаться за идеальной успеваемостью, если изначально усваиваешь хорошо не все. Нужно стремиться не к отсутствию ошибок, а к их исправлению. Ведь в процессе обучения человек понимает, почему именно нельзя поступать так или иначе и можно ли исправить последствия».
(Елена Л., выпускница)
«Страх ошибиться при обучении мучил меня много лет. Я всегда была отличницей, и слишком уж косячить мне не приходилось, поэтому не могу сказать, что каждая ошибка на меня как-то влияла. Я всегда воспринимала неудачи как норму: все с этим сталкиваются. Как мы можем чему-то научиться, если не ошибаемся? Даже если очень хочется, невозможно сразу сделать все идеально. Но в какой-то момент я стала замечать, что мне сложно делать домашние задания для курсов, тесты в школе, писать текст в новом жанре. Все потому, что боюсь ошибиться и таким образом показать, что я глупая, что-то не знаю. Это очень волнительный момент, когда понимаешь, что где-то есть недочет, и начинаешь себя ругать: взял и накосячил в такой мелочи. Однако эта ситуация — палка о двух концах. С одной стороны, ты же только учишься и не можешь не ошибаться, к тому же мы не на ЕГЭ. Но, с другой стороны, все равно страшно: не понимаешь, как это могло случиться, ведь ты старался. Другие люди не ошибаются, но, на самом деле, так только кажется. Конечно, страх сделать что-то не так влияет на результат. В каком-то неосознанном потоке мыслей думаешь только о том, как бы не ошибиться. И по закону подлости ошибаешься, потому что отвлекаешься, волнуешься. Косячишь там, где на первый взгляд это невозможно, и расстраиваешься. А что делать? Ошибки — это нормальное явление. И наверное, избежать нервотрепки поможет только осознание этого, которое, кстати, приходит далеко не сразу. Существует же синдром отличника, когда человек стремится сделать все безупречно. И ошибки никак не вписываются в понятие идеальности. Не круто, когда ты ругаешь себя за то, что ошибся. Ты сделал то, что свойственно всем людям. Ты не ругаешь себя за то, что дышишь, так зачем ругать за ошибки? Мне потребовалось много времени, чтобы хотя бы начать это осознавать».
(Алина Л., 9 класс)
«Я считаю, что всем свойственно ошибаться, и это тот самый тернистый путь, который мы обязательно проходим. Я сам с этим сталкивался. Было дело, когда трясся над каждой работой в попытках довести ее до идеала. Наверное, я так переживал за отсутствие ошибок потому, что родители поощряли меня за хорошие оценки, и мне хотелось больше таких привилегий. Я боялся ошибиться еще и потому, что в случае провала меня не похвалят перед классом, а ведь так хочется блеснуть знаниями. Но, чем меньше времени оставалось до ОГЭ, тем быстрее уходил этот страх. Где-то в глубине души я понимал, что в принципе неважно, сколько получу баллов: если не хватит для 10 класса, пойду в техникум, о котором хорошо отзывались друзья. И как-то постепенно боязнь ошибиться исчезла. Я спокойно прорешивал варианты, готовясь к экзамену, и в итоге получил две пятерки и две четверки, чем очень доволен. Хочу сказать, что ни в коем случае не стоит забивать на учебу просто потому, что боишься сделать ошибку. Работай усерднее и не паникуй, тогда страх уйдет сам».
(Алексей И., 10 класс)
«Страх ошибиться — нередкое явление в нашей школьной жизни. Некоторые опасаются потерять авторитет, строившийся годами. Для других, ошибка — это плохая оценка, которая повлияет на успеваемость. Есть и те, кто боится допустить любую оплошность, которая может поставить под сомнение их первенство в определенной сфере. Так было и со мной. По своему любимому предмету всегда хочется оказаться в списке лучших. Поэтому страх сказать на уроке то, в чем ты абсолютно не уверен, в какой-то степени обоснован. А вдруг ошибка? При всем классе. При учителе. Но понимающие, дружелюбные ребята никогда и никого за подобное не осудят. Ошибаться может любой человек, это часть развития, без которой рост невозможен. Неудача может стать дополнительным стимулом для учебы, познания себя и мира. А некоторые вещи и события вовсе не стоят таких переживаний».
(Мария Ш., выпускница)
«В моих планах окончить школу с золотой медалью и таким образом получить 5–10 дополнительных баллов для поступления на бюджет. Поэтому мне никак нельзя допустить четверок и, соответственно, ошибок. Для этого нужно прикладывать максимум усилий, несмотря на то, что хорошо учиться становится все труднее, в том числе из-за подготовки к ЕГЭ. Так я думал вплоть до конца 10 класса. Но уже к маю ситуация изменилась. Я видел, как сверстники готовятся к экзаменам: решая пробники на сайте «Решу ЕГЭ», они будто опасаются несоответствия их ответа верному. Сразу сверяют ответ, а объяснение игнорируют. И тогда я подумал: а смысл? Мы же работаем на себя, а не на кого-то, кто оценит ответ. И тогда я понял: в этом и есть секрет успеха. Ты учишься на собственных ошибках, и чем их больше, тем полезнее для тебя.
(Никита К., 11 класс)
Кто всегда добивается успеха? Только тот, кто не сдается. Как Томас Эдисон, Стивен Спилберг и Джоан Роулинг:
Когда Томас Эдисон изобретал лампу накаливания, он провел 1999 неудачных экспериментов, повезло лишь в 2000-ый раз. Ученый говорил: «Я не ошибся ни разу. Я нашел 1999 способов того, как не стоит делать лампочки».
Стивен Спилберг много раз пытался поступить в Школу кинематографических искусств на разные факультеты, но баллов не хватало. Будущий гениальный режиссер поступил в технический колледж и все свободное время посвятил короткометражкам. Студия Universal Pictures заметила и оценила его творчество, а затем пригласила на работу.
Рукопись, ставшую позже бестселлером, на тот момент еще никому не известная писательница Джоан Роулинг набирала на старой печатной машинке. В издательствах Роулинг оказывали в публикации 11 раз! Редакторы советовали найти другую работу. Но женщина упорно шла к своей цели, пока одно небольшое издательство в Лондоне не опубликовало ее роман о Гарри Поттере.
Почему иногда важно ошибаться? Чтобы найти ответ на этот вопрос, поговорили с репетитором по русскому языку Викторией Николаевной Горенко. Вот, что она рассказала:
«Я работаю репетитором по русскому языку третий год, специализируюсь на подготовке к ЕГЭ. На моей практике было немало случаев проявления у детей боязни ошибиться. Чаще всего ученик либо молчит в ответ на вопрос по теме, либо затягивает с домашним заданием, не укладываясь в дедлайны. Можно только предполагать, о чем ребята думают в этот момент. Возможно, боятся показаться неспособными. Или не хотят услышать в свой адрес критику, которая отобьет желание учиться дальше. А если нет желания, нет и отличного результата, на который мы работаем и к которому стремимся. Ученики это понимают. Поэтому важно побороть в себе страх ошибок как можно раньше. Я всегда говорю детям: лучше сделать промах сейчас, на этапе подготовки, чем на самом экзамене. Именно эти неудачи и помогают достичь высокого балла. Ребенок запоминает место ошибки, понимает, что эту тему нужно подтянуть, и, как правило, больше трудностей не возникает. Мои ученики знают, что если работа идеальная, без единой помарочки, это подозрительно — высока вероятность списывания. А если я вижу в заданиях ребят ошибки, сразу понимаю: человек старался, делал сам, пусть и не все получилось. Поэтому всем учащимся я советую одно: не бойтесь оступиться. Ваш статус прилежного ученика не упадет ни в чьих глазах, зато вы поймете, на что обратить внимание в следующий раз, и таким образом быстро исправите ошибки. И обязательно справитесь с заданиями любой сложности!»