Я люблю и горжусь своей родиной ошибка

Задание 8 (5 баллов)

1. Неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

1) В задании с буквой ищем производные
предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж
существительного, стоящего после предлога.

 Производные предлоги благодаря,
вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно
требуют Д.п. (кому?
чему?):
согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка: согласно графика,
вопреки ожидания.

2) Также в предложении могут быть
предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?),
в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?),
в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)

3)
Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо»
употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции,
по прибытии поезда, по приезде в Москву.
Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению
книги.

 

Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов  из и с
(со)
, в и на, от и с, через и из-за 

Ошибка:  Вернувшись со школы,
он сразу сел за уроки.

      

5)
Отсутствие
предлога. 
Ошибка: Нельзя не приклоняться его
героизмом

6) Наличие ненужного
предлога.
Ошибка: Автор
описывает о событиях послевоенного времени. 

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Ищем в заданиях с буквой  конструкцию
«все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо
проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в
придаточном предложениях.

Все,           
кто              смотрел             на него, не могли не
заметить…

 

мн.ч           ед.ч               ед.ч.                              мн.ч.

 

Ошибка:   Все,
кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ   Все, кто читали пушкинского
«Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

2)
В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство,
несколько
) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное
Большинство  столов  было  занято;  если  при   слове
большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее
большинство регионов
участвует в эксперименте.

Если
сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены
в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство
учеников
нашего класса участвовали в соревнованиях.

3) 
Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

— в роли
сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра
больна уже неделю. Ошибочно:
Сестра больная уже неделю.

Эта
фотография дорога нам. Ошибочно: 
Эта фотография дорогая нам.

4)  
Нарушение в роде несклоняемых существительных

Ошибка:  Весь день пони катало в зоопарке детей
(пони — м.р., поэтому «катал»)

5) 
Нарушение в роде аббревиатуры

Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ –
университет, поэтому «был основан»)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное
существительным.

 В
задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое
название
(книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках
должно стоять в Им.п. 

Например,
роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед
кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например,
в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

Ошибка:   Горячо
любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах
о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед
нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1)
Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее
дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют
одного падежа и предлога.

Ошибка:  Я
люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и
горжусь
Родиной   Т.п. –   Я люблю Родину и горжусь ею)

2) в качестве однородных членов
предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка:  я люблю рисовать и
живопись

3)
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но
и»,   «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные
члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части
разных союзов.

Например,
в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят
правильно. 

Ошибка:  если
мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но
и
Ваню»,
в предложении появится грамматическая ошибка.

         Ошибка:  Созданы
благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а
также
для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только
для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

 
4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность
синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных
членов слова, выраженные разными частями речи.

Ошибка:  Набережная
тянется вдоль Волги и очень красивая
. Листья, осыпавшиеся
с деревьев
(причастный оборот) и которые устилали тропинку
(придаточное предложение), совсем пожухли.

5) полные
и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра
была красива и грустна.

Ошибочно:
Сестра была красива и грустная.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом   

1)
Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что
делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его
форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным.  Для
этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.

Например,
«было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание
причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

2)
смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое
нами, не вызывает затруднений
. Ошибка:
Задание, выполняющееся нами.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 

Деепричастие  обозначает добавочное
действие при основном (глагол-сказуемое).

Следует помнить:

глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

Например:   Испугавшись
шума
, стая птиц поднялась над водой. 

(Стая
– подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и
добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)

!!!  
Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где
подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты,
вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь
быть внимательным
(говорящий я переходит дорогу
и говорящий я старается быть внимательным).

 
!!!   Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении
при  инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами
«можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в
небо, думая о будущем.

Ошибки:

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела
шляпа
 (шляпа
– подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и
не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая),
т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.

Посмотрев в окно, мне стало
грустно
(в безличном  предложении нет инфинитива, к
которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден
родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден
– в этом случае субъекты действий не совпадают).

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – способ передачи чужой речи в
виде придаточного предложения. Создание косвенной  речи является
преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма
местоимения
: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я
свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век
восславил он свободу
» (косвенная речь).

Ошибка: Пушкин писал, что «в
свой жестокий век восславил я свободу».

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид
у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие
законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам
подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие
продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а
также времена глаголов совмещались корректно.

Ошибка: однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени (И.С.
Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию
любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя;
«подвергает»
— наст. время и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» — прош.
время и совершенный вид (что сделал?))

9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное
предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к
придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь
в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов:
где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что,
чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1)
Нарушение границ предложения

Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел
автора                (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать
книгу)

2)
Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись               
(Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)

3)
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

Ошибка:  Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько
по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая
классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга
изображен в произведениях русских авторов)

4)
Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного                   (Она говорила, что
в жизни много полезного и прекрасного)

5)
Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза

Ошибка:  Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой
он идет в усадьбу
(Незнакомец поинтересовался, правильной ли
дорогой он идет в усадьбу)

ЗАДАНИЕ 8 (5 баллов)

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается

с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога.

Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперерез, наперекор,

подобно требуют Д.п. (кому? чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. ОШИБКА:

согласно графика, вопреки ожидания.

2) Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в

Родительном падеже: в меру (чего?), в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу

(чего?), в заключение (чего?), в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)

3) Запомнить: предлог по в значении «после чеголибо» употребляется только с П.п.:

по истечении срока, по окончании лекции, по прибытии поезда, по приезде в Москву.

ОШИБКА: по возвращению из отпуска, по прочтению книги.

Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и изза

ОШИБКА: Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

5) Отсутствие предлога. ОШИБКА: Нельзя не приклоняться его героизмом.

6) Наличие ненужного предлога. ОШИБКА: Автор описывает о событиях

послевоенного времени.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…»,

«каждый, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и

сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…

мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.

ОШИБКА: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу

Варлаама.

ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

2) В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство

(меньшинство, несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ.

неодушевленное: Большинство столов было занято; если при слове большинство

имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее большинство регионов

участвует в эксперименте.

Если сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены в

составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство

учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.

3) Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю. ОШИБОЧНО: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам. ОШИБОЧНО: Эта фотография дорогая нам.

4) Нарушение в роде несклоняемых существительных

ОШИБКА: Весь день пони катало в зоопарке детей (пони м.р., поэтому «катал»)

5) Нарушение в роде аббревиатуры

ОШИБКА: МГУ было основано в 1755 году ГУ университет, поэтому «был

основан»)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным.

В задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое

название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.

Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если

перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

ОШИБКА: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв

в книге «Письмах о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт

перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее

дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют одного

падежа и предлога.

ОШИБКА: Я люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь Родиной

Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)

2) в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова

разных частей речи. ОШИБКА: я люблю рисовать и живопись

3) Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только

но и», «как так и», «если не то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены

предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части разных

союзов.

Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят

правильно.

ОШИБКА: если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу,

но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

ОШИБКА: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных

работ, а также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не

только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения.

Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

ОШИБКА: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья,

осыпавшиеся с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку (придаточное

предложение), совсем пожухли.

5) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов

предложения:

Сестра была красива и грустна.

ОШИБОЧНО: Сестра была красива и грустная.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что

делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его форма

(окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем

от определяемого слова вопрос к причастию.

Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия

должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое

нами, не вызывает затруднений. ОШИБКА: Задание, выполняющееся нами.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном (глаголсказуемое).

Следует помнить:

глаголсказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

Например: Испугавшись шума, стая птиц поднялась над водой.

(Стая подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и добавочное

действие испугавшись, т.е. испугалась)

!!! Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где

подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты, вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь быть внимательным (говорящий я переходит

дорогу и говорящий я старается быть внимательным).

!!! Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении

при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами

«можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.

ОШИБКИ:

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (шляпа подлежащее,

которое выполняет основное действие слетела и не может выполнить добавочное действие

спрыгнуть с подножки трамвая), т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным

лицам.

Посмотрев в окно, мне стало грустно безличном предложении нет инфинитива,

к которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден родителями (деепричастный оборот относится

к страдательному причастию найден в этом случае субъекты действий не совпадают).

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения.

Создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В косвенной речи

меняется форма местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу»

(прямая речь). Пушкин писал, что в «жестокий век восславил он свободу» (косвенная

речь).

ОШИБКА: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие

законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе вот вам

подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный это действие

продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а также

времена глаголов совмещались корректно.

ОШИБКА: однородные глаголысказуемые имеют разный вид и форму разного

времени (И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию «испытанию

любовью» и этим раскрыл истинную сущность своего героя; «подвергает» — наст. время

и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» прош. время и совершенный вид (что

сделал?))

9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что

от главного к придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное,

то связь в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных

слов: где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что, чтобы,

для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1) Нарушение границ предложения

ОШИБКА: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел автора

(Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу)

2) Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

ОШИБКА: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись

(Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)

3) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

ОШИБКА: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по

разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая классическую

литературу, замечаешь, насколько поразному Петербурга изображен в произведениях

русских авторов)

4) Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

ОШИБКА: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного

(Она говорила, что в жизни много полезного и прекрасного)

5) Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли

союза

ОШИБКА: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идет в

усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идет в усадьбу)

Материалы для подготовки выпускника к решению задания 8 ЕГЭ 2023 года. Составлены учителем высшей категории МКОУ Воронцовская СОШ Костыриной Л.А.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяем ваши знания по теме «Синтаксические нормы: нормы согласования и управления» и умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023, необходимо знать следующие темы:

-нарушения построения предложения с несогласованным приложением
-нарушения построения предложения с причастным оборотом
-нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-неправильное построение предложения с косвенной речью

-нарушение построения предложения с однородными членами

-нарушение построения сложного предложения
-неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом
-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
-нарушение управления

Пример задания 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
В) Ошибки в построении предложения с однородными членами
Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) Нарушение в построении предложения с косвенной речью

1) Благодаря разливов рек движение остановлено.
2) Прочитав интересную книгу, я посоветовал ее другу.
3) Она со злостью набрала на клавиатуре электронный адрес, указанный в справочнике.
4) У меня возник вопрос, посмотрев кино.
5) На заводе было установлено 121 счетчик и 11 измерителей.
6) Рубаху и костюм, поместив их в чехол, я уложил на заднее сиденье, решив, что переоденусь по приезде на место.
7) Автор сочувствует и даже славит Игоря.
8) Антон спросил, кто поедет со мной на горнолыжную базу.
9) В романе «Поиск предназначения» есть прямые отсылки к этому событию в жизни.

Как подготовиться к заданию 8, выполнив которое вы получите 5 баллов?

Ознакомьтесь , внимательно изучите теорию этого вопроса, и вы будете легко выполнять это задание.

ТЕОРИЯ

Задание 8 (5 баллов)

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога.

Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно требуют Д.п. (кому? чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка: согласно графика, вопреки ожидания.

2) Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?), в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?), в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)

3) Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо» употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции, по прибытии поезда, по приезде в Москву. Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению книги.

Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за 

Ошибка: Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

5) Отсутствие предлога. Ошибка: Нельзя не приклоняться его героизмом

6) Наличие ненужного предлога. Ошибка: Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…

мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.

Ошибка: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

2) В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство, несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное: Большинство столов было занято; если при слове большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее большинство регионов участвует в эксперименте.

Если сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.

3) Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

— в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

4) Нарушение в роде несклоняемых существительных

Ошибка: Весь день пони катало в зоопарке детей (пони — м.р., поэтому «катал»)

5) Нарушение в роде аббревиатуры

Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ – университет, поэтому «был основан»)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным.

В задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.

Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

Ошибка: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют одного падежа и предлога.

Ошибка: Я люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь Родиной Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)

2) в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка: я люблю рисовать и живопись

3) Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части разных союзов.

Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно.

Ошибка: если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Ошибка: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья, осыпавшиеся с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку (придаточное предложение), совсем пожухли.

5) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.

Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибка: Задание, выполняющееся нами.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном (глагол-сказуемое).

Следует помнить:

глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

Например: Испугавшись шума, стая птиц поднялась над водой.

(Стая – подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)

!!! Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты, вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь быть внимательным (говорящий я переходит дорогу и говорящий я старается быть внимательным).

!!! Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами «можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.

Ошибки:

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (шляпа – подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая), т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден – в этом случае субъекты действий не совпадают).

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век восславил он свободу» (косвенная речь).

Ошибка: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а также времена глаголов совмещались корректно.

Ошибка: однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени (И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя; «подвергает» — наст. время и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» — прош. время и совершенный вид (что сделал?))

9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов: где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что, чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1) Нарушение границ предложения

Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел автора (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу)

2) Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись (Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)

3) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

Ошибка: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов)

4) Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного (Она говорила, что в жизни много полезного и прекрасного)

5) Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза

Ошибка: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идет в усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идет в усадьбу)

                   Грамматические  ошибки

Предложения

1.Неправильное употребление падежной формы  существительного с предлогом

Благодаря   имеющихся источников  литературоведы  пришли  к  выводу …

Благодаря   понимания  со стороны  родителей…

НАДО:  БЛАГОДАРЯ   ЧЕМУ?

Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?

Вопреки прогнозов   аналитиков… НАДО: вопреки чему?

На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется  на изучение  норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из тех,  кто  играл в  школьной  баскетбольной команде,  не стали профессиональными  спортсменами.

Все,   кто рано начинает учить иностранный язык,  овладевает  им в совершенстве.

Те,   кто видел море лунными вечерами,  часто вспоминает о нем.

Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3. Нарушение  в построении предложения с несогласованным приложением

В  журнале  «Ровеснике»  печатают  много  интересных  статей.

 О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что  у него вышла не драма, а комедия.

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Созданы  благоприятные  условия  не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

НАДО:  НЕ ТОЛЬКО…, НО  И…

Борис Шергин – «писатель души и сердца»,  который как раскрыл идеи братства, так и красоты.  НАДО:  раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.

Я горячо люблю и  горжусь своей  Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Увидев красный сигнал светофора, машина  была  остановлена.

Сдав  экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как  будущий успех моей книги.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.

8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.

Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.

Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

9. Неправильное употребление имени числительного.

Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.  

Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.

10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».

Задание №8 на примерах

Примеры с ошибками

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дат. п.

Предлоги наперерез, наперекор, навстречу употребляются с дат. п.

По употребляется с П. п.

Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел. Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

По окончанию спектакля мы собрались в холле для обсуждения.

Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплым дням золотой осени лес как будто помолодел. Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню.

По окончании спектакля мы собрались в холле для обсуждения.

неправильное употребление имени числительного

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение в роде несклоняемых существительных

Нарушение в роде аббревиатуры

Нарушение в числе подлежащего и сказуемого в главной или придаточной части

[Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед. числе]

До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом. Весь день пони катало в зоопарке малышей.

МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

До 1936 г. Тбилиси (город) назывался Тифлисом. Весь день пони (он) катал в зоопарке малышей.

МГУ был основан в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.

Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

ошибка в построении предложения с однородными членами

Неправильное расположение и употребление двойных союзов

Совмещение конструк-ций с причастным оборотом и придаточным определительным

Объединенные в сочинён-ном ряду слова управляют разными формами

Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Сёстры хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Ошибка в согласовании приложения с определяемым словом.

[После родовых обозначений (роман, повесть и др.) имя собст-венное ставится в И. п.]

В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ошибка в согласовании определения с определяемым словом

Разрыв прич. оборота определяемым словом

Ошибка в месте причастного оборота

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этю-дов, привезённым из поездки на Восток.

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток.

Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг.

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Дееприч. оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и глагол, к которому дееприч. оборот относится. Дееприч. оборот может использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием категории состояния или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и т.п.) и инфинитива.

Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Нарушение границ предложения.

Разрыв между определя-емым словом и придаточ-ным предложением

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов

Неоправданное употреб-ление соотносительного слова то

Одновременное использо-вание подчинит. союза и частицы ли в роли союза

Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.

Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать эту книгу.

Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты,

Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского.

Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.

Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

неправильное построение предложения с косвенной речью

В предложениях с косв. речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « он убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

Источник

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор задания 7

Синтаксические нормы

Теория задания 7

Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами даются обоснования грамматических ошибок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Как должен выглядеть ответ:

Максимальное количество баллов за выполнение данного задания – 5 баллов.

За каждое верно определенное соответствие – 1 балл.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:

Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:

Например: Благодаряповышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

39ac545a2d017b558419373a30d6839a

Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В задании с буквой должны быть кавычки

Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи Например, «я люблю рисовать и живопись»

Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и»,«как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не толькоМашу, но иВаню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

5. Нарушение однородности понятий

В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»

6. Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.

7. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Задание с буквой начинается с деепричастного оборота

Например: Получивначальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?

Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.

Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»

8. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ищем в заданиях с буквой причастный оборот

Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?

Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.

Например: Одному из героев романа, ищущимсмысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».

Например, «Дима признался, что ясегодня не готов к уроку».

10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

Источник

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

Screenshot 1 kopiya

Алина Косова

Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!

Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.

Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.

Хотите круто подготовиться к ЕГЭ по русскому языку? Записывайтесь на бесплатную консультацию у в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ по русскому, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении причастный оборот, а также знать, что:

Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.

Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.

Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)

Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Чтобы узнавать эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)

Предлог «ПО» в значении «после» управляет предложным падежом.

по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ

Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.

Правильно: Благодаря повышению зарплаты.

Ошибка в построении сложного предложения

Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.

Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.

Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.

Неправильное употребление числительных

Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:

Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.

Правильно: Два тигра охотились на антилоп.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Обнаружить эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал, возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и косвенной речи.

Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.

Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.

Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.

Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)

Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.

Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.

Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».

Неправильно: В романе «Войне и мире».

Правильно: В «Войне и мире».

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.

Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!

Источник

Теория к 8 заданию ЕГЭ по русскому языку.

Задание 8 (5 баллов)

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога.

Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно требуют Д.п. (кому? чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка : согласно графика, вопреки ожидания.

2) Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?), в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?), в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)

3) Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо» употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции, по прибытии поезда, по приезде в Москву. Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению книги.

Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за

Ошибка: Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

6) Наличие ненужного предлога. Ошибка: Автор описывает о событиях послевоенного времени.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

image001

image002

Ошибка: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

2) В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство, несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное: Большинство столов было занято; если при слове большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее большинство регионов участвует в эксперименте.

Если сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.

3) Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

— в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

4) Нарушение в роде несклоняемых существительных

5) Нарушение в роде аббревиатуры

Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ – университет, поэтому «был основан»)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным.

В задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.

Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

Ошибка: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют одного падежа и предлога.

Ошибка: Я люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь Родиной Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)

2) в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка: я люблю рисовать и живопись

3) Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части разных союзов.

Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно.

Ошибка: если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Ошибка: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья, осыпавшиеся с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку (придаточное предложение), совсем пожухли.

5) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно : Сестра была красива и грустная.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.

Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибка: Задание, выполняющееся нами.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном (глагол-сказуемое).

глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

(Стая – подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)

. Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты, вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь быть внимательным (говорящий я переходит дорогу и говорящий я старается быть внимательным).

. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами «можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (шляпа – подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая), т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден – в этом случае субъекты действий не совпадают).

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век восславил он свободу» (косвенная речь).

Ошибка : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а также времена глаголов совмещались корректно.

9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов: где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что, чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1) Нарушение границ предложения

Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел автора (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу)

2) Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись (Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)

3) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

Ошибка: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов)

4) Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного ( Она говорила, что в жизни много полезного и прекрасного)

5) Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза

Ошибка: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идет в усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идет в усадьбу)

Источник

Возможно, вам также будет интересно:

  • Я люблю вас моя золотая ошибка моя
  • Я лучше найду смелость и признаю свою ошибку
  • Я лучше найду смелость и признаю свою ошибку
  • Я ложу тетради на стол исправь ошибки
  • Я ложу тетради на стол исправь ошибки

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии