Укажите номера предложений без грамматических ошибок (правильно
построенные).
1) Я читал роман «Анну Каренину».
2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».
4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
5) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».
6) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
7) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.
Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
9) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.
Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!
Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?
На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.
Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.
Хотите круто подготовиться к ЕГЭ по русскому языку? Записывайтесь на бесплатную консультацию у в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ по русскому, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении
причастный оборот, а также знать, что:
- Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него.
- Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших)
Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.
Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.
Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)
Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Чтобы узнавать
эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)
Предлог «ПО» в значении «после»
управляет предложным падежом.
по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ
Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.
Правильно: Благодаря повышению зарплаты.
Ошибка в построении сложного предложения
Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.
Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.
Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.
Неправильное употребление числительных
Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
- Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
- Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)
Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.
Правильно: Два тигра охотились на антилоп.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Обнаружить
эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал,
возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и
косвенной речи.
Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.
Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.
Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.
Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)
Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.
Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.
Теперь разберемся в терминах. Роман «Война и мир»: роман — это родовое понятие, «Война и мир» — приложение. В предложении изменяется по падежам родовое понятие, а несогласованное приложение стоит в именительном падеже и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину «Золотая осень», в учебном центре «MAXIMUM» .
Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».
Неправильно: В романе «Войне и мире».
Правильно: В «Войне и мире».
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.
Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.
Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.
Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!
Типы ошибок в задании 8
-
неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом
-
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
неправильное построение предложения с косвенной речью
-
неправильное построение предложения с однородными членами
-
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
-
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
-
нарушение в построении сложного предложения
-
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
-
Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом:
Дательный падеж – только КОМУ, ЧЕМУ!!!
-
Производные предлоги – СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР сочетаются только с Дательным падежом!
-
Производные предлоги ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИЛЁТЕ, ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ – запомнить!
-
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
Приложение – название (газеты, фильма, книги, спектакля, магазина и т.п.), которое может употребляться как с кавычками, так и без них.
Журнал «Мурзилка», гипермаркет «Лента», роман «Анна Каренина»
-
Если несогласованное приложение стоит с определяемым словом, то мы используем его в Именительном падеже.
Я прочитал произведение «Анна Каренина».
Мне купили газету «Комсомольская правда»
Поздравляем с праздником Восьмое марта!
-
Если в несогласованном приложении нет определяемого слова, то используем необходимый падеж, как при склонении существительных:
Я прочитал «Анну Каренину».
Мне купили «Комсомольскую правду».
Поздравляем с Восьмым марта!
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
Несовпадение форм единственного и множественного числа у подлежащего и сказуемого.
Ошибка: Все, кто хотел поехать, отправился в путь.
Правильно: [Все, (кто хотел поехать), отправились в путь].
-
Неправильное построение предложения с косвенной речью:
Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». А: «П».
«Краткость – сестра таланта», — говорил Чехов. «П», — а.
Чехов говорил, что краткость – сестра таланта.
Ошибка: Путники решили, что я лучше пережду дождь в селении.
Правильно: Путники решили, что лучше переждать дождь в селении.
Ошибка: Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».
-
Неправильное построение предложения с однородными членами:
Он красив и высокий.
Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
Причастие – форма глагола с суффиксами УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-, -ОМ—ЕМ-, -ИМ-, -НН-, -Т-, -Н-(для кратких причастий), обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Выделяется запятыми на письме, если находится после определяемого слова.
Книга, найденная мною, возвращена на место.
Причастный оборот не выделяется запятыми, если находится перед определяемым словом:
Найденная мною книга была возвращена на место.
Ошибка: Я долго разговаривал с авторами, написавших эту статью.
Правильно: Я долго разговаривал с авторами, написавшими эту статью.
Ошибка: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной площади серыми плитами.
Правильно: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной серыми плитами площади.
-
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное к основному действие, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? ЧТО СДЕЛАВШИ? Суффиксы –А-/-Я-, -В-, -ВШИ-/-ШИ-. Делая, умирая, сбежав, удивившись.
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. И основное, и добавочное действие должно выполнять одно и то же лицо!!!
Ошибка: Подъезжая к вокзалу, с меня слетела шляпа.
Правильно: Подъезжая к вокзалу, я заметил, что с меня слетела шляпа.
Ошибка: Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах трав.
P.S. Кто наслаждается тёплым летним днём? А кто ощущает запах трав? Не забываем – нужно одно и то же действующее лицо!
Правильно: Когда наслаждаешься тёплым летним днём, ощущается запах трав.
-
Нарушение в построении сложного предложения
-
неправильное употребление союзов, находящихся на стыке простых предложений в составе сложного:
Ошибка: Размышляя о значении литературы, понимаешь что насколько серьёзно она на нас влияет.
P.S. Придаточная часть может быть присоединена к главной при помощи только одного союза!
-
неоправданное повторение союзов:
Ошибка: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 1995 году, который стал для них настоящим испытанием.
-
употребление союза ЧТО при наличии частицы ЛИ:
Ошибка: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.
-
ошибочная постановка указательного слова в главное предложение:
Ошибка: Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Я считаю то что ты не прав.
-
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм:
Формы глаголов в предложении должны совпадать по виду и времени.
Ошибка: Всю ночь идёт снег и прекратился утром.
Правильно: Всю ночь шёл снег и прекратился утром.
Ошибка: Родители и дети должны научиться понять и уважать интересы друг друга.
Правильно: Родители и дети должны научиться понимать и уважать интересы друг друга.
Ошибка: Когда наступает весна, потекли ручьи.
Правильно: Когда наступила весна, потекли ручьи.
Учитесь замечать грамматические ошибки. Если вы научитесь уверенно распознавать их в задании, то не потеряете баллы в сочинении. (Критерий 9 — «Соблюдение языковых норм».) Кроме того, задание, за которое вы можете получить 5 баллов, требует особого отношения!
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм |
1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.
Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.
Несогласованное приложение
Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.
В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская».
Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской».
Грамматическая ошибка: в романе «Войне и мире»; на картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
В задании такая ошибка встретилась в предложении 3.
Прямая и косвенная речь.
Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните:
Проводник сказал: «Я принесу вам чай» — Проводник сказал, что он принесет нам чай. Грамматическая ошибка: Проводник сказал, что я принесу вам чай. (Личное местоимение должно измениться.)
Пассажир спросил: «Могу ли я открыть окно» — Пассажир спросил, может ли он открыть окно. Грамматическая ошибка: Пассажир спросил, что может ли он открыть окно. (В предложении есть ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)
Причастный оборот
Находим предложения с причастным оборотом, смотрим, нет ли ошибок в его построении.
1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после него. Грамматическая ошибка: пришедшие зрители на встречу с режиссером. Правильно: пришедшие на встречу с режиссером зрители или зрители, пришедшие на встречу с режиссером.
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу: жители гор (какие?), напуганные ураганом или жители гор (каких?),заросших елями. Грамматическая ошибка: жители гор, напуганных ураганом или жители гор, заросшие елями.
Обратите внимание: одно из событий, случившееся прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии). Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»).
3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка).
В задании такая ошибка встретилась в предложении 5.
Деепричастный оборот
Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!
Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием. Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение. Рассуждаем: волнение возникло — Наташа Ростова шла – разные действующие лица. Правильный вариант: Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение.
В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет.
Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом: Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова.
Рассуждаем: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме. Данное предложение с грамматической ошибкой.
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.
Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…». В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе.
Анализируем предложение: Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели. ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка.
В задании такая ошибка встретилась в предложении 2.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий. Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. Исправим ошибку: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. ( Оба глагола несовершенного вида стоят в настоящем времени.) Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол — несовершенного вида — указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.)
В задании такая ошибка встретилась в предложении 1: Тургенев подвергает и раскрыл…
Однородные члены предложения
Грамматические ошибки в предложениях с союзом И.
- Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением. Я не люблю болеть и когда получаю двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься. (Исправим ошибку: Слушали лекцию о значении спорта и о пользе спортивных занятий. Или: Слушали лекцию о том, какое значение имеет спорт и почему им нужно заниматься.)
- Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий: Он высок и худощавый. Она умная и красива.
- Союз И не может связывать инфинитив и существительное: Я люблю стирать, готовить и чтение книг. (Правильно: Я люблю стирать, готовить и читать книги.)
- Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы любили и восхищались русским народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им.
Использование составных союзов.
- Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И». В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими: Не только мы, но наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также внесценические персонажи. Как и днем, так и ночью кипит работа.
- Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов. Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. (Правильный порядок: Мы не только осмотрели…, но и побывали…) В сочинении надо как о главных героях, так и рассказать о художественных особенностях. (Правильный порядок: В сочинении надо рассказать как о главных героях, так и о художественных особенностях.)
Обобщающие слова при однородных членах
Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и плаваньем. (Грамматическая ошибка: Сильные люди обладают двумя качествами: доброта и скромность.)
Предлоги при однородных членах
Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы: Он побывал в Греции, Испании, Италии, на Кипре. Грамматическая ошибка: Он побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре.
Сложноподчиненное предложение
Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.
Лишний союз: Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был далек от истины.
Смешение сочинительных и подчинительных союзов: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко мне.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова: Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения. (Правильно: Теплый дождик, в котором нуждались растения, смочил землю.)
В задании такая ошибка допущена в предложении 9.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию, вопреки правилам.
- Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И: по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда), по истечении срока (после истечения срока).
Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.
- Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Избегать (чего?) опасности
Отчитаться (в чём?) в расходах
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас
Уделять внимание (чему?) мелочам
Указывать (на что?) на недостатки
Упрекать (в чём?) в жадности
Запоминаем пары:
Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына
Верить в победу – уверенность в победе
Вопрос о строительстве – проблемы со строительством
Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды
Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой
Обидеться на недоверие – обидеть недоверием
Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью
Озабоченность делами – тревога о делах
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение
Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу
Плата за услугу – оплата услуги
Превосходство над ним – преимущество перед ним
Предостеречь от опасности – предупредить об опасности
Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов
Удивляться терпению – удивлен терпением
Характерно для него – присуще ему
8 задание дорогое, по нему мы проводим специальные интенсивы.
Смотрите наши видео
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задание 8 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
07.01.2023
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2)Война подкатила к самому Туапсе. (3)Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4)Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5)В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6)Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7)Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8)Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9)И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10)Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11)Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12)К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13)Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14)Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15)Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16)Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17)И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18)Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19)Каким-то образом возникло ощущение моря. (20)Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21)Хотелось к ним. (22)Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23)Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24)Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25)Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26)И это счастье передается читателю. (27)И что нам каторжные черновики! (28)Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29)Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30)На самом деле он ни черта о нем не знает. (31)Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32)По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33)Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34)По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35)И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36)Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37)Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38)Он боится этим самым его перетончить. (39)По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40)В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41)Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
(По Фазилю Искандеру*)
*Фазиль Искандер (р. 1929) – русский писатель.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Проблемы
1. Проблема влияния книги на человека (умеем ли мы читать так же вдумчиво, как герой, способны ли так глубоко переживать прочитанное?)
2. Проблема особого художественного метода Толстого (прав ли Толстой, описывая Наполеона как человека, о котором незачем судить «выше сапога»?)
Позиция автора
1. Читать нужно так, чтобы почувствовать себя участником событий книги. Книга может быть тем спасительным якорем, который выручит в самые тяжёлые жизненные моменты.
2. Зло всегда останется злом, показывать в злодее какие-то положительные моменты, тем самым, возможно, «добавляя» в отрицательного героя обаяния, ни к чему. Читатель не должен проникнуться симпатией к сильной личности, если эта личность – «кровавый триумфатор». В этом сила метода Толстого.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
---|---|---|
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно |
1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
5 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями |
4 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны |
1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста Указания к оцениванию. 1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. 3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) |
0 | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно |
1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано |
1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют |
2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет |
3 | |
Допущены одна-две ошибки |
2 | |
Допущены три-четыре ошибки |
1 | |
Допущено пять или более ошибок |
0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет |
2 | |
Допущены одна-две ошибки |
1 | |
Допущено три или более ошибки |
0 | |
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной ошибки |
2 | |
Допущены две-три ошибки |
1 | |
Допущено четыре или более ошибки |
0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более |
0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют |
1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более |
0 | |
Максимальное количество баллов | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
___________________
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).
** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
(1) В тринадцать лет я
впервые прочел «Анну Каренину». (2) Война подкатила к самому Туапсе.
(3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в
деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной
вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни,
помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме
я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом
дворике.
(6) Разумеется, навряд
ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это
видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после
чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский
реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать
лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали
меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной
раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф
реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб
навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия
музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать
в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14) Вспоминаю впечатления,
которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15)
Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где
невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому
во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18)
Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом
возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались
как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит
Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с
женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был
роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24) Читаешь
«Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности
своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном
ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей,
народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные
черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом
Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и
читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни
черта о нем не знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По
Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя
воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю
жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать
человечество.
(35) И Толстой, как
новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому,
Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога.
(37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для
отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим
самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная
сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя
трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения
сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
(По Фазилю Искандеру*)
Показать текст целиком
Кажется, что с развитием технологий чтение книг постепенно теряет свою популярность. Такая тенденция заставляет задуматься: а нужна ли людям литература?
Размышляя над этой проблемой, Ф. Искандер пишет о том, какое впечатление в детстве произвело на него прочтение «Анны Карениной» Л. Н. Толстого. Роман потряс тринадцатилетнего мальчика, открыл для него совершенно новый мир, заставил испытывать яркие эмоции. Кроме того, Ф. Искандер пишет о глубине «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В это произведение автор вложил собственное мировоззрение, которым до сих пор делится с читателями. В частности, «Война и мир» не просто показывает нам Наполеона. Она показывает такой его образ, который отражает отношение Л. Н. Толстого к герою.
Показывая важность книг как для души, так и для ума, автор ясно даёт понять: по его мнению, людям нужна литература.
Сложно не согласиться с мнением автора. Действительно, кажется, что человеческая ж
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 3 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 16 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Письмо выпускникам от сочувствующего учителя‑словесника.
Дорогие друзья!
Если у вас хватит терпения дочитать это письмо до конца, то написать часть С в ЕГЭ по русскому языку будет существенно легче.
Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок.
(
прим. редакции
:
В конце августа 2014 г. объявлены
темы сочинений
по литереатуре на ЕГЭ — 2015)
В формулировке задания части С прослеживается базовая композиция работы. От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:
- Вступление.
- Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.
- Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста).
- Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).
- Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
- Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).
- Вывод (заключение).
Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват».
Мнение выпускника может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы. Ведите тактичный диалог с автором, не опускаясь до грубостей. В противном случае вы потеряете баллы по критериям «Этические нормы» и «Речевые ошибки».
Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль («вот как следует поступать»), но и быть аргументом «от противного», то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно-этические нормы нарушаются.
Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.
Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.
Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки. Критерии оценки сочинения можно скачать
здесь
. Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 3.
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
- К6. Точность и выразительность речи — 2.
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 2.
- К10. Речевые ошибки — 2.
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 1.
Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.
Всего можно получить за сочинение 23 балла.
Классификация грамматических, речевых и логических ошибок
.
Давайте вместе разберём три работы старшеклассников, написанные по фрагменту из «Воспоминания о романе» Фазиля Искандера, и подумаем, что удалось вашим сверстникам, а что нет. Какие типичные ошибки возникают даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше?
Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.
(1)
В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину».
(2)
Война подкатила к самому Туапсе.
(3)
Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра.
(4)
Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи.
(5)
В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6)
Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял.
(7)
Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги.
(8)
Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини.
(9)
И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород.
(10)
Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?!
(11)
Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной.
(12)
К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти.
(13)
Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14)
Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной».
(15)
Было жаркое лето, и я скучал по морю.
(16)
Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску.
(17)
И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю.
(18)
Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна.
(19)
Каким-то образом возникло ощущение моря.
(20)
Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные.
(21)
Хотелось к ним.
(22)
Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок.
(23)
Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал.
(24)
Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара.
(25)
Полный лад с собственной совестью, семьей, народом.
(26)
И это счастье передается читателю.
(27)
И что нам каторжные черновики!
(28)
Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого.
(29)
Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне.
(30)
На самом деле он ни черта о нем не знает.
(31)
Наполеон — мировоззренческий враг Толстого.
(32)
По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри.
(33)
Именно этим Толстой и занимался всю жизнь.
(34)
По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35)
И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа.
(36)
Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога.
(37)
Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен.
(38)
Он боится этим самым его перетончить.
(39)
По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность.
(40)
В Наполеоне Толстого никакого обаяния.
(41)
Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
По Фазилю Искандеру
Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:
После этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть комментарий:
Это предложение
нужно исправить
.
К этому предложению
есть комментарий
.
Сочинение первое
Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её.
В данном тексте Фазиль Искандер
показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.
Автор
поднимает вопрос о влиянии
книги на мировосприятие ребёнка, опираясь на
собственные воспоминания об изменениях, происшедших в нём после прочтения «Анны Карениной».
Отношение мальчика к
обыденным вещам резко меняется после знакомства с этой книгой. «Анна Каренина» не только открывает ему новый мир, но и подталкивает к глубоким размышлениям. Осмысление этого произведения раздвигает границы его воображения и наполняет его новыми ощущениями
.
Фазиль Искандер
положительно относится к раннему знакомству с серьёзной литературой. Он с восторгом пишет о своих детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда «главное понял».
Я согласна с писателем в том, что хорошее произведение может повлиять на человека в любом возрасте
. В «Алых парусах»
Грэй, прочитав книгу о мореходстве, решил связать свою жизнь с морем.
На меня так повлияла книга «Три мушкетёра» в детском возрасте, что я
не только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык.
Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.
Настя, 10 класс, первый опыт сочинения для ЕГЭ
(188 слов)
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
- К3. Отражение позиции автора — 1 .
- К4. Аргументация — 1 (из 3).
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.
Сочинение второе
«Это был роман-дом, где хочется жить…»
Да, книги порой становятся целым отдельным
миром
для нас,
миром
заманчивым и непостижимым.
Миром
, в
котором
мы сами находим любимых героев,
которым
потом подражаем,
миром
, формирующим наш вкус, наши мечты и стремления.
Кто поспорит с тем, что рано прочтённая литература
наравне с другими видами искусства оказывает
неизгладимое
влияние на восприятие действительности?
Фазиль Искандер в приведённом отрывке
описывает своё первое знакомство с «Анной Карениной».
Книгу, возможно, он понял в тринадцать лет не до конца, но в то же время,
главная идея и атмосфера книги его потрясли, оставшись в памяти на всю жизнь.
Разумеется, литература влияет и на литературных героев.
В «Евгении Онегине» Татьяне Лариной «рано нравились романы». Читая их, она составляла собственное представление о любви. Во многом именно такой «французской романтики» она и пыталась добиться потом от Онегина, к сожалению (а может, и к счастью) неуспешно.
Я и сейчас помню впечатление, испытанное мной от прочтения повести
Солженицына
«Матрёнин двор» в одиннадцать лет. Для меня тогда судьба праведницы Матрёны явилась настоящей трагедией, не меньшей, наверное, чем смерть Анны Карениной для Фазиля Искандера. Будучи совсем ещё ребёнком, я сумел где-то на подсознательном уровне почувствовать всю мощь этого произведения, прикоснуться
к ней
, чтобы взять эту книгу в руки потом и
постигнуть ещё одну частичку того мира, в котором мы живём.
Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения.
Хорошая литература
прививает нам вкус
, открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг?
Так и жить будет неинтересно!
Тихон, 11 класс
(263 слова)
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 2 (из 3).
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
- К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла
Сочинение третье
Одной из проблем, раскрытых в этом тексте, является проблема влияния литературы на человека.
Герой текста, случайно обнаруживший и прочитавший роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», будучи мальчиком тринадцати лет, не мог полностью понять значение и смысл этого произведения, но впечатление, произведённое данной книгой, запомнилось ему на всю жизнь.
Автор до сих пор помнит
жаркое лето, когда он впервые познакомился с «Анной Карениной», помнит ту тоску, которую могла утолить только эта книга, в мир которой ему так хотелось попасть, где так хотелось жить. Этот роман стал для него чем-то большим, чем просто художественное произведение: он стал спасением для мальчика в трудное время войны.
Столь яркое впечатление, конечно же, оставляет след в сознании человека, влияет на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.
Подтверждение этого можно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна,
любящая читать романы о возвышенной любви
, придающая им большое значение, воплощает в жизнь
мечты, желания, действия их героев: она мечтает о
вечной, чистой любви, встречает рассветы на балконе,
её манеры и образ жизни напоминают поведение романтических героев
. А когда Татьяна влюбляется в Онегина, она пишет ему письмо так же, как
героини её любимых романов.
Влияние литературы на человека также прослеживается
в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём
противопоставлены два мира — Николая Кирсанова и Евгения Базарова
. У них совершенно разные точки зрения, приоритеты, цели в жизни, и в формировании этих отличий книги играют не последнюю роль. Автор отмечает, что Николай Кирсанов любит Пушкина — поэта из того, «старого» мира, который пытаются разрушить такие, как Евгений Базаров. Он читает сугубо научную литературу и не признаёт художественную,
уважает только прикладные науки.
Таким образом
, можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.
Лера, 11 класс
(312 слов)
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 3.
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 2.
- К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 20 баллов. Исправленный текст можно оценить на 23 балла.
Вы внимательно следили за разбором работ ваших «коллег». Значит, вы поняли, что наиболее уязвимое место любого сочинения — это аргументы. Их не только важно правильно подобрать, но и суметь представить в нужном аспекте. Следите за логикой и композиционной структурой работы. Будьте искренни и естественны, как юная Татьяна, настойчивы и упорны, как капитан Грэй, и тактичны, как Николай Петрович Кирсанов.
Желаем вам вдохновения и успеха!
Елена Владимировна Кузнецова, учитель русского языка и литературы