Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Благодаря лечения я быстро поправился.
2) Вырубая леса, люди не думают о будущем.
3) Он обратился и получил помощь от друзей.
4) Он действовал согласно распоряжению.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Благодаря лечению я быстро поправился. Он обратился к друзьям и получил помощь от них.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ.
ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений |
0 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите грамитическую(-ие) ошибку (-и) в предложении (-ях). Запишите исправленный (-ые) вариант(-ы) предложения (-ий)
Вариант1
1)Благодаря лечению я быстро поправился.
2)Вырубая леса, люди не думают о будущем.
3)Он обратился и получил помощь от друзей.
4)Он дейвствовал согласно распаряжению
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря лечения я быстро поправился.
2) Вырубая леса, люди не думают о будущем.
3) Он обратился и получил помощь от друзей.
4) Он действовал согласно распоряжению.
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вариант 1 | Благодаря лечению я быстро поправился | |
Вариант 2 | Он обратился к друзьям и получил помощь от них |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
Благодаря лечению я быстро поправился.
Он обратился к друзьям и получил помощь от них.
Источник:
ВПР 2020. Русский язык. 9(8) класс. Вариант 11
Связи с вариантами
Вопрос школьника по предмету Русский язык
. Укажите правильное продолжение предложения
Вырубая леса,
1)…гибнут реки. 2)…люди не думают о будущем
3)…человеку грозит опасность. 3)…птицам негде жить.
Ответ учителя по предмету Русский язык
Вырубая леса,
2)…люди не думают о будущем
СЕКРЕТЫ ОДНОГО ЗАДАНИЯ
(О задании № 7 на ЕГЭ по русскому языку)
Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.
В задании №7 дано 9 предложений, в 5 из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её.
Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:
I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.
Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз. |
Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. |
Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Запомните:
те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе
кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Студенчество выступили против решения администрации университета. |
Студенчество выступило против решения администрации университета. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал. |
Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
МГТУ открыло новый факультет. |
МГТУ открыл новый факультет. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям. |
Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.
II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно
эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Согласно распоряжения |
согласно (чему?) распоряжению |
Благодаря лечения |
благодаря (чему?) лечению |
2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенного действия:
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
по приезду в столицу |
по приезде в столицу (после приезда) |
по окончанию школы |
по окончании школы (после окончания) |
по завершению работы |
по завершении работы |
Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга
реки (какой?) Волги
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.
Например: газета (какая?) «Правда»
газеты (какой?) «Правда»
газете (какой?) «Правда»
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
В романе «Войне и мире» |
В романе «Война и мир» |
В рассказе «Судьбе человека» |
В рассказе «Судьба человека» |
В стихотворении «Незнакомке» |
В стихотворении «Незнакомка» |
IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.
1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки. |
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. |
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и о любви к нему. |
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. |
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой. |
Сестры любили музыку и увлекались ею. |
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах. |
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины. |
Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон. |
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.
V. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Раскольников сказал Соне, что это я убил процентщицу. |
Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу. |
Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». |
Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему». |
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Чичиков спросил у Коробочки, что куда они заехали. |
Чичиков спросил у Коробочки, куда он заехал. |
VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса). |
Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди). |
Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение). |
Приехав в Москву, он загрустил. |
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:
Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.
VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. |
Школьники помогали группе археологов (каких?), приехавших из Москвы. |
Несогласование определяемого слова и причастного оборота
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. |
Листья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали. |
Отрыв причастного оборота от определяемого слова
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали. |
Осыпавшиеся с деревьев листья тихо шуршали. |
Разрыв причастного оборота определяемым словом
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах. |
Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты быстро осваиваются на местах. |
Употребление причастия без необходимых зависимых слов
VIII. Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Он пишет то, что возмущен этим случаем. |
Он пишет, что возмущен этим случаем. |
Употребление избыточных соотносительных слов (указательного местоимения, наречия) в главной части СПП.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Автор пишет, что будто бы… что как он добился своей цели. |
Автор пишет, будто бы… как он добился своей цели. |
Употребление рядом двух однозначных союзов (что будто бы…, но однако)
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас её. |
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас её. |
Пропуск союза.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия. |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было Андрия. |
Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. |
Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей. |
Отрыв придаточного предложения от определяемого слова в главной части сложной конструкции.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Чиновник разъяснил о том, что клиент нарушил инструкцию. |
Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструкцию. |
Неуместное употребление указательного слова при построении СПП и нарушение правильного глагольного управления: разъяснил (что?).
IX. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. |
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя. |
Глагол «подвергает» употреблен в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблен в прошедшем времени.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Дети, делая скворечники и разместив их на деревьях, помогают птицам. |
Дети, делая скворечники и размещая их на деревьях, помогают птицам. |
Деепричастие «делая» относится к несовершенному виду, а деепричастие «разместив» к совершенному виду.
Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов – сказуемых и деепричастий в связном тексте.