Пеппер
2 года назад
Светило науки — 26999 ответов — 234791 помощь
Заваривая чай, он уронил чашку. Убирая в комнате, они сломали пылесос. Наблюдая за облаками, я был спокоен. Когда он вышел на улицу, ему стало жарко. Небольшой городок, сияющий огнями и удивляющий туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестящие листьями, укрывали путников от солнца.
(5 оценок)
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Примеры ошибок:
Заваривая чай
, у него упала чашка.
Убирая в комнате
, у них сломался пылесос.
- Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок:
Наблюдая за облаками
, мне было спокойно.
Выйдя на улицу
, ему стало жарко.
- Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок:
Решив задачу
, я буду отдыхать.
Посещая выставки
, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и
удивляя туристов
, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и
шелестя листьями
, укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,
собранные в нашей библиотеке
(правильно:
собранных
).
- Смешение действительных и страдательных причастий
Примеры ошибок: Игрушки,
украшаемые новогоднюю елку
, красиво переливались (правильно:
украшавшие
).
- Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок:
Обласканное
поле
солнцем
зеленело (правильно: поле,
обласканное солнцем
, зеленело).
Скрытые
беседки
от посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно:
скрытые от посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном обороте не может употребляться частица бы.
Примеры ошибок: Нам бы мебель,
сделанную бы на заказ
. Мы хотим остановиться у озера,
расположенного бы недалеко от леса
.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского,
читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).
Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Исправляем ошибки, связанные с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.
Автор: Полякова Татьяна Владимировна
Цель работы: совершенствовать умения соблюдать основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в речи, замечать ошибки и исправлять их
Для выполнения работы необходимо знать: понятия «причастие», «деепричастие», «причастный оборот», «деепричастный оборот»
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
1) неверное согласование причастия с определяемым словом;
Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных)
2) определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри;
Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
3) в причастном обороте не может употребляться частица бы.
Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:
1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота;
2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово.
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:
1) действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже)
Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.
2) деепричастный оборот в безличном предложении
Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.
3) деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.
4) деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов
- Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
- Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
- Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
- Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
- Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
- Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
- Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
- Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
- Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
Задание 2. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
- Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
- Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
- Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
- Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
- Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
- Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
- Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
- Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
- Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.
Задание 3. Отредактируйте данные предложения.
- Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
- В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
- Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих техникумах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
- Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.
Задание 4. Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.
1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3) В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».
Задание 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России. 2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело. 3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос. 4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер». 5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности. 6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке». 7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем. 9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы. |
ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается сложность употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?
Контрольные вопросы:
- Какова роль деепричастных оборотов в речи?
- Какие ошибки наиболее часто встречаются при употреблении причастных оборотов?
Деепричастный
оборот –
речевая конструкция, выраженная
деепричастием с зависимыми словами,
которая называет дополнительное действие
и отвечает на вопросы – Что
делая? Что сделав? В
предложении выступает обособленным
обстоятельством и выделяется запятыми.
Действие деепричастия не относится к
подлежащему (существительному или
местоимению в именительном падеже).
Примеры ошибок: Заваривая чай, у
него упала чашка. Убирая в комнате,
у них сломался пылесос.
Деепричастный оборот в безличном
предложении.
Примеры ошибок: Наблюдая за
облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу, ему стало жарко.
Деепричастный оборот в предложении с
глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок: Решив задачу, я
буду отдыхать. Посещая выставки, он
напишет статью о современном искусстве.
Деепричастный оборот не может быть
однородным членом предложения с
причастным оборотом, сказуемым либо
другим членом предложения (кроме
обособленных обстоятельств и некоторых
наречий).
Примеры ошибок: Небольшой городок,
сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие
пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями, укрывали путников от солнца.
17. Понятие о стиле языка. Классификация функциональных стилей языка. Основные факторы образования стилей.
В
зависимости от целей и задач, которые
ставятся в процессе общения, происходит
отбор различных языковых средств. В
результате создаются своеобразные
разновидности единого литературного
языка – функциональные стили.
Выделяют
следующие факторы:
-
а)
сфера общественной деятельности: наука
(соответственно научный стиль), право
(официально-деловой стиль), политика
(публицистический стиль), искусство
(стиль художественной литературы),
бытовая сфера (разговорный стиль). -
б)
форма речи: письменная или устная; -
в)
вид речи: монолог, диалог, полилог; -
г)
способ коммуникации: общественный или
личный (все функциональные стили, кроме
разговорного, относятся к общественной
коммуникации) -
д)
жанр речи (для каждого стиля характерно
употребление определённых жанров: для
научного — реферат для официально-делового
— справка; для публицистического —
статья; для стиля художественной
литературы — роман); -
е)
цели общения, соответствующие функциям
языка.
18. Языковые нормы научного стиля: графические, лексические, морфологические, синтаксические.
Научный
стиль — разновидность литературного
языка, используемая для общения людей
в научной сфере деятельности с целью
передачи и хранения научной информации
как в письменной, так и в устной форме.
Лексические
признаки научного стиля речи
1. Отвлеченный,
обобщенный характер научного текста в
том, что в нем широко употребляются
слова с абстрактным значением: функция,
диспозиция, секвестр.
Слова бытового характера также приобретают
в научном тексте обобщенное, часто
терминологическое значение, таковы
технические термины муфта,
стакан, трубка и
многие другие.
2.
Характерной чертой научного стиля
является его высокая терминированность –
насыщенность терминами.
3.
Для языка науки характерно использование
заимствованных и интернациональных
моделей (макро-,
микро-, метр и т.д.)
Морфологические
признаки научного стиля речи
Отвлеченность
научного стиля речи проявляется и на
морфологическом уровне – в выборе
форм частей речи.
1.
Специфично употребляется в научном
стиле глагол. В
научных текстах часто используются
глаголы несовершенного вида. Глаголы
совершенного вида употребляются
значительно реже, часто в устойчивых
оборотах
2.
В научном стиле часто используются
возвратные глаголы (с суффиксом -ся)
в страдательном (пассивном) значении.
3.
Большое распространение в научных
текстах имеют краткие страдательные
причастия, например: Теорема доказана.
4.
В научной речи чаще, чем в других стилях
речи, употребляются краткие прилагательные,
например: Многообразны и неоднозначны.
Синтаксические
признаки научного стиля
1.
Современный научный стиль характеризуется
стремлением к синтаксической
компрессии – к сжатию, увеличению
объема информации при сокращении объема
текста.
2.
Типичным для данного стиля является
употребление именного сказуемого (а не
глагольного), что способствует созданию
именного характера текста.
3.
Широко употребительными в научном
синтаксисе являются предложения с
краткими причастиями
4.
Вопросительные предложения выполняют
в научной речи специфические функции,
связанные со стремлением пишущего
привлечь внимание к излагаемому
Поговорим про обороты. Нет, не денежные. Причастные и деепричастные. Хотя от обращения с этими оборотами иногда очень сильно зависит и денежный. Как говорится, в интернете встречают по аватарке, а провожают по умению обособлять деепричастия.
Про правила постановки запятых упоминать не будем. Повторить их, если кто забыл, минутное дело. Разберем лучше ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами. По частоте таких ошибок в работах студентов вижу, что тема актуальна для многих.
Итак. Неправильное употребление ПРИЧАСТНЫХ оборотов.
Неверное согласование с определяемым словом. Довольно распространенная ошибка.
Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались. Кто и чем украшал игрушки? Или все-таки они украшали ёлку?
Правильно: Игрушки, украшавшие новогоднюю елку, красиво переливались. Подмена действительного причастия страдательным.
Бывает, что ошибку автор совершает в окончании причастия.
Вчера прошла выставка новогодних игрушек, собранные за много лет. Правильно, конечно, собраННЫХ.
Расположение определяемого слова внутри причастного оборота.
Залитая улица солнцем, казалась ненастоящей. Правильно: Улица, залитая солнцем, казалась ненастоящей.
Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в самом конце парка.
Правильно: Скрытые от посторонних глаз беседки были построены в самом конце парка. (Заметили, что запятой здесь нет? Помните, что причастный оборот в начале предложения не обособляется?)
То есть определяемое слово всегда должно стоять только перед или после причастного оборота, не внутри.
Расположение частицы бы в причастном обороте.
Нам хотелось купить мебель, сделанную бы на заказ. По мне так звучит вообще абракадаброй. Но ведь пишут!
Теперь ошибки с деепричастными оборотами.
Деепричастный оборот употребляется в безличном предложении.
Выйдя на улицу, ему стало жарко.
Правильно: Выйдя на улицу, он ощутил жару. Когда он вышел на улицу, ему стало жарко.
Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями.
Правильно будет написать: Приехав в город детства, я встретился со школьными друзьями. Если все же речь идет о будущем, то: Когда я приеду в город детства… Времена должны совпадать.
Деепричастный оборот и одновременно причастный оборот в качестве однородных членов.
Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха.
Правильно: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляЮЩИЙ туристов, был его любимым местом отдыха.
Ну и самая распространенная, доходящая порой до анекдотичности, ошибка — действие деепричастия не относится к подлежащему.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала неспешно. Беседа протекала. А кто ужином-то наслаждался? Тоже она?
Правильно: Наслаждаясь вкусным ужином, мы неспешно беседовали.
Наверняка вы сейчас прочитали и подумали: ой, да я все эти правила еще со школы знаю. Вполне возможно. Только почему-то когда пишешь и увлекаешься, о правилах не думаешь.
Вывод: обязательно нужно вычитывать и редактировать готовый текст.
А вообще неправильное применение деепричастных оборотов еще в позапрошлом веке высмеивал Чехов в своем комическом рассказе «Жалобная книга». Приведу дословно: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
В общем, будьте осторожны и внимательны с причастными и деепричастными оборотами, чтобы не пополнить армию современных последователей И. Ярмонкина. Их, поверьте, и без вас хватает.
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Примеры ошибок:
Заваривая чай
, у него упала чашка.
Убирая в комнате
, у них сломался пылесос.
- Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок:
Наблюдая за облаками
, мне было спокойно.
Выйдя на улицу
, ему стало жарко.
- Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок:
Решив задачу
, я буду отдыхать.
Посещая выставки
, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и
удивляя туристов
, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и
шелестя листьями
, укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,
собранные в нашей библиотеке
(правильно:
собранных
).
- Смешение действительных и страдательных причастий
Примеры ошибок: Игрушки,
украшаемые новогоднюю елку
, красиво переливались (правильно:
украшавшие
).
- Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок:
Обласканное
поле
солнцем
зеленело (правильно: поле,
обласканное солнцем
, зеленело).
Скрытые
беседки
от посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно:
скрытые от посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном обороте не может употребляться частица бы.
Примеры ошибок: Нам бы мебель,
сделанную бы на заказ
. Мы хотим остановиться у озера,
расположенного бы недалеко от леса
.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского,
читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).
Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Исправить ошибки в употреблении деепричастного оборота. СРОЧНО!!! Очень надо!!!
Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко. Идя по коридору в зал, ко мне пришла замечательная мысль. Закончив слушать лекцию, студентов направили на семинар. Подходя к дому, у меня выпал зонт. Читая книгу, ей постоянно мешали звуки со двора. Оставшись один в доме, мне было одиноко. Решая эту задачу , ему было сложно. Мы будем гулять по лесу, но не заходя далеко.