Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
В таблице приведены ткани растений и их функции.
ТКАНЬ | ФУНКЦИЯ |
---|---|
… | проведение веществ к корням |
эпидермис | защита нижележащих тканей |
Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
1) пробка
2) ксилема
3) флоэма
4) камбий
Спрятать пояснение
Пояснение.
Верный ответ — флоэма (ситовидные трубки) — проведение веществ к корням.
Пробка — защитная.
Ксилема — проведение воды и веществ от корней к листьям.
Камбий — рост стебля в толщину.
Правильный ответ указан под номером 3.
Анастасия Кузоятова 18.03.2015 17:29
в вариантах ответа и в самом пояснении к ответу перепутан порядок, соответственно засчитывает правильный ответ за минус :с
Наталья Евгеньевна Баштанник
Правильный ответ — 3 — флоэма. Пояснения никак не связаны с номерами ответов. Значит, Вы не верно отметили ответ, раз «о»
Софья Ковалёва 16.04.2018 16:55
Не согласна с формулировкой вопроса в задании. Ксилема и флоэма проводят вещества к корням. Только ксилема мин. в-ва, растворенные в воде, а флоэма проводит растворы органических веществ. Поясняйте, пожалуйста, такие моменты.
Наталья Евгеньевна Баштанник
по ксилеме — вещества поднимаются (снизу вверх), по флоэме — спускаются…
В многоклеточном организме клетки со сходными функциональными возможностями и строением объединены в группы и образуют растительные ткани.
Растительные ткани — это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций.
Существуют следующие типы растительных тканей:
- Образовательные;
- покровные;
- основные;
- механические;
- проводящие.
Есть ткани простые, в которые входят однородные группы клеток (паренхима), и сложные, где встречаются клетки, отличающиеся по виду, размеру и функциям, но имеют одних предшественников (ксилема).
Образовательная
Клетки образовательной ткани тесно связаны между собой, с минимальным количеством межклеточного вещества, имеют тонкие мембраны. Цитоплазма вязкая, в ней находится генетическая информация. Клетки способны к длительному митотическому делению, служат основой для формирования всех тканей растения.
Образовательные ткани расположены в верхушечной части побегов, на кончике корня. Участки меристемы сохраняются также у основы черешков листьев и междоузлий. Есть латеральные или боковые меристемы, которые отвечают за увеличение размера стебля в поперечной плоскости. К ним относят прокамбий и камбий.
Раневая образовательная ткань формируется в месте повреждения, при этом пограничные клетки вступают в процесс деления и видоизменяются в плотную защитную ткань – каллюс.
Покровная
Отдельные части растения со всех сторон покрыты шаром плоских клеток – эпидермой. Основная их функция – защита глубже расположенных клеток от пересыхания или чрезмерной влаги, перегрева или заморозков, механических воздействий, проникновения инородных агентов.
Покровные ткани также отвечают за взаимодействие растения с внешней средой. Обмен газов, водяных паров осуществляется через мелкие поры в покровной ткани — устьица. Строение устьица простое: две замыкающие клетки и устьичная щель.
Замыкающие клетки реагируют на перемены факторов окружающей среды, при этом они смыкаются или размыкаются. Например, в светлое время суток, когда интенсивно идут фотосинтезирующие процессы, замыкающие клетки расходятся и пропускают максимальное количество углекислого газа. На ночь они закрываются. Смыкание происходит и при повышении температуры, для защиты от потери влаги.
Многолетние растения нуждаются в более прочной защите, поэтому под эпидермой в них развивается плотная защитная ткань — пробка, которая построена из отмерших клеток.
Вместо устьиц в пробке находятся чечевички, которые необходимы для газообмена.
На замену пробке у многих деревьев формируется корка – очень прочный и грубый слой мертвых клеток.
Проводящая
Проводящая ткань отвечает за перенос питательных веществ в растительном организме. Известны 2 разновидности проводящих тканей — луб и древесина.
По восходящим путям идет транспорт воды и минералов от корневой системы к вышерасположенным органам растения — через сосуды и трахеиды древесины (ксилема). По нисходящим путям переносятся синтезированные органические соединения к корневой системе с помощью ситовидных трубок луба (флоэма).
Луб представляет собой совокупность безъядерных длинных клеток, вертикально идущих друг за другом. Стенки, которыми клетки соприкасаются, имеют множество выходов, поэтому жидкость может свободно передвигаться. На всем протяжение ситовидные трубки сопровождают вспомогательные клетки спутницы, они продуцируют ферментативные соединения необходимые для эффективного транспорта.
Древесина осуществляет ток жидкости с помощью трахеид и сосудов. Трахеиды – это отмершие клетки с отвердевшими стенками. Сосуды — это последовательный ряд клеток, идущих друг за другом цепочкой. Перегородки между смежными клетками разрушены, поэтому ничего не препятствует току жидкости.
Основная
Промежутки в растительных тканях заполнены основной тканью, которая построена из паренхиматозных клеток. Они образуются из верхушечной меристемы. Основная ткань играет важную роль: в паренхиме зеленых органов растения идут фотосинтезирующие процессы, в корневище накапливаются углеводы.
Воздухоносная паренхима включает множество полостей наполненных воздухом. Характерна для растений, населяющих поверхность водоемов, помогает им удерживаться наплаву. Отдельно выделяют водоносную паренхиму, которая долго может поддерживать стабильный уровень влаги, (развита у растений из семейства кактусовые).
Механическая
Механическая ткань придает стеблям и листьям прочность и гибкость. Так они могут выдерживать нагрузку, сгибания, сжатия. Клетки данной растительной ткани имеют утолщенную оболочку, иногда отвердевшую. Выделяют 2 подвида механической ткани: колленхиму и склеренхиму.
Колленхима построена из жизнеспособных клеток, что также содержат хлорофилл. Поэтому колленхима обеспечивает опору в листьях и стеблях.
Склеренхима — это группа клеток с твердой мембраной, продольно вытянутых и названых волокнами. Терминальные части клеток острые, а на срезе имеют многоугольную форму. Выделяют лубяные волокна, которые находятся в лубе и древесные, расположенные ближе к центральной оси.
Сводная таблица растительных тканей
Вид ткани | Клетки | Функции | Расположение |
---|---|---|---|
Покровная | Большие, плоские клетки | Защита от механических влияний, чужеродных организмов | Покрывает листья, корни, входит в состав коры |
Проводящая | Удлиненные, отмершие клетки, объединённые в ряды | Передвижение жидкости по восходящим и нисходящим путям | Древесина и луб |
Основная | Клетки с толстыми стенками, плотно прижаты друг к другу | Фотосинтез, запасание воды, накопление воздуха | Листья, стебли, корень |
Образовательная | Не утрачивают митотическую активность, имеют тонкую оболочку | Служит основой для развития других растительных тканей, восстанавливает утраченные части при повреждениях | Апикальная часть стебля, кончики корней |
Механическая | Крупные, отличаются по форме, стенка прочная, часто одревесневшая | Придает прочность и гибкость | Древесина и луб |
Запасающая | Тонкостенные мелкие клетки с большим ядром | Запасает питательные вещества | Корни, стебли |
2363. Найдите три ошибки в тексте «Растительные ткани». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Образовательная ткань состоит из живых тонкостенных клеток, способных к постоянному делению, и обеспечивает рост растения. (2)Клетки первичной образовательной ткани располагаются между древесиной и лубом и обеспечивают рост стебля и корня в толщину, а клетки вторичной образовательной ткани находятся в конусе нарастания побега, кончике корня, основании листовой пластинки, междоузлиях злаковых растений и обеспечивают рост органов в длину. (3)Клетки основной ткани живые, тонкостенные; обеспечивают жизнедеятельность растения. (4)К основным тканям относят ассимиляционную, запасающую, воздухоносную, водоносную и пробку. (5) Проводящая ткань бывает двух типов: древесина (флоэма) и луб (ксилема). (6)Основные элементы проводящей ткани — сосуды и ситовидные трубки, которые обеспечивают проведение растворов минеральных и органических веществ, то есть восходящий и нисходящий ток веществ. (7)Покровная ткань обеспечивает защиту от механических повреждений, высыхания, колебаний температуры, проникновения микроорганизмов, а также газообмен и транспирацию.
Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5:
2) Клетки первичной образовательной ткани имеют следующую локализацию: конус нарастания побега, зона деления корня, основание листовой пластинки, междоузлия злаковых растений. Образовательная ткань обеспечивает рост органов в длину, а клетки вторичной образовательной ткани локализуются между древесиной и лубом, обеспечивают рост стебля и корня в толщину
4) В группу основных тканей включаются: ассимиляционная (хлоренхима), водоносная, запасающая, воздухоносная (аэренхима)
5) Проводящая ткань бывает двух типов: древесина (ксилема) и луб (флоэма)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 2363.
Лабораторное работа № 4.
Тема: Растительные ткани.
Цель: познакомиться с видами тканей растений, изучить строение тканей растений.
Задание: рассмотрите и зарисуйте себе в тетрадь представленные рисунки и схемы растительных тканей. Схематическое изучения растительных тканей покажет разнообразие составных элементов каждой ткани.
Технология работы
Задание 1. Тканями называют группы общих по происхождению и структуре клеток, выполняющих одинаковые функции.
Выделяют несколько видов тканей: меристематические или образовательные (апикальная, латеральная, интеркалярная, раневая меристемы); покровные (эпиблема, эпидерма, пробка, корка); основные (ассимиляционная, запасающая, воздухоносная паренхимы); механические (колленхима, склеренхима, склереиды); проводящие (ксилема, флоэма); и выделительные (наружная и внутренняя секреции). Все ткани, за исключением образовательных, относятся к постоянным. Ткани нужно зарисовать в тетрадь.
Задание2. Заполните и запишите в тетрадь таблицу 1. Ткани цветкового растения
Таблица 1. Ткани цветкового растения
Ткани | Элементы тканей | Структура клеток тканей | Функции тканей |
Рис. 1.
Образовательные ткани ещё называют меристемами . Строение образовательных тканей: они состоят из тонкостенных, мелких клеток с крупным ядром, содержащих митохондрии, пропластиды и мелкие вакуоли. Функции образовательной ткани: её клетки делятся митозом и обеспечивают развитие, рост растений. Когда клетка удваивается, одна из них сохраняет способность к делению и остаётся меристематической, другая изменяется и становится частью какой-либо ткани.
Рис. 2.
группа клеток и межклеточное вещество, имеющие единое строение и происхождение и выполняющая одинаковые функции.
Тип тканей и месторасположение |
Строение и жизнедеятельность клеток |
Функции |
Образовательная Верхушка корня и конус нарастания стебля, в почке, камбий |
— клетки круглые, мелкие; оболочки тонкие — крупные ядра, нет хлоропластов, вакуолей или они мелкие; — постоянное деление |
рост органов и образование других тканей |
Основная: — запасающая — всасывающая — фотосинтезирующая. Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
— Клетки округлые, крупные и средние с тонкими оболочками — клетки вытянутые тонкостенные, — содержат хлоропласты; — ядро у стенки, крупные вакуоли, много хлоропластов; — хорошо развито межклеточное вещество; — образуются органические вещества из неорганических — превращение и накопление веществ. |
— запас питательных веществ (крахмал, белки, сахар) — поглощение воды с минеральными веществами — фотосинтез |
Механическая: Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
— мёртвые и живые клетки вытянутые, их оболочка утолщена, одревесневела; — цитоплазма часто отсутствует |
опора, упругость, эластичность |
Покровная: Кожица (с устьицами) листа, пробка (с чечевичками) дерева кора |
— мелкие и средние живые клетки с тонкими оболочками, плотно прилегают друг к другу; — мёртвые клетки, оболочка одревесневает, оболочки толстые |
защита связь с внешней средой (газообмен) |
Проводящая Жилки листа, в корне, стебле |
— сосуды – мёртвые вытянутые клетки с разрушенными поперечными оболочками — ситовидные трубки – живые клетки без ядра, вакуолей и пластид, между ними есть отверстия |
передвижение воды и минеральных веществ по древесине снизу вверх передвижение органических веществ по коре от листьев вниз |