Библиографическое описание:
Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 12.06.2023).
Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.
Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.
В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.
Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?
Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.
Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.
Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.
Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.
Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.
Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.
Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».
Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].
Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].
Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.
Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии
Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.
Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии
Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.
Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.
Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:
— во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;
— во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;
— в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.
Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.
Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.
Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.
В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.
В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.
В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.
В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.
Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.
Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:
«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.
«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.
«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.
«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.
«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].
Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.
Литература:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.
2. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.
3. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.
4. Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.
Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы
Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.
Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.
Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?
Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий
Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.
Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?
Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению
Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.
Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.
«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».
Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.
Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?
Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс
Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.
В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.
Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:
- Очень хочется видеть/делать в профессии.
- Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
- Совсем не хочется видеть/делать в профессии.
В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).
То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.
Ошибка 5. Не пробуют профессии
Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.
Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.
Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз
Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.
«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».
Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.
Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.
Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап
ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.
А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.
Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты
Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.
Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.
«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».
Ошибка 10. Боятся перспективных профессий
Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».
В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.
Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»
Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!
Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.
«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».
Содержание
- 1 Незнание мира профессий
- 2 Ориентация на престижность профессии
- 3 Выбор под давлением окружающих
- 4 Идти по стопам своего кумира
- 5 Пойти учиться «за компанию»
- 6 Желание учиться только в определённом месте
- 7 Устаревшая или неправильная информация о профессии
- 8 Учитывание только видимой стороны
- 9 Отсутствие желания разобраться в себе
- 10 Неправильная оценка своих способностей
- 11 Привязанность к любимому школьному предмету
- 12 Незнание перспектив и требований рынка труда
- 13 Игнорирование собственных способностей и интересов
- 14 Слушать некомпетентных в проблемах выбора профессии людей
- 15 Продолжать семейные традиции против своей воли
- 16 Относиться к профессии, как к единственно возможной
- 17 Недооценка своих физических особенностей и возможностей
- 18 Несвоевременность выбора или форс-мажор
- 19 Ориентировка только на зарплату
- 20 Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь
- 21 Учиться только ради корочки о высшем образовании
- 22 Полезные советы для избежания ошибки выбора профессии
Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этой статье мы приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники, абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».
Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые, например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце статьи находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых действий для достижения цели.
Если же вы хотите начать знакомство с огромным миром профориентации в целом, то рекомендуем предварительно прочитать нашу статью «Что такое профориентация», в которой в кратком виде изложены все основные понятия, базовые ошибки выбора профессии и текущая ситуация с профессиональным самоопределением в России.
Незнание мира профессий
Одна из самых основных и распространённых ошибок выбора профессии, из которой и следуют многие другие. Многие школьники, приближаясь к выпускным классам и необходимости сдавать единые государственные экзамены (ЕГЭ и ГИА), слабо представляют себе какие вообще бывают профессии и что происходит на рынке труда в настоящее время. Ситуацию усугубляет необходимость срочно определиться с набором сдаваемых экзаменов, требуемых для поступления в ВУЗы и продолжения обучения на определённую специальность.
Для более успешного выбора и начального ознакомления с интересными и подходящими именно Вам профессиями можно порекомендовать пройти бесплатные психологические тесты на профориентацию и подробно ознакомиться с богатым миром предлагаемых специальностей в нашем Каталоге профессий. Для ещё более точного выбора обязательно воспользуйтесь услугами квалифицированных психологов – профконсультантах. В каждом городе и практически каждом учебном заведении есть соответствующие службы и специалисты. Государственные службы занятости также могут помочь в решении этого вопроса.
Ориентация на престижность профессии
Яркий представитель ошибок при выборе профессии. Очень часто молодые люди при выборе будущего карьерного пути ориентируются исключительно на престиж той или иной профессии. В результате на рынке труда оказывается огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые ходят на работу как на каторгу, мечтая о пятнице и смене карьеры. Обычно в категорию престижных профессий попадают юристы, финансисты, маркетологи, банкиры, сфера шоу бизнеса и прочие подобные. Бесспорно это хорошие профессии, но подходят они далеко не всем и не стоит выбирать опираясь исключительно на престижность. Как минимум существуют ещё такие же важные понятия как востребованность на рынке труда, интерес к профессии, физические и умственные предрасположенности к той или иной профессиональной сфере.
Выбор под давлением окружающих
Обычно в роли окружающих оказываются родители, искренне и от всей души желающие пристроить своего любимого ребёнка в наилучшую, на их взгляд, сферу деятельности. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются интересы, таланты, возможности и стремления самого ребёнка, что приводит к ссорам в семьях или необходимость переучиваться и менять профессию впоследствии.
Ещё хуже, когда родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты молодости в ребёнке. В таких случаях ребёнку необходимо уметь отстаивать свою точку зрения защищая свои интересы. Сложно учиться против воли, а работать ещё сложнее.
Идти по стопам своего кумира
Обычная ошибка выбора профессии для школьников, когда влюблённость или другая увлечённость другим человеком (нравящийся учитель, актёр, певец и т.д.) может предопределить желаемую профессию или сферу деятельности. Однако на самом деле интерес к человеку и интерес к профессии соответствуют даже меньше чем никак и во время обучения может наступить разочарование.
Если есть возможность, то стоит поговорить со своим кумиром, расспросить его о работе и её требованиях, посоветоваться стоит ли выбрать такую же профессию и куда лучше пойти учиться. В качестве программы минимум обязательно необходимо узнать о профессии как можно больше, возможно она окажется не такой интересной, как казалась издалека. Конечно же, при этом необходимо здраво оценивать свои возможности, интересы и стремления, а также желательно пройти несколько профориентационных тестов и побеседовать с грамотным психологом-профконсультантом.
Пойти учиться «за компанию»
В случаях, когда интересной профессии так и не нашлось, а определиться с экзаменами и поступлением в ВУЗ нужно срочно, выпускники школ выбирают варианты ЕГЭ для сдачи и университеты для поступления за компанию со школьными друзьями. Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится.
Увы, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и успехом поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности поучаствовать в совместной деятельности.
По сути, данная ситуация это уход от личной ответственности и перекладывание её на других. Но окружающие совершенно не могут нести всю полноту ответственности за столь нелёгкий выбор каждого человека, как выбор профессии. Получается лотерея, в которой может и повезти, но гораздо чаще билет оказывается без выигрыша.
Такие ошибки выбора профессии совершаются ещё вследствие недостаточной работы как школьных психологов и учителей, которые не обеспечили нужный уровень профориентационных занятий, так и родителей, которые пустили процесс определения с профессией школьника на самотёк и не принимали в нём активно участие.
Желание учиться только в определённом месте
Желание учиться в определённом колледже или ВУЗе само по себе похвально, так как оно говорит о проявленном интересе и проведённом сборе информации. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не оказаться подходящей и интересной программы обучения. Несколько сглаживают проблему федеральных университеты, которые охватывают широкий спектр профессий гуманитарных и технических направленностей, а также владеют отличной материально-технической базой для обучения. Но и они не могут научить многим узким специальностям, которые, как правило, преподают отдельно выделенные учебные учреждения: врачи, педагоги, юристы и многие другие специальности окажутся недоступными при таком подходе.
Задумайтесь, стоит ли старое, красивое здание или наличие бассейна для студентов того, чтобы пойти учиться на неинтересную или далекую от желаемой специальность.
Устаревшая или неправильная информация о профессии
Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие только появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии.
Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что представляет собой та или иная профессия в настоящее время. В этом может помочь наш Каталог профессий или же можно самостоятельно найти в интернете требования к специалистам, описание процесса работы или сходить на ярмарки вакансий и дни открытых дверей на интересующих предприятиях. Таким образом, возможные ошибки выбора профессии из-за незнания текущего положения дел будут сведены к минимуму.
Учитывание только видимой стороны
Многие любят помечтать о карьере известного актёра, певца или ведущего. Действительно, на первый взгляд представители подобных профессий легко собирают полные залы и получают большие гонорары, но немногие при этом представляют настоящее положение дел и огромное количество закулисной работы, будь то бесконечные репетиции, разъезды по стране или тренировки для поддержания себя в форме. Не будем забывать и о вынужденной публичности, которая понравится далеко не всем.
Перед тем, как окончательно выбрать предпочтительную сферу деятельности необходимо как можно подробнее изучить её как можно подробнее со всех сторон.
Отсутствие желания разобраться в себе
Фундаментальная ошибка выбора профессии, когда по тем или иным причинам человек отказывается разобраться в себе, выделить свои сильные и слабые стороны. Одной из таких причин может быть избегание ответственности за совершённый выбор и перекладывание её на других. Другой причиной может быть общая неуверенность в себе и сильно заниженная самооценка. В любом случае результат выбора, скорее всего, будет неудовлетворительным, сделанным без оглядки на объективную реальность, а работа не будет приносить радость и удовлетворение.
Помощь в выборе профессии в таком случае может прийти от хорошо знакомых людей, таких как родители, другие близкие родственники, друзья, коллеги. Но гораздо лучшим выбором будет пройти психологические профориентационные тесты с последующей объёмной консультацией опытного психолога – профконсультанта, вместе с которым получится выделить наиболее выраженные и важные особенности личности и подобрать профессию на их основе.
Неправильная оценка своих способностей
Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, неудовлетворённости от процесса трудовой деятельности и понижению качества жизни. Если Вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит выбирать профессию журналиста или учителя.
Ошибки выбора профессии также происходят при заниженной или завышенной самооценке, которая мешает адекватно определить имеющие таланты и способности к тому или иному виду деятельности. Как и в других случаях помогут решить проблему профориентационные тесты онлайн или в письменной форме, а также обязательная беседа с профконсультантом.
Привязанность к любимому школьному предмету
Профессий существует в разы больше, чем школьных предметов, к тому же многие специальности в своей деятельности охватывают множество направлений и соотносить их с конкретным предметом весьма затруднительно.
Например, даже если самым любимым языком в школе был иностранный язык, то выбор профессии не ограничивается одним лишь переводчиком. Вариантов намного больше: от экскурсовода и переводчика до дипломата и посредника между отечественной компанией и иностранными предприятиями.
Определиться с желаемым видом деятельности и выбрать конкретную специальность помогут сервисы типа нашего Каталога профессий, в котором собраны самые популярные профессии России с подробным описанием и примерами деятельности. Также перед окончательным выбором стоит подробно изучить рынок труда и предлагаемых вакансий, где указываются определённые требования и образование для каждой из вакансий.
Незнание перспектив и требований рынка труда
Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, зависит от рынка труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе профессионального пути однозначно необходимо анализировать газеты и сайты с вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами про предполагаемые изменения на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.
После проведённого анализа может оказаться, что выбранная профессия по прошествии нескольких лет утратит свою популярность или престижность, а найти работу по специальности будет затруднительно. Стоит учитывать и тот факт, что очень часто непрестижные рабочие и технические специальности оплачиваются куда лучше и более востребованы, чем очередной молодой экономист без опыта на перенасыщенном рынке труда.
Таким образом, с помощью анализа рынка труда региона проживания можно избежать ошибки выбора профессии и сделать более удачный выбор с учётом своих стремлений, желаний и возможностей.
Игнорирование собственных способностей и интересов
Очень часто при выборе профессии люди сознательно отметают значимость своих интересов и способностей, выдвигая на первый план исключительно уровень заработной платы или эфемерную престижность профессии. Однако достичь вершин при таком выборе способны немногие – банально неприятно и сложно вкладываться в работу, которая неприятна и вызывает отторжение. А при отсутствии заметной отдушины в свободное время такой человек будет постоянно несчастлив, что приведёт к снижению качества жизни.
Простым решением такой ошибки выбора профессии будет выбор именно такой специальности, которая нравится и заниматься которой будет интересно большую часть жизни.
Слушать некомпетентных в проблемах выбора профессии людей
По старой памяти и доброй традиции многие люди готовы дать совет практически по любому поводу. Вот только в таком вопросе, как профессиональное самоопределение слушать советы некомпетентных людей, пусть даже близких и хорошо знакомых, значит только одно – сознательно вредить себе. Ни один человек, не занимаясь этим вопросом профессионально, конечно же, не сможет дать грамотную консультацию, а допущенные в юности ошибки выбора профессии будут сказываться ещё долгое время.
Можно и нужно прислушиваться к мнению о профессии, в которой советующий человек является специалистом. Досужие домыслы, не подтверждённые опытом, знаниями, исследованиями слушать ни в коем случае не стоит. Обратитесь к заслуживающим доверия профессионалам своего дела, которые занимаются этим не один год!
Продолжать семейные традиции против своей воли
Очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные.
Но в бочке мёда может оказаться и весомая ложка дёгтя, которая перечеркнёт все плюсы такого подхода. Такой ложкой окажется желание ребёнка идти по стопам своих родителей и продолжать семейную династию. Кто-то под напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за право идти своей дорогой. Главное, чтобы семья не воспринимала такое поведение как предательство и не начала вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений.
Относиться к профессии, как к единственно возможной
Любая сфера деятельности подвержена постоянному изменению и по мере роста опыта, квалификации и продвижения по карьерной лестнице будут меняться и занятия со сферой ответственности. Естественно, что наиболее успешен будет тот человек, который прошёл начальные ступени на отлично.
Кроме непосредственно самой профессии заранее ознакомьтесь с карьерными перспективами и состоянием рынка труда. Будьте готовы к постоянному повышению квалификации, освоению смежных и похожих профессий или даже кардинальному изменению направления деятельности. Всё это превратит Вас в ценного специалиста, который будет всегда востребован и успешен.
Таким образом, не стоит думать, что начальный выбор профессии это единственный шанс, который определит всю дальнейшую судьбу. В любой момент можно будет переучиться на другую профессию или смежную специальности, а допущенные ранее ошибки выбора профессии помогут сделать верное решение.
Недооценка своих физических особенностей и возможностей
В некоторых профессиях необходимо максимально здраво оценивать свои физические возможности и особенности. Военная служба, спецназ, МЧС, служба в правоохранительных органах требуют отличной физической подготовки. Авиация требует идеального зрения и быстрого мышления. Для творческих профессий обязательно наличие вкуса и соответствующих умений.
Часть профессий может быть освоены при должном настрое и постоянных усилиях на пути к намеченной цели, другие же могут оказаться закрыты навсегда. В таком случае можно освоить близкие или относительно смежные профессии. Например, если не получилось стать лётчиком гражданской авиации, то можно попробовать стать механиком по обслуживанию самолётов, диспетчером или даже стюардом.
Неверная оценка своих физических возможностей может привести к необходимости последующего получения другой специальности, что выльется в потерю времени и финансов.
Несвоевременность выбора или форс-мажор
«Благодаря» плачевной ситуации со школьной профориентацией в нашей стране очень часто выпускники оказываются в ситуации, когда необходимо срочно определяться с желаемой профессией, и, как следствие, набором сдаваемых ЕГЭ. Такая ситуация таит в себе многие ошибки выбора профессии, о которых было написано чуть выше и школьники начинают выбирать профессию наобум, за компанию с друзьями или основываясь на самых лёгких для освоения школьных предметах.
Однозначного решения для тех, кто уже оказался в такой ситуации не существует. Можно срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами, на основе которых выбрать профессию и прикинуть возможность сдачи требуемых для поступления ЕГЭ. Другим вариантом можно назвать перерыв в год, который будет потрачен на изучение рынка труда, принятие решения и качественную подготовку к выбранной специальности. Потеря времени очевидна, но она может компенсировать другие временные потери от переучивания в дальнейшем.
Ориентировка только на зарплату
Плохой практикой при выборе профессии является ориентироваться только на размер будущей заработной платы. Во первых указанная в вакансиях зарплата соответствует специалистам с опытом и до неё ещё нужно дорасти. Во вторых учиться на нелюбимую или нелёгкую для освоения специальность будет сложно морально и физически. В третьих работать исключительно ради денег, не получая от работы совершенно никакого удовлетворения приводит к быстрому эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями.
Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь
Очень часто молодые люди выбирают профессию в пику высказываниям родителей или других значимых людей типа «Да ты считаешь с трудом, какой из тебя программист?», «Два слова связать не можешь, а хочешь в журналистику!», «Да тебе в жизни не стать хорошим специалистом, ты ничего не умеешь!». Иногда такие высказывания соответствуют действительности, иногда говорятся в порыве эмоций, чтобы уязвить человека.
Выбор, совершаемый с целью доказать окружающим, что они были не правы это плохой выбор, так как работать на нелюбимой или слишком сложной работе придётся совсем не людям, дававшим неприятные комментарии.
Учиться только ради корочки о высшем образовании
Среди всех имеющихся ошибок выбора профессии эта относится в основном к России. У нас сложилась ситуация, в которой наличие высшего образования является необходимым требованием многих вакансий, даже если объективно оно не нужно. Иногда доходит до абсурдных ситуаций, когда диплом о высшем образовании в обязательном порядке требуют для сотрудников службы уборки или других профессий, требующих исключительно прикладного опыта и образования.
Ещё одним усугубляющим фактором становится угроза службы в армии для парней, единственным шансом оттянуть которую становится поступление в высшее учебное заведение и всеми правдами-неправдами учиться в нём до наступления 27 лет. В результате на выходе получаются отлично подготовленные специалисты с уклоном в научную деятельности и имеющимися диссертациями, но которые не видят себя и не планируют работать в этой сфере.
Полезные советы для избежания ошибки выбора профессии
Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.
Можно вывести несколько простых правил и советов, которые помогут избежать большей части ошибок:
- Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.
- Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.
- Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.
- Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.
- Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.
- На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для поступлений.
- Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые государственные экзамены на максимально хороший результат.
- Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.
Надеемся, что вся представленная выше информация была Вам полезна и ошибки выбора профессии совершаться не будут.
Профориентация
Типичные трудности и ошибки при выборе
профессии
у старшеклассников
Типичные трудности и ошибки при выборе
профессии
у старшеклассников
Выбор
профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет
то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора
профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение
родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное
стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.
В
настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками
свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности
при выборе будущей профессии.
Итак,
какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального
самоопределения?
Первое,
что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о
её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным
исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий,
в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при
выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях
трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии
экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по
данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.
Второе
— выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых
распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если
подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность
за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям
человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь
профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным
особенностям, склонностям и интересам.
Третье
— увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск
экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона
профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд
особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер,
стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как
ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое
количество работы с документацией и др.
Четвертое
— влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на
выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий.
Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно
быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В
результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных»
профессий и дефицит по-настоящему востребованных.
Пятое
– несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся
семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое
мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку
автоматически присваивается эта профессия.
Шестое
— отождествление школьного учебного предмета с
соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что
юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную
деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не
сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится
литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не
любит и не умеет взаимодействовать с детьми.
Седьмое
— неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии
многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому
вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах,
склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога,
который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в
выборе будущей профессиональной деятельности.
Восьмое
— выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии
учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой
специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание:
«Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».
Девятое
— недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии.
Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности,
противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими
заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность
к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется
работать с чертежами, за компьютером и т. д..
Для
проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое
исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет,
из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария
были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты
к выбору профессии» В. Б. Успенского.
Результаты,
полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что
56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными
мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более
самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются
внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование,
возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь
16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из
потребностей самого человека.
Результаты
психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.
Рис.
1. Результаты исследования мотивов выбора профессии
Результаты
диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов
выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 %
средний; и только у 16 % — высокий.
Результаты
психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.
Рис.
2. Результаты исследования готовности к выбору профессии
Таким
образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод,
что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах
профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и
т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях,
качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной
личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими
движут не внутренние, а внешние мотивы.
Выбор
профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно
обдуманно и со всей серьезностью.
Можно
выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику
при выборе будущей профессии: —
—
во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях,
особенностях своего характера и физических возможностях;
—
во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;
—
в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся
интересам, способностям, возможностям.
Затем,
когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий
перейти ко второму шагу.
Побеседовать
с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем
месте, ознакомиться с условиями и характером труда.
Ознакомиться
с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
Сопоставить
свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была
выбрана.
В
процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет
школа.
В
1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее
распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой
профессии, воспитанию любви к труду.
В
5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и
характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в
различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями
её приобретения.
В
10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии,
изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности
получения образования и трудоустройства.
Наиболее
активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы
с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.
Можно
предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А.
Климова):
«Человек-природа»:
при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по
биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в
огороде, уход за животными.
«Человек-техника»:
также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии,
электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических
кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.
«Человек-человек»:
разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор
помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно —
организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди
младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.
«Человек
— знаковая система»: работа за компьютером,
выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов,
чертежей, схем.
«Человек
— художественный образ»: разбор художественных
особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках
рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих
кружках, студиях.
Таким
образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и
ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо,
обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать
чувство разочарования за свой выбор.
Литература:
1.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение,
2004.-305 с.
2.
Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.
3.
Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.
4.
Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.
Урок по выбору профессии.
Тема: Ошибки и трудности при выборе профессии.
Когда кто-то идет не в ногу, не спеши
осуждать его: возможно , он слышит звук
другого марша. Г. Торо
Цель: Обобщить знания учащихся по классификации профессий и умению
составлять формулы профессий.
Дать представление о типичных ошибках при выборе профессий.
Познакомить с условиями оптимального выбора профессий.
Вести с учащимися профориентационную работу, готовить их к
будущей трудовой деятельности.
Оборудование: наглядности, картинки с профессиями, слайды, таблицы, раздаточный материал, карточки для ротации, компьютер, проектор.
Ход урока:
1.Орг момент
— приветствие
-мотивация
— знакомство с планом урока
— ротация ( деление на 6 групп по цветным карточкам )
2. Повторение пройденного материала
а) Работа в группах по картинкам. Задание: определить по картинке профессию и назвать :
1 гр — тип профессии
2 гр – класс
3 гр — отдел
4 гр — группу
5 гр — кольца Венна
6 гр — по формуле (З П М Б) найти профессию, которая ей соответствует.
Заполнить концептуальную таблицу
Название профессии |
Тип ПТЧЗХ |
Класс ГПИ |
Отдел РМАФ |
Группа БОНМ |
пилот |
||||
токарь |
||||
парикмахер |
||||
врач |
||||
учитель |
б) презентация работы групп, оценивание.
-
Переход к новой теме
Профессий в мире насчитывается более 40 000, и порою трудно выбрать ту, которая будет приносить удовлетворение вам и пользу обществу.
Формула помогает преодолевать неопределенность ситуации, но все же знание формулы профессии не исключает возможности ошибок при ВП.
По статистическим данным только 50% трудового населения довольны выбранной ими профессией.
(слайд 1 — результаты статистики)
Вопрос, почему многие люди ошибаются при ВП и какова причина этих ошибок? Это и есть тема нашего урока.
( запись темы в тетрадях)
-
Новая тема
А ) Работа со слайдом 2
Наиболее часто встречающиеся причины ошибок при ВП:
-
Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации
-
Предубеждения в отношении престижности и непристижности профессий
-
Выбор профессии за компанию
-
Перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию
-
Увлечение только внешней или частной стороной профессии
-
Отождествление учебного предмета с профессией
-
Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства
-
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при ВП
-
Неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора
Б ) Групповая работа. Изучение темы по раздаткам.
Раздаточный материал
Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии.
Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации.
В любой сфере деятельности более высоких результатов в труде достигает тот, кто успешно прошел начальные ступени мастерства, Например, хорошим инженером может стать тот, кто сначала был рабочим, бригадиром,.. лучшим руководителем – тот, кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела.
Всем известны имена таких людей, как Юрий Гагарин, С.П.Королев. А знаете ли вы, что они свой путь начинали с фабричного ученичества?
Предубеждения в отношении престижности и непристижности профессий.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непристижными. Это ложный, необоснованный взгляд. Как вы знаете, любой труд важен и уважаем.
Выбор профессии “за кампанию”
Довольно часты случаи, когда выпускники выбирают профессию, место продолжения учебы, работы по принципу дружбы. Это хорошо, когда у друзей совпадают интересы, склонности, способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только принципом “за компанию”. В этом случае его постигает разочарование, и после долгих поисков он должен менять первоначальный выбор. Конечно, заманчиво пойти по жизни рядом с товарищем, но, выбирая трудовой путь, необходимо в первую очередь подумать моя ли это область приложения сил, соответствую ли я ей, каких результатов я в ней достигну.
Увлечение только внешней или частной стороной профессии.
С профессией летчика у многих чаще всего связано представление о подвигах, необычных скоростных полетах, героических спасательных экспедициях. Об особенностях же будничного труда летчика мы знаем мало, а это — умение подчиняться строгому режиму, выдерживать длительные нервные нагрузки, не теряться в аварийной обстановке, превосходно знать технику. Поэтому, серьезный подход к выбору профессии требует всесторонних знаний о ней.
Отождествление учебного предмета с профессией.
За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных работ. Если вы интересуетесь, например, литературой и хотите посвятить ей жизнь, вам следует знать, какие реальные профессии стоят за этим предметом. Есть профессии учитель литературы, редактор, литературовед, библиотекарь и т.д. Познакомившись с содержанием труда представителей этих профессий, вы, возможно, придете к выводу, что ваша любовь к литературе – это всего лишь читательский интерес, не связанный с желанием овладеть одной из перечисленных выше профессий.
Устаревшие представления о характере труда.
Научно-технический прогресс меняет содержание труда по многим профессиям. Практически все профессии со временем меняют свой облик. И подчас за старым названием скрывается новый характер труда. Внедряется сложная техника, поэтому рабочему необходимо иметь хорошие знания основ наук, техники, технологии, экономики и организации производства.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков.
Ряд профессий может быть противопоказан человеку при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Причем, противопоказан не только потому, что человек не в состоянии освоить профессию, а потому, что работа может усугубить недостатки его здоровья.
Неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора.
Разобраться в себе, своих личностных особенностях — задача сложная. Чтобы ее решить, надо, во-первых, разобраться в своих способностях, и во-вторых, сопоставить их с требованиями будущей профессии, а также опробовать себя в разных направлениях деятельности. Следует помнить, что ничего не дается без труда, и даже любимая работа требует и терпения, и напряжения, и поиска выхода из сложных, непредвиденных ситуаций.
В ) Презентация.
Г) Условия оптимального ВП (слайд )
-
А — зона совпадения стремлений личности с возможностями личности
-
В — зона совпадения стремлений личности с потребностями общества
-
С — зона совпадения возможностей личности с потребностями общества
-
Закрепление новой темы.
1. Проблемная ситуация. Метод “6 шляп”
А) групповая работа
Б) презентация
В) выводы: Только тот сможет стать профессионалом в жизни, кто умеет признавать свои ошибки и вовремя их исправлять.
2. анкета обратной связи или блиц-опрос
-
Итоги урока. Оценивание — групповое и индивидуальное.
Оценочный лист
группы |
Повторение Пройденной темы |
Презентация Новой темы |
Закрепление новой темы |
итог |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
7. ДЗ. Эссе.