2020 – 2021 уч. г.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
8 класс
Задание 1
Поставьте ударение в формах существительных.
Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.
Задание 2
С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Запишите их.
1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).
Задание 3
Исправьте речевые ошибки.
1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнений.
3. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.
6. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.
Задание 4
Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие колонки.
Туфля, каракуль, шампунь, тюль, киоск, святоша, бандероль, шинель, чучело, салями, шоссе, пюре, задира, пенальти, Онтарио, ООН.
Задание 5
В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, криста..ический, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, в..ечеру, пьес…а, ал..юминий, интел…ект, кристал..ьный.
Задание 6
Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.
Апатия Человеколюбие
Филантропия Улица
Актуальный Неудача
Диспут Бесстрастие
Фиаско Злободневный
Авеню Спор
Задание 7
Перед вами метаграммы (Метагра́ммы (от др.-греч. μετά — «между», γράμμα — «буква») — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.).
Разгадайте зашифрованные слова.
1.С «Г» — её на винт накрутят,
С «Л» — конечно, лает,
С «М» — одежда, но не греет,
С «3» — от волка убегает.
2. С буквой «Н» он там, где строят
Эстакаду или дом.
С «Б» — животное морское,
С «Й» — крупнее, чем район.
3. С «Г» — он будет частью слова,
С «Й» — немного схож с пластом,
С «Н» — не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом.
4. С буквой «М» — качусь с горы я,
С буквой «Т» — пью молоко,
С буквой «К» — готовлю блюда,
С «Д» — даю ворам отпор.
Задание 8
Укажите различия в значении следующих слов. Как называются такие слова?
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Задание 9
Сравните предложения – повествовательное и вопросительное:
1.Вдруг пошел дождь.
2.Вдруг пойдет дождь?
Опишите различия в значении слова вдруг в первом и во втором случае. Какую грамматическую роль играют эти слова в структуре предложения? Приведите свои примеры.
Задание 10
Творческое задание
Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.
Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.
Ответы – 50 баллов за всю работу
Задание 1.
За каждое верное ударение в существительном 0,5балла. Максимально 5 баллов.
Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.
Задание 2. По 0,5 балла. Максимально 3 балла.
1) Взволновать, поразить, потрясти. 2) Поздравить, поблагодарить, смеяться. 3) Поговорить, побеседовать. 4) Жить. 5) Работать. 6) Верить, любить; хотеть, стремиться; сочувствовать, поддерживать, быть на стороне кого-либо.
Задание 3. По 0,5 балла за каждое предложение. Максимально 4 балла.
1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнениями.
3. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.
6. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.
Задание 4. Максимально 7 баллов. За каждое верное слово 0,5 б.
женский |
мужской |
средний |
общий род |
Бандероль, шинель, салями, ООН |
Шампунь, тюль, киоск, пенальти, каракуль |
Чучело, пюре, Онтарио (озеро) |
Святоша, задира |
Задание 5. По 0,5 балла за слово. Максимально 2 балла.
Артиллерия, кристаллический, ввечеру, интеллект.
Задание 6. Максимально 3 балла. За каждое верное соответствие по 0,5 балла.
Апатия – бесстрастие, филантропия — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица. Синонимы.
Задание 7. Максимально 7 баллов
- Гайка – лайка – майка – зайка (по 0,5 баллов = 2 балла)
- Кран – краб – край (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
- Слог – слой – слон (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
- Ком – кот – кок – код (по 0,5 баллов = 2 балла)
Задание 8. По 0,5 баллу за каждое объяснение слова и 1 балл за название термина. Максимально 5 баллов.
Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.
Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.
Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.
Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Задание 9. Максимально 7 баллов.
В 1-ом предложении слово вдруг – наречие образа действия (1 балл) со значением «внезапно, неожиданно» (0,5 баллов), синтаксическая функция – обстоятельство (1 балл)
Во 2-ом предложении слово вдруг – служебное (частица), придающее смыслу целого особый оттенок (1 балл). Вдруг пойдет дождь? – это, собственно, не вопрос (0,5 баллов), а выраженное вслух опасение (0,5 баллов).
Говорящий предполагает следующее:
– дождь может пойти (0,5 баллов);
– мне это не нравится (я этого не хочу) (0,5 баллов);
– а если он пойдет, то что делать ? (0,5 баллов).
За примеры – 1 балл (независимо от количества примеров)
За ошибки снимается по 0,5 баллов, но не более 2 баллов.
Задание 10. Максимально 7 баллов.
Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.
Качественными характеристиками созданного текста должны являться:
- убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 1 балл
- логика в аргументации основного тезиса; 1 балл
- умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста; 1 балла
- грамотность (соблюдение норм русского литературного языка). 4 балла
ГРАМОТНЫЕ, СПАСИТЕ!!!
Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки, укажите причины их возникновения.
1) Приобретая у нас сегодня карандаши, вам в подарок дарятся яркие краски.
2) Меня хотят сделать яблоком преткновения.
3) Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человеческих.
4) Хоккеист за инфернальные выражения был подвержен штрафу.
5) Именно живой нрав привлекал в ней людей.
6) Двадцать один солдат погибли при штурме чеченского села.
7) Москва – это город, выстоявший от натиска Наполеона.
ИСПРАВЛЯЕМ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Исправьте речевые ошибки. 1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов. 2. Что можно комментировать о таком ударе? 3. Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок. 4. На конференции состоялся обмен мнений. 5. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории. 6. Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей. 7. Эта песня доставила для меня большое удовольствие. 8. Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами. 9. Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно. 10. Большая сила воли присуща для этого героя. 11. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека. 12. Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство. 13. Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя. 14. Разведчик не раз побывал в тылу у врага. 15. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки. 16. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал. 17. Такие встречи помогают наладить обмен передового опыта. 18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знаниях школьника. 19. Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дорога мне в поэте. 20. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание. 21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание. 22. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов. 23. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм. 24. Никто из пришедших не поздоровались с ней. 25. Много молодежи пришли на вечер танцев. 26. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 27. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. 28. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 29. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов. 2. Как можно прокомментировать такой удар? 3. Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок. 4. На конференции состоялся обмен мнениями. 5. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории. 6. Нам остается позавидовать тому, что у вас есть такой музей. 7. Эта песня доставила мне большое удовольствие. 8. Большая группа ученых была удостоена правительственных наград. 9. Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно. 10. Большая сила воли присуща этому герою. 11. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека. 12. Герои этого рассказа предпочитают смерть покорности и рабству. 13. Награда подтверждает значение литературного творчества писателя. 14. Разведчик не раз побывал в тылу врага. 15. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок. 16. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал. 17. Такие встречи помогают наладить обмен передовым опытом. 18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знания школьника. 19. Вот эти смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дороги мне в поэте. 20. Копившаяся много лет ненависть к крепостникам вылилась в подлинно народное восстание. 21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание. 22. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество опасных врагов. 23. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм. 24. Никто из пришедших не поздоровался с ней. 25. Много молодежи пришло на вечер танцев. 26. Группа запорожцев хотела написать письмо турецкому султану. 27. Благодаря стараниям родителей сын получил прекрасное образование. 28. Приведенные примеры говорят о возможности широкого использования этого изобретения. 29. В своих заметках автор детально описывает путешествие на Кавказ. 30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек от истины. |
Категория: УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ | Добавил: admin (17.01.2012) |
Просмотров: 45347 | Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики | Рейтинг: 3.7/7 |
Задание 12. Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях.
1) В магазин завезли импортные моющие обои.
2) Работу нужно закончить к пятому апрелю.
3) Писатель заставляет героя осознать свои ошибки.
4) Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человечества.
5) Мы купили эту машину, потому что она очень экономная.
6) Никогда не забудут ужасов войны те, кто её пережили.
7) Мне очень нравится этот квартет: все три скрипача – настоящие виртуозы.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
ГРАМОТНЫЕ, СПАСИТЕ!!!
Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки, укажите причины их возникновения.
1) Приобретая у нас сегодня карандаши, вам в подарок дарятся яркие краски.
2) Меня хотят сделать яблоком преткновения.
3) Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человеческих.
4) Хоккеист за инфернальные выражения был подвержен штрафу.
5) Именно живой нрав привлекал в ней людей.
6) Двадцать один солдат погибли при штурме чеченского села.
7) Москва – это город, выстоявший от натиска Наполеона.