Всеобщее избирательное право это ошибка

Понимаю скандальность заголовка, но уж больно получилась плодотворной дискуссия по моей вчерашней статье «Белая лента — капитулируете?»

Не хочется терять нерв.

Тем более, что сегодня все сложилось, как нельзя лучше. И власть повела себя именно так, как я и надеялся, то есть разумно и адекватно, и народ молодец, и вообще полегчало. Обошлось!

Но что дальше?

Есть желание перевести дискуссию на научно-исторические рельсы. Поэтому напомню конкретику из истории английской демократии.

Первые годы XIX века. До начала промышленной революции. Активное избирательное право имеют 4% населения — землевладельцы и  священники.

Постепенно  возникает потребность учитывать интересы экономически активного населения (в узком смысле) — предпринимателей. Поэтому на конец того же века — уже 12% населения могут голосовать.  Все в империи растет как на дрожжах, ведь кухарки пока не участвуют в управлении государством.

Потом пошло-поехало, добавили женщин, снизили возраст, а потом отменили имущественный ценз. Отсюда и началась неэффективная экономическая политика и популизм. И невыполнимые предвыборные обещания. И так по всему западному миру.
Значительную долю голосов имеют не созидатели, а потребители. Дармоеды.
Есть предложение, может быть и не оригинальное, уж, больно простое. Может я его где-то услышал и выдаю за свое, поскольку забыл, что это плагиат. Простите, если кто-то давно это уже придумал.

Я бы лишил голоса тех, у кого баланс уплаченных налогов и полученных от государства бесплатных благ отрицательный.

Вышел на социальную пенсию, потерял работу, исключим тебя из списков избирателей. Инвалиды могли бы обойтись (простите меня бедные). И кстати сами бедные, получающие от здоровых и  богатых через государство или напрямую социальную помощь.

Но тогда, — возразят мне многие, — имеющие избирательное право, то есть здоровые, богатые и просто обеспеченные — совсем распояшутся, а все остальные просто вымрут. Действительно, как принято писать, и некоторые даже так серьезно думают, что «богатые» — все плохие, а бедненькие — все хорошие.

Однако этот тезис  еще Никонов в своей  книге «Конец феминизма» с цифрами социальных исследований опроверг. См. в Интернете книжный магазин ЛитРес.
В частности Никонов на примере Титаника проиллюстрировал. Из богатого 1 класса спаслись все женщины и дети, а мужчины, уступившие им место в шлюпках — погибли. Из второго класса уже поровну, а «сброд из 3 класса» (цитата) — повыкидывал женщин за борт и спасся только тот, кто был физически сильнее. А в фильме «Титаник» все наоборот, потому как всепобеждающая политкорректность.

Морально-нравственные и волевые качества возрастают с образовательным цензом  и имущественным благосостоянием, а не наоборот. Нет, не наоборот!

Поэтому богатые всегда позаботятся о бедных, причем даже из соображений чисто экономических. Сравните здоровяков американских негров и их африканских сородичей. Небо и земля! За время эксплатации богатыми они здорово прибавили, это вам не корешки в джунглях жевать.

Предлагаемая мною система «плавающего» избирательного права саморегулируема.
Как только на бедных перестают  литься социальные блага, они автоматически становятся избирателями, баланс-то сразу становится положительным.

Смотрите, как здорово бы получилось. Если «социалка» вдруг отстанет, вырастет число избирателей, заставит прибавить социальных благ, и наоборот.

Кроме того, избирательный ценз может учитывать и еще ряд факторов. Например, понятно, что социальная помощь детям не должна оставлять без избирательного права родителей.

 А пассивное избирательное право может остаться всеобщим. Захотят богатые дать представительство «лишенцам» и выбрать одну «кухарку» (дались мне эти кухарки — пусть теперь «блондинки») — имеют право.

Это как с привилегированными акциями в акционерном обществе. Хочешь голосуй, а не хочешь управлять, отправляйся в очередь за дивидендами — первым.

И, что важно, акционеры выбирают и тот и другой варианты, кому что больше по душе.
При такой системе  кухарка не пойдет управлять государством, а лучше займет привилегированное положение — в очереди за наваристым  бесплатным супом.

Image

Всеобщее избирательное право — это ошибка. Демократия и мнимая «свобода» ведёт к смерти традиции, вымиранию коренного населения и замещению его чужеродными элементами. Большинство людей — это серая масса. Большинство будет выбирать не достойного, а того, кто больше пообещает. Большая часть населения проголосует лучше за либералов или социал-демократов, которые будут увеличивать социалку через их же налоги.

Демократия работала лишь в греческих полисах. Права голоса были лишены женщины, рабы и мигранты. Тем самым в полисах оставалось около 500 человек, которые действительно решали свои проблемы. Беда в том, что большинство современных демократий Запада (может быть, за исключением швейцарской) за таковые не признали бы не только античные и средневековые историки, но и ученые-правоведы XIX века. Современные западные демократии лишь называют себя «демократиями», но перейдя ко всеобщим прямым равным и тайным выборам, устранив какие бы то ни были ограничения, они превратились в охлократии.

Платон говорит о демократии в «Государстве» (8 книга) почти буквально следующее: при демократии законы, писаные и неписаные, перестают почитаться гражданами; смыслом существования граждан становится потребительство; люди становятся эгоистами и разобщены. В конце концов вместо свободы демократия оборачивается крайней степенью рабства, когда произвол демоса становится произволом одного человека.

Еще в середине XVIII в. видный английский мыслитель Фрэнсис Хатчесон ставил вопрос: «Можно ли считать добропорядочным гражданином члена политической партии?» — и отвечал на него отрицательно, ибо таковой гражданин будет действовать не в интересах общества, а в интересах партии.

В противопоставлении демократии можно поставить Сословную Монархию.

Большая часть самых богатых стран — это страны, которые мягко говоря, недемократичны. Это Сингапур, Султанат Бруней, Лихтенштейн (Это рай для фанатов нео-феодализма), Япония.

Основные приемущества Монархии:

1. Эффективность в принятии решений. В монархии, сроки принятия решений гораздо меньше ввиду того, что нету длительных прений и тому подобного. Один человек решает, что и как делать. Особенно важным это становиться в тяжелые периоды, например в случае войны.Как правило даже в демократических государствах, во время ведения войн все полномочия делегируются одному лицу, для повышения эффективности.

2. При монархии гораздо легче осуществляются долговременные государственные преобразования. Тогда как в демократиях, очень часто курс принятый одним лидером, при смене власти меняется на кардинально противоположный, что не очень благоприятно сказывается на государстве.

3. У монарха нет необходимости улучшать свое благосостояние за счет государства, поскольку он и есть государство.

4. Монархии обеспечивает единство власти.

5. В монархии, нет вероятности того, что к власти придет случайный человек, для которого это просто цель.

«Монархия — это форма правления, при которой внимание людей сосредоточивается на одном человеке, свершающем великие дела. Республика — это форма правления, при которой это внимание разделено между многими, каждый из которых не делает ничего запоминающегося.» © Уолтер Бэйгхот, автор «Английской Конституции».

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

б.1) осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, частью второй статьи 133, частью первой статьи 134, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200.2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные к лишению свободы за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2», «б» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 23.05.2020 N 153-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

3.6. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации — для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации — для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2023 N 109-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2023 N 109-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.09.2021

Согласно Конституции Российской Федерации, выборы характеризуются как:

— высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

— форма осуществления местного самоуправления (ст. 134);

— форма реализации конституционного права.

Таким образом, выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях формирования органов публичной власти и наделения полномочиями должностных лиц.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Среди руководящих, основополагающих положений, регламентирующих избирательные права граждан, обозначены следующие:

Исходные принципы, среди которых — народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство избирательной системы, признание местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

Принципы организации выборов, среди которых – территориальные (выборы проходят в рамках избирательных округов, участков), принцип состязательности (обеспечения конкуренции, ведение агитационной компании), обязательности, периодичности, принцип свободных и честных выборов и др.

Принципы правового положения граждан и их гарантии.

1. Всеобщее избирательное право — участие совершеннолетних граждан, независимо от пола, расы, вероисповедания и др. признаков.

Гарантии:

— внесение избирателей в список по избирательным участкам;

— возможность досрочного голосования;

— образование избирательных участков в больницах, санаториях и тп.

2. Принцип равного избирательного права — каждый избиратель имеет только один голос, т.е. включен только в один список.

Гарантии:

— наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов;

— право получения нового избирательного бюллетеня;

— признание недействительными бюллетеней;

— предоставление кандидатам бесплатного времени в СМИ и бесплатной газетной площади;

— невозможность изменения избирательной компании после её старта и др.

3. Прямое избирательное право-непосредственное голосование на выборах.

Гарантии:

— личное голосование избирателей;

-получение документа только при предъявлении документа, удостоверяющего личность;

— отметка в списке избирателей при получении бюллетеня;

— тайное голосование (недопущение контроля за волеизъявлением избирателей).

Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации.

Полномочия прокурора в общем виде определены Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1), однако некоторые полномочия изложены в Федеральном законе № 67 — ФЗ. К ним можно отнести право прокурора на обращение в суд с заявлением о назначении даты выборов или с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае выявления нарушения требований законодательства, выражение согласия на применение к члену избирательной комиссии, обладающего правом решающего голоса, мер административной ответственности.

Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 КоАП РФ.

Помощник прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила

юрист 3 класса Ю.О. Симонова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Всего самого наилучшего где ошибка
  • Вы не можете продавать крупногабаритные товары озон ошибка
  • Всегда и во всем надо понимать меру ошибка
  • Вы не вошли в onedrive ошибка
  • Всегда есть шанс на ошибку