Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Итоговая контрольная работа по биологии для 10 класса.
Критерии оценивания:
«5» — 90% — 100% (18-20 баллов)
«4» — 70% — 85% (14-17баллов)
«3» — 50% — 65% (10-13 баллов)
«2» — менее 50% (менее баллов)
Задания контрольной работы
1 вариант
В задании А1 – А10 выберите 1 верный ответ из 4.
А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
- Клеточный
- Популяционно-видовой
- Биогеоценотический
- Биосферный
А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали
1) закон зародышевого сходства
2) хромосомную теорию наследственности
3) клеточную теорию
4) закон гомологических рядов
А3. Мономерами белка являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам
1) метафаза
2) профаза
3) анафаза
4) телофаза
А5. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, — это
- вирусы
- прокариоты
- эукариоты
- грибы
А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,
- повышается адаптация к новым условиям
- набор генов идентичен родительскому
- проявляется комбинативная изменчивость
- появляется много новых признаков
А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:
- 44
- 96
- 48
- 24
А8. Носителями наследственной информации в клетке являются
1)хлоропласты
2) хромосомы
3) митохондрии
4)рибосомы
А9. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании одежды больного
2) нахождении с больным в одном помещении
3) использовании шприца, которым пользовался больной
4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:
- в процессе митоза
2) при партеногенезе
3) при почковании
4) при мейозе
В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.
В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?
1) клеточная стенка из хитина
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) эндоплазматическая сеть
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) лейкопласты и хлоропласты
В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?
- не делятся в течение жизни клетки
- имеют собственный генетический материал
- являются одномембранными
- содержат ферменты
- имеют двойную мембрану
- участвуют в синтезе АТФ
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ |
ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) У потомства один родитель Б) Потомство генетически уникально В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза Г) Потомство развивается из соматических клеток Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет |
1) Бесполое размножение 2) Половое размножение |
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
- Все присутствующие в организме белки – ферменты.
- Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
- Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
- Активность ферментов зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
5.В качестве коферментов фермента часто выступают углеводы.
С2. Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии; 2) женщина здорова, но является носителем гена гемофилии?
Вариант 2
В задании А1 – А10 выберите 1 верный ответ из 4.
А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
- генетика,
- цитология,
- селекция,
- систематика.
А2. Укажите одно из положений клеточной теории
1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом
2) гаметы состоят из одной клетки
3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК
4) клетка наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов
А3. Мономерами ДНК являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Значение митоза состоит в увеличении числа
- хромосом в половых клетках
- молекул ДНК в дочерних клетках
- хромосом в соматических клетках
- клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
- вирусы
- бактерии
- лишайники
- грибы
А6. Бесполым путем часто размножаются:
- млекопитающие
- кишечнополостные
- рыбы
- птицы
А7. Второй закон Г. Менделя называется законом
1) расщепления
2) единообразия
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования
А8. Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:
- близнецовый
- генеалогический
- цитологический
- популяционный
А9. У детей развивается рахит при недостатке:
- марганца и железа
- кальция и фосфора
- меди и цинка
- серы и азота
А10. Появление у потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:
- бесполого размножения
- партеногенеза
- почкования
- полового размножения
В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.
В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?
1) имеет двойной набор хромосом
2) не имеет клеточного ядра
3) при делении образуют клетки, идентичные материнской
4) участвуют в половом размножении организмов
5) делятся митозом
6) формируются в организме путем мейоза
В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:
- внутренней среды, в которой расположены органоиды
- хранения и передачи наследственной информации
- взаимосвязи процессов обмена веществ
- окисления органических веществ до неорганических
- осуществления связи между органоидами клетки
- синтеза молекул АТФ
В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ |
ОРГАНИЗМЫ |
||
А) |
использование энергии солнечного света |
1) |
автотрофы |
Б) |
использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ |
2) |
гетеротрофы |
В) |
использование только готовых органических веществ |
||
Г) |
синтез органических веществ из неорганических |
||
Д) |
выделение кислорода в процессе обмена веществ |
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.
- Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот.
- Она передается от и-РНК к ДНК.
- Кодон состоит из четырех нуклеотидов.
- Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
- У каждого живого организма свой генетический код.
С2. У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились дочь и сын. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей.
Ответы на задания контрольной работы:
1 вариант
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
В1 —
В2. —
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
С1. Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5.
1 – не все белки ферменты;
2 – ферменты специфичны;
5 – в качестве коферментов фермента часто выступают витамины или ионы металлов.
С2.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
2 вариант
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
2 |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
В1 —
В2. —
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
С1. Ошибки допущены в предложениях 2, 4,7.
2 – информация переносится от ДНК к иРНК;
3 – кодон состоит из 3 нуклеотидов;
5 – генетический код универсален
С2.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Итоговая
контрольная работа по биологии (тест) за курс 10 класса
1
вариант
В задании А1 – А10 выберите 1 верный
ответ из 4.
А1. Какой уровень организации живого
служит основным объектом изучения цитологии?
1) Клеточный
2) Популяционно-видовой
3) Биогеоценотический
4) Биосферный
А2.
Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых,
сформулировали
1) закон зародышевого сходства
2) хромосомную теорию наследственности
3) клеточную теорию
4) закон гомологических рядов
А3. Мономерами
белка являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Фаза
деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам
1) метафаза
2) профаза
3) анафаза
4) телофаза
А5. Организмы,
клетки которых не имеют обособленного ядра, — это
1)
вирусы
2)
прокариоты
3)
эукариоты
4)
грибы
А6. У
растений, полученных путем вегетативного размножения,
1)
повышается
адаптация к новым условиям
2)
набор
генов идентичен родительскому
3)
проявляется
комбинативная изменчивость
4)
появляется
много новых признаков
А7.
Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян,
если у самца в этих клетках 48 хромосом:
1)
44
2)
96
3)
48
4)
24
А8. Носителями
наследственной информации в клетке являются
1)хлоропласты
2) хромосомы
3) митохондрии
4)рибосомы
А9. Заражение
вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании
одежды больного
2) нахождении с
больным в одном помещении
3) использовании
шприца, которым пользовался больной
4) использовании
плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А10. Конъюгация
и кроссинговер в клетках животных происходит:
1)
в
процессе митоза
2) при партеногенезе
3) при почковании
4) при мейозе
В задании В1 и В2 выберите 3
верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.
В1. Какие
структуры характерны только растительной клетке?
1) клеточная стенка из хитина
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) эндоплазматическая сеть
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) лейкопласты и хлоропласты
В2. Какие
общие свойства характерны для митохондрий и пластид?
1) не делятся
в течение жизни клетки
2) имеют
собственный генетический материал
3) являются
одномембранными
4) содержат
ферменты
5) имеют
двойную мембрану
6) участвуют
в синтезе АТФ
В3. Установите
соответствие между особенностями и видами размножения
ОСОБЕННОСТИ |
ВИДЫ |
А) Б) Потомство генетически уникально В) Репродуктивные клетки образуются в Г) Потомство развивается из соматических Д) Потомство может развиваться из |
1) 2) Половое размножение |
С1. Найдите
ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.
Объясните их.
1. Все
присутствующие в организме белки – ферменты.
2. Каждый
фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
3. Активный
центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он
взаимодействует.
4. Активность
ферментов зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других
факторов.
5.В
качестве коферментов фермента часто выступают углеводы.
С2. Женщина выходит замуж за больного
гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген
гемофилии; 2) женщина здорова, но является носителем гена гемофилии?
Итоговая
контрольная работа по биологии (тест) за курс 10 класса
Вариант
2
В задании А1 – А10 выберите 1 верный
ответ из 4.
А1. Строение
и функции органоидов клетки изучает наука:
1) генетика,
2) цитология,
3) селекция,
4) систематика.
А2. Укажите
одно из положений клеточной теории
1) соматические
клетки содержат диплоидный набор хромосом
2) гаметы состоят
из одной клетки
3) клетка
прокариот содержит кольцевую ДНК
4) клетка ‑
наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов
А3. Мономерами
ДНК являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Значение
митоза состоит в увеличении числа
1) хромосом в
половых клетках
2) молекул
ДНК в дочерних клетках
3) хромосом в
соматических клетках
4) клеток с
набором хромосом, равным материнской клетке
А5. Какие
формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой
природы?
1)
вирусы
2) бактерии
3) лишайники
4)
грибы
А6. Бесполым
путем часто размножаются:
1)
млекопитающие
2) кишечнополостные
3) рыбы
4)
птицы
А7. Второй закон
Г. Менделя называется законом
1) расщепления
2) единообразия
3) сцепленного
наследования
4) независимого
наследования
А8. Тип
наследования признака в ряду поколений изучает метод:
1) близнецовый
2) генеалогический
3) цитологический
4) популяционный
А9. У детей
развивается рахит при недостатке:
1) марганца и
железа
2) кальция и
фосфора
3) меди и
цинка
4) серы и
азота
А10. Появление у
потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:
1) бесполого
размножения
2) партеногенеза
3) почкования
4) полового
размножения
В заданиях В1
и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их
в таблицу.
В1. Каковы
строение и функции соматических клеток животных?
1) имеет двойной набор хромосом
2) не имеет клеточного ядра
3) при делении образуют клетки, идентичные
материнской
4) участвуют в половом размножении
организмов
5) делятся митозом
6) формируются в организме путем мейоза
В2. Цитоплазма
в клетке выполняет функции:
1) внутренней
среды, в которой расположены органоиды
2) хранения и
передачи наследственной информации
3) взаимосвязи
процессов обмена веществ
4) окисления
органических веществ до неорганических
5) осуществления
связи между органоидами клетки
6) синтеза
молекул АТФ
В3.Установите
соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых
характерны эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ |
ОРГАНИЗМЫ |
||
А) |
использование |
1) |
автотрофы |
Б) |
использование |
2) |
гетеротрофы |
В) |
использование |
||
Г) |
синтез органических веществ из неорганических |
||
Д) |
выделение кислорода в процессе обмена веществ |
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте.
Укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.
1. Генетическая
информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых
кислот.
2. Она
передается от и-РНК к ДНК.
3. Кодон
состоит из четырех нуклеотидов.
4. Каждый
кодон шифрует только одну аминокислоту.
5. У каждого
живого организма свой генетический код.
С2. У здоровой матери, родители которой
тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились дочь и сын. Определите
генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей.
Ответы на задания контрольной работы:
1 вариант
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
В1 —
В2. —
В3. Установите соответствие между
особенностями и видами размножения
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
С1. Ошибки допущены в предложениях 1, 2,
5.
1 – не все белки ферменты;
2 – ферменты специфичны;
5 – в качестве коферментов
фермента часто выступают витамины или ионы металлов.
С2.
Содержание (допускаются |
Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) |
|
Ответ включает все названные выше |
2 |
Ответ включает 1 |
1 |
Ответ |
0 |
Максимальный |
2 |
2 вариант
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
2 |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
В1 —
В2. —
В3. Установите соответствие между
особенностями и видами размножения
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
С1. Ошибки допущены в предложениях 2,
4,7.
2 – информация переносится от ДНК к иРНК;
3 – кодон состоит из 3 нуклеотидов;
5 – генетический код универсален
С2.
Содержание (допускаются |
Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) |
|
Ответ включает все названные выше |
2 |
Ответ включает 1 |
1 |
Ответ |
0 |
Максимальный |
2 |
Тест «Химический состав клетки» — 10 класс Уровень А
1. Из перечисленных химических соединений биополимером не является:
1) белок 3) дезоксирибонуклеиновая кислота 2) глюкоза 4) целлюлоза
2. Хромосомы растений состоят из:
1) белка 3) РНК 2) ДНК 4) белка и ДНК
3. Основным источником энергии для новорождённых млекопитающих является: 1) глюкоза; 3) гликоген; 2) крахмал; 4) лактоза
4. Один триплет ДНК несет информацию о:
1) последовательности аминокислот в молекуле белка
2) признаке организма 4) составе молекулы РНК
3) аминокислоте в молекуле синтезируемого белка
5. У детей развивается рахит при недостатке:
1)марганца и железа 3)меди и цинка 2)кальция и фосфора 4)серы и азота
6. Живые организмы нуждаются в азоте, так как он служит
1) составным компонентом белков и нуклеиновых кислот
2) основным источником энергии 4) основным переносчиком кислорода
3) структурным компонентом жиров и углеводов
7. Вода играет большую роль в жизни клетки, она
1) участвует во многих химических реакциях
2) обеспечивает нормальную кислотность среды
3) ускоряет химические реакции 4) входит в состав мембран
8. Основным источником энергии в организме являются
1) витамины 2) ферменты 3) гормоны 4) углеводы
9. Функция простых углеводов в клетке —
1) каталитическая 3) хранение наследственной информации
2)энергетическая 4) участие в биосинтезе белка
10. В клетках каких организмов содержится в десятки раз
больше углеводов, чем в клетках животных?
1) бактерий-сапрофитов 2)одноклеточных 3)простейших 4) растений
11. В клетке липиды выполняют функцию
1)каталитическую 2) транспортную 3) информационную 4) энергетическую
12. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются
1) гормоны и витамины 2) вода и углекислый газ
3) неорганические вещества 4) белки, жиры и углеводы
13. Жиры, как и глюкоза, выполняют в клетке функцию
1) строительную 2)информационную 3) каталитическую 4) энергетическую
14. Укажите на рисунке изображение вторичной структуры молекулы белка 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
15. В состав ферментов входят 1) нуклеиновые кислоты 2) белки 3) молекулы АТФ 4) углеводы
16. Четвертичная структура молекулы белка формируется в результате взаимодействия
1)аминокислот и образования пептидных связей
2)нескольких полипептидных нитей 4)белковой глобулы с мембраной клетки
3)участков одной белковой молекулы за счет водородных связей
17. Какую функцию выполняют белки, вырабатываемые в организме при проникновении в него бактерий или вирусов?
1) регуляторную 3) защитную 2) сигнальную 4) ферментативную
18. Разнообразные функции в клетке выполняют молекулы
1)ДНК 2) белков 3) иРНК 4) АТФ
19. Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химич. реакции, в клетке?
1) гормональную 2)сигнальную 3) ферментативную 4)информационную
20. Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах 1)тРНК 3)липидов 2) ДНК 4) полисахаридов
21. В молекуле ДНК две полинуклеотидные нити связаны с помощью
1) комплементарных азотистых оснований
2) остатков фосфорной кислоты 3) аминокислот 4) углеводов
22. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК, —
1)ионная 3)водородная 2)пептидная 4) ковалентная полярная
23. Благодаря свойству молекул ДНК воспроизводить себе подобных, 1)формируется приспособленность организма к среде обитания
2)у особей вида возникают модификации
3)появляются новые комбинации генов 4)наследственная информация передается от материнской клетки к дочерним
24. Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул
1) полисахаридов 3) липидов 2) белков 4) аминокислот
25. В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 10% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином? 1)200 2)400 3)1000 4)1800
26. Наследственная информация о признаках организма сосредоточена в молекулах 1)тРНК 3) белков 2)ДНК 4)полисахаридов
27. Рибонуклеиновые кислоты в клетках участвуют в
1) хранении наследственной информации 2) биосинтезе белков
3) биосинтезе углеводов 4) регуляции обмена жиров
28. Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание 1)аденин 2) гуанин 3)урацил 4) цитозин
29. Рибоза, в отличие от дезоксирибозы, входит в состав
1) ДНК 3)белков 2) иРНК 4) полисахаридов
30. Процесс денатурации белковой молекулы обратим, если не разрушены связи 1)водородные 3)гидрофобные 2)пептидные 4)дисульфидные
Тест теме «Химический состав клетки» Уровень В
Выбрать 3 верных ответа:
В 1. Какие функции выполняет в клетке вода?
А) строительную Б) растворителя В)каталитическую
Г) запасающую Д)транспортную Е) придает клетке упругость
В 2. Липиды в клетке выполняют функции:
А) запасающую Б) гормональную В)транспортную Е)энергетическую
Г) ферментативную Д) переносчика наследственной информации
В 3. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК? A)азотистые основания: А, Т, Г, Ц Б) разнообразные аминокислоты B) липопротеины Г) углевод дезоксирибоза
Д) азотная кислота Е) фосфорная кислота
В 4. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВИДЫ А)липиды Б) белки
1)состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот
2)состоят из остатков молекул аминокислот
3)защищают организм от переохлаждения
4)защищают организм от чужеродных веществ
5)относятся к полимерам 6)не являются полимерами
В 5. Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом. ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
1)состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2)состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи
3)передает наследственную информацию из ядра к рибосоме
4)является хранителем наследственной информации
5
ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ
КИСЛОТ А) ДНК Б) иРНК
)состоит из нуклеотидов: АТГЦ
6)состоит из нуклеотидов: АУГЦ
В 6. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой.
ПРИЗНАКИ СТРОЕНИЯ
1) последовательность аминокислотных остатков в молекуле
2) молекула имеет форму клубка 6) образование пептидных связей
3) число аминокислотных остатков в молекуле
4) пространственная конфигурация полипептидной цепи
5) образование гидрофобных связей между радикалами
СТРУКТУРЫ БЕЛКА А) первичная Б) третичная
С 1. Какое свойство воды делает ее универсальным растворителем для полярных веществ?
С 2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1.Нуклеиновые кислоты — это биологические полимеры.
2.В клетке присутствуют два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.
3.Нуклеиновые кислоты состоят из нуклеотидов.
4.В состав ДНК и РНК входят одинаковые нуклеотиды.
5.Все нуклеиновые кислоты в клетке образуют двойные спирали.
С 3. Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий фермент pибонуклеазу, если он состоит из 16 аминокислот?
С 4. Какая структура молекулы белка определяется последовательностью аминокислот? С 5. Какова роль белков в организме?
С 6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.
1.Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.
3.Свойства воды определяются структурой ее молекул.
4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения. 5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
С 7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
1.Все присутствующие в организме белки — ферменты. 2.Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций. 3.Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует. 4.Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
С 8. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их. 1.Улеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
2.Различают три основных класса углеводов — моносахариды, дисахариды и полисахариды. 3.Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза. 4.Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
5.При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
С 9. За счет каких химических связей поддерживается вторичная структура белка?
С 10. Почему некоторые аминокислоты называются незаменимыми?
С 11. На какие три группы принято делить химические Элементы, входящие в состав живых организмов, по их относительному содержанию?
С 12. В чем состоит отличие ферментов от катализаторов неорганической природы?
С 13. В чем отличия ДНК и РНК?
Ответы 10 класс «Хим.состав»
Какое свойство воды делает ее универсальным растворителем для полярных веществ?
Молекула воды представляет собой диполь, ее кислородный атом несет частичный отрицательный заряд, а каждый из атомов водорода — положительный. Частично отрицательный атом кислорода притягивается частично положительными атомами водорода. Поэтому молекулы воды связаны между собой нестойкими водородными связями. Благодаря этому вода является универсальным растворителем для веществ, имеющих полярные молекулы. Она образует водородные связи с молекулами веществ.
Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Нуклеиновые кислоты — это биологические полимеры.
2. В клетке присутствуют два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.
3. Нуклеиновые кислоты состоят из нуклеотидов.
4. В состав ДНК и РНК входят одинаковые нуклеотиды.
5. Все нуклеиновые кислоты в клетке образуют двойные спирали.
Элементы ответа:
1) 4 — в состав ДНК входят дезоксирибонуклеотиды, а в состав РНК — рибонуклеотиды, кроме того нуклеотиды ДНК содержат азотистое основание тимин, а в РНК он отсутствует и заменен урацилом;
2) 5 — двойная спираль характерна для ДНК, а РНК — это одноцепочечная молекула.
Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий фермент pибонуклеазу, если он состоит из 16 аминокислот?
Элементы ответа:
1)1генетический код триплетен, каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидными остатками;
2)1следовательно, ген, кодирующий рибонуклеазу, содержит 16 ∙ 3 = 48 нуклеотидных остатка.
Какова роль белков в организме?
Белки выполняют в организме следующие функции:
• строительную (в составе хрящей, сухожилий, волос, ногтей и т.д.);
• сократительную (актин и миозин мышечных волокон);
• транспортную (гемоглобин);
• каталитическую (ферменты);
• защитную (антитела);
• регуляторную (инсулин).
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.
1.Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.
3.Свойства воды определяются структурой ее молекул.
4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.
5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 5.
1 — вода — неорганическое вещество; 2 — в клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга-85%; 4 — ковалентные связи; полярные соединения; 5 — слабая водородная связь.
1. Вода — одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
2. В клетках костной ткани до 85% воды, а в клетках мозга человека — до 50%.
3. Свойства воды определяются структурой ее молекул.
4. Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения.
5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
1.Все присутствующие в организме белки — ферменты.
2.Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
3.Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
4.Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.
1 — не все белки — ферменты; 2 — ферменты специфичны; 4 — актив¬ность ферментов зависит от этих и других факторов.
1.Все присутствующие в организме белки — ферменты.
2. Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
3. Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
4. Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.
1.Улеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
2.Различают три основных класса углеводов — моносахариды, дисахариды и полисахариды.
3.Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.
4.Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
5.При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1 — углерода и воды; 3 — дисахариды; 5 — 17,6 кДж.
1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
2. Различают три основных класса углеводов — моносахариды, дисахариды и полисахариды.
3. Наиболее распространенные моносахариды — сахароза и лактоза.
4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
5. При расщеплении 1 г. Глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
За счет каких химических связей поддерживается вторичная структура белка?
За счет водородных связей.
Почему некоторые аминокислоты называются незаменимыми?
Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организмах животных и человека, они должны поступать с растительной пищей и не могут быть заменены другими питательными веществами.
На какие три группы принято делить химические Элементы, входящие в состав живых организмов, по их относительному содержанию?
Элементы ответа:
1) макроэлементы;
2) микроэлементы;
3) ультрамикроэлементы.
В чем состоит отличие ферментов от катализаторов неорганической природы?
Элементы ответа:
1) один фермент катализирует только один тип реакций;
2) активность ферментов ограничена довольно узкими температурными рамками;
3) ферменты активны при определенных значениях рН.
В чем отличия ДНК и РНК?
Элементы ответа:
1) ДНК содержат дезоксирибозу, РНК — рибозу;
2) ДНК содержат тимин, РНК — урацил;
3) ДНК содержат две цепи, РНК, как правило, имеют лишь одну цепь;
4) цепи ДНК длиннее, чем РНК.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вешенская средняя общеобразовательная школа»
Итоговая контрольная работа по
биологии (тест) за курс 10 класса
Учитель: Безбородова Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель итоговой контрольной работы оценить общеобразовательную
подготовку учащихся по биологии в соответствии с требованиями ГОС.
Объект – качество образования.
Форма ГКР – тест содержит задания с выбором ответа и задания с
развернутым ответом.
Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий,
соответствующих темам, изучаемым в 10 классе:
— биология как наука;
— структурно—функциональная организация организмов;
— размножение и индивидуальное развитие организмов;
— наследственность и изменчивость организмов.
В тестах представлены разнообразные задания по темам:
Часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех
базового уровня сложности (1 задание—1 балл).
Часть В содержит 3 задания с выбором нескольких верных ответов, на
установление соответствия и определение последовательности
биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного
уровня сложности (1 задание—2 балла).
В1 — умение проводить множественный выбор;
В2 — умение устанавливать соответствие;
В3 — умение определять последовательности биологических процессов,
явлений.
Часть С содержит два задания с развернутым ответом (1 задание—2 балла).
На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.
Элементы содержания.
Строение органических веществ (А1, А5)
Основные понятия генетики (А1, С1)
Изменчивость организмов (А4, А8,)
Метаболизм клетки (А6, А10, В3, С2)
Клеточные структуры (А3, А7, А9, В2)
Размножение организмов ( В1)
Критерии оценивания
«5» 90% — 100% (18—20 баллов)
«4» 70% — 85% (14—17баллов)
«3» 50% — 65% (10—13 баллов)
«2» менее 50% (менее баллов)
Задания контрольной работы
1 вариант В задании А1 – А10 выберите 1 верный ответ из 4.
А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения
цитологии?
1) Клеточный
2) Популяционно—видовой
3) Биогеоценотический
4) Биосферный
А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных
ученых, сформулировали
1) закон зародышевого сходства
2) хромосомную теорию наследственности
3) клеточную теорию
4) закон гомологических рядов
А3. Мономерами белка являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам
1) метафаза
2) профаза
3) анафаза
4) телофаза
А5. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, — это
1) вирусы
2) прокариоты
3) эукариоты
4) грибы
А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,
1) повышается адаптация к новым условиям
2) набор генов идентичен родительскому
3) проявляется комбинативная изменчивость
4) появляется много новых признаков
А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого
поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:
1) 44
2) 96
3) 48
4) 24
А8. Носителями наследственной информации в клетке являются
1)хлоропласты
2) хромосомы
3) митохондрии
4)рибосомы
А9. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании одежды больного
2) нахождении с больным в одном помещении
3) использовании шприца, которым пользовался больной
4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:
1) в процессе митоза
2) при партеногенезе
3) при почковании
4) при мейозе
В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные
цифры и запишите их в таблицу.
В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?
1) клеточная стенка из хитина
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) эндоплазматическая сеть
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) лейкопласты и хлоропласты
В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?
1) не делятся в течение жизни клетки
2) имеют собственный генетический материал
3) являются одномембранными
4) содержат ферменты
5) имеют двойную мембрану
6) участвуют в синтезе АТФ
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
А) У потомства один родитель
Б) Потомство генетически уникально
В) Репродуктивные клетки
образуются в результате мейоза
Г) Потомство развивается из
соматических клеток
Д) Потомство может развиваться из
неоплодотворенных гамет
1) Бесполое размножение
2) Половое размножение
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в
которых они сделаны. Объясните их.
1. Все присутствующие в организме белки – ферменты.
2. Каждый фермент ускоряет течение нескольких
химических реакций.
3. Активный центр фермента строго соответствует
конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
4. Активность ферментов зависит от таких факторов, как
температура, рН среды, и других факторов.
5.В качестве коферментов фермента часто выступают
углеводы.
С2. Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети,
если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии; 2) женщина здорова, но
является носителем гена гемофилии?
Вариант 2
В задании А1 – А10 выберите 1 верный ответ из 4.
А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
1) генетика,
2) цитология,
3) селекция,
4) систематика.
А2. Укажите одно из положений клеточной теории
1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом
2) гаметы состоят из одной клетки
3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК
4) клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности
организмов
А3. Мономерами ДНК являются
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А4. Значение митоза состоит в увеличении числа
1) хромосом в половых клетках
2) молекул ДНК в дочерних клетках
3) хромосом в соматических клетках
4) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами
живой и неживой природы?
1) вирусы
2) бактерии
3) лишайники
4) грибы
А6. Бесполым путем часто размножаются:
1) млекопитающие
2) кишечнополостные
3) рыбы
4) птицы
А7. Второй закон Г. Менделя называется законом
1) расщепления
2) единообразия
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования
А8. Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:
1) близнецовый
2) генеалогический
3) цитологический
4) популяционный
А9. У детей развивается рахит при недостатке:
1) марганца и железа
2) кальция и фосфора
3) меди и цинка
4) серы и азота
А10. Появление у потомков признаков, отличных от родительских,
происходит в результате:
1) бесполого размножения
2) партеногенеза
3) почкования
4) полового размножения
В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные
цифры и запишите их в таблицу.
В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?
1) имеет двойной набор хромосом
2) не имеет клеточного ядра
3) при делении образуют клетки, идентичные материнской
4) участвуют в половом размножении организмов
5) делятся митозом
6) формируются в организме путем мейоза
В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:
1) внутренней среды, в которой расположены органоиды
2) хранения и передачи наследственной информации
3) взаимосвязи процессов обмена веществ
4) окисления органических веществ до неорганических
5) осуществления связи между органоидами клетки
6) синтеза молекул АТФ
В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и
организмами, для которых характерны эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
использование энергии солнечного света
для синтеза АТФ
использование энергии, заключенной в пище для
синтеза АТФ
использование только готовых органических
веществ
синтез органических веществ из неорганических
выделение кислорода в процессе обмена веществ
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в
которых они допущены. Объясните их.
1. Генетическая информация заключена в
последовательности нуклеотидов в молекулах
нуклеиновых кислот.
2. Она передается от и—РНК к ДНК.
3. Кодон состоит из четырех нуклеотидов.
4. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
5. У каждого живого организма свой генетический код.
С2. У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного
дальтонизмом отца родились дочь и сын. Определите генотипы родителей,
генотипы и фенотипы детей.
Ответы на задания контрольной работы:
1 вариант
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
С1. Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5.
1 – не все белки ферменты;
2 – ферменты специфичны;
5 – в качестве коферментов фермента часто выступают витамины или ионы металлов.
С2.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа:
1) Все дети будут здоровы
2) 50% дочерей и 50% сыновей будут больны
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических
ошибок
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но
содержит негрубые биологические ошибки
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения
С1. Ошибки допущены в предложениях 2, 4,7.
2 – информация переносится от ДНК к иРНК;
3 – кодон состоит из 3 нуклеотидов;
5 – генетический код универсален
С2.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элементы ответа:
1) Девочка здорова, но является носителем дальтонизма
2) Мальчик здоров
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических
ошибок
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но
содержит негрубые биологические ошибки