Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Приложение
Памятка
«Работа над ошибками»
1.
Б о л ь ш а я б у к в а в начале предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни
заглавную букву.
Делай
так:
Выпал
пушистый снег. Дети рады.
2.
П р о п у с к б у к в ы.
Выпиши
слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай
так: звонок, ученик.
3.
С л о г.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай
так: у/чи/тель – 3 сл.
Запомни!
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4.
П е р е н о с с л о в а.
Раздели
слово на слоги для переноса.
Делай
так: оси – на.
Запомни!
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую
строку.
5.
М я г к и й з н а к ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни
мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту
орфограмму.
Делай
так:
Ель,
тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6.
Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х.
Выпиши
слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Малыши,
карандаши, ежи, роща, туча.
7.
С о ч е т а н и е чк, чн, нщ, щн.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.
Н
а п р и м е р: дочка, речка, мощный.
8.
У д а р е н и е.
Выпиши
слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Н
а п р и м е р:
9.
Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, п р о в е р я е м а я ударением (а, о, е,
и, я).
Выпиши
слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.
Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай
так:
10.
Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, н е п р о в е р я е м а
я у д а р е н и е м.
Выпиши
слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную.
Запиши два однокоренных слова.
Н
а п р и м е р:
11.
П а р н ы е з в о н к и е и г л у х и е с о г л а с н ы е.
Запиши
слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай
так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни!
Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12.
Б о л ь ш а я б у к в а в и м е н и с о б с т в е н н о м.
Выпиши
слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Н
а п р и м е р: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
Запомни!
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных
пишутся с большой буквы.
13.
Р а з д е л и т е л ь н ы й м я г к и й з н а к.
Выпиши
слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь)
и гласную букву.
Н
а п р и м е р: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!
Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными
буквами е, ё, и, ю, я.
14.
Д в о й н ы е с о г л а с н ы е в с л о в е.
Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова.
Подчеркни двойную согласную.
Делай
так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15.
З н а к и п р е п и н а н и я в конце предложения.
Выпиши
предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким
же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Н
а п р и м е р: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает
скороговорку?
16.
С о с т а в с л о в а.
Выпиши
слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.
Н
а п р и м е р:
17.
Г л а с н ы е и с о г л а с н ы е в п р и с т а в к а х.
Выпиши
слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же
приставкой.
Н
а п р и м е р:
18.
П р а в о п и с а н и е п р и с т а в к и с о с л о в о м.
Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Н
а п р и м е р:
Запомни!
Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
19.
П р а в о п и с а н и е п р е д л о г а с о с л о в о м
(орфограмма-пробел).
Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.
Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Делай
так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни!
Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов
нет предлогов.
Н
а п р и м е р:
20.
Р а з д е л и т е л ь н ы й т в е р д ы й з н а к (ъ).
Выпиши
слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку.
Подчеркни гласную.
Н
а п р и м е р:
Запомни!
Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые
оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю,
я.
21.
Н е п р о и з н о с и м ы е с о г л а с н ы е в корне слова.
Прочитай
слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую
согласную. Обозначь орфограмму.
Делай
так:
22. С
о е д и н и т е л ь н ы е г л а с н ы е
в сложных словах (о, е).
выпиши слово правильно. Выдели
корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.
Делай
так:
23.
П р е д л о г с м е с т о и м е н и е м (орфограмма-пробел).
Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту
орфограмму.
Н
а п р и м е р:
Запомни!
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24.
Б е з у д а р н ы е г л а с н ы е в р о д о в ы х о к о н ч а н и я х
имен прилагательных.
Выпиши
из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни
вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
Делай
так: в доме новом.
Запомни!
У слов-вопросов всегда ударные окончания.
25.
Н е с г л а г о л о м (орфограмма-пробел).
Выпиши
глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай
так:
26.
М я г к и й з н а к у г л а г о л о в н е о п р е д е л е н н о й формы.
Задай
вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два
слова на это правило.
Делай
так: (что делать?)
27.
Р а з б о р п р е д л о ж е н и я.
Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами
с вопросами.
Делай
так:
Седые
туманы плывут к облакам. (пов., невоскл.,
прост., распр.). Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к
чему?) к облакам.
28.
О д н о р о д н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я.
Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
Выполни схему предложения.
Н
а п р и м е р:
Сильный
ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
(.)
Сильный
ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
(.)
29.
С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е.
Выпиши
правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
На
п р и м е р:
В
синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.
(),
().
30.
П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен существительных.
Выпиши
существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели
окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.
Делай
так:
31.
П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен прилагательных.
Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай
так: к лесу –
м. р., ед. ч., д. п.
Запомни!
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
32.
М я г к и й з н а к (ь) н а к о н ц е г л а г о л о в 2 — г о л
и ц а единственного числа настоящего времени.
Выпиши
глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.
Н
а п р и м е р: пишешь, решаешь, читаешь (наст.
вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни!
На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
33.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши
глагол правильно. поставь
ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на
гласную перед
—ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в
окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай
так:
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!
Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.
Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.
Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.
1. Ошибки в построении предложения.
Напиши предложение правильно.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.
Добрый пример лучше ста слов.
3. Заглавная буква в начале предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.
стро»йка стро»йка стро»йка
5. Перенос слов.
Напиши все варианты переноса слова.
Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.
6. Деление на слоги, ударение.
Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.
Воробе»й, учи»тель, това»рищ.
7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,
в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.
Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.
8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.
9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Мальчик, большой, рысь.
10. Разделительный мягкий знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Вьюга, деревья, обезьяна.
11. Разделительный твёрдый знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Объём, объяснил, подъезд.
12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.
Пена»л, пена»льчик, пена»льный.
13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.
Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.
14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-
ных (родственных) слова на это правило.
Город(города), городской, городки.
15. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).
16. Двойные согласные.
Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.
Бассейн, бас-сейн.
Рассказ, рас-сказ.
Весенний, ве-сен-ний.
Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.
17. Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.
К (какому?) берегу — к крутому берегу.
У меня – у (кого?) меня.
18. НЕ с глаголами.
Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Не был, не выучил, не знал.
19. Правописание приставок.
Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Полетели, побежали, поплясали.
20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
м. р. м. р. м. р.
Шалаш, сторож, камыш.
ж. р. ж. р. ж. р.
Дочь, ночь, речь.
мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.
С крыш, много задач, из-за туч.
кр. прил. кр. прил. кр. прил.
Кипуч, могуч, скрипуч.
н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.
Беречь, увлечь, стеречь.
2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.
Пишешь, играешь, читаешь.
21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед —ся .
Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.
(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.
22. Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.
Липовый, дубовый, кленовый.
Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.
Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).
В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.
Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.
Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.
Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.
Напиши слово, укажи приставку и суффикс.
Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.
23. Правописание безударных окончаний имён существительных.
Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.
Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.
1 скл., П. п.
Сидели на скамейке .
24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-
ному, подумай, какое будет окончание.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-
ного, выдели окончание.
м.р., ед.ч., Д. п.
К лесу (какому?) дальнему .
25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.
Напиши глагол, выдели окончание.
I спр. I I спр.
Читает – читать; смотрит – смотреть (искл.),
I I спр.
ставит – ставить.
Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.
Напиши глагол, выдели окончание.
солнышко скрылось (оно скрылось)
26. Сложные слова.
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
Корнеплод, паровоз.
27. Падежи имён существительных.
Вспомни название падежей и падежные вопросы!
Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь
от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.
Над озером кружились чайки.
Т. п.
кружились (над чем?) над озером
28. Однородные члены предложения.
Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.
сущ. сущ. сущ. гл.
Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
29. Сложное предложение.
Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.
Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.
Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и
гл.
заговорил.
30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.
Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.
Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В лесу цветут душистые ландыши.
сущ.- существительное нареч. — наречие
прил.- прилагательное пр. — предлог
гл.- глагол с.- союз
Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.
Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.
Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.
Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания
Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:
-
дифференцированный подход к обучению;
-
является профилактикой будущих ошибок;
-
позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;
-
формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.
Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).
Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.
В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:
-
консультация;
-
коррекция знаний и умений;
-
диагностика результатов;
-
оценочная деятельность.
По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками
В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.
Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.
Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.
Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.
Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.
Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.
Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками
Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.
Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:
- просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
- найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
-
ошибка в вычислении – перерешать;
-
ошибка в применении формулы (правила, закона) — вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;
-
ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;
- решить аналогичное задание
Памятка-помощник
В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.
В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
Тема «….».
Примеры.
- …
Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Проверка и подведение итогов работы над ошибками
В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
-
самопроверка;
-
парная работа;
-
групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;
-
фронтальная работа со всем классом.
Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.
В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.
Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.
Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок
Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.
Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.
Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.
Наиболее распространенными ошибками являются:
-
незнание или непонимание правил, формул и определений;
-
неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;
-
совершение вычислительных ошибок;
-
невнимательное чтение условий задачи;
-
отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;
-
неправильное раскрытие скобок;
-
совершение логических ошибок при решении текстовых задач;
-
применение формул сокращенного умножения.
К основным причинам совершения ошибок по математике относят:
-
пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;
-
поверхностное изучение нового материала;
-
повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;
-
неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;
-
скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;
-
полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;
-
низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.
Объяснение и предупреждение ошибок
Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:
-
постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;
-
предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;
-
подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;
-
учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;
-
использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.
Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.
Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:
-
Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.
-
Четные и нечетные функции.
-
Таблицы значений тригонометрических функций.
-
Знаки тригонометрических функций.
Дополнительно выполняются следующие задания:
-
Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:
-
Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.
-
Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?
Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.
Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.
Список литературы:
- Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
- Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
- Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
- Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
- Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
- Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
- Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
- Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
- Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
- Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
- Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
- Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
- Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
- Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.
Содержание
- Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»
- Оставьте свой комментарий
- Памятка по работе над ошибками.Русский язык
Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»
1. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.
Пример: Наступила весна.
2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
Пример: шил, шило, машина.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово 3 раза. Подчеркни пропущенную букву.
Пример: экскаватор, экскаватор, экскаватор.
5. Большая буква в именах людей, кличках животных.
Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Пример: Арина, Алёна, Матильда.
6. Слово из словаря.
Напиши слово три раза.
Пример: искусство, искусство, искусство.
7. Ь в конце и середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Пример: огонь, олень, коньки.
8. Разделительные Ъ и Ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Пример: бьёт, лью, друзья; подъезд, объяснил, съёмка.
9. Приставки в словах.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с этой приставкой. Пример: перенёс, перепрыгнул, передал.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Обозначь орфограмму – пробел.
Пример: по_улице – по (какой?) улице, по широкой улице.
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Пример: зелёный – зéлень.
12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово.
Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Пример: ходьба – ходить.
13. Ь знак после шипящих.
Выпиши слово. Объясни написание Ь.
Пример: вещь (сущ., 3скл.); стеречь ( гл., неопр. ф.); печатаешь(гл., 2 л., ед.ч.)
14. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Пример: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончании.
Пример: в тетради – тетрадь – сущ. 3скл., предл.п.
16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного.
Пример: к лучшему другу, к другу (какому?), — лучшему ( м.р., дат ,п.).
17. Гласные е – и в окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Пример: думает – думать (I спр.); ненавидит — ненавидеть (II спр., исключение).
18. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Пример: почка, конечно, мощный.
19. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.
20. Знаки препинания в сложном предложении.
Выпиши предложение. Объясни расстановку знаков препинания. Составь схему.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 1
У автора в друзьях: 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Памятка по работе над ошибками.Русский язык
40.Запятая в сложном предложении. Запятая перед союзами а, но, и.
Списать предложение верно. Поставить пропущенные запятые. Сделать схему к предложению.
ЗАПОМНИ! Сложное предложение состоит из нескольких грамматических основ (простых предложений). Они соединяются в сложном предложении запятой. Перед союзами а, но, и в сложном предложении всегда стоит запятая.
по работе над ошибками
по русскому языку
РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО.
Выпиши слово, указывая все способы его переноса. Если слово нельзя перенести, то напиши его один раз.
Делай так: уче-ник; со-бака, соба-ка; дождь, груп-па, ал-лея
ЗАПОМНИ! При переносе букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Выпиши слово, разделив его на слоги. Делай так: у-чи-тель
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
3.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни букву. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
4. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Москва – столица нашей Родины.
5.Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: окунь, рысь, уголь
6.Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: мальчик, коньки, угольки
7.Гласные после шипящих (жи-ши, чу-щу, ча-ща)
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: машина, малыши, карандаши
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши писутся с буквой и, слова с ча-ща с буквой а, слова с чу-щу с буквой у.
8.Сочетания чк,чн, чт, щн, рщ, нщ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 1 слово на это правило. Делай так: девочка, ночка
ЗАПОМНИ! Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.
36. Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, подержали
ЗАПОМНИ! В приставках встречается безударная гласная. В таких как -ПА — ПО, ПРО-ПРА.
Приставку ПА мы пишем крайне редко. И она всегда под ударением (например ПАДЧЕРИЦА).
Приставку ПО мы пишем, когда она стоит без ударения. (например ПОГОВОРИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ)
Приставку ПРА пишем, когда слово связано с родственниками (например ПРАДЕД)
Приставку ПРО пишут во всех остальных случаях (например ПРОБЕЛ)
Написание остальных приставок нужно запомнить:
Буква О пишется в следующих приставках ДО, О, ОБ, ОБО, ОТ, ОТО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, СО.
Буква А пишется в следующих приставках ЗА, НА, НАД, ПРА.
37. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и приставку.
Делай так: беззубый, поддержать, оттащить
ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и приставку. Чтобы это сделать нужно запомнить все приставки.
Например: РАССКАЗ — корень СКАЗ (от слова сказывать), приставка РАС. ОТТЕНОК – приставка ОТ, корень ТЕН (от слова тень)
38.Волнистая линия, сделанная красной пастой
Свидетельствует о неаккуратности письма (разная высота и ширина букв), неправильном соединении букв. Выпиши то, что учитель отметил волнистой линией, каллиграфически правильно.
39.Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Делай так: (что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопр.ф. отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком
16. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
17. Не выполнено полностью или частично упражнение, задание.
Выполнить заново полностью упражнение со всеми заданиями.
18.Состав слова. Морфемный разбор
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. Делай так: звёздный (звезда, звездочка), честный (честь)
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Запиши еще 2 слова с таким суффиксом. Делай так: липовый, дубовый, кленовый
22.Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: ночь, речь, печь (ж.р.); луч, шалаш, товарищ (м.р.)
23.Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово и между ними придумай и вставь еще слово.
Делай так: к (крутому) берегу, по (широкой) дороге
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить еще слово.
24.Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Делай так:
По овражкам заиграли весенние ручейки.
25. Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. (гласные е-и)
Выпиши существительное с предлогом. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание.
Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.
ЗАПОМНИ! Для определения окончания нужно знать склонение и падеж.
26. Пропуск, замена, повтор, перестановка букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.
27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица , ед.ч., наст.вр.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр. пишется Ь
28.Родовые окончания сущ., прил. и глаг. прошедшего времени.
Выпиши слово. Укажи его род, обозначь орфограмму.
Делай так: небо (ср.р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?)
1) Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее (кто? что) и сказуемое (что делала? что делал?). Подчеркни второстепенные члены предложения: определение (какой? какая? какие? какое? чей?), дополнение (кого? чего? кому? чему? что? о чем? чем? о ком? о чем?), обстоятельство (где? как? откуда? куда ? когда? сколько?)
2) Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Простое или сложное? Если простое, то распространённое или нераспространённое? Если сложное, то как соединены между собой грамматические основы?
3) Сделай схему предложения.
4) Выпиши словосочетания с вопросами.
30.Правописание безударных окончаний имен прилагательных (гласные е-и).
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прил. надо знать его род и падеж. Это определи по сущ. Кроме того, окончание прил. можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прил.
31.Правописание безударных личных окончаний глаг. (гласные е-и).
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопр.ф. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.
Делай так: пишет – писать, гл., 1 спр. (е, ут, ют)
ЗАПОМНИ! Гласные е-и в окончании глагола следует устанавливать по неопр.ф.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Подчеркни гласную в конце слова. Делай так: справа, справа, справа
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы а, о.
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, правильно.
34.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
ЗАПОМНИ! Это слова у которых два корня. Эти корни соединяются только двумя буквами О и Е. Соединительная О пишется если первый корень заканчивается на твердый согл.звук. Соединительная Е пишется если первый корень заканчивается на мягкий согл.зкук.
9.Безударная гласная в слове, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Выдели безударную гласную в корне и подбери однокоренное проверочное слово.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова)
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
11. Парные по глухости-звонкости (в конце или середине слова)
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласной.
12.Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озер, морей, океанов, материков)
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
13.Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
ЗАПОМНИ! Разделительный ь пишутся в корне слова перед гласными е, ё, ю, я, и.
14. Разделительный твердый знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: объявление, объезд, подъезд
ЗАПОМНИ! Разделительный ъ пишется после приставок, перед гласными е, ё, ю, я, и.
15.Разбор слова, как часть речи. Морфологический разбор слова.
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
Источник
1. Постановка запятых
Теория:
7. Уступительный оборот Несмотря на громадность машины , она почти не издавала стука (А. Куприн. Молох)Оборот, построенный с помощью предлога несмотря на, не взирая на[Тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел] , [цедили коньяк и ликёры] , [плавали в волнах пряного дыма] , [в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость] , [пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго] (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско)
- каждый тип обособленных членов предложения считается отдельной причиной постановки запятой;
сравнительный оборот выделяется отдельно от всех видов обособленных обстоятельств;
Как ставить запятые в тексте (пунктуация)
Каждодневная работа редактором сильно влияет на внимательность, особенно под конец рабочего дня.
Устают не только глаза, но и начинает медленней соображать мозг, а значит пропускать небольшие ошибки (не критические). Проверка запятых занимает не меньше времени, чем вычитка текста и его редактура.
Чтобы избавить себя от лишних хлопот и подстраховать внимательность, придумали специальный сервис проверки грамматики — Орфограммка.
Этот онлайн помощник позволяет легко проверить предложения на наличие грамматических, лексических, пунктуационных и других ошибок.
Зарегистрироваться просто: вводим адрес почты и пароль. После авторизации заполняем необходимыми данными личный кабинет и начинаем работу. Тут делаем так: копируем текст из Word и вставляем в пустое поле, потом программа покажет, где есть ошибки.
Сервис легко ищет и опечатки, которые невозможно заметить при быстром и беглом чтении.
Не менее интересной является онлайн-сервис Конорама, которая вобрала в себя все правила нашего языка. Легко найти ответы на вопросы, связанные с правописанием слов. Допускается и срочная проверка запятых. Регистрироваться совсем необязательно. Вводим слова в поле и наслаждаемся результатом. Программа удобная, подойдёт всем, служит отличным помощником, помимо упражнений для копирайтеров.
Как найти скрипт? Да очень просто — вводите название в поиск и вот она перед вами.
Когда ставить запятые?
Русский язык каждый из нас изучает с первого класса и до последнего. Несмотря на столь длительный период в учебе, у некоторых все же возникают трудности с пунктуацией. Проблема случается даже не в отсутствии знаков, а в их перенасыщении. Ставятся запятые там, где не нужно, поэтому давайте разбираться. Учитесь своевременно избавляться от лишнего, это касается слов-паразитов русского языка.
Ни одна программа не проверит текст лучше человека, учимся запоминать правила вместе.
Ставим запятую:
- Между двумя союзами (который, пока, и, если, что), где присутствует уточнение в виде придаточного предложения. Если это предложение можно выкинуть, то запятая ставится. Пример: Они катались на лодке и, хотя уже замерзли, приготовились ловить рыбу.
- В случае использования союзных конструкций:
— как — так и;
— не столько — сколько;
— не только — но и;
— если не — то;
— хотя (хоть) — но (а). Пример: Как фрукты, так и овощи полезно каждый день есть в сыром виде. - Выделяем запятыми с двух сторон все вводные слова:
По мнению, возможно, итак, к несчастью, конечно, во-первых, во-вторых, впрочем, должно быть, допустим, пожалуй, помнится, признаюсь, словом, следовательно, без сомнения, итак, иначе, значит, пожалуй, таким образом, строго говоря.
Пример: Пожалуй, мы сегодня останемся дома. - Если встречается конструкции: и-и, ни-ни, или- или, которые создают одно большое предложение. Пример: Ни снег пушистый, ни ветер душистый мне не мил, хочется тепла солнечного света.
- Запятая ставится между двумя предложениями (2 подлежащих и 2 сказуемых), соединенными в одно с помощью союзов: и, либо, а, или. Пример: На море плавают дельфины, и я тихо наблюдаю за морским берегом.
- Между двумя разными предложениями, соединенными в одно без союзов. Каждое предложение отделяем запятой. Пример: Лошади ехали быстро, кабина сильно тряслась на камнях, солнце зашло за горизонт.
- Придаточное предложение после главного и присутствуют союзы: потому что, так что, благодаря тому. Пример: Доверчивых людей легко обмануть, потому что они не любят ничего проверять.
- Однородные члены предложения разделяются запятыми – чисто, светло, просторно, уютно. Пример: В нашем доме всегда тепло, чисто, уютно, светло.
- Сравнительные обороты выделяются запятыми. Особенными «маячками» служат союзы: словно, будто, точно, как, нежели, чем, как и, что. Пример: К концу рыбалки, рыба словно зачарованная, стала подплывать к нашей лодке.
Запятую не ставим:
- Стоит частичка НЕ перед подчинительным союзом, который связывает главное предложение с второстепенным.
Пример: Мне нужно знать не как это сделается, а зачем вы это делаете. - Не выделяют запятыми обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы: когда? как?
Пример: Эти слова сказаны между прочим. Эти слова сказаны кстати.
Вводные слова не выделяются запятыми. - Не разделяют запятыми два одинаковых слова: была не была, хочешь не хочешь, твоя не твоя, куст не куст, собака не собака и так далее.
Пример: Посеяли семена на огороде, и взошло не понятно что: тыква не тыква, арбуз не арбуз, помидор не помидор, никто не знает, что это такое.
Вот несколько правил для повторения русского языка, может с ними ошибок в предложениях станет меньше. Если вы не знаете, как пишется «также» или «так же» или возникают сложности в пунктуации, где запятая перед что, повторяйте правила.
10 основных случаев постановки запятых. Часть 1
В древние времена тексты писали без знаков препинания, да и пробелы между словами не ставили. Потребность в «крючках и закорючках» возникла во времена развития книгопечатания.
Десять знаков препинания входили в тексты постепенно.
Первой в ХI веке ввели точку. Сначала её ставили между словами и группами слов, но не внизу строки, а посередине. Точку как родоначальницу пунктуации увековечили в названиях других знаков препинания, хотя многоточие, например, появилось лишь в XVIII веке благодаря Карамзину.
Кстати, восклицательный знак сначала назывался точка удивления, а вопросительный — точка вопросительная.
Запятую стали использовать лишь в XV веке. По мнению лингвистов, слово «запятая» происходит от глагола запяти(ся) — зацепить(ся), задеть. В. И. Даль ставит её в однокоренной ряд с глаголами «запясть», «запять», «запинать» (останавливать, задерживать).
Роль запятой — приостановить повествование, но не закончить его, как это делает точка, и не оборвать мысль, подобно многоточию. Её значимость трудно переоценить, если вспомнить известную фразу: «Казнить нельзя помиловать».
Правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой — перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).
Давайте вспомним основные случаи постановки запятых.
А чтобы чтение правил о том, как ставить запятые, стало занимательным, примерами послужат крылатые выражения. Не на все правила мне удалось найти интересные цитаты, поэтому давайте вместе подберём их.
Предлагайте свои варианты в комментариях 🙂
1. Запятой выделяются обращения
Запятой выделяются обращения
2. Запятой выделяются слова-предложения да, нет и междометия
3. Запятой выделяются вводные слова и предложения
Это такие слова, как: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверно, возможно, может быть, кажется, пожалуй, в самом деле, правда, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.
Выделяем вводные слова и предложения
- Вводное слово или предложение можно убрать, и смысл не изменится.
— Может быть, мы именно хотим эх-прокатиться?
Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»
- Вводные слова нужно отличать от членов предложения. Члены предложения убрать нельзя.
Это может быть выгодным (член предложения).
- «Однако» и знаки препинания.
Распространенная ошибка — запятая после «однако» там, где она не нужна.
Давайте разберемся. Наличие запятых после коварного слова зависит от того, в какой роли выступает оно в предложении.
Однако (однако ж/же) может быть союзом, междометием и вводным словом.
А. Однако — союз в значении «но».
Запятая не нужна.
Однако=союз в значении НО
Б. Однако — междометие.
Употребляется с восклицательной интонацией для выражения сильного удивления или возмущения. Отделяется запятой или оформляется как отдельное предложение.
Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Однако — вводное слово (в значении противопоставления) — выделяется запятыми (с двух сторон).
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.
Мишель де Монтень
В вашей галиматье, однако ж, есть идея!
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
Важно! Вводное слово «однако» не может стоять в начале предложения. Запятая после слова «однако», стоящего в начале предложения, возможна только тогда, когда после «однако» следует обособленный оборот.
Однако, открыв глаза, он увидел, что ничего не изменилось.
Открыв глаза — деепричастный оборот.
Конечно, бытие определяет сознание. Это — как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах.
Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
К счастью — вводное слово.
Итак, сегодня мы рассмотрели основные случаи постановки запятой с вводными словами, междометиями, словами-предложениями да-нет, а также со словом однако.
Правильно ли ставите запятые вы? Попробуйте подобрать по 2-3 примера на каждое правило. Напишите в комментариях ниже или присылайте на почту. Это будет отличной тренировкой грамотности!
Светлана Бибик, редактор, корректор, репетитор по русскому языку
Ещё вам может быть интересно:
Комментариев: 5
Здравствуйте, не получается писать через профиль)). Как всегда содержательно. Я с тренинга «МАМА-РАЙТЕР» очень хорошо запомнила об «Однако в значении НО». Мне пришел в голову такой пример: а если фразу «В вашей галиматье, однако ж, есть идея!» переделать, то Однако будет в значении восклицания? Вот так: «Однако! В вашей галиматье есть идея!))» Спасибо, проекту и Светлане, что тренируете нашу грамотность:это важно, однако.)
Светлана, спасибо за комментарий и вдумчивость! 🙂
Светлана, спасибо за чудесный пример! Заберу его в свою копилку для учеников. 🙂
Произошёл со мной такой интересный случай. Одна дама с высшим образованием, преподаёт психологию студентам. И вот этот преподователь говорит мне, люблю получать удовольствие от чтения книг, я парировал ей, давайте получать удовольствие вместе. На что она назвала меня извращенцем и домогателем и пошла жаловаться до самого патриарха. Другой шалунье предложил выпить шампанского, и получил тот же самый ответ. Ещё у одной продавщицы фруктов спросил яблочко, и то же самое. Дорогие мои, если вы думаете в меру своей испорченности, и как психи не обладаете чувством юмора, то я здесь причём. Или, когда товарищи устраивают какие-то непонятные переходы с одного сайта на другой по интернету, чтобы иметь хоть какую-нибудь зацепку. Я обошёл все капканы и ямы и самый гнилой трюк, когда в маршрутке мне совали на колени девочку лет 8-10 и мне пришлось выйти из маршрутки и нанять такси, губернаторский театр на колёсах. Затем пришли Наркозависимые и спрашивали кто продаёт травку или кокаин, я им сказал, что идите к окну, а они говорят смотрите у него штаны порватые это признак наркозависимости, а я им говорю у меня одна зависимость не зависеть от вас, а воздух свободы без таких как вы считаю наркотиком и постоянно нуждаюсь в таком воздухе, потом они поискали друг у друга наркотики в статуэтках будды, составили друг на друга протокол, извинились и ушли искать где живёт газовик, наверное хотели нюхнуть газу, и всё спрашивали друг у друга ты опознал его. После них пришли маги и экстрассенсы, стали говорить, что благодаря мне у них постоянные заказы на меня, и просили открыть от моего имени институт широкого профиля, я их послал так же к окну, и посоветовал заниматься от своего имени если вы такие профессионалы. Остаться в живых и ещё Кремлёв хочет получить извинения, за то что ложью затравили мать в могилу, за то что до последнего не могут загнать меня или в тюрьму или в психушку, за то что не размазали мои слюни для всеобщего обозрения, и не возвысились над толпой в гордой осанке. Только вот занозой в вас сидит улыбка моя. Толпа воспринимает с одобрением и улыбкой, когда им говорят ближе бандерлоги, считая такого лидера образцом для духовных скреп, ну как же дороги жалко, а чего их жалеть если их нет. ДИАЛОГ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕ УМЕСТЕН, ЧАО. ВЫ ТОЧНО НЕ ИДИОТЫ!
Voron
В русском языке правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).
источники:
http://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/zapyatie_v_texte
http://mamawriter.ru/desyat-osnovnyh-sluchaev-postanovki-zapyatyh/
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.