Я твой шаттл труба шатал, или Ляпы «Армагеддона»
Фильм «Армагеддон» 1998 года, снятый режиссером Майклом Бэем, является одним из самых кассовых и известных блокбастеров мира – он собрал в мировом прокате больше полумиллиарда долларов, номинировался на 4 Оскара, и вообще это заметнейший проект в истории кино. В нем повествуется об астероиде «размером с Техас», который на полном ходу движется к Земле, чтобы уничтожить на ней все живое.
Проблема фильма состоит в том, что его авторы выжгли из него каленым железом все, что относится к понятию «наука». Ляпы «Армагеддона» стали ярчайшим олицетворением безграмотности голливудских киноделов.
Вы могли бы подумать, что фильм о приближающемся конце света должен быть серьезным. Майкл Бэй так не думает. Он снял приключенческую экшен-мелодраму, которая хочет только впечатлять и развлекать, но отнюдь не обучать и информировать. Из нее невозможно узнать ровным счетом ничего об истинной подоплеке возможных событий, ни о каком научном обосновании и речи не идет. Между тем, если бы авторы не сделали ставку на тотальное невежество зрителей, фильм мог бы стать намного лучше.
Законы физики здесь попираются только для того, чтобы посильнее ошарашить. Куда девалась старая добрая классика кино, в котором вас пытались чему-то научить? В наше время некоторые чуть ли не прямо утверждают, что деградация – отличная штука…
Итак, крупнейшие ляпы «Армагеддона»:
«Тысяча лет тьмы» и «Десять тысяч бомб»
Мы еще не увидели даже названия, а нас уже впечатляют рассказом о том, как «тысячу лет солнечные лучи не могли пробиться сквозь завесу пыли», поднятой ударом астероида 65 миллионов лет назад.
Интересно, откуда взялось это утверждение про «тысячу лет»? Пыль закрывала доступ солнца к поверхности самое большее два года (достаточно, чтобы нарушить фотосинтез и пищевые цепи). Ни о какой тысяче лет без солнца и речи быть не может – это какая-то неимоверная глупость.
Кроме того, вызывает вопросы безграмотное выражение «взрыв при ударе равнялся силе десяти тысяч ядерных бомб». Какие бомбы имеются в виду? Даже если речь идет о небывалой бомбе в сто мегатонн (крупнейшая в истории бомба «Иван», взорванная Советами в 1961 году над Новой Землей, была мощностью 50 мегатонн), то цифра «10 000» явно взята с потолка. Дело в том, что ученые довольно точно установили размер и скорость астероида, ударившего Землю 65 миллионов лет назад в районе Мексиканского залива. Диаметр этого небесного тела составлял около 10 километров, и он двигался со скоростью 11 км/сек. Таким образом, мощность взрыва составила по меньшей мере 80 МИЛЛИОНОВ мегатонн. То есть, 800 ТЫСЯЧ 100-мегатонных бомб (а не 10 тысяч). Забавно, что стараясь впечатлить зрителя своими «десятью тысячами бомб», авторы фильма даже сильно приуменьшили истинный масштаб происшествия. Кстати, если скорость астероида в момент удара была выше (что вполне вероятно), энергия взрыва существенно возрастает. 11 км/с – это минимум.
Неожиданные гости
Фильм Армагеддон» утверждает, что о приближении астероида власти узнают за 18 дней до предполагаемого столкновения. Это довольно странная ситуация. Дело в том, что если размер астероида равняется размеру штата Техас, он немедленно попадает в список самых массивных астероидов Солнечной системы наряду с Палладой, Вестой и самым крупным – Церерой, которая размером примерно 900 километров от полюса до полюса. Все эти астероиды находятся в астероидном поясе между орбитами Марса и Юпитера, и постоянно наблюдаются. То есть, если бы подобное тело появилось в области обзора, о нем стало бы известно за годы до столкновения (особенно при уровне современной астрономии, ее техническом оснащении, и нынешнем количестве астрономов по всему миру). И объяснение, что людьми наблюдается не более трех процентов неба, тут не поможет – крупнейший астероид был бы обнаружен задолго до 18 дней перед ударом, тем более, что астрономы утверждают, что его яркость была бы в десятки, если не в сотни раз выше яркости той же Цереры (наблюдаемой еженощно сотнями астрономов по всему миру), даже будь он на расстоянии двух месяцев лета до Земли, а не каких-то 18 дней.
Его бы ни за что не пропустили.
К слову, в фильме говорят, что в мире только 15 телескопов, которые могут видеть астероиды. Глупость какая. Тысячи наблюдателей-частников прекрасно видят эти объекты, для этого не нужны аппараты стоимостью в миллиард долларов на вершине горы.
В фильме мелкие астероиды обрушиваются на Землю внезапно. В реальности их обнаружили бы задолго до удара. Кроме того – непонятно, почему они идут волнами. В жизни они непрерывно сыпались бы на Землю до самого удара большого астероида, и некоторое время после него.
Да, и еще один момент. То, что американцы свято уверены в том, что Америка является пупом земли и ее геометрическим центром — это само собой. Но поистине умиляет их уверенность в том, что кроме Америки ни одна страна мира не имеет астрономических обсерваторий, не наблюдает звездное небо, и не следит за приближающимися объектами.
Города притягивают астероиды
Прежде всего вызывает сильное сомнение, что мелкие астероиды, разрушающие города в фильме, действительно упали бы на эти города. На самом деле они прежде всего упали бы в мировой океан, занимающий две трети поверхности нашей планеты, а случись им упасть на сушу – они падали бы по большей части в промежутках МЕЖДУ городами, а не прямо на улицах. Города занимают доли процента площади всей имеющейся суши, тем более – мегаполисы, которых не так уж и много. И уж тем более невероятен тот факт, что крупный астероид падает прямо в середине Парижа, разнося там все в труху. И как он так точно угадал? На самом деле фильм «Армагеддон» просто не заморачивается подобными тонкостями.
В глаза лезут все новые и новые ляпы «Армагеддона». Так, в фильме очень хорошо видно, что астероиды сыплются на Землю под разными углами, и даже с разных сторон. В то время как угол и направление падения каждого из них должны быть абсолютно одинаковыми — они ведь прилетели к Земле все вместе, в составе одного скопления, а не обрушились на нашу планету из разных точек галактики. Очевидная вещь — но она неведома авторам фильма.
Главный идиотизм «Армагеддона»
Итак, к Земле приближается астероид размером с Техас. Как избежать катастрофы? В фильме официальные лица NASA собираются вместе, чтобы обсудить проблему. Предложения смехотворны. Уничтожить его лазером? Парни из NASA явно пересмотрели «Звездных войн». Установить на нем паруса? Солнечный ветер настолько слаб, что даже будь он в тысячу раз сильнее, он не смог бы изменить траекторию такого массивного объекта за пару недель. Уничтожить ядерным оружием? Уже лучше, но, как правильно указано в фильме, даже 150 ракет ничего не смогут поделать – они просто оставят на поверхности астероида 150 кратеров, но он продолжит свое движение. Какой же план они придумали? Просверлить отверстие глубиной 250 метров, установить там водородную бомбу, взорвать ее, и разбить таким образом астероид на две части, которые пролетят мимо Земли.
Перед этим меркнут все остальные ляпы «Армагеддона». Даже если 150 ядерных боеголовок ничего не смогут поделать с астероидом, очевидно, что одна-единственная бомба, даже если она вставлена внутрь астероида, тоже никак ему не повредит. Так сможет ли одна водородная бомба создать трещину, которая протянется через весь Техас?
Давайте сначала определимся с размерами. Штат Техас в длину больше тысячи километров (хорошо, возьмем пятьсот, поскольку штат довольно неправильной формы, а вовсе не ровный квадрат). Предположим, астероид в поперечнике – 500 км. Шахта, которую в нем бурят храбрые спасители всего живого с Брюсом Уиллисом во главе – глубиной 250 метров (800 футов). Таким образом, глубина шахты как минимум в ДВЕ ТЫСЯЧИ раз меньше поперечника астероида.
Представьте себе каменную глыбу три метра в диаметре. Просверлите в ней тончайшим сверлом, тоньше человеческого волоса, отверстие глубиной ПОЛТОРА МИЛЛИМЕТРА. Вот это и есть та самая скважина, которую доблестно бурили в фильме «Армагеддон». Довольно очевидно, что взрыв бомбы на ее дне ничем не отличался бы от взрыва на поверхности. Если же ставить перед собой задачу РАСКОЛОТЬ астероид, глубина шахты должна была бы составлять примерно километров двести.
Но и это еще не все! Мощность бомбы тоже имеет значение. По аналогии с все той же трехметровой каменной глыбой, взрыв миниатюрной бомбы, которую загружали на дно шахты в фильме, был бы не сильнее небольшой петарды. То есть, даже если бы двухсоткилометровая шахта была каким-то образом сделана, для того, чтобы расколоть такой большой объект, о котором говорится в фильме, мощность взрыва должна была бы многократно превышать силу всех зарядов, имеющихся в распоряжении США, России, и всех остальных ядерных держав нашей планеты. Разумеется, загрузить такую неимоверную массу ядерных зарядов в такую шахту, которую бурили в фильме, абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что на астероид ее все равно нельзя было бы доставить. Но даже если бы это было сделано, астероид все равно не разрушился бы, оставшись целым. То есть, это столь же жизненный план, как постараться расколоть астероид пополам, танцуя вокруг костра с бубном.
Но и это, опять же, еще не все! Предположим, мы просверлили шахту нужной длины, предположим, мы заложили заряд нужной мощности. Расколется ли астероид на две аккуратные половинки? Нет. Он превратится в миллион обломков разного размера, разлетающихся во все стороны от эпицентра взрыва, но не разделится пополам. То есть, даже и в этом случае Земля все равно погибла бы, но от ударов миллионов мелких (и не очень) осколков. Не исключено, что ущерб был бы еще больше.
Но и это, как ни странно, еще не все! Предположим, кто-то всемогущий распилил астероид на две равные половинки, и теперь нужно всего лишь толкнуть их в стороны, чтобы они пролетели мимо Земли так, как это показано в фильме – за четыре часа до удара. Каждая половина в результате должна пролететь в сторону 6,5 тысяч км (радиус Земли), чтобы не столкнуться с ней. Это означает, что половины астероида надо разогнать до скорости 1600 км/ч (в полтора раза быстрее реактивного лайнера). Ученые подсчитали, что для этого мощность заряда должна была бы составить СТО МИЛЛИАРДОВ МЕГАТОНН в тротиловом эквиваленте. Такой заряд не расколол бы астероид пополам, а разрушил бы его вместе с Землей.
Вообще в ситуации, когда к Земле приближается астероид размером не то что пятьсот, а хотя бы пятьдесят километров в поперечнике, люди могут делать только одно: молиться. Никакой возможности предотвратить удар объекта таких размеров у человечества нет.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что святая уверенность Майкла Бэя в том, что все зрители мира слабоумные невежи, действительно, выглядит по меньшей мере оскорбительно. Теперь понятно, почему фильм «Армагеддон» ненавидит так много народу: ляпы «Армагеддона» не оставляют ни малейшего шанса здравому смыслу.
Кстати, бурильщики, работающие на скважинах, утверждают, что бурение в фильме такое же реалистичное, как и все остальное. Но даже и не специалист заметит просто вопиющие несуразицы. Например, непонятно, почему бур направлен не прямо вниз, а под углом 45 градусов. Ведь бомбу нужно разместить как можно глубже, разве не так? А если бурить скважину под углом, заряд окажется значительно ближе к поверхности (хотя это все равно не важно, при таком-то соотношении глубины скважины и размеров астероида).
Кроме того, в фильме говорится, что астероид из железа. Тем не менее, его бурят, как камень. Да еще и оборудованием для бурения камня.
Ну очень реалистичная русская станция
Все, что связано с русской орбитальной станцией «Мир» (которую, кстати, никто так и не назвал «Мир», хотя это единственная русская орбитальная станция) – это просто абсурд. Начать с того, что создание гравитации путем вращения – бред сивой кобылы. Настолько хрупкая и ажурная конструкция рисковала бы рассыпаться при подобных маневрах (тем более, что она на них просто не рассчитана). Но даже если бы ее вращали для создания гравитации – ну кто, скажите на милость, станет делать это ДО стыковки с шаттлами? Разве вращение не затруднит сближение и стыковку? По моему — да. По мнению Бэя – ничего подобного.
Еще один момент – если судить по показаниям радара, шаттлы пристыкованы к станции таким образом, что при показанном в фильме вращении гравитация никак не была бы направлена так, как показано в фильме (к полу). Она была бы направлена к стенкам, противоположным от оси вращения, что в реальности вообще не позволило бы ходить по этой станции. Кроме того, в центральном коридоре, вдоль центральной оси которого и пролегает эта самая ось вращения, гравитация равнялась бы нулю, и там бы все летали в воздухе. Но она там точно такая же, как и везде. Вообще на схеме прекрасно видно, что вращение станции куда бы то ни было НЕ СОЗДАСТ там «ускоряющей работу» гравитации – скорее, затруднит миссию.
И еще один момент, связанный с пристыкованными шаттлами. Их ничего, кроме шлюзов, около станции не держит, хотя они очень тяжелые, и при этом крутятся вместе с ней, то есть, на них действует могучая центробежная сила, создающая внутри силу тяжести. Ну, это как если бы шаттл висел в условиях земного притяжения на некой ниточке (огромный вес!). Тогда где те прочные конструкции, которые удерживают многотонные челноки рядом со станцией, не давая им улететь в пространство? Их нет. И правильно: если бы они были, возник бы вопрос – кто их спроектировал, привез на орбиту, смонтировал? Да никто. Их нет, и черт с ними.
Новый идиотизм – на станции имеется топливо для дозаправки двух шаттлов. Это что за глупость? Откуда там, на русской станции, это топливо? Кто его доставил, где оно хранится? В конце концов, зачем оно – на случай, если вдруг мимо будет пролетать парочка американских шаттлов, спешащих спасать мир? И почему шаттлы не несут с собой достаточно топлива, чтобы не устраивать сложную петрушку со стыковкой и дозаправкой, которая, кстати, как раз и закончилась катастрофой, едва не погубившей экипажи, а с ними и весь мир? На орбитальной станции нет и не может быть никакого «топлива для дозаправки», это выдумал какой-то невежда, который ни черта не смыслит в космонавтике.
Космонавт Лев Андропов в исполнении Питера Стормаре эпичен. Такое впечатление, что авторы фильма взяли этот типаж из привокзальной рюмочной. Судя по дикции и размашистым движениям он нетрезв, на голове его – шапка-ушанка, кроме того – на нем грязная футболка с красной звездой и надписью «СССР». При таком облачении «полковник русского космического агентства» мог бы носить на ногах лапти, а в руках держать балалайку или бутылку водки. На станции почему-то не нашлось места для дрессированного бурого медведя в буденновке. Очень жаль – можно было бы заставить его проявить русскую смекалку, и спасти американских товарисчей, пожертвовав своей мохнатой шкурой ради общего блага. Если брать во внимание реальные ляпы «Армагеддона», косолапый на орбите вовсе не выглядел бы чужеродно.
Еще один идиотизм – в фильме говорится, что Андропов провел на космической станции полтора года. В невесомости, заметьте – по логике вещей, он не создавал искусственную гравитацию, пока был на станции один (зачем?). Так как же он мог ходить, как только гравитация появилась? Известен факт, что после столь длительного пребывания в невесомости космонавтам требуется долгое время, чтобы снова научиться пользоваться своими ногами. Полтора года в невесомости делают Андропова абсолютно беспомощным при возникновении силы тяжести – он даже стоять бы не смог без посторонней помощи. Тем не менее, Лев ведет себя так, будто никогда и не был в невесомости.
Грязный, полуразрушенный интерьер космической станции не имеет к реальности никакого отношения. Кругом течи, неисправности, клубы пара, индикаторы словно взяты со старой котельной. При попытке заправки шаттлов станция стремительно саморазрушается. Общее впечатление от нее – груда древнего хлама. Впрочем, «Армагеддон» унижает не только Россию – он и собственных сограждан не жалеет.
Отдельного упоминания заслуживают длинные сосульки, неизвестно как выросшие в невесомости. Чем думали уважаемые авторы кино, когда показывали такую космическую станцию – покрыто мраком неизвестности. Но уж точно они думали не головой.
12 G – начинайте кричать
Когда шаттлы огибают Луну, на людей воздействуют чудовищные перегрузки – до 12 G, судя по индикатору. Оскар с Эй Джеем непринужденно болтают о своих ощущениях, Рокхаунд орет во все горло – словом, парни дают понять, как нелегко приходится астронавтам при двенадцатикратной силе тяжести.
Если бы авторы «Армагеддона» не были такими неучами, они бы знали, что при перегрузках такого рода человек не просто не может разговаривать или кричать – даже дышать ему очень трудно, к этому приходится прилагать нешуточные усилия. Тренированный профессионал при перегрузках в 12 G еле жив и абсолютно безмолвен. Неподготовленный человек (а наши бурильщики отнюдь не тренировались в центрифуге много месяцев перед полетом) при таких перегрузках теряет сознание.
Это что за астероид?
Ученые Солнечной системы различают четыре вида астероидов: S, C, M и E. Фильм «Армагеддон» открыл миру астероид, который произвел революцию в общепринятой классификации, и настоятельно требует для себя своего собственного, уникального класса небесных тел. Дело в том, что он жестоко противоречит всем знаниям современных ученых об астероидах.
Взять хотя бы его форму. В то время как большие астероиды по своему внешнему виду не сильно отличаются от Луны (т.е. выглядят как шары), монстр из блокбастера абсолютно бесформенный, и представляет собой беспорядочное нагромождение причудливых острых скал, похожих на зазубренные ножи, глубоких расщелин и ступенчатых пиков. Он даже окружен неким облаком из чего-то непонятного, и вообще производит впечатление чрезвычайно сложной конструкции.
Наука никогда не наблюдала таких объектов, нет никаких объяснений тому, как эта штуковина могла образоваться, и вообще весь астероид из картины является чистейшим вымыслом, не имеющим никакого отношения к реальной жизни. Настоящие астероиды выглядят как каменные глыбы – маленькие – достаточно неправильной формы, крупные – слегка приплюснутые сферы. Крупнейшие астероиды – например, та же 900-километровая Церера – практически правильные шары. Это связано с законами физики: когда газообразный объект достигает определенного размера, сила его гравитации стремится придать ему шарообразную форму.
Идем дальше. После крушения одного из шаттлов мы наблюдаем, как среди обломков весело пылает огонь. Между тем для огня нужен кислород, то есть, его существование неразрывно связано с атмосферой. В вакууме такого огня быть не может, так же как и искр, наблюдающихся по ходу действия. Единственное объяснение – у этого чудо-астероида еще и кислородная атмосфера имеется (опять великое открытие!).
Ляпы «Армагеддона» следуют нескончаемой чередой. К примеру, фильм «Армагеддон» показывает нам, как команда Гарри Стампера ХОДИТ по поверхности астероида. Минуточку. Если размер астероида – 500 километров, тогда, по приблизительным подсчетам, гравитация там должна быть меньше чем на Земле раз в 20, если не в 30. То есть, 100-килограммовый астронавт в полном облачении будет весить там самое большее 5 килограммов, а то и 3-4. При таком весе ходьба, мягко выражаясь, затруднительна. Даже слегка подпрыгнув, астронавт поднялся бы на высоту второго этажа, и опускался бы обратно на поверхность добрых полминуты.
Кстати, сценарий объясняет увеличение гравитации путем применения маленьких реактивных двигателей на костюмах и технике. Только вот незадача: внутри шаттла гравитация тоже вполне себе земная! Как это? Упс… Авторы забыли, что и внутри космического корабля, стоящего на поверхности астероида, гравитация должна быть такой же низкой – настолько низкой, что любая попытка пойти вперед привела бы к полету и столкновению со стенкой! При такой силе тяжести передвигаться можно только при помощи аккуратных, точно рассчитанных прыжков. Единственное объяснение происходящему в фильме – это сильно увеличенная гравитация на поверхности данного конкретного астероида. Словом, опять сенсация. А точнее – очередной ляп.
Резюмируя: с точки зрения науки о небесных телах астероид «Армагеддона», мягко выражаясь, бред сивой кобылы (ну или фантазия двоечника).
В NASA остроумно использовали фильм «Армагеддон» в качестве теста для своих специалистов – картину показывали испытуемому, чтобы тот нашел в ней наибольшее количество ошибок. Рекорд – 168 невозможностей, неточностей и просто откровенных нелепостей. Ученые говорили примерно так: «Мы ученые, и единственное объяснение тому, что мы видели в этом фильме – что его авторы идиоты.» Сказано резковато, тем более, что и сам Майкл Бэй признавал в одном интервью, что фильм «выглядит неправдоподобно», но от этого всеобщего признания идиотизма фильм «Армагеддон» выглядит ничуть не лучше.
Самым же главным ляпом не только этого фильма, но и другого блокбастера на ту же тему, вышедшего в том же 1998 году – «Столкновение с бездной» (кстати, куда более реалистичного и правдоподобного практически по всем параметрам), без сомнения является загадочная уверенность во всемогуществе науки. Человек совершенно точно знает, что сможет справиться с природой, когда она будет ему угрожать.
Пожалуй, в этом состоит главная нелепость. Человек беспомощен перед лицом природы. Мы не можем ни рассеять торнадо, ни отразить волну цунами, ни приказать лаве затечь обратно в вулкан, ни усмирить землетрясение (явления, неизмеримо меньшие по масштабам, чем удар массивного небесного тела). Все, что может человек – это предсказать опасное природное явление, и вовремя убраться с его пути, чтобы уцелеть. Ни о каком воздействии подобного масштаба не может быть и речи. С точки зрения науки это полное безумие. Любой ученый скажет, что все мы до сих пор живы исключительно благодаря невероятно тихой, тепличной природной обстановке, царящей на нашей планете.
Так что если проиграть сценарий «Армагеддона» в реалистическом ключе, он выглядел бы довольно просто: астероид летит к Земле, он все ближе, он врезается в нее, все гибнут. Конец фильма. Спастись можно только покинув Землю, то есть, сделать то же самое, что при приближении того же цунами. Эвакуироваться. Это все, что может человек.
Самое смешное состоит в том, что в документальном фильме о съемках «Армагеддона» сказано, что некие «консультанты» настояли на том, чтобы Майкл Бэй переснял некоторые эпизоды, сделав их «реалистичнее».
Мама дорогая. Этот фильм мог быть ЕЩЕ БОЛЕЕ идиотским???
Жми на кнопки! Спаси мир от скуки
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Фильм «Армагеддон» 1998 года, снятый режиссером Майклом Бэем, является одним из самых кассовых и известных блокбастеров мира – он собрал в мировом прокате больше полумиллиарда долларов, номинировался на 4 Оскара, и вообще это заметнейший проект в истории кино. В нем повествуется об астероиде «размером с Техас», который на полном ходу движется к Земле, чтобы уничтожить на ней все живое.
Проблема фильма состоит в том, что его авторы выжгли из него каленым железом все, что относится к понятию «наука». Ляпы «Армагеддона» стали ярчайшим олицетворением безграмотности голливудских киноделов.
Вы могли бы подумать, что фильм о приближающемся конце света должен быть серьезным. Майкл Бэй так не думает. Он снял приключенческую экшен-мелодраму, которая хочет только впечатлять и развлекать, но отнюдь не обучать и информировать. Из нее невозможно узнать ровным счетом ничего об истинной подоплеке возможных событий, ни о каком научном обосновании и речи не идет. Между тем, если бы авторы не сделали ставку на тотальное невежество зрителей, фильм мог бы стать намного лучше.
Законы физики здесь попираются только для того, чтобы посильнее ошарашить. Куда девалась старая добрая классика кино, в котором вас пытались чему-то научить? В наше время некоторые чуть ли не прямо утверждают, что деградация – отличная штука…
Итак, крупнейшие ляпы «Армагеддона»:
«Тысяча лет тьмы» и «Десять тысяч бомб»
Мы еще не увидели даже названия, а нас уже впечатляют рассказом о том, как «тысячу лет солнечные лучи не могли пробиться сквозь завесу пыли», поднятой ударом астероида 65 миллионов лет назад.
Интересно, откуда взялось это утверждение про «тысячу лет»? Пыль закрывала доступ солнца к поверхности самое большее два года (достаточно, чтобы нарушить фотосинтез и пищевые цепи). Ни о какой тысяче лет без солнца и речи быть не может – это какая-то неимоверная глупость.
Кроме того, вызывает вопросы безграмотное выражение «взрыв при ударе равнялся силе десяти тысяч ядерных бомб». Какие бомбы имеются в виду? Даже если речь идет о небывалой бомбе в сто мегатонн (крупнейшая в истории бомба «Иван», взорванная Советами в 1961 году над Новой Землей, была мощностью 50 мегатонн), то цифра «10 000» явно взята с потолка. Дело в том, что ученые довольно точно установили размер и скорость астероида, ударившего Землю 65 миллионов лет назад в районе Мексиканского залива. Диаметр этого небесного тела составлял около 10 километров, и он двигался со скоростью 11 км/сек. Таким образом, мощность взрыва составила по меньшей мере 80 МИЛЛИОНОВ мегатонн. То есть, 800 ТЫСЯЧ 100-мегатонных бомб (а не 10 тысяч). Забавно, что стараясь впечатлить зрителя своими «десятью тысячами бомб», авторы фильма даже сильно приуменьшили истинный масштаб происшествия. Кстати, если скорость астероида в момент удара была выше (что вполне вероятно), энергия взрыва существенно возрастает. 11 км/с – это минимум.
Неожиданные гости
Фильм Армагеддон» утверждает, что о приближении астероида власти узнают за 18 дней до предполагаемого столкновения. Это довольно странная ситуация. Дело в том, что если размер астероида равняется размеру штата Техас, он немедленно попадает в список самых массивных астероидов Солнечной системы наряду с Палласом, Вестой и самым крупным – Цересом, который размером примерно 900 километров от полюса до полюса. Все эти астероиды находятся в астероидном поясе между орбитами Марса и Юпитера, и постоянно наблюдаются. То есть, если бы подобное тело появилось в области обзора, о нем стало бы известно за годы до столкновения (особенно при уровне современной астрономии, ее техническом оснащении, и нынешнем количестве астрономов по всему миру). И объяснение, что людьми наблюдается не более трех процентов неба, тут не поможет – крупнейший астероид был бы обнаружен задолго до 18 дней перед ударом, тем более, что астрономы утверждают, что его яркость была бы в десятки, если не в сотни раз выше яркости того же Цереса (наблюдаемого еженощно сотнями астрономов по всему миру), даже будь он на расстоянии двух месяцев лета до Земли, а не каких-то 18 дней.
Его бы ни за что не пропустили.
К слову, в фильме говорят, что в мире только 15 телескопов, которые могут видеть астероиды. Глупость какая. Тысячи наблюдателей-частников прекрасно видят эти объекты, для этого не нужны аппараты стоимостью в миллиард долларов на вершине горы.
В фильме мелкие астероиды обрушиваются на Землю внезапно. В реальности их обнаружили бы задолго до удара. Кроме того – непонятно, почему они идут волнами. В жизни они непрерывно сыпались бы на Землю до самого удара большого астероида, и некоторое время после него.
Да, и еще один момент. То, что американцы свято уверены в том, что Америка является пупом земли и ее геометрическим центром — это само собой. Но поистине умиляет их уверенность в том, что кроме Америки ни одна страна мира не имеет астрономических обсерваторий, не наблюдает звездное небо, и не следит за приближающимися объектами.
Города притягивают астероиды
Прежде всего вызывает сильное сомнение, что мелкие астероиды, разрушающие города в фильме, действительно упали бы на эти города. На самом деле они прежде всего упали бы в мировой океан, занимающий две трети поверхности нашей планеты, а случись им упасть на сушу – они падали бы по большей части в промежутках МЕЖДУ городами, а не прямо на улицах. Города занимают доли процента площади всей имеющейся суши, тем более – мегаполисы, которых не так уж и много. И уж тем более невероятен тот факт, что крупный астероид падает прямо в середине Парижа, разнося там все в труху. И как он так точно угадал? На самом деле фильм «Армагеддон» просто не заморачивается подобными тонкостями.
В глаза лезут все новые и новые ляпы «Армагеддона». Так, в фильме очень хорошо видно, что астероиды сыплются на Землю под разными углами, и даже с разных сторон. В то время как угол и направление падения каждого из них должны быть абсолютно одинаковыми — они ведь прилетели к Земле все вместе, в составе одного скопления, а не обрушились на нашу планету из разных точек галактики. Очевидная вещь — но она неведома авторам фильма.
Главный идиотизм «Армагеддона»
Итак, к Земле приближается астероид размером с Техас. Как избежать катастрофы? В фильме официальные лица NASA собираются вместе, чтобы обсудить проблему. Предложения смехотворны. Уничтожить его лазером? Парни из NASA явно пересмотрели «Звездных войн». Установить на нем паруса? Солнечный ветер настолько слаб, что даже будь он в тысячу раз сильнее, он не смог бы изменить траекторию такого массивного объекта за пару недель. Уничтожить ядерным оружием? Уже лучше, но, как правильно указано в фильме, даже 150 ракет ничего не смогут поделать – они просто оставят на поверхности астероида 150 кратеров, но он продолжит свое движение. Какой же план они придумали? Просверлить отверстие глубиной 250 метров, установить там водородную бомбу, взорвать ее, и разбить таким образом астероид на две части, которые пролетят мимо Земли.
Перед этим меркнут все остальные ляпы «Армагеддона». Даже если 150 ядерных боеголовок ничего не смогут поделать с астероидом, очевидно, что одна-единственная бомба, даже если она вставлена внутрь астероида, тоже никак ему не повредит. Так сможет ли одна водородная бомба создать трещину, которая протянется через весь Техас?
Давайте сначала определимся с размерами. Штат Техас в длину больше тысячи километров (хорошо, возьмем пятьсот, поскольку штат довольно неправильной формы, а вовсе не ровный квадрат). Предположим, астероид в поперечнике – 500 км. Шахта, которую в нем бурят храбрые спасители всего живого с Брюсом Уиллисом во главе – глубиной 250 метров (800 футов). Таким образом, глубина шахты как минимум в ДВЕ ТЫСЯЧИ раз меньше поперечника астероида.
Представьте себе каменную глыбу три метра в диаметре. Просверлите в ней тончайшим сверлом, тоньше человеческого волоса, отверстие глубиной ПОЛТОРА МИЛЛИМЕТРА. Вот это и есть та самая скважина, которую доблестно бурили в фильме «Армагеддон». Довольно очевидно, что взрыв бомбы на ее дне ничем не отличался бы от взрыва на поверхности. Если же ставить перед собой задачу РАСКОЛОТЬ астероид, глубина шахты должна была бы составлять примерно километров двести.
Но и это еще не все! Мощность бомбы тоже имеет значение. По аналогии с все той же трехметровой каменной глыбой, взрыв миниатюрной бомбы, которую загружали на дно шахты в фильме, был бы не сильнее небольшой петарды. То есть, даже если бы двухсоткилометровая шахта была каким-то образом сделана, для того, чтобы расколоть такой большой объект, о котором говорится в фильме, мощность взрыва должна была бы многократно превышать силу всех зарядов, имеющихся в распоряжении США, России, и всех остальных ядерных держав нашей планеты. Разумеется, загрузить такую неимоверную массу ядерных зарядов в такую шахту, которую бурили в фильме, абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что на астероид ее все равно нельзя было бы доставить. Но даже если бы это было сделано, астероид все равно не разрушился бы, оставшись целым. То есть, это столь же жизненный план, как постараться расколоть астероид пополам, танцуя вокруг костра с бубном.
Но и это, опять же, еще не все! Предположим, мы просверлили шахту нужной длины, предположим, мы заложили заряд нужной мощности. Расколется ли астероид на две аккуратные половинки? Нет. Он превратится в миллион обломков разного размера, разлетающихся во все стороны от эпицентра взрыва, но не разделится пополам. То есть, даже и в этом случае Земля все равно погибла бы, но от ударов миллионов мелких (и не очень) осколков. Не исключено, что ущерб был бы еще больше.
Но и это, как ни странно, еще не все! Предположим, кто-то всемогущий распилил астероид на две равные половинки, и теперь нужно всего лишь толкнуть их в стороны, чтобы они пролетели мимо Земли так, как это показано в фильме – за четыре часа до удара. Каждая половина в результате должна пролететь в сторону 6,5 тысяч км (радиус Земли), чтобы не столкнуться с ней. Это означает, что половины астероида надо разогнать до скорости 1600 км/ч (в полтора раза быстрее реактивного лайнера). Ученые подсчитали, что для этого мощность заряда должна была бы составить СТО МИЛЛИАРДОВ МЕГАТОНН в тротиловом эквиваленте. Такой заряд не расколол бы астероид пополам, а разрушил бы его вместе с Землей.
Вообще в ситуации, когда к Земле приближается астероид размером не то что пятьсот, а хотя бы пятьдесят километров в поперечнике, люди могут делать только одно: молиться. Никакой возможности предотвратить удар объекта таких размеров у человечества нет.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что святая уверенность Майкла Бэя в том, что все зрители мира слабоумные невежи, действительно, выглядит по меньшей мере оскорбительно. Теперь понятно, почему фильм «Армагеддон» ненавидит так много народу: ляпы «Армагеддона» не оставляют ни малейшего шанса здравому смыслу.
Кстати, бурильщики, работающие на скважинах, утверждают, что бурение в фильме такое же реалистичное, как и все остальное. Но даже и не специалист заметит просто вопиющие несуразицы. Например, непонятно, почему бур направлен не прямо вниз, а под углом 45 градусов. Ведь бомбу нужно разместить как можно глубже, разве не так? А если бурить скважину под углом, заряд окажется значительно ближе к поверхности (хотя это все равно не важно, при таком-то соотношении глубины скважины и размеров астероида).
Кроме того, в фильме говорится, что астероид из железа. Тем не менее, его бурят, как камень. Да еще и оборудованием для бурения камня.
Ну очень реалистичная русская станция
Все, что связано с русской орбитальной станцией «Мир» (которую, кстати, никто так и не назвал «Мир», хотя это единственная русская орбитальная станция) – это просто абсурд. Начать с того, что создание гравитации путем вращения – бред сивой кобылы. Настолько хрупкая и ажурная конструкция рисковала бы рассыпаться при подобных маневрах (тем более, что она на них просто не рассчитана). Но даже если бы ее вращали для создания гравитации – ну кто, скажите на милость, станет делать это ДО стыковки с шаттлами? Разве вращение не затруднит сближение и стыковку? По моему — да. По мнению Бэя – ничего подобного.
Еще один момент – если судить по показаниям радара, шаттлы пристыкованы к станции таким образом, что при показанном в фильме вращении гравитация никак не была бы направлена так, как показано в фильме (к полу). Она была бы направлена к стенкам, противоположным от оси вращения, что в реальности вообще не позволило бы ходить по этой станции. Кроме того, в центральном коридоре, вдоль центральной оси которого и пролегает эта самая ось вращения, гравитация равнялась бы нулю, и там бы все летали в воздухе. Но она там точно такая же, как и везде. Вообще на схеме прекрасно видно, что вращение станции куда бы то ни было НЕ СОЗДАСТ там «ускоряющей работу» гравитации – скорее, затруднит миссию.
И еще один момент, связанный с пристыкованными шаттлами. Их ничего, кроме шлюзов, около станции не держит, хотя они очень тяжелые, и при этом крутятся вместе с ней, то есть, на них действует могучая центробежная сила, создающая внутри силу тяжести. Ну, это как если бы шаттл висел в условиях земного притяжения на некой ниточке (огромный вес!). Тогда где те прочные конструкции, которые удерживают многотонные челноки рядом со станцией, не давая им улететь в пространство? Их нет. И правильно: если бы они были, возник бы вопрос – кто их спроектировал, привез на орбиту, смонтировал? Да никто. Их нет, и черт с ними.
Новый идиотизм – на станции имеется топливо для дозаправки двух шаттлов. Это что за глупость? Откуда там, на русской станции, это топливо? Кто его доставил, где оно хранится? В конце концов, зачем оно – на случай, если вдруг мимо будет пролетать парочка американских шаттлов, спешащих спасать мир? И почему шаттлы не несут с собой достаточно топлива, чтобы не устраивать сложную петрушку со стыковкой и дозаправкой, которая, кстати, как раз и закончилась катастрофой, едва не погубившей экипажи, а с ними и весь мир? На орбитальной станции нет и не может быть никакого «топлива для дозаправки», это выдумал какой-то невежа, который ни черта не смыслит в космонавтике.
Космонавт Лев Андропов в исполнении Питера Стормаре эпичен. Такое впечатление, что авторы фильма взяли этот типаж из привокзальной рюмочной. Судя по дикции и размашистым движениям он нетрезв, на голове его – шапка-ушанка, кроме того – на нем грязная футболка с красной звездой и надписью «СССР». При таком облачении «полковник русского космического агентства» мог бы носить на ногах лапти, а в руках держать балалайку или бутылку водки. На станции почему-то не нашлось места для дрессированного бурого медведя в буденновке. Очень жаль – можно было бы заставить его проявить русскую смекалку, и спасти американских товарисчей, пожертвовав своей мохнатой шкурой ради общего блага. Если брать во внимание реальные ляпы «Армагеддона», косолапый на орбите вовсе не выглядел бы чужеродно.
Еще один идиотизм – в фильме говорится, что Андропов провел на космической станции полтора года. В невесомости, заметьте – по логике вещей, он не создавал искусственную гравитацию, пока был на станции один (зачем?). Так как же он мог ходить, как только гравитация появилась? Известен факт, что после длительного пребывания в невесомости космонавтам требуется достаточно длительное время, чтобы снова научиться пользоваться своими ногами. Полтора года в невесомости делают Андропова абсолютно беспомощным при возникновении силы тяжести – он даже стоять бы не смог без посторонней помощи. Тем не менее, Лев ведет себя так, будто никогда и не был в невесомости.
Грязный, полуразрушенный интерьер космической станции не имеет к реальности никакого отношения. Кругом течи, неисправности, клубы пара, индикаторы словно взяты со старой котельной. При попытке заправки шаттлов станция стремительно саморазрушается. Общее впечатление от нее – груда древнего хлама. Впрочем, «Армагеддон» унижает не только Россию – он и собственных сограждан не жалеет.
Отдельного упоминания заслуживают длинные сосульки, неизвестно как выросшие в невесомости. Чем думали уважаемые авторы кино, когда показывали такую космическую станцию – покрыто мраком неизвестности. Но уж точно они думали не головой.
12 G – начинайте кричать
Когда шаттлы огибают Луну, на людей воздействуют чудовищные перегрузки – до 12 G, судя по индикатору. Оскар с Эй Джеем непринужденно болтают о своих ощущениях, Рокхаунд орет во все горло – словом, парни дают понять, как нелегко приходится астронавтам при двенадцатикратной силе тяжести.
Если бы авторы «Армагеддона» не были такими неучами, они бы знали, что при перегрузках такого рода человек не просто не может разговаривать или кричать – даже дышать ему очень трудно, к этому приходится прилагать нешуточные усилия. Тренированный профессионал при перегрузках в 12 G еле жив и абсолютно безмолвен. Неподготовленный человек (а наши бурильщики отнюдь не тренировались в центрифуге много месяцев перед полетом) при таких перегрузках теряет сознание.
Это что за астероид?
Ученые Солнечной системы различают четыре вида астероидов: S, C, M и E. Фильм «Армагеддон» открыл миру астероид, который произвел революцию в общепринятой классификации, и настоятельно требует для себя своего собственного, уникального класса небесных тел. Дело в том, что он жестоко противоречит всем знаниям современных ученых об астероидах.
Взять хотя бы его форму. В то время как большие астероиды по своему внешнему виду не сильно отличаются от Луны (т.е. выглядят как шары), монстр из блокбастера абсолютно бесформенный, и представляет собой беспорядочное нагромождение причудливых острых скал, похожих на зазубренные ножи, глубоких расщелин и ступенчатых пиков. Он даже окружен неким облаком из чего-то непонятного, и вообще производит впечатление чрезвычайно сложной конструкции.
Наука никогда не наблюдала таких объектов, нет никаких объяснений тому, как эта штуковина могла образоваться, и вообще весь астероид из картины является чистейшим вымыслом, не имеющим никакого отношения к реальной жизни. Настоящие астероиды выглядят как каменные глыбы – маленькие – достаточно неправильной формы, крупные – слегка приплюснутые сферы. Крупнейшие астероиды – например, тот же 900-километровый Церес – практически правильные шары. Это связано с законами физики: когда газообразный объект достигает определенного размера, сила его гравитации стремится придать ему шарообразную форму.
Идем дальше. После крушения одного из шаттлов мы наблюдаем, как среди обломков весело пылает огонь. Между тем для огня нужен кислород, то есть, его существование неразрывно связано с атмосферой. В вакууме такого огня быть не может, так же как и искр, наблюдающихся по ходу действия. Единственное объяснение – у этого чудо-астероида еще и кислородная атмосфера имеется (опять великое открытие!).
Ляпы «Армагеддона» следуют нескончаемой чередой. К примеру, фильм «Армагеддон» показывает нам, как команда Гарри Стампера ХОДИТ по поверхности астероида. Минуточку. Если размер астероида – 500 километров, тогда, по приблизительным подсчетам, гравитация там должна быть меньше чем на Земле раз в 20, если не в 30. То есть, 100-килограммовый астронавт в полном облачении будет весить там самое большее 5 килограммов, а то и 3-4. При таком весе ходьба, мягко выражаясь, затруднительна. Даже слегка подпрыгнув, астронавт поднялся бы на высоту второго этажа, и опускался бы обратно на поверхность добрых полминуты.
Кстати, сценарий объясняет увеличение гравитации путем применения маленьких реактивных двигателей на костюмах и технике. Только вот незадача: внутри шаттла гравитация тоже вполне себе земная! Как это? Упс… Авторы забыли, что и внутри космического корабля, стоящего на поверхности астероида, гравитация должна быть такой же низкой – настолько низкой, что любая попытка пойти вперед привела бы к полету и столкновению со стенкой! При такой силе тяжести передвигаться можно только при помощи аккуратных, точно рассчитанных прыжков. Единственное объяснение происходящему в фильме – это сильно увеличенная гравитация на поверхности данного конкретного астероида. Словом, опять сенсация. А точнее – очередной ляп.
Резюмируя: с точки зрения науки о небесных телах астероид «Армагеддона», мягко выражаясь, бред сивой кобылы (ну или фантазия двоечника).
В NASA остроумно использовали фильм «Армагеддон» в качестве теста для своих специалистов – картину показывали испытуемому, чтобы тот нашел в ней наибольшее количество ошибок. Рекорд – 168 невозможностей, неточностей и просто откровенных нелепостей. Ученые говорили примерно так: «Мы ученые, и единственное объяснение тому, что мы видели в этом фильме – что его авторы идиоты.» Сказано резковато, тем более, что и сам Майкл Бэй признавал в одном интервью, что фильм «выглядит неправдоподобно», но от этого всеобщего признания идиотизма фильм «Армагеддон» выглядит ничуть не лучше.
Самым же главным ляпом не только этого фильма, но и другого блокбастера на ту же тему, вышедшего в том же 1998 году – «Столкновение с бездной» (кстати, куда более реалистичного и правдоподобного практически по всем параметрам), без сомнения является загадочная уверенность во всемогуществе науки. Человек совершенно точно знает, что сможет справиться с природой, когда она будет ему угрожать.
Пожалуй, в этом состоит главная нелепость. Человек беспомощен перед лицом природы. Мы не можем ни рассеять торнадо, ни отразить волну цунами, ни приказать лаве затечь обратно в вулкан, ни усмирить землетрясение (явления, неизмеримо меньшие по масштабам, чем удар массивного небесного тела). Все, что может человек – это предсказать опасное природное явление, и вовремя убраться с его пути, чтобы уцелеть. Ни о каком воздействии подобного масштаба не может быть и речи. С точки зрения науки это полное безумие. Любой ученый скажет, что все мы до сих пор живы исключительно благодаря невероятно тихой, тепличной природной обстановке, царящей на нашей планете.
Так что если проиграть сценарий «Армагеддона» в реалистическом ключе, он выглядел бы довольно просто: астероид летит к Земле, он все ближе, он врезается в нее, все гибнут. Конец фильма. Спастись можно только покинув Землю, то есть, сделать то же самое, что при приближении того же цунами. Эвакуироваться. Это все, что может человек.
Самое смешное состоит в том, что в документальном фильме о съемках «Армагеддона» сказано, что некие «консультанты» настояли на том, чтобы Майкл Бэй переснял некоторые эпизоды, сделав их «реалистичнее».
Мама дорогая. Этот фильм мог быть ЕЩЕ БОЛЕЕ идиотским???
Источник
На чтение 18 мин. Просмотров 2.8k. Опубликовано 1 августа, 2020
Кинематограф остается самым массовым искусством. В 2019 году мировой доход от проката кинофильмов составил 42,5 миллиарда долларов. Как и в любой другой современной индустрии, цель киностудий – получить прибыль. Для этого фильм должен увлечь зрителя, легко восприниматься и быть эффектным. «Кассовость» – высокий доход от продажи билетов – основывается именно на этом.
Многие популярные фильмы содержат антинаучные мифы и заблуждения. Причина не в том, что это фантастические фильмы. Хорошая фантастика не имеет внутренних противоречий и не оправдывает их волшебством. Феномен лженауки в кино объясняется тем, что оплачивать научного консультанта слишком дорого, а спецэффекты и эмоции подавляют критическое мышление. В результате при первом просмотре фильма ошибки сценаристов видит не каждый профессионал.
Опасность антинаучных взглядов в кино обусловлена его массовостью. Зрители неверно воспринимают возможности и цели науки. Образ безумного злодея-ученого популярен, и в результате люди боятся науки, а не деградации. Из этого следует культурный упадок и распространение лженауки.
Рассмотрим голливудские блокбастеры и найдем в них научные ошибки.
Содержание
- Наука против Голливуда: 10 фильмов с научными ошибками
- 1. «Веном» (2018): «Я очень много-много лет мечтаю только о еде»
- 2. «Мстители: Война бесконечности» (2018): надень шлем, а то уши отморозишь
- 3. «Железный человек 2» (2010): жертва народной медицины
- 4. «007: Координаты «Скайфолл» (2012): должно быть, показалось
- 5. «Мир юрского периода» (2015): двуногие без перьев.
- 6. «Аватар» (2009): очень нервная система
- 7. «Форсаж 7» (2015): «Вот до чего техника дошла!»
- 8. «Аквамен» (2018): «У вас в легких вода»
- 9. «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008): дикая Пустошь
- 10. «Армагеддон» (1998): идем на рекорд!
- Ляпы в голливудском кино и наука — FAQ
Наука против Голливуда: 10 фильмов с научными ошибками
1. «Веном» (2018): «Я очень много-много лет мечтаю только о еде»
Инопланетная симбиотическая форма жизни попадает в руки неэтичного ученого Карлтона Дрейка. Тот экспериментирует на людях, чтобы спасти человечество от вымирания. Об этих экспериментах узнает журналист Эдди Брок.
Не имея достаточных доказательств работы Дрейка, Брок пытается получить их во время интервью, но его увольняют за нарушение профессиональной этики. Через полгода Брок с помощью несогласного с Дрейком ученого пробирается в лабораторию, где Дрейк экспериментирует с симбионтом на бездомных.
Один из инопланетян проникает в тело Брока и сбегает. Журналист выясняет, что симбионт разумен, питается его органами и уязвим к звуку частоты 4-6 кГц. Тем временем Дрейк сливается с другим инопланетянином и намерен завезти на Землю еще таких же.
Сюжет фильма «Веном»
Ошибки в фильме «Веном»
- Симбиоз – это получение обоюдной пользы от взаимодействия. Если кто-то питается органами хозяина – он не симбионт, а паразит. Но паразитам невыгодна гибель конечного носителя: они умрут вместе с ним. Обычно они не едят хозяина, а забирают часть питательных веществ из кишечника или крови.
- У паразитов, живущих во внутренней среде организма, плохо развита нервная система. Им не нужно ни воспринимать окружающую среду, ни мыслить. Поэтому разумные паразитические формы жизни нереальны даже для фантастики. Зато паразиты эффективно размножаются, чего за Веномом не замечено.
- Звуки частоты 4-6 кГц попадают в диапазон слышимости для человека. Такую частоту имеют умеренно высокие ноты и голоса. Тяжело жить на Земле инопланетянам!
2. «Мстители: Война бесконечности» (2018): надень шлем, а то уши отморозишь
Титан Танос ищет камни бесконечности, чтобы собрать Перчатку и с ее помощью уничтожить половину живых существ во Вселенной. По его мнению, это ускорит наступление равновесия, а оставшаяся половина будет жить лучше. Супергерои – Мстители и Стражи Галактики – противостоят ему на Земле и в Космосе.
Сюжет фильма «Мстители: Война бесконечности»
Ошибки в фильме «Мстители: Война бесконечности»:
- Наверное, «Мстители: Война бесконечности» – единственный пример, когда незнание науки идет на пользу человечеству. Если бы Танос разбирался в математике и экологии, он бы не ограничился уничтожением всего лишь половины живых существ. При достаточном количестве ресурсов и отсутствии врагов численность популяции растет не линейно, а экспоненциально . Например, население Земли возросло с 3,5 до 7 миллиардов за период с 1968 до 2011 года. По меркам титана – мелочи.
- Тони Старк прорезает в обшивке космического корабля дыру, заходит внутрь и снимает шлем: он мешает разговаривать. Холод, низкое давление и отсутствие кислорода ему, похоже, не мешают. Следующую дыру в корабле Старк заделал – с ней дышать почему-то не получалось.
- В Африке и Нью-Йорке одно и то же время суток. В зависимости от того, где именно расположена вымышленная страна Ваканда, разница должна составлять 7–8 часов.
3. «Железный человек 2» (2010): жертва народной медицины
Правительство США узнает, что изобретатель и миллиардер Тони Старк – это супергерой Железный Человек. От него требуют раскрыть схему своего костюма: такое оружие пригодилось бы армии. Старк пытается доказать, что костюм – не оружие, а жизненно необходимый ему протез. Он нужен, чтобы удерживать на месте шрапнель, которой Старк был ранен. При этом палладий, на котором работает реактор, отравляет Старка. Супергерою не помогает даже ежедневный прием жидкого хлорофилла.
В это время русский инженер Иван Ванко создает похожий костюм с реактором, что привлекает внимание конкурента Старка – Джастина Хаммера. Тот хочет наладить производство костюмов.
Сюжет фильма «Железный человек 2»
Ошибки в фильме «Железный человек 2»:
- Палладий – благородный металл. Они плохо окисляются и слабо взаимодействуют с другими веществами. Из сплавов палладия делают износостойкие электрические контакты, медицинские инструменты, детали кардиостимуляторов, зубные протезы и химическую посуду. У палладия есть ядовитые соединения, но сам он не токсичен.
- Коктейль из хлорофилла, который пьет Тони Старк, не помогает при отравлениях. Все рассказы о пользе жидкого хлорофилла для человека – вранье. Он не ускоряет регенерацию, не заживляет раны, не доставляет солнечную энергию в клетки тела человека. Польза от него есть только продавцам БАДов.
- Ник Фьюри пытается вылечить Старка диоксидом лития. Это может быть либо пероксид лития Li2O2, либо супероксид лития LiO2. Пероксид лития относится к III классу опасности. Он ядовит и обжигает кожу и слизистые. При отравлении пероксидом лития, помимо других симптомов, возможны нарушения памяти и сознания, инсульт, судороги. Супероксид лития нестабилен и быстро преобразуется в пероксид. А вот карбонат лития используют для лечения мигреней, алкогольной зависимости и биполярного расстройства личности.
- Термоядерный реактор в груди нужно как-то охлаждать. Иначе он дополнит лучевую болезнь тепловыми ожогами.
- Чтобы не травиться палладием, Тони Старк синтезирует для реактора новый химический элемент. Все искусственно полученные элементы нестабильны и радиоактивны, так что лучше супергерою от этого не станет. Ошибок можно было избежать, заменив отравление лучевой болезнью. Старк искал бы радиопротекторы. Это – реальная научная задача.
4. «007: Координаты «Скайфолл» (2012): должно быть, показалось
Жесткий диск с информацией об агентах британской разведки попал в руки террористов. Джеймс Бонд пытается вернуть его, но при первой попытке терпит неудачу и, как кажется напарнице, погибает, упав в озеро.
Преступники угрожают раскрывать по 5 агентов МИ-6 в неделю, пока их требования не выполнят. В здании МИ-6 происходит взрыв, что указывает на связь с бывшим агентом. Бонд, выживший после падения, отправляется спасать ситуацию. В Шанхае он выслеживает и убивает террориста, за которым гнался в начале фильма. След ведет в казино, где Бонд узнает о бывшем агенте МИ-6 кибертеррористе Рауле Силва.
Бонд захватывает Силву и доставляет в штаб-квартиру, но тому удается бежать. Преследуя его, Бонд понимает, что Силва контролирует комьютеры разведки и изначально запланировал все происходящее. Бонд решает заманить его в свое родовое поместье – Скайфолл, используя начальницу как приманку.
Сюжет фильма «007: Координаты «Скайфолл»
Ошибки в фильме «007: Координаты «Скайфолл»:
- Распространенный миф – если упасть с большой высоты в воду – не разобьешься. В действительности получить серьезные травмы можно при прыжке в воду с 2 м. Прыжок с 5 м смертельно опасен при неправильной группировке. Падение в воду с нескольких десятков метров смертельно в любом случае: при такой скорости столкнуться с водой – все равно что с камнями.
- Невозможно открыть двери лифта, потянув за них снаружи. Это сделано, чтобы предотвращать аварии.
- Вараны либо сбивают добычу с ног ударом хвоста, либо перекусывают сухожилия, затем кусают в живот и шею, пока жертва не погибнет, и поедают ее на месте. Они никогда не хватают добычу за ногу и не тащат в укрытие.
5. «Мир юрского периода» (2015): двуногие без перьев.
По заказу миллиардера-владельца развлекательного парка с динозаврами генетики создают новый вид – Индоминус Рекс. У него есть гены тираннозавра, велоцираптора, каракатицы и древесной лягушки. Индоминус Рекс сбегает из лаборатории. Администрация и охрана парка пытаются остановить его, используя дрессированных динозавров. Однако Индоминус Рекс также способен командовать некоторыми динозаврами.
Сюжет фильма «Мир юрского периода»
Ошибки в фильме «Мир юрского периода»:
- Массовая культура эксплуатирует тему трансгенных организмов последние лет 20 и преувеличивает их возможности и опасность. «Заставить» гены работать в новом организме – сложная задача. Еще сложнее перенести группу генов – именно это потребовалось бы, чтобы придать динозавру возможность менять цвет кожи подобно каракатице. Скорее всего, настолько модифицированный организм нежизнеспособен.
- Чтобы получить трансгенное животное, необходима не только ДНК, но и суррогатная мать. При этом трансгенный организм не должен отторгаться ее организмом. Это препятствует клонированию мамонтов и других вымерших животных, чья ДНК есть у ученых. Клонирование динозавров выглядит задачей, у которой нет решения.
- У многих динозавров, в том числе у велоцирапторов, были перья. В фильме это не отображено.
- Рост велоцирапторов не превышал 70 см, вес – 20 кг. Они были не умнее других динозавров и не обладали богатой мимикой.
- «Мир юрского периода» переоценивает интеллект динозавров. Даже если не придираться к иерархии в стаях и выраженной заботе о потомстве, остается еще предупреждение рычанием и взаимодействие у птерозавров во время охоты. И это, и потребность в обществе себе подобных обусловлено развитой психикой. Для нее требуется кора больших полушарий мозга. Мозг динозавров был похож на мозг современных рептилий, у которых нет ни коры полушарий, ни сложных переживаний.
- Динозавры были холоднокровными животными – их температура тела зависела от температуры окружающей среды. Они, несомненно, были способны к быстрым рывкам, как и современные крокодилы. Однако ни современные рептилии, ни динозавры не способны двигаться быстро длительное время: это требует слишком большого количества энергии.
- Птерозавры слишком маневренны для их размеров и особенностей строения. Их способность поднимать людей, которые весят в несколько раз больше, также сомнительна.
- Мозазавр – не динозавр, а вымершее морское пресмыкающееся, иными словами – морская ящерица.
6. «Аватар» (2009): очень нервная система
На обитаемую планету Пандора, воздух которой опасен для людей, а экосистема объединена нейронной сетью, прибывает экспедиция ресурсодобывающей корпорации. Для изучения планеты используют аватары – искусственные тела, похожие на местных разумных жителей – на’ви.
Под домом-деревом одного из кланов на’ви находятся запасы унобтания – минерала, необходимого землянам для изготовления сверхпроводников. Корпорация направляет парализованного бывшего морского пехотинца Джейка Салли в теле аватара договариваться с на’ви о возможностях переселиться.
Сюжет фильма «Аватар»
Ошибки в фильме «Аватар»:
- При великолепной проработке «Аватар» все же не избежал нескольких ошибок. В частности, непонятно, каким видам родственны на’ви с четырьмя конечностями – у большей части фауны Пандоры их 6.
- На’ви, по словам Джеймса Кэмерона, не являются плацентарными млекопитающими. Однако у них есть молочные железы. Эта структура бесполезна, а бесполезные части организма, как правило, атрофируются.
- Строение тел на’ви приспособлено к прямохождению и быстрому бегу. Для лазанья по деревьям удобнее другие стопы и позвоночник – как у шимпанзе или лемуров.
- Нервные импульсы – это электрохимические потенциалы. Они возникают из-за изменения электрического заряда клеточной мембраны и передаются со скоростью 3 – 120 м/с за счет движения ионов. Этого достаточно для живых организмов средних размеров. Но в планетарных масштабах такая скорость низка. Ускорить взаимосвязь между разными частями экосистемы можно было бы, используя световые сигналы как промежуточные – так работает зрение живых организмов. Возможно, у живых организмов Пандоры нервная связь обеспечивается движением электронов, которые меньше и быстрее ионов. В этом случае использование сверхпроводника унобтания в «нервной системе» объяснило бы эффективность взаимосвязей между частями экосистемы. Но обогнать свет все равно не получится.
7. «Форсаж 7» (2015): «Вот до чего техника дошла!»
У Оуэна Шоу – преступника и врага О’Коннера и Торетто из «Форсаж 6» – есть старший брат Деккард. Он собирается отомстить гонщикам за то, что Оуэн оказался в коме. Чтобы защититься от Деккарда, Торетто хочет использовать «Глаз Бога» – устройство, способное отследить любого человека. Агент ЦРУ «Мистер Никто» готов обменять его на спасение хакера Рамзи от террористов. Однако друг хакера уже продал «Глаз Бога» шейху. Тот встроил прибор в спортивный автомобиль и не собирается расставаться с ним.
Сюжет фильма «Форсаж 7»
Ошибки в фильме «Форсаж 7»:
- Упав с высоты 5 этажа, практически невозможно отделаться парой переломов. Для этого нужно упасть с расслабленными мышцами на достаточно мягкую поверхность. Падение с такой высоты что на автомобиль, что в воду приведет к тяжелым переломам.
- Гипсовую повязку невозможно сломать, разогнув руку. Этому помешают и боль, и прочность самой повязки, и то, что локтевой сустав не сгибается наружу. Если же все-таки выгнуть его туда, он сломается.
- Не бывает программ, пригодных для взлома всего на свете. Как минимум, различаются способы шифрования информации, ответы на попытку взлома и операционные системы, для которых программа предназначена.
- Мобильный телефон не может раздавать Интернет на несколько километров. Большинство моделей ограничено 10 м. В редких случаях некоторые телефоны «добивают» на 30 м, но не больше.
- «Реанимация» разговорами еще ни разу не закончилась успешно. Если хотите попытаться не дать кому-то умереть – делайте непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
8. «Аквамен» (2018): «У вас в легких вода»
У смотрителя моряка и королевы Атлантиды родился сын Артур. Он способен общаться с морскими животными. В Атлантиде из него воспитывают воина, но Артур узнает, что король Атлантиды принес его мать в жертву одичавшим подводным жителям.
Артур покидает Атлантиду и решает помогать людям в море. Он берет псевдоним Аквамен. Брат Артура – Орм – стремится подчинить все подводные царства и затем атаковать людей. Чтобы противостоять Орму, Артуру нужен Трезубец Атлана. Оружие, способное контролировать океан, спрятано где-то в пустыне Сахара.
Сюжет фильма «Аквамен»
Ошибки в фильме «Аквамен»:
- Под водой невозможно дышать легкими: для выдоха не хватит мышечного усилия. Это можно было бы решить, отрастив дополнительные мышцы или увеличив их производительность. Но первого пока не обнаружили ни у одного млекопитающего, а второе потребовало бы ускорить обмен веществ. Для дыхания под водой рыбы используют жабры, а амфибии поглощают кислород кожей.
- С водой в легких не получится не только дышать, но и разговаривать: голосовые связки рассчитаны на колебания в газовой среде, причем чем плотнее среда, тем медленнее они колеблются и тем ниже тон звука. Так можно повысить тон голоса, вдохнув гелий или понизить его с помощью, например, гексафторида серы (элегаза). Если заменить газ на воду, голосовые связки будут колебаться слишком медленно, чтобы издать слышимый звук.
- Подводная лодка, которую поднял Аквамен, должна была вернуться на прежнюю глубину, когда он ее отпустил. Для погружения подводная лодка набирает воду, а чтобы всплыть – выдувает ее.
- Раны нельзя перевязывать поверх одежды. Ее срезают, чтобы видеть всю поверхность раны и потом не отдирать присохшую ткань.
9. «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008): дикая Пустошь
Во время Холодной войны советские военные во главе с исследовательницей Ириной Спалько проникают на секретную базу в Неваде, рядом с которой Индиана Джонс проводит раскопки. Ирина заставляет Джонса найти для них останки инопланетянина. Пока она занята исследованиями, Джонс бежит. ФБР подозревает его в работе на советскую разведку, и Джонс хочет подыскать для работы другое место.
Джонса находит знакомый Джона Оксли – Мэтт Уильямс. Оксли отправил ему письмо с неизвестными иероглифами. Джонс знает, что Оксли искал в Перу город Акатор (Эльдорадо) и предполагает, что исчезновение коллеги может быть связано с хрустальными черепами, которые, возможно, изготавливали южноамериканские индейцы.
Сюжет фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»
Ошибки в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»:
- Действие происходит в 1957 году. Модификация автомата Калашникова АКМ появилась на 2 года позже, а мотоцикл Harley с передним дисковым тормозом и двигателем Twin Cam – после 1999 года.
- В холодильнике, даже со свинцовой оболочкой, невозможно укрыться от гамма-излучения. Именно оно выделяется при ядерном взрыве. Свинец хорошо останавливает гамма-излучение, но чтобы защититься от него, нужен слой толщиной 5-7 см. В холодильнике такого явно не было. Кроме того, холодильник с механическим замком невозможно открыть изнутри.
- Змея – плохая замена веревки, поскольку соединения между позвонками гибкие и непрочные. Она не выдержит тяжести человека, особенно если его тянут из зыбучих песков.
10. «Армагеддон» (1998): идем на рекорд!
Метеоритный дождь уничтожает шаттл «Атлантис» и разрушает многие города, в том числе Нью-Йорк. Вскоре астроном-любитель сообщает, что к Земле движется астероид «размером с Техас». Ученые предлагают расколоть астероид на два куска, которые пролетят мимо планеты. Для этого требуется пробурить в астероиде скважину, поместить туда атомную бомбу и взорвать ее. Фильм считается рекордсменом по вранью: специалисты NASA насчитали в нем 168 научных ляпов.
Сюжет фильма «Армагеддон»
Ошибки в фильме «Армагеддон»:
- На орбитальной станции «Мир» никогда не дежурили в одиночку. Она была рассчитана на 6 человек.
- Кислород не является горючим – он лишь поддерживает горение.
- В фильме на станции есть гравитация. Этого можно было бы достичь очень быстрым вращением, но конструкция космических станций не позволяет этого.
- Звук – это волна, и для ее распространения необходимы колебания. В Космосе газ очень разрежен, поэтому слышимые звуки с относительно небольшой длиной волны не передаются.
- На астероидах нет силы тяжести: они не вращаются с достаточной скоростью.
- На астероидах нет атмосферы – а значит, горение не поддерживается, и пожар на астероиде невозможен в принципе.
- Взрыв метеорита не может быть виден в одном месте на небе из разных городов. Кроме того, во всех часовых поясах, согласно фильму, в это время день.
Ляпы в голливудском кино и наука — FAQ
Правда ли, что если кожу покрыть золотой краской, человек задохнется?
Нет, это ложь. В фильме «Голдфингер» (1964) так погибла девушка Джеймса Бонда. Но дышим мы легкими, и покрытие на коже не мешает дышать. Вероятнее перегрев или переохлаждение – в зависимости от того, хорошо ли краска проводит тепло.
Могут ли у человека быть жабры?
На ранних стадиях развития эмбриона у всех людей есть глоточные мешки – предшественник жабр. Кроме того, из жаберных дуг у позвоночных, к которым относится и человек, развились челюсти. Жабры за ушами, как показано в «Водном мире» (1995), невозможны и эволюционно, и физиологически. В черепе расположен мозг, и для органов дыхания там просто нет места.
Можно ли посещать другую планету без скафандра?
Нельзя, особенно если ее воздух пригоден для дыхания, а условия близки земным. Возможно, у планеты более активный радиационный фон. Возможно, в почве содержатся яды или опасные для человека организмы. Но наибольшую опасность для такой планеты представляют сами исследователи. Они могут занести туда микроорганизмы, у которых не будет конкурентов. Это уничтожит экосистему. Ученые в «Чужой: Завет» (2017) нарушили научную этику, когда спустились на планету без надежно простерилизованных скафандров.
Можно ли защититься от потока огня или плазмы щитом?
Нельзя, и дело тут не в высокой температуре плазмы, а в конвекции – передаче тепла потоками. Нагретый воздух обойдет любой щит, поэтому для защиты тела от огня используют специальные костюмы. Плазма также ведет себя подобно газу, и загородиться от нее щитом, как в «Пассажирах», (2016) невозможно.
Есть ли научные ляпы в фильме «Прометей» (2012)?
Есть, и их много. Основным можно считать поведение научной экспедиции на незнакомой планете. Разделять группу из-за того, что кто-то боится нападения, опасно. Подливать неизвестную инопланетную жидкость коллеге – еще и неэтично.
Кроме того, «500 миллионов миль от Земли» – это район Юпитера; биологические объекты, как правило, не взрываются под действием электричества, если только в них не накопился гремучий газ или метан, а про «2 года, 4 месяца, 18 дней, 36 часов, 15 минут» не шутил только ленивый.
Почему в фильмах столько научных ошибок?
Потому что к работе над ними не привлекают научных консультантов. Их работа дорого стоит, а капитализм предполагает максимальную выручку при минимальных затратах.
Зрители предпочитают яркие эмоциональные фильмы со спецэффектами: их легко воспринимать и над ними не требуется думать. Так работает общество потребления. Ситуация изменится либо при смене общественно-экономической модели, либо если научное знание станет модным.
Последнее невыгодно большинству современных предпринимателей. Образованных людей сложнее обмануть: они менее склонны поддаваться эмоциям, и они предпочитают качественный товар разрекламированному. Однако некоторые авторы фильмов, мультфильмов, книг и компьютерных игр рассчитывают в том числе на образованную аудиторию — только, к сожалению, эти жемчужины активно не штампуются, как кино про супергероев.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы получать свежие статьи своевременно!
Какие ошибки допускает Голливуд при съёмке фильмов о космосе, 17 апреля расскажет эксперт ток-шоу “Ученые PRO кино” в Томском планетарии. Организатором мероприятия выступает Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска.
“Ученые PRO кино” – это онлайн ток-шоу, в ходе которого эксперты и зрители смотрят фрагменты культовых фильмов и сериалов, находят ошибки в повествовании и разбираются, как должно быть на самом деле с точки зрения науки.
На Землю движется огромный, размером со штат Техас, астероид и если бурильщик Гарри Стэмпер ничего не сделает, миру придет конец. Этот сюжет героического фильма не лишен смысла и в реальном мире. В новостной ленте постоянно встречаются сообщения о летящих к Земле астероидах.
Как ученые предлагают бороться с потенциально опасными небесными объектами? Как астрономы обнаруживают астероиды и рассчитывают траекторию их полета? Нужно ли лететь на эти каменные глыбы, чтобы их уничтожить или есть другой способ?
На эти и другие вопросы в ходе разбора фильма “Армагеддон” (1998) ответит Дмитрий Капарулин, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник физического факультета ТГУ, руководитель Астрономического клуба при Томском планетарии “МИРЦАМ”, член Британской астрономической ассоциации.
Мероприятие состоится 17 апреля в 18:00 в Томском планетарии (г. Томск, пр. Ленина, 82а, строение 1, 2 этаж). Вход свободный, но нужна предварительная регистрация, так как количество мест ограничено. Регистрация на мероприятие по ссылке.