Обучение через опыт — принцип, который можно использовать в формальном и в неформальном образовании. Он позволяет превращать знания в конкретные навыки и развивать их в соответствии с вашими познавательными способностями. Однако сам по себе опыт не имеет значения, если вы не умеете анализировать прошлое и делать выводы. В этом помогает рефлексия. Причем не стоит игнорировать и негативный опыт, так как ошибки являются естественной частью обучения. Т&Р рассказывают о методиках рефлексии и делятся алгоритмом работы над ошибками.
Как извлечь пользу из опыта
Процесс непрерывного обучения (Life long learning) гораздо шире, чем просто прохождение каких-либо курсов. Это передача и усвоение знаний, навыков, которые позволяют развиваться и адаптироваться под быстро меняющуюся реальность. Речь идет не только о профессиональном, но и о личностном развитии. Поэтому когда мы говорим об опыте обучения, то подразумеваем целый спектр формальных и неформальных ситуаций, которые могут позволить человеку получить новые знания, навыки, изменить свои поведение и установки.
Сам по себе опыт не имеет значения, если вы не анализируете его. Одним из инструментов, которые позволяют извлекать знания из опыта, является рефлексия
Рефлексия — этап в процессе непрерывного обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, помогает скорректировать траекторию развития и приблизить к поставленной цели. Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, помогающую человеку развиваться.
Рефлексию в обучении не стоит путать с саморефлексией. Первое подразумевает более комплексный анализ ситуации, в которой вы находитесь: вы обращаетесь не только к собственным мыслям и чувствам, но и учитываете внешние обстоятельства. Это умение, проявляющееся в самоанализе личной жизнедеятельности, поведения, поступков. Саморефлексия — это вид умственной активности, направленный внутрь индивида, он ориентирован на познание своих действий, культуры, ценностей.
Рефлексия способствует пониманию себя и своих способностей, исправлению ошибок, корректировке личной и профессиональной траектории развития. Этот процесс необходим для того, чтобы сделать образовательную деятельность наиболее комфортной и соответствующей вашим когнитивным способностям. Ведь не существует универсальных техник и методов обучения — их необходимо комбинировать и адаптировать. Кроме того, вы можете пересмотреть поставленные изначально цели и заново расставить приоритеты. Например, если вы долгое время не можете выучить иностранный язык, то проблема может заключаться не в методиках образовательной деятельности, а в вашей мотивации: возможно, эта цель для вас уже не релевантна.
Александра Жирновская
Директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice
Выбирая образовательную программу, обратите внимание, предлагается ли изучать опыт других людей, например успешные кейсы преподавателей-практиков. Если живые примеры интегрированы в программу, это хорошо, но еще важнее, каким образом происходит осмысление чужого опыта на занятиях. Именно через рефлексию происходит обучение, когда мы можем примерить чужой опыт к нашей реальности: оценить его релевантность для решения собственных задач, сравнить с теми подходами, которые используем. На основе рефлексии мы делаем вывод, берем эти новые знания с собой или нет. Групповая рефлексия расширяет наш кругозор и обогащает опыт. Если в занятия включены такие рефлексивные форматы, как дискуссии, майндмэппинг или составление диаграммы «рыбьей кости», шансы действительно научиться будут выше.
Модели рефлексии
Профессор и философ Грэм Гиббс изучал обучение через опыт и создал модель рефлексии, которая помогает сделать опыт наиболее полезным. Это может быть как отдельная ситуация, с которой вы часто сталкиваетесь, так и долгий период. Модель состоит из шести ступеней.
Описание
-
Что произошло?
-
Когда?
-
При каких обстоятельствах?
-
Кто причастен?
Чувства
-
Что вы чувствовали в этот момент?
-
Как проявлялись эти чувства?
Оценка
-
Что было хорошо/плохо?
-
Как вы повлияли на эту ситуацию?
Анализ
-
Смысл этого события?
-
Почему так произошло?
-
Как вы проявили себя в этой ситуации?
-
Как можно объяснить ваши поступки?
-
Какие другие способы решения этой проблемы были возможны?
Вывод
Что можно извлечь из этой ситуации?
1. Общий вывод
Как поступать в аналогичных ситуациях?
2. Конкретный вывод
Что вы поняли именно в этой ситуации?
План действий
-
Что делать, если это снова произойдет?
-
Как можно предотвратить подобные ситуации?
-
Как вы измените свое поведение и какие навыки будете развивать?
-
Какие пробелы стоит заполнить?
В теории двойной петли обучения Криса Арджириса существует четыре шага в развитии теории обучения:
-
Изучение предшествующих теорий
-
Введение новых понятий
-
Создание действий
-
Обобщение результатов
Это некоторый алгоритм, позволяющий обрабатывать опыт. Результат этой теории — повышение эффективности в принятии решений и оценке ошибок. Одинарная петля — это базовая форма обучения. В данном случае вы исправляете ошибки, делаете выводы и думаете над тем, как их больше не совершить. Однако результат рефлексии может быть эффективнее, если эту цепочку расширить.
Двойная петля обучения помогает мыслить шире и свободнее: вы не просто анализируете поступки, ошибки, но и задумываетесь о ценностях, нормах, правилах, которые, возможно, вам не подходят. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыком рефлексии.
В отличие от одиночных циклов, эта модель учитывает изменения в окружающей среде. По словам Арджириса, многие организации сопротивляются двойному обучению из-за ряда переменных, таких как сопротивление изменениям, страх неудачи и чрезмерный контроль.
Блок Assumptions — Предположения и убеждения (Что нас подталкивает на совершение каких-либо поступков)
-
Блок Goals — Цели, стратегии, действия
-
Single Loop Learning — Одинарная петля обучения
-
Results — Результаты и выводы
-
Double Loop Learning — Двойная петля обучения
-
Defensive — Защитная реакция
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
Как превратить негативный опыт в положительный
Как правило, ошибки связывают с негативным опытом, однако при правильном их анализе он может трансформироваться в положительный. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки неизбежны — они и есть суть процесса. Джанет Меткалф, профессор Колумбийского университета, в своем исследовании доказала, что обучение через ошибки, сопровождаемое обратной связью, необходимо. Интересно, что положительные эффекты особенно заметны, если люди уверены в правильности своих действий: ошибки, совершенные с высокой степенью достоверности, исправляются легче, чем те, при совершении которых были некоторые сомнения. Корректирующая обратная связь имеет решающее значение. Терпимость к ошибкам способствует активному обучению и стремительному росту.
В своей статье «Learning from Mistakes» ученые Данте Чиалво и Пер Бак изменили установку о том, что ошибки — это исключительно негативный опыт. Они показали, что благодаря правильному анализу ошибок наши когнитивные процессы улучшаются: мозг формирует новые синапсы (контакты между нейронами), которые позволяют совершать новые действия во избежание ошибок, и в то же время «исключает» старые. Эти выработанные улучшенные алгоритмы, в свою очередь, строят новые модели поведения.
В своем исследовании «Learning from Errors» профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джанет Меткал отметила, что студентам необходимо концентрироваться на ошибках, разбирать их в процессе обучения и ни в коем случае не игнорировать, иначе останутся пробелы в знаниях. При этом важно правильно дать обратную связь. Недостаточно просто признать ошибку. Даже если действие невозможно исправить, его необходимо проанализировать.
Принцип проб и ошибок: метод обучения?
Автор:
Peter Berry
Дата создания:
16 Июль 2021
Дата обновления:
2 Июнь 2023
Содержание
- Определение: Как работает принцип проб и ошибок?
- Возможное использование: множество возможностей путем проб и ошибок.
- Преимущества: поэтому стоит попробовать
- Ты многому учишься
- Ты быстрее
- Они исключают неправильные вещи
- Вы создаете инновации
- Советы: так работает принцип проб и ошибок
- Допускать ошибки
- Установить критерии
- Просто начни
- Отрегулируйте испытания
- Запишите результаты
Известная поговорка гласит: Попытка делает тебя умным. Однако на практике его используют лишь немногие. Принцип проб и ошибок. Вместо этого люди думают взад и вперед вечно, пока не будет выбран единственный путь, который в конечном итоге будет реализован. Обидно, ведь методом проб и ошибок можно многому научиться. Многие просто не решаются на это, потому что ошибки и неудачи имеют плохую репутацию. Неправильно! Вот как работает метод проб и ошибок, и как вы можете использовать его, чтобы учиться и находить решения …
Определение: Как работает принцип проб и ошибок?
Принцип проб и ошибок был впервые введен Гербертом С. Дженнингсом и Оливером У. Холмсом в начале 20 века. Первоначально использовавшийся в биологии, он назывался на английском языке Методом проб и ошибок известные методы адаптированы в разных областях.
Американский бихевиорист Эдвард Ли Торндайк придумал принцип проб и ошибок в формировании кондиционирования как форму Методика обучения и разработка решений.
Метод очень прост: чтобы решить проблему, будьте многочисленные попытки (Испытания), в которых отслеживается и измеряется достижение целей. Если попытка не приносит желаемого результата, она отклоняется как ошибка. Эти шаги выполняются с новыми альтернативами до тех пор, пока попытка не увенчается успехом и желаемая цель не будет достигнута.
За принципом стоит основная идея: Люди учатся на ошибках. Активно пробуя и выясняя, что не работает, мы постоянно учимся и приближаемся к цели. Каждый опыт, который у нас есть, содержит обучающий эффект на будущее, который приводит к лучшим решениям, действиям и результатам.
Каждый человек проходит очень практический пример принципа проб и ошибок в первые годы своей жизни. Именно так дети учатся ходить. Иди, падай, вставай, снова беги … Маленькие дети не составляют заранее план и не думают о том, как лучше всего действовать. Будет пробовать, пока не заработает. Метод проб и ошибок в чистом виде.
Возможное использование: множество возможностей путем проб и ошибок.
По общему признанию, принцип проб и ошибок не на все случаи жизни подходящее. Например, на экзамене не приветствуется, если вы сначала сделаете десять неудачных попыток, прежде чем он, наконец, сработает. Это лишь немного сокращает области применения, потому что во многих областях можно использовать девиз Попытка делает тебя умным многому научиться.
Например, на работе бесконечное количество времени тратится на собраниях, где все теоретически останки. Стратегии разрабатываются, уточняются, адаптируются и расширяются, иногда в течение нескольких недель. Бесчисленные часы работы теряются до того, как произойдет первое настоящее действие. Будет ли это действительно работать, мы еще увидим позже.
По принципу проб и ошибок можно использовать одно и то же время Бесчисленные варианты проиграны и опробованы стали. Когда есть разные пути выбора или отсутствует четкая идея, вы можете попробовать свои силы в решении.
Чтобы уточнить, маленькая метафора: Представьте себе решение головоломки. Вы уже соединили несколько кусочков, теперь вам не хватает ровно одного фрагмента пазла посередине. Теперь вы можете навсегда проанализировать, как именно выглядит то, что вы ищете. Большой или маленький Округлый или прямой? С какой стороны детали нужен носик, а с какой — проточка?
Или вы можете использовать принцип проб и ошибок попробуйте остальные части по очереди пока не найдете нужный.
Преимущества: поэтому стоит попробовать
Есть разные способы обучения и решения проблем. Почему стоит выбрать принцип проб и ошибок? Метод обеспечивает несколько веские причины и преимущества:
-
Ты многому учишься
С каждой попыткой вы будете узнавать больше. Вы расширяете свой богатый опыт и можете использовать его в будущем. В то время как другие методы действуют только в одном направлении и извлекают только из него знания, гораздо больше можно узнать путем проб и ошибок.
-
Ты быстрее
Вышеупомянутая метафора головоломки уже показывает: попробовав, вы сможете получить желаемый результат быстрее, чем бесконечный анализ, который, в конце концов, остается теоретическим. Это преимущество особенно эффективно, когда количество альтернатив не слишком велико, а реализация отдельных вариантов не занимает много времени.
-
Они исключают неправильные вещи
Обучение и поиск решений в основном сосредоточены на желаемом результате. Забывают, что также желательно исключить неправильные действия. Таким образом, вы сразу узнаете, без чего вы можете обойтись, когда предпримете действия позже, и вам больше не придется иметь дело с ненужными вещами, которые, как было доказано, не работают.
-
Вы создаете инновации
Если вы ничего не пробуете, вы в конечном итоге будете делать только то, что делали всегда. С другой стороны, настоящие инновации рождаются методом проб и ошибок. Новые идеи должны быть реализованы и проверены, чтобы улучшить их — или снова отказаться от них.
Советы: так работает принцип проб и ошибок
Реализация принципа проб и ошибок в основном проста, но следует помнить о нескольких моментах. С следующие советы вы можете использовать метод наилучшим образом и достичь ожидаемых результатов.
-
Допускать ошибки
Без правильного мышления метод проб и ошибок невозможен. Вы должны быть готовы совершать ошибки и пробовать то, что не работает. Неудача — это не недостаток, это необходимый шаг. Не бойтесь ошибиться, рассматривайте это как возможность. Только совершая ошибки, можно научиться и приблизиться к желаемому результату.
-
Установить критерии
Чтобы оценить, была ли попытка успешной или была ли она объявлена ошибкой, требуются четкие и понятные критерии. Прежде чем начать, вы должны определить, как вы хотите измерить успех. Эти параметры должны оставаться одинаковыми для всех экспериментов. Вы также должны определить, когда цель считается достигнутой, то есть когда попытка приведет к желаемым результатам.
-
Просто начни
Звучит странно, но это важная часть принципа проб и ошибок. Здесь играет роль случай, иногда вы пробуете что-то наугад и внезапно сталкиваетесь с решением.
-
Отрегулируйте испытания
Метод проб и ошибок не означает, что вы немедленно и полностью отказываетесь от любого подхода, если он не приводит к стопроцентному достижению цели. Вам не нужно начинать с нуля каждый раз, когда вы пытаетесь. Учитесь на ошибках и используйте полученные знания. Внесите небольшие изменения в предыдущие попытки и скорректируйте свои действия.
-
Запишите результаты
Чтобы в долгосрочной перспективе извлечь пользу из знаний, полученных вами путем проб и ошибок, вам следует записать их. Это особенно рекомендуется на работе, чтобы в следующий раз не повторить те же обсуждения или повторить попытки, которые уже были идентифицированы как ошибки.
«Побеждает тот, кто пробует и не боится ошибаться», – так часто говорят. Однако часто страх совершить ошибку настолько сильно выражен, что рисковать попросту никто не решается. Метод проб и ошибок – это подход, который стремится предотвратить этот образ мышления и учит не бояться провалов.
Будь как ребёнок
В теории двойной петли обучения Криса Арджириса существует четыре шага в развитии теории обучения:
-
Изучение предшествующих теорий
-
Введение новых понятий
-
Создание действий
-
Обобщение результатов
Это некоторый алгоритм, позволяющий обрабатывать опыт. Результат этой теории — повышение эффективности в принятии решений и оценке ошибок. Одинарная петля — это базовая форма обучения. В данном случае вы исправляете ошибки, делаете выводы и думаете над тем, как их больше не совершить. Однако результат рефлексии может быть эффективнее, если эту цепочку расширить.
Двойная петля обучения помогает мыслить шире и свободнее: вы не просто анализируете поступки, ошибки, но и задумываетесь о ценностях, нормах, правилах, которые, возможно, вам не подходят. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыком рефлексии.
В отличие от одиночных циклов, эта модель учитывает изменения в окружающей среде. По словам Арджириса, многие организации сопротивляются двойному обучению из-за ряда переменных, таких как сопротивление изменениям, страх неудачи и чрезмерный контроль.
Блок Assumptions — Предположения и убеждения (Что нас подталкивает на совершение каких-либо поступков)
-
Блок Goals — Цели, стратегии, действия
-
Single Loop Learning — Одинарная петля обучения
-
Results — Результаты и выводы
-
Double Loop Learning — Двойная петля обучения
-
Defensive — Защитная реакция
Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.
Как превратить негативный опыт в положительный
Как правило, ошибки связывают с негативным опытом, однако при правильном их анализе он может трансформироваться в положительный. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки неизбежны — они и есть суть процесса. Джанет Меткалф, профессор Колумбийского университета, в своем исследовании доказала, что обучение через ошибки, сопровождаемое обратной связью, необходимо. Интересно, что положительные эффекты особенно заметны, если люди уверены в правильности своих действий: ошибки, совершенные с высокой степенью достоверности, исправляются легче, чем те, при совершении которых были некоторые сомнения. Корректирующая обратная связь имеет решающее значение. Терпимость к ошибкам способствует активному обучению и стремительному росту.
В своей статье «Learning from Mistakes» ученые Данте Чиалво и Пер Бак изменили установку о том, что ошибки — это исключительно негативный опыт. Они показали, что благодаря правильному анализу ошибок наши когнитивные процессы улучшаются: мозг формирует новые синапсы (контакты между нейронами), которые позволяют совершать новые действия во избежание ошибок, и в то же время «исключает» старые. Эти выработанные улучшенные алгоритмы, в свою очередь, строят новые модели поведения.
В своем исследовании «Learning from Errors» профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джанет Меткал отметила, что студентам необходимо концентрироваться на ошибках, разбирать их в процессе обучения и ни в коем случае не игнорировать, иначе останутся пробелы в знаниях. При этом важно правильно дать обратную связь. Недостаточно просто признать ошибку. Даже если действие невозможно исправить, его необходимо проанализировать.
Принцип проб и ошибок: метод обучения?
Автор:
Peter Berry
Дата создания:
16 Июль 2021
Дата обновления:
2 Июнь 2023
Содержание
- Определение: Как работает принцип проб и ошибок?
- Возможное использование: множество возможностей путем проб и ошибок.
- Преимущества: поэтому стоит попробовать
- Ты многому учишься
- Ты быстрее
- Они исключают неправильные вещи
- Вы создаете инновации
- Советы: так работает принцип проб и ошибок
- Допускать ошибки
- Установить критерии
- Просто начни
- Отрегулируйте испытания
- Запишите результаты
Известная поговорка гласит: Попытка делает тебя умным. Однако на практике его используют лишь немногие. Принцип проб и ошибок. Вместо этого люди думают взад и вперед вечно, пока не будет выбран единственный путь, который в конечном итоге будет реализован. Обидно, ведь методом проб и ошибок можно многому научиться. Многие просто не решаются на это, потому что ошибки и неудачи имеют плохую репутацию. Неправильно! Вот как работает метод проб и ошибок, и как вы можете использовать его, чтобы учиться и находить решения …
Определение: Как работает принцип проб и ошибок?
Принцип проб и ошибок был впервые введен Гербертом С. Дженнингсом и Оливером У. Холмсом в начале 20 века. Первоначально использовавшийся в биологии, он назывался на английском языке Методом проб и ошибок известные методы адаптированы в разных областях.
Американский бихевиорист Эдвард Ли Торндайк придумал принцип проб и ошибок в формировании кондиционирования как форму Методика обучения и разработка решений.
Метод очень прост: чтобы решить проблему, будьте многочисленные попытки (Испытания), в которых отслеживается и измеряется достижение целей. Если попытка не приносит желаемого результата, она отклоняется как ошибка. Эти шаги выполняются с новыми альтернативами до тех пор, пока попытка не увенчается успехом и желаемая цель не будет достигнута.
За принципом стоит основная идея: Люди учатся на ошибках. Активно пробуя и выясняя, что не работает, мы постоянно учимся и приближаемся к цели. Каждый опыт, который у нас есть, содержит обучающий эффект на будущее, который приводит к лучшим решениям, действиям и результатам.
Каждый человек проходит очень практический пример принципа проб и ошибок в первые годы своей жизни. Именно так дети учатся ходить. Иди, падай, вставай, снова беги … Маленькие дети не составляют заранее план и не думают о том, как лучше всего действовать. Будет пробовать, пока не заработает. Метод проб и ошибок в чистом виде.
Возможное использование: множество возможностей путем проб и ошибок.
По общему признанию, принцип проб и ошибок не на все случаи жизни подходящее. Например, на экзамене не приветствуется, если вы сначала сделаете десять неудачных попыток, прежде чем он, наконец, сработает. Это лишь немного сокращает области применения, потому что во многих областях можно использовать девиз Попытка делает тебя умным многому научиться.
Например, на работе бесконечное количество времени тратится на собраниях, где все теоретически останки. Стратегии разрабатываются, уточняются, адаптируются и расширяются, иногда в течение нескольких недель. Бесчисленные часы работы теряются до того, как произойдет первое настоящее действие. Будет ли это действительно работать, мы еще увидим позже.
По принципу проб и ошибок можно использовать одно и то же время Бесчисленные варианты проиграны и опробованы стали. Когда есть разные пути выбора или отсутствует четкая идея, вы можете попробовать свои силы в решении.
Чтобы уточнить, маленькая метафора: Представьте себе решение головоломки. Вы уже соединили несколько кусочков, теперь вам не хватает ровно одного фрагмента пазла посередине. Теперь вы можете навсегда проанализировать, как именно выглядит то, что вы ищете. Большой или маленький Округлый или прямой? С какой стороны детали нужен носик, а с какой — проточка?
Или вы можете использовать принцип проб и ошибок попробуйте остальные части по очереди пока не найдете нужный.
Преимущества: поэтому стоит попробовать
Есть разные способы обучения и решения проблем. Почему стоит выбрать принцип проб и ошибок? Метод обеспечивает несколько веские причины и преимущества:
-
Ты многому учишься
С каждой попыткой вы будете узнавать больше. Вы расширяете свой богатый опыт и можете использовать его в будущем. В то время как другие методы действуют только в одном направлении и извлекают только из него знания, гораздо больше можно узнать путем проб и ошибок.
-
Ты быстрее
Вышеупомянутая метафора головоломки уже показывает: попробовав, вы сможете получить желаемый результат быстрее, чем бесконечный анализ, который, в конце концов, остается теоретическим. Это преимущество особенно эффективно, когда количество альтернатив не слишком велико, а реализация отдельных вариантов не занимает много времени.
-
Они исключают неправильные вещи
Обучение и поиск решений в основном сосредоточены на желаемом результате. Забывают, что также желательно исключить неправильные действия. Таким образом, вы сразу узнаете, без чего вы можете обойтись, когда предпримете действия позже, и вам больше не придется иметь дело с ненужными вещами, которые, как было доказано, не работают.
-
Вы создаете инновации
Если вы ничего не пробуете, вы в конечном итоге будете делать только то, что делали всегда. С другой стороны, настоящие инновации рождаются методом проб и ошибок. Новые идеи должны быть реализованы и проверены, чтобы улучшить их — или снова отказаться от них.
Советы: так работает принцип проб и ошибок
Реализация принципа проб и ошибок в основном проста, но следует помнить о нескольких моментах. С следующие советы вы можете использовать метод наилучшим образом и достичь ожидаемых результатов.
-
Допускать ошибки
Без правильного мышления метод проб и ошибок невозможен. Вы должны быть готовы совершать ошибки и пробовать то, что не работает. Неудача — это не недостаток, это необходимый шаг. Не бойтесь ошибиться, рассматривайте это как возможность. Только совершая ошибки, можно научиться и приблизиться к желаемому результату.
-
Установить критерии
Чтобы оценить, была ли попытка успешной или была ли она объявлена ошибкой, требуются четкие и понятные критерии. Прежде чем начать, вы должны определить, как вы хотите измерить успех. Эти параметры должны оставаться одинаковыми для всех экспериментов. Вы также должны определить, когда цель считается достигнутой, то есть когда попытка приведет к желаемым результатам.
-
Просто начни
Звучит странно, но это важная часть принципа проб и ошибок. Здесь играет роль случай, иногда вы пробуете что-то наугад и внезапно сталкиваетесь с решением.
-
Отрегулируйте испытания
Метод проб и ошибок не означает, что вы немедленно и полностью отказываетесь от любого подхода, если он не приводит к стопроцентному достижению цели. Вам не нужно начинать с нуля каждый раз, когда вы пытаетесь. Учитесь на ошибках и используйте полученные знания. Внесите небольшие изменения в предыдущие попытки и скорректируйте свои действия.
-
Запишите результаты
Чтобы в долгосрочной перспективе извлечь пользу из знаний, полученных вами путем проб и ошибок, вам следует записать их. Это особенно рекомендуется на работе, чтобы в следующий раз не повторить те же обсуждения или повторить попытки, которые уже были идентифицированы как ошибки.
«Побеждает тот, кто пробует и не боится ошибаться», – так часто говорят. Однако часто страх совершить ошибку настолько сильно выражен, что рисковать попросту никто не решается. Метод проб и ошибок – это подход, который стремится предотвратить этот образ мышления и учит не бояться провалов.
Будь как ребёнок
Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels
Вместо того, чтобы всегда быть на 100 процентов уверенной в успехе, просто попробуй что-то сделать: это в любом случае принесет положительный результат. Это означает не просто бессмысленные попытки, а прохождение различных путей для точной настройки своих действий до тех пор, пока проблема не будет решена. Возможно, придется повторять много раз.
Дети до сих пор учатся интуитивно и через игру. Малыш будет падать, но все равно карабкаться на горку, пока не сможет влезть наверх. Многие люди теряют этот игривый подход в течение своей жизни.
Метод проб и ошибок – это, так сказать, отношение, которое проявляется не только в профессиональной жизни и показывает, как все люди справляются с неминуемыми провалами.
Определение проб и ошибок: как разрешить себе допускать ошибки
Методом проб и ошибок предпринимается попытка решить проблемы, пробуя различные способы как возможные решения и таким образом достигая цели. Возникающие в результате сбои оцениваются как часть решения и охотно принимаются, поскольку преимущества считаются весьма большими.
Метод поиска наилучшего способа решения проблемы подразумевает необходимость идти разными путями и, таким образом, постепенно устранять ошибки и источники своих недочетов.
Метод проб и ошибок по Торндайку
Метод проб и ошибок можно также использовать как синоним «ударил» и «промахнулся», осознавая, что потом снова «ударил». Это подход, в котором изначально учитываются неудачи. Не как заявленная цель, а как реальная возможность. Тем не менее, сначала нужно что-то попробовать и от души верить успех – бывает так, что все удается с первой попытки.
Метод проб и ошибок также используется в электротехнике, когда происходит обмен программными и аппаратными компонентами в поисках источников ошибок до тех пор, пока причина не будет устранена. Он также тесно связан с методом грубой силы (или перебора), который описывает процедуру в компьютерных науках, криптологии и теории игр, основанную на упорном и часто продолжительном испытании всех возможных случаев.
Когда дело доходит до внедрения чего-то нового психологи рекомендуют освоить культуру долгосрочного планирования: исходя из предварительных соображений, делается первая попытка заранее устранить возможные источники ошибок. В конечном итоге это приводит к созданию более надежных продуктов и достижения стабильных положительных результатов.
Существует и другой подход к использованию метода: если у человека есть конкретные идеи предложения, под контролем специалиста он может очень быстро их реализовать. Однако на промежуточных этапах всегда есть пауза, обсуждение и корректировка. То есть планирование – обязательная составляющая.
Фундаментальное принятие предложения и попытки напрямую искать возможные решения более актуальны для людей, которые точно знают, чего им нужно достичь.
Как достичь успеха в жизни методом проб и ошибок
Американский экономист Тим Харфорд в своих работах предлагает больше вариаций метода проб и ошибок. Его принципы могут быть интересны с психологической позиции. Например, он много пишет, что нужна готовность рискнуть пережить неудачу, потому что без нее никто никогда не добьется успеха.
Его тезис: самая большая и самая успешная программа решения проблем на сегодняшний день, а именно эволюция, использует этот принцип. То, что не работает, выбрасывается. С другой стороны, то, что явно действует хорошо, перенимают и дорабатывают другие.
Применительно к современному миру он понимает, что вызовы и проблемы становятся все более сложными. И именно здесь метод проб и ошибок окупается, потому что он намного эффективнее других подходов – независимо от того, в какой области он используется.
Харфорд сказал в интервью, что опыт проб и ошибок и последующее их исправление являются обучающей практикой, в отличие от требований делать все сразу и достигать успеха.
В конечном итоге любая ошибка дает возможность поискать другие пути. Намного легче в долгосрочной перспективе потерпеть неудачу, потому что не допускаешь никаких изменений или выбора.
В качестве примера можно привести психологические методы, поскольку они подбираются индивидуально под каждого клиента: то, что с конкретным человеком не работает, не имеет будущего, поэтому оно изменяется до тех пор, пока не будет соответствовать его проблеме или не будет полностью исключено. Главное понимать, что ошибки – это не всегда плохо.
Стремление к безопасности и перфекционизм замедляют процессы
Конечно, за классическим психотерапевтическим подходом часто стоит определенная доля перфекционизма: не делать ошибок, держать все под контролем – до тех пор, пока это не закончится максимальным ужесточением контроля. Проблема, однако, в том, что это мышление уже устарело. Такой подход слишком негибкий, слишком медленный.
С другой стороны, метод проб и ошибок обеспечивает более быструю адаптацию, поскольку вновь приобретенные знания внедряются напрямую. Этот метод также используется, например, в дизайн-мышлении, в котором многое проверяется в рамках разработки прототипа. Здесь также неудача рассматривается как возможность: человек получает указание на то, что нужно изменить.
Но дело не только в эффективности или устранении неполадок: метод проб и ошибок является частью многих творческих направлений и вносит значительный вклад в инновации в любой сфере жизни. Больше всего этому соответствует фраза о том, что гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда.
Это понимают ученые – в конце концов, они изобретут и запатентуют то, что нужно. Но в действительности им придется достаточно повозиться. Люди же увидят только конечный результат, а об ошибках, скорее всего, не узнают.
Метод проб и ошибок в обучении
Конечно, метод проб и ошибок не может означать, что человек предпринимает совершенно бессмысленные действия – всему есть определенные пределы. Никто не хочет слышать, как хирург говорит во время операции на сердце, что он просто хочет попробовать новый способ, чтобы увидеть, работает ли он.
Тем не менее, метод проб и ошибок – критически важный подход к обучению. Это хорошо известная попытка Эдварда Ли Торндайка. Американский психолог запер голодных кошек в клетке. Они пытались сбежать из тюрьмы, прижимались к решетке, цеплялись за нее и в какой-то момент случайно нажали кнопку, открывшую клетку.
Они подошли к своей еде – не сразу, но смогли. Эта попытка повторялась несколько раз, в результате чего в какой-то момент кошки запоминали, что им делать. После того, как их снова заперли, животные сразу и без сомнения знали, как использовать механизм, запирающий клетку, чтобы сбежать. Жестоко по отношению к милым котикам, зато иллюстрирует, как много нужно работать.
Таким образом, успех метода проб и ошибок в определенной степени зависит от случая, но полученные знания впоследствии используются целенаправленно.
Архив материалов |
|
Календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мини-чат |
https://yadi.sk/i/6xFBY5w1vA6p2g |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Метод проб и ошибок.
Рассмотрение методов мы, конечно, начнем с метода проб и ошибок.
Этот метод еще называют методом перебора вариантов. В шутку говорят:
«Перебор вариантов еще не самое худшее, хуже, когда предлагается всего
один вариант!» Для примера решим задачу. Анаграммами «дорогвон» и
«невежа» зашифрованы названия двух известных городов. Что это за города?
Проследите, что вы начали делать? Наверняка начали перебирать слоги и
буквы. Это и есть МПиО. (Ответ: Новгород и Женева.)
Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда
ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит,
слушает — накапливает образы и понятия, ищет связи между своими
действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт
(на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным
видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает
работать «здравый смысл» — толковый, рассудительный, трезвый,
«взрослый».
Здравый смысл — это наша логичность, умение анализировать. Здравому
смыслу, мышлению по аналогии и по ассоциации посвящены специальные
разделы книги.
Есть задачи, которые иначе как перебором вариантов не решить.
Например, такая: дано пять стаканов с бесцветной жидкостью, внешне
совершенно одинаковых. Известно, что сливание двух каких-то жидкостей
дает смесь красного цвета. Как найти эту пару жидкостей? Придется
переливать наугад. В этой задаче нет творчества. Единственное, что можно
сделать, это исключить повторные сливания: пронумеровав стаканы,
определим общее число переливаний без повторов по формуле сочетаний (в
данном случае из пяти по два находим, что число таких сочетаний равно
десяти) и составим таблицу сочетаний. Может быть, конечно, повезет и
понадобится менее десяти переливаний.
Или такая простенькая задачка: приведите примеры, когда количество
букв в названии числа равно самому числу. Начали перебирать: один, два,
ТРИ! — (годится), четыре… Найдите и другие совпадения.
Решите старинную задачу.
Представьте, что вам дали два кувшина сложной формы емкостью 9 л и 4
л и попросили из большой бочки отлить 6 л дорогого вина, не больше и не
меньше. Других сосудов нет. А теперь последите за своим мышлением! Что
вы начали делать? По всей вероятности, вы начали мысленно наполнять и
переливать из кувшина в кувшин вино — это тоже МПиО. Получить 6 л, вылив
в 9-литровый кувшин 4 л и еще 2 л, наполнив 4-литровый кувшин до
половины, нельзя по условию задачи — кувшины сложной формы.
Если не решили методом пробных переливаний, воспользуемся здравым
смыслом. Он говорит, что самый простой способ получить 6 л — это слить 3
л из наполненного 9-литрового кувшина. Но куда? А это уже другая
задача. И более простая! Другого сосуда, кроме 4-литрового кувшина, у
нас нет, значит, надо сделать так, чтобы в 4-литровом кувшине был 1 л
вина. А это уж совсем простая задачка: надо наполнить 9-литровый кувшин и
слить из него два раза по 4 л, а оставшийся литр вылить в 4-литровый
кувшин (9-4-4 = 1). Когда в 4-литровом кувшине окажется 1 л, надо
вторично наполнить 9-литровый кувшин и слить из него 3 л (9-3 = 6).
Задача решена.
Решим еще несколько задачек, чтобы накопить кое-какой опыт, подвести итоги и сделать некоторые обобщения.
1. На столе стоят опрокинутыми пять одинаковых фарфоровых чашек.
Известно, что под одной из них — орех. Определите, под какой чашкой
орех? Ясно, чтобы надежно определить, под какой чашкой орех, надо
поднять 4 чашки. Но, может, и повезет, и орех окажется под первой же
поднятой чашкой.
2. Возьмите 12 спичек и выложите из них 4 одинаковых квадрата.
Переложите спички так, чтобы получилось три таких же квадрата. Отметьте,
с чего вы начали решать? Сразу начали перекладывать (МПиО) или сначала
подумали (здравый смысл)? 3. А вот задачка, над которой без здравого
смысла придется долго мучиться, перебирая варианты. Расставьте
недостающие цифры в квадрате так, чтобы их сумма по всем направлениям
была равна 9.
Метод проб и ошибок.
Рассмотрение методов мы, конечно, начнем с метода проб и ошибок.
Этот метод еще называют методом перебора вариантов. В шутку говорят:
«Перебор вариантов еще не самое худшее, хуже, когда предлагается всего
один вариант!» Для примера решим задачу. Анаграммами «дорогвон» и
«невежа» зашифрованы названия двух известных городов. Что это за города?
Проследите, что вы начали делать? Наверняка начали перебирать слоги и
буквы. Это и есть МПиО. (Ответ: Новгород и Женева.)
Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда
ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит,
слушает — накапливает образы и понятия, ищет связи между своими
действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт
(на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным
видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает
работать «здравый смысл» — толковый, рассудительный, трезвый,
«взрослый».
Здравый смысл — это наша логичность, умение анализировать. Здравому
смыслу, мышлению по аналогии и по ассоциации посвящены специальные
разделы книги.
Есть задачи, которые иначе как перебором вариантов не решить.
Например, такая: дано пять стаканов с бесцветной жидкостью, внешне
совершенно одинаковых. Известно, что сливание двух каких-то жидкостей
дает смесь красного цвета. Как найти эту пару жидкостей? Придется
переливать наугад. В этой задаче нет творчества. Единственное, что можно
сделать, это исключить повторные сливания: пронумеровав стаканы,
определим общее число переливаний без повторов по формуле сочетаний (в
данном случае из пяти по два находим, что число таких сочетаний равно
десяти) и составим таблицу сочетаний. Может быть, конечно, повезет и
понадобится менее десяти переливаний.
Или такая простенькая задачка: приведите примеры, когда количество
букв в названии числа равно самому числу. Начали перебирать: один, два,
ТРИ! — (годится), четыре… Найдите и другие совпадения.
Решите старинную задачу.
Представьте, что вам дали два кувшина сложной формы емкостью 9 л и 4
л и попросили из большой бочки отлить 6 л дорогого вина, не больше и не
меньше. Других сосудов нет. А теперь последите за своим мышлением! Что
вы начали делать? По всей вероятности, вы начали мысленно наполнять и
переливать из кувшина в кувшин вино — это тоже МПиО. Получить 6 л, вылив
в 9-литровый кувшин 4 л и еще 2 л, наполнив 4-литровый кувшин до
половины, нельзя по условию задачи — кувшины сложной формы.
Если не решили методом пробных переливаний, воспользуемся здравым
смыслом. Он говорит, что самый простой способ получить 6 л — это слить 3
л из наполненного 9-литрового кувшина. Но куда? А это уже другая
задача. И более простая! Другого сосуда, кроме 4-литрового кувшина, у
нас нет, значит, надо сделать так, чтобы в 4-литровом кувшине был 1 л
вина. А это уж совсем простая задачка: надо наполнить 9-литровый кувшин и
слить из него два раза по 4 л, а оставшийся литр вылить в 4-литровый
кувшин (9-4-4 = 1). Когда в 4-литровом кувшине окажется 1 л, надо
вторично наполнить 9-литровый кувшин и слить из него 3 л (9-3 = 6).
Задача решена.
Решим еще несколько задачек, чтобы накопить кое-какой опыт, подвести итоги и сделать некоторые обобщения.
1. На столе стоят опрокинутыми пять одинаковых фарфоровых чашек.
Известно, что под одной из них — орех. Определите, под какой чашкой
орех? Ясно, чтобы надежно определить, под какой чашкой орех, надо
поднять 4 чашки. Но, может, и повезет, и орех окажется под первой же
поднятой чашкой.
2. Возьмите 12 спичек и выложите из них 4 одинаковых квадрата.
Переложите спички так, чтобы получилось три таких же квадрата. Отметьте,
с чего вы начали решать? Сразу начали перекладывать (МПиО) или сначала
подумали (здравый смысл)? 3. А вот задачка, над которой без здравого
смысла придется долго мучиться, перебирая варианты. Расставьте
недостающие цифры в квадрате так, чтобы их сумма по всем направлениям
была равна 9.
Используем цепное правило: «Операцию, которая приводит к
однозначному ответу (без вариантов), надо делать сразу». Без вариантов
заполняется второй столбец. В нижнюю строчку вписываем 0, в левый нижний
угол 5. А потом? Придется подобрать цифры в оставшиеся четыре пустые
клетки. Начать лучше с первой строки, так как вариантов тут меньше (3).
9-6 = 1+2.
Ставим в левый верхний угол 1, а в правый 2. Тогда в пустые клетки
среднего ряда надо вписать две тройки. Задача решена. Кстати, она
решается, если в левый верхний угол вписать 2.
4. В США имеются монеты достоинством 1, 5, 10, 25 и 50 центов. Как
набрать 1 доллар из 13 монет? 1 доллар равен 100 центам. Для этой задачи
известны, по крайней мере, три варианта решения. Найдите их.
Перечислим преимущества и недостатки МПиО и подведем некоторые итоги.
Достоинства МПиО:
1. Этому методу не надо учиться.
2. Методическая простота решения («А что, если попробовать сделать так?…»).
3. Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).
4. Учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах.
5. Вообще говоря, с каждым новым решением человек «становится умнее». Не случайно говорят, что на ошибках учатся.
Мы знаем, что учиться надо и на ошибках, и на успехах, и на победах, и на поражениях, своих и чужих.
Перебрать 1000 вариантов решений невозможно, но не надо считать
позорным перебор вариантов, если их не много: 4-5-6… до 10.
Недостатки метода проб и ошибок. Обратите особое внимание на
приведенные ниже недостатки, далее мы будем рассматривать много методов
мышления, и все они будут исключать или уменьшать эти недостатки.
1. Плохо решаются задачи средней сложности (более 20-30 проб и
ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и
ошибок). Согласитесь, трудно предложить даже более 10 разных решений.
Вспомните, был ли случай в вашей практике, когда, решая
какую-нибудь, даже серьезную проблему, вы предложили более 20 различных
вариантов решений? Тем более это трудно, если вы думали в одиночку.
Если не верите — предложите 20 способов передачи простейшего сообщения (да — нет) на расстояние в полкилометра.
Я начну: дым костра, трембита, барабан, шест с флагом, забраться на
дерево, веревка длиной 0,5 км, выстрел из ружья, почтовый голубь,
собака…
А вот дети, у которых специально развивали воображение, предлагали
более 20 способов. Почему? Потому что они умели управлять своим
мышлением и не боялись фантазировать!
2. Нет никаких помощников мышления — приемов решения задач.
3. Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Мы не
знаем, как мы думаем. Мы не знаем, как нам в голову приходят новые
варианты решений. Идет довольно хаотичный перебор вариантов.
4. Неизвестно, когда придет хорошая идея и придет ли вообще.
5. Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда
прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное
решение?
6. Требуются большие волевые усилия и большие затраты времени при решении трудных задач.
7. МПиО часто дает усложненные, неоптимальные решения.
Считается, что для МПиО выполняется правило: «первое пришедшее в
голову решение — слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек
старается поскорее освободиться от неопределенности и «брякает» то, что
пришло в голову первым. МПиО сравнивают с ловлей мячика с закрытыми
глазами или в темноте. Повезет — не повезет, придет хорошее решение — не
придет хорошее решение. Чаще всего мы начинаем решать любые задачи,
используя метод проб и ошибок. И только если решить с ходу не удается,
мы обращаемся к другим методам, если, конечно, ими владеем. «Чем шкура
красивей, тем охотник хитрей».
Вследствие своей врожденности, способ мышления методом проб и
ошибок очень консервативен, трудно поддается изменению и переучиванию.
Это последнее обстоятельство надо учитывать и сознательно прикладывать
волевые усилия (и немалые!), заставляя себя осваивать другие, более
эффективные методы мышления. Эффективность МПиО (число вариантов,
быстроту и силу решений…) увеличивают использованием рассуждений на
основании здравого смысла и напряжением мышления.
Напряжение мышления — это преодоление несоответствия между
какой-либо потребностью, желательностью действия и ее удовлетворением,
это недовольство ситуацией и желание исправить положение, что заставляет
думать и действовать.
Можно составить своеобразную формулу нашего обычного мышления: Перебор вариантов + Здравый Смысл + Напряжение мышления.
Но основной недостаток МПиО заключается в том, что отсутствуют
какие-либо более-менее надежные «помощники»: приемы, методики или
способы, помогающие решать задачи, помогающие «прорваться» в подкорку и
извлечь оттуда сильное решение.
Здравый смысл.
Что такое здравый смысл и чем он отличается от логики? Как
отмечалось, здравый смысл — это логические операции в повседневной
жизни, интуитивные суждения, это умение делать правильные выводы на
основе недостаточно формализованного практического опыта, в условиях
нечетких значений слов.
Можно сказать, что здравый смысл — это рационализм, умение
принимать обдуманные, рациональные решения, в отличие от иррационального
мышления — нелогичного, непонятного, необъяснимого на разумной основе.
Чем отличается строгое научное мышление от обычного, житейского —
здравого смысла? Если здравый смысл построен на принципе интуитивной
очевидности (это каждому дураку ясно!), то строгое логичное мышление
построено на полной доказательности каждого положения, каждого шага,
каждого суждения и вывода. Поэтому его называют научным, логическим.
Житейские суждения могут основываться на доверии к человеку, на
симпатиях, на догмах, на правдоподобных рассуждениях, на лукавой
заинтересованности, на привычках и обычаях, даже на преднамеренной лжи —
то есть на основаниях, весьма далеких от достаточных, чтобы быть
логически верными.
Отсюда вытекает, так сказать, «совет здравому смыслу» — ищи строгий
научный закон, на который можно было бы смело опереться. А это нечто
иное, как законы формальной логики.
Поэтому здравый смысл может дать досадные осечки.
1. Ответьте, например, на такой умозрительный вопрос: если земной
шар и грецкий орех мысленно обтянуть нерастяжимыми нитями, а потом одну и
другую нити удлинить на десять метров и опять обтянуть земной шар и
орех, то в каком случае зазор (провисание) будет больше? Здравый смысл
говорит, что в случае с грецким орехом. Ибо на такой огромной длине
окружности земного шара равной 40 000 000 м удлинение на 10 метров
просто не будет заметно (0,000025 %).
А теперь посчитаем. Длина окружности земного шара Lз = 2nRз, откуда
Rз = Lз/2n. Длина окружности ореха Lо = 2nRо, откуда Rо = Lо/2n.
Увеличенная на 10 м длина окружности земли равна Lз+10 м = 2nRзу,
откуда Rзу = (Lз+10 м)/2n. Увеличенная на 10 м длина окружности ореха
Lо+10 м = 2nRоу, откуда Rоу = (Lо+10 м)/2n. Теперь найдем искомые
зазоры: Rзу-Rз = (Lз+10 м)/2n-Lз/2n = 10 м/2n = 1,6 м; Rоу-Rо = (Lо+10
м)/2n-Lо/2n = 10 м/2n = 1,6 м!!! Столь странный результат вытекает из
постоянства отношения длины окружности к своему радиусу L/R = 2n.
2. Очевидно, что через точку на плоскости можно провести одну и
только одну прямую, параллельную заданной. Этому нас учили в школе. Так
утверждал еще в III веке до н. э. великий греческий математик Евклид.
Через 21 век(!) другой великий математик, Н. И. Лобачевский, совершил
переворот в геометрии, доказав, что это не так, что через точку можно
провести много прямых, параллельных исходной. Это привело к отличию
многих теорем геометрии Лобачевского от аналогичных теорем геометрии
Евклида. Например, сумма углов треугольника меньше 180°, подобные
треугольники всегда равны между собой…
3. Согласно здравому смыслу, заливать пожар холодной водой
эффективней, чем кипятком. Однако это не так. Удельная теплота
парообразования много больше удельной теплоты нагревания.
4. Вряд ли на основании здравого смысла можно сказать, что диапазон
слышимости человека от едва слышимого звука до невыносимого по своей
громкости равен триллиону (числу с 12 нулями).
Несколько примеров правильных поступков, с позиций формальной
логики (инструкций), но противоречащих здравому смыслу, что нередко
приводит к глупости.
* В одном из павильонов научно-исследовательского института, где размещалась научная аппаратура, возник пожар.
Огнетушителей в павильоне не оказалось, и люди побежали в главный
корпус института. Показали свои пропуска на проходной, взяли
огнетушители и хотели идти тушить пожар, который, кстати, был хорошо
виден из проходной. Однако не тут-то было, охрана потребовала предъявить
пропуска на вынос материальных ценностей(!). Начальник охраны горячо
поддержал своих бдительных вахтеров и пригрозил оружием. Только
вмешательство генерального директора пресекло глупость, но для тушения
пожара уже пришлось вызывать специалистов со шлангами, насосами и
лестницами.
* Врач прописал больному, страдающему бессонницей, таблетки и
попросил медсестру давать таблетки через каждые два часа. Придя к
больному в очередной раз, сестра увидела, что больной крепко спит.
Сестра его с трудом разбудила и заставила принять таблетку!!!
* Машенька написала в тетради «што» вместо «что».
Мама замечает:
— Ты же знаешь, как надо писать.
— А кого мы обманываем? Говорим «што», а писать надо «что»!
Тренинг здравого смысла.
Прекрасным тренингом здравого смысла является решение задач на смекалку.
1. Мама испекла кулич и дочка испекла кулич, из того же теста и
точно совпадающий по форме с маминым, но его размеры в три раза меньше.
Мамин кулич весит 1 кг, сколько весит кулич дочери?
2. Чему равна сумма чисел натурального ряда? 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 +
Е = ? Здравый смысл совершенно правильно говорит — бесконечности.
3. А чему равна сумма убывающих правильных дробей? 1/2 +1/3+1/4+1/5+1/6+Е = ?
4. Чему равна сумма убывающих дробей такого ряда?
1/2+1/4+1/8+1/16+1/32+Е = ? Здравый смысл говорит — надо спросить
математиков.
5. Решим такую задачку.
Можно ли написать пять нечетных цифр, таким образом, чтобы в сумме получить 14?
Ответы.
1. Здравый смысл вроде бы говорит — 333 г. Трудно поверить, но он
весит менее 40 г. Для проверки посчитаем. Чтобы найти массу, надо объем
умножить на плотность. Плотность у обоих куличей одинакова. Пусть кулич
дочки имеет размеры 1x*1x*1x = 1x, тогда мамин кулич 3x*3x*3x = 27x.
Если 1кг разделить на 27, то получится 37 г.
3. Бесконечности!
4. Математики говорят, что сумма приведенного ряда равна 1!
5. Что мы начинаем делать? Пытаемся подобрать нечетные цифры. 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25.
Первая догадка: несколько цифр должны быть одинаковыми. 1 + 3 + 5 + 3 + 1 = 13.
Вторая догадка: сумма нечетного числа нечетных цифр никогда не
может быть четным числом. «Спасительная» мысль: эта задача не решается! А
если не сдаваться? Вчитаемся в условия задачи. Что они не запрещают?
Они не запрещают, как угодно комбинировать, необязательно складывать,
пять каких-то нечетных чисел, среди которых могут быть одинаковые.
Третья догадка: 11+1+1+1 =
Нам удалось вырваться из стандартной ситуации, когда знания есть, а задачу не решить. В чем дело? Не можем догадаться.
Одним из недостатков здравого смысла является то, что он ставит вне закона фантазию и вообще «дикое мышление».
Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.
Описание способа
Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.
Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).
Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.
Метод в мировой истории
Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.
Описание способа
Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.
Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).
Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.
Метод в мировой истории
Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.
Степени трудности
У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.
Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.
Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.
Преимущества метода
Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.
Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.
Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.
Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.
Недостатки метода
С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.
В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.
Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.
Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.
При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.
Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.
Автор метода проб и ошибок
Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.
В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.
Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.
Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.
Недостатки метода
С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.
В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.
Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.
Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.
При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.
Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.
Автор метода проб и ошибок
Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.
В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.
Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.
Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.
Исследования Торндайка
Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.
Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.
Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.
Решение задач методом проб и ошибок
Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.
В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.
Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.
Применение способа в математике
Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.
Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.
Пример практической задачи
Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.
Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.
Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.
Получаем следующее уравнение:
24 – 4 – 4 = 16
16 делим на 2 = 8
8 см – это ширина.
Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + = 24.
В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.
Решение задач методом проб и ошибок
Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.
В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.
Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.
Применение способа в математике
Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.
Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.
Пример практической задачи
Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.
Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.
Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.
Получаем следующее уравнение:
24 – 4 – 4 = 16
16 делим на 2 = 8
8 см – это ширина.
Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + = 24.
В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.
Теория решения изобретательских задач
В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.
Выводы
Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.
Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.
Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.
Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.
Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.
Художники используют данный способ для поиска вдохновения.
Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.