Дословно не помню, но любимая фраза толстого несет примерно такой смысл: люди совершают ошибки, делают выводы, снова бросаются вперед и снова совершают ошибки, перерождаясь и возвышая свою душу. Ошибки позволяют нам узнать все грани этой жизни. Человек, не познавший поражения и не принявший его, не сможет стать лучше. Толстой любит своих героев, поэтому отправляет их «на грабли», чтобы их души засияли еще ярче прежнего, позволяя им познать истинное значение любви, дружбы благородства. (примером может служить князь андрей болконский, который узнав о предательстве своей возлюбленной натали долгое время не мог простить девушку, не смотря на совет своей сестры простить наташу. Он хотел отомстить курагину, который практически увел у него ростову, но в конце концов осознал истинную силу прощения, оказавшись с умирающим анатолем на соседних койках. Простил он и наташу, осознав, что любит ее еще сильнее, но произошло это, к сожалению слишком поздно. После оповещения натали о в своих чувствах, андрей умирает)
Оцени ответ
Ни для кого не секрет, что роман-эпопея «Война и мир» изобилует огромным множеством персонажей самых разных мнений, сословий и времён. Всего в произведении более пятисот героев. Однако наиболее значимыми как для читателя, так и для самого автора являются всего двадцать. Каждый из них по праву может называться настоящим человеком, но куда более интересно узнать, кто любимый герой Толстого в романе «Война и мир». Позиция автора может дать немало важных ответов.
Оглавление:
- Идеал может совершать ошибки
- Дружба Андрея и Пьера
- Любимая героиня
Идеал может совершать ошибки
В этом романе Л. Н. Толстой затрагивает самые разные темы и проблемы, актуальные до сих пор, среди которых немаловажную роль играет образ идеального человека, исполненный некоторыми персонажами произведения. К числу таковых можно отнести:
- Пьер Безухов. Герой, совершающий обилие серьёзных ошибок на пути к становлению личности, длительное время живёт в заблуждениях и «неправильно» влачит существование, как он позже себе признаётся.
- Андрей Болконский. Человек, который, как и Пьер, в какое-то время полностью поменял своё мнение о жизни, стал смотреть на происходящее иначе и думать о своих прошлых взглядах, как об ошибочных, не имеющих настоящей ценности.
- Наташа Ростова. Героиня, прошедшая огромный путь от беззаботной и, возможно, ветреной девочки до любящей жены и матери.
Эти герои, несмотря на какие-то явные и не очень недостатки, могут считаться «идеальными» или близкими к этому идеалу.
Писатель показывает, что эталонный человек, так же как и любой другой, может совершать ошибки, потому что он, в первую очередь, человек; скорее, даже должен, так как благодаря ошибкам человек растёт и совершенствуется, становится лучше, чтобы больше таких ошибок не повторять.
Любящий автор
Неизвестно, был ли для Толстого выбор любимого героя сложным, однако с уверенностью можно сказать, что любит он практически всех своих героев: каждый из них по-своему особенный, каждый к чему-то стремится и делает что-то полезное для мира, чего не скажешь об отрицательных героях произведений классика.
Например, Анна Павловна Шерер и целая семья Курагиных в романе «Война и мир» предстают действительно негативными персонажами. Их моральные устои и нравственные рамки очень скудны, если, вообще, имеются; они, определённо, выступают отрицательными персонажами, однако можно ли сказать, что эти герои нелюбимые у Толстого?
Скорее всего, нет, так как проработанный образ гнилого человека для автора не менее важен, чем образ положительного деятеля. Это не говорит, что писатель одобряет действия тёмного персонажа, это говорит лишь о том, что герои произведения для литератора что-то вроде детей, которые могут быть неидеальными, но при этом любимыми своими творцами.
Но есть в романе один образ, который неизвестно зачем страдает больше остальных.
Этот герой больше всех испытывает несправедливость на собственной шкуре, учитывая то, что он является вполне себе хорошим человеком. Зовут этого героя Соня Ростова.
Образ Сони Ростовой
Соня Ростова воспитывалась графом Ильёй Андреевичем и графиней Натальей. Эта девушка играет в романе роль второго плана, ей уделяется значительно меньше времени, чем, к примеру, её сводной сестре, Наташе, однако это не означает, что её образ менее интересный и важный для читателя. Л. Н. Толстой находит место проработке этого персонажа и делает Соню полноценной частью огромного замысла всего сочинения.
Образ этой героини заключается в том, что она привыкла жить для других, она может поступиться личным счастьем для близких людей; Соне кажется, что мир работает по определённым правилам, которые все, как она, соблюдают, но это не так. Возможно, на примере этого персонажа автор хотел показать, что по-настоящему хорошие и добрые люди зачастую несчастливы, но это не совсем так, ведь читатель видит и Наташу Ростову, и Пьера Безухова, которые всё-таки находят своё счастье.
Скорее, Толстой хотел показать, что человек должен уживаться с миром и другими людьми, не забывая про себя самого, — Соня Ростова привыкла отдавать своё счастье другим, как, например, она смирилась с невозможностью отношений с Николаем и отпустила его, поэтому она несчастлива.
Стоит понимать, что примером Сони Ростовой Л. Н. Толстой показывает, что жизнь может быть несправедлива и жестока по отношению к хорошим людям. И при этом писатель подталкивает читателя к тому, что нужно бороться за счастье, игнорируя отсутствие объективно честных правил в жизни, ведь иногда только так можно добиться счастья.
Понимание того, что к числу наиболее значимых персонажей романа для автора относятся Андрей, Пьер и Наташа приходит достаточно быстро. Стоит только обратить внимание на то, с какой детализацией писатель рассказывает об этих героях, становится понятно, что именно они и есть ключевые фигуры произведения.
Ни Наполеон, ни Кутузов или император Александр Первый, а простые и близкие читателю и самому автору люди.
Дружба Андрея и Пьера
Наиболее запоминающиеся персонажи романа, Андрей Болконский и Пьер Безухов, показывают вместе и по отдельности гигантский путь становления личности, который, по мнению Толстого, рано или поздно, проходит каждый сознающий жизнь человек.
Эти герои безостановочно меняются на протяжении всего произведения, и их примером автор доказывает, что человек — это «текучее вещество», которое постоянно приобретает новую форму.
Л. Н. Толстой показывает, что люди никак не могут быть исключительно хорошими или плохими, так как они живые и способны думать, размышлять и анализировать.
Но, несмотря на отсутствия «главной» черты в характере героев (положительной или отрицательной), Пьер и Андрей всё равно смогли представить читателю некие образы, которые сам писатель собрал с реальных людей.
Князь Болконский
Андрей Болконский является более близким к некоему объективному человеческому идеалу, чем другие, по крайней мере, на первый взгляд. Он умён, красив, справедлив, добр и честен; Андрей строг к себе, он постоянно находится в работе над собой. Казалось бы, эталонный персонаж, однако человек не может быть везде хорош, без негативных черт.
Вскоре узнаётся, что Болконский в какой-то степени играет роль «совершенства», особенно ярко это можно проследить в его стремлениях обрести всенародную славу и признание, ради которых он, по его же словам, готов «отдать свою семью».
Но с течением времени Андрей сильно меняется, «взрослеет»; он начинает понимать, что раньше был во многом неправ, и теперь хочет любить жизнь по-настоящему так, как он полюбил её, глядя на небо над Аустерлицем.
Пьер Безухов
Этот герой, на первый взгляд, во многом противоположен Андрею: он в плохой форме, скромен, ленив и рассеян, но в то же время добр, честен и справедлив, как и Болконский. Однако главное его сходство с князем Андреем в том, что он тоже кардинально меняется с течением времени:
- После череды жизненных событий Пьер проходит путь от прожигающему жизнь наивного парня до глубоко мыслящего взрослого мужчины.
- Со временем герой начинает «знать и понимать больше, чем требуется человеку».
Пьер — один из любимейших героев Л. Н. Толстого не просто так, автор ассоциирует себя с этим человеком, Пьер писателю ближе всех остальных, так как он, в какой-то степени, является им.
И Андрей, и Пьер — это, в первую очередь живые люди, а не гротескные персонажи выдуманного романа.
Любимая героиня
Персонаж, который способен сразу же, на первых страницах с его участием, влюбить в себя читателя, — конечно, Наташа Ростова.
Это происходит далеко не просто так, ведь героиня является любимой у Льва Толстого. Эта девушка — олицетворение женственности для самого автора, он пишет о ней, как об идеале матери и жены. Но, несмотря на это, писатель не лишает Наташу недостатков, демонстрируя тем самым, что его героиня — настоящий, живой человек, способный ошибаться.
Любимая героиня Толстого на жизненном пути совершает немало ошибок, во главе которых предательство по отношению к Андрею, (герой романа любил девушку и видел в ней смысл жизни) но эти трудности, заблуждения и оплошности сделали её взрослым и сознательным человеком, знающим ценность жизни и любящим свою семью. Именно такой образ женщины представляется Л. Н. Толстому идеальным.
Характер героини далеко не идеален: она предстаёт перед читателем противоречивым и сложным человеком.
Также автор замечает, что внешность девушки весьма обычна, но её обаяние заключается в простоте и естественности, в её чистой любви к жизни и людям, ведь она готова пригласить любого попавшего в беду домой, независимо от положения в обществе. Подобные черты позволяют автору сделать из Наташи по-настоящему хорошего человека, который готов быть преданным и любящим членом семьи и родным для всех окружающих.
Большое уважение у писателя вызывает простота и наивность Наташи; она не привязана к рамкам социального положения или богатства и бедности — она готова любить людей такими, какие они есть.
Героиня способна на сильные поступки от сердца — это сильно выделяет её на фоне других людей, увязших в чинах, деньгах и высокомерных беседах. Она — настоящий человек, поэтому не полюбить этого персонажа невозможно.
«Война и мир» — одна из самых «густо населеных» романов мировой литературы. Тысяча лиц явяться читателю : одних мы увидим мельком за другими будим следовать по всем путям их романого бытия. Обьектом художественного осмысления автора является неотдельно взятая нация , а весь народ , нация. И центральные герои романа Толстого в своих поисках пути , в дерзание и смерение идут к обритению одного высшего замысла : слиянию со своим народом , отаждествлению с ним .
Принципиальное отличие художественного метада Толстого от художественного метада Достоевского втом что , что Толстой неищет истину со своими героями он ее начально знает . В сталкновение авторского знания и мучительных поисков и состоит пафас романа , ибо только с позиции высшего знания может автор безконечно глубоко иследовать психологию персонажей , анолизировать и обьявлять читателю деалектику человеческой души . И чем сложнее эта деалектика , чем глубже личность героя тем запутаней , мучительний его путь и тем ценее конечная победа истины над ложью.
«Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и тоже время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом , и мертвое , укаризненное лицо жены , и Пьер на пороме , и девочка, взволнованая красотою ночи , и эта ночь и луна и все это вдруг вспомнилось ему».
В театро ведении есть такой термин : зерно образа. Оно означает не что главное определяющее в персонаже. В зависимости оттого, что видиться актеру и режисеру зерном даного образа, они и трактуют роль. Для Толстого его герои не- персонажи , созданые его воображением , но люди , самостоятельные личности , каждого автор должен розгадать , прежде, чем этот герой предстанет литературным персонажем. Попробуем и мы вослед за Толстым разгадать его князя Андрея, постичь зерно его образа.
Итак лучьшие минуты жизни — что это? Для князя Андрея это минуты , когда он осазнает , что шел ложным , обманым путем, когда исчезает иллюзия и когда пред ним открывается возможносьть «наново перерешить свою жизнь». Для большинства людей крах илюзий — мгновения страшные, для князя Андрея — прикрасные , лучшие в его жизни. Ибо привыше всего он любит истину , к ней стремится. И каждый раз отрикаясь от ложного пути верит , что теперь он необманеться, теперь найдет свой истиный путь. Обратите внимание : ему падают в душу имено мгновения отричений былых ошибок , минуты очещения восраждений. За это и любит Толстой своего героя. Все любимые герои Толстого совершают страшные, трагические ошибки, но автору важно как они искупают свою вину, как сами себя судят по ошибкам.
На войну 1805 года Андрей идет , ибо устал от светского пусто словия, ибо ищет истиного дела. Но нетолько поэтому. Именно там на полях сражений сможет он упадобиться своему кумиру — Наполеону, найдет «свой Тулон». И с психологической и с исторической точек зрения очень очень важно , что Наполеон одновременно и враг князю Андрею и предмет покланения. Важно, так как дает психический анализ блужданий эпохи, романтизировавшей войну, воспивавшей завоевателей и восхещавшийся красивой смертью в поле боя. Для Толстого же война — лиш кровь и грязь, боль и вынужденое убийство себе подобных. К этой правдивости видет он своего героя : через все хитро сплетения военой компании 1805 года — на поле Аустерлица. В стремление князя Андрея реализоваться по образу и подобию кумира , повторить его путь , Толстому не навистно все и сам кумир и желание позабыться в чужой судьбе. И тогда к Андрею приходит ошоломляющее презрение.
Толстой лукав. Он даст молодому Болконскому все о чем тот мечтает, подарит ему повторение наполеоновского звезного часа. Как не когда не известный еще Буанопарте в битве при Арколе подхватил знамя ,и увлек за собой войска , князь Андрей в сражении при Аустерлице поднемает знамя. Но знамя это в мечтах нашего героя так гордо реявшее над головой , в реальности оказывается лишь тяжелой палкой , и ее трудно и не удобно держать в руках : «Князь Андрей опять схватил знамя и , волоча его за древко , бежал с батальоном». За этот то миг готов был князь Андрей готов сдать жизнь! Для Толстого само представление о красивой смерти в бою — кощунствено . Поэтому так резко , так оскорбительно описывает ранение своего героя : « Как бы со всего размаха крепкою палкою кто то из ближайших солдат как ему показалось ударил его в голову».
Бежал , волоча знамя за древко, упал , буд-то его ударили палкой… и все ради того , что бы маленький, толстый человек произнес над ним несколько напыщеных фраз?! Как это без смысла….
И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо — символ истины. И отрывистые , резкие фразы поражденые сумятицей сражения , сменяются величавым , медленным и глубоким повествованием «Как тихо и спокойно , совсем не так , как я бежал… Какже я не видал прежде этого высокого неба…».
Вслушайтесь каким торжественым гимном истине гремит отречение князя Андрея от обманного пути , от обальщений славой и ее живым воплащением Наполеоном. В замен былого кумира он приобретает высокие и вечные ценности , которых не знал прежде того : счастье простовато жить , возможность дышать , видеть небо — быть.
Князь Андрей попадает в плен , выздаравливает , возвращаится в Лысые Горы. Он едет к семье оставленой им потому что были «наполеоновские» свершения. К семье , которую любит теперь иначе, чем любил. Он уезал от женщины, глубоко ему чуждой , ставшей его женой лишь по молодому нидомыслию. Он бежал от нее. Возвращается же князь Андрей к своей жене , которую готов полюбить , с которой сазнательно хочет разделить, жизнь. Но возвращается слишком поздно. Вина перед Лизой остается не искупленной на века. Именно поэтому на мертвом лице жены князь Андрей читает : «Ах, что и за что вы со мной сделали…»… И страшная минута — то же среди лучших? Да, то же. Ибо сейчас князь Андрей делает еще один шаг от Наполеона.
Трагическое возвращение в Лысые Горы логический итог его наполеоновского пути . К новому витку своей жизни он приходит не только с истиной обретеной в небе Аустерлица , но и с обножоной душой , разтревоженной совестью. Горестное презнание говорит он Пьеру : « Я знаю в жизни только два действительные несчастья : угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол». Под Аустерлицем князь Андрей узнал великую истину — жизнь есть бесконечная ценость. Но это лиш часть истины. Не только болезнь и смерть — несчастье. Несчастье — и не спокойная совестливость. Перед битвой Андрей за минуту славы был готов отплатить любую цену. Теперь после смерти жены, князь Болконский знает : за свой каррикатурный Тулон он заплатил ее жизнью. И это знание навсегда отвратит его от какого либо идолопоклонства.
Отрекшись от так дорого стоившего ему честолюбия , князь Андрей отрекается и от активной жизни. Теперь его цель — не приносить людям зла. Затворничество , уход в себя , внешняя остановка… Но не в этом для Толстого та истинная , великая простота, к которой ведет он любимых своих героев. Обособление от мира , угрюмое ему противостаяние — да ведь это Наполеон в изгнании! И тогда к князю Андрею приезжает Пьер — Пьер , переживающий свой звездный час , вступивший в массонскую ложу захваченый новыми идеями по смыслу жизни. Его искренность , его живая энергия необходимы князю Андрею. Разговор на пароме о смысле бытия , о назначение жизни человеческой ворачивет князя в мир людей. И тогда становится возможной встреча с Наташей — еще не новая любовь для Андрея , но горячее желание слится с миром людей почуствовать себя вновь живым , деятельным , возродиться. Толстой позволяет себе абсолютно прямо линейную метафору: одинокий среди роспускающейся зелени силуэт дуба — и дуб зазеленевший , восоединившийся с окружающим миром. И сама прямо линейность этой метафоры, ее однозначная утелитарность доказывают как важна сейчас автору мысль об еденении человека с его эпохой, народом, мысль об естественой их не разрывности : настолько важна , что он готов даже погрешить против художественного вскуса лишь бы донести ее до каждого читателя. Все дальнейшее течение жизни князя Андрея сотрудничество и разрыв со Сперанским , любовь к Наташе , пересилившая эту любовь обида и новое очищеное и возвышенное чувство, все — лишь не прямой , но единственный , выбранный тогда путь к людям. Андрей будет еще ошебаться и заблуждаться , и по высшему счету оплатит за свои заблуждения — но так или иначе не померкнет передним небо Аустерлица , вечным укором и предостережением останется вопрос на мертвом лице жены, и не потускнеет образ девочки Наташи , стремящейся к слиянию с миром, к счастью общности со всем живым !
Что же такое опыт? Безусловно, каждый человек ответит на этот вопрос по — своему. Размышляя над этим определением, нельзя не согласиться с толкованием названного слова, данного в словаре Кузнецова, который говорит, что опыт — это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из жизни, практической деятельности человека. Но если все зрелые люди – опытные, можно ли сказать, что опытный человек никогда не ошибается? Если это так, почему же вокруг нас столько нелепостей, необдуманных поступков и предрассудков? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к художественной литературе.
Тема опыта и ошибок была интересна многим писателям и поэтам. Одним из них можно считать Л. Н. Толстого. Проанализируем его величайший роман » Война и мир». Один из главных героев произведения — опытный военачальник Андрей Болконский. Он желает стать бравым воином и известным человеком. Не удивительно, ведь его кумир — Наполеон Бонапарт. Чтобы добиться своего, Андрей Болконский стремится оказаться в опасных местах сражений, не жалея своей жизни, хотя у него есть семья, которая нуждается в нем. Отношение Андрея к Наполеону, а следовательно и к ратным подвигам, непонятно нынешнему читателю. Многие считают амбиции глупыми, а размышления – ошибочными и недостойными взрослого мужчины. Можно ли с этим согласиться?
Наполеон Бонапарт — великий французский полководец, который хотел захватить весь мир. Стремления Наполеона приносят не только серьёзные материальные убытки, но и большие людские потери. Каким же Наполеон может служить примером? Наверное, изначально Андрей Болконский видит в нём целеустремлённого человека с сильным мужским духом. Его взгляды меняются в эпизоде «Небо Аустерлица». Он понимает, насколько ничтожны амбиции, приносящие смерть. В его мыслях возникает вопрос о том, достоин ли Наполеон быть кумиром? Лишь тогда, видя кровь и страдания сотен людей, он осознаёт, что нет.
Военные действия способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он понял, как горько ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. Князь понимает, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Он решает, что в дальнейшем будет жить для своей семьи. Таким образом, Л. Н. Толстой хочет донести до нас мысль о том, насколько важно уметь видеть совершенные ошибки, признавать их и стараться вовремя исправить. Пример Андрея Болконского в очередной раз убеждает нас в том, что совершить ошибку может даже опытный человек. Ведь, как говорил А. С. Пушкин: «опыт — сын ошибок трудных». А никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Андрей Болконский извлек пользу из совершенной ошибки. Бывает ли наоборот? Когда человек совершает одну и ту же ошибку сотни раз, чтобы прийти к цели? Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Знакомство Изергиль с читателем происходит, когда её уже можно назвать бесчувственной старухой. » Её чёрные глаза были всё- таки тусклы, луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами, сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы» — именно так ее описывает рассказчик. А ведь когда- то героиня любила до беспамятства. Поиск любви, настоящих чувств и идеального мужчины — вот проблема, в решении которой Изергиль, казалось бы, так опытна, но продолжает совершать ошибки.
В пятнадцать лет Изергиль знакомится с рыбаком, влюбляется в него, но через несколько дней понимает, что юноша ей наскучил. Далее она заводит романы с гуцулом, турком, поляком, ради веселья знакомится с разными мужчинами и сводит их с ума своей красотой. Почему же девушка, настолько опытная в отношениях с мужчинами, настолько желанная ими, проводит старость в гордом одиночестве?
Наверное, главная ошибка Изергиль заключается в легкомыслии и непонимании быстротечности человеческой жизни. Безусловно, в какой- то степени героиня права — она искала счастье. Однако главная ошибка привела её к тому, что счастье она потеряла навсегда. Таким образом, на примере Изергиль Максим Горький показал, насколько важно учиться на своих ошибках, чтобы стать счастливым.
И в заключении мне бы хотелось сказать, что опытный человек — это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, чьи ошибки являются уроком, приобретённым опытом. Ведь, как говорил писатель Джордж Сантаяна: » Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их снова».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!