Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова — Л. А. Аксенова 2020
Вариант 1
1. Подчеркните члены предложения. Над обстоятельствами надпишите их вид (образа действия, места, времени, цели, меры и степени, условия, уступки, причины).
1. Юноша покраснел от смущения.
2. Море шумело глухо и печально.
3. Всё кажется в другом ошибкой нам; а примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже.
4. В углу стоял шкаф из красного дерева.
5. От мороза побелели деревья.
6. Мы отправились в лес за грибами.
7. Вечером над лесом занялся пожар.
8. Аня не смогла поехать на экскурсию из-за болезни.
9. Из-за леса поднималось солнце.
10. Весь день шёл дождь.
Ответ:
1. Юноша покраснел (по какой причине?) от смущения. (обстоят. причины)
2. Море шумело (как?) глухо и печально. (обстоят. образа действия, меры и степени)
3. Всё кажется в другом ошибкой нам; а примешься за дело сам, так напроказишь (как?) вдвое хуже. (обстоят. образа действия)
4. В углу (где?) стоял шкаф из красного дерева. (обстоят. места)
5. От (отчего?) мороза побелели деревья. (обстоят. причины)
6. Мы отправились (куда?) в лес за грибами. (обстоят. места)
7. (когда?) Вечером над лесом занялся пожар. (обстоят времени)
8. Аня не смогла поехать (куда?) на экскурсию из-за болезни. (обстоят. места)
9. Из-за леса (откуда?) поднималось солнце. (обстоят. места)
10. Весь день (как долго?) шёл дождь. (обстоят. времени)
2. Найдите предложение, в котором неопределённая форма глагола является обстоятельством. Подчеркните это обстоятельство.
1. Мы приехали в город учиться.
2. Дождь продолжал стучать по крыше всё сильнее и сильнее.
Ответ:
Мы приехали в город (зачем?) учиться.
Вариант 2
1. Подчеркните члены предложения. Над обстоятельствами надпишите их вид (образа действия, места, времени, цели, меры и степени, условия, уступки, причины).
1. От радости в зобу дыханье спёрло.
2. Кое-где на липах висят последние золотые листья.
3. Пруд едва начинает дымиться.
4. Я иду в школу на занятия кружка.
5. Мне очень нравится учиться.
6. Вдали показался корабль.
7. В течение месяца мы читали эту книгу.
8. Из-за усталости он не смог продолжить работу.
9. Снег падал медленно и бесшумно.
10. Чуден Днепр при тихой погоде.
Ответ:
1. От радости (где?) в зобу дыханье спёрло. (обстоят. места)
2. (где?) Кое-где на липах висят последние золотые листья. (обстоят. места)
3. Пруд (как?) едва начинает дымиться. (обстоят. сравнения)
4. Я иду в школу (куда?) на занятия кружка. (обстоят. места)
5. Мне (как?) очень нравится учиться. (обстоят. образа действия)
6. (где?) Вдали показался корабль. (обстоят. места)
7. (как долго?) В течение месяца мы читали эту книгу. (обстоят. времени)
8. (по какой причине?) Из-за усталости он не смог продолжить работу. (обстоят причины)
9. Снег падал (как?) медленно и бесшумно. (обстоят. образа действия)
10. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде. (обстоят. условия)
2. Найдите предложение, в котором неопределённая форма глагола является обстоятельством. Подчеркните это обстоятельство.
1. Снег начинает падать крупными хлопьями.
2. Я поехала на вокзал купить билет.
Ответ: 2. Я поехала на вокзал (зачем?) купить билет.
Прочитайте предложения. В каких случаях глагол в форме 2-го л. ед. ч. указывает, что высказывание обращено к собеседнику, а в каких — что это обобщённое высказывание?
1) Куда так, кумушка, бежиш(?) ты без оглядки? 2) Всё кажется в другом ошибкой нам; а примеш(?)ся за дело сам, так напроказиш(?) вдвое хуже. 3) Тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипиш(?), а он себе идёт вперёд и лаю твоего совсем не примечает. 4) Берись за то, к чему ты сроден, коль хочеш(?), чтоб в делах успешный был конец.
(Из басен И. Крылова)
Время чтения: 1 мин.
С горшками шел oбоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то́-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых ь является показателем грамматической формы.
1)Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказнишь вдвое хуже.
(«Обоз»)
2) Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться!
(«Орёл и Куры»)
3)Как хочешь ты трудись, Но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
(«Обезьяна»)
4) Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся!
(«Лев и Комар»)
5)Пой лучше хорошо щеглёнком, Чем дурно соловьем.
(«Скворец»)
6) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт.
(«Лебедь, Щука и Рак»)
7)Оставьте предков вы в покое: Им поделом была и честь; А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
(«Гуси»)
Цитата из басни “Лисица и сурок”.
«Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает…
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть».
Очень актуальная тема!
© Иван Андреевич Крылов 87