Все герои были поглощены в свои мысли ошибка

Ответ:

1. Все герои были поглощены *кем? чем?) своИМИ мыслЯМИ.

2. Мцыри стал вслушиваться (в кого? во что?) в неяснЫЕ звукИ.

3. Тарас Бульба не терпел (кого? чего?) предательствА.

4. Любовь к людям помогла ему выжить. — ошибок нет

5. Я у тебя заберу свою книгу.

6. Я делюсь со своей подругой (кем? чем?) всем.

7. Я прошу (кого? чего?) твоЕГО советА.

8. Пионеры ветеранам в магазин ходят ??? ВМЕСТО ВЕТЕРАНОВ?

  Пионеры заботятся о ветеранАХ и ходят в магазин за покупками для них???

9. Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить (кем? чем?) молодЫМ генералОМ и помогать ему.

Объяснение:

Я ИДУ НА УРОК

11-й класс

Синтаксические нормы осложненного
предложения

Урок-практикум

При подготовке и проведении урока были
использованы различные формы организации
самостоятельной работы учащихся:

1) групповая;

2) работа в малых группах;

3) индивидуальная работа.

Содержание учебного материала,
рассматриваемого на уроке, соответствовало
плану и включало в себя следующие разделы:

• Синтаксические нормы предложения,
осложненного причастным оборотом.

• Синтаксические нормы предложения,
осложненного деепричастным оборотом.

• Синтаксические нормы предложения с
однородными членами.

Каждый из разделов предусматривал
теоретическую основу с опорой на лекции и
практическую часть с проверкой и самопроверкой.

К уроку планировалось опережающее домашнее
задание: прочитать указанные лекции (повторить
сведения о причастных и деепричастных оборотах,
однородных членах, знать, что такое
синтаксическая норма, осложненное предложение).

Учителем разработан курс лекций, практикум и
электронное приложение к данному разделу курса,
поэтому на уроке использованы методические и
дидактические материалы учителя (см. Приложение).

Цели урока:

• Систематизировать изученное по теме.

• Обучить анализу и редактированию текста
(выявлению и исправлению грамматических ошибок).

• Развивать способности проводить анализ,
сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

Задачи урока:

• Актуализировать знания учащихся по теме:
“Синтаксические нормы осложненного
предложения”.

• Повторить правила конструирования
предложений с причастными и деепричастными
оборотами, однородными членами.

• Организовать коллективную работу учащихся
от постановки учебной задачи до конечного
результата (выполнение самостоятельной работы).

• Обобщить и систематизировать материал по
теме: “Синтаксические нормы осложненного
предложения”.

• Организовать самостоятельную работу в
дифференцированных группах.

• Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: систематизация и обобщение
материала.

Форма проведения урока: практикум.

Оборудование:

1. Компьютеры и электронные тесты по
синтаксическим нормам.

2. Мультимедиа.

3. Лекции по русскому языку и культуре речи.

4. Практикум по русскому языку и культуре речи.

5. Дидактический материал (в распечатках).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы продолжаем работу над разделом
“Синтаксические нормы”. Прочитаем тему урока:

Синтаксические нормы осложненного
предложения.

– Что такое синтаксические нормы? (Это нормы
построения словосочетаний, простых и сложных
предложений различных видов.)

– Что такое осложненные предложения? (Это
простые предложения, в состав которых входят
обособленные и однородные члены предложения,
обращения и вводные слова.)

– Сформулируйте цели и задачи урока.

Ученики формулируют цели и задачи урока, а
учитель корректирует формулировку.

– Итак, наша задача – систематизировать
изученное, выявить степень усвоения полученных
знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому
разделу, повторить правила конструирования
предложений с причастными, деепричастными
оборотами и однородными членами.

II. Актуализация изученного о деепричастном
обороте.

Учитель. Рассмотрим экзаменационный пример
(см. слайд).

Задание А7: Выберите грамматически правильное
продолжение предложения и объясните свой выбор.

Рассматривая рисунок,

1) создается впечатление, что птица живая;

2) обратите внимание на штриховку;

3) неожиданно погас свет;

4) мне вспомнилось лето.

Вспоминаем правила употребления
деепричастного оборота (см. слайд и лекцию).

Правила употребления деепричастного
оборота:

1. Основное действие, выраженное
глаголом-сказуемым, и добавочное действие,
выраженное деепричастием, относятся к одному
лицу или предмету: Рассматривая рисунок,
обратите внимание на штриховку.

2. Возможно употребление деепричастного
оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо
было лежать на траве, смотреть на небо, думая о
будущем.

Учитель. В каких случаях нельзя употреблять
деепричастный оборот?

Возможные ответы учащихся:

1. Если действие, выраженное глаголом-сказуемым,
и действие, выраженное деепричастием,
“совершают” разные субъекты: Рассматривая
рисунок, неожиданно погас свет. Убежав из
дома, мальчик был найден родителями.

2. Если в безличном предложении нет инфинитива,
к которому может относиться деепричастный
оборот: Идя домой, мне стало грустно.

Тренировочные упражнения

Девятиклассники выполняют задания из
практикума и устно объясняют свой выбор.

• Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины;

2) требуется немалая выносливость;

3) вы получаете большое удовольствие;

4) у меня сломалась фара.

• Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей;

2) оказалось, что там слишком много ролей;

3) была назначена первая репетиция;

4) мы немедленно начали репетировать.

III. Актуализация изученного о причастном
обороте.

Учитель. Рассмотрим предложения с
причастным оборотом (см. слайд). Определим,
правильно ли они построены.

1. В поросших лугах буйной растительностью
водилось множество птиц.

2. Пастух подходил к нашему костру, заночевавший
в горах.

3. Я жил в тихой, затерявшей в глуши
деревушке.

4. Представление о прямой дает луч света, выходящего
из малого отверстия.

5. В городе была церковь, которая давно
разрушилась и служившая какое-то время
овощехранилищем.

Возможные ответы учащихся:

1. Определяемое слово оказывается внутри
причастного оборота. Правильно: В лугах,
поросших буйной растительностью,..

2. Причастный оборот оторван от определяемого
слова. Правильно: Пастух, заночевавший в горах,..

3. Причастие образовано от возвратного глагола затерялся.
В причастии отсутствует возвратный суффикс -ся:
затерявшейся.

4. Допущена ошибка в согласовании. Определение,
выраженное причастным оборотом, согласуется с
определяемым словом луч.

5. Неправильно употреблены как однородные члены
придаточное определительное предложение и
причастный оборот. Правильно: …давно
разрушенная и служившая…

Исправляем предложения (устно и письменно).

IV. Актуализация изученного об однородных
членах.

Учитель. Дайте понятие однородных членов.

Возможные ответы учащихся:

Однородные члены предложения – это такие члены
предложения, которые отвечают на один и тот же
вопрос, относятся к одному и тому же члену
предложения или поясняются одним членом
предложения. Однородные члены предложения
обычно выражаются словами одной части речи, но
могут быть выражены и словами разных частей речи,
например: Я люблю идти в лесу тихо, с
остановками.
(М.Пришвин)

Учитель. Рассмотрим примеры с ошибками при
однородных членах.

1. Чтение фантастических романов прививало
в юноше любовь к путешествиям, мечты о
покорении космоса.

2. Особенную помощь и личное участие в
проведении Спартакиады оказали начальник
депо и председатель профкома.

3. Полиция обрушила на митингующих дубинки,
гранаты
со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

4. Преподаватели научат ребят разбираться
и привьют им любовь к живописи, музыке,
литературе.

Учитель. Определите тип ошибок,
отредактируйте текст и запишите полученный
вариант.

Учащиеся самостоятельно проверяют работу и
объясняют тип ошибок.

Самопроверка (на слайде)

1. Чтение фантастических романов воспитывало
в юноше любовь к путешествиям, рождало
мечты
о покорении космоса.

2. Большую помощь в проведении Спартакиады
оказали начальник депо и председатель профкома, которые
сами участвовали в соревнованиях.

3. Полиция обрушила на головы митингующих дубинки,
применила огнестрельное оружие и
гранаты
со слезоточивым газом.

4. Преподаватели научат ребят разбираться
в живописи, музыке, литературе и привьют
им любовь к этим видам искусства.

Возможные ответы учащихся:

1. Допущены ошибки в управлении. Однородные
члены предложения требуют разных падежей от
зависимых существительных (см. предл. 4): разбираться
(в чем?), но прививать (что?).

2. Однородные члены могут иметь разную
лексическую сочетаемость. (см. предл. 1): прививало
любовь, рождало мечты;
(см. предл. 3): применила…
оружие, гранаты; обрушила дубинки;
(см. предл. 2): оказали
помощь, приняли участие.

Учитель. Отредактируйте следующее
предложение (см. слайд).

Обратите внимание на однотипное оформление
однородных сказуемых.

Помощник руководителя группы обязан
помогать руководителю в обучении и воспитании
слушателей:

– точно знать количество слушателей в
группе;

– своевременно сообщать руководителю группы
о запросах и пожеланиях слушателей;

– помощь руководителю группы в работе со
слабоуспевающими слушателями.

(Правильно: организовать помощь… в работе…)

V. Самостоятельная работа в
дифференцированных группах.

Учащимся предлагается три вида деятельности:
самостоятельная работа с использованием
электронных тестов по теме с самопроверкой
(группа А), работа по индивидуальному
образовательному маршруту по изучаемой теме
(группа В) и работа с учителем (группа С). Перед
работой с электронными тестами учитель проводит
инструктаж.

Группа А (сильная) работает на компьютерах с
тестами “Синтаксические нормы” и выполняет
любые задания группы В.

Группа В (средняя) выбирает задания из
перечня и выполняет в тетради:

практикум, занятие 4, с. 17, № 11, 12, 13, 14, тесты в
последней теме. Распечатка – задания по выбору.

Группа С (слабая) решает тесты из
практикума.

Такая самостоятельная работа дает возможность
девятиклассникам проверить свой уровень знаний,
получить (при необходимости) консультацию
учителя, закрепить полученные знания, выполняя
тестовые задания по теме.

Домашнее задание предусматривает
повторение и систематизацию учебного материала
с опорой на лекции и практикум, разработанные
учителем.

VI. Итог урока.

Учитель. Какие затруднения возникли во
время работы на уроке?

Ученики анализируют свою работу на уроке и
ставят задачи для домашнего повторения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.,
2006.

2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по
русскому языку в старших классах средней школы.
М., 2006.

3. Иванова С.Ю. Экзаменационные “ловушки”.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.

4. Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому
языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты
стилистики. М., 1996.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика
русского языка. М., 1998.

7. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для
школьников старших классов и поступающих в вузы.
М., 1998.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Практикум по русскому языку и культуре
речи

I. Перепишите, согласуя с выделенными словами
данные в скобках распространенные определения.
Место их до или после определяемого слова
выберите сами.

1. Дорога вьется между двумя колеями
(поросший зеленой придорожной травой). 2. Блюдца
лилий и нити очень грациозны (идущий от них в
глубину). 3. Солнце село, и на небе замерли легкие облака
(розовый от заката). 4. Откуда-то справа доносились
звуки (чрезвычайно похожий на плач ребенка). 5.
По степи лошади шли медленно (густо заросший
травой). 6. Пастух подходит к нашему костру
(заночевавший в горах). 7. Мы плыли в сплошном тумане
(закрывший берег и море). 8. В снежных просторах
трудно определить расстояние (обманывающий
неопытный глаз).

II. Укажите, какие ошибки допущены в построении
причастных оборотов. Исправьте их эти и спишите
предложения.

1. В поросших лугах буйной растительностью
водилось множество птиц. 2. Созданный роман
молодым автором вызывал оживленные споры.
3. Жителям пострадавшего села от наводнения
была оказана своевременная помощь. 4. Отряд
избежал опасности благодаря проявленной
решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка
волнами и ветром быстро неслась по реке. 6.
Издалека были видны плывущие бревна по воде.

III. К данным деепричастным оборотам вместо
точек присоедините одно из двух указанных
предложений. Объясните, почему вами выбран
только один вариант, а другой не подходит.

1. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б)
мы устроили привал. 2. Тщательно прицелившись, …
а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был
убит охотником. 3. Плывя в лодке, …. а) множество
птиц виднелось по берегам реки; б)
путешественники видели по берегам реки
множество птиц. 4. Собираясь в поход, … а) ребята
тщательно продумали все детали путешествия; б) на
рассвете был назначен сбор. 5. Подъезжая к
станции, … а) пассажиры забеспокоились и стали
собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6. Набирая
скорость, … а) поезд быстро приближался к горному
перевалу; б) в окно было видно мелькание
телеграфных столбов.

IV. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены
в построении деепричастных оборотов. Перепишите
предложения, исправляя их. Попытайтесь найти
разные способы исправления.

1. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию
“Ревизор”. 2. Прочитав пьесу, напрашивается
вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки. 3.
Читая поэму “Мертвые души” и сталкиваясь с
образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 4.
Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд
трудностей. 5. Множество городов и деревень было
уничтожено фашистами, лишив население крова. 6.
Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7. Услышав о
разведке, Пете стало весело. 8. Взявши власть в
свои руки, правительством были изданы декреты.

Тесты

I. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (неправильно построенное).

1. Хор исполнял “Калинку”.

2. Все, кто работал на заводе, отдыхали в
санатории.

3. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими
экзамен.

4. Один из студентов был удостоен Ломоносовской
премии.

II. Укажите предложение без грамматической
ошибки (правильно построенное).

1. Лексические повторы – средство
выразительности в стихотворении Лермонтова
“Бородине”.

2. Рассказы могут создаваться не только в
письменной, но и в устной форме.

3. Протест Катерины, отстаивающий свои
человеческие права, имел общественное звучание.

4. Интернет сохраняет и позволяет пользоваться
огромными базами данных по разным вопросам
науки.

III. Укажите предложение без грамматической
ошибки (правильно построенное).

1. О поэме А.Блока “Двенадцать” споры не
утихают до сих пор.

2. Одним из выдающихся поэтов был А.Фет,
воспевших красоту природы.

3. На встречу с писателем пришли те, кто любит
научную фантастику.

4. Автор надеялся опубликовать и познакомить с
поэмой читающую аудиторию.

IV. Укажите предложение без грамматической
ошибки (правильно построенное).

1. В стихотворении А.Блока “Осенней Воле”
просматриваются традиции литературы XIX века.

2. Одним из признанных вождей натуральной школы
стал В.Белинский, сыгравших важнейшую роль в
теории реализма.

3. Воспоминания знакомят и дают полное
представление о том или ином писателе.

4. Музыка может выразить не только нежность и
радость, но и тревогу, печаль.

V. Укажите предложение без грамматической
ошибки (правильно построенное).

1. В стихотворении “Письме к матери” С.Есенин
раскрывает тему любви к самому родному человеку.

2. Н.Некрасов показывает крестьян неспособными
на протест.

3. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

4. Средства языка помогают и выражают самые
сложные чувства.

VI. Укажите предложение без грамматической
ошибки (правильно построенное).

1. В комедии А.Чехова “Вишневом саде” темой
является судьба России, ее будущее.

2. На каторге Ф.Достоевский столкнулся с
личностями уголовного мира? ставящих себя выше
нравственных законов общества.

3. Старшеклассники этой школы участвовали и
выиграли это соревнование.

4. Те, кто катался в этот день на лыжах,
обморозили не только лицо, но и руки.

VII. Укажите предложение без грамматической
ошибки (правильно построенное).

1. Героиня романа “Преступления и наказания”
является идеалом Ф.Достоевского.

2. Художники любуются и одухотворяют природу.

3. Н.Гоголя тревожит проникновение в общество
чичиковых, несущего воинствующую подлость.

4. Тире ставится не только после однородных
членов, но и между подлежащим и сказуемым.

VIII. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер;

2) наберите номер абонента;

3) набирается номер абонента;

4) значит, линия свободна.

IX. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Прогуливаясь по вечернему городу,

1) мы получили настоящее удовольствие;

2) у нас завязался разговор;

3) подростками часто нарушаются правила
поведения;

4) проспект произвел неизгладимое впечатление.

X. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Анализируя состав слова,

1) у меня возник вопрос;

2) укажите его морфемы;

3) мне поставили “отлично”;

4) часто не указывается основа.

XI. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Начав заниматься музыкой,

1) у вас остается мало времени для развлечений;

2) в значительной степени развиваются
творческие способности;

3) у меня появилось много интересных знакомых;

4) я уже сделал выбор.

XII. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога;

2) испортилась погода;

3) это займет меньше часа;

4) я зашел к приятелю.

Задания по синтаксической стилистике

I. Запишите предложения, ставя однородные
члены в том же падеже, что и обобщающее слово;
расставьте знаки препинания.

Общение с окружающим миром (природа, искусство,
живые люди) обогащает и облагораживает человека.
Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и
дети). Без контактов без встреч и впечатлений
невозможно не только ощутить радость но и
существовать вообще. (С.Барлин)

II. Переделайте предложения, преобразуя один
из глаголов-сказуемых в
деепричастие-обстоятельство.

1. Собака рычала и кидалась на зверя. 2. Он
оглянулся и увидел, как мелькнула и пропала во
тьме лодка. 3. Разведчик спрятался и стал следить
за дорогой. 4. Если спотыкаешься, не всегда брани
дорогу.

III. Переделайте предложения, преобразуя один
из глаголов-сказуемых в
деепричастие-обстоятельство или в
причастие-определение.

1. Листья кружатся в воздухе и медленно падают
на землю. 2. Осеннее солнце согревает своими
лучами землю и испаряет влагу. 3. Животные
готовятся к зиме и кажутся озабоченными. 4.
Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает
последние орехи.

IV. Запишите предложения, поставив причастные
обороты рядом с определяемыми словами. При
необходимости поставьте знаки препинания.

1. Яркими звездочками земляники покрылись
поляны в сухом бору (обильно цветущей). 2. Дочь
лесника увидела небольшого лопоухого лосенка
(собиравшая землянику). 3. Охотникам, косарям и
грибникам иногда попадаются рога (сброшенные
лосем). 4. Зашуршала, закачалась белоусая трава,
послышался легкий топот, и на крошечную поляну
выкатил заяц (обрамленный облетевшим осинником).
5. Звенят под ногами поблекшие листья (высушенные
крепким утренником).

V. Спишите текст, исправьте предложения, если
это необходимо.

1. Ребята интересуются и любят историю своего
родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и
берегли природу. 3. К зиме готовятся не только
звери, а также птицы. 4. В нашем лесу много ягод
малины. 5. Мой товарищ упорный, но трудолюбивый. 6.
Он всегда помнит обещание, но не откладывает его
в долгий ящик. 7. Подгоняемая лодка неслась по
реке ветром. 8. Мы подошли к домику, стоявшему на
небольшой полянке и который был освещен яркими
лучами солнца. 9. Люди пользуются водой из
колодца, вытекающего из земных недр. 10. По краям
дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от
пыли листьями. 11. В большом зале с потемневшей
от дыма стенами стояли длинные низкие столы. 12.
Часто можно видеть картины, изображающих
животных, птиц и людей. 13. Затянувшее тучами небо
повисло над просекой. 14. Причастия – это слова,
обозначающие признаки предметов по действию и
которые отвечают на вопрос какой? что делающий?
15. Море, плескавшее тихо у берега, сверкало
фосфорическим блеском.

VI. Спишите текст, исправьте предложения, если
это необходимо.

1. Росш_е (не)забудки у руч_я уже зацвели.
2. Показавш_ся солнце из-за туч(?) ярко осв_тил_
лес и поляну. 3. Появивш_ся поч(?)ки на деревьях
говорили о наступавш_й весне. 4. На пристан_
толпились ожидающ_ пассажиры посадку на катер. 5.
Молч_ливо стоят одетые березы и клены листвой. 6.
Широко разл_ваются наполняемые реки талой водой.
7. Открыв окно, я залюб_вался видом города. 8.
Открывая дверь, она громко скрипнула. 9. Мама
с_дела, откинувшись на спинку стула. 10. Заканчивая
чертеж, у меня сл_мался карандаш (?). 11. Возвращаясь
домой, ш_л дождь. 12. Прочитав рассказ, он пок_зался
мне слишком грус(?)ным. 13. Разл_жив игрушки на
д_ван_, дети нач_ли какую(то) интересную игру. 14.
Возвращаясь из школы меня застала гроза. 15.
Под(?)е_жая к деревне, у машины спустилось колесо.
16. Прочитав А.Гайдара, мне больше всего
понравилась повесть “Школа”. 17. Читая эти
строки, создается впеч_тление, что автор пиш_т о
нас. 18. Он (не)замечал н_ лесов, н_ озер, заросшие
кувшинкой. 19. На деревьях распустились первые
листочки, р_стущие около дома. 20. П_стух увид_л наш
костер, заноч_вавший в горах.

Л.А. БАБЕНКОВА,
лауреат премии
Президента РФ 2006 г.,
гимназия № 1,
г. Бугуруслан,
Оренбургская обл.

Синтаксические нормы простого предложения Нормы управления

1. Поставьте имена существительные в нужном паде­же, правильно выбрав форму управления.

Оскорбиться (брошенная фраза) – обидеться (оскорбительные слова); отзыв (книга) – рецензия (дипломная работа); плата (проезд) – оплатить (покупка); поражаться (красота природы) – удивляться (неувядающая молодость); преимущество (новые технологии) – превосходство (соперник); скучать (мать) – скучать (мы), тосковать (муж); уверенность (победа) – вера (успех); удивляться (необычное решение) – удивлен (странный поступок); характерный (он) – свойственный (он).

2. Из предложенных пар словосочетаний выберите верную.

1) Свойственный для него – свойственный ему; 2) иммунитет на корь – иммунитет к кори; 3) заведующий складом – заведующий склада; 4) журить в равнодушии – журить за равнодушие; 5) уделять внимание учебе – уделять внимание на учебу; 6) преимущество над врагом – преимущество перед врагом; 7) приемлемый для использования – приемлемый к использованию; 8) тенденция к расширению – тенденция на расширение; 9) гарантировать посетителям хороший отдых – гарантировать посетителей от несчастных случаев; 10) удивляться событиям – удивляться событиями; 11) взгляд на данную проблему – взгляд по данной проблеме; 12) дисгармонирует с цветом обоев – дисгармонирует по цвету обоев; 13) характерный ему – характерный для него.

3. Раскройте скобки, составьте и запишите словосоче­тания с данными словами.

1. Восторгаться, удивляться (его смелость). 2. Усваивать, овладевать (язык). 3. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 4. Опираться, основываться (новые изыскания). 5. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход дела). 6. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

4. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, факультет, университет, фирма), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).

5. Проанализируйте словосочетания с управлением. Найдите нарушение синтаксической нормы. Исправьте ошибки.

I. Оперировать факты, отчет о проделанной работе, дать ответы на все задания, считать за преступника, действовать согласно закона, управляющий банка, благодаря своевременному лечению, не имея свободного времени, базироваться на экспериментальные данные.

II. Наперекор здравого смысла, вопреки желания трудящихся, рецензия о новой книге, указать о проблемах, свойственный для него, взгляд по данной проблеме, высказывание по поводу, постановили о введении следующих мер, дискутировать вопрос об инвестициях.

6. Найдите предложения, в которых нарушены нормы управления, и исправьте их.

1. Все герои были поглощены в свои мысли. 2. Мцыри стал вслушиваться к неясным звукам. 3. Тарас Бульба не терпел предательство. 4. Любовь к людям помогла ему выжить. 5. Я от тебя заберу свою книгу. 6. Я делюсь со своей подругой обо всем. 7. Я прошу твой совет. 8. Пионеры ветеранам в магазин ходят. 9. Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого генерала и помогать ему.

7. В приведенных предложениях исправьте недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

I. 1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счёт плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.

II. 1. По окончанию работы все должны собраться в зале. 2. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 3. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 4. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 5. Благодаря трудностей мы не успели выполнить задание в срок.

8. Исправьте ошибки в грамматической форме слов, примыкающих к устойчивым оборотам.

1. Оружие – это товар, на который страна не испытывала дефицита. 2. Мы не всегда отдаем отчёт тому, как важны праздники в нашей жизни. 3. Узнав о катастрофе военного самолёта, министр обороны выразил сожаление случившемся. 4. Чемпион мира заявил о своем согласии принять участие на этих соревнованиях.

9. Найдите и исправьте синтаксические ошибки в предложениях.

I. 1. Целых два часа преподаватель объяснял студентам, как работает новый прибор. 2. Последние два слова были написаны неразборчиво. 3. Четыре новенькие машины стояли на парковке. 4. Я почувствовал тонкий аромат: в вазе стояли три желтые тюльпана. 5. Два крайние здания были довоенной постройки. 6. Три тонкие стебелька растения пригнулись к земле. 7. Два новые спецкурса ввели в программу обучения.

II. 1. Мальчик был редкостной разиней. 2. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 3. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей.

10. Выберите правильные формы согласования подле­жащего и сказуемого.

1. Отец с матерью (уехал, уехали) в Крым. 2. В спальне (стояло, стояла) кресло-кровать. 3. Анна Ахматова – (одна из лучших, один из лучших) поэтов XX века. 4. Врач Краснова (зашла, зашел) в палату. 5. Большинство учащихся (считало, считали) себя (подготовленными, подготовленным) к экзаменам. 6. Ряд ученых (участвовал, участвовали) в научной конференции. 7. Часть курса (сдала, сдали) экзамен по риторике. 8. Большинство (согласилось, согласились) с решением комиссии. 9. В цирке (дрессировалось, дрессировались) несколько медвежат. 10. Несколько абитуриентов (сдает, сдают) экзамен по белорусскому языку. 11. Много забот (выпало, выпали) на долю матери. 12. К 15 августа (убрано, убраны) 10 гектаров льна. 13. На представление (пришли, пришло) 80 человек. 14. Десять студентов (получило, получили) грамоты за активное уча­стие в общественной жизни университета. 15. Группа запорожцев (хотела, хотели) написать письмо турецкому султану. 16. Стая птиц (летела, летели) в теплые края. 17. Вдруг перед ним (возникло, возникли) три человека. 18. В шкафу (стоят, стоит) много книг.

Нормы употребления конструкций с однородными членами предложения

11. Укажите предложения, в которых нарушены нормы построения предложений с однородными членами. Отредактируйте их.

I. 1. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3. К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 5. Причастия – это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 6. Это не только были годы одиночества, а также период, когда будущий писатель сформировался как личность. 7. Мы должны бережно относиться и обращаться с новыми учебниками. 8. Герои предпочитают смерть, чем рабство. 9. По дороге мы зашли в магазин, купили сладости, яблоки и фрукты.

II. 1. Надо не только выучить правило, но и выполнить упражнение. 2. В ходе обсуждения доклада были внесены предложения и замечания. 3. За год было прочитано около пятидесяти лекций, около ста докладов и более семидесяти бесед. 4. Народ и крестьяне приступили к посевной. 5. Он все делал прекрасно, чувствуя прилив сил. 6. Класс получил учебники по алгебре и геометрии. 7. Над землей в октябре тянутся воздушные мосты осен­них переселенцев: уток, жаворонков, малиновок, дроздов. 8. В колхозном саду растут облепиха, рябина, разнообразные плодовые деревья и сливы.

Нормы употребления причастного оборота

12. Найдите предложения, в которых нарушена синтаксическая норма в употреблении причастных оборотов. Исправьте их.

I. 1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

II. 1. Приближающиеся машины остановились у подъезда высокого здания. 2. Пришедшие зрители на спектакль прохаживались по фойе и рассматривали портреты актеров театра. 3. С нами разговаривал преподаватель, занимающийся теми же научными проблемами, что и мы. 4. Прилетевшие скворцы из южных стран начали вить гнезда, готовясь к появлению птенцов. 5. Написанные стихи ровным красивым почерком лежали на столе. 6. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.

III. 1. Помещенная в вольер овчарка бегала и лаяла. 2. Написанный роман этим молодым писателем рассказывает о далеком прошлом нашей страны. 3. Увлеченные мальчики игрой в футбол не заметили автомобиля, мчавшегося на большой скорости. 4. Дует сильный, все сметающий ветер на своем пути. 5. Пассажирам, вошедшим в салон автобуса, сразу же следует оплатить проезд. 6. Вся деятельность ученого, направленная на уничтожение человеческих страданий, вызывает уважение.

Нормы употребления деепричастного оборота

13. Исправьте предложения, если это необходимо. Объясните причины нарушения синтаксической нормы в предложениях.

1. Открыв окно, я залюбовался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. 4. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 5. Возвращаясь до­мой, шёл дождь. 6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком груст­ным. 7. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интерес­ную игру. 8. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 9. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 10. Познакомившись с произведениями А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа». 11. Читая эти строки, со­здается впечатление, что автор пишет о нас.

14. Устраните ошибку в следующих предложениях с деепричастными оборотами. Дайте свои варианты правки.

1. Повернув направо, будет видно здание художественной галереи. 2. Глядя на ваши сияющие глаза, радостно становится и мне. 3. Уезжая из Минска, мое настроение испортилось. 4. Листая старые альбомы, вспоминаются давно забытые друзья. 5. Анализируя эти статьи, учитывалось мнение авторитетных политиков. 6. Проснувшись рано утром, Ольге показалось, что день будет ясным. 7. Вернувшись домой с работы, маму ждал ужин, приготовленный дочерью. 8. Сергею нравилось глядеть в бездонное звездное небо, замирая от любви ко всему на свете.

§ 54. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными

Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после слова, к которому относятся: 1) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

Или: Доносившийся снизу шум мо­ря говорил о покое (но неправильно: «Доносившийся шум моря снизу говорил о покое»),

2) Пугачёв, верный своему обещанию, приближался к Оренбургу. Или: Верный своему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу (но неправильно: «Верный Пугачёв своему обещанию приближался к Оренбургу»), Следовательно, между словами,входящими в распространённое определение, не должно быть других слов, не относящихся к этому определению.
118 Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скоб­ках распространённые определения. Место их до или после определяемо­го слова выберите сами.

Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). Солнце село, и на небе замерли лёг­кие облака (розовый от заката). Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). По степи лоша­ди шли медленно (густо заросший травой). Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). В снежных просторах трудно опре­делить расстояние (обманывающий неопытный глаз).
119 Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Перепишите, внеся необходимые исправления.

В поросших лугах буйной растительностью водилось мно­жество птиц. Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. Жителям пострадавшего села от наводне­ния была оказана своевременная помощь. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. Издалека были видны плывущие брёвна по воде.
120 Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­дом предложении грамматическую основу.

День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспек­тива раскрывавшаяся с возвышения где стояли русские батареи защищавшие мост то вдруг затягивалась кисейным занавесом ко­сого дождя то вдруг расширялась и при свете солнца далеко и яс­но становились видны предметы точно покрытые лаком. Виднел­ся городок под ногами с своими белыми домами и красными кры­шами собором и мостом по обеим сторонам которого толпясь лились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окруженный водами впадения Энса в Дунай виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственной далью зеленых вершин и голубеющи­ми ущельями. (Л. Н. Толстой «Война и мир»)

§ 55. Обособленные приложения и дополнения

Приложения и их обособление

Если одиночное согласованное приложение и определяе­мое им существительное являются именами нарицательными, то между ними пишется дефис, например: Вьётся улица-змея. Внук-шофёр из-за руля кланяется деду.

Де­фис пишется и в том случае, когда нарицательное существитель­ное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например: Над Волгой-рекой расплескала гармонь са­ратовские страданья. Василиса и Лукерья сказали, что они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут до пожара. Но: Река Волга впадает в Каспийское море. Ку­чер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда.

Примечание. Дефис не ставится:

1) если первое су­ществительное является общепринятым обращением (товарищ, гражда­нин, господин и т. п.), например: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.;

2) если приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, выраженно­му однокоренным качественным прилагательным, например: Красавица зорька в небе загорелась. Но: Ипполит поражал своим необык­новенным сходством с сестрою-красавицей.

Несогласованные приложения (названия газет, журналов и художественных произведений, предприятий и т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Смена», смотреть балет «Ле­бединое озеро», работать на заводе «Красный богатырь».

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:

а) одиночные и распространённые приложения, относящиеся к личному местоимению, например: На митингах мы, газетчи­ки, узнавали много новостей. Человек партии, я приз­наю только суд моей партии.;

б) распространённые приложения, относящиеся к определяе­мому слову — существительному нарицательному, например: Орлы, спутники войск, поднялись над горою. Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. Раз­носчик болотной влаги, меня прознобил туман.;

в) распространённые и одиночные приложения, стоящие пос­ле определяемого существительного — имени собственного, на­пример: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Жухрай, матрос, с нами не раз разговаривал. Рядом сидела девушка Вовнич, радист.

Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначаю­щих при названиях лиц их постоянный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Агафья-ключница, Аварка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын.

Распространённое приложение, стоящее перед именем собственным, обособляется тогда, когда имеет дополнительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой законодатель, непостоянный обо­жатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин полетел к театру. Но: Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал.

Распространённое приложение вместо запятой может отде­ляться на письме тире:

а) если оно не только определяет сло­во, но и дополняет его содержание: Со мной был чугунный чай­ник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. Тополев — высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами — за весь вечер не проронил ни слова. ;

б) если не­обходимо установить грань между приложениями и определяе­мым словом: Лютейший бич небес, природы ужас — мор свиреп­ствует в лесах. ;

в) если приложение необходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузь­мина — соседа по квартире, сестру Нину с двумя подругами.

Обособляются приложения, присоединяемые союзами то есть, или (в значении то есть), словами даже, например, в особен­ности, по прозванию, по имени, в том числе и подобными, высту­пающими в роли союзов: Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капи­тан. Отправился я со Старостиным сыном и другим кресть­янином, по имени Егор, на охоту. Сажен за двести река раз­делялась на два рукава, или протока.

Примечание. В качестве уточняющего приложения может выступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, например:

Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. У второго мальчика (а именно?), Павлуши, волосы были всклоченные.

Приложения, присоединяемые союзом как, выделяются за­пятыми, если имеют значение причинности, если же союз как ра­вен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэ­тических предметов для своих произведений, но для него все пред­меты были равно исполнены поэзии. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
121 Прочитайте и укажите приложения. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания, приложения обозначьте.

Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. Жил в хижине бедняк сапожник. У меня есть рассказ Снег. Чернов был неизменно удачлив во всех предприятиях. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. Собирались мы чаще всего у Бориса Мурузова зоолога. На чёрном крыльце пела Василиса стряпка. Старый дядька князя Анд­рея Антон высадил Пьера из коляски. Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру.

Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскор­мленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых наследника Лермонтов и Гоголь поро­дившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов…

Как человек замечательно умный Базаров не встречал се­бе равного. Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой Гоголь Тургенев Гончаров. С шофёром сидел лейтенант связист. Жена Ни­колая Николаевича француженка не меньше его отличалась гу­манностью добротой и простотой. Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившей­ся хаты и стал на опушке хвойного леса. Здесь живут обычные спутники моих охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. Я снова посудником на пароходе «Пермь»… Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по прозвищу Мед­вежонок. Девочки в особенности Катенька с радостны­ми восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. Шофёр загудел сиреной, из лощинки выбежала девушка почтальон. Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца.

Мы охотники счастье своё находим у огня. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. Клавичек как пе­карь по профессии посылался контролёром в отдел снабжения. Байкал привлекает внимание учёных и любителей при­роды как явление глобального значения.
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Обособление дополнений

Дополнения, состоящие из существительных с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, на­ряду с, вместо, обычно обособляются: Кто, кроме охотника, ис­пытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? Само­лёт, наряду с пассажирами, захватил и почту. Быстрыми ша­гами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском напра­во и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места. Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предметов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, заме­щаемые другими (3-й пример).

Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда пред­лог вместо употреблён в значении за. Николай должен был рабо­тать вместо неожиданно заболевшего товарища (за неожиданно заболевшего товарища).
122 Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и объ­ясняя их употребление. Обособленные дополнения обозначьте.

В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих огней. Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Кругом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. Вся команда судна вклю­чая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек. Кроме крендельной у нашего хозя­ина была ещё и булочная. Отец с сыном вместо привет­ствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. Все учащиеся нашего класса за исключением освобождённых по болезни участвовали в лыжном походе. Сверх всяких ожи­даний весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае. Весь материал включая дневники путешественников тщательно изуча­ется. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподня­тое. Кроме Вали и Стёпы Сафонова в садике при­сутствовал незнакомый Олегу паренёк. Все за исключе­нием Вари громко аплодировали певцам. Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров.

§ 56. Обособление обстоятельств

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

Обособляются Не обособляются
1. Деепричастия с зависимыми сло­вами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одно­му глаголу: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она сколь­зила меж камней, смеясь неловкос­ти своей. Солнце, спрятав­шись за узкое сизое облако, золо­тит края его. От Ура­ла до Дуная, до большой реки, ко­лыхаясь и сверкая, движутся пол­ки. 1. Деепричастия с зависимыми сло­вами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (обычно они стоят после глагола, к которому относят­ся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыха­ния и т. п.): Мальчик бежал сло­мя голову (очень быстро). Будем работать засучив рукава (дружно, упорно) Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.
2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глаго­ла): Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. Гро­хот, не умолкая, катится дальше. Степь побурела и зады­милась, подсыхая. 2. Одиночные деепричастия, имею­щие значение простого наречия, вы­ступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): Яков шёл не то­ропясь (медленно). О про­гулке он рассказывал смеясь (ве­село).
3. Деепричастия с зависимыми сло­вами, тесно по смыслу сливающие­ся с глаголом: Старик сидел опус­тив голову. Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опу­щенной головой.
4. Группы однородных членов, со­стоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отвечал на вопросы от­кровенно и нисколько не смущаясь.

Деепричастия и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и, как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса, приложив од­но ухо и приподняв другое, перепрыгивал заяц.

Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обо­роты отделяются запятой от предшествующего им или следующе­го за ними союза и: Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед боем, фитили горят. «Орёл» наконец пошёл, развив ход, и, догнав эскадру, занял своё место в строю.
123 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объ­ясните употребление их при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастиями.

Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудо­вого дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью. Стоя под парами тяжёлые гиганты пароходы свистят шипят глубоко вздыхают. Шагах в шести от Челкаша у тротуа­ра на мостовой прислонясь спиной к тумбочке сидел молодой па­рень. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытаращенными глазами. Парень снача­ла недоумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» — и почти не вставая с земли неуклю­же перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли и постукивая пяткой косы о камни. Па­рень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая то­же вскочил с земли. Пришёл Челкаш, и они стали есть и пить разговаривая. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Вёсла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье. Челкаш привстал с кормы не выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоумевая. Гав­рила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огненный меч. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пе­на тая шипела и вздыхала и всё кругом было заполнено музы­кальным шумом и плеском. Отражённые играющим морем эти звёздочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя. Он шёл не торопясь. Дорогу тянет к морю она извиваясь подпол­зает ближе к песчаной полоске куда взбегают волны.

(Из произведений М. Горького)
124 Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­дом предложении его грамматическую основу.

Из города уже выступало (не) приятельское войско выгрем- ливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны ок­ружные (не) сметными слугами. Веретьев с..дел наклонив­шись и похлопывая веткой по траве. Долохов ухв..тил медведя и обняв и подняв его стал кружи(г, ть)ся с ним по ком­нате. Клим Самгин шагал по улице бодро и (не) усту­пая дороги встречным людям. На ресницах у Маши выступили слезы она (не) спеша выт..рала и подп..рала щёку. Наташа пр..тихнув выглядывала из своей засады ожидая что он будет делать. Ваня летом (не) покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил хлеб.

Сделав (не) сколько кругов он снял ногу с педали ст..нка обтёр стамеску кинул её в кож..ный карман придел..ный к станку и по­дойдя к столу подозвал дочь. Князь Андрей видя настоя­тельность требования отца (с) начал., (не) охотно но потом всё бо­лее ож..вляясь и (не) вольно посреди рассказа, по привычке, пе­рейдя с русского языка на французский язык начал излагать опе- раци..ный план предполагаемой кампании.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

^

Обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогом несмотря на, обособляются: Несмотря на разни­цу характеров и кажущуюся суровость Артёма, братья крепко любили друг друга. На другое утро, несмотря на упра­шивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. День был жаркий светлый, лучезарный день, несмотря на пе­репадавшие дождики.

Обособление других обстоятельств, выраженных существи­тельными с предлогами, не является обязательным. Обособление зависит от намерений и целей автора, а также распространённос­ти или нераспространённости обстоятельств и места их в предло­жении. Более распространённые обстоятельства обособляются ча­ще, чем менее распространённые; обстоятельства, стоящие в на­чале или середине предложения (до сказуемого), обособляются чаще, чем стоящие в конце предложения: За неимением комнаты для приезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сак­ле. Но: Он не пошёл в кино за неимением времени.

Обособ­ленные таким образом обстоятельства по смыслу приближаются к придаточным предложениям.

Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств:

— обстоятельств причины с предлогами благодаря, согласно, вви­дувследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.: Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать.;

— обстоятельств условия с предложными сочетаниями при нали­чии, при отсутствии, при условии и др.: Гонки на яхтах, при на­личии благоприятной погоды, состоятся в ближайшее воскре­сенье;

— обстоятельств уступки с предлогом вопреки: Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожиданиям многих, затянулась.
125 Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выражен­ные именами существительными. Перепишите, расставляя знаки препи­нания.

Леса несмотря на тропический зной не отличались тропи­ческой пышностью. Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавеш..н. Но несмотря на разрушение корабль продолжал упрямо держа..ся на воде. Погода несмотря на последнюю треть октября стоя­ла отличная. Благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу. Несмотря на усталость девушка с удо­вольствием прошлась по льду. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пыш­ны. По ночам несмотря на звёздное небо сырая тьма л..жилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы. Все три колонны шли днём и ночью невзирая на разыг­равшуюся метель.
126 Перепишите, расставляя знаки препинания.

Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. По­езд согласно (установленное расписание) прибыл в Москву утром. Вредители фруктовых деревьев благодаря (своевременно при­нятые меры) были быстро уничтожены. Более слабая футболь­ная команда вопреки (ожидания) зрителей одержала победу. Наш отряд согласно (распоряжение) командования выступил в поход на рассвете. Благодаря (правильное лечение и строгий постельный режим) больной поправился через две недели. Со­гласно (решение) общего собрания все учащиеся приняли участие в озеленении школьного двора.

Синтаксические нормы простого предложения Нормы управления

1. Поставьте имена существительные в нужном паде­же, правильно выбрав форму управления.

Оскорбиться (брошенная фраза) – обидеться (оскорбительные слова); отзыв (книга) – рецензия (дипломная работа); плата (проезд) – оплатить (покупка); поражаться (красота природы) – удивляться (неувядающая молодость); преимущество (новые технологии) – превосходство (соперник); скучать (мать) – скучать (мы), тосковать (муж); уверенность (победа) – вера (успех); удивляться (необычное решение) – удивлен (странный поступок); характерный (он) – свойственный (он).

2. Из предложенных пар словосочетаний выберите верную.

1) Свойственный для него – свойственный ему; 2) иммунитет на корь – иммунитет к кори; 3) заведующий складом – заведующий склада; 4) журить в равнодушии – журить за равнодушие; 5) уделять внимание учебе – уделять внимание на учебу; 6) преимущество над врагом – преимущество перед врагом; 7) приемлемый для использования – приемлемый к использованию; 8) тенденция к расширению – тенденция на расширение; 9) гарантировать посетителям хороший отдых – гарантировать посетителей от несчастных случаев; 10) удивляться событиям – удивляться событиями; 11) взгляд на данную проблему – взгляд по данной проблеме; 12) дисгармонирует с цветом обоев – дисгармонирует по цвету обоев; 13) характерный ему – характерный для него.

3. Раскройте скобки, составьте и запишите словосоче­тания с данными словами.

1. Восторгаться, удивляться (его смелость). 2. Усваивать, овладевать (язык). 3. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 4. Опираться, основываться (новые изыскания). 5. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход дела). 6. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

4. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, факультет, университет, фирма), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).

5. Проанализируйте словосочетания с управлением. Найдите нарушение синтаксической нормы. Исправьте ошибки.

I. Оперировать факты, отчет о проделанной работе, дать ответы на все задания, считать за преступника, действовать согласно закона, управляющий банка, благодаря своевременному лечению, не имея свободного времени, базироваться на экспериментальные данные.

II. Наперекор здравого смысла, вопреки желания трудящихся, рецензия о новой книге, указать о проблемах, свойственный для него, взгляд по данной проблеме, высказывание по поводу, постановили о введении следующих мер, дискутировать вопрос об инвестициях.

6. Найдите предложения, в которых нарушены нормы управления, и исправьте их.

1. Все герои были поглощены в свои мысли. 2. Мцыри стал вслушиваться к неясным звукам. 3. Тарас Бульба не терпел предательство. 4. Любовь к людям помогла ему выжить. 5. Я от тебя заберу свою книгу. 6. Я делюсь со своей подругой обо всем. 7. Я прошу твой совет. 8. Пионеры ветеранам в магазин ходят. 9. Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого генерала и помогать ему.

7. В приведенных предложениях исправьте недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

I. 1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счёт плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.

II. 1. По окончанию работы все должны собраться в зале. 2. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 3. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 4. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 5. Благодаря трудностей мы не успели выполнить задание в срок.

8. Исправьте ошибки в грамматической форме слов, примыкающих к устойчивым оборотам.

1. Оружие – это товар, на который страна не испытывала дефицита. 2. Мы не всегда отдаем отчёт тому, как важны праздники в нашей жизни. 3. Узнав о катастрофе военного самолёта, министр обороны выразил сожаление случившемся. 4. Чемпион мира заявил о своем согласии принять участие на этих соревнованиях.

9. Найдите и исправьте синтаксические ошибки в предложениях.

I. 1. Целых два часа преподаватель объяснял студентам, как работает новый прибор. 2. Последние два слова были написаны неразборчиво. 3. Четыре новенькие машины стояли на парковке. 4. Я почувствовал тонкий аромат: в вазе стояли три желтые тюльпана. 5. Два крайние здания были довоенной постройки. 6. Три тонкие стебелька растения пригнулись к земле. 7. Два новые спецкурса ввели в программу обучения.

II. 1. Мальчик был редкостной разиней. 2. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 3. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей.

10. Выберите правильные формы согласования подле­жащего и сказуемого.

1. Отец с матерью (уехал, уехали) в Крым. 2. В спальне (стояло, стояла) кресло-кровать. 3. Анна Ахматова – (одна из лучших, один из лучших) поэтов XX века. 4. Врач Краснова (зашла, зашел) в палату. 5. Большинство учащихся (считало, считали) себя (подготовленными, подготовленным) к экзаменам. 6. Ряд ученых (участвовал, участвовали) в научной конференции. 7. Часть курса (сдала, сдали) экзамен по риторике. 8. Большинство (согласилось, согласились) с решением комиссии. 9. В цирке (дрессировалось, дрессировались) несколько медвежат. 10. Несколько абитуриентов (сдает, сдают) экзамен по белорусскому языку. 11. Много забот (выпало, выпали) на долю матери. 12. К 15 августа (убрано, убраны) 10 гектаров льна. 13. На представление (пришли, пришло) 80 человек. 14. Десять студентов (получило, получили) грамоты за активное уча­стие в общественной жизни университета. 15. Группа запорожцев (хотела, хотели) написать письмо турецкому султану. 16. Стая птиц (летела, летели) в теплые края. 17. Вдруг перед ним (возникло, возникли) три человека. 18. В шкафу (стоят, стоит) много книг.

Нормы употребления конструкций с однородными членами предложения

11. Укажите предложения, в которых нарушены нормы построения предложений с однородными членами. Отредактируйте их.

I. 1. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3. К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 5. Причастия – это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 6. Это не только были годы одиночества, а также период, когда будущий писатель сформировался как личность. 7. Мы должны бережно относиться и обращаться с новыми учебниками. 8. Герои предпочитают смерть, чем рабство. 9. По дороге мы зашли в магазин, купили сладости, яблоки и фрукты.

II. 1. Надо не только выучить правило, но и выполнить упражнение. 2. В ходе обсуждения доклада были внесены предложения и замечания. 3. За год было прочитано около пятидесяти лекций, около ста докладов и более семидесяти бесед. 4. Народ и крестьяне приступили к посевной. 5. Он все делал прекрасно, чувствуя прилив сил. 6. Класс получил учебники по алгебре и геометрии. 7. Над землей в октябре тянутся воздушные мосты осен­них переселенцев: уток, жаворонков, малиновок, дроздов. 8. В колхозном саду растут облепиха, рябина, разнообразные плодовые деревья и сливы.

Нормы употребления причастного оборота

12. Найдите предложения, в которых нарушена синтаксическая норма в употреблении причастных оборотов. Исправьте их.

I. 1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

II. 1. Приближающиеся машины остановились у подъезда высокого здания. 2. Пришедшие зрители на спектакль прохаживались по фойе и рассматривали портреты актеров театра. 3. С нами разговаривал преподаватель, занимающийся теми же научными проблемами, что и мы. 4. Прилетевшие скворцы из южных стран начали вить гнезда, готовясь к появлению птенцов. 5. Написанные стихи ровным красивым почерком лежали на столе. 6. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.

III. 1. Помещенная в вольер овчарка бегала и лаяла. 2. Написанный роман этим молодым писателем рассказывает о далеком прошлом нашей страны. 3. Увлеченные мальчики игрой в футбол не заметили автомобиля, мчавшегося на большой скорости. 4. Дует сильный, все сметающий ветер на своем пути. 5. Пассажирам, вошедшим в салон автобуса, сразу же следует оплатить проезд. 6. Вся деятельность ученого, направленная на уничтожение человеческих страданий, вызывает уважение.

Нормы употребления деепричастного оборота

13. Исправьте предложения, если это необходимо. Объясните причины нарушения синтаксической нормы в предложениях.

1. Открыв окно, я залюбовался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. 4. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. 5. Возвращаясь до­мой, шёл дождь. 6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком груст­ным. 7. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интерес­ную игру. 8. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 9. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 10. Познакомившись с произведениями А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа». 11. Читая эти строки, со­здается впечатление, что автор пишет о нас.

14. Устраните ошибку в следующих предложениях с деепричастными оборотами. Дайте свои варианты правки.

1. Повернув направо, будет видно здание художественной галереи. 2. Глядя на ваши сияющие глаза, радостно становится и мне. 3. Уезжая из Минска, мое настроение испортилось. 4. Листая старые альбомы, вспоминаются давно забытые друзья. 5. Анализируя эти статьи, учитывалось мнение авторитетных политиков. 6. Проснувшись рано утром, Ольге показалось, что день будет ясным. 7. Вернувшись домой с работы, маму ждал ужин, приготовленный дочерью. 8. Сергею нравилось глядеть в бездонное звездное небо, замирая от любви ко всему на свете.

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Отредактируй предложения.Пример:Знакомые очень довольствовались за наши победы.Знакомые очень

    Отредактируй предложения.
    Пример:
    Знакомые очень радовались за наши победы.
    Знакомые очень довольствовались нашим победам.
    1) Вот об этом мы и покажем в спектакле.
    2) Все казаки были поглощены в свои идеи.
    3) Он похож со своим папой.
    4) Этот поступок отличителен ему.

    Задать свой вопрос


    2 ответа

    2019-08-14 03:16:18

    1)Вот это мы и покажем в спектакле.

    2)Все казаки были поглащены своими мыслями.

    3)Он схож на собственного отца.

    4)Этот поступок характерен для него.

    Арсений Асессоров 2019-08-14 03:19:47

    1) вот это мы и и покажем в спектакле

    2) все казаки были погружены в свои мысли

    3) он идентичен со своим папой

    4) этот поступок свойственен ему

    • Вопросы ответы

    Последние вопросы

    а) 37,72 : 4,6 — (1,43 + 2,728) * 1,5=;

    Математика.

    7 класс умножение одночленов выполнить умножение (5а-3)х(4а-7)=

    Алгебра.

    . Суутек атому толкун узундугу 486 нм болгон фотонду нурлантса, атомдун

    Физика.

    придумать рассказ со словами Стол, Бог,робость,пуля

    Разные вопросы.

    Помогите затранскрибировать текст, как в институте ( на фото 12 вариант).

    Разные вопросы.

    Определите массовую долю (в %) соли в растворе, полученном растворением 24

    Разные вопросы.

    Скорость передачи информации 56 Кбит/с. Требуется передать 4 страницы текста: одна

    Информатика.

    Какой маленький непонятный зверь с кошачьими глазами сидел в клетке в

    Разные вопросы.

    Что будет являться объективной стороной а что субъективной

    Разные вопросы.

    Двое здоровых идентичных близнецов вступили в брак с двумя такими же

    Разные вопросы.

    Добро пожаловать!

    Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.

    Авторизоваться
    Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

    Войти на сайт


    6

    Отредактируй предложения.
    Пример:
    «Знакомые очень радовались за наши победы».
    «Знакомые очень радовались нашим победам».
    1) Вот об этом мы и покажем в спектакле.
    2) Все казаки были поглощены в свои мысли.
    3) Он похож со своим отцом.
    4) Этот поступок характерен ему.

    2 ответа:



    0



    0

    1)Вот это мы и покажем в спектакле.

    2)Все казаки были поглащены своими мыслями.

    3)Он похож на своего отца.

    4)Этот поступок характерен для него.



    0



    0

    1) вот это мы и и покажем в спектакле

    2) все казаки были погружены в свои мысли

    3) он схож со своим отцом

    4) этот поступок свойственен ему

    Читайте также

    Допиши:нельзя определить род существительных которые имеют форму только,,,,,,,,,,

    Tanynchik

    Которые имеют форму только множественного числа .Например-жмурки,прятки,шашки,сливки,духи,дрожжи ит.д.

    Речка- подлежащее ( подчеркнуть одной чертой), (сверху над словом) сущ.
    надувается, темнеет — сказуемые ( подчеркнуть двумя чертами), (сверху над словами) гл.
    и — союз
    (повест, невоскл, прост., распр., ослож. однородными сказуемыми)
    [ ( одна черта) ( круг в котором две черты) и ( круг в котором две черты) ].

    ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В МОСКВЕ
    В центре Москвы, на Красной площади возвышается замеча­тельный памятник Минину и Пожарскому, созданный скульп­тором И. П. Мартосом и установленный в 1818 году. Этот мону­мент является первым скульптурным памятником нашей столицы. Кто же эти герои, которым воздвигли такую велико­лепную скульптуру в самом центре города?
    Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в отдаленные времена, а точнее — в семнадцатый век, когда на нашей земле шла ожесточенная борьба с польско-литовскими интервента­ми. Не кто другой, а Минин и Пожарский сумели возглавить национально-освободительную войну народа, поднявшегося против завоевателей.
    Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 -1642) — князь, бо­ярин, народный герой. Он стал русским полководцем. В 1611 году князь Пожарский был участником Первого земского ополчения и прославился в боях как один из руководителей и командиров. А через год он вместе с Мининым организовал Второе зем­ское ополчение и руководил военными действиями против польских захватчиков.
    Народный герой Козьма Минин был нижегородским посадс­ким, а с 1611 года — земским старостой. Он был первым помощ­ником князя Пожарского; в боях за Москву Козьма Минин про­явил личную храбрость. За организацию Второго земского ополчения и героический отпор врагам Козьме Минину было по­жаловано дворянское звание, с 1613 года он думный дворянин.
    Памятник воспроизводит историческую встречу Минина с Пожарским, когда Козьма Минин предлагает князю стать во главе народного ополчения. На обеих сторонах постамента — бронзовые барельефы. На одном изображается сбор средств на борьбу с захватчиками: мужчины несут деньги и товары, жен­щины — свои украшения. На другом барельефе изображена батальная сцена — ополченцы изгоняют захватчиков. На пье­дестале памятника надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

    1 вариант правильный 

    <span>1) Заимствование из других языков.
    Русский народ издавна вступал в политические, торговые, научные и культурные связи с другими народами, благодаря чему русский язык обогащался словами из других языков. Развитие зкономики и культуры, технический прогресс и активная политическая жизнь мирового сообщества во многом способствовали этому процессу. На данный момент лексика современного русского языка содержит около 10 % заимствованных слов;</span><span>2) Использование собственных ресурсов.
    Основным источником пополнения лексики всегда были ее собственные ресурсы. Иными словами, большинство слов создавалось на базе русских корней и аффиксов. Таких слов в русском языке на настоящий момент около 90 %.

    </span>

    Возможно, вам также будет интересно:

  • Все время повторяю свои ошибки
  • Все время пишет ошибка авторизации
  • Все время ошибка на странице
  • Все время ошибка в интернете
  • Все время думаю о ней исправить ошибки

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии