Все это затрудняет предсказание точного прогноза развития экономики ошибка

С
точностью словесного выражения неразрывно
связано такое качество речи, как ясность
выражения мысли
,
предполагающая понятность речи ее
адресату. Она достигается путем точного
и однозначного употребления слов,
терминов словосочетаний, грамматических
конструкций. Пример нарушения ясности
выражения и проявления двусмысленности:
«в других работах подобного рода
цифровые данные отсутствуют». Ясность
достигается таким подбором слов,
использованием смысла и грамматических
связей между предложениями и их частями,
когда наблюдается наибольшее понимание
смысла речи при наименьшей затрате
усилий слушателей. Говорить ясно,
доступно, просто могут немногие студенты.
Доступность
(или доходчивость)

это способность данной формы речи быть
понятной адресату, заинтересовать его.
Доходчивость предполагает ясность, но
не все изложенное ясно бывает доступно
для понимания каждого человека. В каждой
области науки существует своя терминология.
Прочитанная ясным языком лекция по
ядерной физике может быть доступной в
основном для специалистов. Поэтому
порой бывает необходимо совершать
«перевод» научных истин с языка научного
на язык обыденный. Доступность в речи
− это и умелое сочетание научного
изложения с разговорными средствами.

5 Чистота как качество грамотной речи

5.1 Варваризмы

5.2 Жаргонизмы

5.3 Канцеляризмы

5.4 Слова-паразиты

5.5 Вульгаризмы

5.1 Варваризмы

Чистота
речи − отсутствие элементов, чуждых
литературному языку или отвергаемых
нормами нравственности
.
Чуждыми литературному языку элементами
считаются территориальные диалектизмы,
варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы,
слова-паразиты. Оскорбляет нравственность
человека употребление вульгаризмов.

Варваризмы
(лат. barbaros
− бормочущий, всякий чужеземец, не
владеющий латынью) − включенные
в речь без необходимости иноязычные
слова и выражения
.
В английском языке иноязычных слов
более половины. Такое явление было не
чуждо и древним языкам − в латыни более
7 тысяч греческих слов. В XXI
в., считают ученые, лингвистическая
взаимоэкспансия усилится, а к середине
тысячелетия все европейцы будут читать
и понимать друг друга без переводчика.
Правда, речь идет о языке средств массовой
информации и бытовом общении.

Многие
люди имеют
пристрастие к иностранным словам, даже
не зная иногда их точного значения.

Работа
конференции лимитируется из-за отсутствия
ведущих специалистов.
Лимитировать
– установить лимит чего-нибудь,
ограничивать.

Иностранное
слово
лимитировать

в данном предложении следует заменить
словами:
изменилась,
идет медленнее, приостановилась

и т. п.

Иногда
контекст не принимает иностранное
слово:
Предлагаем
пролонгировать договор о проведении
конференций.

Пролонгировать
– продлить срок действия чего-нибудь.
Так
не лучше ли употребить русское слово
продлить?

Е.
Н. Ширяев; известный ученый, спрашивает:
«Зачем говорить
спонтанный

вместо
случайный

или
непреднамеренный? Релятивный

вместо
относительный, дискурсивный –
вместо
рассудительным
или
релаксация
вместо
ослабление?»

Но
процесс проникновения слов из одного
языка в другой − процесс закономерный.
Слова А. С. Пушкина «чуждый язык
распространяется не саблею и пожарами,
но собственным обилием и превосходством»
могут быть отнесены прежде всего к
русскому языку и к истории его взаимовлияния
с языками других народов. Русские слова
очень давно начали проникать в другие
языки, и прежде всего в языки народов,
населявших нашу страну. Например: боярин,
воевода, царь, указ, дума, аршин, рубль,
пуд, самовар, тройка, крупа, калач,
балалайка, дрожжи, борзая, белуга,
декабрист, нигилист

и др.

Среди
русских слов,
вошедших в английский, французский,
итальянский и другие языки, можно назвать
общественно-политические и философские
термины, термины естественных наук:
комплексная
механизация; коллективизация, стахановец,
первая сигнальная система

(термин Павлова), лесостепь,
ударник, целинная земля

и др.

Какие
из заимствованных слов лингвисты
называют «варваризмами» и считают их
употребление излишним? Заимствованная
лексика по своему коммуникативному
значению может быть распределена на
три группы:

1) слова, являющиеся
единственными наименованиями жизненно
важных понятий, пришедшие в русский
язык давно и прочно освоенные: «кровать»,
«баня», «математика», «кумир», «бисер»,
«деньги», «матрос», «галстук», «томат»,
«гитара»;

  1. слова,
    являющиеся единственными наименованиями
    обозначаемых понятий, но осознаваемые
    носителями языка как иностранные:
    «пижама», «лайнер», «троллейбус»,
    «контейнер», «метро», «экскаватор»,
    «торшер»;

  2. наименования,
    имеющие исконно русские аналоги,
    отличающиеся оттенком значения, его
    объемом или сферой употребления:

  • ревизовать
    (материальные ценности) − проверить;

  • контракт (письменно
    оформленное соглашение) − договор;

  • константный −
    устойчивый (отличаются сферой
    употребления);

  • пунктуальный −
    точный (отличаются сферой употребления);

  • утрировать −
    преувеличивать (отличается только
    сферой употребления).

Именно
эта группа заимствований и дает
варваризмы. Приток заимствований в
русский язык особенно усилился в 90-е
годы. Это связано с изменениями в сфере
политической жизни, экономики, культуры.
Сегодня вызывает тревогу не только у
лингвистов, но и у всякого здравомыслящего
русского человека небывалая напористость
проникновения иноязычной лексики во
все сферы жизни общества. Иноязычная
терминология господствует в политике
(импичмент, инаугурация, электорат,
консенсус, спикер), науке и технике
(компьютер, файл, чип, мониторинг, плейер,
пейджер, факс, дисплей), финансово-коммерческой
деятельности (инвестиция, аудитор,
брокер, траст, холдинг, дилер, конверсия),
культурной жизни (бестселлер, триллер,
вестерн, номинация, шоумен, дайджест),
быту (чизбургер, гамбургер, твикс,
спикере, спрай, стренч, джакузи). Носители
русского языка, постоянно осваивая
новые и новые заимствования, порой
забывают при этом о давней четкой
рекомендации гения русского языка А.С.
Пушкина: употреблять иностранное слово
только тогда, когда нет русского аналога.
На деле часто человек не понимает того,
о чем говорит, а лишь создает себе «имидж»
образованного человека.

Без
заимствований, конечно, не обойтись, но
соблюдение меры, вкуса, целесообразности
и уважения к русскому читателю и русскому
слушателю должно стать нормой требований
к публичной речи.

Наиболее
распространенные ошибки при употреблении
заимствованных слов связаны
:

1) с незнанием
значения иноязычного слова:

Соболев −
настоящий полиглот. Он и поет, и рисует,
и декламирует.

Слово
«полиглот» имеет греческое происхождение:
«poliglottos»
означает «многоязычный», «знающий много
языков».

2) среди заимствований
встречаются паронимы, близкие по
звучанию, но разные по значению слова:

Он пользовался
в коллективе особым приоритетом.

Слово
«приоритет» пришло к нам из немецкого
языка, в котором, в свою очередь, появилось
из латыни. Латинское prior
— первый, важнейший. В немецком и русском
языках слово «приоритет» употребляется
в значении «первенство в каком-либо
открытии, изобретении». Близким ему по
звучанию словом, которое автор предложения
должен был использовать, является слово
«авторитет», тоже появившееся в русском
языке благодаря немецкому языку и
имеющее значение «общепризнанное
значение, влияние».

3) возникновение
тавтологии из-за незнания значения
заимствованного слова:

Все это затрудняет
предсказание точного прогноза путины.

Слово
«прогноз» греческое − prognosis
− предвидение, предсказание о развитии
чего-либо (погоды, болезни), основанное
на определенных данных.

stayssi

+10

Решено

5 лет назад

Русский язык

10 — 11 классы

Помогите пожалуйста, исправьте в предложении лексические ошибки.
1. Мы гуляли у водоема и любовались зелеными насаждениями.
2. Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза.

Смотреть ответ

Ответ

5
(2 оценки)

3

kotikmimimi123
5 лет назад

Светило науки — 21 ответ — 52 помощи

Пишу сразу ответы
Мы гуляли у водоема и любовались насаждениями
Всё это крайне затрудняет точный прогноз

(2 оценки)

Остались вопросы?

Задай вопрос

Найди нужный

Новые вопросы по предмету Математика

Укажите предложение, где выделенные слова являются однородными определениями. (Знаки препинания пропущены)Выберите один ответ:От прежней Карион …

3Укажите номер предложения, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)Сделав над озером круг …

Напишите пожалуйста маленькое сочинение и пример по пословице- «Хорошее дело само светится»

120. В каком предложении предлог через можно заменить предлогом сквозь? А) Мы пробирались через непроходимую чащу леса. В) Разведчик с трудом п …

(12) Сопоставьте описания бога Солнца, опираясь на содержание прочитанных мифов. Заполните таблицу примерами из текста. Срочно ​

Помогите пожалуйста, исправьте в предложении лексические ошибки.<br />
1. Мы гуляли у водоема и любовались зелеными насаждениями.<br />
2. Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза.

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от stayssi

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    kotikmimimi123

    Пишу сразу ответы
    Мы гуляли у водоема и любовались насаждениями
    Всё это крайне затрудняет точный прогноз

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Найди верный ответ

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 3 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать?

Задай вопрос

Все науки

Русский яз.

Литература

Математика

Алгебра

Геометрия

Английский яз.

Немецкий яз.

Українська мова

Українська література

Беларуская мова

Қазақ тiлi

Французский яз.

Кыргыз тили

Оʻzbek tili

Биология

Химия

Физика

История

Окружающий мир

Обществознание

ОБЖ

География

Информатика

Экономика

Музыка

Право

МХК

Психология

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.

  • Сайт
  • Главная страница
  • Напиши свой вопрос
  • Кабинет
  • Вход в личный кабинет
  • Регистрация на сайте

Содержание

  1. Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза ошибка
  2. Как написать хороший ответ?
  3. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
  4. ЛЕКЦИЯ III Культура речи: Коммуникативные качества речи.

Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза ошибка

Вопрос по русскому языку:

Помогите пожалуйста, исправьте в предложении лексические ошибки.
1. Мы гуляли у водоема и любовались зелеными насаждениями.
2. Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза.

Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

6. 1. Правописание имен числительных

Задание 1. Распределите номера числительных в соответствии с написанием.

1) (сто) (двадцати) (пяти) тысячный; 2) (сто) (двадцать) (пять) тысяч;
3) (двести) первый; 4) (сто) пятьдесят; 5) (шести) десятый; 6) (пяти) сотый;
7) (две) пятых; 8) (два) (с) четвертью; 9) (трех) процентный; 10) (тридцати) (шести) миллионный; 11) (семь) (целых) (две) (сотых); 12) (сорок) второй.

1) сорок_летний стаж, 2) двадцатиодн_годичный срок, 3) около девяност_ студентов, 4) трист_ векселей, 5) девяност_ облигаций, 6) к ст_ двадцати процентам, 7) девяност_летний юбилей, 8) ст_тридцатитысячный житель, 9) с девяност_ домами, 10) тысяч_летняя история, 11) восьм_стишие, 12) прибавить к сем_стам шестидесяти.

6. 2. Употребление строчной
и прописной буквы

Задание 2. Выберите правильный вариант написания. В каком ряду все зашифрованные слова пишутся с прописной буквы?

1. (Е,е)катерина (В, в)еликая, (С.с)алтыков – (Щ,щ)едрин, (М,м)ировой (О,о)кеан;

2. (П,п)ушкинские строки, (М,м)еждународный (В,в)алютный (Ф,ф)онд, (Ф,ф)акультет (Ф,ф)инансов и (К,к)редита;

3. (О,о)рганизация (О,о)бъединенных (Н,н)аций, (Д,д)ень (П,п)обеды, (М,м)осковский (К,к)ремль;

4. (В,в)еликая (О,о)течественная (В,в)ойна, эпоха (П,п)росвещения, (Ф,ф)инансовый (У,у)ниверситет.

5. (С,с)овет (Ф,ф)едерации, (М,м)осковская (К,к)ольцевая (А,а)втодорога, (Г,г)осударственная (Д,д)ума;

6. (В,в)торая (М,м)ировая (В,в)ойна, (М,м)осковская (Г,г)ородская (Д,д)ума, (Г,г)осударственный (Г,г)ерб РФ;

7. (Р,р)оссийская (Ф,ф)едерация, (Н,н)обелевская (П,п)ремия, (М,м)еждународный (С,с)уд в Гааге;

8. (М,м)она (Л,л)иза, (С,с)оединенные (Ш,ш)таты (А,а)мерики, (П,п)резидент (Р,р)оссийской (Ф,ф)едерации.

Правописание производных предлогов

Задание 3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы:

1) действовать (в) соответстви… с планом;

2) (во) избежани… ошибок;

3) (в) дополнени… к намеченным планам;

4) (в) следстви… неправомерных действий;

5) отметить (в) отношени… состава делегации;

6) (в) заключени… выступления хочется отметить;

7) (в) отличи… от других;

8) (на) протяжени… года;

9) (на) подоби… договора;

10) (в) преддвери… юбилея;

11) (в) довершени… ко всему сказанному;

12) (в) течени… всего срока контракта;

13) (в) продолжени… беседы;

14) (в) зависимост… от обстоятельств;

15) (при) содействи… государства;

16) документ (в) род… сертификата;

17) (по) причин… неудач;

19) (по) средин… аудитории;

20) (в) ход… собеседования;

Задание 4. Раскройте скобки:

1) (в) связи с необходимостью;

2) (по) средством точной инструкции;

3) ошибки (в) виду незнания правил грамматики;

4) (во) время собеседования;

5) поговорить (на) счёт оплаты труда;

6) (в) целях улучшения условий работы;

7) (в) следствие несоблюдения гарантий;

8) (за) счёт работодателя;

9) разговор (по) поводу организации встречи;

10) не согласиться (в) силу обстоятельств;

11) строительство (во) круг офиса;

12) письменная работа (в) виде резюме;

13) делать (на) перекор советам;

14) устный договор (в) замен письменного;

15) необходимо иметь (в) виду некоторые условия проживания в стране;

16) (на) ряду с достоинствами работа имеет и недостатки;

17) работа (в) место отдыха;

18) присутствие объективных факторов (по) мимо субъективных.

19) бумага (в) роде аттестата

20) отмена рейса (в) виду нелётной погоды

Правописание экономических терминов

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по Толковому словарю экономиста (см. с. 50)

1.Деф_ цит, дискр_дитация, инц_дент, прец_дент, пр_оритет, м_нталитет, пр_рогатива, м_ркантилизм, д_виденд, в_рификация.

2.Дев_львация, к_нфронтация, пр_гматизм, ант_гонизм, ст_гнация, к_мпетенция, _стракизм, к_нформизм, к_тироваться,в_кансия.

3.Кор_упция, оф_шор, ан_улировать, ак_редитив, ком_юнике, дил_ер, ин_овация, хол_динг, лиз_инг, лоб_изм.

Р а з д е л 7

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Лексическая стилистика

Задание 1. Исправьте в предложениях лексические ошибки.

1. Можно спросить вопрос?

2. Всё это крайне затрудняет предсказание точного прогноза.

3. Он всегда предчувствовал заранее беду.

4. Многие российские фильмы получили большую признательность среди наших и зарубежных зрителей.

5. Мы все чувствовали, что надвигаются радостные события.

6. Он поздравил коллег по работе с праздником.

7. Мы смогли улучшить уровень обучения.

8. Поставьте на документе свою роспись.

9. Занятия не носят воспитательного значения.

10. Больные, не посещавшие амбулаторию в течение 5 лет, выкладываются в архив.

11. Многие сотрудники нашей компании оказали протест против авторитарного стиля руководства.

12. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

13. Необходимо срочно урегулировать кровопролитие.

14. Опять подорожали цены на товары.

15. Мы гуляли у водоёма и любовались зелёными насаждениями.

7.2. Латинизмы в деловой речи

Задание 2. В правой колонке найдите перевод латинских и других иноязычных выражений. Установите соответствия.

Источник

ЛЕКЦИЯ III Культура речи: Коммуникативные качества речи.

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить гра­мотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — свое­образная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, по­литиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и те­левидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их ра­боту, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи?

Под культурой речи понимается:

— владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

— умение выбрать и организовать языковые средства, кото­рые в определенной ситуации общения способствуют достиже­ния поставленных задач коммуникации;

— соблюдение этики общения.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи. Языковая норма — это центральное понятие языковой культуры. «Умение правильно говорить — еще не заслуга, а не­умение — уже позор,- писал знаменитый Цицерон,- потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребле­ния языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задача­ми. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуа­ции и в соответствии с поставленными целями и задачами.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуаци­ях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарно­сти, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор пол­ного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние ока­зывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их соци­альный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладывают строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

Точность речи — это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хо­рошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.

Есть и другая причина, которая также делает речь неточ­ной. Это — плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Точность речи — строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности.

Определим, что значит использовать слова в несвойствен­ном им значении.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, со­стояние, а это обязывает говорящего учитывать значение слов, правильно их использовать. Так, глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «Дать взаймы». Поэтому, если необходимо у кого-то время попросить какую-то сумму денег, то следует ска­зать: Дай мне в Долг, Дай взаймы, ОДолжи мне, но не Займи мне.

Рассмотрим, какие ошибки встречаются в речи при упот­реблении иностранных слов.

Некоторые толкуют слово приоритет (первенство в от­крытии) как «уважение» (Он пользовался в коллективе особым приоритетом). Можно услышать фразу: Эта иДея мне гармони­рует, в которой спутаны понятия «гармонировать» и «импони­ровать». Не все различают слова репатриация (возвращение эмигрантов или военнопленных на родину) и репарация (возме­щение ущерба, нанесенного войной).

Непонимание значений иностранных слов может привести к тавтологическим выражениям в нашей речи. Так, в лекции о новейших достижениях науки и техники было сказано: Ученые, инженеры, рационализаторы, изобретатели призваны Двигать впереД научно-технический прогресс. Слово прогресс означает движение вперед, поэтому неправильно сказать Двигать впереД прогресс. Подобная же ошибка допущена в предложении: Все это крайне затруДняет преДсказание точного прогноза пути­ны. Прогноз означает «предвидение, предсказание, основанное на определенных данных». Следовательно сказать: Все это крайне затруДняет точный прогноз.

Нередко можно услышать сочетание странный параДокс. Но парадокс — это и есть странное мнение, расходящееся с об­щепринятыми мнениями. Слово странный в приведенном соче­тании лишнее. Иногда говорят имеется свобоДная вакансия, за­бывая, что слово вакансия означает «свободная, незамещенная должность». Неправильными считаются и такие выражения: первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя ав­тобиография, биография жизни.

Точность речи требует внимательного отношения к омо­нимам, омофонам, паронимам. Что они собой представляют?

Паронимами называются слова, разные по значению, но близкие по написанию и звучанию, например: кворум — форум, экскаватор — эскалатор. Паронимами могут быть как слова од­ного корня (описка и отписка), так и разнокорневые (зубр, крупный дикий лесной бык, и изюбрь, крупный восточносибир­ский олень).

Неточность предложений Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не бывает больным и Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь объ­ясняется тем, что говорящий не различает паронимы больной и болезненный, смешной и смешливый.

Омонимы — слова, одинаковые по написанию, произноше­нию, но разные по значению. Например: наряд — «направление на работу» и наряд — «одежда», ключ — «источник» и ключ — «отмычка». Омофоны отличаются от омонимов тем, что у них одинаково только звучание, например: леса и лиса.

Что изобразят школьники, если учительница скажет им: «Нарисуй луг»? Слово луг в значении «участок земли, покры­тый травой, цветами» совпадает по звучанию с омонимами лук — «огородное растение» и лук — «оружие». Поэтому одни могут нарисовать человека, стреляющего из лука, другие луковицу, третьи — луг, покрытый ромашками.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложения Назначение председателя всем показалось удач­ным и Характеристика Климова точно соответствовала дей­ствительности заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; ха­рактеристика, данная Климову или Климовым? По-разному мо­жет быть воспринято и предложение Газеты сообщили об отъ­езде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гос­тившего в Англии).

Многозначные слова также требуют особого внимания при употреблении их в речи. Не устраненная контекстом многознач­ность может привести к непониманию между говорящим и слу­шателем. Так слово детектив имеет два значения: 1) агент сыск­ной полиции, сыщик и 2) произведение детективной литературы.

Произнесенная в устной беседе фраза Детектив Артура Хейли мне очень понравился, не дает точного представления о том, что именно имеет в виду говорящий: одно из детективных произведений Артура Хейли или конкретное произведение, ко­торое называется «Детектив» (в значении «сыщик»).

Следовательно, при употреблении многозначных слов не­обходимо, чтобы контекст раскрывал именно то значение, кото­рое имеет в виду говорящий.

Следует учитывать, что слово при употреблении в одном значении бывает более употребительно и известно, чем в дру­гом. Так, один докладчик, делясь впечатлениями о встрече с де­легатами конференции, сказал: Особенно пикантным было вы­ступление П. Эти слова вызвали не ту реакцию, которую ожидал говорящий. Дело в том, что слово пикантный имеет несколько значений. В прямом смысле оно означает «острый на вкус, пря­ный» (например, соус, подливка и т.п.). Переносное значение слова пикантный — «возбуждающий острый интерес, любопыт­ство своей необычностью, сенсационностью и т.п.». Именно в этом значении и употребил выступающий слово пикантный в приведенном примере, но он не учел, что это слово имеет отте­нок: «не вполне пристойный; возбуждающий чувственность, со­блазнительный».

Точность речи определяется:

— умением выбирать нужные слова;

— умением учитывать явления многозначительности, омо­нимии, паронимии.

Понятность речи — это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована.

Понятность речи определяется отбором речевых средств, использованием слов, известным слушателям.

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов- сорняков, слов-паразитов. Следует избегать слова: так сказать, вот, собственно говоря, понимаете и др. В последнее время на­блюдается пристрастие к словам буквально, как бы, по большому счету. Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки, не об­ладают информативностью, они просто засоряют речь.

Богатство речи — это разнообразие используемых в них языковых средств. Богатство русского языка отражено в различ­ных лингвистических словарях. «Словарь современного русско­го литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов. Активный словарь современного человека достигает 11-13 тыс. слов.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно, важно постоянно за­ботиться о расширении своего лексикона, стараться использо­вать богатства родного языка.

Богатство языка определяется многозначностью слов, си­нонимами. Необыкновенно богат русский язык образной фра­зеологией. А сколько изумительных пословиц и поговорок со­держится в русском языке!

Следует помнить: серая, наполненная словесными штам­пами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций.

Источник

keaigl

keaigl

Вопрос по русскому языку:

Помогите пожалуйста, исправьте в предложении лексические ошибки.
1. Мы гуляли у водоема и любовались зелеными насаждениями.
2. Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

mawernine528

mawernine528

Пишу сразу ответы
Мы гуляли у водоема и любовались насаждениями
Всё это крайне затрудняет точный прогноз

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все это было ошибкой с самого начала
  • Выборочное наблюдение ошибки выборки численность выборки
  • Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека ошибка
  • Все человеческие ошибки суть нетерпение
  • Выбивает ошибку при запуске приложения