Много интересных предложений внесли рабочие предприятия. Их применение помогает облегчить их труд. Опытные педагоги передают традиции коллегам, помогают молодежи, готовя из них достойную учительскую смену. Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка. Внешне брат выглядел гораздо моложе нее, хотя они были ровесники. На привале рота перекликается, шутит, они держатся так, будто не было тяжелого перехода. Юные скауты призвали всех последовать своему примеру.
37. Из приведенных в скобках дублетных форм выберите нужные. Назовите глаголы, в которых допущены нарушения языковых норм.
Нам (машут — махают) платками. С потолка (капает — каплет). Ветер (колыхает — колышет) листву. Я (мучусь — мучаюсь) весь день. Они (заготавливают — заготовляют) солому на зиму. Рыба (мечет — метает) икру. (Не морщь — не морщи) лоб. (Откупорь — откупори) бутылку. Кошка (мурлыкает — мурлычет). Вдали (белеет — белеется) парус. Он (брызгает — брызжет) слюной. Он (вис — виснул) на подножке трамвая. Старый пес постепенно (слеп — слепнул) и (чах — чахнул).
Найдите случаи неправильного употребления форм глагола.
Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты школы оснастятся новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Белье мокнуло под дождем. Из-за нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки сдачи объекта. Хозяин дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодежи расти и проявить свои способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам. Все детали станка быстро собираются.
39. Установите, по значению или по стилистической окраске различаются приведенные ниже вариантные формы глаголов настоящего времени. Приведите примеры.
Блещет — блистает, гложет — глодает, клеплет — клепает, колеблет — колебает, колышет — колыхает, краплет —крапает, кудахчет — кудахтает, машет — махает, мечет — метает, плещет — плескает, рыщет — рыскает, фырчит — фыркает, щиплет — щипает.
40. Выпишите из предложений глаголы, имеющие вариантные формы, укажите их начальную форму.
1. Плещет мутный вал (М.Ю. Лермонтов). 2. В море — штиль, ласково плескает на песок хрустальная вода (И. Бунин). 3, Привязанные к деревам, в лесу кони траву щипают (М.Ю. Лермонтов). 4. Дорога вся покрыта той мелкой травкой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы (И.С. Тургенев). 5. Неугомонные кудахчут куры (Н.В. Гоголь). 6. Обломов слушает внимательно, как кудахтает наседка, как пищат цыплята (И.А. Гончаров).
Упражнение 190. Поставьте следующие существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление. Отметьте устаревшие формы. Составьте предложения с приведенными словами, употребив их в именительном падеже множественного числа, и определите, в каких функциональных стилях используются те или иные формы множественного числа этих слов.
Адрес, архитектор, бог, бок, буфер, бухгалтер, вахтер, веер, век, вексель, волос, ворох, грифель, директор, дискант, договор, доктор, желоб, жемчуг, жернов, инженер, инструктор, инспектор, катер, клапан, клевер, колокол, корм, короб, корпус, корректор, лацкан, лекарь, лектор, мичман, невод, номер, обшлаг, овод, окорок, округ, ордер, остров, отпуск, офицер, парус, паспорт, перепел, писарь, повар, погреб, поезд, приговор, прожектор, промысел, профессор, редактор, ректор, рог, рукав, сектор, слесарь, снег, сорт, стог, сторож, суп, токарь, том, тополь, трактор, торт, флигель, флюгер, фельдшер, холод, хутор, цех, череп, шелк, шкипер, шофер, штабель, штемпель, штепсель, штурман, шулер, якорь, ястреб.
Упражнение 193. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилисти- ческую характеристику. Отметьте экспрессивность падежных форм некоторых существительных.
Стакан ча…. . Выпить чайк….. . Сортировка ча…. . Стакан охлажденного ча…….. . Производство сахар…….. . Килограмм сыр…. . Вкус сыр…….. . Килограмм костромского сыр. Сделано из воск. . О вреде табак. . Добыча песк…….. . Много народ…. . История народ…. . Мало снег…. . Задержание снег…. . Поддай пар…. . Давление пар…. . Поднять с пол. . Площадь пол. в комнате. И вид…. не показывает. Чтоб дух…. твоего здесь не было. Присутствие дух…. . Знает толк в лес…. . В «Лес…. » А. Н. Островского. В лес…. много грибов. В «Восемнадцатом год…. » А. Н. Толстого. В 1979 год…. .
Упражнение 197. Подумайте, правильно ли в приведенных примерах употреблены формы рода и числа имен существительных. Исправьте ошибочные примеры. Отметьте возможные варианты.
1. Равенство ширин каналов анализатора определяется качеством изготовления коммутаторов, а стабильность ширин каналоз — нарастанием напряжения. 2. Нагрузка от оси на рельсу 22,5 т. 3. В конце залы стоял полукруглый стол, вокруг него были расставлены легкие кресла современной конструкции. 4. Бригадирша Анна Федоровна и Сергей Макарычев удостоены звания Героя Социалистического Труда. 5. К телефону подошла секретарша. 6. Тетя Феня, официантка кафе-кондитерского, ждала приезда гостей. 7. Прохожих мало, бродят только малярши и штукатурши, озорные девчата в комбинезонах. 8. На опушке леса девочка увидела красивую жирафу.
Упражнение 198. Объясните выбор формы имен и фамилий. Отметьте возможные варианты и укажите, в каких функциональных стилях они употребляются. Исправьте ошибки в склонении имен и фамилий.
1. — Позовите, пожалуйста, Борис Михайловича, — крикнула Катя. 2. В библиотеке есть произведения Генриха Манн. 3. Фильм создан Григорием Чухрай. 4. Рабочий проект составлен отделом новых и типовых конструкций
Всесоюзного института Гидропроект имени С. Я. Жук. 5. Я люблю песни композитора Майборода. 6. Слесарем- электриком Петром Фойняк разработано и внедрено новое устройство. 7. С большим вниманием слушали присутствующие т. Шевчук, который рассказывал о том, какую работу провел в 1977 году их Совет совместно с сотрудниками ОРУД по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на улицах и магистралях района. 8. На днях состоится вечер, посвященный творчеству Жана-Жака Руссо. 9. В архиве можно найти автографы К Циолковского, неопубликованное письмо Жюль Верна.
Упражнение 199. Устраните в приведенных ниже предложениях ошибки в выборе падежных окончаний имен существительных. Отметьте возможные варианты и укажите, в каких функциональных стилях они употребляются.
1. Отчет об этой конференции был представлен лишь к первому октябрю. 2. Мы купили много апельсин и мандарин. 3. Каждую ночь сторожевые катеры зорко охраняют нашу границу. 4. Энергия взрыва была определена в 10 21 эрг. 5. Масло через обратные клапана и дроссели поступает в штоковые полости цилиндров. 6. Необходимо перенести центр тяжести спортивной работы непосредственно в цеха промышленных предприятий. 7. Федоров умышленно старался воздерживаться от комментарий относительно достоинства экспериментов. 8. Посевные площади в районе составляют 43 039 гектар. 9. В конце дачного участка находится навес для лопат, грабель и прочего садового инвентаря. 10. На конференции не присутствовали только сотрудники, находящиеся в отпуску.
- В цеху было установлено новое оборудование, позволяющее увеличить производительность труда на 6,3%.
- При уборке помещений пылесосы производят очень много шума. 13. На площади перед зданием ратуши собралось много народу. 14. Он с жадностью выпил кружку крутого кипятку. 15. Полезная емкость скрепера составляет 1500 килограмм.
Упражнение 207. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи немотивированного использования форм прилагательных. Исправьте ошибки.
1. При правильном выборе частоты модуляции динамические характеристики импульсной системы получаются даже несколько более лучшие, чем у аналогичной системы. 2. Ф. П. Федотов был мужественен и решителен. 3. Применение обычного метода испарения вряд ли окажется эффективным при анализе самых чистейших материалов. 4. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением. 5. Петров оказался в более лучшем положении. 6. Компот слишком кисл. 7. — Этого человека жальчее, — сказал старик. 8. Ваш вывод беспочвенен и необоснован. 9. Автобус начал двигаться несколько побыстрее. 10. Машина требуег наиболее серьезного ремонта. 11. Этот метод учета товарно-материальных ценностей наиболее лучший. 12. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. 13. Такой метод исчисления себестоимости искусственен. 14. Каждый рабочий, член бригады, ответственен за выполнение сменного задания. 15. — Эта птичка, пожалуй, бойчее, да и поет звонче, — заметила Таня. 16. Мы решаем наиболее важнейшую проблему. 17. Тарасова как наиболее серьезнейшего из всех ребят избрали бригадиром. 18. У переохлажденного двигателя процесс сгорания рабочей смеси замедленен. 19. Внедрение установки позволило получить более лучшее соединение трубок с досками. 20. Анна Сергеевна слушала, не вмешиваясь, и думала: с чего все началось? почему мальчик был непосредственен и открыт, честен, а потом стал «шкодничать» исподтишка?
X. Стилистическое использование некоторых форм имен числительных
Упражнение 208. Установите в приведенных ниже конструкциях семантико-стилистическое различие между параллельными формами имени числительного. Составьте с ними предложения, выбрав нужную форму числительного и существительного. Обоснуйте свой выбор. Исправьте ошибки.
- Четверо детей — четыре ребенка. Трое незнакомых лиц — три незнакомых лица. Двое редакторов — два редактора. Трое колхозниц — три колхозницы. Их было пятеро — их было пять.
- По пяти рублей — по пять рублей. По двумстам рублям — по двести рублей.
- К обоим саням — к обеим саням.
- С тысячью книгами — с тысячей книг.
- К тысяче рублей — к тысяче рублям.
- С двумястами рублей — с двумястами рублями.
- Понять с полслова — понять с полуслова.
- Проэкзаменовал тридцать три студента — проэкзаменовал тридцать трех студентов.
Упражнение 209 Составьте несколько предложений с синонимичными парами и определите стилистические различия между синонимическими вариантами собирательных и количественных числительных (например, двое учеников — два ученика).
XI. Стилистическое использование некоторых форм местоимений
Упражнение 213. Отметьте в приведенном ниже тексте граммати- ко-стилистические недочеты в употреблении местоимений (нарушение соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, неправильное употребление притяжательных местоимений, форм местоимений третьего лица и проч.).
1. Много замечательных предложений внесли рационализаторы треста. Их применение помогает облегчить труд рабочих, снизить себестоимость строительно-монтажных работ, резко повысить производительность труда. 2. При возведении монолитных железобетонных и бетонных конструкций требуется большое количество деловой древесины для опалубочных работ, вследствие чего они являются дорогостоящими, трудоемкими и пока еще не индустриальными. 3. Мастера охотно передают многолетний опыт товарищам, помогают молодежи, готовя из них достойную трудовую смену. 4. Проектировщики наиболее квалифицированно определяют признаки инструмента и приспособлений, в соответствии с которыми производится их отнесение к тем или иным квалификационным видам.
- Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка.
- Недавно заветным рубежом для электровозников и диспетчеров был пробег машин 900 километров за сутки. Они напористо двигались к цели. 7. Внешне брат выглядел гораздо моложе нее, хотя они были ровесники.
8. В автобусе бригада перекликается, смеется. Они держатся так, будто не было ревущего фонтана, досок над головами. 9. Легирующие элементы приводят к уменьшению размера субзерен и к повышению плотности дислокации вокруг их. 10. Колесов и его товарищи призвали всех добытчиков «мягкого золота» Верхоянья и Якутской республики последовать своему примеру. 11. Молодежь выглядит празднично. Они одеты в свои лучшие костюмы. 12. Для слива из ковша чугуна его необходимо поворачивать вокруг его оси. 13. Проектировщики отказались от подвесных кранов, утяжеляющих конструкцию перекрытия, и вместо их применили напольные краны. 14. Первый опытный образец универсального землеройного агрегата изготовлен на экскаваторном заводе. На строительной площадке своего расширяющего предприятия начались испытания этой машины. 15. От солдатской песни напев унаследовал энергичные, размашистые интонации, а также присущую ему мерную поступь.
Упражнение 214. Отметьте, в каких из приведенных ниже предложений возникла двусмысленность в понимании текста в результате неверного употребления местоимений. Устраните недочеты. Исправьте текст там, где это необходимо.
1. Долго и настойчиво обучал Федор моего сына, и надо было видеть, как радовался он, когда кочегар получил свидетельство о присвоении ему звания помощника машиниста. 2. Больше внимания и заботы должны проявлять о механизаторах руководители колхоза. От организации их труда будет в первую очередь зависеть успех сева. 3. Зашита материала стен штукатуркой на цементном растворе не предохраняет его от разрушения. 4. В нынешнем году перед автомобилистами встали новые задачи, которые потребуют в первую очередь от руководителей знаний, умения и опыта, чтобы направить работников на их выполнение. 5. Изображенный на этом рисунке график, отнесенный к расходу воды на одного человека, предусматривает достаточно большое поступление в него в размере 180 литров на человека в сутки. 6. Оказывающий помощь должен встать на колени, лицом к голове пострадавшего так, чтобы бедра пострадавшего находились между его коленями. 7. Автоинспектора Никитина, Каминский и Демиховский остановили на Б. Черемушкинской ул. самосвал, в кабине которого сидело 4 человека. Они объяснили шоферу, что такое нарушение правил часто приводит к авариям. 4. Следует подложить прокладки под опору балки и закрепить ее окончательно. 9. Готовые бревна доставляют к узкоколейкам, их там грузят на железнодорожные платформы. 10. Крупноблочные дерево-металлические формы изготовлялись полукустарным способом силами самих строительных организаций, и они не могли конкурировать с металлическими формами, изготовленными заводским путем. 11. В этом сборнике печатаются важнейшие статьи известных педагогов, в которых они разбирают проблемы воспитания. 12. Предприятия, построенные на этих берегах, стали спускать отработанные воды прямо в реки, без их предварительной очистки. 13. Вот оно доказательство, что есть еще любители ездить «впритирку», «на хвосте» у других машин, они не представляют, какую таит опасность такая езда. 14. Элементы внутренних стен жилых домов при использовании их в культурно-бытовых зданиях наращиваются так называемыми «доборными» элементами. 15. Контрольные посты находят много недостатков. По их сигналам немедленно проводят рейды.
XII. Стилистическое использование некоторых форм глагола
Упражнение 215. Сопоставьте глагольные формы, предлагаемые ниже, составьте с ними предложения. Дайте функционально-стилис- тическую характеристику синонимических вариантов. Отметьте формы, находящиеся за пределами норм литературной речи.
- Обусловливать—обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать, уполномочивать — уполномачивать.
- Брезгать — брезговать, видеть — видать, ездить — ехать, поднимать — подымать, прочесть — прочитать, слышать — слыхать.
- Колонизовать — колонизировать, популяризовать— популяризировать, стабилизовать — стабилизировать, экранизовать — экранизировать.
- Изготавливать — изготовлять, приготавливать — приготовлять.
- Высунь — высуни, выправь — выправи, не морщь— не морщи, откупорь — откупори, уведомь — уведоми.
- Грозить — грозиться, кружить — кружиться, стучать — стучаться, целить — целиться.
- Брызгает — брызжет, выздоровеет — выздоровит, двигает — движет, капает — каплет, колышется — колыхается, машет — махает, полощет — полоскает.
- Вис — виснул, глох — глохнул, мок — мокнул, пух — пухнул.
- Исчез — исчезнул, поник — поникнул, привык — привыкнул, смолк — смолкнул, угас — угаснул.
- Привыкший — привыкнувший, промокший — промокнувший, угасший — угаснувший.
И. Завоевав — завоевавши, написав — написавши, прочитав — прочитавши — прочтя, узнав — узнавши.
Упражнение 216. Выберите из приведенных в скобках слов необходимые по условиям контекста. Обоснуйте свой выбор. Дайте функционально-стилистическую характеристику глагольных форм, заключенных в скобки. Отметьте формы, находящиеся за пределами норм литературной речи.
1. Нам С машут — махают) платками. 2. С потолка (капает — каплет). 3. Ветер (колыхает — колышет) листву. 4. Я (мучусь — мучаюсь) весь день. 5. Они (заготавливают — заготовляют) солому на зиму. 6. Он (брызгает — брызжет) слюной. 7. Им (двигает — движет) чувство сострадания. 8. Рыба (мечет — метает) икру. 9. Не (морщь — морщи) лоб. 10. Он (вис — виснул) на подножке трамвая. 11. Они быстро (локализовали — локализировали) вспышку гриппа. 12. Снег (сыплет — сыпет). 13. Мороз (щиплет — щипет) уши. 14. (Выправь — выправи) текст. 15. (Откупорьте — откупори) бутылку. 16. Не стоит этим (брезгать — брезговать). 17. Вдали (белеет — белеется) парус. 18. Кошка (мурлычет — мурлыкает). 19. Он постепенно (слеп — слепнул) и (чах — чахнул). 20. Вы должны (прочитать — прочесть) эту книгу.
Упражнение 222. Отметьте в приведенном ниже тексте случаи неправильного употребления форм глагола (смешение временных, залоговых, видовых форм глагола, немотивированное употребление глагола, оканчивающегоя на -ся, и проч.).
Исправьте текст там, где это необходимо. Укажите предложения, в которых могут быть употреблены синонимические формы глагола. Дайте функционально-стилистическую характеристику этих форм.
1. Для рабочих, инженерно-технических работников прочтено 147 лекций, докладов, проводились семинары по технологии производства. 2. В текущем году колхоз организовывает курсы по подготовке трактористов. 3. Повешенное на забор одеяло мокнуло под дождем. 4. Женя некоторое время вылежала в снегу, пока не затихнул шум над головой. 5. Еще летом пришлось наблюдать, что машинист крана т. Казаков и его помощник т. Чикеманов неправильно производят смазку ролика грейфера. 6. Как и при металлических трубах, нельзя допускать оставлять воду замерзать в виниПластовых трубах. 7. При использовании автопуска необходимо вывести затвор аппарата, повернуть рычаг 21 до упора, затем, нажав на кнопку 22, выключите механизм автопуска. 8. — Передавайте ей привет, — сказал Петр Иванович. 9. Особенно досадно бывает, когда выполнение заказа приходится оттянуть из-за того, что сначала цех сделал брак, а потом тратит время на исправление ошибки. 10. Цехи завода оснастятся новейшим оборудованием. 11. «Завод борется за звание предприятия коммунистического труда» — эти слова сразу бросаются в глаза, как только попадешь на территорию завода. 12. В ясную погоду, когда самолет проходит через Банихал, кажется — высуни руку в окно — и схватишь пригоршню снега. 13. Продукцию на экспорт поручают изготавливать мастерам с большим опытом. 14. Смотр-конкурс ставит своей задачей популяризировать цели и задачи оборонного патриотического общества — ДОСААФ. 15. Книга дает возможность включить в план с первого же этапа проектирования то оборудование, которое в какой-то степени обуславливает всю планировку данного объекта.
Упражнение 223. Проанализируйте в приведенных предложениях употребление глаголов возвратного и страдательного залогов. Охарактеризуйте стилистические особенности этих глаголов. Исправьте текст там, где это необходимо.
1. Гвозди складываются в специальные ящики. 2. Резвая детвора, наслаждаясь природой, играется в ароматной зелени. 3. Домашняя птица в условиях Сибири нередко поражается различными заболеваниями. 4. Все детали станка быстро собираются. 5. Еще никогда в истории этого участка не собирались двухбарабанные окомкова- тели, да еще за такой короткий срок. 6. Многие исследователи показали, что кислые магмы связываются во времени и в пространстве с поднятием земной коры. 7. Через несколько дней было собрание, и все семена возвратились на место. 8. Сформированный муфель укладывается в специальный лоток, на котором он отделывается и транспортируется. 9. Перед заливкой «стаканы» собираются в холодильник и последний устанавливается строго по центру изложницы. 10. Горячий чай и кофе, горячие сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам. 11. Места пайки должны защищаться от влаги путем покрытия их лаком или краской. 12. После щелочной ванны огурцы направляются в щелочную моечную машину, где они моются холодной водой. 13. Готовая антенна своими изоляторами привязывается к концам подъемных веревок и затем поднимается к вершинам мачт. 14. Во многих стихах бичуются пережитки прошлого в сознании людей. 15. Зал заполняется подростками — будущей сменой металлургов. 16. Дверь открывается автоматически. 17. Семена загружаются в нижний засыпной ковш, из него поступают в нижнюю головку вертикального элеватора, затем подаются в верхний бункер. 18. Цыплята выращиваются в клетках. 19. Согласно приказу директора, слесарь третьего цеха Смирнов А. И. от работы отстраняется. 20. Лифт загружается за одну минуту. 21. Лучшие учащиеся вывешиваются на доску Почета.
Упражнение 224. Проанализируйте в приведенных предложениях употребление времен глагола. Устраните ошибки.
1. На заседаниях комиссии рассматривались случаи нарушений водителями правил движения и вносятся на рассмотрение администрации предложения о наложении взысканий на виновных. 2. Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку. 3. — Если кто-нибудь из моих подруг получает больше молока, я беспокоилась: а нельзя ли мне поднять удой, — говорит звеньевая. 4. Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели. 5. Когда фашистские полчища вторгаются в нашу страну, Андрей вместе с регулярными частями армии отправился на фронт. 6. Дирекция фабрики характеризует т. Петрова как человека, который справлялся с работой и замечаний не имеет. 7. Это мероприятие позволило уберечь много сварочного кабеля от повреждений и дает сварщику возможность без перевозки трансформатора работать в различных местах участка. 8. Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно. 9. Эти районы были выделены В. В. Белоусовым и обозначаются разными названиями. 10. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают у присутствующих аппетит.
Упражнение 225. Проанализируйте в приведенных предложениях употребление видов глагола. Устраните ошибки (видовой разнобой).
1. Чтобы сокращать сроки освоения новой техники, хозяйственные руководители призваны взять под неослабный контроль решение всех вопросов. 2. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 3. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность и культуру производства. 4. Данный метод выгодно применить также для определения давления. 5. Надо не только извещать о выполнении и перевыполнении норм выработки, но и вскрыть секреты успехов, рассказать, как они организуют свой труд. 6. Шумел прибой да рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. 7. Заведующий отделом торговли имеет право назначать или сместить директора колхозного рынка, проверять своевременное получение товаров по выделенным фондам. 8. Почтовики и телеграфисты, работники’ пассажирских и грузовых автоконтор стремятся улучшать обслуживание трудящихся. 9. Рационализаторское предложение уменьшало число типоразмеров панелей и улучшило крепление ворот к стене. 10. Вода на своем подземном пути образовала в этой области известковые пещеры и ямы. На протяжении долгих тысячелетий здесь возникли прекрасные пещерные просторы. Вода, протекавшая расщелинами, была насыщена известью, из которой на сводах образовывались пещерные капли. 11. Для того чтобы избежать пропуска газов, мы смазываем поверхность картера бакелитовым лаком или клеем БФ, после чего узел стал неразборным. 12. Когда Балиеву предложили проект прокладки дюкера и обход заболоченной низины, он решает проложить дюкер через болото, хотя это было связано с большими трудностями. 13. Опытные водители должны помогать молодым шоферам стать квалифицированными мастерами своего дела, добиваться высоких показателей, работать без нарушений Правил движения и без аварий. 14. Мы своевременно закупали билеты, а вечером 15 участников похода выехали с Сибайского вокзала к станции Абзаково. 15. Предложение правильное, так как оно позволяло быстрее начать использование новых производственных площадей.
XIII. Стилистическое использование союзов, предлогов и частиц
Источник
Ограда является одним из первых строений, которое научились
1
Всем известно, что наша страна по запасам леса – самая
1
Штучный паркет по своему применению относится к одному
2
Очень много мифов ходит в сфере строительства, и больше
1
помогите !!!!!!!!
Найдите
случаи неправильного употребления форм глагола.
Cолнце
выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты школы оснастятся
новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным
экзаменам. Белье мокнуло под дождем. Из-за
нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки сдачи объекта. Хозяин
дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодежи расти и проявить свои
способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам. Все
детали станка быстро собираются.
Исправьте предложения; объясните ошибки в употреблении формы падежа имен сущ.
1.Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.
2.Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвиным.
3.Купите мне пару чулок и две пары носок.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.
6.Собран большой урожай помидор.
7.Разделите все это на несколько равных доль.
8.Мы находились в самом большом цеху завода.
9.Документы нужно представить к первому августу.
10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
1. Роль Несчастливцева в «Лесе» Островского исполнял молодой талантливый актер.
2. Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвином.
3. Купите мне пару чулок и две пары носков.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марс.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектаров.
6.Собран большой урожай помидоров.
7.Разделите все это на несколько равных долей.
8.Мы находились в самом большом цехе завода.
9.Документы нужно представить к первому августа.
10. Помножьте числитель первой дроби на знаменатель второй.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/3595737-ispravte-predlozheniya-obyasnite-oshibki-v-upotreblenii-formy.html
Русский язык и культура речи (стр. 11 )
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Принёс с базара несколько (дыня).
Посадил в саду пять (яблоня).
Нужно расклеить десять (афиша).
В наборе шесть (кастрюля).
Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы
падежа имен существительных.
Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным. Купите мне пару чулок и две пары носок. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
Выберите нужную форму (оба — обе).
По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с
…братьями, с …сёстрами.
Спишите, заменяя цифры словами.
К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59,
с 395 сложить 288, 400 разделить на 100.
Найдите случаи неправильного употребления форм глагола.
Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты
школы оснастятся новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Бельё мокнуло под дождём. Из-за нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки объекта. Хозяин дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодёжи расти и проявить свои
способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам.
Все детали станка быстро собираются.
Исправьте предложения, объясните ошибки.
1) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
2) Комната низкая для такой мебели.
3) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
4) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
5) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
6) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.
7) Город находится в полуторастах километров от областного центра.
Каждому дали по пяти тетрадей.
9) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.
10) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
11) Серёжа – большая умница.
12) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
13) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.
14) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
Тема 10. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления
Кто хочет говорить красиво, тому
надлежит сперва говорить чисто и иметь
довольство избранных речений к
изображению своих мыслей.
Синтаксис изучает строй связной речи. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. О словосочетании говорят, что это «мысль в процессе становления», в предложении же мысль получает своё языковое выражение.
Словосочетание — сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных; дождь и снег.
Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность. Например: Новый год. Между водорослями по песчаному дну перебегают юркие пескари. (И. Соколов-Микитов)
Предложение – основная синтаксическая единица, «средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений»*
К синтаксическим ошибкам относятся следующие:
Следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление. Например:
отчитаться в чём-либо – сделать отчёт о чём-либо
превосходство над чем-либо – преимущество перед чем-либо
уверенность в чём-либо – вера во что-либо
оплатить проезд – заплатить за проезд
Синтаксические ошибки допущены в следующих предложениях:
— Убедившись, что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения закрыть
— В (на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники института.
Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие
слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка.
Например: Мы любим и гордимся своей Родиной (любим что? гордимся чем?)
Следовательно, правильно будет:
Мы любим свою Родину и гордимся ею.
2. Нарушение согласования.
Например: Молодая врач пришла на приём.
Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим «врач» и определением «молодая», что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришёл (или пришла) на приём (если речь идёт о женщине).
Колебания в формах согласования
1. Согласование при обозначении женщины и её профессии типа «врач пришёл» и «врач пришла». Если подлежащее является существительным м. р., обозначающим профессию (врач), то сказуемое согласуется в роде – «пришёл». Но в разговорном стиле речи всё больше распространяется смысловое согласование (пришла). Научной речи такое согласование не свойственно. А согласование с прилагательным по смыслу (известная врач) недопустимы.
2. Согласование сказуемого с подлежащим. Выраженным количественно-именным сочетанием типа «несколько человек пришло – пришли». Возросла тенденция к согласованию по смыслу.
А) «несколько» + существительное в Р. п. = сказуемое в ед. ч., если:
— существительное обозначает неодушевлённый предмет, (несколько вагонов доставлено)
— сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия (большинство писем доставлено, несколько человек ранено)
— сказуемое предшествует подлежащему (в начале улицы обнаружилось
Б) сказуемое употребляется во мн. ч., если:
— подлежащее обозначает одушевлённый предмет, а сказуемое подчёркивает активность действия (несколько человек кинулись на помощь)
— имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого (несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы)
— подлежащее оторвано от сказуемого обособленным оборотом (несколько человек, находившихся в толпе, упали в обморок)
Например: Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении основное действие выражено глаголом «слетела».
Это сказуемое относится к слову «шляпа». Получается, что шляпа подъезжала к станции. Правильно будет: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа или Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
4. Ошибка в употреблении причастного оборота.
Например: Лежащая книга на столе.
Причастный оборот должен стоять или после определяемого слова, или перед ним.
Книга, лежащая на столе – лежащая на столе книга.
5. Нарушение порядка слов.
Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.
Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе «не только, но и». Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.
6.Смешение прямой речи и косвенной.
Например: Друг сказал, что я подожду.
7.Нарушение норм в употреблении однородных членов предложения.
Например, В целях повышения мастерства педагогов по прохождению
практики и форм работы.
8.Нарушение координации между подлежащим и сказуемым.
Например, пришли или прошло двое
Незнание особенностей функциональных стилей РЛЯ является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.
Например: Он есть мой брат.
Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля, в разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.
1. Перечислите основные типы синтаксических ошибок.
2. Приведите примеры на каждый тип.
3. Приведите примеры нарушения синтаксисо-стилистических норм.
Задания для самостоятельной работы студентов
Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением форм управления.
А) Мать сильно беспокоилась за сына
Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.
В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу
Г) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной
Д) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет
Е) Кафедра организовала и руководит производственной практикой
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/390/1201-11.php
Вспыхает
небо, разбужая ветер,
Проснувший
гомон птичьих голосов –
Проклинывая
все на белом свете,
Я вновь бежу в
нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки,
выбегнув навстречу,
Приветливыми
лапками маша:
Я среди тут пробуду
целый вечер,
Бессмертные творения
пиша.
Но, выползя на миг из тины
зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
(А.
Матюшкин-Герке)
Литература:
1.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому
языку. Практическая стилистика. – М.,
2003. – С. 153-160, 164-171, 180-183, 191-199.
2.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.
Современный русский язык. – М., 1998. –
264-276.
Словари
и справочники:
3.
Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова
Н.П. Справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию.
– М, 1994. – С. 196-205.
4.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь
трудностей русского языка. – М., 1984.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 6.
Синтаксические
нормы.
План:
1.
Порядок слов в предложении.
2.
Варианты согласования сказуемого с
подлежащим.
3.
Согласование определений и приложений.
4.
Трудные случаи управления.
5.
Основные причины синтаксических ошибок.
Домашняя
работа — № 2, 5, 6.
Задания:
1. Исправьте предложения, укажите основания правки.
Глаза
прикрывали темные очки. Солнце закрыло
облако. День сменяет ночь. Велосипед
сбил грузовик. Руки оттягивают тяжелые
чемоданы. Студенты прослушали курс
лекций по сварке доцента Юрьева. Детский
сад принимает детей после капитального
ремонта. Правом бесплатного проезда
пользуются дети при одном взрослом
пассажире до 7 лет. Составлен протокол
об ограблении с участием понятых.
2. Исправьте ошибки в употреблении форм составного именного сказуемого и связок в нем.
Пусть
функция f
непрерывная на интервале I.
С понятием касательной к графику функции
вы уже знакомые. Майкл Фарадей знаменитый
открытиями в области электрических и
магнитных полей. В 1849 году Ом становится
профессор Мюнхенского университета.
Достижением Вольта есть создание первого
гальванического элемента. 6. Якоби был
создатель гальванопластики. Международная
система измерений оказалась наиболее
удобная. Главный недостаток системы
СГС есть то, что подавляющее большинство
ее единиц на практике не применяется.
Самое главное открытие Больцмана было
статическое истолкование второго закона
термодинамики. Работы Больцмана остались
непризнанные при его жизни. Задачей
Карно являлось показать, как теплота
превращается в работу. Деятельность
Ньютона являет образец научной
добросовестности и трудолюбия.
3. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1.
Подавляющее большинство физических
величин удовлетворя..т этому условию.
2. Большое количество студентов,
преподавателей и профессоров университета
принял.. участие в конференции. 3.
Меньшинство группы выполнил.. задание
досрочно. 4. Произошл.. два неожиданных
взрыва. 5. Прошл.. десять дней. 6. На
семинарском занятии присутствовал.. 21
человек. 7. Все 31 студент сдал.. рефераты
вовремя. 8. Плащ-палатка лежал.. в свернутом
виде. 9. Кафе-столовая открыт.. 10. Ряд
исследований Столетова посвящен..
проблемам магнетизма и электричества.
11. Сын или дочь помогл.. вам донести вещи
до станции? 12. Для проведения опыта по
обнаружению электрических колебаний
А.С. Попову понадобил..с.. стеклянная
трубка, две полоски листовой пластины,
пробка, металлический порошок.
4.
Выберите форму определения:
3
(новые – новых) тетради, 22 (большие –
больших) дома, (первые – первых) две
недели, (целые – целых) 3 ведра, 2 (младшие
– младших) сестры, (верхние – верхних)
3 окна, 2 (неравные – неравных) части,
(полные – полных) 2 месяца, 3 (высокие –
высоких) горы, 4 (веселые – веселых)
подруги, 2 (большие – больших) зеркала,
(последние – последних) 2 абзаца, по две
(чайные – чайных) ложки, 3 (сестрины –
сестриных) подруги, открыты две (столовые
– столовых).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Исправьте предложения; объясните ошибки в употреблении формы падежа имен сущ.
1.Роль Несчастливцева в “Лесу” Островского исполнял молодой талантливый актер.
2.Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвиным.
3.Купите мне пару чулок и две пары носок.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.
6.Собран большой урожай помидор.
7.Разделите все это на несколько равных доль.
8.Мы находились в самом большом цеху завода.
9.Документы нужно представить к первому августу.
10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
1. Роль Несчастливцева в “Лесе” Островского исполнял молодой талантливый актер.
2. Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвином.
3. Купите мне пару чулок и две пары носков.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марс.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектаров.
6.Собран большой урожай помидоров.
7.Разделите все это на несколько равных долей.
8.Мы находились в самом большом цехе завода.
9.Документы нужно представить к первому августа.
10. Помножьте числитель первой дроби на знаменатель второй.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/3595737-ispravte-predlozheniya-obyasnite-oshibki-v-upotreblenii-formy.html
Русский язык и культура речи (стр. 11 )
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Принёс с базара несколько (дыня).
Посадил в саду пять (яблоня).
Нужно расклеить десять (афиша).
В наборе шесть (кастрюля).
Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы
падежа имен существительных.
Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным. Купите мне пару чулок и две пары носок. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
Выберите нужную форму (оба – обе).
По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с
…братьями, с …сёстрами.
Спишите, заменяя цифры словами.
К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59,
с 395 сложить 288, 400 разделить на 100.
Найдите случаи неправильного употребления форм глагола.
Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты
школы оснастятся новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Бельё мокнуло под дождём. Из-за нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки объекта. Хозяин дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодёжи расти и проявить свои
способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам.
Все детали станка быстро собираются.
Исправьте предложения, объясните ошибки.
1) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
2) Комната низкая для такой мебели.
3) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
4) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
5) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
6) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.
7) Город находится в полуторастах километров от областного центра.
Каждому дали по пяти тетрадей.
9) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.
10) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
11) Серёжа – большая умница.
12) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
13) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.
14) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
Тема 10. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления
Кто хочет говорить красиво, тому
надлежит сперва говорить чисто и иметь
довольство избранных речений к
изображению своих мыслей.
Синтаксис изучает строй связной речи. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. О словосочетании говорят, что это «мысль в процессе становления», в предложении же мысль получает своё языковое выражение.
Словосочетание – сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных; дождь и снег.
Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность. Например: Новый год. Между водорослями по песчаному дну перебегают юркие пескари. (И. Соколов-Микитов)
Предложение – основная синтаксическая единица, «средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений»*
К синтаксическим ошибкам относятся следующие:
Следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление. Например:
отчитаться в чём-либо – сделать отчёт о чём-либо
превосходство над чем-либо – преимущество перед чем-либо
уверенность в чём-либо – вера во что-либо
оплатить проезд – заплатить за проезд
Синтаксические ошибки допущены в следующих предложениях:
– Убедившись, что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения закрыть
– В (на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники института.
Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие
слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка.
Например: Мы любим и гордимся своей Родиной (любим что? гордимся чем?)
Следовательно, правильно будет:
Мы любим свою Родину и гордимся ею.
2. Нарушение согласования.
Например: Молодая врач пришла на приём.
Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим «врач» и определением «молодая», что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришёл (или пришла) на приём (если речь идёт о женщине).
Колебания в формах согласования
1. Согласование при обозначении женщины и её профессии типа «врач пришёл» и «врач пришла». Если подлежащее является существительным м. р., обозначающим профессию (врач), то сказуемое согласуется в роде – «пришёл». Но в разговорном стиле речи всё больше распространяется смысловое согласование (пришла). Научной речи такое согласование не свойственно. А согласование с прилагательным по смыслу (известная врач) недопустимы.
2. Согласование сказуемого с подлежащим. Выраженным количественно-именным сочетанием типа «несколько человек пришло – пришли». Возросла тенденция к согласованию по смыслу.
А) «несколько» + существительное в Р. п. = сказуемое в ед. ч., если:
– существительное обозначает неодушевлённый предмет, (несколько вагонов доставлено)
– сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия (большинство писем доставлено, несколько человек ранено)
– сказуемое предшествует подлежащему (в начале улицы обнаружилось
Б) сказуемое употребляется во мн. ч., если:
– подлежащее обозначает одушевлённый предмет, а сказуемое подчёркивает активность действия (несколько человек кинулись на помощь)
– имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого (несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы)
– подлежащее оторвано от сказуемого обособленным оборотом (несколько человек, находившихся в толпе, упали в обморок)
Например: Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении основное действие выражено глаголом «слетела».
Это сказуемое относится к слову «шляпа». Получается, что шляпа подъезжала к станции. Правильно будет: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа или Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
4. Ошибка в употреблении причастного оборота.
Например: Лежащая книга на столе.
Причастный оборот должен стоять или после определяемого слова, или перед ним.
Книга, лежащая на столе – лежащая на столе книга.
5. Нарушение порядка слов.
Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.
Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе «не только, но и». Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.
6.Смешение прямой речи и косвенной.
Например: Друг сказал, что я подожду.
7.Нарушение норм в употреблении однородных членов предложения.
Например, В целях повышения мастерства педагогов по прохождению
практики и форм работы.
8.Нарушение координации между подлежащим и сказуемым.
Например, пришли или прошло двое
Незнание особенностей функциональных стилей РЛЯ является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.
Например: Он есть мой брат.
Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля, в разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.
1. Перечислите основные типы синтаксических ошибок.
2. Приведите примеры на каждый тип.
3. Приведите примеры нарушения синтаксисо-стилистических норм.
Задания для самостоятельной работы студентов
Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением форм управления.
А) Мать сильно беспокоилась за сына
Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.
В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу
Г) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной
Д) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет
Е) Кафедра организовала и руководит производственной практикой
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/390/1201-11.php
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.