Содержание
Свт. Игнатий Брянчанинов
терпением вашим спасайте души ваши
Ах! Нужно нам помнить это наставление Спасителя, нужно держаться за него непрестанно, как держится слепец за руку путеводителя; потому что скорби, то и дело, передают нас одна другой, как волна волне. – Перепродают нас одна другой, как жестокий господин продает невольника другому господину, столько же или более жестокому. И когда уже душа и тело истончатся скорбями, соделаются слабыми, ничтожными подобно паутине, – принимает нас гроб!..
Для преодоления иной скорби нужно мужество; для изшествия из другой – мудрость; для избавления от третьей – смирение. Но во всех скорбях, при всех прочих добродетелях, непременно нужно терпение. Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтоб пребыть добродетелию, нуждается в терпении. Кто поколеблется в добродетели, не претерпит в ней до конца, тот теряет свою добродетель. Господь сказал о благоугождающих Ему, что они «плод творят в терпении» (Лк. 8:15), повелел «душу свою стяжавать в терпении» (Лк. 21:19), возвестил, что спасется только «претерпевый до конца» (Мф. 24:13).
Письма к мирянам. Письмо 179.
«В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19), – сказано странникам земли: потому что путь наш узок и прискорбен, а мы слабы. «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), опять утешительно наставляет нас Писание. Благодарю братца Вашего за приписанныя строки! Если б у моего письма были глаза, то я завещал бы им взглянуть на братца Вашего пристально, продолжительно и так дружелюбно, чтоб этот безпрерывный страдалец невольно, приятно улыбнулся.
Христос с Вами.
Письма к мирянам. Письмо 180.
Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность полную радостей и непрерывнаго наслаждения духовнаго. Надо же наследовать вечность!.. Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, повелено: «в терпении вашем стяжите души ваши. Претерпевый до конца, той спасется» (Лк. 21:19, Мф. 10:22).
Письма к мирянам. Письмо 182.
Свт. Лука Крымский
терпением вашим спасайте души ваши
В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: …терпением вашим спасайте души ваши. О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?
Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.
В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.
Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.
А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни (Ис. 53:3)?
То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?
О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление – оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.
А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.
Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.
Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который будучи злословим… не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:23-24).
Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них …иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 11:35-38; 12, 1-3).
Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3:5).
Проповеди. Том II. О терпении. Неделя Крестопоклонная.
Свт. Иустин (Полянский)
терпением вашим спасайте души ваши
О терпении и прочих частных заповедях.
Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту, но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.
В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.
Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться – все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейские невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.
Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Прп. Нил Синайский
терпением вашим спасайте души ваши
«В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19), – говорит Спаситель. Ибо при терпении, где и не ожидали, обретем утешение. Чего никто от людей не ожидал, то домостроительствует и дарует Господь надеющимся на Него с верою и надеждою. Потому Иеремия говорит: «благ Господь надеющимся Нань, души ищущей Его» (Плач Иер. 3:25).
Письма на разные темы. Пресвитеру Силвану.
Во время искушений великая помощь – терпение по Богу. Ибо Господь говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). Не сказал: в посте вашем, или в безмолвии вашем, или в псалмопении вашем, хотя все это способствует спасению души, но – «в терпении вашем. В терпении», – то есть во всяком, какое ни придет, искушении, во всякой скорби, будет ли это обида, или уничижение, или бесчестие от какого бы то ни было человека, важного и неважного, или телесная немощь, или восстание сатанинских браней, или какое бы то ни было искушение от людей, или от демонов. «В терпении вашем стяжите души» ваша, – не просто в терпении вашем, но и со всяким благодарением, и молитвою, и смирением благословляй и песнословь Спасителя всяческих Бога, Благодетеля, все приводящего в согласие, все, будет ли это благо или нет, всяко устраивающего на пользу. И Апостол пишет: «терпением да течем на предлежащий нам подвиг» веры (Евр. 12:1). Ибо что выше добродетели? Что тверже и сильнее терпения, разумею терпение по Богу, эту царицу добродетелей, основание доблестных дел, неволнуемую пристань? Ибо оно, оно именно, есть мир во время браней, тишина во время бури, безопасность среди наветов и опасностей. Оно преуспевшего в нем делает тверже адаманта. Ни приводимые в движение оружия и луки, ни мятущиеся полчища, ни придвинутые стенобитные орудия, ни пущенные стрелы и копья, ни самое демонское полчище, ни темные дружины сопротивных сил, ни сам диавол, ополчившийся со всем своим воинством и злоухищрением, не возмогут повредить тому, кто о Христе приобрел терпение.
Письма на разные темы. Монаху Давурию.
Если не вооружится кто прекрасным терпением, то делается удобоуловимым для сатаны; потому что он и здесь, и там ставит тысячи ловушек монахам. Почему и увещевает нас Господь, говоря: в «терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19), ибо «претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 24:13).
Письма на разные темы. Пресвитеру Никону.
Прп. Максим Исповедник
терпением вашим спасайте души ваши
Все другие страсти касаются только или раздражительной части души, или вожделевательной, или же мыслительной, как, например, забвенье и неведение: а уныние, охватывая все силы души, вдруг, за одним духом, приводит в движение почти все страсти, почему оно и тяжелее всех других страстей. Добре убо Господь, подав против оного врачевство, говорит: в терпении вашем стяжите души ваша.
Главы о любви.
Прав. Иоанн Кронштадтский
терпением вашим спасайте души ваши
Почему терпением? Потому что враг всячески старается затмить, путать нас на пути спасения. Вспомните милосердые слова Спасителя на вопрос Петра: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? – Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21–22). Пройдет страсть – и человек опять будет добр. Обыкновенно говорят о таких людях: на него временем находит что-то, а [так] он хороший человек. Это нахождение и есть прилог врага.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Феофилакт Болгарский
терпением вашим спасайте души ваши
См. Толкование на Лк. 21:12
Прот. Иоанн Бухарев
В терпении вашем стяжите душы вашя
Это – тоже выражение, что у евангелиста Матфея и Марка: претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22; Мк. 13:13). Претерпевший. т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца своей жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, со свв. Апостолами и мучениками.
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
терпением вашим спасайте души ваши
См. Толкование на Лк. 21:12
«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1Петр 2:19-21). «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:7—11).
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия (Евр.2:1-2).
Житие человеческое от самого рождения до окончания всякими бедами исполнено: рождаемся со слезами; живем в бедах и слезах; оканчиваем жизнь с воздыханием и страхом. И хотя многие, по нашему мнению, в благополучии живут, однако нет такого благополучия, которое бы горестью неблагополучия не было растворено. Против всякого бедствия есть изрядное врачевство — терпение.
Как храбрость воина не познается иначе, как только во время сражения, так истинного терпения не познаем иначе, как во время приключившихся бед и неприятностей. Многие думают о себе, будто бы имеют терпение, но приключившееся бедствие показывает, терпеливы ли они. Искусен не тот хозяин корабля, который во время тишины и благополучного ветра хорошо управляет кораблем, но тот, который во время непогоды и бури дело свое хорошо исправляет. Так и терпелив не тот, который во время благополучия тихо и кротко себе ведет, но тот, который во время бедствия сердце свое, как корабль, бедствием возмущаемый, укрощает и усмиряет. Ибо терпение — это терпение бедствия, а не благополучия.
Терпение состоит не в том, чтобы много бед познавать и терпеть, но в том, чтобы их великодушно встречать, и безропотно и терпеливо переносить, и гнев восстающий укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Ибо беды и с благочестивыми, и с нечестивыми приключаются. Но только одни благочестивые терпеливо и великодушно переносят их. Добрые и злые лишаются имений. Добрые с Иовом говорят: «Господь дал, Господь и отнял; да будет воля Господня» (Иов.1:21); злые ропщут и негодуют, а часто и хулят. Добрые и злые принимают обиды от других. Добрые обидевшим прощают, и, хотя могут отомстить, не мстят и не хотят мстить; злые не терпят этого, но обиду обидою стараются отвратить, и, если не могут делом, словом язвительным и клеветою мстят. Ибо истинное терпение — не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому.
Большее и высочайшее терпение — не чувствовать обиды и болезни в сердце своем. Такой подлинно для мира, плоти и греха умер, а живет для Христа. Такой ни похвалой не превозносится, ни поношением не оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии одинаков, постоянен, тих и кроток. Преблагополучно такое состояние сердца! Оно — лучшее из всех увеселений мира сего! Сладка эта тишина! Преблагоприятный покой, в котором так сердце успокаивается! К этому покою призывает нас Христос: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).
Истинное терпение христианское от веры происходит и без веры быть не может. Поскольку плоть наша всегда хочет воле своей следовать, в приятностях и увеселениях мира сего пребывать, то всякой неприятности ужасается и, если она приключается, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, это ее смущение укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божиему Промыслу бывает; что Бог посылает наказание не от гнева, а от любви: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6); что скоро этому бедствию конец будет; что за временной скорбью последует вечная радость; что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, — и так смущаемое и волнующееся сердце укрощает и утешает. Так святой Давид в печали и скорби душу свою верою утешал. «Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Ты спасение лица моего и Бог мой»» (Пс.41:6).
Итак, терпение — это добродетель, которая во всякой приключающейся неприятности, печали и скорби, предается воле Божией, и желает лучше страдать, нежели перед Богом согрешить. Или иначе терпение — это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая в волю Божию во всем предаваться; и есть не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и «покоряющая ее в послушание» воли Божией (2Кор.10:5). И хотя верный, немощью плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби, ибо «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41), однако, следуя Начальнику веры и Совершителю Иисусу, Сыну Божию, добавляет слова: «не Моя воля, но Твоя да будет, Отче» (Мф.26:42; Лк.22:42; Мк.14:36). Так святой Давид, отец Христа по плоти, в гонении и печали своей говорил: «Если обрету благодать пред очами Господними, то Он возвратит меня, и покажет мне его (кивот Божий) и красоту его. А если Он скажет так: «Нет Моего благоволения к тебе», — то вот: пусть творит со мною, как благоугодно пред очами Его» (2Цар.15:25-26).
Терпение укрепляется:
1) молитвой, которая помощь Божию испрашивает в том, чтобы понести наложенной крест. Ибо как дети страдающие объявляют печаль свою родителям и так от них утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает скорбь сердца и так некую отраду чувствует на сердце, так особенно облегчение печали нашей чувствуем, когда Богу, «Отцу милосердия и Богу всякого утешения» (2Кор.1:3-4), печаль нашу через молитву сообщаем. 2) Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что он через собственные свои грехи в такое бедствие пришел, и потому ни на кого не жалуется, а только на себя и на свои грехи. Так исповедующемуся и кающемуся посылается Божие утешение.
3) Облегчается скорбь и печаль духовными песнями. Так путники скуку и печаль отгоняют различными песнями; так мастеровые люди растворяют печаль и скуку пением. Ибо пение печальному как пластырь, к ране приложенный, или как жаждущему — студеная вода.
4) Укрепляется терпение ожиданием избавления, которое, хотя и не до смерти, но со смертью последует. Ибо смертью всякое бедствие сокращается.
5) Воззрением на образ страдания Христова, святых мучеников и прочих святых, а также и тех, кто ныне всякое бедствие терпит, как сказано.
6) Ожиданием будущей славы утешение приобретается. Так утешаются земледельцы надеждой плодов, путники надеждой покоя, воины надеждой победы и славы, купцы надеждой приобретения богатства. Если надежда этих временных благ ободряет, тем более надежда верных и неизреченных благ ободрит и поощрит к терпению бедствия и печали.
7) Святое Писание подает разнообразные утешения скорбящим и сетующим душам. Как в богатой и изобильной аптеке различные имеются лекарства, которыми различные исцеляются телесные болезни, так и в Священном Писании предлагаются нам различные средства, которыми можем в терпении утешиться и укрепиться. Ибо для того и дано оно Богом, «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4).
Святитель Тихон Задонский «Об истинном христианстве». Книга первая. «Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях»
Содержание
Свт. Игнатий Брянчанинов
терпением вашим спасайте души ваши
Ах! Нужно нам помнить это наставление Спасителя, нужно держаться за него непрестанно, как держится слепец за руку путеводителя; потому что скорби, то и дело, передают нас одна другой, как волна волне. – Перепродают нас одна другой, как жестокий господин продает невольника другому господину, столько же или более жестокому. И когда уже душа и тело истончатся скорбями, соделаются слабыми, ничтожными подобно паутине, – принимает нас гроб!..
Для преодоления иной скорби нужно мужество; для изшествия из другой – мудрость; для избавления от третьей – смирение. Но во всех скорбях, при всех прочих добродетелях, непременно нужно терпение. Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтоб пребыть добродетелию, нуждается в терпении. Кто поколеблется в добродетели, не претерпит в ней до конца, тот теряет свою добродетель. Господь сказал о благоугождающих Ему, что они «плод творят в терпении» (Лк. 8:15), повелел «душу свою стяжавать в терпении» (Лк. 21:19), возвестил, что спасется только «претерпевый до конца» (Мф. 24:13).
Письма к мирянам. Письмо 179.
«В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19), – сказано странникам земли: потому что путь наш узок и прискорбен, а мы слабы. «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), опять утешительно наставляет нас Писание. Благодарю братца Вашего за приписанныя строки! Если б у моего письма были глаза, то я завещал бы им взглянуть на братца Вашего пристально, продолжительно и так дружелюбно, чтоб этот безпрерывный страдалец невольно, приятно улыбнулся.
Христос с Вами.
Письма к мирянам. Письмо 180.
Пребудьте в служении Богу краткое время земной жизни – и наследуете вечность полную радостей и непрерывнаго наслаждения духовнаго. Надо же наследовать вечность!.. Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, повелено: «в терпении вашем стяжите души ваши. Претерпевый до конца, той спасется» (Лк. 21:19, Мф. 10:22).
Письма к мирянам. Письмо 182.
Свт. Лука Крымский
терпением вашим спасайте души ваши
В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: …терпением вашим спасайте души ваши. О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?
Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.
В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.
Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.
А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни (Ис. 53:3)?
То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?
О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление – оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.
А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.
Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.
Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который будучи злословим… не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:23-24).
Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них …иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 11:35-38; 12, 1-3).
Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3:5).
Проповеди. Том II. О терпении. Неделя Крестопоклонная.
Свт. Иустин (Полянский)
терпением вашим спасайте души ваши
О терпении и прочих частных заповедях.
Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту, но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.
В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.
Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться – все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейские невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.
Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Прп. Нил Синайский
терпением вашим спасайте души ваши
«В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19), – говорит Спаситель. Ибо при терпении, где и не ожидали, обретем утешение. Чего никто от людей не ожидал, то домостроительствует и дарует Господь надеющимся на Него с верою и надеждою. Потому Иеремия говорит: «благ Господь надеющимся Нань, души ищущей Его» (Плач Иер. 3:25).
Письма на разные темы. Пресвитеру Силвану.
Во время искушений великая помощь – терпение по Богу. Ибо Господь говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). Не сказал: в посте вашем, или в безмолвии вашем, или в псалмопении вашем, хотя все это способствует спасению души, но – «в терпении вашем. В терпении», – то есть во всяком, какое ни придет, искушении, во всякой скорби, будет ли это обида, или уничижение, или бесчестие от какого бы то ни было человека, важного и неважного, или телесная немощь, или восстание сатанинских браней, или какое бы то ни было искушение от людей, или от демонов. «В терпении вашем стяжите души» ваша, – не просто в терпении вашем, но и со всяким благодарением, и молитвою, и смирением благословляй и песнословь Спасителя всяческих Бога, Благодетеля, все приводящего в согласие, все, будет ли это благо или нет, всяко устраивающего на пользу. И Апостол пишет: «терпением да течем на предлежащий нам подвиг» веры (Евр. 12:1). Ибо что выше добродетели? Что тверже и сильнее терпения, разумею терпение по Богу, эту царицу добродетелей, основание доблестных дел, неволнуемую пристань? Ибо оно, оно именно, есть мир во время браней, тишина во время бури, безопасность среди наветов и опасностей. Оно преуспевшего в нем делает тверже адаманта. Ни приводимые в движение оружия и луки, ни мятущиеся полчища, ни придвинутые стенобитные орудия, ни пущенные стрелы и копья, ни самое демонское полчище, ни темные дружины сопротивных сил, ни сам диавол, ополчившийся со всем своим воинством и злоухищрением, не возмогут повредить тому, кто о Христе приобрел терпение.
Письма на разные темы. Монаху Давурию.
Если не вооружится кто прекрасным терпением, то делается удобоуловимым для сатаны; потому что он и здесь, и там ставит тысячи ловушек монахам. Почему и увещевает нас Господь, говоря: в «терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19), ибо «претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 24:13).
Письма на разные темы. Пресвитеру Никону.
Прп. Максим Исповедник
терпением вашим спасайте души ваши
Все другие страсти касаются только или раздражительной части души, или вожделевательной, или же мыслительной, как, например, забвенье и неведение: а уныние, охватывая все силы души, вдруг, за одним духом, приводит в движение почти все страсти, почему оно и тяжелее всех других страстей. Добре убо Господь, подав против оного врачевство, говорит: в терпении вашем стяжите души ваша.
Главы о любви.
Прав. Иоанн Кронштадтский
терпением вашим спасайте души ваши
Почему терпением? Потому что враг всячески старается затмить, путать нас на пути спасения. Вспомните милосердые слова Спасителя на вопрос Петра: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? – Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21–22). Пройдет страсть – и человек опять будет добр. Обыкновенно говорят о таких людях: на него временем находит что-то, а [так] он хороший человек. Это нахождение и есть прилог врага.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Феофилакт Болгарский
терпением вашим спасайте души ваши
См. Толкование на Лк. 21:12
Прот. Иоанн Бухарев
В терпении вашем стяжите душы вашя
Это – тоже выражение, что у евангелиста Матфея и Марка: претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22; Мк. 13:13). Претерпевший. т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца своей жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, со свв. Апостолами и мучениками.
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
терпением вашим спасайте души ваши
См. Толкование на Лк. 21:12
«ВСЕ ДЕЛАЮТ ОШИБКИ! НО ВЫ СПАСАЙТЕ ДУШИ!» — обращение старца Ионы (Игнатенко)
Просмотров: 90 232
Если вам понравилось бесплатно смотреть видео «все делают ошибки! но вы спасайте души!» — обращение старца ионы (игнатенко) онлайн которое загрузил Православие ONE 07 апреля 2021 длительностью 00 ч 11 мин 01 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 90 232 раза.
Copyright ©
Epicube.su
Смотрите видео на портале epicube.su совершенно бесплатно и без регистрации. Наша видеотека каждый день обновляется лучшими роликами со всего мира!
admin@epicube.su Наша почта для ваших пожеланий и связи с нами.
Святой апостол Петр проповедовал, что ступенями духовной лествицы являются вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь. Воплощение этих добродетелей в нравственном поведении и в общении с людьми является основной этической задачей деятельной жизни человека по примеру абсолютной благости Небесного Отца, ибо люди, будучи Его творением, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил… исполнять» (Еф 2: 10).
Терпение и смирение… Увы, мы совсем не умеем терпеть. Не умеем терпеть боли, не умеем терпеть обиды, а тем более – смиряться. «Перед кем? Я? Никогда!» – возмущаемся мы. Но только смирив свою гордыню, научившись принимать крест, стяжав дух мирен, по слову преподобного Серафима Саровского, мы можем делать шаги на пути духовного возрастания.
Смирение есть венец всех добродетелей
Священное Писание говорит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19). Смирение – это ни в коем случае не унижение себя, как это бытует в светском понимании, – это адекватное восприятие себя. Смирение означает, что ты хотя бы немножко приближаешься к подлинному видению себя, потому что подлинный взгляд на человека только у Бога, у Того, Кто его создал, у Отца. Только Он видит нас до сердцевины костей наших и духовно, и физически, знает все, что происходит в наших душах.
Смирение рождается от видения своих прегрешений, и это видение не искусственное, но ты действительно понял, что представляет собой падшая природа человека, как мы пронизаны этим тлением, и ты просто взываешь к Тому, Кто способен это исцелить, – к Богу. Когда человек увидел свои язвы, увидел свое подлинное духовное состояние, тогда он просто кричит: «Господи, приди и исцели меня! Помоги, Господи! Приди ко мне, Врачу душ и телес!». И вот тогда приходит Бог и начинается исцеление человека.
Смирение есть венец всех добродетелей, потому что оно подвигает человека к исполнению первой заповеди. Человек учится любить Бога больше самого себя, потому что в Нем Одном Источник жизни. А уже через эту добродетель придут и другие добродетели. Святые отцы нам очень часто напоминают о смирении как о матери всех добродетелей. Оно исцеляет грех гордыни. Когда первые люди Адам и Ева приняли искушение диавола, они отрезали себя от Источника жизни своей гордостью, и тление вошло и в них, и в связанный с ними мир – в природу, зверей, растения. Всё оказалось пронизано тлением: и тело, и окружающий мир. Исцеление падшей природы человеческой идет от стяжания добродетели смирения.
Исцеление падшей природы человеческой идет от стяжания добродетели смирения
А терпение – это уже свидетельство того, как ты дальше проходишь курс лечения. Ты понял, что болен, и ты видишь, что на другой койке лежит такой же брат, такая же сестра, которые в таком же состоянии. А когда в больнице оба, что тут осуждать? Значит, осуждение должно уйти следующим пунктом. И когда становишься терпеливым, то легче переносишь немощи ближних своих. Смирение рождает терпение. Когда спрашиваешь кого-то из православных людей: «Часто ругаешься на иконы?», они отвечают: «Батюшка, я что, бесноватый какой-то?!» – «А на ближнего часто ругаешься?» Ведь кадим мы иконы и людей как образы Божии. Даже мертвый человек – икона, хоть она и потрепана, хоть он и грешный. Мы, как священники, не выбираем, когда кадим. Мы все образы, мы все иконы кадим.
Когда человек начинает осуждать других людей, ждать от них больше, чем они способны сделать, очень часто рождается раздражение, гнев. И человек еще больше отходит от Бога, потому что гнев на ближнего сродни кощунству, ведь человек есть образ Божий. Потому от этого и рождается в душе такая бездна: один грех тянет за собой другой.
Осознать истинное положение вещей – это значит сделать шаг по лестнице к Свету – к Богу, потому что Он есть Путь и Истина.
Только очень важно не пытаться с Богом устанавливать отношения вроде «так уж и быть, я признаю, что Ты есть». Ведь признание того, что Бог есть, – это не вера, потому что и диавол знает, что Бог есть, но верующим мы его не назовем – он не верит в Бога. А когда ты веруешь – это значит, что ты вверяешь Богу свою жизнь, волю и судьбу свою: всё в Его руках. И когда ты добровольно покоряешь себя Богу – это и есть вера, доверие Отцу. Как блудный сын, который понимает, что только отец ему может помочь, и больше никто: это и есть вера. «Питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты).
Когда веруешь – это значит, что ты вверяешь Богу свою жизнь, волю и судьбу свою: всё в Его руках
Принять свой крест
Крестоношение – это принятие воли Божией о себе. Его воля благая и совершенная. Многие говорят: «Я боюсь, что чужой крест на себя возьму», – здесь магическое отношение к кресту, потому что крест возлагает Бог только на тех, кто принимает Его волю. Спаситель прямо сказал: «Если захочешь быть со Мною, то отвергни себя» (ср.: Мф. 16: 24). Первое, что нужно, чтобы принять крест, – это отвергнуть себя, самость свою, но принять Его святую волю, Его видение, промышление о тебе и нести то, что Он тебе положил в твоей жизни нести.
Многие даже на Бога начинают сваливать свои жизненные ошибки. А на самом деле это мы отошли от Бога. Забрались в темный лес и начинаем обвинять солнце в том, что оно не светит. «Господи, что ж такой крест непосильный?» – говорит женщина, которая совершила восемь абортов. Двоих детей родила, а те восемь детей были Богом ей предназначены в помощники, они должны были вытащить ее в трудную минуту, они должны были утешить ее. Бог дал ей все это. Он дал ей не такой тяжелый крест. И не стоит Его обвинять в том, что мы уходим от Его воли, что мы с себя начинаем Его крест снимать.
Бог не дает непосильный крест, он дает каждому человеку по его способностям, талантам, возможностям, и Его воля – благая и совершенная, она вовсе не означает, что это будет непосильно для человека. Другое дело, что если человек избирает своим сердцем великую любовь к Богу и к людям, то часто его крест оказывается более тяжелым, потому что мир поражен грехом, а грех не может принять этой любви, он сопротивляется ей. Но все святые были исполнены глубочайшей радости о Боге. Не то чтобы они, стиснув зубы и ругаясь про себя, тащили свои жизненные кресты. Нет. Они с радостью шли, потому что радость о Христе, радость пребывания с Ним снимала с них всю горечь от того, что мир не принимал их. Они пребывали всегда в радости, а не скрежеща зубами. Это была не наигранная радость, а настоящая, от любви. Когда любишь, то что с тобой ни делай, любовь все равно в тебе живет… Эта любовь и ограждает тебя от всех внешних действий мира сего. Надо еще понимать и вот что: именно принятие Божией воли делает тебя способным, то есть ты и принимаешь на себя крест, но тебе Бог открывает путь, как его донести. У тебя есть вера и смирение.
Святые пребывали всегда в радости, хотя крест их был тяжелее нашего
Первый признак выздоровления – это когда мы начинаем жалеть себе подобных, когда мы не начинаем себя ставить как-то отдельно. Святые отцы нам показывают: чем больше человек приближался к Богу, к этому Небесному, Божественному Огню благодатному, тем больше он видел в этом Свете свои грехи, сокрушался о них. Зачем думать о другом человеке? Когда осуждать?
Человек создает семью ради спасения
Семья несомненно спасает, главное – чтобы она создавалась о Боге, чтобы у любящих друг друга супругов во главе стоял Сам Христос, тогда через Христа ты способен подлинно полюбить свою жену, а жена через Христа способна подлинно полюбить тебя. А как полюбить? – Увидеть глазами Христа. То есть полюбить не жену, которую я хочу видеть такой-то и такой-то, а увидеть в ней то, что Бог в нее заложил. Возлюбить такой, какой Бог ее задумал. Почему люди разочаровываются друг в друге? Потому что создают сначала идола: «Я мечтаю о таком мужчине» или «Я мечтаю о такой женщине», – а потом разочаровываются в этих идолах. Идолы падают. Возлюби ее такой, какой Бог сотворил, и тогда не разлюбишь никогда. Любовь только крепнет.
Если ты прикоснулся к любви, значит, ты прикоснулся к Богу, потому что Источником этой любви является Господь. Ведь когда мы любим, мы уподобляемся Богу. Ибо Бог есть дающий, а не забирающий, Бог отдает Себя за нас. Поэтому всякий отдающий себя ближнему своему, служащий ближнему этой своей маленькой жертвой уподобляется Творцу, тогда мы с Господом настраиваемся на один лад. Почему за Христом очень многие шли? Они же не знали еще истинного Бога, но они уже чувствовали Его через любовь, через смирение. Человек через жалость, через служение другому познаёт близость Бога – он приближается к Господу. Этот путь каждого человека будет индивидуальным, но настоящая любовь всегда ведет к Богу, с чего бы она ни начиналась; настоящая любовь – там, где не ты в центре, а другой.
Настоящая любовь – там, где не ты в центре, а другой
Иногда бывает, что через любовь к ближнему приходят к любви к Богу. Когда человек идет, например, помогать волонтером туда, где страдают люди, и там познаёт Бога через такое служение. Об этом хорошо писал митрополит Антоний (Сурожский): сострадая людям, ты не можешь не приобщиться к Творцу. Это тоже один из путей.
Так что любовь должна быть всегда подлинной, жертвенной, то есть не обращенной на себя самого, и тогда она ведет к Богу, с чего бы она ни начиналась.
Круговерть суеты
Время убыстряется из-за той суеты, которая рождена удобствами этого мира. Сегодня чем ты быстрее реагируешь на внешний раздражитель, чем ты быстрее реагируешь на изменение внешней среды, тем ты более адаптивен – тебе легче выжить в этом мире. Но остается ли в этом цифровом мире время для любви, для чтения, для общения, когда даже муж и жена, придя домой, общаются через Фейсбук? Очень странно, когда всё это забирает у нас – можно сказать: перехватывает – реальное общение, моделирует наше поведение. Затягивает нас в определенную оболочку, в которой чем быстрее ты отреагировал на событие, тем больше у тебя лайков, условно говоря. Иными словами, ты должен торопиться. А надо бы остановиться, надо бы выйти на природу со своим любимым человеком, просто спокойно два-три часа побыть без суеты этого мира.
Мы быстро двигаемся, мы быстро говорим, мы пытаемся быстро решить наши проблемы, но при этом у нас не остается времени на главное – на душу, на общение душ между собой. Казалось бы, так здорово: включил zoom и увидел другого человека – но это не заменяет непосредственного общения между людьми, тут нет общения душ. Есть лишь оболочка, лишь имитация общения. Нельзя сказать, что разговор по интернету заменяет контакт глаза в глаза, контакт душ людских – а это ведь духовный контакт. Вот и преподаватели говорят, что не сравнить zoom-конференцию и непосредственное общение учителя и ученика, потому что тут есть духовный контакт.
Если проанализировать нашу жизнь, то очень многие ошибочные решения принимались именно так, в суете, в таком кураже. И ведь никакой бедственной ситуации, когда надо принять быстрое решение, не было. Но мы спешим. Своя воля часто первая. «Сотвори по-своему», – говорит лукавый, и человек делает по-своему, а потом сетует: «Почему я не подумал?!» Поэтому есть рекомендации: перед принятием какого-либо решения сотвори молитву. Призови имя Господне, посмотри, как соотносится пришедшая тебе мысль с именем Божиим, будет ли она тут на своем месте или нет.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи,
защиты материнства и детства
иерей Феодор Лукьянов
«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1Петр 2:19-21). «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:7—11).
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия (Евр.2:1-2).
Житие человеческое от самого рождения до окончания всякими бедами исполнено: рождаемся со слезами; живем в бедах и слезах; оканчиваем жизнь с воздыханием и страхом. И хотя многие, по нашему мнению, в благополучии живут, однако нет такого благополучия, которое бы горестью неблагополучия не было растворено. Против всякого бедствия есть изрядное врачевство — терпение.
Как храбрость воина не познается иначе, как только во время сражения, так истинного терпения не познаем иначе, как во время приключившихся бед и неприятностей. Многие думают о себе, будто бы имеют терпение, но приключившееся бедствие показывает, терпеливы ли они. Искусен не тот хозяин корабля, который во время тишины и благополучного ветра хорошо управляет кораблем, но тот, который во время непогоды и бури дело свое хорошо исправляет. Так и терпелив не тот, который во время благополучия тихо и кротко себе ведет, но тот, который во время бедствия сердце свое, как корабль, бедствием возмущаемый, укрощает и усмиряет. Ибо терпение — это терпение бедствия, а не благополучия.
Терпение состоит не в том, чтобы много бед познавать и терпеть, но в том, чтобы их великодушно встречать, и безропотно и терпеливо переносить, и гнев восстающий укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Ибо беды и с благочестивыми, и с нечестивыми приключаются. Но только одни благочестивые терпеливо и великодушно переносят их. Добрые и злые лишаются имений. Добрые с Иовом говорят: «Господь дал, Господь и отнял; да будет воля Господня» (Иов.1:21); злые ропщут и негодуют, а часто и хулят. Добрые и злые принимают обиды от других. Добрые обидевшим прощают, и, хотя могут отомстить, не мстят и не хотят мстить; злые не терпят этого, но обиду обидою стараются отвратить, и, если не могут делом, словом язвительным и клеветою мстят. Ибо истинное терпение — не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому.
Большее и высочайшее терпение — не чувствовать обиды и болезни в сердце своем. Такой подлинно для мира, плоти и греха умер, а живет для Христа. Такой ни похвалой не превозносится, ни поношением не оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии одинаков, постоянен, тих и кроток. Преблагополучно такое состояние сердца! Оно — лучшее из всех увеселений мира сего! Сладка эта тишина! Преблагоприятный покой, в котором так сердце успокаивается! К этому покою призывает нас Христос: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).
Истинное терпение христианское от веры происходит и без веры быть не может. Поскольку плоть наша всегда хочет воле своей следовать, в приятностях и увеселениях мира сего пребывать, то всякой неприятности ужасается и, если она приключается, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, это ее смущение укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божиему Промыслу бывает; что Бог посылает наказание не от гнева, а от любви: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6); что скоро этому бедствию конец будет; что за временной скорбью последует вечная радость; что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, — и так смущаемое и волнующееся сердце укрощает и утешает. Так святой Давид в печали и скорби душу свою верою утешал. «Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Ты спасение лица моего и Бог мой»» (Пс.41:6).
Итак, терпение — это добродетель, которая во всякой приключающейся неприятности, печали и скорби, предается воле Божией, и желает лучше страдать, нежели перед Богом согрешить. Или иначе терпение — это добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая в волю Божию во всем предаваться; и есть не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и «покоряющая ее в послушание» воли Божией (2Кор.10:5). И хотя верный, немощью плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби, ибо «дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41), однако, следуя Начальнику веры и Совершителю Иисусу, Сыну Божию, добавляет слова: «не Моя воля, но Твоя да будет, Отче» (Мф.26:42; Лк.22:42; Мк.14:36). Так святой Давид, отец Христа по плоти, в гонении и печали своей говорил: «Если обрету благодать пред очами Господними, то Он возвратит меня, и покажет мне его (кивот Божий) и красоту его. А если Он скажет так: «Нет Моего благоволения к тебе», — то вот: пусть творит со мною, как благоугодно пред очами Его» (2Цар.15:25-26).
Терпение укрепляется:
1) молитвой, которая помощь Божию испрашивает в том, чтобы понести наложенной крест. Ибо как дети страдающие объявляют печаль свою родителям и так от них утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает скорбь сердца и так некую отраду чувствует на сердце, так особенно облегчение печали нашей чувствуем, когда Богу, «Отцу милосердия и Богу всякого утешения» (2Кор.1:3-4), печаль нашу через молитву сообщаем. 2) Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что он через собственные свои грехи в такое бедствие пришел, и потому ни на кого не жалуется, а только на себя и на свои грехи. Так исповедующемуся и кающемуся посылается Божие утешение.
3) Облегчается скорбь и печаль духовными песнями. Так путники скуку и печаль отгоняют различными песнями; так мастеровые люди растворяют печаль и скуку пением. Ибо пение печальному как пластырь, к ране приложенный, или как жаждущему — студеная вода.
4) Укрепляется терпение ожиданием избавления, которое, хотя и не до смерти, но со смертью последует. Ибо смертью всякое бедствие сокращается.
5) Воззрением на образ страдания Христова, святых мучеников и прочих святых, а также и тех, кто ныне всякое бедствие терпит, как сказано.
6) Ожиданием будущей славы утешение приобретается. Так утешаются земледельцы надеждой плодов, путники надеждой покоя, воины надеждой победы и славы, купцы надеждой приобретения богатства. Если надежда этих временных благ ободряет, тем более надежда верных и неизреченных благ ободрит и поощрит к терпению бедствия и печали.
7) Святое Писание подает разнообразные утешения скорбящим и сетующим душам. Как в богатой и изобильной аптеке различные имеются лекарства, которыми различные исцеляются телесные болезни, так и в Священном Писании предлагаются нам различные средства, которыми можем в терпении утешиться и укрепиться. Ибо для того и дано оно Богом, «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4).
Святитель Тихон Задонский «Об истинном христианстве». Книга первая. «Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях»