- Обновлено: 28 августа 2022
Этот вопрос, думается, задают многие любители фигурного катания, когда видят на экранах телевизоров оценки за выступления. Мы тоже задаемся им, иногда с восклицательным знаком.
А ведь есть конкретные «Указания по определению положительных GOE», равно как и «Таблица для снижения GOE при ошибка», подготовленные аналитиками ISU для арбитров. Здесь мы подробно разберем Указания и Таблицу.Узнаем на основании каких критериев и за что ставятся положительные и отрицательные GOE.
- Указания по определению положительных GOE
- Прыжки
- Вращения
- Дорожки
- Хореографическая последовательность
- Таблица снижения GOE
- Прыжки
- Вращения
- Дорожки
- Хореографическая последовательность
Для каждого типа элементов обозначены шесть пунктов в списке положительных аспектов. Общие рекомендации предлагают выставлять GOE согласно количеству засчитанных пунктов. То есть, за один пункт — +1, за пять пунктов и более — +5. Первые три пункта обязательны к выполнению для GOE +4 и +5.
Прыжковые элементы
- Очень хорошие высота и длина (всех прыжков каскада или комбинации)
- Хороший отрыв и приземление
- Выполнение всего элемента без видимых усилий (сюда же входит ритмичность прыжков при исполнении каскада)
- Шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент
- Очень хорошее положение тела в воздухе от отрыва до приземления
- Соответсвие элемента музыке
Вращения
- Хорошая скорость и/или ускорение во время вращения
- Хорошая, четко контролируемая позиция (в том числе высота, позиция в воздухе и на приземлении в прыжках во вращение)
- Выполнение всего элемента без видимых усилий
- Сохранение центровки вращения
- Необычность и/или оригинальность
- Соответсвие элемента музыке
Дорожки шагов
- Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
- Соответствие элемента музыке
- Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
- Необычность и/или оригинальность
- Хороший контроль и участие всего тела
- Хорошие ускорение и снижение скорости
Хореографические последовательности
- Наличие глубоких ребер, четких шагов и поворотов
- Соответствие элемента музыке и отражение концепции/характера программы
- Выполнение без видимых усилий с хорошей энергией и плавностью исполнения
- Хорошее покрытие ледовой площадки или интересный рисунок
- Хорошие ясность и точность движений
- Хороший контроль и участие всего тела
Таблица снижения GOE при ошибках
Важное уточнение. В случае целого ряда ошибок, отмеченных при исполнении элемента, соответствующие снижения должны быть суммированны. Из таблицы видно, что за многие ошибки диапазон снижений достаточно широк. Тем самым судьям предоставлена возможность отмечать степень тяжести допущенной ошибки.
Прыжковые элементы
Ошибка | Снижение |
---|---|
Падение | -5 |
Приземление на две ноги | от -3 до -4 |
Вываливание на приземлении | от -3 до -4 |
Две тройки между прыжками (в каскаде) | от -2 до -3 |
Неправильное ребро на толчке на Флиппе и Лутце (знак»е») | от -3 до -4 |
Неясное ребро на толчке на Флиппе и Лутце (знак «!») |
от -1 до -3 |
Неясное ребро на толчке на Флиппе и Лутце (знака нет) |
-1 |
Длинная подготовка | от -1 до -3 |
Плохой отрыв | от -2 до -3 |
Ошибка | Снижение |
---|---|
Понижение (знак «<<«) | от -3 до -4 |
Недокрут (знак «<«) | от -1 до -2 |
Недостаточное вращение в воздухе (знака нет) | от -1 до -2 |
Выполнение Ойлера ввиде переступания | от -1 до -2 |
Низкая скорость, высота, недостаточная длина, плохая позиция в воздухе | от -1 до -3 |
Касание льда двумя руками на приземлении | от -2 до -3 |
Касание льда рукой или свободной ногой на приземлении | от -1 до -2 |
Потеря скорости, направления, ритма между прыжками в каскаде или комбинации | от -2 до -3 |
Слабое приземление (плохая позиция, неправильное ребро, скоблежка зубцами | от -1 до -3 |
Вращения
Ошибка | Снижение |
---|---|
Падение | -5 |
Касание льда свободной ногой или рукой | от -1 до -3 |
Плохой прыжок (в прыжке во вращение, во вращении заходом прыжком) | от -1 до -3 |
Неправильный толчок или приземление (в прыжке во вращении) | от -1 до -2 |
Смещение во время вращения | от -1 до -3 |
Потеря баланса | от -1 до -3 |
Ошибка | Снижение |
---|---|
Плохая, неловкая или неэстетичная позиция | от -1 до -3 |
Медленное вращение или снижение скорости | от -1 до -3 |
Плохое выполнение смены ноги (наличие дуги захода или выезда, кроме случаев смены направления) | от -1 до -3 |
Менее требуемого числа оборотов | от -1 до -3 |
Несбалансированное число оборотов во вращении со сменой ноги | -1 |
Дорожка шагов
Ошибка | Снижение |
---|---|
Падение | -5 |
Несоответствие музыке | от -2 до -4 |
Спотыкание | от -1 до -3 |
Ошибка | Снижение |
---|---|
Плохое качество шагов и поворотов | от -1 до -3 |
Плохое качество позиций тела | от -1 до -3 |
Недостаточные плавность и энергия | от -1 до -3 |
Хореографическая последовательность
Ошибка | Снижение |
---|---|
Падение | -5 |
Несоответствие музыке | от -2 до -4 |
Недостаток хореографических движений | от -2 до -3 |
Ошибка | Снижение |
---|---|
Потеря контроля над телом или недостаточная энергия | от -1 до -3 |
Плохое качество движений | от -1 до -3 |
Недостаток оригинальности | от -1 до -3 |
Больше интересных статей
Добавить комментарий
Вращения в фигурном катании красивый и одновременно сложный для оценивания обычным болельщиком элемент. В чем его сложность? В том, что вращения имеют много вариаций и разобраться в них порой не очень просто. Давайте вместе попробуем это сделать…
Вращения являются необходимым элементом фигурного катания. Различают пять классических поз вращения: стоя («винт»), заклон, бильман, сидя («волчок») и вращение в «ласточке» (либела). Кроме этих пяти, существует огромное количество вариаций: полубильман, «флажок», заклон «колечком» и другие.
Вращение стоя Вращение «заклон» Вращение сидя
Вращение в «ласточке» (либела) Бильман
Судейская система различает вращения, стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).
Обозначения:
стоя— USp
сидя— SSp
либела — CSp
заклон — LSp
комбинированное — CoSp
совместное (парное) — PSp
Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp), смена ноги— буквой C.
В конце стоит Sp (spin), говорящее, что речь идет о вращении, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню.
Уровень вращения присваивается исходя из черт.
Число черт для Уровня: 1 для Уровня 1, 2 для Уровня 2, 3 для Уровня 3, 4 для Уровня 4
1) Сложные вариации
2) Смена ноги прыжком
3) Прыжок внутри вращения, не меняя ногу
4) Сложная смена позиции на одной и той же ноге
5) Сложный заход во вращение
6) Отчетливая смена ребра в волчке (только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружное ребро), либеле, заклоне и позиции Бильман
7) Все 3 базовые позиции на второй ноге
Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом в волчке или либеле
9) Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне или позиции Бильман
10) Как минимум 8 оборотов без всяких смен поз./вариации, ноги и ребра (либела, заклон, сложная вариация любой базовой позиции или, для комбинаций только, не-базовой позиции)
11) Сложная вариация захода в прыжках во вращение/вращениях с заходом прыжком
Дополнительные Черты для заклона
12) Одна смена позиции назад – в сторону или наоборот, хотя бы 3 оборота в каждой позиции (считается также, если заклон является частью любого другого вращения)
13) Позиция Бильман после заклона (в короткой программе только после 8 оборотов в заклоне)
Любая категория сложной вариации вращения в базовой позиции считается только раз за программу (первый раз, когда ее пытаются исполнить).
Сложная вариация позиции вращения это движение части тела, ноги, руки, кисти, головы, которое требует физической силы или гибкости и влияет на баланс тела. Только такие вариации могут увеличивать Уровень Cложности.
Для небольшого закрепления теоретической части несколько примеров вращений.
USp1 означает вращение стоя первого уровня (без смены ноги и позиции).
FSSp2 — прыжок в волчок второго уровня.
CCoSp2 — комбинированное со сменой ноги второго уровня.
LSp1 — заклон первого уровня.
FCoSp2 — прыжок в комбинированное вращение второго уровня.
В структуре программ одиночников предусмотрено:
В короткой программе три вращения:
- комбинированное вращение со сменой ноги и использованием минимум трех основных позиций; CCoSp
- прыжок во вращение (волчок или либела); FSSp или FCSp
- для женщин — заклон LSp, для мужчин — вращение со сменой ноги в позиции, отличающейся от позиции прыжка во вращение CSSp, CCSp
В произвольной программе не больше 3 вращений (комбинированное вращение со сменой ноги, прыжок во вращение и вращение без смены позиции).
В структуре программ пар предусмотрено:
В короткой программе одно парное вращение.
В произвольной программе одно парное вращение и одно раздельное вращение.
Перейдем к оценке за исполнение элемента (ГОЕ)
То есть, максимальная надбавка при любом из вращений 1,5 к базовой стоимости вращения.
Пример.
LSp3 заклон третьего уровня имеет базу 2,4, максимальный бал с учетом надбавки (при выставлении всеми судьями +3) составит 3,9.
Для определения стартового GOE судьи должны принимать во внимание приведенные ниже пункты по этому элементу. Каждый судья имеет право самостоятельно определять количество пунктов, необходимых для любого увеличения GOE, но общие рекомендации таковы:
Для + 1 : 2 пункта Для + 2 : 4 пункта Для + 3 : 6 или большее число пунктов
ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ
1) хорошая скорость или ускорение во время вращения
2) способность быстро установить центровку вращения
3) сбалансированность вращения во всех позициях
4) явно большее, чем требуется, число оборотов
5) хорошая, сильная позиция (и) (включая высоту, позицию в воздухе/приземления в прыжках во вращение)
6) необычность и оригинальность
7) хороший контроль во всех фазах вращения
соответствие элемента музыкальной структуре
ПАРНОЕ КАТАНИЕ
Раздельные вращения
1) хорошая скорость или ускорение во время вращения
2) способность быстро установить центровку вращения
3) сбалансированность вращения во всех позициях
4) явно большее, чем требуется, число оборотов
5) хорошие идентичные позиции обоих партнеров
6) хороший контроль во всех фазах вращения обоими партнерами
7) хорошие унисон и расстояние между партнерами
соответствие элемента музыкальной структуре
Парные вращения
1) хороший контроль всего вращения (въезд, вра- щение, завершение/выезд) обоими партнерами
2) хорошая скорость или ускорение во время вращения
3) сбалансированность вращения во всех позициях
4) явно большее, чем требуется, число оборотов
5) хорошие позиции обоих партнеров
6) необычность и оригинальность
7) непрерывное, плавное и легкое исполнение
соответствие элемента музыкальной структуре
GOE при ошибках
Теперь попробуем закрепить знания на практике!:) Рассмотрим несколько примеров…
1
CCoSp3-комбинация вращений со сменой ноги 3 уровня
LSp4-заклон 4 уровня
FCSp4-прыжок в либелу 4 уровня
CCoSp4- комбинация вращений со сменой ноги 4 уровня
FCCoSp4-прыжок в комбинированное вращение со сменой ноги четвертого уровня
FSSp4-прыжок в волчок четвертого уровня
Основные моменты, касающиеся вращений, я постаралась отразить. Надеюсь, что пост вас не слишком утомил и вы вынесли из него для себя что-то полезное. Если остались вопросы, пишите в комментах…
Фигурное катание – спорт, безусловно, очень красивый и обладающий яркой эстетикой. Но в нем также есть и огромное количество самых разнообразных нюансов, которые необходимо принимать во внимание уже на начальных тренировках. Если вовремя не скорректировать ошибки начинающего фигуриста, то он пронесет их и дальше, что непременно скажется на его технике и качестве исполнения элементов. А это уже чревато сильным снижением баллов на соревнованиях. Ведь в фигурном катании важна не только артистичность и прекрасная физическая форма. Нередко можно столкнуться с тем, что многие современные тренеры, стремясь максимально форсировать обучение своих подопечных, не обращают внимания даже на наличие серьезных огрехов. В этом случае вряд ли стоит рассчитывать на какой-либо впечатляющий результат в будущем. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки начинающих фигуристов, а также общие рекомендации для того, чтобы их избежать.
Неправильное исполнение базовых элементов проката
Считается, что наиболее важными для программы, а также сложными в исполнении на льду являются именно прыжки. Однако в фигурном катании есть масса визуально более простых элементов, в которых спортсмены также могут сделать серьезные ошибки, негативно влияющие на итоговый балл. И их ни в коем случае нельзя упускать из вида. Рассмотрим ключевые огрехи в каждом из таких элементов более детально.
Дуги. Здесь есть пара крайне важных правил техники исполнения:
- толчок должен выполняться исключительно при помощи ребра конька, а не с использованием зубца;
- все дуги должны быть именно на четко выраженных ребрах.
Наибольшие проблемы возникают у спортсменов, как правило, с исполнением дуг назад внутрь и вперед внутрь. Многих детей учат двигаться «елочкой», что подразумевает длительный прокат на двух ребрах и только затем переход на нужное из них. Это же исполнение они, как правило, демонстрируют и на тестах. Однако такая техника не засчитывается и считается грубой ошибкой.
Перетяжки. В данном случае внимание комиссии сосредоточено на способности фигуриста после исполнения элемента удержать занятую позицию на ключевом ребре конька. И у многих начинающих спортсменов с этим возникают проблемы, так как детям обычно очень сложно после перетяжки стоять на дуге. В качестве наглядного примера можно привести следующую ситуацию. Ребенок исполняет дугу вперед наружу, затем перетяжку, а после нее дугу вперед внутрь. Все это будет засчитано членами комиссии только в том случае, когда спортсмен сможет простоять на выездной дуге по времени не меньше, чем на дуге въезда. Слишком быстрый переход на другую ногу или же использование второй ноги в качестве дополнительной опоры будет считаться ошибкой.
Выкрюки. Если обратиться к официальной статистике, выходит, что на тестах из 100 фигуристов только 10 исполняют этот элемент по-настоящему качественно. Все остальные рисуют классические тройки. Ключевая особенность выкрюка состоит в недопустимости смены ребра на повороте конька. Это непосредственное нарушение главного требования к элементу – непрерывности линии скольжения. Если тренер не обучил ребенка правильной технике, то он будет делать только подобие выкрюка: заезд внутрь круга, смену ребра, выполнение поворота тройкой и затем повторную смену ребра. Это типичная ошибка поголовного большинства начинающих фигуристов. Следует помнить, что никакие имитации комиссия на тесте засчитывать не будет.
Скобки. Данный элемент предусматривает четкое удерживание ребра конька как до исполнения поворота, так и после. И вот как раз вторая часть и представляет наибольшую опасность. Большинство фигуристов держат ребро до поворота, а вот после уже пренебрегают этим непреложным правилом. Самым сложным вариантом для безошибочного исполнения считаются внутренние скобки, когда от спортсмена требуется держать именно внутреннее ребро конька на первой дуге и наружное уже после исполнения искомого поворота на второй. Стандартным нарушением считается отсутствие смены ребра в нужный момент. В качестве рекомендации предлагается научить фигуриста исполнять скобки раньше, чем выкрюк.
Тройки. Наиболее важным моментом для качественного исполнения данного элемента является совпадение длины дуги въезда и выезда. Тройка не будет засчитана комиссией на тесте, если это правило будет нарушено спортсменом. Ведь в данном виде спорта нет упражнения под названием «половина тройки».
Ласточки. Здесь основным недостатком считается отсутствие хореографической культуры и реберности при исполнении элемента. Есть несколько ключевых ошибок, на которые судьи обращают особое внимание:
- нога осталась неразвернутой;
- таз оказался поднят углом;
- отсутствует необходимый прогиб в области поясницы;
- колени согнуты;
- руки не имеют правильного положения и просто висят вдоль тела.
Ласточки представляют собой спирали. Они будут засчитаны не только по уровню положения ноги, которая поднимается выше бедра, эстетичной позиции спортсмена на льду, но также еще и по реберности самого скольжения. Ласточка будет считаться выполненной неправильно и без четко выраженной дуги спирали.
Моухоки. Многие начинающие спортсмены в принципе не могут исполнить данный элемент на явно читаемых ребрах и дугах, так как их предварительно не обучили грамотно переносить центр тяжести своего тела на каждую ногу в отдельности. Именно по этой причине на тестах регулярно наблюдается скоростная перепрыжка.
Перебежки. Для качественного проката, который будет засчитан судьями, здесь требуется мягкий толчок ребром конька. А многие дети делают это исключительно зубцами. Еще в число типичных ошибок при исполнении перебежки включается отсутствие скрещения ног. Чаще всего начинающие фигуристы демонстрируют обычный бег по кругу на двух ребрах.
Тройка вальсовая трехкратная. При исполнении этого элемента комиссия на тесте непременно будет оценивать реберность, ровность и идентичность длины дуг. Спортсмены часто допускают недочет следующего формата: вторая дуга оказывается короче первой, а третья – короче второй. Причем эта ошибка настолько явная, что техника элемента смазывается и практически не читается.
Кросс-роллы. В основном грубые ошибки получаются у спортсменов при выполнении передних кросс-роллов. Многие фигуристы допускают перепрыгивание. В таком случае элемент не будет засчитан. Это происходит из-за отсутствия плавного перехода с одной ноги на другую. В процессе исполнения задних кросс-роллов спортсмен нередко ставит конек на оба ребра, а только затем уже переходит на нужное ребро. Это также будет считаться грубой ошибкой.
Крюк. Исполнение данного элемента не будет считаться правильным, если скольжение идет на плоских дугах или же вовсе по прямой линии. Упражнение смазывается, и техника не просматривается. Чтобы крюки были исполнены верно, их требуется делать только на трех ясно просматриваемых дугах. Массовой ошибкой, которая прослеживается у огромного числа начинающих фигуристов, является невозможность удержать позицию на выезде из последнего крюка. В результате в процессе проката программы происходит катание на плоских дугах и перепрыгивание поворота. А это, в свою очередь, уже становится причиной понижения уровня дорожки. В качестве рекомендации следует выделить необходимость идеального владения дугами. Без этого качественно исполнить крюк не получится.
Риттбергеровая тройка назад наружу. Ключевой ошибкой, которую допускают многие спортсмены, в данном случае является выполнение элемента без скрещения ног. При этом свободная нога остается в стороне, что мешает фигуристу сделать правильный поворот, а затем и выезд из него. Тренеру рекомендуется обратить особое внимание на подобного рода недочет. Еще она ошибка – это поворот с двух ног и перекрещением, в результате чего теряется рабочая дуга назад наружу, необходимая для выполнения прыжка риттбергер. Основной рекомендацией является обязательное скрещение ног. Без этого фигурист рискует сорвать прыжок и даже получить серьезную травму при падении на лед.
Твиззлы. Здесь необходимо обратить внимание на позицию корпуса. Многие дети на тесте исполняют повороты без втягивания в себя таза. Это серьезно затрудняет движение и сказывается на качестве выполнения элемента. Если эту ошибку не устранить, то в дальнейшем спортсмен просто не сможет вращаться в прыжке. Даже если все повороты будут откатаны в целом нормально, судьи не засчитают твиззлы без хорошей техники.
Петля. С петлями наружу обычно проблем не возникает. А вот с внутренним вариантом уже все намного сложнее. Как показывает практика, особенно тяжело даются начинающим фигуристам передние внутренние петли. Даже если имеет место въезд в петлю, то уже у 80 % спортсменов выезд отсутствует как таковой. Именно в этом элементе особенно заметны все минусы техники исполнения:
- висят руки;
- не работают как надо плечи;
- отсутствует скручивание корпуса;
- не работает колено опорной ноги.
Основной рекомендацией для устранения серьезных ошибок в данном случае является качественное обучение базовым навыкам, в частности дугам. Удобнее всего петли выполнять через перетяжку.
Чоктау открытый вперед наружу – назад внутрь. Главным недостатком у спортсменов, которые стараются выполнить данный элемент, считается недодерживание первой дуги вперед наружу и переход в ее конце на внутреннее ребро конька. В результате подобного нарушения техники смена ноги исполняется в неправильной последовательности – с внутреннего ребра на внутреннее. А это уже моухок, а не чоктау. Такой элемент судьями засчитан не будет. Тренеру в обязательном порядке нужно строго следить за участием именно наружного ребра в процессе скольжения вперед и внутреннего – при движении назад.
Ошибки в исполнении прыжков
Прежде всего необходимо понимать, что спортсмен должен непременно обучиться качественно выполнять все базовые элементы. Только в этом случае можно постепенно приступать сперва к одинарным, а затем и к более сложным прыжкам в несколько оборотов. В противном случае фигурист будет их срывать, что повышает риск возникновения серьезных травм. Ключевой рекомендацией для грамотного исполнения прыжков является контроль за вращениями и подводящими движениями. Любая ошибка здесь непременно приведет к срыву элемента. У каждого прыжка есть несколько наиболее распространенных ошибок, которые делают практически все начинающие спортсмены. Рассмотрим их подробно.
Аксель, или перекидной прыжок. Он демонстрирует техническую подготовленность спортсмена. Типичной ошибкой при выполнении акселя в два с половиной оборота у фигуристов является выезд не по фронту скольжения, а назад. Таким образом, спортсмен выезжает практически в то же самое место, откуда и начиналась дуга наезда. Это говорит о том, что тренер не обучил своего подопечного правильно переносить центр тяжести тела на маховую ногу с толчковой. При этом пируэт в воздухе должен быть выполнен именно вокруг маховой ноги. Если его сделать недостаточно широко, то вперед спортсмен уже не улетит. Максимум получится откат назад, так еще и с наклоном. Подобное исполнение такого прыжка засчитано судьями не будет. Второй важный момент – работа рук. Если сразу начать их складывать в группировку, проигнорировав мах, это тоже приведет к ошибке в исполнении элемента.
Тулуп. Между этим прыжком и предыдущим практически нет ничего общего. Однако при прокате начинающих фигуристов нередко можно заметить подозрительную схожесть тулупа с акселем. Это и есть самая грубая ошибка в исполнении данного прыжка. Она заключается в том, что фигурист ставит ногу для совершения толчка, после чего разворачивает корпус по ходу движения вперед и затем совершает мах. Такая последовательность не является характерной ни для одного из этих двух прыжков. Также в процессе разворота в прыжке теряется половина оборота. В результате спортсмен прыгает на пол-оборота меньше, что непременно приведет к снижению оценки за исполнение данного элемента программы. Чтобы устранить такое нарушение, тренеру необходимо научить подопечного классическому тулупу в пол-оборота. Это будет являться хорошим подводящим движением для исполнения более сложного прыжка. Также рекомендуется следить за положением плеч. До отталкивания они должны быть развернуты в центр круга.
Флип. На этом прыжке чаще всего можно видеть неправильное ребро. Основной его причиной становится неправильная позиция плеч спортсмена в процессе исполнения данного элемента программы. Чаще всего фигурист слишком торопится сделать вращательное движение, в результате чего уходит корпус. По итогу меняется и ребро. Чтобы избежать подобного нарушения техники, сперва должен идти толчок и только после него уже вступать плечи. Чтобы фигуристам было проще обучаться флипу, рекомендуется для начала провести тщательную работу над ошибками при исполнении базовых элементов проката, в частности дуг. Ведь некоторые спортсмены даже после 3–4 лет профессионального обучения тренером зачастую даже не могут ровно устоять на внутреннем ребре конька в процессе исполнения внутренней дуги назад. А это уже серьезная причина отказаться от начала работы с прыжками. Ведь в противном случае возникает существенный риск не просто сорвать элемент, но еще получить серьезную травму.
Сальхов. Данный прыжок считается относительно несложным. Не зря же его, как и тулуп, первыми стали выполнять в четверном варианте. Однако ошибки в процессе изучения сальхова могут сделать его для начинающего фигуриста поистине невыполнимой задачей. Ключевой ошибкой в этом случае является начало скручивающего движения плечами еще на поверхности льда (перед непосредственным толчком ногой в прыжок). А правильная последовательность должна быть прямо противоположной. Сперва идет мощный и уверенный толчок, а уже затем скручивание. Если спортсмен уже закрепил этот неправильный навык в своей технике, избавиться от него будет крайне проблематично.
Чтобы в сальхове не было серьезных ошибок, являющихся основанием для отказа судей засчитывать прыжок, фигуристу рекомендуется сперва научиться качественно делать тройки. Есть и еще один недочет, который нередко возникает в момент поворота. Спортсмен еще больше садится в ногу, а не поднимается на ней с выпрямлением колена.
Риттбергер. Это довольно сложный по своей технике прыжок, требующий от спортсмена очень качественной подготовки. Он базируется на тройке назад наружу, с которой справляется далеко не каждый юный фигурист. Чтобы риттбергер получился правильным, а риск срыва и падения с него свелся к минимуму, рекомендуется сперва научить подопечного качественному выполнению троечного поворота назад наружу. Это необходимо делать с двумя скрещенными вместе ногами. В таком случае плечи будут работать правильно. Когда свободная нога сильно отведена в сторону от опорной, то в процессе прыжка плечи попросту уйдут вслед за этой ногой. Прыжок будет сорван, элемент не засчитан, а спортсмен наверняка упадет с него на лед и получит неприятную травму. Большинство тренеров с многолетним стажем советуют не начинать учить ребенка прыгать риттбергер, пока он не будет уверенно исполнять тройку и разминочный шаг в виде этих самых поворотов.
Лутц. Вся красота исполнения этого прыжка заключается по большей части в технике раскручивания плечами на наружной дуге. Это довольно сложно и дается далеко не каждому спортсмену. Однако для того, чтобы судьи засчитали лутц, достаточно выполнить его следующим образом: в последний момент сменить ребро конька и сделать прыжок. Ведь короткая и крутая дуга въезда означает простоту пируэта для спортсмена. Начинающим спортсменам не рекомендуется сразу ехать на ребре, так как дуга задает большой общий наклон. В таком случае удержать плечи в правильном положении, а затем еще и раскрутиться в обратную сторону будет очень сложно. Чтобы избежать подобных ошибок в процессе изучения и исполнения лутца, нужно проконтролировать, чтобы фигурист отлично овладел кросс-роллами назад наружу. Такое упражнение учит плечи находиться в правильном положении, а также корректно перемещать центр тяжести с одной ноги на другую.
Фигурное катание – это крайне трудоемкий вид спорта. Чтобы более сложные элементы спортсмен исполнял без ошибок, они должны основываться на качественных базовых упражнениях. Это не только позволит отлично откатать программу, но также и существенно снизит риск получения травм.
Основано на материалах журнала «Московский Фигурист».
Вращения в фигурном катании это элементы, которые добавляют программе разнообразия и позволяют выступающему продемонстрировать, как он сохраняет равновесие в позициях разной сложности. Правильность их выполнения зависит от собранности спортсмена и соблюдения им ряда требований.
Вращения в фигурном катании
Опорные вращения (пируэты) часто демонстрируются в 5 основных позах.
Поза | Описание |
Винт (USp) | Выступающий кружится, скрестив ноги и сложив руки в области груди. Затем, маховую конечность нужно опустить и выпрямить. Винт самый быстрый способ выполнения пируэтов (возможная скорость от 2 оборотов ежесекундно). |
Заклон (LSp) | Для заклона характерен сильный прогиб туловища назад или в сторону.Голову нужно откинуть. Маховую ногу отводят назад, «вывернув» ее наружу.Специфика такого положения становится причиной потери координации и вызывает головокружение. Поэтому изначально LSp отрабатывается без коньков. |
Волчок (SSp) | Фигурист сгибает опорную конечность, а свободную вытягивает так, чтобы она была параллельноповерхности льда. В этой позе и выполняется пируэт. |
Бильман | Выступающий вращается, стоя прямо, а руками захватывает сзади над головой конек не опорной ноги. |
Либела | Пируэт в «ласточке». В ходе кругового движения тело наклоняется вперед, а после поднимается обратно. |
Существует и несколько дополнительных вариаций:
- заклон «колечком»,
- полубильман,
- «флажок» и т. д.
Справка! Бильманы и заклоны выполняются преимущественно женщинами.
В соответствии с направлением движения и общим характером исполнения выделяют несколько разновидностей пируэтов.
Виды вращения | Описание |
Вперед | Фигурист двигается против часовой стрелки, опираясь на левую ногу. |
Назад | Движение осуществляется против часовой стрелки, но на правой ноге. |
Со сменой ноги (C) | Не прекращая крутиться, спортсмен опирается поочередно на обе ноги. |
Комбинированное (CoSp) | В процессе выполнения элемента одна поза сменяется другой. |
«Прыжок во вращение» (F) | Заход выполняется прыжком. |
Важно! Если фигурист вращается сразу на двух ногах, то направление вращения (вперед/назад) не определяется.
Как научиться правильно кружиться на коньках
Пируэт выполняется поэтапно:
- Подход.
Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с перебежкой назад. Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку.
- Въезд.
«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).
- Вращение.
По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.
- Выезд.
На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.
Техника вращения в фигурном катании, позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.
По каким параметрам оцениваются пируэты
Критерии оценки техники вращения:
- Ускорение и скорость,
- Обороты (их число),
- Способность удерживать баланс,
- Время центровки,
- Удержание контроля,
- Позиция,
- Нестандартность,
- Соответствие музыкальному сопровождению.
В парном катании,помимо этого, учитывается:
- насколько идентичны были позиции партнеров,
- было ли расстояние между ними стабильным,
- осуществлялись ли движения легко, плавно и непрерывно.
Вращение на коньках, выполняемое в заключительной части элемента, засчитывается только с вариацией. В ходе одиночного выступления участники выполняют по три пируэта (независимо от программы).
Вращения не считаются очень травмоопасными, но если скручивание колена будет слишком сильным, то связки могут пострадать.
Советы по развитию необходимых навыков
Обучение пируэтам начинают с первых же уроков. Но прежде фигуристу потребуется развить свою пассивную и активную гибкость путем выполнения специальных упражнений.
Чтобы усовершенствовать чувство равновесия и своего тела, рекомендуется применить тренажер «Грация». С этой же целью проводят тренировки с «отключением зрения» (в непрозрачных очках).
Для отработки навыков вращения «на суше» используют диск спиннер (еще один специализированный тренажер) или роликовые коньки.
Внимание! Прежде чем учиться выполнять пируэты, потребуется найти для себя подходящее направление. Если элемент легче получается на правой ноге, то лучше двигаться влево и наоборот.
Уровни вращений
При установлении уровня сложности исполнения (1, 2, 3либо 4) учитывается наличие у выступающих следующих «черт»:
- сложной вариации,
- сложного захода на пируэт,
- смены ноги прыжком,
- прыжка в ходе вращения (опорная нога не меняется),
- сложной позиционной смены (опорная нога та же),
- отчетливой смены ребра конька,
- повторения всех трех базовых позиций на второй ноге,
- последовательного разнонаправленного вращения (либеле, волчок),
- ускорения,
- выполнения от 8 оборотов (ноги и ребра сохраняют исходную позу).
Число обязательных оборотов меняется в соответствии с разрядом спортсмена.
В заклоне значима смена наклона при условии, что в каждой позиции было сделано от 3 оборотов. В короткой программе принимается во внимание поза Бильман, если спортсмен занял ее, выполнив предварительно 8 оборотов в заклоне.
Сложно вариативные прыжки сопровождаются движениями (осуществляемыми руками, ногами или головой), способными повлиять на баланс и требуют для выполнения значительной физической подготовки и ловкости.
Важно! Все сложно вариативные пируэты, выполненные в базовых позициях, получают оценку лишь один раз в ходе выступления (когда исполняются впервые).
Дополнительные требования
Требования к комбинированным пируэтам с прыжковым заходом:
- прыжок хорошо заметен (его нельзя спутать с шагом или подскоком),
- спортсмен оказался в «чистой» позиции за 2 оборота,
- позиция удерживалась еще 2 оборота.
Если демонстрируются пируэты со сменой ноги, то будет необходимо занять «чистую» позицию на каждой ноге. В комбинированных вращениях со сменой ноги демонстрируется смена сразу трех основных позиций: стоя, сидя и либела.
Несоблюдение одного из требований приводит к снижению оценки до 70% от максимальной, а двух до 50%.
В парном катании и танцах
Спортсмены, занимающиеся парным катанием, выполняют вращения двух видов:
- параллельные (фигуристы кружатся синхронно),
- совместные (партнеры образуют цельную фигуру и вращаются, не разрушая ее).
Танец допускает использование только совместных (PSp) пируэтов, в числе которых:
- «английский» (элемент выполняется сидя),
- парная либела,
- «крокодил» (встречная либела) и т. д.
Парные участники в короткой программе демонстрируют одно вращение (его вид для каждого сезона определяют отдельно). В произвольном выступлении выполняются два таких элемента (совместный и параллельный).
Наибольшая надбавка, начисляемая спортсмену за вращение 1,5 балла к базовой стоимости элемента (для этого все судьи должны поставить «+3»).
Прыжки во вращение
Выполняя такой элемент, фигурист обычно не пытается сделать как можно больше оборотов, находясь в воздухе. Поэтому элементы данного вида относят к особой категории. Качество их исполнения определяется следующими характеристиками:
- высотой полета,
- скоростью вращения после приземления,
- устойчивостью,занятой при соприкосновении со льдом позиции.
Выделяют два вида прыжков во вращение в соответствии с тем, какая конечность была задействована при приземлении: маховая или толчковая. А также эти элементы классифицируются по конечной позиции, занимаемой спортсменом. Например, прыжок в либелу или в волчок. Отдельно рассматриваются прыжки с положением в полете.
Внимание! Самые частые ошибки начинающих: низкий прыжок (почти шаг) и принятие необходимой позы только после соприкосновения со льдом.
Изменение способа толчка, сильно перекраивает картину прыжка во вращение. В программах,выступающих этот элемент выполняется в виде:
- акселя,
- оллера,
- сальхова и т.д.
Перечисленные варианты отличаются поворотным углом в момент полета, но выбирают их, исходя лишь из собственного удобства при приземлении и последующей устойчивости.
Важно! Если вместо прыжка выступающий сделает сальто, то с него снимут 2 балла, поскольку с 1976 года этот элемент считается запрещенным.
Техника выполнения
Элемент выполняется в 3 этапа:
- Толчок.
Точка отрыва и точка приземления должны лежать на линии, которая расположена по касательной относительно дуги подхода. Так сохраняется изначальная направленность движения, обеспечивающая устойчивость полета, а также его естественность, высоту и легкость.
- Полет.
На втором этапе спортсмен принимает необходимую для демонстрации пируэта позу. Однако плотная группировка слишком некрасива и технически неуместна (приземление будет тяжелым, а вращение чрезмерно быстрым). При нахождении в воздухе осевая линия, относительно которой вращается фигурист проходит сквозь стопу толчковой конечности. Спортсмен отслеживает жесткость полетной позиции (излишняя расслабленность затрудняет удержание равновесия и делает прыжок менее зрелищным).
- Приземление.
Выступающий приземляется на зубцы, независимо от вида толчка и занимаемой позиции. Действия, выполняемые после этого, соответствуют выбранному пируэту.
Овладевая прыжками во вращение, фигурист улучшает свою координацию и обеспечивает себе хорошую подготовку к многооборотным прыжкам.
Техника выполнения всех видов пируэтов имеет общие черты, но совершенное выполнение любого из таких элементов потребует терпения и настойчивости даже от опытных спортсменов. Но при должном старании и внимании ко всем установленным требованиям желаемый результат будет достигнут.
Ошибки в произвольном катании и способы их устранения
Об ошибках в общей постановке мы здесь говорить не будем, так как этот вопрос уже разобран в методических указаниях к общей тренировке. Заметим лишь, что инструктор должен и здесь наблюдать за правильностью постановки, также как и в процессе прохождения всей школы, а кроме того следить за тем, чтобы позы ученика на инертных скольжениях произвольных фигур и все приемы катания здесь не шли в разрез ни с его природными данными — ростом, сложением, гибкостью, ни с его средствами исполнения — ходом, выдержкой и грацией.
Фигуры с разбегом
1. Здесь начинающие чаще всего делают неправильный разбег: либо он слишком длителен, либо шаги в нем недостаточно часты. Надо требовать, чтобы разбег в минимальное время и с минимального числа шагов развил максимальную скорость, при этом частота шага должна быть дана к концу разбега максимально достижимая для данного субъекта, а переход в спираль должен произойти тотчас, как только скорость бега перестала нарастать.
2. В спиралях часто допускается наклон корпуса вперед или назад, не соответствующий скорости хода: чем сильнее ход, тем сильней можно и наклониться, но сильный наклон на тихом ходу производит неприятное впечатление, чего, однако, нельзя сказать об обратном. Поэтому тем, кто берет в начале спирали сильный наклон соответственно своему ходу, нужно посоветовать к концу спирали вместе с ослаблением хода постепенно выпрямляться.
3. Далее, у начинающих замечается в спиралях тенденция ко всякого рода колебаниям, начиная со свободной ноги и кончая станом. Инструктор должен строго следить за полным, что называется «каменным» спокойствием позы на инертном скольжении; в противном случае впечатление от фигуры будет далеко не художественное.
4. Инструктор не должен допускать ученика исполнять спираль в какой бы то ни было резкой позиции; сильные позиции на передних ходах тоже не рекомендуются, равно как III и IV во всех степенях. Лучше ограничивать учеников слабыми I и II на ходах вперед, а на задних — слабою II и слабою и сильною I.
5. Если ученик в сложной спирали делает поворот (например выкрюк, скобку) не чисто, то лучше предложить ему заменить поворот на льду соответствующим прыжком на одной ноге, впредь до приобретения большей уверенности. С крюком этого делать не следует, так как прыжок крюка труднее гладкой фигуры (при условии сохранения до конца новой поверхности движения).
6. Начинающий изучать кораблик иногда долго не может достичь полного выпрямления спины и поясницы. В этом случае лучше не допускать его делать эту фигуру на выступлениях. Добиться исправления иногда удается специальной гимнастикой.
Фигуры на двух ногах
1. В виду трудности быстро понять все последовательные движения ног — обычной ошибкой является резко опущенная голова и внимательный взгляд на ноги. Обучая змейкам, требуйте, чтобы ученик глядел вдаль и базировался не на зрительные, а на мышечные ощущения.
2. На скрещенных змейках часто бывают падения оттого, что бедренные части ног и колена на скрещениях не прилегают друг к другу.
Пируэты
1. О скрещенных пируэтах на двух ногах следует повторить сказанное в предыдущем пункте.
2. Начинающие изучать пируэт на одной ноге обычно исполняют его всё или почти всё время на слишком мягком, согнутом колене опорной ноги — это очень некрасиво. Инструктор должен требовать на тренировках, чтобы нога вытягивалась вполне тотчас же, как только найдено устойчивое вращение.
3. Другая ошибка — это исполнение наружного пируэта на одной ноге (в стоячем положении) невольно на внутреннем ребре конька. Это происходит обычно от боязни упасть и ведет к неустойчивости центра вращения: фигурист постепенно, но заметно перемещается по льду; это значительно портит впечатление зрителя. Для избежания этого инструктор требует постановки свободной ноги (которая, как известно, на пируэте поднята вверх коленом до прямого угла в нем) в небольшое скрещение с опорной.
4. Третья обычная ошибка — боязнь поднять колено свободной ноги до горизонтальности бедра. Объясните ученику, что такая постановка только придает ему устойчивость, в чем он и убедится сам при первой же пробе.
5. Почти у всех начинающих изучение волчка вперед наружу наблюдается ошибочная постановка свободной ноги сразу в согнутое «под себя» положение, при котором обе стопы сближены; при этом, вследствие подтягивания частного центра тяжести свободной ноги к оси вращения тела, сразу получается максимальная скорость вращения, быстро исчерпывающая весь запас энергии, полученный от первоначального размаха, и чрезвычайно затрудняющая сохранение равновесия. Нужно требовать, чтобы ученик садился с мягко вытянутой вперед свободной ногой, стремясь получить сравнительно медленное, но плавное и устойчивое вращение.
6. На волчке многие очень часто впадают в разные ошибки постановки тела, которая в этом положении весьма легко становится не только некрасивой, но прямо карикатурной. Нужно иметь много вкуса и гибкости, чтобы придать своему телу в этой рискованной позе привлекательный вид. Чаще всего встречается недостаточно низкое сгибание колена. Исправить этот недочет можно только специальной гимнастикой.
7. Другая ошибка подобного же значения — придание спине, вместо слегка выгнутой, — вогнутой формы. Эту наихудшую ошибку в волчке инструктор должен решительно исправить в самом начале, так как если она войдет в привычку, то ученик от нее никогда не избавится, и волчок его, вместо восторга, будет вызывать в зрителях неудержимый смех.
8. Третья ошибка — ухватыванье при посадке в волчок рукою за переднюю часть конька свободной ноги. Это придает очень некрасивый вид свободной ноге, так как носок ее из-за этого сгибается к голени, а пятка выдается острым углом. Надо сразу же, при начале обучения, требовать ухватки за голень свободной ноги одноименного рукою (лучше всего за середину голени, под икрою), и вытягивания носка свободной ноги.
9. В пируэтах на носке обычная ошибка — исполнение их на мягком колене. Шпитц-пируэт только тогда и хорош, когда сделан на совсем вытянутой до отказа ноге. Этого и нужно требовать от ученика с самого начала. Более или менее сильное сгибание колена допустимо только в случаях перепрыгиваний во время вращения на носке на новый центр.
Прыжки
1. В первоначальных упражнениях в прыжках инструктор должен следить за тем, чтобы начинающий перед прыжком сгибал только колено опорной ноги, но не поясницу, и не наклонялся станом вперед. Для исправления следует требовать сгиба не колена, а голеностопного сочленения.
2. Почти все начинающие и самоучки на прыжках, даже не очень высоких, поднимают руки и оба плеча, втягивая шею между ними, что придает им какой-то панический вид. Инструктор должен перед каждым прыжком напомнить такому субъекту: «плечи вниз». Но лучше всего заставить ученика вытягивать шею тем приемом, который применяется теперь в легкой атлетике при разучивании прыжков: на некоторой высоте над тем местом, где будет исполнен прыжок, подвешивается большой мягкий мяч; при прыжке ученик должен коснуться его теменем.
3. На прыжках с задних ходов начинающий обычно отталкивается передней частью конька. Следует объяснить, что толчок должен быть дан пяткой.
4. Падения на прыжках с поворотами в воздухе обычно бывают от «недоверта»: фигурист приземляется, имея конек не в поверхности движения окончательной дуги. Во избежание этого надо: 1) отрываться от льда лишь после того, как корпусу еще на опоре сообщено полное вращение в надлежащую сторону; 2) вытренировать прыжок повыше, чтобы было время довернуться еще в воздухе до линии скольжения. Подвешенный мяч и здесь помогает.
5. На прыжке корабликом поворот не выходит, если ученик перед прыжком нагнулся вперед. Следует требовать сгибания только колен.
Разные комбинации
Предусмотреть возможные ошибки в технике и в постановке в этом классе фигур нельзя, в силу чрезвычайного разнообразия самых фигур и неопределенности их классификации. Здесь можно говорить лишь о погрешностях общего характера в исполнении их, которые сводятся к следующему:
1. Недостаточная живость в исполнении сделает самую интересную комбинацию скучной для зрителя. Инструктор должен внушить ученику и показать на примере, что чем быстрее ход, чем резче наклоны тела на ребра коньков, тем эффектнее зрелище катания. При этом следует проверить, не происходит ли этот недостаток от недостаточной кривизны конька, и в утвердительном случае переточить его по правильному шаблону.
2. Недостаточное подчеркивание и выделение главных по трудности моментов в комбинированной фигуре; из-за этого часто случается, что очень трудный переход проходит для зрителя совсем незамеченным. Тут нужно в каждом отдельном случае подумать о том, как наилучше исполнить всю комбинацию, чтобы такой момент не оказался затушеванным.
3. Слишком монотонное по темпам и ходу выполнение комбинации также портит вид ее. Инструктор должен главное внимание обращать всегда на пуантировку не только всей программы, но и каждой фигуры в отдельности.