Здравствуйте! Помогите заменить в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова.
1) Князь Игорь убёг из плена.
2) Простакова всячески стращает Софью.
3) Вперёд я опишу Митрофана.
4) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо силь-
но врёт.
5) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию.
6) На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки — понёвы.
7) С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.
ответы
Привет Мандаринка! Вот твоё задание:
1) Князь Игорь бежал из плена.
2) Простакова всячески запугивает Софью.
3) Сначала я опишу Митрофана.
4) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, очень сильно преувеличивает.
5) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили опять поехать на эк скурсию.
6) На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки — пожевы.
7) С трудом можно было понять, из чего состояла одежда Плюшкина.
ваш ответ
похожие темы
похожие вопросы 5
ГАОУ СПО «Набережночелнинский строительный колледж»
Олимпиада по русскому языку.
- Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков:
Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, ещё.
- Списать, выделить корень в словах:
Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.
- Списать стихотворные строки, поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов:
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
- Спишите и разберите слова по составу:
Загадка, предположить, трехъярусный, судоподъемник, набережная.
- Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:
- Гениальный, способный, талантливый.
- Большой, громадный, колоссальный.
- Родимый, родной, близкий, кровный.
- Противный, омерзительный, неприятный.
- Замените имена существительные синонимами с приставкой не-
а) нельзя терпеть ложь
б) его не сломило горе
в) надо исправить дефекты
г) для всех тяжело рабство
д) характер закаляют испытания
- Найдите объяснение каждому фразеологизму.
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме, гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
- Допишите фразелогизмы:
Вариться…
Тянуть…
Унести..
Вскружить…
Дрожит…
Прожужжать…
Держать…
Взять…
- Исправьте ошибки в предложениях.
Простакова всячески стращает Софью. Вперед я опишу Митрофана. Князь Игорь убёг из плена. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.
- Определите, какими частями речи и какими их формами могут быть слова. Составьте словосочетания с данными словами:
Три, дуло, чай, стих.
- Объясните значение словосочетаний:
Завели собаку, завели хозяйство, завели песню, завели разговор, завели мотор.
Закипела вода, закипел самовар, закипело море.
Темный цвет, темная личность, темная ночь.
- Значение какого слова определено неверно?
- Каллиграфия – искусство писать ровным и красивым почерком
- Буклет – печатное издание на одном листе, складывающееся тетрадкой или ширмочкой.
- Беллетристика – повествовательная художественная литература.
- Багор – планка для рамок и карнизов.
- Ошибка допущена в одном из словосочетаний ряда:
- Троих медвежат, несколько судей
- Килограмм помидоров, возвращается с Урала
- Самый способнейший, с обоими друзьями
- Под темной вуалью, скрип сапог.
- Напишите пословицы и поговорки, в которых были бы указаны числа 1, 2, 3, 4, 7, 10, 100.
- Укажите значение устаревших слов:
Аршин, лапотник, перст, ланиты, знахарь, сбитень.
«СЛАБОЕ ЗВЕНО»
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
5-7 классы
Учитель русского языка и литературы
Бородай Раиса Александровна
Тема вопросов игры «Слабое звено» касается различных
областей знаний по русскому языку и литературе.
Цели проведения игры:
— определение объёма знаний учащихся;
— формирование мысли о престижности знаний вообще;
— воспитание чувств любви и гордости за свою Родину;
— развитие интереса к истории, культуре, традициям своей страны;
— сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей,
сплочения семей.
Подготовительная работа
1. Составление вопросов.
2. Подбор реквизита (секундомер, фломастеры, пластинки, бумага…)
3. Организация группы экспертов времени.
4. Организация группы банкиров.
5. Организация группы статистов.
6. Подготовка оформления
Отбор участников.
Участниками игры могут быть как дети, так и их родители.
Ознакомление с правилами игры: участники игры отвечают поочерёдно на
вопросы. Каждый правильный ответ оценивается баллами. Высшую сумму
можно получить, выстроив цепь из 8 правильных ответов. Неправильный
ответ прерывает цепочку, и сумма теряется. Но если игрок перед ответом на
вопрос успеет сказать «Банк», «деньги» будут положены на счёт, а цепь
ответов надо будет выстраивать заново. Первый тур длится 2 мин. 30 секунд.
Каждый следующий тур сокращается на 10 секунд, а команда одного игрока
объявляет «слабым звеном», и он покидает площадку. Слабым звеном можно
назвать любого члена команды, кроме самого себя. К последнему туру
остаются два игрока. «Деньги», ими заработанные, удваиваются. Далее
следует финальный раунд, в котором каждому из них поочерёдно задаются
вопросы. Ответивший на большее число вопросов из пяти получает весь
банк.
В начале игры каждый представляет себя: имя, любимый школьный
предмет, любимое занятие в свободное время. После каждого тура каждый
выбирает слабого игрока, объясняя свой выбор (Помнить о тактичности!).
Если ответ не знаешь, говоришь «пас». Уходящий как «слабое звено»
коротко оценивает своё участие и причину своего «изгнания».
Ход игры
Вопросы для игры:
1. Когда мы обращаемся к орфографическому словарю? – Когда хотим узнать
правильное написание слова.
2. Букв или звуков больше в слове «роль»? – Букв, т. к. Ь не звук.
3. Грамматическое значение глагола. – Действие предмета.
4. В каких словах после шипящих пишется Ю? – Жюри, брошюра, парашют.
5. Автор наиболее известного орфографического словаря. – Сергей Иванович
Ожегов.
6. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? – Шесть.
7. Как называется словарь, где собраны выражения типа «повесить нос»? –
Фразеологический.
8. Как называются слова типа «теплый, горячий»? – Синонимы.
9. Сколько слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.
Даля? – более 200 тысяч.
10. Какой морфемы нет в основе слова? – Окончания.
11. Прямое или переносное значение имеет словосочетание «завели собаку»?
– Переносное.
12. «Человек собирал слова». О ком говорит эта фраза? – О Владимире
Ивановиче Дале.
13. Назовите служебные части речи. – Предлог, союз, частица.
14.Отгадайте загадку: «Встретились в лугах сестрички – золотой глазок,
белые реснички». – Ромашки.
15. Кличка сказочного коня. – Сивка .
16. Великий русский баснописец 19 века. – И.А.Крылов.
17. Закончите пословицу: «Семь бед…» — «…один ответ».
18. Наличие двух миров – обязательный элемент волшебной сказки или
лирической песни? – Волшебной сказки.
19.Назовите эпическую троицу младших былинных богатырей. – Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
20.Кому из басенных героев Крылова принадлежат слова: «Спой, светик, не
стыдись!»? – Лисе из басни «Ворона и лисица».
21. Какое учебное заведение окончил А. С. Пушкин? – Лицей.
22. Из каких членов предложения состоит грамматическая основа? –
Подлежащего и сказуемого.
23.Каким способом образовано слово «писатель»? – Суффиксальным.
24. Назовите морфему, без которой нет слова. – Корень.
25.В каком жанре литературы обязательно наличие морали? – Басня.
26. Вспомните начало сказки Пушкина о царе Салтане. – «Три девицы под
окном пряли поздно вечерком»…
27. С какой морфемы начинается слово «огород»? – С приставки О-.
28. Закончи предложение: «Посиди да погоди: сказка будет …» —
«…впереди».
29. Звуков или букв больше в слове «юг»? – Звуков: буква Ю в начале слова
обозначает два звука.
30. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:
гениальный, способный, талантливый. – Способный, талантливый,
гениальный.
31. Как называют жителей Одессы? – Одесситы.
32. Какого рода существительное «невежа»? – Общего.
33. Кто научил Пушкина русскому языку? – Крепостной слуга Никита
Тимофеевич Козлов.
34. Кому из басенных героев Крылова принадлежат слова: «Ты всё пела? Это
дело! Так поди же попляши.»? – Муравью из басни «Стрекоза и муравей».
35. Кому старался отомстить вещий Олег? – Хазарам.
36. Закончите сравнения: «Трусливый, как …, храбрый, как …». – Заяц, тигр.
37. Аллегория – это… — …иносказание.
38. Назовите род слова «шампунь». – Мужской.
39. Сколько звуков /о/ в слове «молоко»? – Один.
40. Закончите пословицу: «Не спеши языком, торопись …» — «…делом».
41. Назовите мораль басни Крылова «Квартет». – «Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье и уши ваших понежней,— им отвечает Соловей. — А вы,
друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
42. Как обозначается окончание? – Квадратиком.
43. Что означает слово «квартет»? – Музыкальное произведение для четырех
исполнителей.
44. От кого получил доктор Айболит телеграмму: «Приезжайте, доктор, в
Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей.»? –От гиппопотама
(бегемота).
45.Кто кого угощал: «Съешь моего ржаного пирожка!»? – Печка девочку в
сказке «Гуси—лебеди».
46. «Как называется остров и из какой он сказки: «Остров на море лежит,
град на острове стоит»? – о. Буян из «Сказки о царе Салтане» Пушкина.
47. Назовите Ф.и.о. няни А.С.Пушкина. – Арина Родионовна Яковлева.
48. Назовите синоним слова «ложь». – Неправда.
49.Существительное «циркуль» в Р.п. мн.ч. – Циркулей.
50. Как правильно поставить ударение в слове: километр или километр?
51. Какая буква пишется после шипящего в слове «ш…рстка»? – «Ё».
52. Любимое время года Пушкина. – Осень.
53. Отгадай загадку: «Стоит дом. Кто в него войдет, ум приобретёт». –
Школа.
54. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу оригинальным
способом? – Волк.
55. Над чем чахнет пушкинский царь Кощей? – Над златом.
56. Кому из басенных героев Крылова принадлежат слова: «Постойте ж, я
сыскал секрет!» — Ослу из басни «Квартет».
57. Кто и в каком произведении поет песню «Во саду ли во городе»? – Белка
в «Сказке о царе Салтане» Пушкина.
58. Кто кого угощал? «Засадили в уголок, Подносили пирожок». – 7
богатырей – царевну из «Сказки о мертвой царевне» Пушкина.
59. Назовите слово с удвоенной буквой «р». — Например: терраса, территория.
60. Объясните значение выражения «раз, два – и обчелся»? – Мало.
61. Как Чехов А.П. определял жанр пьесы «Чайка» — комедия или трагедия? –
Комедия.
62. На какие три языковые стиля разграничил Ломоносов русский
литературный язык? – Высокий, низкий, средний.
63 Двойка – имя существительное или числительное? – Существительное.
64. Как называются слова в паре «холодный — горячий»? – Антонимы.
65. Откуда родом русский богатырь Илья Муромец? – Из города Мурома.
66. В каком произведении автора 20 века вещи умнее героев? – С.Я.Маршак
«Умные вещи»
67. Невоспитанный человек – это невежа или невежда? – Невежа.
68. Значение фразеологизма «с гулькин нос». – Мало.
69. Кофе чёрный или чёрное? – Чёрный, это несклоняемое существительное
мужского рода.
70. Назовите фамилии русских писателей 19 века современников и тезок. –
Александр Сергеевич (Грибоедов и Пушкин).
71. Как называется словарь, в котором собраны слова типа «сытый, сытный»?
– Словарь паронимов.
72. Угощают блинами на Троицу или Масленицу? – На Масленицу.
73. Весенняя сказка русского драматурга А.Н.Островского. – «Снегурочка»
74. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? – Изменить слово.
75. Как правильно узнать текущее время? – Который час?
76. Почему любимое время года Пушкина осень? – Для него это была пора
вдохновения.
77. Каким словом человек называет самого себя? – Я.
78. У какой самостоятельной части речи нет окончания? – Наречия.
79. Какие знаки препинания могут ставиться в начале предложения. — «» и …
80. Какой литературный жанр в переводе на русский язык означает
«воспоминание»? – Мемуары.
81. Сколько звуков в русском языке? – 42.
82. Из каких членов предложения состоит грамматическая основа? –
Подлежащего и сказуемого.
83. Как называется язык басен? – Эзопов язык, или аллегорический язык.
84. Замените заимствованное слово «антракт» русским синонимом: —
Перерыв.
85. Закончите фразеологизм навострить… – …лыжи.
86. Часть речи слова «пятый» – Числительное.
87. Что является единицей синтаксиса? – Словосочетание, предложение.
88. Как называются слова, вышедшие из употребления? – Устаревшие.
89. Как правильно сказать: Извините или извиняюсь? – Извините.
90. Кто написал стихотворение в прозе «Русский язык»? – И.С. Тургенев.
91. Кто кого угощал? Наварила манной каши и размазала по тарелке. — Лиса
– Журавля .
92. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет с известной
надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя».— В.А.
Жуковский за поэму «Руслан и Людмила».
93. Сколько лет было Пушкину, когда он написал поэму «Руслан и
Людмила»? – 20 лет в 1819 году.
94. Превратите мел в мелкое место. – Мель.
95. Отгадай загадку: Что за птица на три ноги садится? – Самолёт.
96. Как пишется слово «(пол)лимона»? – Через дефис.
97. Подберите однокоренное слово к слову «роща»? – Рощица.
98. Закончите пословицу: «Один с сошкой, а семеро…» — С ложкой.
99. Кто из героев Пушкина перед венчанием заблудился в поле? – Владимир,
«Метель».
100. Как называется начало сказки? – Зачин.
101. Вспомните первую часть имени Хаврошечка? – Крошечка.
102. Какой эпиграф предпослан Гоголем комедии «Ревизор»? – «На зеркало
неча пенять, коли рожа крива».
103. Что общего у сказки «Золушка» и повести Гоголя «Ночь перед
Рождеством»? – туфельки, черевички
104. Приведите пример прилагательного.
105. Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом? – На Черной речке.
106. Кто из художников писал прижизненные портреты Пушкина? —
Тропинин, Кипренский .
107. Как начинается пушкинское послание в Сибирь друзьям – декабристам?
– «Во глубине сибирских руд Храните гордое молчанье».
108. Из какого произведения и какого автора эти строки?
«Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу». Лермонтов, «Мцыри».
109. Назовите виды текстов сочинений. – Описание, повествование,
рассуждение.
110. Какой раздел языкознания изучает части речи? – Морфология.
111 Назовите слова—исключения с буквой Ы после Ц. – Цыган, цыплёнок,
цыц, цыпочки.
112. Сколько морфем в слове «загадка»? – 4.
113. Какой раздел языкознания изучает звуки речи? – Фонетика.
114. Назовите слово с удвоенной «м»? — Например: грамм, грамматика.
115. Сколько «л» пишется в слове «километр»? – Одно.
116. Назовите автора и заглавие стихотворения, откуда эти строки:
«Там чудеса, там леший бродит…» — Пушкин, из пролога к поэме «Руслан и
Людмила»
117. Какими частями речи может быть слово «пила»? – Сущ., глаг.
118. Слитно или раздельно пишется слово «(ста)(двадцати)(пяти)тысячный»?
– Слитно.
119. Является ли слово «двое» числительным? – Да.
120. Кем стала старуха из сказки Пушкина, когда рыбка выполнила ее четыре
желания? – Старухой.
121. Личное местоимение женского рода. – Она.
122. Подбери антоним к слову «устно». – Письменно.
123. Исправь ошибку: Далеко глядит, под носом видит. — Далеко глядит, под
носом не видит.
124. Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в
союз? – Он – но.
ФИНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Метафора является основным признаком образа в сказке или загадке?
2. Подблюдные песни исполняются во время свадебного обряда или
новогодних мантических обрядов?
3. Где и когда родился И.А.Крылов? – 1769 год, Москва.
4. Где и когда родился Пушкин? – 6 июня (26 мая) 1799г. Москва.
5. Назовите лишнее, неродственное слово: поводырь, паводок, водитель.
6. Назовите лишнее, неродственное слово: носовой, носилки, носок.
7. Кто из героев Пушкина был похищен в день свадьбы? – Людмила из
«Руслана и Людмилы».
8. Кто из героев Лермонтова «на смерть бился, до последних сил … за
святую правду – матушку»? – Калашников из «Песни про купца
Калашникова».
9. Кого изобразил Пушкин в этих строках: «Его глаза сияют, лик его
ужасен. Движенья быстры, он прекрасен?» – Петр1 из поэмы
«Полтава».
10. Кого изобразил Гоголь в этих строках: «Человек, прочитавший пять
или шесть книг, и потому несколько вольнодумен»? – судья Ляпкин –
Тяпкин из «Ревизора».
Дополнительные вопросы:
➢ Куда идёт кот, чтобы петь, а куда – сказки говорить? – «Идёт направо –
песнь заводит, налево – сказки говорит»
➢ Исправьте ошибку: «Вперед я опишу Митрофана» — Сначала я…
Примечание.
Если в финал выйдут учащиеся 5—6 класса, следует изменить задания,
рассчитанные на семиклассников.
21.02.2014
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «СЛАБОЕ ЗВЕНО»
учитель русского языка и литературы
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов. Его можно проводить как конкурс на Неделе русского языка и литературы.
Мероприятие проводится по типу телеигры «Слабое звено». Участие могут принять и дети, и родители.
Оценить
2600
Содержимое разработки
«СЛАБОЕ ЗВЕНО»
Внеклассное мероприятие по русскому языку илитературе
5-7 классы
Учитель русского языка и литературы
Бородай Раиса Александровна
Темавопросов игры «Слабое звено» касается различных
областей знаний по русскому языку и литературе.
Цели проведения игры:
— определение объёма знаний учащихся;
— формирование мысли о престижности знаний вообще;
— воспитание чувств любви и гордости за свою Родину;
— развитие интереса к истории, культуре, традициям своей страны;
— сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей.
Подготовительная работа
Составление вопросов.
Подбор реквизита (секундомер, фломастеры, пластинки, бумага…)
Организация группы экспертов времени.
Организация группы банкиров.
Организация группы статистов.
Подготовка оформления
Отбор участников.
Участниками игры могут быть как дети, так и их родители.
Ознакомление с правилами игры: участники игры отвечают поочерёдно на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается баллами. Высшую сумму можно получить, выстроив цепь из 8 правильных ответов. Неправильный ответ прерывает цепочку, и сумма теряется. Но если игрок перед ответом на вопросуспеет сказать «Банк», «деньги» будут положены на счёт, а цепь ответов надо будет выстраивать заново. Первый тур длится 2 мин. 30 секунд. Каждый следующий тур сокращается на 10 секунд, а команда одного игрока объявляет «слабым звеном», и он покидает площадку. Слабым звеном можно назвать любого члена команды, кроме самого себя. К последнему туру остаются два игрока. «Деньги», ими заработанные, удваиваются. Далее следует финальный раунд, в котором каждому из них поочерёдно задаются вопросы. Ответивший на большее число вопросов из пяти получает весь банк.
В начале игры каждый представляет себя: имя, любимый школьный предмет, любимое занятие в свободное время. После каждого тура каждый выбирает слабого игрока, объясняя свой выбор (Помнить о тактичности!). Если ответ не знаешь, говоришь «пас». Уходящий как «слабое звено» коротко оценивает своё участие и причину своего «изгнания».
Ход игры
Вопросы для игры:
1. Когда мы обращаемся к орфографическому словарю? – Когда хотим узнать правильное написание слова.
2. Букв или звуков больше в слове «роль»? – Букв, т. к. Ь не звук.
3. Грамматическое значение глагола. – Действие предмета.
4. В каких словах после шипящих пишется Ю? – Жюри, брошюра, парашют.
5. Автор наиболее известного орфографического словаря. – Сергей Иванович Ожегов.
6. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? – Шесть.
7. Как называется словарь, где собраны выражения типа «повесить нос»? – Фразеологический.
8. Как называются слова типа «теплый, горячий»? – Синонимы.
9. Сколько слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля? – более 200 тысяч.
10. Какой морфемы нет в основе слова? – Окончания.
11. Прямое или переносное значение имеет словосочетание «завели собаку»? – Переносное.
12. «Человек собирал слова». О ком говорит эта фраза? – О Владимире Ивановиче Дале.
13. Назовите служебные части речи. – Предлог, союз, частица.
14.Отгадайте загадку: «Встретились в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички». – Ромашки.
15. Кличка сказочного коня. – Сивка .
16. Великий русский баснописец 19 века. – И.А.Крылов.
17. Закончите пословицу: «Семь бед…» — «…один ответ».
18. Наличие двух миров – обязательный элемент волшебной сказки или лирической песни? – Волшебной сказки.
19.Назовите эпическую троицу младших былинных богатырей. – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
20.Кому из басенных героев Крылова принадлежат слова: «Спой, светик, не стыдись!»? – Лисе из басни «Ворона и лисица».
21. Какое учебное заведение окончил А. С. Пушкин? – Лицей.
22. Из каких членов предложения состоит грамматическая основа? – Подлежащего и сказуемого.
23.Каким способом образовано слово «писатель»? – Суффиксальным.
24. Назовите морфему, без которой нет слова. – Корень.
25.В каком жанре литературы обязательно наличие морали? – Басня.
26. Вспомните начало сказки Пушкина о царе Салтане. – «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»…
27. С какой морфемы начинается слово «огород»? – С приставки О-.
28. Закончи предложение: «Посиди да погоди: сказка будет …» — «…впереди».
29. Звуков или букв больше в слове «юг»? – Звуков: буква Ю в начале слова обозначает два звука.
30. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака: гениальный, способный, талантливый. – Способный, талантливый, гениальный.
31. Как называют жителей Одессы? – Одесситы.
32. Какого рода существительное «невежа»? – Общего.
33. Кто научил Пушкина русскому языку? – Крепостной слуга Никита Тимофеевич Козлов.
34. Кому из басенных героев Крылова принадлежат слова: «Ты всё пела? Это дело! Так поди же попляши.»? – Муравью из басни «Стрекоза и муравей».
35. Кому старался отомстить вещий Олег? – Хазарам.
36. Закончите сравнения: «Трусливый, как …, храбрый, как …». – Заяц, тигр.
37. Аллегория – это… — …иносказание.
38. Назовите род слова «шампунь». – Мужской.
39. Сколько звуков /о/ в слове «молоко»? – Один.
40. Закончите пословицу: «Не спеши языком, торопись …» — «…делом».
41. Назовите мораль басни Крылова «Квартет». – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней,- им отвечает Соловей. — А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
42. Как обозначается окончание? – Квадратиком.
43. Что означает слово «квартет»? – Музыкальное произведение для четырех исполнителей.
44. От кого получил доктор Айболит телеграмму: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей.»? –От гиппопотама (бегемота).
45.Кто кого угощал: «Съешь моего ржаного пирожка!»? – Печка девочку в сказке «Гуси-лебеди».
46. «Как называется остров и из какой он сказки: «Остров на море лежит, град на острове стоит»? – о. Буян из «Сказки о царе Салтане» Пушкина.
47. Назовите Ф.и.о. няни А.С.Пушкина. – Арина Родионовна Яковлева.
48. Назовите синоним слова «ложь». – Неправда.
49.Существительное «циркуль» в Р.п. мн.ч. – Циркулей.
50. Как правильно поставить ударение в слове: километр или километр?
51. Какая буква пишется после шипящего в слове «ш…рстка»? – «Ё».
52. Любимое время года Пушкина. – Осень.
53. Отгадай загадку: «Стоит дом. Кто в него войдет, ум приобретёт». – Школа.
54. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу оригинальным способом? – Волк.
55. Над чем чахнет пушкинский царь Кощей? – Над златом.
56. Кому из басенных героев Крылова принадлежат слова: «Постойте ж, я сыскал секрет!» — Ослу из басни «Квартет».
57. Кто и в каком произведении поет песню «Во саду ли во городе»? – Белка в «Сказке о царе Салтане» Пушкина.
58. Кто кого угощал? «Засадили в уголок, Подносили пирожок». – 7 богатырей – царевну из «Сказки о мертвой царевне» Пушкина.
59. Назовите слово с удвоенной буквой «р». — Например: терраса, территория.
60. Объясните значение выражения «раз, два – и обчелся»? – Мало.
61. Как Чехов А.П. определял жанр пьесы «Чайка» — комедия или трагедия? – Комедия.
62. На какие три языковые стиля разграничил Ломоносов русский литературный язык? – Высокий, низкий, средний.
63 Двойка – имя существительное или числительное? – Существительное.
64. Как называются слова в паре «холодный — горячий»? – Антонимы.
65. Откуда родом русский богатырь Илья Муромец? – Из города Мурома.
66. В каком произведении автора 20 века вещи умнее героев? – С.Я.Маршак «Умные вещи»
67. Невоспитанный человек – это невежа или невежда? – Невежа.
68. Значение фразеологизма «с гулькин нос». – Мало.
69. Кофе чёрный или чёрное? – Чёрный, это несклоняемое существительное мужского рода.
70. Назовите фамилии русских писателей 19 века современников и тезок. – Александр Сергеевич (Грибоедов и Пушкин).
71. Как называется словарь, в котором собраны слова типа «сытый, сытный»? – Словарь паронимов.
72. Угощают блинами на Троицу или Масленицу? – На Масленицу.
73. Весенняя сказка русского драматурга А.Н.Островского. – «Снегурочка»
74. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? – Изменить слово.
75. Как правильно узнать текущее время? – Который час?
76. Почему любимое время года Пушкина осень? – Для него это была пора вдохновения.
77. Каким словом человек называет самого себя? – Я.
78. У какой самостоятельной части речи нет окончания? – Наречия.
79. Какие знаки препинания могут ставиться в начале предложения. — «» и …
80. Какой литературный жанр в переводе на русский язык означает «воспоминание»? – Мемуары.
81. Сколько звуков в русском языке? – 42.
82. Из каких членов предложения состоит грамматическая основа? – Подлежащего и сказуемого.
83. Как называется язык басен? – Эзопов язык, или аллегорический язык.
84. Замените заимствованное слово «антракт» русским синонимом: — Перерыв.
85. Закончите фразеологизм навострить… – …лыжи.
86. Часть речи слова «пятый» – Числительное.
87. Что является единицей синтаксиса? – Словосочетание, предложение.
88. Как называются слова, вышедшие из употребления? – Устаревшие.
89. Как правильно сказать: Извините или извиняюсь? – Извините.
90. Кто написал стихотворение в прозе «Русский язык»? – И.С. Тургенев.
91. Кто кого угощал? Наварила манной каши и размазала по тарелке. — Лиса – Журавля .
92. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет с известной надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя».- В.А. Жуковский за поэму «Руслан и Людмила».
93. Сколько лет было Пушкину, когда он написал поэму «Руслан и Людмила»? – 20 лет в 1819 году.
94. Превратите мел в мелкое место. – Мель.
95. Отгадай загадку: Что за птица на три ноги садится? – Самолёт.
96. Как пишется слово «(пол)лимона»? – Через дефис.
97. Подберите однокоренное слово к слову «роща»? – Рощица.
98. Закончите пословицу: «Один с сошкой, а семеро…» — С ложкой.
99. Кто из героев Пушкина перед венчанием заблудился в поле? – Владимир, «Метель».
100. Как называется начало сказки? – Зачин.
101. Вспомните первую часть имени Хаврошечка? – Крошечка.
102. Какой эпиграф предпослан Гоголем комедии «Ревизор»? – «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
103. Что общего у сказки «Золушка» и повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»? – туфельки, черевички
104. Приведите пример прилагательного.
105. Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом? – На Черной речке.
106. Кто из художников писал прижизненные портреты Пушкина? — Тропинин, Кипренский .
107. Как начинается пушкинское послание в Сибирь друзьям – декабристам? – «Во глубине сибирских руд Храните гордое молчанье».
108. Из какого произведения и какого автора эти строки?
«Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу». Лермонтов, «Мцыри».
109. Назовите виды текстов сочинений. – Описание, повествование, рассуждение.
110. Какой раздел языкознания изучает части речи? – Морфология.
111 Назовите слова-исключения с буквой Ы после Ц. – Цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки.
112. Сколько морфем в слове «загадка»? – 4.
113. Какой раздел языкознания изучает звуки речи? – Фонетика.
114. Назовите слово с удвоенной «м»? — Например: грамм, грамматика.
115. Сколько «л» пишется в слове «километр»? – Одно.
116. Назовите автора и заглавие стихотворения, откуда эти строки:
«Там чудеса, там леший бродит…» — Пушкин, из пролога к поэме «Руслан и Людмила»
117. Какими частями речи может быть слово «пила»? – Сущ., глаг.
118. Слитно или раздельно пишется слово «(ста)(двадцати)(пяти)тысячный»? – Слитно.
119. Является ли слово «двое» числительным? – Да.
120. Кем стала старуха из сказки Пушкина, когда рыбка выполнила ее четыре желания? – Старухой.
121. Личное местоимение женского рода. – Она.
122. Подбери антоним к слову «устно». – Письменно.
123. Исправь ошибку: Далеко глядит, под носом видит. — Далеко глядит, под носом не видит.
124. Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? – Он – но.
ФИНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Метафора является основным признаком образа в сказке или загадке?
Подблюдные песни исполняются во время свадебного обряда или новогодних мантических обрядов?
Где и когда родился И.А.Крылов? – 1769 год, Москва.
Где и когда родился Пушкин? – 6 июня (26 мая) 1799г. Москва.
Назовите лишнее, неродственное слово: поводырь, паводок, водитель.
Назовите лишнее, неродственное слово: носовой, носилки, носок.
Кто из героев Пушкина был похищен в день свадьбы? – Людмила из «Руслана и Людмилы».
Кто из героев Лермонтова «на смерть бился, до последних сил … за святую правду – матушку»? – Калашников из «Песни про купца Калашникова».
Кого изобразил Пушкин в этих строках: «Его глаза сияют, лик его ужасен. Движенья быстры, он прекрасен?» – Петр1 из поэмы «Полтава».
Кого изобразил Гоголь в этих строках: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен»? – судья Ляпкин – Тяпкин из «Ревизора».
Дополнительные вопросы:
Куда идёт кот, чтобы петь, а куда – сказки говорить? – «Идёт направо – песнь заводит, налево – сказки говорит»
Исправьте ошибку: «Вперед я опишу Митрофана» — Сначала я…
Примечание.
Если в финал выйдут учащиеся 5-6 класса, следует изменить задания, рассчитанные на семиклассников.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
. Перепишите, заменяя в словах неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример удачно использованного диалектизма.
1.Князь Игорь убег из плена.
2.Простакова всячески стращает Софью.
3.Вперед я опишу Митрофана.
4.Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врет.
5.В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию.
6.На сцене сельского клуба ещё увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки – понёвы.
7.С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина.
1.Князь Игорь пропал из села.
2.Простакова всячески совращает Софью. 😀
3.Далее я опишу Митрофана.
4.Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, очень сильно врет.
5.В следующее воскресенье все ученики решили заного поехать на экскурсию.
6. Все правильно, так и пиши.
7.С трудом можно было поверить, из чего состояла одежда Плюшкина.
Я старался, поставь мне лайк и отметь этот ответ как лучший!
Гость1
Всего 1 ответ.
Другие интересные вопросы и ответы
Люди, которых отчислили, или те, кто сам ушёл из универа, как сложилась ваша жизнь, и вернулись ли вы потом к учёбе?
Серафима Елисеева43
Меня отчислили на 4 курсе из-за конфликта с преподавателем. Была сдана сессия и написан диплом. Оставалось только защитить его. Планировала поступать в магистратуру. Пережила дичайший стресс. Родители, близкие и неблизкие родственники постоянно твердят о том, что я не оправдала надежд, да и вообще намекают, что я тупая. Хотя я с первого курса работала по профессии и сессию закрывала на 4 и 5. Буду восстанавливаться во втором семестре, чтобы защитить диплом и получить его уже наконец. Потому что я всё еще хочу в магистратуру. Но проблема в том, что все на меня давят и постоянно тычут мордой в эту ситуацию. Хотя мне и так несладко. Пишу это, чтобы кто-нибудь с похожей ситуацией написал мне. Пожалуйста, напиши
Серафима Елисеева250
Всего 56 ответов.
Не согласился на новую работу з/п чуть больше но намного сложней, теперь жаба душит, почему?
Лотнев Виктор4
Правильно и сделал.Алекс1
Всего 1 ответ.
Какие есть аргументы -на тему: почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?
Гость4
Сначала стоит разобраться с вопросом кого считать другом. Друг никогда не будет воздействовать на вас, давить, принуждать, требовать. Также друг не будет зависеть от вас в чем-либо. И между друзьями стало быть невозможно противодействие (война, соперничество). Единственная форма отношений для друзей – это взаимодействие. Если вы мешаете друг другу самосовершенствоваться, если вы лезете куда вас не звали, и собираетесь только для того чтобы дружить против третьего лица или развлекаться без минимальной даже пользы – это все не назовешь другом. Друг всегда должен оставаться другом в любом вопросе, для него не существует предела и он всегда готов отдать за вас жизнь, с ним хоть в эту минуту, хоть через 30 лет в разведку пойдешь, в нем уверен как в себе, как в брате.
Как говорил один из мудрых :
Друг верен – кров крепок. При благоденствии – добрый советник и единодушный сотрудник. При злострадании – заступник искренний и сострадательный защитник.
Естесственно, что предательство такого друга невозможно. Предательство – это ваши обмантуые ожидания относительно тех свойств и качеств, которые вы ему приписали, потому что вам так хотелось, потому что вы не умеете отличать людей, и потому что другие хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле. Вы временно объединялись, потому что в тот момент так было удобно обоим.
Что касается любимой – так кроме ее основных обязанностей типа “домработницы”, “красивой куклы” и “любовницы”, она должна быть также и другом. Поэтому сказать, что предательство друга болезненее, чем измена любимой – возможно только в совеременном обществе, где понятия подменены. Не стоит наверное объяснять про стереотипы относительно женщин на сегодняшний день. Но прежде чем ставить крест на ком-то, нужно 1 – понимать, что не все такие, 2- начать с себя, т.к. вы заслужили чем-то то, что получили, возможно вашим невежеством или неспособностью самому быть другом людям.
Дестреза10
Можно добавить, что измена любимой может быть вызвана её “любвеобильностью”, многие могут не принимать это на свой счет или отнестись с пониманием, в духе “сам не без греха”, сохраняя с ней при этом теплые душевные отношения в остальных сферах жизни. Измена друга – это, вероятно, больше про личность, это может свидетельствовать о том, что друг не ценит именно вашу личность, ваше хорошее к нему отношение, и это не принять на свой счет или “понять” значительно сложнее. Но это только теоретический “расклад” в жизни всё индивидуально и гораздо сложнее. Артём6
Всего 7 ответов.
Почему хамство и некомпетентность оправдывают низкой зарплатой?
Последнее время есть тенденция в нашем обществе оправдывать профессионально некомпетентных людей, хамов и просто плохих работников фразой “у него низкая зарплата”. Однако, мне кажется, работодатели не скрывают от работника при трудоустройстве зарплату и если его не устраивает, он может не устраиваться или позже уйти, у нас же свобода труда. Если водитель выходит пьяным на рейс, если на почте хамят, если в регистратуре посылают, если воспитатели бьют детей, а врач выписывает всем лекарство, за которое ему приплачивает фармацевтическая компания, то это лишь потому, что у них низкая зарплата, но никак не потому, что они алкоголики, хамло, истерички и эгоисты.
Откуда вообще у этого ноги растут?
Lenore6
За небольшую зарплату соглашаются работать те, у кого образовательный уровень не слишком высок. Уровень культуры, как правило, соответствует образовательному.
Более образованные и хамят более культурно, а не в открытую. Высшее образование поставлено на коммерческую основу и превратилось в фикцию. Вместе падением качества образования упал и культурный уровень будущих специалистов. Наплевательское отношение врача к пациентам тоже, своего рода, хамство.
nik-73
Всего 6 ответов.