Вот например такой пример ошибка

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      alexiswarren124

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • массовая доля раствора объемом 1,5 литра с плотностью 1.12 равна 30%.определить массу вещества.какое количество по массе раствора может быть получено с массовой долей 10%

  • Математика

    2 минуты назад

    массовая доля раствора объемом 1,5 литра с плотностью 1.12 равна 30%.определить массу вещества.какое количество по массе раствора может быть получено с массовой долей 10%

  • ПОМОГИТЕ С МАТЕШОЙ ПЖПЖ!!

  • Помогите с уравнениями (химия)

  • Геометрия 8 класс проверочная

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

В русском языке присутствуют слова и словоформы, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Для них существует специальный термин – «омофоны». Такими словами являются «например» или «на пример», которые активно используются в речи, но представляют определенную трудность при правописании.

Читайте в статье

  • Как пишется правильно: «например» или «на пример»?
  • Использование вводного слова «например»
  • Морфемный разбор слова «например»
    • Примеры предложений
  • Существительное с предлогом «на пример»
    • Примеры предложений
  • Правила пунктуации со словом «например»
    • Примеры предложений
  • Синонимы слова «например»
  • Неправильное написание слов «например» и «на пример»

Как пишется правильно: «например» или «на пример»?

По правилам русской орфографии, и тот, и другой вариант верен.

Выбор раздельного или слитного написания определяется определенными критериями и правилами.

Использование вводного слова «например»

1.      Он, например, часто путешествует.

2.      Он, к примеру, часто путешествует.

Вводное слово «например» не является членом предложения и имеет слитное написание. Для точного определения, что слово вводное, нужно попробовать заменить его сочетаниями: «для примера», «в качестве примера», «к примеру».

Если замена происходит без искажения основного смысла фразы, слово считается вводным и имеет слитное написание:

1.    Был, например, такой эпизод.

2.    Был такой эпизод.

Кроме того, слово «например» легко убирается из фразы, смысл при этом останется прежним:

В обоих предложениях основная мысль сохранилась.

Морфемный разбор слова «например»

например

  1. Приставка – «на».
  2. Корень – «пример».
  3. Суффикс – отсутствует.
  4. Окончание – нулевое.
  5. Основа – «например».

Примеры предложений

  1. Посуда бывает разная, например, керамическая.
  2. Сегодня, например, мы собираемся в кино.
  3. Кто-то увлекается спортом, например, футболом.
  4. Какое море, например, самое теплое?
  5. Можно завести себе питомца, например, хомячка.
  6. Математика и физика, например, точные науки.
  7. Например, наш папа любит фантастику.
  8. В Австралии водятся разные животные, например: кенгуру, коала, утконос.

Существительное с предлогом «на пример»

Учитель указал на пример, приведенный в энциклопедии.

По правилам орфографии русского языка, сочетания существительных с предлогом имеют раздельное написание:

Зададим вопрос: указал на что? На пример.

«Пример» в данном случае – дополнение, выраженное именем существительным. Глагол-сказуемое управляет дополнением в форме винительного падежа единственного числа. Раздельное написание существительного с предлогом можно доказать при помощи падежного вопроса или определения между ними:

  • на какой? при­мер;
  • на чей? при­мер;
  • на хоро­ший при­мер;
  • на ваш при­мер.

Примеры предложений

  1. Посмотрите на пример с составленным уравнением.
  2. Мы смотрим на пример брата.
  3. В новых исследованиях мы всегда опираемся на пример предшественников.
  4. Обратим внимание на пример из статистики.
  5. Посмотрим на пример схемы и составим похожую.
  6. Глядя на пример, изображенный на рисунке, мы понимаем, как устроена растительная клетка.
  7. Мы сделали вывод, сославшись на пример из проверенного источника.
  8. Посмотрев на пример наставника, в успехе он не сомневался.

Правила пунктуации со словом «например»

Для правильной постановки знаков препинания необходимо также принимать во внимание контекст и смысл фразы целиком:

  1. Со значением уточнения, пояснения слово отделяется при помощи запятых с обеих сторон, если находится в середине предложения. При позиции в начале или в конце – одной запятой.
  2. Слово «например» в начале обособленного оборота запятой от этого оборота не отделяется.
  3. Когда обособленный оборот заключен в скобки, то запятая после «например» ставится.
  4. Если за словом «например» следуют однородные члены предложения, впереди оно отделяется запятой, а после него ставится двоеточие.
  5. В сочетании «как например» запятая не ставится в случае последующего перечисления.
  6. Если перечисление отсутствует, то «например» выделятся запятыми с обеих сторон.

Примеры предложений

  1. Завтра, например, ожидаются осадки.
  2. Существуют разные виды спорта. Например, теннис.
  3. Я люблю зелень. Петрушку, например.
  4. В некоторых городах, например, в Сиднее, проходили Олимпийские игры.
  5. В некоторых городах (например, в Сиднее) проходили Олимпийские игры.
  6. Я посетил разные страны, например, Италию, Францию, Канаду, Тайланд.
  7. Некоторые фрукты, как, например, лимон, апельсин, лайм… называются цитрусовыми.
  8. Существуют гуманитарные дисциплины, как, например, история.

Синонимы слова «например»

К примеру; примерно; как например; для примера; так например; в частности; а именно;    взять, хоть; как-то; скажем так; скажем; вот хоть; взять хоть; за примером далеко ходить не нужно; за примером далеко ходить не надо; ради примера; к примеру сказать; возьмите хоть; примерно сказать; возьми хоть; такие как; к примеру говоря; напримерно; наприклад.

Неправильное написание слов «например» и «на пример»

Чаще всего сложности в правописании возникают, если слово берется в отрыве от всего предложения. Слитное либо раздельное написание определяется смыслом всей фразы. Поэтому важно обращать внимание на контекст и задавать вопрос: «А что имеется в виду?».

Точно определиться с правописанием помогает попытка вставить уточняющее слово между предлогом и существительным.

Посмотрим на (этот, тот, данный) пример в учебнике.

Таким образом, орфография слова «например», являющегося вводным, и имени существительного с предлогом «на пример» зависит от ряда факторов: контекста, общего смысла фразы, позиции, на которой находится слово в предложении (в начале, середине или в конце).

Кроме того, необходимо обращаться к правилам пунктуации для правильной расстановки знаков препинания при написании анализируемого слова.

Задание 5. Найдите и исправьте лексические оплошности (плеоназм, тавтология).Основная суть, 1-ое

Задание 5. Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).Основная сущность, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период медли, в первый раз дебютировать, моя автобиография, подсудимый стал пинать ногами потерпевшую.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

  • Таисия Солучева
  • Русский язык 2019-10-15 15:15:31 1 1

Подобные лексические оплошности появляются из-за того, что разговаривающий не лицезреет смыслового повтора слов. Разберём это на образцах. 1) Основная сущность — ошибка, сущность и ость основное, можно сказать «основная идея», сущность вопроса». 2) Первое боевое крещение — ошибка, крещение не может быть вторым, это всегда то, что происходит первый, а иногда и единственный раз. Можно убрать слово 1-ое и бросить так «боевое крещение». 3) Ландшафт местности — ошибка, ландшафт — это общий вид местности; можно сказать «горный ландшафт», «равнинная местность». 4) Памятный сувенир — ошибка, поэтому что сувенир — подарок на память; лучше сказать ясный сувенир. 5) Период медли — ошибка, так как период — промежуток времени; скажем «отрезок времени», «период забавы». 6) Моя автобиография — ошибка, автобиография и есть «моя биография», так и следует сказать. 7) Подсудимый стал пинать ногами потерпевшую — ошибка в том, что когда он это делал, герои ещё не были в суде; лучше именовать по именам либо фамилиям.

Задание 2 Исправьте в следующих выражениях смысловые ошибки Образец : Ландшафт местности — ландшафт(слово ландшафт означает общий вид местности главная суть дела, демобилизоваться из армии, воспоминан?

Русский язык | 10 — 11 классы

Задание 2 Исправьте в следующих выражениях смысловые ошибки Образец : Ландшафт местности — ландшафт(слово ландшафт означает общий вид местности главная суть дела, демобилизоваться из армии, воспоминания о ностальгии, в конечном итоге, прогрессировать вперед, коллега по профессии, моя автобиография, народный фольклор.

Главная суть дела (главная — не использовать, т.

К. суть дела — это и есть главная суть)

Воспоминания о ностальгии (ностальгия — это и есть воспоминания).

Прогрессировать вперед (прогресс не может быть назад)

Коллега по профессии (коллега — это человек, работающий в этой профессии)

Моя автобиография (автобиография не может быть чужой «авто»

Народный фольклор (фольклор подразумевает народное творчество).

Помогите написать сочинение — описание общего вида местности?

Помогите написать сочинение — описание общего вида местности.

Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью?

Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

На семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Помогите закончить предложения?

Помогите закончить предложения.

1. благодаря коллективу.

. 2. согласно приказу.

. 3. несмотря на исчезновение, .

, сохраняя флору и фауну.

4. изучив ландшафт местности, .

Исправьте речевые ошибки?

Исправьте речевые ошибки.

1. Расскажите нам, пожалуйста, свою автобиографию.

Что означает слово ландшафт?

Что означает слово ландшафт.

Исправьте речевые ошибки?

Исправьте речевые ошибки.

1) Это автобиография моей жизни.

2) Перед лицом опасности все объединились в едино.

3) Мы вернулись обратно.

4) Это будет в марте месяце.

5) В конечном итоге все остались довольны.

6) Брат демобилизовался из армии .

7) Таковы мои планы на будущее.

8) Он не успел закончит работу до конца.

9) Я заранее предвидел, что будет дождь.

10) Например , приведем такой пример.

Тема : описание общего вида местности?

Тема : описание общего вида местности.

Напишите сочинение (описание общего вида местности) на тему : «Вид из моего окна» .

ИНВЕРСИЯ исправьте речевые ошибки 1) это автобиография моей жизни 2)перед лицом опасности все объединились воедино 3) мы вернулись обратно 4) Это будет в марте месяце 5) в конечном итоге все остались ?

ИНВЕРСИЯ исправьте речевые ошибки 1) это автобиография моей жизни 2)перед лицом опасности все объединились воедино 3) мы вернулись обратно 4) Это будет в марте месяце 5) в конечном итоге все остались довольны 6)брат демобилизовался из армии 8) он не успел закончить работу до конца 9) я заранее предвидел , что будет дождь 10) например, приведем такой пример ЗАРАНЕЕ СПАСИБО).

Задание 5?

Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).

Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать, моя автобиография, подсудимый стал пинать ногами потерпевшую.

Какое значение имеет слово ландшафт ; гористая местность ?

Какое значение имеет слово ландшафт ; гористая местность .

Общий вид местности .

Местность с деревьями и кустарником .

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Задание 2 Исправьте в следующих выражениях смысловые ошибки Образец : Ландшафт местности — ландшафт(слово ландшафт означает общий вид местности главная суть дела, демобилизоваться из армии, воспоминан?, относящийся к уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

1. Радостным — им. Прилаг, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос : Каким? 2. Н. Ф. — Радостный, ед. Ч. , м. Р. 3. Разряд : Качественное 4. Непост. Призн. : Полная форма, ед. Ч. , м. Р. , Т. П. 5). Определение.

Стала, белая, белые, дорога белая, огород белый, белый, выглянуло солнышко, заблестел, весело, праздник, наступил.

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка и по ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутс..

Среди всех грызунов, бобры являются одними из самых крупных. Вес может достигать массы 33 кг, а длина – 1, 2 метра. Конечности укороченные, передние слабые. На пальцах есть специальные перепонки, с помощью которых бобёр свободно плавает под водой.

2) 6) 5) 3) 1) 4) вот и всё это легко.

1. глагол + наречие : пахло очень сильно, возненавидел вдруг, пропадите пропадом, упали словно, стало темно, светило ведьтолько что, озарилась потом, 2. Имя прилагательное + наречие : ужасно скучные, очень сильными, очень знакомое, 3. Наречие + нар..

Глагол + наречие : пахло сильно, вдруг возненавидел, пропадите пропадом, светило только что, потом озарилась ; имя прилагательное + наречие : ужасно скучные, очень сильными, очень знакомое ; наречие + наречие : очень сильно, так вдруг.

Все хорошо, ничего не болит, я живу и радуюсь жизни))).

Если я здорова, то у меня ничего не болит.

Заяц любит морковь и капусту. Утром лиса любит идти за зайцем.

Поиск ответа

Всего найдено: 14

Здравствуйте! У меня есть сомнение, правильно ли выражение: «Мы помогаем людям и семьям создать свой дом для жизни за городом, с высоким качеством архитектуры, дизайна и ландшафт а.» Слово» дом» здесь употребляется в смысле «семейное гнездо». Не нужно ли написать слово Дом с прописной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Написание с прописной буквы Дом в данном контексте возможно.

Подскажите, нужна ли запятая перед тире в предложении: «Районирование природных ландшафт ов, или физико-географическое районирование, — это система территориального деления земной поверхности».

Ответ справочной службы русского языка

Нужна ли запятая? Влияние различных примет на уклад жизни людей нашей страны был обусловлен сложными природными условиями, неблагоприятным «кормящим ландшафт ом»(,) по выражению известного историка Л.Н. Гумилева.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна: она ставится перед вводными словами, указывающими на источник высказывания.

Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед словом «например» в предложении: Для проектов всегда приглашаются профессионалы, даже в узких сферах, таких как ландшафт ный дизайн например.

Ответ справочной службы русского языка

Вводное слово например стоит в конце обособленного оборота. В таком случае перед вводным словом запятая не ставится.

Хочу доказать начальству, что я права 🙂
ландшафт ное лечение в сочетание с бальнеопроцедурами — в сочетание — Е или И? и почему? Я аргументирую это тем, что сложный предлог, а не существительное СОЧЕТАНИЕ с предлогом В.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! В различных инструкциях, стандартах предприятий пишется: контроль ЗА состоянием производственной дисциплины, контроль ЗА соблюдением правил охраны труда, контроль ЗА выполнением данного приказа. И это практически во всех без исключения документах. Хотя правила гласят, что контроль осуществляется не ЗА а НАД кем-либо или чем-либо, или контроль ЧЕГО-либо. Так как же правильно? Чувствую, что постепенно теряю свою грамотность.

Ответ справочной службы русского языка

Слово контроль употребляется со следующими предлогами:
1) контроль за чем и над чем — при отглагольных существительных, то есть образованных от глаголов: контроль за / над расходованием средств ( расходование от расходовать ); контроль за исполнением приказа (исполнение от исполнить) ;
2) контроль за чем — при существительных, обозначающих действие или признак: контроль за работой станка (действие) ; контроль за качеством работы (признак) ; контроль за монтажом (действие) ; контроль за окружающей средой (качество; наблюдение за состоянием и изменением особо важных для человека и биоты характеристик компонентов ландшафт а); контроль за отгрузкой (действие) ; контроль за производством (= процессом) тары.
3 ) контроль над кем-чем — при существительных отвлеченных и при одушевленных существительных : контроль над производством (= организация) ; контроль над молодыми специалистами (одушевленные сущ. );
4) контроль чего — в официальной и профессионально-технической речи: контроль деятельности выборных органов; контроль готовой продукции; контроль коммерческих условий.

Здравствуйте! Можно ли сказать » ландшафт местности», или же это словосочетание является плеонастическим(избыточным), как, например, памятный сувенир или свободная вакансия? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание лексически избыточно.

Добрый день.
Пожалуйста, помогите разобраться с управлением слова «контроль»: контроль чего-либо/ кого-либо, над чем-либо/ кем-либо, а возможен ли контроль за чем-либо/ кем-либо и в каких случаях.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово контроль употребляется со следующими предлогами:
1) контроль за чем и над чем — при отглагольных существительных, то есть образованных от глаголов: контроль за / над расходованием средств ( расходование от расходовать ); контроль за исполнением приказа (исполнение от исполнить) ;
2) контроль за чем — при существительных, обозначающих действие или признак: контроль за работой станка (действие) ; контроль за качеством работы (признак) ; контроль за монтажом (действие) ; контроль за окружающей средой (качество; наблюдение за состоянием и изменением особо важных для человека и биоты характеристик компонентов ландшафт а); контроль за отгрузкой (действие) ; контроль за производством (= процессом) тары.
3 ) контроль над кем-чем — при существительных отвлеченных и при одушевленных существительных : контроль над производством (= организация) ; контроль над молодыми специалистами (одушевленные сущ. );
4) контроль чего — в официальной и профессионально-технической речи: контроль деятельности выборных органов; контроль готовой продукции; контроль коммерческих условий.

Как правильно:» контроль над чем-либо» или «контроль за чем-либо»?

Ответ справочной службы русского языка

Слово контроль употребляется со следующими предлогами:
1) контроль за чем и над чем — при отглагольных существительных, то есть образованных от глаголов: контроль за / над расходованием средств ( расходование от расходовать ); контроль за исполнением приказа (исполнение от исполнить) ;
2) контроль за чем — при существительных, обозначающих действие или признак: контроль за работой станка (действие) ; контроль за качеством работы (признак) ; контроль за монтажом (действие) ; контроль за окружающей средой (качество; наблюдение за состоянием и изменением особо важных для человека и биоты характеристик компонентов ландшафт а); контроль за отгрузкой (действие) ; контроль за производством (= процессом) тары.
3 ) контроль над кем-чем — при существительных отвлеченных и при одушевленных существительных : контроль над производством (= организация) ; контроль над молодыми специалистами (одушевленные сущ. );
4) контроль чего — в официальной и профессионально-технической речи: контроль деятельности выборных органов; контроль готовой продукции; контроль коммерческих условий.

Возможно ли применить слово ландшафт в сочетании городской ландшафт или что входит в это понятие? Можно сюда отнести улицы, площади или это нечто другое? Синонимичны ли сочетания городское пространство и городской ландшафт ? Пожалуйста, перечислите подробнее составляющие этого понятия. Куда относятся здания, например? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В значении «общий вид городской местности» сочетание городской ландшафт вполне употребимо.

Но представленные проекты не связаННы между собой ни архитектурой, ни ландшафт ом. В слове связанным два Н или одно Н? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Но представленные проекты не связаны между собой ни архитектурой, ни ландшафт ом.

Скажите, пожалуйста, нужны ли запятые в таком предложении:»Почвы, благодаря специфическому ландшафт у, могут быть отнесены. «. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые после _почвы_ и _ ландшафт у_ необязательны.

Корректно ли словосочетание «благодаря рельефному ландшафт у местности»?

Ответ справочной службы русского языка

допустимо ли с позиции руского языка словосочетание «селитебный город Хабаровск» Вопрос связан с тем, что в стратегическом плане развития Хабаровска на период до 2020 г. (http://www.strategy-khv.ru) город Хабаровск назван как «селитебный город». Это словосочетания неоднократно упоминается разработчиком плана ДальНИИ рынка и его директором В.К.Заусаевым, который считает его весьма удачным, выражающим суть стратегии развития. Вместе с тем, как нам представляется, институтом рынка допущена существенная ошибка, которая получает все более и более широкое распространение. Российской науке не известно такое понятие, как «селитебный город» и его просто не может быть. Вместе с тем, есть понятия «селитебная территория», «селитебная зона», «селитебные земли», «городские земли». Общеизвестно, что территория города предусматривает несколько планировочных зон, имеющих различное функциональное назначение: селитебную, производственную, ландшафт но-рекриационную. Селитебная территория (зона) — часть планировочной структуры города; территория включающая: — жилые районы и микрорайоны; — общественно-торговые центры, улицы, проезды, магистрали; — объекты озеленения. В селитбельной зоне могут размещаться отдельные коммунальные и промышленных объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. Источники: 1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 2. Глоссарий http://glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi?RRlroylhtg9!ylwwoyuwo9 Селитебная территория предназначена для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования. Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ним объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений. Ландшафт но-рекриационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и др. угодья. В статьях 6, 13, 16 Федерального закона от 14.07.1992 г. № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» и в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в ГОСТах и СНиПах нет ни одного упоминания о «селитебном городе», а используются термины «селитебная территория», «селитебная зона». Из этого следует, что под определением «селитебный город» можно понять только часть города (зону, территорию) без производственной и ланшафтно-рекрационной территорий (зон), что, конечно же, звучит странно и совершенно неверно. Просим дать ответ, который будет представлен нами мэру города Хабаровска, председателю городской думы и Общественному Совету по стратегическому планированию С уважением, председатель комиссии по инновационно- внедренческой стратегии города Хабаровска Александр Жириков

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003) слово _селитебный_ имеет значение «застраивающийся или отведенный под застройку» (о земельных участках). Таким образом, в словосочетании _селитебный город_ нарушена лексическая сочетаемость, это словосочетание неправильно. Слово _селитебный_ сочетается со словами _земля, территория_ и т. п., но никак не со словом _город_.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4478549_zadanie-2-ispravte-v-sleduusih-vyrazeniah/

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82

Всего найдено: 18

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли слово метаясь. Или правильно только мечась.

Ответ справочной службы русского языка

В речи форма метаясь встречается, однако словарями фиксируется как нормативная только форма мечась. Так, например, в «Гамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка.

В словах типа «Марпл-роуд» и «Шейди-таун» вторую часть следует писать со строчной или с прописной («Марпл-Роуд», «Шейди-Таун»)? Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правилами орфографии не регламентировано написание частей роуд, таун и под. в составе географических названий, так как эти части в русском языке являются экзотизмами. Это лексически не освоенные слова, они называют реалии зарубежной жизни. Выбирая написание, нужно ориентироваться на контекст. Если в тексте географические названия с этими частями встречаются несколько раз, если читатель может воспринять их как нарицательные слова со своими значениями, то нужно выбрать написание со строчной буквы. Так, например, в статье Е. Замятина, опубликованной в сборнике 1988 года: Образ этот неверен потому, что хороший шофер безошибочно проведет свой автомобиль даже в Лондоне ― от Стрэнда до Юстон-роуд. Если же предполагаемый читатель в контексте воспримет иностранное вкрапление как часть названия, то правильно написание с прописной буквы. Способствует такому восприятию наличие родового слова перед названием, например: В два часа ночи «Ренессанс» закрывался, но неуемная компания желала ехать «дальше», в открытые до утра кабаки на далекой улице Ханьчжоу-Роуд, в западной части сеттльмента, в районе загородных иностранных клубов (Н. И. Ильина).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать в одном предложении два вводных слова подряд? Пример такого предложения: Так, например, первым из окопа поднялся Петров. Или же это будет считаться ошибкой? (Какой?)

Ответ справочной службы русского языка

Это не ошибка, довольно часто в предложениях стоят два вводных слова подряд, в том числе так, например.

Пожалуйста, помогите расставить запятые в скобках. Так, например, фамилию Дудко превратили в кличку Дуда, имя Павел — в Пава, Володю(,) за то(,) что когда-то кусался, стали называть Кусач.

Ответ справочной службы русского языка

Так, например, фамилию Дудко превратили в кличку Дуда, имя Павел — в Пава, Володю, за то что когда-то кусался, стали называть Кусач.

Здравствуйте! Есть ли такое слово: великославный? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В словарях современного русского языка найти слово великославный нам не удалось. Однако оно зафиксировано во втором выпуске «Словаря русского языка XI–XVII вв.» (М., 1975), а также встречается в Ветхом Завете (Третья книга Маккавейская, глава 6: Тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое лице Свое, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме Иудеев) и в исторических сочинениях П. Н. Крекшина, новгородского дворянина, служившего при Петре Великом в Кронштадте («Экстракт из великославных дел кесарей вост. и зап. и из великославных дел имп. Петра Вел.», «Экстракт из великославных дел царей и вел. князей всероссийских с 862 по 1756 г.»)

Мы, конечно, не можем признать слово великославный употребительным сейчас, в современном русском языке. Однако нельзя исключить, что в каких-то текстах (возможно, религиозной тематики) это прилагательное встречается. Значение его вполне понятно, так как образовано оно по существующей в современном русском языке модели (ср.: великославный – имеющий большую славу, известный, знаменитый и великодушный, великовозрастный). В древности таких слов было еще больше. Например, в «Словаре русского языка XI–XVII вв.» отмечены великоребрый, великосильный, великомышленный, великомудрый, великодушевный, великозвучный

Подобные двукорневые слова часто оказываются заимствованными в русский язык из старославянского, где они создавались специально для перевода греческих слов, состоящих из двух корней. Так, например, появилось прилагательное единородный (ср. с греч. monogeneses  от monos ‘единственный’ и geneses ‘рождение’). 

Добрый день! Прошу уточнить, изменяется ли по родам слово «управляющий», если это лицо женского пола. Так, например, заведующая детским садом. Думала, что причастия изменяются по родам, не так как существительные: врач, учитель, официант. Так ли это? Благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Форма мужского рода употребляется в официальных текстах. В устной и письменной деловой речи используется форма женского рода. Также см. вопрос 291676.

Кто знает, глаголы с разным управлением считаются полными омонимами или омоформами?

Ответ справочной службы русского языка

Омоформы — разновидность омонимов. Одинаковые глаголы с разным управлением — это либо многозначные слова, либо полные лексические омонимы.

Основным видом омонимов являются лексические омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.

Фонетические омонимы (омофо́ны) – это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счет редукции и оглушения/озвончения), например, код – кот, пруд – прут, обессилеть – обессилить, пребывать – прибывать.

Грамматические омонимы (омофо́рмы) – это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу; мой – форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь – глагол и существительное.

Графические омонимы (омо́графы) – слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счет различия в ударении: за́мок – замо́к, му́ка – мука́, па́рить – парио́ть.

Здравствуйте. Несколько раз уже задавала этот вопрос, но он, видимо, теряется на просторах Интернета. Попытаюсь еще. Возник вопрос, склоняется ли название фирмы, стоящее в кавычках и без родового слова, если это название среднего рода? В мужском и женском роде склоняется, но распространяется ли это правило на средний род? Так, например, если компания называется «Индюшкино», правильно ли будет: «Он работает в «Индюшкино»? «NN является директором «Индюшкино»? Или все-таки «NN — директор «ИндюшкинА»? С уважением и надеждой, что вопрос все-таки дойдет.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно склонять: работать в «Индюшкине», директор «Индюшкина».

Добрый день! В ответе на вопрос № 253999 вы говорите, что в слове Пермь согласные П и М произносятся мягко, а согласный Р – твердо. Не могли бы вы объяснить, почему Р — твердо? Так, например, мягкое произношение согласного Р объясняется влиянием старшей орфоэпической нормы. Было бы интересно узнать вашу позицию по этому вопросу. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, старшая орфоэпическая норма допускает мягкое Р.

Добрый день.
Постоянно спорим с коллегами, потому вынуждены обратиться к Вам.
Часто пишем предложения, в которых встречается оборот «в соответствии».
Так, например, в предложении » В соответствии с Федеральным законом от… №… «О полиции» обязанность по осуществлению государственного контроля».
Нужна ли запятая после названия закона? Нужно ли обособлять оборот, который начинается с «в соответствии» ?
Заранее огромное спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В Вашем примере запятая не требуется. См.: http://gramota.ru/spravka/punctum/58_124

Нужна ли запятая в предложении «перпендикуляр может быть задан только когда треугольник повёрнут боком к нам» и чем ото обосновано?
Слово «только» является смысловым в главном предложении: так, например, нельзя сказать просто «перпендикуляр может быть задан» — важно, что он может быть задан «только» при наличии определённых условий.

В предложениях «перпендикуляр может быть задан только тогда, когда треугольник повернут боком к нам» и «перпендикуляр может быть задан, когда треугольник повернут боком к нам» подобных противоречий не возникает.

Буду также благодарен, если вы укажете на другие ошибки в моём тексте.

Ответ справочной службы русского языка

Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе,  в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.

Верная пунктуация: Перпендикуляр может быть задан, только когда треугольник повернут боком к нам.

Предложение: «Так например, купив книгу, я жду от нее новых открытий.»
Нужна ли запятая после слова «так»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после так нужна: Так, например, купив книгу…

Скажите, как быть, если словари портала противоречат друг другу. Так, например, с прилагательным «умерший»: толковый словарь даёт вариант «Умерший», а словарь ударений «умЕрший», причём с пометой «не Умерший»?!?!?…

Ответ справочной службы русского языка

Словари, действительно, иногда противоречат друг другу (это касается не только словарей, электронные версии которых размещены на нашем портале) – этого не надо пугаться, надо помнить, что словари составляют лексикографы, у которых может быть неодинаковое представление о языковой норме и ее динамике, о критериях фиксации тех или иных языковых явлений; составляемые ими словари могут быть нацелены на решение разных задач; наконец, в ряде случаев лингвисты (живые люди!) могут руководствоваться собственным языковым вкусом. Так, словарь «Русское словесное ударение» предназначен в первую очередь для дикторов радио и телевидения, поэтому его позиция – принципиальный выбор в пользу только одного варианта (даже если возможен второй), ведь звучащая в эфире речь должна быть единообразной.

Общие же рекомендации такие: надо ориентироваться на рекомендации того словаря, который «специализируется» на данном языковом факте. Если Вы проверяете правописание слова – руководствуйтесь предписаниями орфографического словаря, если Вы хотите узнать, какое ударение в слове правильно (или, если возможны варианты, то какой из них в наибольшей степени отвечает строгой литературной норме), – доверяйте словарю ударений.

Что значит слово «каркалыга», и есть ли оно в русском языке, или это неологизм? В интернете слишком много противоречивых определений данного слова.

Ответ справочной службы русского языка

Это слово есть в русском языке, но не в языке литературном. В разных жаргонах значение его может меняться. Так, например, в «техническом» языке так именуют рычаг.

Здавствуйте! У меня следующий вопрос: в «Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 256с.: ил.», упражнение №225 стр. №85 содержит следующе задание: «Подбери к данным словам однокоренные слова, которые обозначают признак предмета.». Приводится пример: «скользить — скользкий,», далее следует само задание: «робеть — …, резать — …, гладить — …, редеть — … .».
Дочь спрашивает: «папа, скажи, как мне поступить со словом робеть?» Я почитал задание и удивился. С моей, не профессиональной точки зрения, пример который приведен в учебнике не соответствует самому заданию, или задание не подходит к примеру, так как слово «скользкий» не является признаком предмета (не обозначает его) слова «скользить». В случае, если пример в задании адекватен, то задание предполагает выполнение его по аналогии в соответствии с приведенным примером: робеть — робкий, резать — резкий и т.д. С моей точки зрения, эти слова не способны обозначать признаки предметов, приведенных в задании глаголов. Так, например, как я полагаю, слово «резкий» вовсе не является признаком предмета.
Языковое чутьё подсказывает, что правельнее было бы — скользкий — тот по которому можно скользить(не знаю такого слова в русском), робеть — робеющий, т.е. тот, признаком которого является «робение», резать — «резабильный», (такого, конечно, тоже нет), т.е. то, что можно резать, и все в этом роде.
Специалисты, помогите узнать правду! :)
Заранее спаибо, Александр Р.

Ответ справочной службы русского языка

Задание составлено верно. Имеется в виду следующее: «Подбери к глаголам однокоренные прилагательные». Слово _прилагательные_ заменено на _слова, которые обозначают признак предмета_ (это школьное определение прилагательного). Глаголы же обозначают не предмет, а действие. Слово _скользкий_ — это прилагательное, однокореное глаголу _скользить_; прилагательное _робкий_ — однокоренное глаголу _робеть_ и т. д.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Найдите в предложении лишние слова.Прочитайте получившиеся у вас предложения и объясните,почему вы так отредактировали их
1.Мы вновь возобновили с ним переписку.
2.Я не успел закончить до конца эту работу.
3.Всадники уже приближались ближе к деревне.
4.Она сидела,облокотившись локтями о стол.
5.Наша деревня находилась приблизительно километрах в десяти от райцентра.
6.у ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.
7.Он бросил камень, но промахнулся мимо.
8.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
9.Мы заранее предвидели все трудности похода.
10.Например,приведём такой пример.
11.Новые туфли оказались ей немного великоваты.

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Найдите в предложении лишние слова.Прочитайте получившиеся у вас предложения и объясните,почему вы так отредактировали их
1.Мы вновь возобновили с ним переписку.
2.Я не успел закончить до конца эту работу.
3.Всадники уже приближались ближе к деревне.
4.Она сидела,облокотившись локтями о стол.
5.Наша деревня находилась приблизительно километрах в десяти от райцентра.
6.у ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.
7.Он бросил камень, но промахнулся мимо.
8.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
9.Мы заранее предвидели все трудности похода.
10.Например,приведём такой пример.
11.Новые туфли оказались ей немного великоваты.

Гость:

1.Мы возобновили с ним переписку.
2. Я закончить до конца эту работу.
Вот на подобие такого..

Гость:

1. Мы возобновили с ним переписку. Лексическая ошибка.
2. Я не успел закончить эту работу, лексическая ошибка, т. к. закончить, это и значит довести дело до конца.
Всадники уже приближались к деревне, однокоренные синонимы,.
4. Она сидела, облокотившись о стол. Облокотившись, синоним слову локти.
5. Наша деревня находилась в километрах десяти от райцентра.
6. У ворот стоял пожилой и смотрел вдоль улицы, и так понятно, что он старик, раз пожилой.
7. Он бросил камень, но промахнулся, промах это и значит мимо.
8. Подруга долго не возвращала мне книгу, возвращала это и есть обратно.
9. Честно, не знаю.
10. Приведем такой пример, например и пример одно и тоже.
11. Новые туфли оказались ей великоваты, великоваты умягчает, значит это уже и есть немного.

Нет ли здесь речевой ошибки?

В качестве примера, иллюстрирующего верность моей мысли, хочу привести героя из книги «Маугли».

Спасибо!

задан 9 мая 2021 в 17:05

Ормонд's user avatar

3

Если судить строго, то здесь лишний предлог «из». Правильная сочетаемость беспредложна: герой книги — то же, что её главный персонаж. Смысл здесь переносный, но предлог был бы уместен, если бы книга была о нескольких «героях» в буквальном смысле (тогда это был бы один из персонажей, описанных в книге как герои). Считать это речевой ошибкой или стилистической недоработкой — дело субъективное (корректор мог бы поправить, а в разговоре и даже на лекции это осталось бы незамеченным).

Если придираться, можно и двусмысленность найти: неужели в качестве примера за руку приведет живого героя для подтверждения мысли «герои ещё не перевелись в мире» (или цинично аниматора наймёт)? Но носитель языка не задержится на фантастическом смысле и поймёт текст однозначно.

Иными словами, исправлять или нет, зависит от значимости высказывания.

ответ дан 11 мая 2021 в 9:57

Alex_ander's user avatar

Alex_anderAlex_ander

43.5k2 золотых знака13 серебряных знаков27 бронзовых знаков

Конечно, какой-нибудь босс-грамотей может выпустить книгу, где он зарегламентирует такие ситуации как «речевые ошибки», но автор подобного предложения всегда может сказать, что это такой фигуральный прием. К тому же у слова «приводить» есть устоявшееся в языке переносное значение. Мы же говорим: «Я привел пример», «Я привел аргумент» и тд. Если можно приводить пример, то почему нельзя приводить героя в качестве примера? Нет, это никакая не речевая ошибка.

ответ дан 10 мая 2021 в 6:53

Jim Korbett's user avatar

Привести пример = Предъявить пример ≈ Озвучить пример.

Применяем и получаем очевидный бред:

Хочу озвучить Васю как пример хорошего человека. 

Но исходная фраза звучит нормально. Видимо, не стоит ждать от языка математической строгости. Если посмотреть, то можно найти много таких ошибок в языке. Например: «Какой из пунктов правильный?» вместо «Который из пунктов правильный?».

ответ дан 10 мая 2021 в 7:38

user190920's user avatar

user190920user190920

1,90311 серебряных знаков18 бронзовых знаков

1


7

Найдите в предложении лишние слова.Прочитайте получившиеся у вас предложения и объясните,почему вы так отредактировали их
1.Мы вновь возобновили с ним переписку.
2.Я не успел закончить до конца эту работу.
3.Всадники уже приближались ближе к деревне.
4.Она сидела,облокотившись локтями о стол.
5.Наша деревня находилась приблизительно километрах в десяти от райцентра.
6.у ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.
7.Он бросил камень, но промахнулся мимо.
8.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
9.Мы заранее предвидели все трудности похода.
10.Например,приведём такой пример.
11.Новые туфли оказались ей немного великоваты.

2 ответа:



0



0

1.Мы <span>возобновили с ним переписку.
2. Я </span><span>закончить до конца эту работу.
Вот на подобие такого..</span>



0



0

1. Мы возобновили с ним переписку. Лексическая ошибка.
2. Я не успел закончить эту работу, лексическая ошибка, т. к. закончить, это и значит довести дело до конца.
Всадники уже приближались к деревне, однокоренные синонимы,.
4. Она сидела, облокотившись о стол. Облокотившись, синоним слову локти.
5. Наша деревня находилась в километрах десяти от райцентра.
6. У ворот стоял пожилой и смотрел вдоль улицы, и так понятно, что он старик, раз пожилой.
7. Он бросил камень, но промахнулся, промах это и значит мимо.
8. Подруга долго не возвращала мне книгу, возвращала это и есть обратно.
9. Честно, не знаю.
10. Приведем такой пример, например и пример одно и тоже.
11. Новые туфли оказались ей великоваты, великоваты умягчает, значит это уже и есть немного.

Читайте также

Забежала -бегать,
бег

Завтрак. Дорога. Природа. Учёба. Друзья. Прогулка.Уроки. Отдых.Ужин. Сон.

<span>В апреле в степи ещё лежит снег в оврагах, а жаворонки уже прилетели, и вся степь звенит от их песен.</span>

1.Звезды,Планеты.

2.Очень маленькие

3.Земля особая планета,так как только на ней есть все условия для проживания,а именно:воздух,вода,подходящая температура,нормальная сила тяжести.

1 спр потому что они изменяют окончание ют

Возможно, вам также будет интересно:

  • Вот моя автобиография лексическая ошибка
  • Вот мой код программы где ошибка
  • Вот лаунчер пишет критическая ошибка
  • Вот критическая ошибка при обновлении
  • Вот код ошибки если он вам понадобится 0x803f8001

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии