Задание
{{1369}} ТЗ 1369 Тема 4-22-0
Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении
+
Этот вид спорта культивируется в
Рыбинске.
—
Весь зал аплодировал, хлопал, подняв
руки.
—
Он все отчетливей чувствовал и открытое
недоброжелательство, и открытую вражду.
—
Старый моряк вышел на бульвар в своем
парадном кителе.
Задание
{{1370}} ТЗ 1370 Тема 4-22-0
Неправильный
выбор слова делает предложение неточным
+
Несмотря на приличный боковой ветер,
вода попадала туда, куда нужно.
—
Ты бы хоть приобрела приличное платье.
—
Г-жа Сусова приносит в дом приличный
заработок.
—
Вы прилично выпили, облокотитесь на
меня.
Задание
{{1371}} ТЗ 1371 Тема 4-22-0
Неправильное
употребление омонимов наблюдается в
предложении
—
Недавно наше предприятие организовало
научно-техническую выставку за рубежом.
+
Было решено оставить именно этот вариант
программы.
—
Приятно поласкать дитя или собаку, но
всего необходимее полоскать рот.
—
Не под дождем — постоим да подождем.
Задание
{{1372}} ТЗ 1372 Тема 4-22-0
Антонимы
верно употреблены в предложении
—
Лично я в этом ничего плохого, кроме
хорошего, не вижу.
—
Опытный актер сумел вызвать у зрителей
не только смех, но и сострадание.
+
Дома новы, а предрассудки стары.
—
Много на моем веку было и радости и слез.
Задание
{{1373}} ТЗ 1373 Тема 4-22-0
Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении
—
Он отличался элегантными манерами.
+
На голове он постоянно носил фуфайку.
—
Музейная экспозиция переносила в эпоху
Ренессанса.
—
Со мной случился непредвиденный эксцесс.
Задание
{{1374}} ТЗ 1374 Тема 4-22-0
Нарушение
лексической сочетаемости не наблюдается
в предложении
—
Эти функции поручаются отделам пропаганды
и рекламы.
—
Открытие сыграет должный эффект в
развитии экономики.
+
Создание данной книги сыграет большую
роль в развитии науки о языке.
—
Люди простодушные принимают желательное
за действительное.
Тема:
Нормы современного русского литературного
языка: лексические нормы фразеологизмов
Задание
{{1388}} ТЗ 1388 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
Я не прописана даже, живу на птичьих
правах.
—
Хозяева не доверяли прислуге и изводили
ее подозрениями, что она-де нечиста на
руку, при покупках утаивает сдачу.
+
Он знал всю его подноготную жизнь.
—
Самое трудное — необходимость постоянно
носить маску.
Задание
{{1389}} ТЗ 1389 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
Это кто: в уши тебе надул, что он у нас
неурожайный?
—
Он уже скинул брезентовую спецовку и
окатился водой, но еще не пришел в себя
после работы.
—
Удержалось у него тысяченок десяток,
запрятанных про черный день.
+
Это была последняя капля, которая
переполнила бочку с порохом.
Задание
{{1390}} ТЗ 1390 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
Может, снова начнут тыкать мне в глаза,
что я после операции, что мне нельзя
надрываться.
+
Я буду говорить сегодня совершенно
откровенно, так как здесь собрался узкий
круг ограниченных людей.
—
Только над вашей головой тучи сгущаются.
—
Он точно знал, что это ужасно далеко, у
черта на куличках.
Задание
{{1391}} ТЗ 1391 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
Когда же обе книги увидели свет, он дал
им выразительную оценку.
—
Нет, как хотите, господа, но это уму
непостижимо.
+
Он не из робкой десятки.
—
Краски, линии, формы, заполнявшие его
восприятие, уступили место звучаниям.
Задание
{{1392}} ТЗ 1392 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
Ясное дело, что тут затевается что-то
неладное.
+
Воронцов теперь организовал театр на
более широкую ногу.
—
Видно было, что язык у него так и чешется
и ему хочется рассказать кому-нибудь
про наш инкубатор.
—
Я коллекционер чистой воды.
Задание
{{1393}} ТЗ 1393 Тема 4-23-0
Верное
употреблении ФЕ наблюдается в предложении
—
Все у них было шито-крыто белыми нитками,
так что комар носа не просунет.
+
У них карманы толстые.
—
Гребцы взялись за весла, и корабль
понесся на всех парусах.
—
Нехорошо мусор из избы.
Задание
{{1394}} ТЗ 1394 Тема 4-23-0
Верное
употреблении ФЕ наблюдается в сочетании
—
на лбу начерчено
+
пробивать себе дорогу
—
пускать дым в глаза
—
трескающий мороз
Задание
{{1395}} ТЗ 1395 Тема 4-23-0
Верное
употреблении ФЕ наблюдается в сочетании
+
волк в овечьей шкуре
—
заткнуть в пояс
—
расквасить губу
—
перемывать душу
Задание
{{1375}} ТЗ 1375 Тема 4-23-0
Главной
особенностью фразеологизмов является
—
воспроизводимость
+
эквивалентность одному слову
—
сложность, структурность
—
частая употребляемость
Задание
{{1376}} ТЗ 1376 Тема 4-23-0
Видоизменение
элемента ФЕ садиться в калошу — галошу,
слыхом — слухом не слыхать соотносится
с
—
морфонологическим уровнем языка
—
лексико-семантическим уровнем языка
+
фонетическим уровнем языка
—
стилистическим уровнем языка
Задание
{{1377}} ТЗ 1377 Тема 4-23-0
Видоизменение
элемента ФЕ читать между строк — строчек,
теплое — тепленькое место — местечко
соотносится с
+
морфонологическим уровнем языка
—
лексико-семантическим уровнем языка
—
фонетическим уровнем языка
—
стилистическим уровнем языка
Задание
{{1378}} ТЗ 1378 Тема 4-23-0
Видоизменение
элемента ФЕ к шапочному разбору — под
шапочный разбор, облечь плотью и кровью
— в плоть и кровь соотносится с
—
морфонологическим уровнем языка
—
лексико-семантическим уровнем языка
+
синтаксическим уровнем
—
стилистическим уровнем языка
Задание
{{1379}} ТЗ 1379 Тема 4-23-0
Видоизменение
элемента ФЕ будто — словно — точно в воду
смотрел — глядел, поймать — подцепить на
удочку — на крючок соотносится с
—
морфонологическим уровнем языка
+
лексико-семантическим уровнем языка
—
фонетическим уровнем языка
—
стилистическим уровнем языка
Задание
{{1380}} ТЗ 1380 Тема 4-23-0
Видоизменение
элемента ФЕ лезть — преть на рожон, залить
сала под кожу — под шкуру соотносится с
—
морфонологическим уровнем языка
—
лексико-семантическим уровнем языка
—
фонетическим уровнем языка
+
стилистическим уровнем языка
Задание
{{1381}} ТЗ 1381 Тема 4-23-0
ФЕ
ни в зуб ногой, сидеть на бобах, как пить
дать, собаку съесть относятся к
—
фразеологическим единствам
+
фразеологическим сращениям
—
фразеологическим сочетаниям
—
фразеологическим выражениям
Задание
{{1382}} ТЗ 1382 Тема 4-23-0
ФЕ
ломиться в открытую дверь, сесть в лужу,
держать камень за пазухой, первый блин
комом относятся к
+
фразеологическим единствам
—
фразеологическим сращениям
—
фразеологическим сочетаниям
—
фразеологическим выражениям
Задание
{{1383}} ТЗ 1383 Тема 4-23-0
ФЕ
утлая ладья, перочинный нож, щекотливый
вопрос, смирительная рубашка относятся
к
—
фразеологическим единствам
—
фразеологическим сращениям
+
фразеологическим сочетаниям
—
фразеологическим выражениям
Задание
{{1384}} ТЗ 1384 Тема 4-23-0
ФЕ
люди доброй воли, заработная плата,
вопросительный знак, центр тяжести
относятся к
—
фразеологическим единствам
—
фразеологическим сращениям
—
фразеологическим сочетаниям
+
фразеологическим выражениям
Задание
{{1385}} ТЗ 1385 Тема 4-23-0
Словосочетания,
являющиеся фразеологизмами
—
медвежья берлога
+
медвежья услуга
+
золотые руки
—
золотые часы
—
волчий хвост
+
волчий аппетит
+
важная птица
—
важная деталь
+
горькая правда
—
горькая микстур
Задание
{{1386}} ТЗ 1386 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
«Волга» вместе с его лихим водителем
исчезла, словно сквозь землю провалилась.
—
Директор — атеист до мозга костей — не
верит ни в домового, ни в лешего.
+
Наша задумка потерпела полного фиаско.
—
Вот тебе седина в бороду!
Задание
{{1387}} ТЗ 1387 Тема 4-23-0
Ошибки
в употреблении ФЕ наблюдаются в
предложении
—
Писатель идет в ногу со временем.
+
Ее душа обливалась гордостью за сына.
—
Общее внимание, восхищение: волнующее
чувство, что она — первая в этом шумном
обществе, кружили ей голову.
—
И ты носом не крути, не задавайся.
Тема:
Нормы современного русского литературного
языка: морфологические нормы.
Задание
{{1396}} ТЗ 1396 Тема 4-24-0
Русские
и иноязычные фамилии, оканчивающиеся
на согласный звук
+
склоняются, если относятся к мужчинам
—
склоняются, если относятся к женщинам
—
склоняются, если относятся к двум лицам
—
не склоняются, если относятся к мужчинам
Задание
{{1397}} ТЗ 1397 Тема 4-24-0
Несклоняемые
имена существительные, обозначающие
неодушевленные предметы относятся к
+
среднему роду
—
мужскому роду
—
женскому роду
—
общему роду
Задание
{{1398}} ТЗ 1398 Тема 4-24-0
Колебания
в роде заимствованных слов иногда
объясняется влиянием
+
языка-источника
—
стиля речи
—
аналогии
—
неверным употреблением
Задание
{{1399}} ТЗ 1399 Тема 4-24-0
Несклоняемые
иноязычные слова, обозначающие
одушевленные предметы относятся к
+
мужскому роду
+
женскому роду
—
среднему роду
—
общему роду
Задание
{{1400}} ТЗ 1400 Тема 4-24-0
Иноязычные
фамилии, оканчивающиеся на гласный
+
не склоняются
—
склоняются по типу 2 склонения
—
склоняются
—
склоняются по типу 1 склонения
Задание
{{1401}} ТЗ 1401 Тема 4-24-0
Не
склоняются фамилии, которые оканчиваются
на
+
— аго, -яго, -ово, -ых, -их
+
гласный звук
+
-о, -е (фамилии славянского происхождения)
—
нерусские фамилии на -а, -я без ударения
на конечном слоге
—
русские и иноязычные фамилии на согласный
звук
Задание
{{1402}} ТЗ 1402 Тема 4-24-0
Фамилии,
которые относятся к двум лицам
употребляются в форме ед. ч. если
+
при фамилии стоят два женских имени
+
имеются слова братья, сестры
+
имеется слово супруги
+
фамилии, сопровождающиеся мужскими и
женскими именами
—
при фамилии есть сочетание муж и жена
—
при фамилии стоят два мужских имени
—
если при фамилии есть сочетание брат и
сестра
Задание
{{1403}} ТЗ 1403 Тема 4-24-0
Форма
имени собственного образована верно:
—
Мария Стюарта
+
Проспера Мериме
—
Гюстав Флобера
+
Генриху Ибсену
+
господина Горио
—
Кофия Аннана
Задание
{{1404}} ТЗ 1404 Тема 4-24-0
Форма
имени собственного образована верно:
+
Марии Стюарт
—
Проспера Мериме
—
Генрих Ибсену
—
Кофия Аннана
Задание
{{1405}} ТЗ 1405 Тема 4-24-0
Форма
имени собственного образована верно:
—
Графом де Рестром
+
Рэй Брэдбери
+
Барбару Брыльска
—
Николаю Николаевичу Миклуху-Маклаю
+
Марию Покрасс
—
Дмитрия Покрасс
Задание
{{1406}} ТЗ 1406 Тема 4-24-0
Форма
имени собственного образована верно:
+
Графом де Рестро
+
Рэй Брэдбери
—
Барбару Брыльску
—
Николаю Николаевичу Миклуху-Маклаю
+
Марию Покрасс
+
Дмитрия Покрасса
Задание
{{1407}} ТЗ 1407 Тема 4-24-0
Имена
собственные употреблены правильно в
предложениях:
+
И вот каков я есть, я прочел «Воспоминания»
Бенвенута Челлини, да еще по-итальянски!
—
И вот каков я есть, я прочел «Воспоминания»
Бенвенут Челлини, да еще по-итальянски!
—
Самому же Петренки Алексею Васильевичу
хотелось играть еще и трагические роли,
но таких в его репертуаре не было.
+
Самому же Петренко Алексею Васильевичу
хотелось играть еще и трагические роли,
но таких в его репертуаре не было.
Задание
{{1408}} ТЗ 1408 Тема 4-24-0
Имена
собственные употреблены правильно в
предложениях:
+
Музыкальные способности Петипа Мариуса
Ивановича были замечены очень рано.
+
Эту роль драматург написал специально
для Пельтцер Татьяны Ивановны.
—
Музыкальные способности Петипы Мариус
Ивановича были замечены очень рано.
—
Эту роль драматург написал специально
для Пельтцера Татьяны Ивановны.
Задание
{{1409}} ТЗ 1409 Тема 4-24-0
Имена
собственные употреблены правильно в
предложениях:
—
Имя Кофи Аннан стало широко известно в
связи с вооруженным конфликтом в Боснии
+
В 1976 г., после долгого перерыва, вышел
сборник стихов Булата Окуджавы «Арбат,
мой Арбат».
+
Блестящее знание английского языка и
прекрасные ораторские навыки позволили
Биньямину Нетаньяху завоевать симпатии
всех.
—
В 1976 г., после долгого перерыва, вышел
сборник стихов Булата Окуджава «Арбат,
мой Арбат».
—
Блестящее знание английского языка и
прекрасные ораторские навыки позволили
Биньямин Нетаньяху завоевать симпатии
всех.
+
Имя Кофи Аннана стало широко известно
в связи с вооруженным конфликтом в
Боснии.
Задание
{{1410}} ТЗ 1410 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
приговоры
—
приговора
+
циркули
—
циркуля
+
выборы
Задание
{{1411}} ТЗ 1411 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
инженеры
—
инженера
+
лекторы
—
лектора
+
слесари
+
слесаря
Задание
{{1412}} ТЗ 1412 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
редакторы
+
редактора
+
доктора
—
докторы
+
жернова
+
торты
Задание
{{1413}} ТЗ 1413 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
инструкторы
+
инструктора
+
адреса
—
адресы
+
снайперы
—
снайпера
Задание
{{1414}} ТЗ 1414 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
договоры
+
возрасты
+
жемчуга
—
жемчуги
+
штормы
+
шторма
Задание
{{1415}} ТЗ 1415 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
свитеры
+
свитера
+
купола
—
куполы
+
соусы
+
соуса
Задание
{{1416}} ТЗ 1416 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
сектора
+
секторы
+
слоги
+
фронты
+
профессора
—
профессоры
Задание
{{1417}} ТЗ 1417 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
трактора
+
тракторы
+
бухгалтеры
—
бухгалтера
+
инспектора
+
инспекторы
Задание
{{1418}} ТЗ 1418 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
флюгеры
+
флюгера
+
стога
—
стоги
+
приговоры
—
приговора
+
циркули
Задание
{{1419}} ТЗ 1419 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
шомпола
—
шомполы
+
ордера
+
ордеры
+
ордена
+
ордены
Задание
{{1420}} ТЗ 1420 Тема 4-24-0
Форма
именительного падежа множественного
числа образована правильно:
+
цеха
+
цехи
+
снега
+
тома
—
томы
Задание
{{1421}} ТЗ 1421 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
ампер, ананасов, апельсинов
—
амперов, ананас, апельсин
+
армян, аршин, баклажанов
—
армян, аршин, баклажанов
Задание
{{1422}} ТЗ 1422 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
банан, башкиров, будней
+
бананов, башкир, будней
+
бедуинов, берберов, блюдец
—
бедуин, бербер, блюдцев
Задание
{{1423}} ТЗ 1423 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
болгаров, болотец, бот
+
болгар, болотцев, бот
+
ботинок, будней, бурят
—
ботинков, буден, бурятов
Задание
{{1424}} ТЗ 1424 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
бушменов, валенок, валенок
—
бушмен, валенков, бурятов
—
ваттов, вафлей, верховьев
+
ватт, вафель, верховьев
Задание
{{1425}} ТЗ 1425 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
вольтов, гектаров, герцов
+
вольт, гектаров, герц
+
грабель, граммов, грузин
—
граблей, грамм, грузинов
Задание
{{1426}} ТЗ 1426 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
гусаров, динар, домнов
+
гусары, динаров, домен
—
драгунов, заморозков, зеркальцев
+
драгун, заморозков, зеркалец
Задание
{{1427}} ТЗ 1427 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
кадет, калмыков, килограммов
—
кадетов, калмык, килограмм
—
киргиз, копытец, кочерег
+
киргизов, копытцев, кочерег
Задание
{{1428}} ТЗ 1428 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
кровель, кулон, лезгинов
+
кровель, кулонов, лезгин
—
лимон, лохмотьев, мандарин
+
лимонов, лохмотьев, мандаринов
Задание
{{1429}} ТЗ 1429 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
минер, монгол, мордвин
+
минеров, монголов, мордвин
—
негр, низовьев, носок
+
негров, низовьев, носков
Задание
{{1430}} ТЗ 1430 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
няней, оглоблей, одеяльцев
+
нянь, оглобель, одеялец
—
оконец, осетинов, отрепьев
+
оконцев, осетин, отрепьев
Задание
{{1431}} ТЗ 1431 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
партизан, погон, подонков
—
партизанов, погонов, подонков
—
полотенцев, помидор, потемков
+
полотенец, помидоров, потемок
Задание
{{1432}} ТЗ 1432 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
простынь, рейтуз, рельсов
—
простыней, рейтузов, рельс
—
рентгенов, розгов, румынов
+
рентген, розог, румын
Задание
{{1433}} ТЗ 1433 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
сапер, сапогов, свадеб
+
саперов, сапог, свадеб
+
свечей, солдат, сплетен
—
свеч, солдатов, сплетен
Задание
{{1434}} ТЗ 1434 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
таджиков, тунгусов, туркмен
—
таджик, тунгус, туркменов
+
турок, узбеков, усадеб
—
турок, узбек, усадеб
Задание
{{1435}} ТЗ 1435 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
+
устьев, хазар, эполет
—
устьев, хазар, эполетов
—
цаплей, цыганов, чулков
+
цапель, цыган, чулок
Задание
{{1436}} ТЗ 1436 Тема 4-24-0
Форма
родительного падежа множественного
числа образована верно:
—
шароваров, щупальцев, эполетов
+
шаровар, щупалец, эполет
+
эргов, якутов, яслей
—
эргов, якут, ясель
Задание
{{1437}} ТЗ 1437 Тема 4-24-0
Предложения
с ошибками в оформлении падежных форм
+
Много лет не было в Латвии таких ранних
заморозок.
+
Нередким в ту пору было наказание
плетями.
—
В «Лесе» Островского еще надо
разобраться.
+
Я уже вторую неделю нахожусь на бюллетене.
—
Разработкой этого оборудования могли
бы заняться наши инженеры.
Задание
{{1438}} ТЗ 1438 Тема 4-24-0
К
мужскому роду относятся слова
+
портье
—
Бештау
+
рефери
+
конферансье
—
регби
—
болеро
Задание
{{1439}} ТЗ 1439 Тема 4-24-0
К
мужскому роду относятся слова
+
денди
—
татами
+
месье
—
либретто
+
кюре
—
иваси
Задание
{{1440}} ТЗ 1440 Тема 4-24-0
К
мужскому роду относятся слова
—
медресе
—
авеню
+
рантье
—
портмоне
+
какаду
+
Сухуми
Задание
{{1441}} ТЗ 1441 Тема 4-24-0
К
мужскому роду относятся слова
+
Ессентуки
—
МИД
+
толь
—
Бра
+
ЖЭК
+
Токио
Задание
{{1442}} ТЗ 1442 Тема 4-24-0
К
мужскому роду относятся слова
+
падре
+
кабальеро
—
цеце
+
маэстро
+
папарацци
—
кольраби
Задание
{{1443}} ТЗ 1443 Тема 4-24-0
К
мужскому и женскому роду относятся
слова
—
сабо
+
сластена,
+
неряха
—
Барокко
+
коллега
—
кольраби
Задание
{{1444}} ТЗ 1444 Тема 4-24-0
К
мужскому и женскому роду относятся
слова
+
динго
+
шимпанзе
—
рагу
+
гну
—
безе
+
кенгуру
Задание
{{1445}} ТЗ 1445 Тема 4-24-0
К
мужскому и среднему роду относятся
слова
+
авто
+
сабо
—
гну
+
пенальти
—
бистро
—
иваси
Задание
{{1446}} ТЗ 1446 Тема 4-24-0
К
среднему роду относятся слова
+
Инкогнито
+
кафе
+
барокко
—
ЖЭК
+
вето
+
табу
—
леди
Задание
{{1447}} ТЗ 1447 Тема 4-24-0
К
среднему роду относятся слова
—
Бештау
+
МИД
+
ВУЗ
+
регби
+
рагу
—
Токио
+
портмоне
Задание
{{1448}} ТЗ 1448 Тема 4-24-0
К
среднему роду относятся слова
+
каноэ
+
пенсне
—
портье
+
шоу
—
леди
+
декольте
+
татами
Задание
{{1449}} ТЗ 1449 Тема 4-24-0
К
среднему роду относятся слова
—
кольраби
+
либретто
+
бордо
+
бра
—
авеню
+
бистро
+
кепи
Задание
{{1450}} ТЗ 1450 Тема 4-24-0
К
среднему роду относятся слова
+
болеро
+
безе
—
кюре
+
ТАСС
—
БАМ
+
мацони
+
ранчо
Задание
{{1451}} ТЗ 1451 Тема 4-24-0
К
женскому роду относятся слова
+
иваси
—
Сухуми
+
кольраби
—
бордо
—
регби
+
авеню
Задание
{{1452}} ТЗ 1452 Тема 4-24-0
К
женскому роду относятся слова
+
леди
+
Бештау
+
БАМ
—
татами
+
цеце
—
месье
Задание
{{1453}} ТЗ 1453 Тема 4-24-0
Существительные
женского рода
+
Бездарь
—
Врач
—
Городище
—
Депо
+
Занавес
+
Медаль
—
Невежа
+
Псалтырь
—
Вышибала
—
Воротил
Задание
{{1454}} ТЗ 1454 Тема 4-24-0
Существительные
общего рода
—
вокалист
+
выскочка
+
запевала
—
тамада
+
ябеда
Тема:
Нормы современного русского литературного
языка: морфологические нормы имени
числительного
Задание
{{1455}} ТЗ 1455 Тема 4-25-0
###
числительные обозначают в целых единицах
отвлеченное число или определенное
количество однородных предметов.
+
количественные
Задание
{{1456}} ТЗ 1456 Тема 4-25-0
###
числительные образуются, как правило,
от числительных, обозначающих целые
числа, обычно без суффиксов
+
порядковые
Задание
{{1457}} ТЗ 1457 Тема 4-25-0
###
числительные при склонении имеют
окончания полных прилагательных
множественного числа.
+
собирательные
Задание
{{1458}} ТЗ 1458 Тема 4-25-0
###
числительные обозначают величину,
выраженную в частях единицы.
+
дробные
Задание
{{1459}} ТЗ 1459 Тема 4-25-0
Установление
соответствия между числительным и его
определением
L1:
количественное
R1:
обозначает количество предметов или
отвлеченное число
L2:
порядковое
R2:
называет порядковый номер предметов
при их счете
L3:
дробное
R3:
обозначает дробную величину
L4:
собирательное
R4:
обозначает количество предметов как
одно целое
Задание
{{1460}} ТЗ 1460 Тема 4-25-0
Установление
соответствия между числительными и их
характеристиками
L1:
тысяча девятьсот двенадцатого
R1:
составное, порядковое, Р.п., ед.ч., м.р.
L2:
пятидесяти
R2:
сложное, количественное, Д.п.
L3:
обеими
R3:
собирательное, Тв.п., ж.р.
L4:
пяти десятым
R4:
составное, дробное, Д.п.
Задание
{{1461}} ТЗ 1461 Тема 4-25-0
Числительное
тысяча восемьсот семьдесят семь
характеризуется как
—
порядковое, составное, Им.п., ед.ч., м.р.
—
собирательное, Им.п., ед.ч., ж.р.
+
количественное, составное, Им.п.
—
количественное, сложное, Им.п.
Задание
{{1462}} ТЗ 1462 Тема 4-25-0
Числительное
тремстам двадцати семи характеризуется
как
—
порядковое, составное, Д.п., ед.ч., м.р.
—
собирательное, Д.п., ед.ч., ж.р.
+
количественное, составное, Д.п.
—
количественное, сложное, Д.п.
Задание
{{1463}} ТЗ 1463 Тема 4-25-0
Числительное
тысяча восемьсот семьдесят седьмой
характеризуется как
+
порядковое, составное, Им.п., ед.ч., м.р.
—
собирательное, Им.п., ед.ч., ж.р.
—
количественное, составное, Им.п.
—
количественное, сложное, Им.п.
Задание
{{1464}} ТЗ 1464 Тема 4-25-0
Числительные
пятьдесят, двенадцать, шестьсот
характеризуются как
—
порядковые, составные, Им.п., ед.ч., м.р.
—
собирательные, Им.п., ед.ч., ж.р.
—
количественные, составные, Им.п.
+
количественные, сложные, Им.п.
Задание
{{1465}} ТЗ 1465 Тема 4-25-0
Числительное
семеро в предложении Только один из
семерых выступавших может рассчитывать
на положительную отметку характеризуется
как
+
собирательное, Р.п.
—
порядковое, сложное, Р.п., ед.ч., м.р.
—
количественное, сложное, Р.п.
—
количественное, простое, Р.п.
Задание
{{1466}} ТЗ 1466 Тема 4-25-0
Характеристика:
количественное, составное, Тв.п. —
свойственна числительному
—
обеими, обоими
—
триста вторым
+
пятьюстами
—
троими, четверыми
Задание
{{1467}} ТЗ 1467 Тема 4-25-0
Имя
числительное употреблено верно в
предложении
—
Если к триста девяноста семи прибавить
шестьсот три, то получится тысяча.
+
На спортивных соревнованиях побывало
более четырехсот шестидесяти восьми
тысяч зрителей.
—
Колхозный фруктовый сад разбит на триста
сорок четырех гектарах.
Задание
{{1468}} ТЗ 1468 Тема 4-25-0
Имя
числительное употреблено верно в
предложении
+
В июне одна тысяча девятьсот восемьдесят
седьмого года население нашей страны
увеличилось на двадцать пять процентов.
—
Библиотека страны ведет обмен книгами
с трех тысячами семьюстами девяносто
библиотеками.
—
Западная вершина Эльбруса достигает
пять тысяч шестьсот сорок два метров.
—
Скорость спутника на уровне Земли
составляет более семь тысяч девятьсот
двенадцать м/сек.
Задание
{{1469}} ТЗ 1469 Тема 4-25-0
Имя
числительное употреблено верно в
предложении
—
Если к четыреста пятьдесят семи прибавить
сто тридцать три, то получится пятьсот
девяносто.
+
Если к тремстам шестидесяти восьми
прибавить двести семьдесят два, то
получится шестьсот сорок.
—
Если к сто восемьдесят трем прибавить
семьдесят восемь, то получится двести
шестьдесят один.
—
Если к трем тысячам девятьсот девяносто
семи прибавить семнадцать, то получится
четыре тысячи четырнадцать
Задание
{{1470}} ТЗ 1470 Тема 4-25-0
Имя
числительное употреблено верно в
предложении
—
Молодой человек положил на прилавок
более четыреста шестьдесят девять
батареек.
+
Школа располагала одной тысячей
девятьюстами восемьюдесятью шестью
местами в соседнем спортивном зале.
—
К тремстам сорок двум рублям, находящимся
в копилке, Лена добавила пятнадцать
копеек.
—
Сто двадцать долларов не хватает мне
для покупки понравившегося платья.
Задание
{{1471}} ТЗ 1471 Тема 4-25-0
Имя
числительное употреблено верно в
предложении
—
Кроме восьмидесяти восьмого номера
присутствовали все.
—
Медсестра, подававшая ему маленькое
зеркальце уже в девяноста первый раз,
отвернулась и заплакала.
+
Лес распахнулся перед ним совсем
неожиданно в сто семнадцатый раз.
—
Я бросил в двухсот вторую волчицу тяжелым
свинцовым грузилом.
Задание
{{1472}} ТЗ 1472 Тема 4-25-0
Имя
числительное употреблено неверно в
предложении
—
И мы увидели в сорок первый раз, как она
пролезала вместе с волчатами в круглую
нору в куче хвороста.
—
Ровно через триста двадцать шесть дней
после того, как уехал я из Сибири, ко мне
пришла телеграмма.
—
Этот цвет хорош осенью, когда на черную
воду слетает более двухсот миллионов
желтых и красных листьев берез и осин.
Следует различать грамматические и речевые ошибки.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
- раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
- без комментарий, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
- удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:
- Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.
Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.
Грамматические ошибки
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красившее |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушения согласования |
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом |
8 |
Нарушения управления |
Нужно сделать свою природу более красивую Повествует читателей |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве Человеку показалось то, что это… |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Речевые ошибки и недочёты
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего рассказа. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом |
Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша. Очень прекрасный. |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
13 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении. |
14 |
Бессвязность изложения |
Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей. |
Задание «Определите вид ошибки (речевая или грамматическая)»
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.
2. Он понимает о необходимости помочь народу.
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.
7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.
8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.
9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.
10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.
11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.
12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.
13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.
14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.
15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.
16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.
17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.
19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.
20. В заключение слово для доклада представили директору завода.
Ответы:
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились (грамматическая).
2. Он понимает о необходимости помочь народу (грамматическая).
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина (грамматическая).
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах (речевая).
5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты (речевая).
6. Для документов необходимо фотографироваться анфас (грамматическая).
7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме (речевая).
8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные (грамматическая).
9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась (грамматическая).
10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр (речевая).
11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)
12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна (грамматическая).
13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно (речевая).
14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает (грамматическая).
15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен (речевая).
16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело (речевая).
17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие (речевая).
18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может (грамматическая).
19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал (грамматическая).
20. В заключение слово для доклада представили директору завода (речевая).
Тест «Речевые ошибки» (автор И.Б. Голуб)
1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
2) Красота русской природы всегда вдохновляла художникопейзажистов.
3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.
4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу
продолжить семейную династию.
5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых
компьютеров.
2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.
2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,
так и новейшими методами диагностики.
3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет
в этот дом и обхаживает его.
4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.
5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.
3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов — Арктики и Антарктики.
2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,
получаемому при обычном способе посадки клубнями.
3) Автор хрестоматии написал аннотацию.
4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир
должен быть окружен вниманием и почетом.
5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную
агрессию против своего народа.
4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.
2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных
спортивных команд мира.
3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,
пламень, глас.
4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий — метелями,
резким понижением температуры.
5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».
2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.
3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.
4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.
5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.
6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Эта книга имеет двойной характер.
2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.
3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.
4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.
5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для
приветствий.
7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния — [реалия(1)
реальность(2)]
2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]
3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.
8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.
2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)]
взносы на особенно крупную сумму.
3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]
9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.
2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.
3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.
10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) взыскать материальный ущерб
2) удовлетворять современным потребностям
3) предпринять меры
4) заслужить уважение
5) выражать опасения
11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) неослабная помощь
2) не играет значения
3) повышать мастерство
4) скрытная угроза
5) изъявлять признательность
12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) предпринимать усилия
2) высказать гипотезу
3) повысить потенциал
4) обнаружить закономерность
5) предвещать поражение
13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.
2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.
14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.
3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.
4) С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался.
5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.
15. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.
2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
3) Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.
5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.
16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.
3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.
5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.
17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров.
2) Вся его теория построена на зыбком песке.
3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.
4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.
5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.
18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.
2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.
3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.
4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать
нашу организацию.
19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.
2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.
5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,
из которых он произошел.
20. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.
3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
21. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
2) Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий
3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.
4) В конце 19 — начале 20 века появляются первые словари , толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.
5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.
1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.
2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.
3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.
4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.
5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств
выражения
23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.
1) Студент занял первое место по английскому языку.
2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.
3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,
так и зернобобовым культурам.
4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех
работников, занимающихся вопросами экономики.
5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические
связи слов в предложении, затемняется его смысл.
24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.
2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.
3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, — вот где собака [зарыта(5), спрятана(6)].
25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.
2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.
3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.
26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].
2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.
3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.
27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.
1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.
2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.
3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.
4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было — кот наплакал, не то что теперь.
5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.
28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.
1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади — дай только посмеяться.
2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.
3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.
4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.
5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.
29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.
2) Виктор предупреждал: чем дальше в лес, тем больше щепки летят.
3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.
5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.
30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.
2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.
3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.
4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.
5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.
31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.
2) А вы легки на помине — мы с женой сейчас лишь о вас говорили.
3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.
4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.
5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.
32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.
1) остаться с носом — потерпеть неудачу, быть одураченным
2) попасть впросак — из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении
3) по воле судьбы — в зависимости от сложившихся обстоятельств
4) опускать занавес — не принимать во внимание, не учитывать что-либо
5) избитая колея — общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни
33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.
1) приложить руки — приложить руку
2) язык проглотишь — язык проглотил
3) испить чашу до дна — испить горькую чашу
4) браться за разум — взяться за разум
5) пройти сквозь огонь и воду — пройти огонь и воду и медные трубы
Ответы
1. 1, 3, 4, 5
2. 1, 2, 3, 5
3. 1, 3, 4, 5
4. 1, 2, 3, 5
5. 1, 2, 3, 4
6. 1, 2, 3, 5
7. 2, 4, 5
8. 1, 4, 5
9. 1, 4, 5
10. 1, 2, 3
11. 1, 2, 4, 5
12. 1, 2, 5
13. 1, 2, 3, 5
14. 1, 2, 3, 4
15. 1, 2, 3
16. 1, 2, 3, 4
17. 1, 2, 4, 5
18. 1, 3, 4, 5
19. 1, 2, 4, 5
20. 1, 2, 3, 5
21. 1, 2, 3, 5
22. 1, 2, 3, 4
23. 1, 2, 3, 4
24. 2, 4, 5
25. 2, 4, 5
26. 1, 4, 5
27. 1, 2, 5
28. 1, 2, 3
29. 1, 2, 3
30. 1, 2, 5
31. 1, 3, 4, 5
32. 1, 2, 3, 5
33. 3, 4, 5
Источники:
- sch2kr.ru — о разграничении типов ошибок;
- hi-edu.ru — тест «Речевые ошибки»;
- glossa.ucoz.ru — о разграничении речевых и грамматических ошибок.
Дополнительные источники:
- window.edu.ru — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. «Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие» (в пособии представлена развернутая классификация содержательных ошибок в письменных работах школьников (фактические, логические, речевые, грамматические);
- gramma.ru — классификация речевых ошибок;
- glossa.ucoz.ru — классификация речевых и грамматических ошибок.
1) Писатель идет в ногу со временем.
2) Он знал всю подноготную.
3) Ее душа была полна гордости за сына.
4) Это была последняя капля, которая переполнила чашу.
5) Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг.
6) Он не из робкого десятка.
7) Воронцов теперь организовал театр на широкую ногу.
Все у них было шито белыми нитками, так что комар носа не подточит.
1) Писатель идет в ногу со временем.
2) Он знал всю подноготную.
3) Ее душа была полна гордости за сына.
4) Это была последняя капля, которая переполнила чашу.
5) Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг.
6) Он не из робкого десятка.
7) Воронцов теперь организовал театр на широкую ногу.
Все у них было шито белыми нитками, так что комар носа не подточит.
Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др. ) .
1. Писатель идет в одну ногу со своим временем.
2. Он знал всю его подноготную жизнь.
3. Ее душа обливалась гордостью за сына.
4. Это была последня капля, которая переполнила бочку с порохом.
5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей.
6. Он не из робкой десятки.
7. Воронцов теперь организовал театр на боле широкую ногу.
8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет.
9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах.
10. Нехорошо выносить мусор из избы.
11 годов назад
от
Умный ГуманоидЪ
Детали файла
Имя файла: | 3744.Экз.01;ТБПД.01;1 |
Размер: | 124 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 04:18:30 |
Описание: | |
Основы редактирования документов (НПО) — Тестовая база по дисциплине
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): Верно ли расставлены знаки препинания? |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |