Практическое
задание.
1.Родной (русский) язык. Раздел «Язык и
культура». 6класс
2.Планируемые предметные результаты. (3).
3.К каждому планируемому результату два
типовых задания.
4.Эталонные ответы.
I.Планируемые
предметные результаты:
1.Понимать и истолковывать значения
фразеологических оборотов; комментировать происхождение таких фразеологических
оборотов;
2.Уместно употреблять фразеологические
обороты в современных ситуациях речевого общения.
Задание 1.
Фразеологизм
– устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов,
признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.
— Объясните
значение фразеологизма слушать с разинутым ртом, запишите. Используя
не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно
употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ: 1)
объяснение значения фразеологизма: слушать с разинутым ртом — слушать
очень внимательно, сосредоточенно.2) толкование ситуации в заданном контексте:
Олег Иванович отлично умеет рассказывать. Когда он объясняет новый материал, я
слушаю его с разинутым ртом.
— Объясните
значение фразеологизма задирать нос. Используя не менее двух
предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ: 1)
объяснение значения фразеологизма: задирать нос — важничать, зазнаваться.2)
толкование ситуации в заданном контексте: Ольга, не задирай нос. Помни,
что нельзя считать себя выше других.
— Объясните
значение фразеологизма заварить кашу , запишите. Используя не
менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление
этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ: 1)
объяснение значения фразеологизма: заварить кашу – затеять хлопотное или
неприятное дело. 2) толкование ситуации в заданном контексте: Отец решил
построить гараж. Но мама была против и говорила, что он напрасно заварил кашу.
II.Планируемый
предметный результат:
1.Выявлять и исправлять грамматические
ошибки, встречающиеся в устной и письменной речи.
Задание 1.
— Найдите
грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант
предложений.
1) Первые гербы появились в Европе в XII
веке и украшают оружие и вещи рыцарей.
2) Каждая звезда — это раскаленный газовый
шар, состоящий из водорода и гелия.
3) Наиболее ранние произведения иконописи,
дошедшие до нашего времени, датируются V
веком.
4) Выслушав рассказы друзей, нами было
принято решение поехать на Кавказ.
Ответ: Первые грибы появились в Европе в XII
веке и украшали оружие и вещи рыцарей. Выслушав рассказы друзей, мы
приняли решение поехать на Кавказ.
Задание 2.
— Найдите
грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант
предложений.
1) По прибытии в город Иван отправился
осматривать крепость.
2) Мой поступок осудил не только отец, а
также мать.
3) Работая над картиной «Боярыня
Морозова», Суриковым уделялось много внимания деталям действия.
4) Бетонный купол, перекрывающий зал
Пантеона в Риме, имеет в диаметре 43 метра.
Ответ: Мой поступок осудил не только отец,
но и мать. Работая над картиной «Боярыня Морозова», Суриков уделял
много внимания деталям действия.
Задание 3.
— Найдите
грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант
предложений.
1) Вопреки предупреждению синоптиков было
тепло.
2) Моя подруга не только красива, но и
скромная.
3) По окончанию спектакля зрители долго аплодировали
артистам.
4) Сестра, уходя из дома, сказала, что
вернется поздно.
Ответ: Моя подруга не только красива, но и
скромна. По окончании спектакля зрители долго аплодировали
артистам.
III.Планируемый
предметный результат:
Определять значения современных
неологизмов и характеризовать их по сфере употребления.
Задание 1.
— Найдите в предложении неологизм и
напишите его. Попытайтесь объяснить значение слова. Приведите примеры.
1.В цифровой среде любой факт можно
объявить фейком, а там уж сами разбирайтесь, спорьте. (Д.Драгунский).
2.Андрею удалось поймать этот тренд и в
силу своего большого опыта воплотить его в специализированной версии игры…
(А.Донских).
3.Когда вы знаете свои сильные и слабые
стороны, вы точно понимаете, какой месседж хотите донести до общества.
(В.Пелевин).
Ответ: 1.Фейк
— подделка, фальшивка. Фейки — фотографии, подделанные в фотошопе. Видеоролики,
смонтированные в видеоредакторе, либо снятые в другое время и в другом месте.
Фальшивые новости.2.Тренд (англ.)- тенденция как направление развития (в
финансах, в одежде…).3.Мессседж — идея, послание, сообщение. Донести,
сообщить идею. Например: Отлично! Месседж уловил. Все исправим в течение
часа.
IV.Планируемый
предметный результат:
Определять значения устаревших слов с
национально-культурным компонентом.
Задание 1.
— Найдите в тексте устаревшие слова. Замените
их нейтральными синонимами.
(1)Скрипя
лаптями, из ворот вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель: свои.(2)
Перекрестился и стал отворять ворота.(3) Мужики завели лошадей во двор.(4)
Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы.(5) В хоромы вело
крыльцо с крутой лестницей.
Ответ: Лапоть —
обувь. Хоромы — дом.
Задание
2.
— Найдите в тексте устаревшие слова. Замените
их нейтральными синонимами.
(1) Течения
связывают между собой самые отдаленные части Мирового океана.(2) Потерпевшие
кораблекрушение моряки, уповая на волю морских течений, бросали в море
запечатанную бутылку с призывом о помощи.(3) История мореплаваний знает немало
случаев, когда помощь приходила, правда, иногда спустя годы.(4) Доверяли
мореплаватели морским течениям и другие сообщения. (5) Они были порой настолько
важными, что во время правления английской королевы Елизаветы I
при дворе учреждена должность «откупоривателя бутылок», найденных на побережье.
Ответ: УПОВАЯ-
НАДЕЯСЬ.
найдите и исправьте грамматические ошибки в предложении . запишите исправленные варианты предложений.
1) изучив правила , вы с лёгкостью справитесь с этим тесктом
2)Вопреки прогнозов синоптиков погода была отличная.
3) При ярком свете солнца стало видно лежащий город в речной излучение.
4) Песня ,покрывая шум дождя , звучала всё сильнее и сильнее.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Русский язык 8 класс — 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе — Ж. И. Дергилёва 2020
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Сегодня в естестве(н,нной) среде найдется (не)много мест которых (не)к(о/а)снулась бы цивилизац(е/и)я. К таким уг(о/а)лкам относит..ся природа Якутии пор(о/а)жающая своей многогра(н,нн)остью. (В)течени(е/и)(3) долгой п..лярной(2) ночи здесь можно наблюдать уд(е/и)вительное северное с(е/и)яние зав(о/а)раживающе.. своей красотой. Во время короткого лета наступает пери..д когда солнце (не)садит..ся за г(о/а)ризонт. Такое соч(е/и)тание природных явлений ун(е/и)кально для нашей планеты.
По те(р,рр)итории р(е/и)спублики прот(е/и)кает река Лена одна из самых протяжё(н,нн)ых мировых рек. Эта река б(е/и)рущая своё начало в горах явля(е/и)тся источ..ником чистейшей прес..ной воды. Р(о/а)стительный мир представлен хвойн..й т(о/а)йгой и смеш..(н,нн)ыми лесами где р(о/а)стёт листве(н,нн)ица.
Якутия настоящая сокровищ..ница природных р(е/и)сурсов.(4) Здесь есть нефтя(н,нн)ые мест..рождения ведётся добыча каме(н,нн)ого угля и драгоце(н,нн)ых камней. Знакомство с этим бесце(н,нн)ым природным зап(о/а)ведником ост(о/а)вляет (не)изгладимое впеч..тление на всю жизнь.
Ответ:
Сегодня в естественной среде найдется немного мест, которых не коснулась бы цивилизация. К таким уголкам относится природа Якутии, поражающая своей многогранностью. В течение(3) долгой полярной(2) ночи здесь можно наблюдать удивительное северное сияние завораживающее своей красотой. Во время короткого лета наступает период, когда солнце не садится за горизонт. Такое сочетание природных явлений уникально для нашей планеты.
По территории республики протекает река Лена — одна из самых протяжённых мировых рек. Эта река, берущая своё начало в горах, является источником чистейшей пресной воды. Растительный мир представлен хвойной тайгой и смешанными лесами, где растёт лиственница.
Якутия — настоящая сокровищница природных ресурсов(4) Здесь есть нефтяные месторождения, ведётся добыча каменного угля и драгоценных камней. Знакомство с этим бесценным природным заповедником оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
Морфемный разбор слова
Полярной(2)
полярной (пол — корень, ярн — суффикс, ой — окончание, полярн — основа слова)
Морфологический разбор слова
В течение(3)
1. Можно наблюдать (когда?) в течение (ночи) — предлог.
2. Морф. признаки: производный, составной, отыменной, неизм. ф.
3. Не является членом предложения.
Синтаксический разбор предложения
Якутия — это настоящая сокровищница природных ресурсов(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: Якутия (подлежащее, выражено именем собственным, существительным), сокровищница (сказуемое, выражено нарицательным существительным). Второстепенные члены предложения: (сокровищница) ресурсов — дополнение, выражено именем существительным; (ресурсов) природных — согласованное определение, выражено именем прилагательным, (сокровищница) настоящая — согласованное определение, выражено именем прилагательным.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)приемлемый вариант, (не)приязненно посмотрел, ни у кого(не)спрашивая
2) (не)вежливо ответить, (не)смотря на усталость, (не)замеченная деталь
3) (не)сколько вещей, совершенно (не)сдержанная, комната (не)освещена
4) (не)правильные решения, (не)было видно, ничуть (не)сомневающийся
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: невежливо ответить, несмотря на усталость, незамеченная деталь;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: невежливо (наречие, можно заменить на синоним, нет противопоставления с союзом А) ответить, несмотря (производный предлог) на усталость, незамеченная (причастие, нет зависимого слова) деталь.
Ответ может быть дан в иной формулировке.
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) посея(н,нн)ый огород, умудрё(н,нн)ый опытом, ученики сосредоточе(н,нн)ы и спокойны
2) безымя(н,нн)ый палец, жёва(н,нн)ый лист, гости(н,нн)ый двор
3) дамская пудр(н,нн)ица, золочё(н,нн)ая ручка, приёмы использова(н,нн)ы
4) прида(н,нн)ое невесты, подли(н,нн)ая история, отчая(н,нн)о сопротивлялся
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: дамская пудреница, золочёная ручка, приёмы использованы;
2) объяснение условия выбора написания Н: дамская пудреница (существительное, пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано), золочёная (отглагольное прилагательное, образованное от причастия сов. вида) ручка, приёмы использованы (кратное причастие).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Свекла, черпать, принятый, звонит
Ответ:
Свё́кла, че́рпать, при́нятый, звони́т
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Встреча, согласно распоряжению директора, была отменена.
2) Вопреки предсказаний синоптиков, погода наладилась.
3) Окончив университет с отличием, выпускник нашёл престижную работу.
4) Туристы, попытающиеся покорить вершину горы, потерпели неудачу.
Ответ:
Вопреки предсказаниям синоптиков, погода наладилась. Туристы, попытавшиеся покорить вершину горы, потерпели неудачу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.
Текст 2
(1)В глубокой древности всё, что человек не мог в мире объяснить простыми причинами, он относил за счёт таинственных и могущественных сил — богов. (2)Спрашивается: почему гремит гром и бьёт из тучи в тучу молния? (3)Очень просто: это боги воюют между собою, скрываясь за облаками. (4)Неведомо, почему море половину суток приливает к земле, а половину уходит от неё вдаль? (5)Должно быть, воду гоняет морское божество.
(6)Конечно, даже древние люди не могли долго удовлетворяться столь путаными и противоречивыми сказками. (7)Над человеческой способностью говорить они начали размышлять уже по—иному. (8)И многим стало приходить в голову, что эта способность является одним из естественных, природных свойств человека.
(9)В самом деле: мы видим, как каждый из нас без всякого особого обучения, родившись на свет, сам начинает плакать, смеяться, есть, двигаться, ползать, ходить, хватать руками различные предметы. (10)Это не удивляет нас, кажется естественным. (11)Так почему же не допустить, что в определённом возрасте каждый человек так же неминуемо должен и заговорить, как собака — залаять, а жаворонок — запеть? (12)Вся беда в том, думали древние, что это трудно проверить. (13)С раннего детства нас окружают люди, которые уже умеют говорить, взрослые.
(14)Было бы очень интересно, если бы хоть одно дитя выросло в полном одиночестве, не слыша человеческого голоса. (15)Начало бы оно говорить без учителя или же так и осталось бы навеки немым? (16)А если этот ребёнок заговорил бы, то на каком языке? (17)На языке своих родителей, на другом, из числа существующих, или же он придумал бы свой, новый язык? (18)Предположим, что маленький человек начал бы самопроизвольно болтать на одном из наличных в мире языков. (19)Разве из этого не следовало бы заключить, что именно данный язык является тем, на котором некогда впервые заговорили и все люди? (20)Пожалуй, это было бы всего правдоподобней. (21)Не поставить ли такой интересный опыт?
(По Л. Успенскому)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль текста.
Общеизвестно, что способность говорить является одним из естественных, природных свойств человека, однако до сих пор учёные строят предположения о том, возможно ли самопроизвольное, без посторонней помощи, обучение языку.
8. Определите и запишите микротему 2 абзаца текста.
Ответ:
Верный вариант ответа:
В древности люди, не зная причин природных явлений, считали их проявлением божественной силы.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение приходить в голову из предложения 8. Запишите ответ.
Ответ: фразеологизм.
10. В предложениях 6 — 8 найдите слово с лексическим значением «рассказ о вымышленных событиях». Выпишите это слово.
Ответ: сказка.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) самопроизвольно болтать
2) приливает к земле
3) никто не знал
4) интересный опыт
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: самопроизвольно болтать, приливает к земле, интересный опыт;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: самопроизвольно болтать (примыкание), приливает к земле (управление), интересный опыт (согласование).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
12. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
Ответ: они начали размышлять.
13. Определите тип односоставного предложения 21. Запишите ответ.
Ответ: безличное.
14. Среди предложений 6 — 8 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: конечно;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: действительно, разумеется, само собой.
Могут быть подобраны другие синонимы.
15. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 3
2) обоснование условий обособления: обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, стоит в конце предложения, поэтому выделяется только одной запятой.
или
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.
16. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 1
2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным.
или
Обоснование условии обособления может быть сформулировано иначе.
17. Среди предложений 6 — 8 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Ответ: 6.
Предложение 1 — ошибка есть. «Пунктуальные» и «организованны» — это однородные члены предложения. Поэтому оба они должны стоять в одинаковой форме (полной или краткой). Может быть два верных варианта ответа.
Предложение 2 — ошибки нет. Предлог «согласно» употреблён с сущ. в дательном падеже совершенно верно.
Предложение 3 — ошибка есть. Внутри причастного оборота «опубликованная в газете» можно заметить определяемое слово «статья». Его нужно извлечь из данной синтаксической конструкции и разместить за ее пределами (перед или после).
Предложение 4 — ошибки нет. Предлог «вопреки», как и «согласно» употребляется с сущ. в дательном падеже.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)
вариант(ы) предложения-ий).
1) Вопреки прогнозов метеорологов, осень на территории России была тёплой и солнечной.
2) Любуясь спокойным течением реки, отдыхающие стояли на палубе белого прогулочного
катера.
3) Жилище человека должно быть не только прочным, тёплым, удобным, а также красивым.
4) По окончании конгресса его участники прибудут во Владивосток, откуда отправятся в
Москву.