Воображение представление фантазия истина ложь ошибка

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя »

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Задание

Наверное, не существует такого человека, который никогда не задумывался о смысле жизни, о нравственности, о религии, о свободе и необходимости, об истине и заблуждении, о сознательном и бессознательном и многих, многих проблемах, волновавших людей с глубокой древности. В этом задании вам предлагается попытаться дать свои ответы на вечные вопросы, которые ставит философия.

    «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор? «Кто хочет сохранить власть, должен иметь в руках орудие власти, кто хочет управлять, должен обладать, правом наказывать». /Кальвин, реформатор, основатель религиозного протестантского направления его имени-кальвинизма/. А ваша точка зрения совпадает с точкой зрения Кальвина? Приведите Ваши доводы за или против. Каково соотношение понятий: истина, ошибка, ложь; представление, воображение и фантазия? Закономерны ли заблуждения в процессе познания? Определите эти закономерности, исходя из диалектики процесса познания. Социальная жизнь является объектом изучения многих наук. Например, у социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Социология в свое время вычленялась из философии. Определите и укажите стрелкой, к характеристикам какой науки относятся приведенные ниже высказывания:

Социальнаяфилософия

Позитивная наука об обществе (О.Конт)

Предметом науки являются социальные факты (Э.Дюркгейм)

Анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезия судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развитие

Наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать

Раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества и его отличию от природы

Исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы

Социология

Наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования определенных социальных систем, наука о механизмах действия и проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, наров

Решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений

Решение общественных проблем на основе научных методов познания действительности, на основе методов эмпирической науки

Решение

    В «Философии права» Гегель писал: «Все действительное — разумно, и все разумное — действительно». Это означает, что Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное или действительное есть само развитие Идеи, и наоборот. Чтобы смягчить парадоксальную окраску своих утверждений, Гегель пояснял, что данное положение придает философскую форму тому, что говорит религия, когда утверждает, что миром правит Божественное провидение, что все, происходит по воле Божьей, и что

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя »

Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы

Главная

страница 1страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14

Игра — понятие для обозначения некоторого вида деятельности животных и человека, противопоставляемой утилитарно-практической, и сопровождающейся удовольствием от самого процесса деятельности.

Интерес — реальная причина всех действий людей и общественных классов, стоящая за мотивами, идеями участвующих в них инди­видов.

Ценность — понятие, в котором выражена значимость явлений дей­ствительности для человека и человечества.

Цивилизация — материальное богатство, созданное людьми за всю историю человечества.

Смысл — осознанная сущность предмета.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно но­вое, в первую очередь, субъекта творчества, служащая сохранению и обогащению жизни.

Антитаорчество — деятельность, формально напоминающая твор­ческую, но изначально направленная на разрушение, уничтожение жизни и культуры.

Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познанную необходи­мость.

Практика — материальная, чувственно предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на ос­нове истинного познания. Практика является источником, основой и целью познания, а также критерием истины. Управление — функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры. Социальное управление заключается в воздействии на общество с целью его упорядочива­ния.

Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, при­знающая человека высшей ценностью на земле, т.е. его право на свободу, счастье, развитие своих способностей, а также принцип равенства между людьми.

162

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятель­ностью, способностями, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Одно из важнейших условий форми­рования личности и общества.

Рассудок и Разум — философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Разум ставит цели познания и деятельности, а рассудок ищет способы их реализации. Первый отвечает на вопрос: «Во имя чего?», второй — отвечает на вопрос: «Как?».

Духовность — состояние общества или личности, для которых ма­териальные потребности, будучи первичными по происхождению, выступают вторичными по значимости (субъективной).

Идеальное — философская категория, раскрывающая сферу бытия культуры, порождённая человеческой деятельностью по опредме­чиванию и распредмечиванию человеческих способностей.

Сознание — высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи (социальной), субъективный образ объективного мира.

Самосознание — осознание человеком своего сознания, нравствен­ного облика и интересов. Самосознание свойственно не только ин­дивиду, но и обществу в целом.

Вопросы для самоподготовки


  1. Что такое культура?

  2. Назовите основное отличие культуры от цивилизации.

  3. Что такое опредмечивание и распредмечивание в процессе че­

    ловеческой деятельности?

  4. Чем отличается биологическое наследование от социального?

  5. Чем отличается свобода от произвола.?

  6. Какова структура творческой деятельности?

  7. Чем отличается практика от опыта?

  8. Что такое духовность?

9) Может ли быть творчество в условиях несвободы?

Ю) Чем отличается творчество от комбинаторики?

Упражнения и задачи

1- Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку…» В какой дей­ствительности она есть совокупность (ансамбль) всех общест­венных отношений? Можно ли считать человека марионеткой в Руках общества?

163

  1. Творческие возможности человека и их социальная востребо­

    ванность.


  2. Сущность творческой деятельности, признаки творческого

    продукта и творческое отношение человека к миру.

  3. Творчество и свобода. Саморегуляция, иерархия и управление

    в природе и обществе.

  4. Управление и самоуправление в деятельности человека. Соци­

    альное управление и его формы.

  5. Авторитарный и демократический стили управления. Само­

    управление как высшая форма социальной регуляции.

Литература


  1. Мир философии. М.,1991, ч.П., разделы V, VII.

  1. Винер Н. Кибернетика, или управление, и связь в животном и

    машине, М., 1983.

  2. Дышлевый П.И., Ященко Л.В. Регуляции творческой деятель­

    ности (философско-методические проблемы). Воронеж,1986.

  3. Ильенков Э. Проблема идеального. // Вопросы философии,

    1979, №6, 7. v

  4. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отно­

    шений. М.,1988.

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

  2. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.,1983.

  3. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.1, II. М., 1992.

  4. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

  1. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­

    ловеке. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.

166

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Познание как социальное, исторически

развивающееся отношение человека к миру.

-Критика агностицизма

Познание — это активное, целенаправленное отражение дей­ствительности в сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая деятельность сознания, а активная целе­направленная деятельность, цель и смысл которой — обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле, возмож­ность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность вещей, в их законо­мерные связи и отношения. На уровне отражения явлений че­ловек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его деятельность является познавательной, потому что познава­тельная деятельность предполагает выяснение сущности про­цессов и явлений, установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.

Проблемы познания представляют в философии важнейший ее блок. Не случайно теория познания — гносеология — состав­ляет во всех философских системах или ведущее, или одно из ведущих мест. Более того, есть философские школы, которые утверждают, что философию вообще можно свести к гносеоло­гии. Уже античные философы считали важнейшей своей зада­чей разработку методов познания. А философия Нового време­ни вообще началась с решения этой проблемы. Для Ф. Бэкона главное — метод познания. Эта же проблема была важнейшей для Р. Декарта. И так мы можем продолжать перечислять всех мыслителей вплоть до классической немецкой философии. Гносеология является сердцевиной и в важнейших философ­ских школах. Неопозитивизм концентрирует внимание то на логических проблемах познаваемости мира (Б. Рассел), то на лингвистических проблемах. Соотношениеу истины и полезно­сти занят прагматизм. Даже такая вроде бы далекая от проблем гносеологии философская система как экзистенционализм, со­средоточиваясь на пограничных ситуациях, фактически решает проблему познания сущности человека. Основной вопрос тра­диционной философии, посвященный соотношению материи и сознания, своей второй стороной концентрируется на проблеме познания.

167

История гносеологии представляет собой историю противо­стояния двух позиций. Одна из них признает познаваемость мира, другая отрицает ее. Эта другая получила название агно­стицизм (А — «не», гносоз — «знание»), то есть отрицание позна­ваемости сущностей окружающей действительности. Между этими полюсами находится скептицизм, который на практике выступает стыдливой формой агностицизма. Кстати, скептика­ми называлась в Древней Греции философская школа, смысл которой состоял в том, что любой тезис могла доказать про- и контра-: все зависит от желания, способности, умения, натре­нированности участников дискуссии. Скептицизм новой и но­вейшей истории как бы вобрал в себя своим термином и свое историческое первородство, и сущностную оценку решения гносеологических проблем.

Выводы и агностиков, и скептиков растут на живом древе реального познания, хотя и очень напоминают пустоцвет. В пользу познаваемости мира говорят прежде всего эмпирические данные, та повседневная реальность, которую наблюдают не только и не столько философы, сколько далекие от философст­вования люди. Но и опорой для противоположного ответа тоже оказывается повседневная реальная жизнь. Во-первых, человек сплошь и рядом сталкивается с тем, что не познано, что мы не можем объяснить. Поскольку наше знание — это результат ты­сяч поколений, то появляется материал для утверждения: по­знать данный объект вообще нельзя. Так научное знание XVIII века сводилось, в основном, к систематизации известного: раз­ложить по полочкам, чтобы соседство полочек выглядело бы разумно. И если вдруг обнаруживалось, что предмет, для кото­рого «полочки» нет, или полочка есть, но поставить ее некуда, то появлялось основание для вывода о существовании границ для познания. Во-вторых, история познания полна фактов, ко­гда тот или иной прежний вывод менялся если не противопо­ложно, то кардинально отличаясь от предыдущего. Вспомните хотя бы про Хоттабыча и экзамен Вольки по географии. Поэто­му в истории философии с различной степенью авторитетности и популярности всегда существовали взгляды, школы, утвер­ждающие как познаваемость, так и непознаваемость мира.

Однако в истории философии доминировали воззрения, на­стаивающие на познаваемости мира, ибо философия, во все времена так или иначе опираясь на всю систему знания, не мог­ла в своем решении гносеологической проблематики не счи­таться с позицией науки. А всякий естествоиспытатель в своем исследовании всегда исходит из представления, что он познает реальное, в противном случае его занятие теряет для него вся­кий смысл. Агностицизм находил воплощение в философских системах мыслителей, которые обнаруживали какие-нибудь не-168

ожиданные аргументы. Агностицизм Иммануила Канта утвер-сдал, что познаваемы явления, но сущность является вещью в себе и не становится вещью для нас, то есть непознаваема От­личие вещи в себе от вещи для нас именно в том, познаваема ли она. Другая разновидность агностицизма связанна с Давидом Юмом. Логика Юма в том, что мы вообще познаем только соб­ственные ощущения, то есть только то, что принадлежит по­знающему субъекту. Получалось, что предметом нашего знания являются только ощущения субъекта. Эта концепция была реа­нимирована почти через 150 лет после смерти ее создателя под влиянием научной революции рубежа XIX — XX веков. В про­цессе познания роль познающего субъекта все время возраста­ла. Все больше и больше возникало проблем, связанных с дан­ными, полученными в познавательном процессе, данными, ко­торые можно было представить как ощущения. Известный фи­лософ конца XIX века Авенариус представил познавательный процесс как обязательное взаимодействие центрального члена и противочлена. При этом центральным членом выступает созна­ние субъекта. В результате получалось: нет познающего субъ­екта, значит, нет и противочлена. Складывалось впечатление, что этот центральный член познавательного процесса познает опять-таки себя, свои представления об окружающем мире.

Сегодня в познании природы дают о себе знать коллизии, порождающие откровенно скептический характер решения гно­сеологических проблем. Исследователей все чаще привлекает состояние неустойчивого равновесия, когда всякая случайность может повлиять на то, в какую сторону пойдет процесс — так на­зываемый эффект бабочки. Здесь не отрицается возможность познания явлений, но отрицается закономерность. Но позна­ваемость, не доводящая знание до закономерности, — это факти­чески отрицание познаваемости.

Практика — основа и цель познания. Диалектика процесса познания

В конце XX века резко усилились проявления социального агностицизма. Суть утверждений состоит в том, что если в сфе­ре природы есть закономерности и они могут быть познаны, то в сфере социальной ни о каких законах речи быть не может. На Западе большой вклад в становлении этих представлений внес немецкий философ Карл Поппер. До 90-х годов в нашей стране не баловались социальным агностицизмом, а находились на прямо противоположных позициях. Однако в 90-х годах повет­рие агностицизма стало очень распространенным. Причина на поверхности. Если утратили господствующее положение те

Сторонники познаваемости мира в своей аргументации большое место отводят практике.

Практика является источником познания. Мы и индиви­дуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На уровне индивидуальном это вообще по­нять легко: все, с чем мы не сталкиваемся, в том числе в про­цессе обучения, мы не знаем. Но и на общественном уровне си­туация та же самая, хотя общественная практика несомненно шире индивидуальной. Чтобы поставить какую-то познаватель­ную задачу, мы должны столкнуться с реальной проблемой в практике, поэтому она — источник всех познавательных процес­сов, источник познания.

Практика — это цель познания. Действительно, все что мы познаем, по крайней мере на общественном уровне, существует для того, чтобы где-то как-то было применено в практике. Только здесь одна деталь — не надо представлять дело так, что этот тезис справедлив за пределами общественного познания. На индивидуальном уровне все сложнее: у исследователя могут быть чисто познавательные мотивы, не сориентированные на практику (Г. Герц умер уверенный, что открытые им электро­магнитные колебания не найдут практического применения).

Практика — критерий познания. Не важно, идет ли речь о познании теоретическом или эмпирическом, об обыденном сознании или о сознании научном. Познающий субъект всегда исходит из того, что жизнь покажет, прав он или нет. То есть, нет большего арбитра, чем практика.

Практика не является чем-то застывшим. Она находится в движении, и движение практики является стимулом развития познания. В ходе предметно-практической деятельности чело­век вступает во все новые и новые отношения, попадает в си­туации, которые ему не известны. Значит, развитие практики и является стимулом развития познания. Но чтобы устано­вить зависимость, закономерности, сущности некоторых явле­ний, исследователь должен их состыковать с теми знаниями, которые получены прежде. В одних случаях это удается легко, а в других приводит к пересмотру прежних представлений в той или иной сфере знаний.

Теория истины

В теории познания вторым после практики ключевым поня­тием является понятие истины. Строго говоря, познанным для субъекта является только тот объект, в отношении которого он 170

может сказать, что он владеет истиной. Истина — это такое от­ражение объективной действительности в сознании человека, когда эта действительность отражается такой, какой она суще­ствует независимо от человека. Следовательно, содержание истины всегда объективно, потому что оно не зависит от по­знающего субъекта, а зависит от содержания объекта, который познается.

Есть ли субъективное в истине? Конечно! Оно прежде всего в форме ее выражения. Вы можете одно и то же положение вы­разить и строго математически, и в стихах, на языке и кванто­вой механики, и классической. Один и тот же процесс можно выразить с помощью и алгебраической системы, и геометриче­ской. В этом смысле истина субъективна. Но в любом случае как бы ее ни выражать, содержание ее зависит от содержания того объекта, о котором вы высказываетесь.

С этой точки зрения понятие истина отличается от понятия правда. В обиходе правду часто отождествляют с истиной. В этом есть резон. Но в обиходе же и существует формула: сколь­ко людей, столько и правд. Эта формула слишком вульгарна, но правда в отличии от истины несет в себе в своем содержании печать субъекта. Блестяще это выразил советский писатель В. Тендряков. Участвуя в дискуссии по проблемам гносеологии в журнале «Вопросы философии» он привел пример: когда подросток в лесу увидел волка и, рассказывая об этой встречи, говорит: «А у него глаза-то с тарелку», — то говорит правду, но не истину. Глаза у волка, естественно, не с тарелку. И это исти­на. С этой точки зрения в высказывании мальчика содержится не истина, но правда. Потому что мальчишке волчьи глаза по­казались именно такими: у страха глаза велики. Если истина по содержанию всегда объективна, то содержание правды можно рассматривать как содержащую элемент субъективного виде­ния истину.

Истина не представляет собой нечто готовое, она — процесс: истина является результатом познавательных актов, и если по­знавание движется, то и истина должна быть в развитии. В этом процессе мы все время будем сталкиваться с тем, что содержа­ние истины окажется подвижным. Изменчивость, подвижность истины связана с тем, что практика представляет собой един­ство абсолютного и относительного. Она абсолютна: ничего, кроме практики, не может быть ни источником познания, ни целью познания, ни критерием познания. В то же время прак­тика относительна. Она в каждый данный момент ограничена в своих возможностях. Истина, то есть то, что можно в процессе познания установить об объекте, будет тоже ограничена. Это дает возможность говорить о том, что истина является относи­тельной по отношению.к бесконечному процессу познания.

171

Абсолютной является только та истина, содержание которой не может быть пересмотрено в процессе познания. Процесс позна­ния — это накопление и обогащение относительных истин, при­ближение к абсолютной истине.

Истина всегда конкретна. Это предполагает точный учет условий, в которых находится объект познания.

Словарь

Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действи­тельности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно от­ражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событи­ях.

Агностицизм (греч. agnostos — непознаваемый) — учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.

Вещь в себе — в философии И. Канта сущность предмета, которая не может быть познана.

Вещь для нас — в философии И. Канта явление, которое воспри­нимает человек и которое может быть им познано.

Истина (объективная истина) — адекватное отражение объекта по­знающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Относительная истина — неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмот­рено дальнейшим развитием науки.

Познание — общественно-исторический процесс человеческой дея­тельности, который направлен на отражение объективной действи­тельности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближе­ние мышления к объекту» (В.И. Ленин).

Практика (греч. praktikos — деятельный) — сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Скептицизм (греч. skeptikos — рассматривающий, критикую­щий) — философская концепция, высказывающая сомнение в воз­можности достижения объективной истины.

172

Вопросы для самоподготовки


  1. Преемственность в развитии научного знания и научные рево­

    люции

  2. Соотношение чувственного, эмпирического и рационального.

    Теоретическое в научном познании.

  3. Законы науки, способы их открытия и обоснования.

  4. Знание и вера.

  5. Характеристика познавательных способностей человека.

  6. Специфика познавательной деятельности.

  7. Созерцательная и деятельная концепции познавательного от­

    ношения к действительности.

  8. Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сего­

    дня.

  9. Объективные и субъективные условия познания.

  10. Что такое истина? Критерий истины.

  11. В чем различие между заблуждением и ложью?

  12. О соотношении монизма и плюрализма.

  13. Истина и польза.

  14. Научная деятельность и ее роль в жизни общества.

  15. Формы научного познания.

  16. Место творчества в научном познании.

Упражнения и задачи


  1. Какой -смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием

    своим солнцу?» и академика СИ. Вавилова: «Глаз нельзя понять,

    не зная Солнце». (С И. Вавилов. Глаз и солнце. М., 1956, с. 127.)

    Есть ли здесь противоречие?


  2. Правильно ли утверждать, что мышление является про­

    стым суммированием чувственных восприятий? А что представ­

    ляет собой мышление, какова его роль в постижении истины?


  3. Каково соотношение понятий: истина, ошибка, ложь;

    представление, воображение и фантазия? Закономерны ли за­

    блуждения в процессе познания? Определите эти закономерно­

    сти, исходя из диалектики процесса познания.


  4. Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее усло­

    вие необходимо для того. Чтобы гипотеза превратилась в науч­

    ную теорию? Обладает ли аналогия доказательной силой и какова

    ее связь с гипотезой?


  5. Возможно ли творчество без вдохновения? В связи с этим

    примечательны рассуждения итальянского ученого и философа

    Дж. Кардано: «Вдохновение — редкая птица, которая никогда не

    могла удовлетворить ничьим требованиям, Случай, особенно за­

    ранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко

    не всегда может представляться.» (Дж. Кардано. О моей жизни.

    М.,1938, с.268).

173

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:

Философия в мире культуры. Предмет философии 5 Язык философии. Фундаментальные философские

2331.65kb.

14 стр.

Экзаменационный билет №1

34.27kb.

1 стр.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» для направления 031400

546.51kb.

4 стр.

1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6

4389.6kb.

49 стр.

Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История философии»

193.39kb.

1 стр.

Программа вступительного экзамена по философии

151.09kb.

1 стр.

Метапсихологические теории в буддизме и психоанализе. Компаративное исследование 09. 00. 03 история философии 09. 00. 13 философия и история религии, философская антропология, философия культуры

595.57kb.

4 стр.

Предмет философии в ее истории

845.9kb.

5 стр.

Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей университета) Москва 2003 Содержани е Тема Философия, круг ее проблем и роль в обществе стр. 3-12

1393.7kb.

8 стр.

Философия

4688.05kb.

20 стр.

4. философские концепции в русской философии

705.6kb.

3 стр.

Доклад на тему: Онтология Бадью на основе труда «Манифест философии» Предмет: философия

94.39kb.

1 стр.


Сторонники философии агностицизма
утверждают

мир
не познаваем в том или ином отношении

первостепенную
роль в познании играет чувственный опытглавная
роль в познании принадлежит

разуму
мир
преимущественно постигается через
интуициюво
всем следует сомневаться

— Учение,
отрицающее возможность достоверного
познания – _агностицизм


Агностицизм – это учение,

отрицающее
возможность достоверного познания

утверждающее,
возможность объективного знаниясомневающееся
в возможности объективного знанияпризнающее
исходным началом познавательной
деятельности опыт


В философии агностицизм понимается как

рассмотрение
процесса познания
уверенность
в возможности познания мираотрицание
возможности познания мира

рассмотрение
объектов познания


Агностицизм — это представление о
непознаваемости
мира

врожденных
идеяхнесовершенстве
знании

неполноте
познания
символическом
характере познания


Признание высказывания истинным без
достаточных фактических и логических
обоснований –

эмоция
вера
чувствоустановкаинтуиция


Начиная с Декарта, философы стали
понимать под «идеей»
любое
содержание человеческого сознания

любой
внешний предмет

материю-субстанцию
мельчайшие
частицы вещества


Афоризм «Знание – сила» приписывается
Бэкону
ГалилеюНьютонуДекартуБойлю


В категорию «знание» необходимо входит
признак

признание
истинности утверждаемого

проверяемость.

непротиворечивость
этическая
и эстетическая ценностьполезностьсовершенство


Поскольку истина не зависит от познающего
субъекта, она
абстрактнаобъективна
субъективнаабсолютна


К элементам чувственного познания
относится
суждениепонятиеощущение

умозаключениеабстракциятеория


Осознание информации о сумме разнообразных
свойств предметов, доставляемой через
органы чувств –

восприятие
ощущение
представлениевоспоминание


Практику как универсальный критерий
истины признают
позитивистыконвенционалистыэкзистенциалистымарксисты

неотомисты


Философия, утверждающая практическую
полезность в качестве основного критерия
существования и истинности –

феноменология
персонализмпрагматизм
экзистенциализмнеотомизм


Целостный образ материального предмета,
данного посредством наблюдения –
понятиевосприятие
ощущениесуждение


Основным элементом рационального
познания является
ощущениеобразпредставлениепонятие


Элементарная единица абстрактного
мышления, фиксирующая наиболее
существенные свойства предмета –

понятие
восприятиеобразумозаключениепредставление


Способность человека непосредственно
и целостно познавать объект называется
ощущениеммышлениемабстрагированиеминтуицией


Жизненная значимость объекта для
субъекта есть
истинностьценность
правильностьблагоинтерес

— Кенигсбергский
философ, автор учения об априорных
формах познания – Кант


Знание, соответствующее предмету
познания, есть …истина

-Понятие,
противоположное по смыслу «истине», в
гносеологии называется … заблуждение


Понятие, противоположное по смыслу
«истине», в формальной логике называется
ложь


Для гносеологии сенсуализма характерно
признание важной роли в

познании
разумаинтеллектуальной
интуициирассудкавосприятий


Вывод, который строится по законам
логики –

умозаключение
посылкапредставлениевосприятиевоображение


Совокупность сложных врожденных реакций
организма на внутренние или внешние
раздражения –

мотив
эмоцияинстинкт
оценкаинтерес


Правильность – это соответствие

чувственным
данным
верованиям,
убеждениямобъективной
действительностиправилам
правде
факта или правде жизни


Истинное знание, в отличие от ложного,
требует

усилий
для понимания
объективного
соответствия своему предмету

выявляется
только в ходе эксперимента
имеет
широкие возможности для своего
распространения


Ложным является знание,

противоречащее
житейским представлениям
непроверенное
в ходе экспериментаизложенное
малопонятным языкомнеадекватно
отражающее свой предмет

не
имеющее практической ценности


Истина – это знание,

отвечающее
интересам большинства
совпадающее
по содержанию с действительностью

доступное
только избранным людямдоступное
каждомудобытое
только научным путем


Абсолютная истина есть знание

полное
полученное
научными методамиполученное
от Богаразделяемое всеми людьми


Для объективной истины характерно, что
она

является
достоверным знанием
добывается
только трудом ученыхподтверждается только экспериментомне
противоречит традиционному мировоззрениюне
зависит от оценок и мнений людей


Принцип «двойственности истины»
исторически связан с различением

истинных
и ложных суждений
абсолютной
и относительной истинистин

теории
и истин факта
научной
и религиозной истин

истины
о Боге и истине о человеке


Возможность познания истины отрицают

идеалисты
материалистыагностики
эмпирикирационалисты


Относительная истина, в отличие от
абсолютной, есть знание

не
получившее научной разработки
неполное
разделяемое
лишь отдельными ученыминепригодное
для практического применения


Объективность истины состоит в ее

внешнем
существовании по отношению к человеческому
разуму
всеобщем
признаниинезависимости
от человека и человечества

полезности
для людейукорененности
в архетипах


Философы-прагматисты утверждают, что
истинное знание – это знание,

ведущее
к успеху

соответствующее
действительностисогласующееся
с чувственным даннымне
противоречащее законам и правилам
формальной логикине
вступающее в противоречие с совестью


Сциентизм есть культ

техники
науки
философиирелигииполитики


Основным принципом своей теории познания
Кант считал

обнаружение
априорных синтетических суждений

принцип
непознаваемости вещей самих по себеаналитическое
расчленение предмета познаниявзаимодействие разума и рассудкасинтез
знаний


Мышление становится познанием тогда,
когда

соответствует
законам логики
проявляет
свою внутреннюю активностьопирается
на опыт

направлено
на объект


Определяющая роль в проблемной
познавательной ситуации обычно
принадлежит

субъекту
познания

познаваемому
объектупрошлому
знаниюсредствам и инструментампознавательным
методам


Абстракция есть

все
то, что оторвано от жизни
сосредоточение
внимания на существенномизъятие
экспериментального объекта из естественной
средымысленное

отвлечение
от несущественного

лишение
знания наглядности


Восприятие – это

форма
чувственного познания

форма
коллективного бессознательного

форма
рационального познания
форма
опосредованного знанияспособ
теоретического объяснения мира


Рационализм – это

расчетливость
стремление
к размышлениямсклонность
к

теоретизированию
область
математикиособое
направление в теории познания


К формам рационального познания относится

ощущение
эмоциясуждение
впечатлениевосприятие


В отличие от вербально-логического,
чувственное познание

является
живым созерцанием

дает
объективное и целостное знание о мире

опирается
на логические умозаключения
восходит
от абстрактного к конкретному


«Решающая роль в познании принадлежит
вербальному мышлению», – утверждали

агностики
сенсуалистыидеалистыматериалистырационалисты

гностики


Врожденное знание – это универсальные
принципы бытия и познания, происходящие
из

воображения
интуициидоопытных
когнитивных форм

дедукциианалогии


В философии Платона познание понимается
как

припоминание
уже известного

вычислениеоткрытие
новогочувственное созерцаниевоображение


Важнейшим условием познания мира в
средневековой христианской философии
считалась(-ось,-ся)

практическая
деятельность
умозрениеумственный
экспериментчувственный опытоткровение


Направление средневековой европейской
философии, утверждающее онтологический
статус общих понятий –

креационизм
номинализмконцептуализмреализм
натурализм


К формам рационального познания НЕ
относится

понятие
эмоция

суждениеумозаключение


Способность постигать универсальную
связь вещей –

воображение
рассудокинтуицияразум
вера


Предложение «Сократ – человек» является
примером такой формы мышления, как

суждение
умозаключениепонятиекатегориясиллогизм


Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ
— человек» следует умозаключение

Сократ
мыслит

Сократ
иногда мыслитСократ
относится ко всем людямСократ
похож на всех людейживотные
тоже мыслят


Предвосхищение деятельности, ее
результата в процессе выработки программ
и планов –

медитация
волениепророчествовоображениецелеполагание


К формам чувственного познания НЕ
относится

ощущение
умозаключениесуждение
восприятиепредставление


Герменевтика – это

искусство
и теория истолкования текстов

направление
в эстетикеучение

о
всеобщей одушевленности материи
мистическое
богопознаниенаправление в этике


Рефлексия – это

обращение
мысли вспять на самого мыслящего

восприятие
внешних

предметов
решение
логических задачнепосредственное
знаниевизуальное мышление


Рефлексия в форме самосознания характерна
исключительно для

религиозной
медитации
интуитивного
мышленияфилософского

размышления

решения
логико-математических задаччеловеческого
интеллекта


Абстрагирование есть

мысленное
отвлечение от несущественных признаков
и выделение главных свойств

мысленное
расчленение предмета на частимысленное

воссоединение
элементов целого
нахождение
сходного и различногопоиск
аналогий


В состав научного знания входят
гипотезы

правовые
нормыморальные
заповедипророчества

архетипы


К методам научного познания относится

астрологическое
исчисление
толкование
священных текстовоткровениемистический
опытмоделирование


К методам эмпирического исследования
относится
наблюдение
абстрагированиемоделированиеобобщение

идеализация


Метод эмпирического исследования,
позволяющий точно устанавливать и
воспроизводить условия протекания
явлений –

наблюдение
моделированиеэксперимент
абстрагирование


Метод теоретического исследования, при
котором исследуемый объект замещается
другим, подобным объектом –

эксперимент
моделирование
абстрагированиеизмерениеидеализация


Человеческая деятельность, связанная
с созданием принципиально новых явлений

творчество
познаниепроизводствоискусство


Основной элемент эмпирического знания

законфакт
гипотезамодель


Систематическая форма развитого научного
знания –
теория
фактзаконгипотеза


Раскрытие закономерностей, лежащих в
основании явления, называется
описаниемизмерениемобъяснением

идеализациейнаблюдением


К особенностям научного знания относится
очевидность
для каждогосоответствие
цели и средствпроверяемость

сложный
характер изложения


Доказательство и та его часть, на которой
основана его достоверность –
аргумент
объяснениедемонстрацияаксиоматеорема


Научное познание нацелено на
выявление
законов развития мира

поиски
«философского камня»

выработку
норм общественного поведения
поиски
условий счастливой жизниукрепление
в обществе принципов демократии


Метод познания, в основе которого лежит
переход от частного к общему –
дедукцияредукцияанализиндукция
синтез


Наглядно-знаковое изображение существенных
элементов исследуемого объекта, процесса

модель
образформасхемакарта


Научное познание отличается тем, что
обосновывает свои выводы

экспериментально
и теоретически

преимущественно
логическими

средствами
исключительно
методом наблюдениянакопленным
опытомссылками на мнения авторитетных ученых

  • Период
    развития науки, во время которого старые
    научные представления замещаются
    новыми, появляются новые методы, свежие
    интерпретации, плохо или полностью
    несовместимые со старыми представлениями
    _революция_


Последовательность форм научного
познания:

2проблема
/ 1факт
/ 3гипотеза
/ 4теория

— Знание,
получаемое с помощью чувств и ощущений,
называется …сенсуализм


Знание, получаемое с помощью опытов и
экспериментов, называется …эмпиризм_

-Теоретическое
предположение, нуждающееся в проверке
и доказательстве, называется: гипотеза

  • Система
    принципов, приемов и правил, которыми
    ученый руководствуется в процессе
    познания, называется …метод_

  • Выведение
    особенного из общего называется
    дедукция

  • Умозаключение
    от частного к всеобщему, закономерному,
    называется …индукция_

  • Непосредственное
    умосозерцание сущностей в философии
    называется …интуиция_

  • Познание
    путем сравнения называется …

аналогия_


Опыт как главный критерий истинности
познания признавали
рационалистыскептикииррационалистыагностикиэмпирики


Невозможность получения достоверного
знания о мире доказывается
агностицизмом
эмпиризмомскептицизмомрационализмом

гуманизмом


Абсолютизация в познании роли чувственных
данных связана с направлением
рационализмасенсуализма
скептицизмареализма


Абсолютизация в познании роли интеллекта
связана с направлением
рационализма
сенсуализмареализмаскептицизма


Признание высказывания истинным без
достаточных фактических и логических
обоснований называется …вера


Феномены бессознательного систематически
исследует
персонализмфеноменологияаналитическая
философиякритический

рационализм
психоанализ


Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное
термином

«Сверх-Я»

«Они»

«Ты»«Я»«Оно»
— Сознание – это

субъективный
образ объективного мира

совокупность
психических актов

физиологическая
деятельность головного мозга
соотношение
стимула и реакции организма


Сознание рассматривается как свойство
высокоорганизованной материи в

диалектическом
материализме

русской
религиозной философии

неотомизме
экзистенциализмелингвистической
философии — Марксистская философия
рассматривает сознание как

высшую
функцию мозга, связанную с речью
нематериальную
душу, инструментально использующую
мозгчасть
предметно ориентированной

нематериальной
души
тонкое
вещество, обладающее метрикой и массойособую биополевую структуру мозга


Интенциональность – свойство человеческого
сознания
субъективно
устремляться к объектам, придавать им
смысл

стремиться
к

власти
над миром
формулировать
цели деятельностипроизводить
идеалыутверждать
эстетическое отношение к миру

  • Неосознаваемая
    часть психики человека, активно влияющая
    на его поведение, называется
    бессознательное

  • Фрейд
    назвал преобразование влечений в цели
    культурного творчества …сублимацией

  • Высшая
    форма интеллектуального миропонимания

воображение
мистическое
озарениесовестьрассудокразум


Мысль – это

рациональный
субъективный образ

речевая
операцияалгоритм

практической
деятельности
психическая
установкафизиологический
феномен


Способность непосредственно проникать
во внутренний мир другого человека
называется

эйдетизмом
эмпатией
симпатиейантипатиейапатией


Понятие коллективного бессознательного
введено

Вернадским
ФрейдомЮнгом

БердяевымКамю
— Интроспекция как метод изучения
сознания представляет собой

метод
проб и ошибок
способ
изучения биотоков мозгасамонаблюдение

исследование
по формуле «стимул—реакция»
опрос
общественного мнения


В космоцентрическом мировоззрении
разум рассматривается как

поток
речи
образ
и подобие Богаособый
рефлекс головного мозга

первичная,
автономная и уникальная способность
человека
нечто,
тождественное универсальным законам
космоса


В антропоцентристском мировоззрении
разум рассматривается как

изначальное,
самодостаточное, необъяснимое свойство
человека

искра
Божественного разумаподобие
космического законаособый
рефлекс

головного
мозга
индивидуальная
форма бытия общественных отношений — В
социоцентрическом мировоззрении личное
сознание рассматривается как

индивидуальная
форма бытия общественных отношений

искра
Божественного разумаподобие
космического законаособый
рефлекс

головного
мозга
изначальное,
самодостаточное, необъяснимое свойство
человека


В философии постмодернизма человеческое
сознание рассматривается как

поток
речи и способность производить
бесчисленные тексты

изначальное,
самодостаточное, необъяснимое свойство
человекаискра
Божественного разума

особый
рефлекс головного мозга
индивидуальная
форма бытия общественных отношений


Способность сознания творить и
воспроизводить идеи, планы поведения
называется
идейностью
идеальностьютворческойэйдетизмом

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #

Возможно, вам также будет интересно:

  • Вольфенштайн возвращение в замок ошибка
  • Вольфенштайн 2 вылетает с ошибкой
  • Вольф fgg k 24 ошибки котла
  • Вольно невольно кредиты пришлось возвращать ошибка
  • Вольво фш 13 ошибка снижение мощности

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии