Вирусы внутриклеточные паразиты найти ошибки

3035. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и после этого исправьте эти ошибки.

(1)Вирусы — внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. (2)Вирусы относят к прокариотам. (3)Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4)Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5)Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6)Вирусы — возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и т. д. (7)Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов, или даже классов.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4:

2) Вирусы относят к неклеточным формам жизни
3) Вирусные частицы состоят из молекулы ДНК или РНК и белковой оболочки (капсида)
4) Вирусы обладают только наследственностью, изменчивостью, самовоспроизведением, а другие признаки для них нехарактерны

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3035.

Цели урока: сформировать у учащихся
знания о специфической форме жизни — вирусах, о
чертах строения этих форм жизни, особенностях их
размножения, научном и практическом значении.
(Слайд 2)

Основные понятия: вирус,капсид.

Средства обучения: презентация
(ИТК), таблицы, научно-популярная литература о
вирусах, выступление учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент урока.

2. Повторение материала

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какую роль в клетке играют биокатализаторы?

2. Каков механизм действия ферментов?

3. Какие функции в клетке выполняют ДНК и РНК?

3. Изучение нового материала.

1. Презентация к уроку “Вирусы — внутриклеточные
паразиты. Вирусные инфекции”, в форме
мини-лекции.

По ходу презентации учащиеся должны заполнить
“рабочий лист”.

2. Сообщение учащихся об инфекционных болезнях
(оспа, грипп,СПИД).

1. История открытия вирусов

Заболевания растений, животных и человека,
вирусная природа которых в настоящее время
установлена, в течение многих столетий наносили
огромный вред здоровью человека и значительный
ущерб хозяйству. Все попытки узнать причину
возникновения этих болезней и обнаружить их
возбудителя оставались безуспешными.

Впервые существование вируса — нового типа
возбудителей болезней — доказал русский ученый
Д.И.Ивановский. (Слайд3)

Д.И. Ивановский

Дмитрий Иосифович Ивановский родился в 1864 году
в Петербургской губернии. Окончив с отличием
гимназию, в августе 1883 года он поступает в
Петербургский университет на
физико-математический факультет. Как
нуждающийся студент Ивановский был освобожден
от уплаты за обучение и получал стипендию.

Под влиянием выдающихся деятелей науки,
преподававших в то время в университете
(И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров, В.В.Докучаев,
А.Н.Бекетов, А.С.Фамицин и другие), формировалось
мировоззрение будущего ученого. Будучи
студентом, Ивановский с увлечением работал в
научном биологическом кружке, проводил опыты по
анатомии и физиологии растений, тщательно
выполняя эксперименты. Поэтому А.Н.Бекетов,
возглавлявший тогда общество
естествоиспытателей, и профессор А.С.Фамицин
предложили в 1887 году студентам Д.И.Ивановскому и
В.В.Половцеву поехать на Украину и в Бессарабию
для изучения заболевания табака, наносившего
огромный ущерб сельскому хозяйству юга России.
Листья табака покрывались сложным абстрактным
рисунком, участки которого растекались, как
чернила на промокашке, и распространялись с
растения на растение.

Конец XIX века ознаменовался крупными
достижениями в микробиологии, и, естественно,
Ивановский решил узнать, не вызывает ли табачную
мозаику какая-нибудь бактерия. Он просмотрел под
оптическим микроскопом (электронных тогда еще не
было) множество больных листьев, но тщетно —
никаких признаков бактерий обнаружить не
удалось. «А может быть, они такие маленькие, что
их нельзя увидеть?» — подумал ученый. Если это
так, то они должны пройти через фильтры, которые
задерживают на своей поверхности обычные
бактерии. Подобные фильтры в то время уже
имелись.

Мелко растертый лист больного табака
Ивановский помещал в жидкость, которую затем
фильтровал. Бактерии при этом задерживались
фильтром, а прошедшая фильтрацию жидкость должна
была быть стерильной и не способной заразить
здоровое растение при попадании на него. Но она
заражала! В этом суть открытия Ивановского (как
просто всё гениальное!).

Здесь сказывается различие в размерах. Вирусы
мельче бактерий приблизительно в 100 раз, поэтому
они свободно проходили сквозь все фильтры и
заражали здоровые растения, попадая на них
вместе с отфильтрованной жидкостью. Бактерии к
тому же отличаются способностью размножаться в
искусственно созданных питательных средах, а
открытые Ивановским вирусы этого не делали.
«Значит, это нечто новое», — решил ученый. На
дворе стоял 1892 год.

Возбудитель мозаичной болезни называется
Ивановским то «фильтрующимися» бактериями,
то микроорганизмами. И это понятно, так как сразу
сформулировать существование особого мира
вирусов было весьма трудно. Термин вирус (от
латинского virus — яд) появился позже.

Вот таким бразом Ивановский открыл вирусы —
новую форму существования жизни. Своими
дальнейшими исследованиями он заложил основы
ряда научных направлений в вирусологии.

Далее открытия вирусов сыпались как из рога
изобилия: 1901 год — вирус желтой лихорадки, 1907 —
натуральной оспы, 1909 — полиомиелита…

Первая половина ХХ столетия поистине оказалась
эрой великих вирусологических открытий. Особо
пристально изучались возбудители острых
лихорадочных заболеваний. Разрабатывалась
методика борьбы с ними и меры предупреждения
этих болезней. Стремление ученых как можно
скорее обнаружить и выделить вирус при любом
неизвестном и особо тяжелом заболевании вполне
понятно и оправдано, так как первый шаг в борьбе с
болезнью — это выяснение ее причины.

Изучив свойства выделенного вируса, ученые
приступали к приготовлению противоядия —
вакцины, а затем непосредственно к лечению и
профилактике заболевания. Так в борьбе за
здоровье и жизнь человека становилась молодая
наука о вирусах — вирусология.

Вирусы

Вирусы (от латинского яд) не имеют клеточного
строения. Они представляют собой простейшую
форму жизни на нашей планете, занимая
пограничное положение между неживой и живой
материей. (слайд 4)

Вирусы- это внутриклеточные паразиты, и вне
клетки они не проявляют никаких свойств живого.
Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии,
не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них
во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы
настолько малы, что их можно увидеть только с
помощью электронного микроскопа.

От неживой материи вирусы отличаются двумя
свойствами: способностью воспроизводить себе
подобные формы (размножаться) и обладанием
наследственностью и изменчивостью.

Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная
частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в
белковую оболочку, которую называют капсидом.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен
веществ, направляя всю ее деятельность на
производство вирусной нуклеиновой кислоты и
вирусных белков. Внутри клетки происходит
самосборка вирусных частиц из синтезированных
молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента
гибели в клетке успевает синтезироваться
огромное число вирусных частиц. В конечном итоге
клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы
выходят из клетки.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы
вызывают многие опасные заболевания: у человека
– грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку,
бешенство, СПИД; у растений – мозаичную болезнь
табака, томатов, огурцов, скручивание листьев,
карликовость; у животных – ящур, чуму свиней и
птиц, инфекционную анемию лошадей.

Происхождение вирусов в процессе эволюции пока
неясно. Большинство ученых предполагают, что
вирусы представляют собой клетки или их
фрагменты, которые в ходе приспособления к
паразитизму утратили все, без чего “можно
обойтись”, за исключением своего
наследственного аппарата в виде нуклеиновой
кислоты и защитной белковой оболочки.

Что же такое вирус?

Подавляющее большинство ныне живущих на Земле
организмов состоит из клеток, и лишь вирусы не
имеют клеточного строения. (слайд 5)

По этому важнейшему признаку все живое в
настоящее время делится учеными на две империи:

— доклеточные (вирусы и фаги),

— клеточные (все остальные организмы: бактерии и
близкие к ним группы, грибы, зеленые растения,
животные и человек).

Вирусы — мельчайшие организмы, их размеры
колеблются от 12 до 500 нанометров. Мелкие вирусы
равны крупным молекулам белка. Вирусы — резко
выраженные паразиты клеток.

Важнейшими отличительными особенностями
вирусов являются следующие:

1. Они содержат в своем составе только один из
типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую
кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), —
а все клеточные организмы, в том числе и самые
примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК
одновременно.

2. Не обладают собственным обменом веществ,
имеют очень ограниченное число ферментов. Для
размножения используют обмен веществ
клетки-хозяина, ее ферменты и энергию.

3. Могут существовать только как
внутриклеточные паразиты и не размножаются вне
клеток тех организмов, в которых паразитируют.

Наиболее примитивные вирусы состоят из
молекулы РНК (либо ДНК), окруженной снаружи
белковыми молекулами, создающими оболочку
вируса. Некоторые вирусы имеют еще одну — внешнюю,
или вторичную, оболочку; более сложные вирусы
содержат ряд ферментов.

Нуклеиновая кислота (НК) является
носительницей наследственных свойств вируса.
Белки внутренней и внешней оболочек служат для
ее защиты.

Так как вирусы не обладают собственным обменом
веществ, вне клетки они существуют в виде
«неживых» частиц. В этом случае можно
сказать, что вирусы представляют собой инертные
кристаллы. При попадании в клетку они вновь
«оживают».

При размножении для создания компонентов своих
частиц вирусы используют питательные вещества и
энергетико-метаболические системы
инфицированных ими клеток. После проникновения в
клетку вирус распадается на составляющие его
части — НК и белки оболочки («раздевается»). С
этого момента биосинтетическими процессами
клетки-хозяина начинает управлять генетическая
информация, закодированная в нуклеиновой
кислоте вируса.

Науке известны вирусы бактерий, растений,
насекомых, животных и человека. Всего их более 1000.
Связанные с размножением вируса процессы чаще
всего, но не всегда, повреждают и уничтожают
клетку-хозяина. Размножение вирусов, сопряженное
с разрушением клеток, ведет к возникновению
болезненных состояний в организме.

Вирусы вызывают многие заболевания человека:
корь, свинку, грипп, полиомиелит (слайд 6)
бешенство, оспу, желтую лихорадку, трахому,
энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые)
болезни, СПИД. Нередко у людей начинают расти
бородавки. Всем известно как после простуды
зачастую «обметывают» губы и крылья носа.
Это тоже всё вирусные заболевания.

Ученые установили, что в организме человека
живет много вирусов, но проявляют они себя не
всегда. Воздействиям болезнетворного вируса
подвержен лишь ослабленный организм.

Пути заражения вирусами самые различные: через
кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну,
слизь и другие выделения больного; через воздух;
с пищей; половым путем и другие.

У животных вирусы вызывают ящур, чуму,
бешенство; у растений — мозаику или иные
изменения окраски листьев либо цветков,
курчавость листьев и другие изменения формы,
карликовость; наконец, у бактерий — их распад.

С самого начала вирусы считались только
возбудителями болезней. Представление о вирусах
как об исключительно болезнетворных агентах
преобладает и сейчас в широких кругах
«непосвященных». Однако это не совсем верно.

Известен целый ряд вирусов, которые не являются
носителями болезней. Многие из них проникают в
организм человека, но при этом не вызывают
никаких клинически обнаруживаемых заболеваний.
Они могут продолжительно и без всяких внешних
проявлений существовать в клетках своего
хозяина.

Строение вирусов

Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп,
так как их размеры меньше длины световой волны.
Разглядеть их можно лишь с помощью электронного
микроскопа. (слайд 7)

Вирусы состоят из следующих основных
компонентов:

1. Сердцевина — генетический материал (ДНК либо
РНК), который несет информацию о нескольких типах
белков, необходимых для образования нового
вируса.

2. Белковая оболочка, которую называют капсидом
(от латинского капса — ящик). Она часто построена
из идентичных повторяющихся субъединиц —
капсомеров. Капсомеры образуют структуры с
высокой степенью симметрии.

3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она
образована из плазматической мембраны
клетки-хозяина и встречается только у
сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Капсид и дополнительная оболочка несут
защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую
кислоту. Кроме того, они способствуют
проникновению вируса в клетку. Полностью
сформированный вирус называется вирионом.(слайд
8)

Рис. 2. Схематичное строение вируса: 1 —
сердцевина (однонитчатая РНК); 2 — белковая
оболочка (капсид); 3 — дополнительная
липопротеидная оболочка; 4 — капсомеры
(структурные части капсида).

Количество капсомер и способ их укладки строго
постоянны для каждого вида вируса. Например,
вирус полиомиелита содержит 32 капсомера, а
аденовирус — 252.

Поскольку основу всего живого составляют
генетические структуры, то и вирусы
классифицируют сейчас по характеристике их
наследственного вещества — нуклеиновых кислот.
Все вирусы подразделяют на две большие группы:
ДНК-содержащие вирусы (дезоксивирусы) и
РНК-содержащие вирусы (рибовирусы). Затем каждую
из этих групп подразделяют на вирусы с
двухнитчатой и однонитчатой нуклеиновыми
кислотами. Следующий критерий — тип симметрии
вирионов (зависит от способа укладки капсомеров),
наличие или отсутствие внешних оболочек и т.п.

Схематичное изображение расположения
капсомеров в капсиде вирусов. (слайд 6) Спиральный
тип симметрии имеет вирус гриппа — а.
Кубический тип симметрии у вирусов: герпеса — б,
аденовируса — в, полиомиелита — г.

Характерные особенности вирусов (слайд 9)

Сходство с живыми
организмами
Отличие от живых
организмов
Специфические черты
Способность к размножению. 1.Во внешней среде имеют форму
кристаллов,не проявляя никаких свойств живого.
1.Очень маленькие размеры.
Наследственность 2.Не потребляют пищи. 2.Простота организации (нуклеиновые
кислоты + белок)
3.Изменчивость. 3.Не вырабатывают энергию. 3.Занимают пограничное положение между
неживой и живой материей.
4.Характерна приспособляемость к
меняющимся условиям среды.
4.Не растут. 4.Высокая скорость размножения.
  5. Нет обмена веществ 5.Носитель наследственной информации.
  6.Имеют неклеточное строение.  

1. Вирусные инфекции.

Попадание вирусов в организм человека,
животного или птицы не всегда вызывает развитие
остро протекающих инфекций. Вирусы могут
продолжительное время и без всяких внешних
проявлений существовать в клетках своего
хозяина. Это происходит в тех случаях, когда
вырабатываемые организмом противовирусные
антитела не уничтожают вирус полностью, а
сдерживают его размножение в рамках «мирного
сосуществования». Такой союз выгоден обеим
сторонам.(Слайд 10)

Чем дольше длится перемирие, тем более длителен
и срок продуцирования организмом антител. В этой
ситуации отсутствует опасность заражения
организма извне более активным вирусом, а значит
и невозможно развитие острой инфекции.

В рамках «мирного сосуществования» вирус
продолжает размножаться в организме хозяина, в
результате чего последний через свои внешние
выделения способствует распространению вируса в
биосфере. В этом случае организм хозяина
является носителем латентной (от латинского latens —
скрытый) вирусной инфекции.

2. Сообщения учащихся об инфекционных болезнях

Оспа

В те времена, когда человечество еще и понятия
не имело о вирусах, страшные заболевания,
вызванные ими, заставляли искать пути избавления
от этих болезней. Ярким примером тому является
борьба с оспой. (слайд 11).

Оспа — одно из древнейших заболеваний. В прошлом
она была самой распространенной и самой опасной
болезнью.

Описание оспы нашли в египетском папирусе
Аменофиса I, составленного еще за 4 тысячи лет до
нашей эры. Оспенные поражения сохранились на
коже мумии, захороненной в Египте за 3000 лет до
нашей эры. В XVI — XVIII веках в Западной Европе в
отдельные годы оспой заболевало до 12 миллионов
человек, из которых до 1,5 миллионов умирали. Оспа
поражала 2/3 родившихся тогда детей, и из восьми
заболевших ею трое погибали. Особой приметой
тогда считалось: «Знаков оспы не имеет». Люди
с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались
в те времена редко. Сейчас нам даже трудно себе
представить ту сокрушительную силу, с которой
орудовал тогда вирус оспы.

В конечном итоге этот древнейший бич
человечества был сломлен наукой. Сейчас эпидемии
оспы прекратились.

Еще 3500 лет назад в Древнем Китае было подмечено,
что люди, перенесшие легкую форму оспы, в
дальнейшем ею больше никогда не заболевали.
Позднее (более 1000 лет назад), опасаясь тяжелой
формы этой болезни, которая не только несла с
собой неминуемое обезображивание лица, но
нередко и смерть, жители Китая, Индии и Персии
стали искусственно заражать детей оспой.

На одних надевали рубашки больных, у которых
болезнь протекала в легкой форме. В нос другим
вдували измельченные и подсушенные оспенные
корочки. Наконец, оспу «покупали» — ребенка
вели к больному с крепко зажатой в руке монеткой,
взамен он получал несколько корочек с оспенных
пустул, которые по дороге домой должен был крепко
сжимать в той же руке. Человек, зараженный оспой
таким путем, переносил ее значительно легче.

Проблема предохранения от оспы была решена
только в конце XVIII века английским сельским
врачом Эдвардом Дженнером. Не он первый обратил
внимание на то, что люди, переболевшие коровьей
оспой (болезнью крупного рогатого скота, которая
обычно легко протекает у человека), впоследствии
никогда не заболевали натуральной, черной оспой.
Но именно Дженнер на основе этих наблюдений
сделал правильные выводы, четко сформулировал
свою теорию и в результате упорной и
систематической работы пришел к важнейшему
открытию.

В начале мая 1796 года ему пришлось лечить доярку
Сару Селмес, на руке которой были типичные для
коровьей оспы пустулы. 14 мая Дженнер внес в ранку
на плече восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса,
ранее не болевшего оспой, жидкость из пустул
больной доярки. На месте искусственной инфекции
у мальчика появились типичные пустулы, которые
исчезли через 14 дней. 1 июля Дженнер внес в
царапину на коже Джеймса высокоинфекционный
материал из пустул больного натуральной оспой…
И мальчик остался здоров.

Так зародилась и подтвердилась идея прививки
путем вакцинации (от латинского vасса — корова).
Вакцинация — это внесение инфекционного
материала коровьей оспы в организм человека с
целью предохранения его от заболевания
натуральной оспой. Вакцина — это само вещество,
предохраняющее от оспы. В наше время слова
«вакцинация» и «вакцина» употребляются
как общие термины, обозначающие прививку и
прививочный материал.

Дженнер первым доказал, что путем вакцинации
можно подавить распространение инфекционных
болезней и изгнать их с лица Земли. При этом он не
имел никакого представления о природе самого
возбудителя болезни! Его вели лишь гениальная
интуиция и талант наблюдательного
исследователя.

Возбудитель оспы — крупный (300-350 нанометров),
сложно устроенный ДНК-содержащий вирус,
размножающийся в цитоплазме клеток. Он имеет
кубоидальную форму. У оспенных вирионов
обнаружена липопротеидная оболочка, под ней
вироплазма, в которой содержится нуклеокапсид.
ДНК у вируса оспы — двунитчатая. Из нуклеокапсида
вириона выделены некоторые ферменты.

Источником инфекции являются больные люди.
Заражение распространяется воздушно-капельным и
воздушно-пылевыми путями (вирус передается при
разговоре, кашле, через посуду, а также через
пылевые частицы, находящиеся на одежде), (слайд 12).

Вирусы оспы проникают в организм человека
через слизистую оболочку дыхательных путей и
кожные покровы и локализуются в лимфатических
узлах. Размножившись там, они попадают в кровь.
Вторичная репродукция (размножение) происходит в
лимфоидной ткани и сопровождается клиническими
проявлениями заболевания: высокой температурой,
головной болью, потерей сознания. На коже и
слизистых оболочках образуются папулы, везикулы
и пустулы. Оспенные папулы характеризуются
прозрачным содержимым и имеют вид жемчужин с
перламутровым блеском. На месте появления пустул
после заживления остаются рубцы. Образование
рубцов на слизистой глаз приводит к слепоте (в 25%
случаев).

Процент смертности при оспе велик, при
геморрагической форме — 100%. При этой форме
пустулы наполняются кровью — черная оспа.
Встречаются легкие формы оспы, когда заболевание
протекает без температуры и сыпи.

К вирусу оспы чувствителен мелкий и крупный
рогатый скот. В экспериментальных условиях легко
заражаются обезьяны, морские свинки, кролики и
др. Однако воспроизвести заболевание, сходное по
клинике с болезнью человека, можно только у
обезьян.

У переболевших оспой людей вырабатывается
пожизненный иммунитет. Искусственная
иммунизация с последующей ревакцинацией тоже
дает стойкий иммунитет.

Необходимость проведения своевременной
вакцинации против оспы красноречиво доказывают
приведенные ниже рисунки:

Младенцу делают прививку оспы, которую он легко
переносит. Иммунитет вырабатывается на 7 лет
(слева). Все тело больного оспой покрывается
оспяными струпьями (справа).Срочно все на
вакцинацию

Профилактикой оспы является ранняя
диагностика, изоляция больных, дезинфекция,
предупреждение завоза оспы из других стран,
карантин.

При температуре 100° С вирусы оспы погибают
моментально. Температура 60° С губит их через час.
Низкие температуры и высушивание вирусы
натуральной оспы переносят хорошо, в оспенных
корочках сохраняются длительно.

Грипп

Грипп, по нашим понятиям, — не столь уж и тяжелое
заболевание, но он остается «королем»
эпидемий. Ни одна из известных сегодня болезней
не может за короткое время охватить сотни
миллионов людей, а гриппом только за одну
пандемию (повальную эпидемию) заболевало более 2,5
миллиардов человек!.. (слайд 13).

В 1918 году разразилась пандемия гриппа под
названием «испанка». Болезнь сопровождалась
своеобразной «синюшностью», обусловленной
резким кислородным голоданием, вызванным
злокачественно протекающим воспалением легких.
За полтора года эпидемия охватила все страны
мира, поразив более миллиарда человек. Болезнь
протекала исключительно тяжело: около 25
миллионов человек погибло — больше, чем от
ранений на всех фронтах первой мировой войны за
четыре года. Никогда позже грипп не вызывал столь
высокой смертности.

Массовые прививки против гриппа, которые
практиковались в 50-е годы ХХ столетия у нас и в
США, привели к неожиданно скромным и даже более
чем скромным результатам. Вакцинация снижала
заболеваемость в полтора-два раза, а в отдельные
годы эффективность ее была нулевой.
Приобретавшийся у человека иммунитет после
введения ему противогриппозной вакцины в
большинстве случаев не мог устоять перед
очередной вспышкой заболевания.

Каждая большая эпидемия гриппа вызывается
новым его вариантом, новой разновидностью.
Каждый раз вирус гриппа выступает в другой
одежде. И это не образное сравнение, не метафора.
Действительно, вирусы гриппа часто меняют свою
одежду.

Вирус гриппа был открыт в 1933 году. Выделенные
тогда вирионы до сих пор сохраняются в
лабораториях и их обозначают символом H0N1
(гемагглютинин H0, нейраминидаза N1).

В 1947 году началась большая эпидемия гриппа. Она
была вызвана новым вариантом вируса — H1N1:
нейраминидаза осталась прежней, а гемагглютинин
изменился. Пандемия «азиатского» гриппа в 1957
году была вызвана вирусом, в котором были сменены
оба белка — его формула H2N2.
«Гонконгский» вирус, вызвавший пандемию 1968
года, сменил свой гемагглютинин — его формула H3N2.

Откуда берутся новые белки вируса гриппа? На
этот вопрос пока нет однозначного ответа. Но есть
предположение.

Вирусы гриппа поражают не только человека, но и
животных. Да и открыты они были сначала у
животных, а уж потом у человека. В 1932 году (за год
до открытия вируса гриппа человека) от свиней был
выделен сходный вирус. Затем стали открывать все
новые и новые вирусы гриппа животных, сходные с
вирусами человека. Их выделили от свиней,
лошадей, собак, телят и многих видов домашних и
диких птиц.

Например, вирус «гонконгского» гриппа
человека появился в 1968 году. А за 4-5 лет до этого
были открыты два вируса гриппа — утиного на
Украине и лошадиного в США, у которых
гемагглютинин сходен с гемагглютинином
«гонконгского» вируса. Итак, вирус человека
появился в 1968 году, а его белки уже были ранее у
сходных вирусов животных…

Таким образом, стали накапливаться данные о
циркуляции вирусов гриппа среди людей и
животных.

Когда же будет побежден грипп? Вероятно, не
скоро. Тогда, когда мы научимся следить за его
«переодеванием», научимся предсказывать,
куда он «ныряет» и в каком виде
«выныривает», когда мы научимся встречать
перевоплощенный вирус со всем арсеналом
возможных средств против его новой одежды. Но…

В 1977 году вирус H1N1, исчезнувший было
в 1957 году, вновь появился после 20-летнего
отсутствия. До сих пор неясно, почему он пропал 20
лет назад и почему возник вновь. Можно лишь
предполагать, что либо он сохранился, циркулируя
среди животных, либо опять синтезировался в
результате процессов рекомбинации. Важно,
однако, другое: повторное появление сходного
вируса указывает на то, что число эпидемически
опасных для человека вирусов гриппа ограничено.
А это значит, что и получение универсальной
вакцины против гриппа, возможно, не за горами.
Пока же впереди большая и кропотливая работа,
сходная с работой криминалиста, терпеливо
преследующего преступника, оставляющего
малозаметные и не всегда понятные следы своих
перевоплощений.

Источником гриппозной инфекции служит больной
человек. Обычно заражение передается
воздушно-капельным путем при непосредственном
контакте с больным (при разговоре, кашле,
чиханье).(слайд14).

Вирус гриппа, попадая на слизистую оболочку
верхних дыхательных путей, внедряется в их
эпителиальные клетки. Оттуда он проходит в кровь
и вызывает явления интоксикации (отравления). В
слизистой оболочке вирус вызывает гибель клеток.
Это создает условия для активизации различных
болезнетворных бактерий, локализующиеся в
верхних дыхательных путях, а также для
проникновения других микроорганизмов,
вызывающих вторичную инфекцию — пневмонию,
бронхит. Кроме того, вирус гриппа активирует
хронические заболевания, например, туберкулез.

Температура 65° С губит вирус гриппа через 5-10
мин. В кислотной и щелочной средах, под влиянием
эфира и дезинфицирующих растворов он погибает
быстро. Вирус очень чувствителен к действию
ультрафиолетовых лучей и ультразвуку, но
устойчив к глицерину, в котором может
сохраняться несколько месяцев.

Большое значение в профилактике гриппа имеет
закаливание организма, своевременная изоляция
больного, влажная уборка помещений и их
проветривание.

СПИД

Синдром приобретенного иммунного дефицита
(СПИД) — это сравнительно новое, но очень страшное
инфекционное заболевание, возникшее перед
человечеством в самом конце II тысячелетия. Не
случайно его еще называют «чумой ХХ века».
(слайд15)

Но ни чума, ни черная оспа, ни холера не являются
прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни
на одну из этих и других известных болезней
человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в
регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не
охватывала всю планету разом. Кроме того,
некоторые люди, переболев ею, выживали,
приобретая иммунитет, и брали на себя труд по
уходу за больными и восстановлению
пострадавшего хозяйства.

СПИД ведущие специалисты определяют как
«глобальный кризис здоровья», который по
большому счету еще не контролируется медициной и
от него умирает каждый заразившийся им человек.
Средняя продолжительность жизни
ВИЧ-инфицированного составляет 7-10 лет.

Первые заболевшие СПИДом люди были выявлены в
1981 году. Сначала распространение
вирус-возбудителя этой болезни шло
преимущественно среди определенных групп
населения, которые называли группами риска. Это
наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные
врожденной гемофилией, так как жизнь последних
зависит от систематического введения им
препаратов из донорской крови. Однако затем
вирус СПИДа вышел за пределы названных групп и
стал поражать основную популяцию населения.

К 1991 году СПИД был зарегистрирован во всех
странах мира, кроме Албании. В США уже в то время
один из каждых 100-200 человек был инфицирован,
каждые новые 13 секунд этой болезнью заражался
еще один житель, а к концу 1991 года СПИД в этой
стране вышел на третье место по смертности,
обогнав раковые заболевания.

«Чума ХХ века» вначале щадила нашу страну.
Однако сейчас Россия вышла на одно из первых мест
в мире по темпам увеличения числа
ВИЧ-инфицированных. Если за неполных 9 месяцев 1999
года у наших граждан было зарегистрировано 12134
новых случая заражения ВИЧ-инфекцией, то за
аналогичный период 2000 года — 30160 (прирост
составляет 248,6%). По данным Российского
научно-методического центра по профилактике и
борьбе со СПИДом с января 1987 года по октябрь 2000
года зарегистрировано 610270 ВИЧ-инфицированных
граждан России. Из них умерли 624 человека.

Возбудитель СПИДа — вирус иммунодефицита
человека (ВИЧ). ВИЧ характеризуется крайней
изменчивостью — она в 30 -100, а по некоторым данным и
в миллион раз выше, чем у вируса гриппа. Касается
она не только штаммов вируса, выделенных от
разных больных, но и тех, что выделены в разное
время года от одного и того же больного. Это
свойство резко затрудняет возможность получения
вакцин против ВИЧ.

Как известно, иммунная система обеспечивает в
нашем теле постоянство состава белков и
осуществляет борьбу с инфекциями и
злокачественно перерождающимися клетками
организма.

Особенностью ВИЧ является его способность
проникать в клетки иммунной системы и разрушать
их в процессе своего размножения. Это приводит к
расстройству всей иммунной системы человека, в
результате чего организм утрачивает свои
защитные свойства и не в состоянии противостоять
возбудителям различных инфекций и убивать
опухолевые клетки.

В такой ситуации при попадании в организм
вторичной инфекции последняя не встречает
должного отпора со стороны ослабленной иммунной
системы человека, и болезнь бурно развивается.
Конечный результат здесь пока единственный —
летальный исход.

Источником ВИЧ-заражения служит человек,
пораженный этим вирусом. Обычно вирус СПИДа
передается:

— с кровью,

— при половом контакте,

— в 50% случаев плоду в утробе зараженной матери.

Традиционно считалось, что из 10 случаев
заражения в 7-и случаях ВИЧ передается половым
путем, в 2-х виноваты «грязные» шприцы
наркоманов, и лишь в одном случае — медицинские
работники.

Однако с лета 1996 года произошел «обвал» в
среде наркоманов: они составляют сейчас две
трети заболевших СПИДом российских граждан. Это
объясняется тем, что заражение происходит не
только при использовании наркоманами общего
шприца и иглы, но и в связи с присутствием вируса
в «готовом» растворе наркотика.

В 1997 году в Россию стали поступать довольно
дешевые наркотики в растворе — так сказать, уже
готовые к употреблению (под тару использовались
обычные бутылки из-под пепси-колы). У этого
раствора рН должна быть приблизительно равной рН
крови. Иначе при его внутривенном введении кровь
неминуемо свернется, что приведет к мгновенной
смерти. В таком растворе наркотика вирус и
получил «ордер на прописку», а «поколение
пепси» дало небывалый скачок заражения
ВИЧ-инфекцией.

Как уже отмечалось выше, только одно из 10
заражений приходится сейчас на передачу
ВИЧ-инфекции медицинским путем: через больничные
инструменты или с кровью при ее переливании во
время хирургических операций. Хотя этот путь
заражения наименее вероятен, он все же наиболее
опасен для нормальных людей. Ведь в своем
большинстве они не являются наркоманами, имеют
ограниченное количество половых контактов (во
всяком случае, пользуются презервативами), а вот
в больницу может угодить каждый!

Однако российские специалисты единодушно
настаивают: после печальных событий 1988 года в
Элисте, когда из-за нестерильности
систем-капельниц были заражены дети,
отечественное здравоохранение получило
жесточайший урок, и с тех пор внутрибольничных
заражений граждан СПИДом не регистрировалось. Но
есть случаи инфицирования вирусом через
донорскую кровь во время операций.

Что же нам необходимо сделать, чтобы победить
«чуму ХХ века»?

В первую очередь нужно защитить банк крови. Вся
кровь должна контролироваться качественными
новейшими тест-системами.

Спасти уже сложившуюся неблагополучную
ситуацию от дальнейшего ухудшения может лишь
серьезнейшая ежедневная профилактическая
работа. Медики должны «идти в народ»:
доводить до каждого необходимые знания, говорить
о СПИДе как можно больше в средствах массовой
информации. К врачам обязательно должны
присоединиться учителя и родители.

Надо разъяснять молодежи, особенно подросткам,
актуальность безопасного секса с использованием
презервативов. Не забывайте: кондомы — мощный
барьер на пути распространения ВИЧ-инфекции. Это
проверено!

Следует отказаться от внутривенного
употребление наркотиков, так как это не только
вредно для здоровья, но и в значительной мере
повышает возможность заражения вирусом.

Необходимо опираться на самые современные
методы лечения, так как здесь забрезжил луч
надежды. На XI Всемирной конференции по СПИДу,
которая проходила в 1997 году в Ванкувере (Канада),
ученые впервые заявили об ошеломляющих успехах
комбинированной терапии в борьбе с ВИЧ. Речь идет
о тритерапии американского доктора Дэвида Хо.
Применение данной методики приводит к снижению
содержания вируса СПИДа в крови больного до нуля,
и больной перестает быть заразным для
окружающих. Вдумайтесь: это новый качественный
уровень! Правда, о полном исцелении говорить пока
рано: вирус все же сохраняется в лимфатических
узлах и тканях, поэтому сам человек продолжает
болеть.

Заключительное слово учителя

На основании всего сказанного можно сделать
вывод о том, что вирусы хотя и не имеют клеточного
строения, относятся к живым организмам. В связи с
этим всё живое делится на две империи –
доклеточных ,которая объединяет вирусы и
бактериофаги, и клеточных (царства растений,
животных, грибов и прокариот),(слайд16)

Обобщение и закрепление изученного материала в
процессе проверки правильности заполнения
“рабочих листов”.

Домашнее задание: подготовится к
контрольно-обобщающему уроку по теме
“Молекулярный уровень”. Составить кроссворд
из10 вопросов по теме “Вирусы”.

Рабочий лист ученика (цы) класса.

Вирусы были открыты в…………. году
учёным…………………………

Вирусы не имеют
…………………………………………………………..

“Сердце” вируса состоит
из…………………….или……………………..

Белковая оболочка вируса
называется……………………………………

Многие вирусы имеют
форму……………………………………………..

По образу жизни вирусы
являются………………………………………..

Признаки живого организма вирусы могут
проявлять, только находясь………..

К инфекционным болезням
относят……………………………………….

55 месяцев назад

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их (возможно несколько

правильных вариантов ответов). 1) Вирусы – внутриклеточные паразиты. 2) Они размножаются путем деления. 3) Вирусы относятся к прокариотам. 4) Вирусы синтезируют свои нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, а белки из аминокислот клетки хозяина. 5) Вирусы содержат аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии. 6) Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др

Ответы

Будь первым, кто ответит на вопрос

1.Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов.

         1) выход вируса в окружающую среду  2) синтез белка вируса в клетке

3) внедрение ДНК в клетку  4) синтез ДНК вируса в клетке

5) прикрепление вируса к клетке

2. Вирус иммунодефицита поражает в организме человека

 1) лимфоциты  2) нейроны  3) капилляры 4) слизистые оболочки

3. Из белка и нуклеиновой кислоты состоят

 1) одноклеточные грибы  2) вирусы  3) водоросли  4) бактерии

4. ОСОБЕННОСТЬ ВИРУСОВ И БАКТЕРИЙ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

А) нет клеточной стенки

Б) наследственный материал заключён в кольцевой ДНК

В) наследственный материал заключён в РНК

Г) может иметь жгутик

Д) внутриклеточный паразит

Е) симбионт человека

1) вирус иммунодефицита

              человека

2) кишечная палочка

 5. Какие объекты не имеют клеточного строения?

 1) дизентерийная амёба  2) возбудитель СПИДа  3) вирус табачной мозаики

4) кишечная палочка 5) вибрион холеры  6) бактериофаг

6. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса

 1) белков  2) ДНК  3) генов  4) рибосом

7. Из нуклеиновой кислоты и белковой капсулы состоит

 1) вирус  2) цианобактерия  3) одноклеточный гриб  4) паразитическое простейшее

8.Неклеточное строение имеют 

1) дрожжи  2) пеницилл  3) вирус оспы 4) холерный вибрион                

9.Установите соответствие между заболеваниями человека и возбудителями, вызывающими эти заболевания.

 ЗАБОЛЕВАНИЕ

ВОЗБУДИТЕЛИ

A) амёбная дизентерия

Б) малярия

B) натуральная оспа

Г) корь

Д) холера

Е) чума

1) вирусы

2) бактерии

3) простейшие

 10.Вирусы, в отличие от бактерий,

         1) имеют клеточную стенку   2) адаптируются к среде

3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка  4) размножаются вегетативно

5) не имеют собственного обмена веществ  6) ведут только паразитический образ жизни

11.Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы,

 1) вступают в симбиоз с растениями  2) дышат кислородом воздуха

3) вызывают инфекционные заболевания

4) образуют органические вещества из неорганических

12. Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков

         1) бактерии 2) простейшие 3) водоросли 4) вирусы

13.Формы жизни, которые могут функционировать только внутри клеток эукариот, — это

         1) сапротрофные бактерии 2) цианобактерии 3) простейшие 4) вирусы

14.Только паразитами по своему способу существования являются

         1) грибы  2) простейшие 3) вирусы  4) цианобактерии

15. Вирусы отличаются от растений, животных, грибов или бактерий тем, что они

 1) не имеют собственного обмена веществ  2) имеют небольшие размеры рибосом

3) содержат нуклеиновые кислоты  4) не размножаются

16.Вирусы, в отличие от растений и животных, относят к

 1) неклеточным формам  2) симбионтам  3) хемотрофам  4) прокариотам

17.Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания.

 ЗАБОЛЕВАНИЕ

ВОЗБУДИТЕЛИ

A) головня злаков

Б) аскаридоз

B) ветряная оспа

Г) грипп

Д) мучнистая роса

Е) эхинококкоз

1) грибы

2) гельминты

3) вирусы

18. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен.

 ПРИЗНАК

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

A) клеточное строение тела

Б) наличие собственного обмена веществ

B) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина

Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки

Д) размножение делением надвое

Е) способность к обратной транскрипции

1) прокариоты

2) вирусы

 19.Что из перечисленного изображено на рисунке?

1) клетка кишечной палочки

2) клетка дрожжей

3) холерный вибрион

4) вирус гриппа

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=11132

20.На рисунке показана модель

1) бактериальной клетки

2) одноклеточного животного

3) вирус иммунодефицита

4) одноклеточной водоросли

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=19675

21. Вирусы, в отличие от бактерий

         1) имеют неоформленное ядро  2) размножаются только в других клетках

3) не имеют мембранных органоидов   4) осуществляют хемосинтез

5) способны кристаллизоваться

6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

22. Почему бактерии относят к живым существам, а вирусы – нет?

23.У какой группы организмов клеточный уровень организации совпадает с организменным

 1) одноклеточные  2) бактериофаги  3) многоклеточные  4) вирусы

24. Какая из перечисленных болезней вызывается вирусом?

 1) чума  2) сибирская язва  3) дифтерия  4) оспа

25. Установите соответствие между характеристиками и формами жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФОРМЫ ЖИЗНИ

А) имеет нуклеоид

Б) при неблагоприятном воздействии образует споры

В) является облигатным клеточным паразитом

Г) цитоплазматическая мембрана образует мезосомы

Д) способен кристаллизоваться

Е) имеет белково-липидную мембрану и капсид

1)https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31988

2) https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31989

 26.Капсид — это оболочка

 1) холерного вибриона  2) стрептококка  3) мукора  4) бактериофага

27.Что из перечисленного изображено на рисунке? 

 1) клетка дрожжей

2) клетка кишечной палочки

3) бактериофаг 

4) холерный вибрион

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=11136

28.Хозяином бактериофага является

 1) кишечная палочка  2) домашняя муха  3) собака  4) дизентерийная амёба

29. Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА

ОБЪЕКТ

А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида

Б) клеточная стенка из муреина

В) вне организма находится в виде кристаллов

Г) может находиться в симбиозе с человеком

Д) имеет рибосомы

Е) имеет хвостовой канал

1) бактериофаг

2) кишечная палочка

ВОЗБУДИТЕЛИ

30Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Вирусы – внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только 
в клетках хозяина. (2)Вирусы относят к прокариотам. (3)Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4)Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5)Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6)Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и др. (7)Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

31Все приведённые ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, «выпадающих» из общего списка

 1) 

серобактерия

 2) 

спирогира

 3) 

мухомор

 4) 

сфагнум

 5) 

бактериофаг

1) грибы

2) гельминты

3) вирусы

Найдите три ошибки в приведенном тексте вирусы укажите номера предложений в которых сделаны ошибки

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

4. Во всех клетках имеется ядро.

5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

Ошибки содержатся в предложениях:

1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения;

2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;

3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.

А разве предложение 5 не считается ошибкой, ведь не у всех организмов генетический материал находится в ядре, есть же и прокариоты у которых он в цитоплазме?

Если исправите + к тем что даны в пояснении (в критериях), например,

В кле­точ­ном ядре ЭУКАРИОТ на­хо­дит­ся ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки — мо­ле­ку­лы ДНК

То можно исправлять и 5 предложение

В Клетках эритроцитов нету ядра же.

у Простейших,например у инфузорий нету клеточной стенки.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом запасающую или энергетическую функцию.

4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом целлюлозой.

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды, их влияние на формирование фенотипа;

2) 4 – цитогенетический метод не позволяет установить группы крови, а позволяет выявить геномные и хромосомные аномалии;

3) 5 – характер наследования гемофилии был установлен путём составления и анализа родословного древа

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вирусы»

1. Какие признаки характерны для вирусов?

1) Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще по строению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.

2. Как размножаются вирусы?

Для размножения вирусам необходима живая клетка. Проникнув в клетку, вирус «предлагает» ей свою нуклеиновую кислоту, и таким образом «заставляет» клетку синтезировать компоненты вирусных частиц. После того, как клетка синтезировала белки и нуклеиновые кислоты вируса, происходит самосборка вирусных частиц и их выход из клетки.

3. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Так как вирусы обладают наследственностью и изменчивостью, а также способностью к размножению, их можно отнести к живым организмам. Кроме того, в состав вируса входят нуклеиновые кислоты и белки, свойственные именно живым организмам.

4. Какова роль вирусов в природе?

А) Вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.).
Б) Некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.
В) Вирусы могут переносить ДНК между разными видами.

5. Объясните, почему вирусы неспособны к собственному обмену веществ и размножаются только внутри клетки.

1) у вирусов отсутствуют необходимые ферменты и органоиды (рибосомы), обеспечивающие обмен веществ (синтез собственных белков);
2) отсутствие собственных ферментов делает невозможным процесс репликации, что не позволяет вирусам размножаться вне клетки

6. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Вирусы – внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. (2) Вирусы относят к прокариотам. (3) Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4) Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5) Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6) Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и др. (7) Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

wdUM7uPlkck

7. Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите названия и функции структур, изображенных на рисунке цифрами 1, 2, 3.

8. Что изображено на картинке? По каким признакам вы можете проклассифицировать данный объект? Как его применяют в медицине?

1) Бактериофаг (вирус бактерий).
2) Не имеет клеточного строения. Состоит только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Может содержать ДНК или РНК, но не может содержать их обеих.
3) Бактериофаги можно использовать для лечения бактериальных заболеваний.

Источник

Найдите три ошибки в приведенном тексте вирусы укажите номера предложений в которых сделаны ошибки

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Вирусы представляют собой прокариотические организмы. (2) Вирусы образованы немембранными органоидами. (3) Вирусам присущ бесполый способ размножения. (4) Вирусы являются облигатными паразитами, то есть их жизнедеятельность протекает только в клетках других живых организмов. (5) Вирусы быстро эволюционируют в связи с тем, что их геном встраивается в геном клетки-хозяина и изменяется вместе с ним. (6) Вирусы являются возбудителями таких заболеваний человека, как грипп, СПИД, корь.

Данную задачу проверяют не автоматически, а вручную. Ознакомьтесь с критериями оценки, правильным решением и сами себе поставьте оценку от 0 до 3 баллов. Даже если вы ошиблись в цифровом ответе, можно получить несколько баллов за правильный ход решения. Форма для оценки находится внизу страницы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Oшибки допущены в предложениях:
1. 1 — Вирусы представляют собой неклеточную форму жизни.
2. 2 — Вирусы образованы молекулой нуклеиновой кислоты и белковой оболочкой (капсидом).
3. 3 — Вирусы не могут самостоятельно размножаться.
Если в ответе исправлено четыре и более предложения, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу
В ответе указаны и исправлены все ошибки 3
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них.
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются
2
В ответе указаны одна-три ошибки, исправлена только одна из ниx.
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются
1
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них 0
Максимальный балл 3

ошибки допущены в предложениях:

9e6e457660ebe1d295803e10dc2929df

Вирусы образованы молекулой нуклеиновой кислоты и белковой оболочкой (капсидом)
Все вирусы условно делят на простые и сложные. Простые вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки капсида. Капсид не монолитен, он собран из субъединиц белка капсомеров. У сложных вирусов капсид покрыт липопротеиновой мембраной суперкапсидом, в состав которого входят также гликопротеины и неструктурные белки-ферменты.

Вирусы не могут самостоятельно размножаться.

ошибки допущены в предложениях:

9e6e457660ebe1d295803e10dc2929df

Вирусы образованы молекулой нуклеиновой кислоты и белковой оболочкой (капсидом)
Все вирусы условно делят на простые и сложные. Простые вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки капсида. Капсид не монолитен, он собран из субъединиц белка капсомеров. У сложных вирусов капсид покрыт липопротеиновой мембраной суперкапсидом, в состав которого входят также гликопротеины и неструктурные белки-ферменты.

Вирусы не могут самостоятельно размножаться.

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вирусы»

1. Какие признаки характерны для вирусов?

1) Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще по строению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.

2. Как размножаются вирусы?

Для размножения вирусам необходима живая клетка. Проникнув в клетку, вирус «предлагает» ей свою нуклеиновую кислоту, и таким образом «заставляет» клетку синтезировать компоненты вирусных частиц. После того, как клетка синтезировала белки и нуклеиновые кислоты вируса, происходит самосборка вирусных частиц и их выход из клетки.

3. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Так как вирусы обладают наследственностью и изменчивостью, а также способностью к размножению, их можно отнести к живым организмам. Кроме того, в состав вируса входят нуклеиновые кислоты и белки, свойственные именно живым организмам.

4. Какова роль вирусов в природе?

А) Вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.).
Б) Некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.
В) Вирусы могут переносить ДНК между разными видами.

5. Объясните, почему вирусы неспособны к собственному обмену веществ и размножаются только внутри клетки.

1) у вирусов отсутствуют необходимые ферменты и органоиды (рибосомы), обеспечивающие обмен веществ (синтез собственных белков);
2) отсутствие собственных ферментов делает невозможным процесс репликации, что не позволяет вирусам размножаться вне клетки

6. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Вирусы – внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. (2) Вирусы относят к прокариотам. (3) Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4) Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5) Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6) Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и др. (7) Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

wdUM7uPlkck

7. Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите названия и функции структур, изображенных на рисунке цифрами 1, 2, 3.

8. Что изображено на картинке? По каким признакам вы можете проклассифицировать данный объект? Как его применяют в медицине?

1) Бактериофаг (вирус бактерий).
2) Не имеет клеточного строения. Состоит только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Может содержать ДНК или РНК, но не может содержать их обеих.
3) Бактериофаги можно использовать для лечения бактериальных заболеваний.

Источник

Найдите три ошибки в приведенном тексте вирусы укажите номера предложений в которых сделаны ошибки

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Структуры клеток». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

Оплодотворение у цветковых растений

(1)Цитология — это раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, строение, функционирование, процессы клеточного размно-жения, старения и смерти. (2)Все органеллы клетки можно разделить на три группы: одномембранные, двумембранные, трёхмембранные. (3)К двумембранным органеллам относятся митохондрии и пластиды. (4)Митохондрии можно увидеть в клетках бактерий, растений, животных, грибов. (5)У бактерий нет оформленного ядра, а генетический аппарат у них представлен кольцевой ДНК — нуклеоидом. (6)Цитоплазма, плазмо-лемма и рибосомы присутствуют в клетках представителей всех царств живых организмов. (7)Поверх плазмолеммы может присутствовать клеточная стенка, которая у растений в основном состоит из вещества белковой природы — клетчатки.

1. 2 – все органеллы клетки можно разделить на три группы: одномембранные, двумембранные, немембранные.

2. 4 – митохондрии можно увидеть в клетках растений, животных, грибов, а в клетках бактерий митохондрии отсутствуют.

3. 7 – клеточная стенка у растений состоит из вещества углеводной природы (из полисахарида) – клетчатки.

Если в ответе исправлено четыре и более предложения, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды ошибок sea of thieves
  • Вина формы вины невиновное причинение вреда субъективная ошибка и
  • Вирусолог цена ошибки александр чепурнов аудиокнига
  • Виды ошибок 404 и тд
  • Вики принт ошибка запроса номера прошивки