В риме микеланджело много работал совершенствуя свое мастерство ошибка

Задание № 27247

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) В Риме Микеланджело много работал, совершенствуя своё мастерство.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Богата и разнообразна Испанская кухня, сочетающая в себе западные и восточные черты, привнесённые арабами.
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3) Животный мир тайги богат и разнообразный.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеевым было выведено уравнение.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) К.А. Тимирязев в книге «Чарлз Дарвин и его учение» пишет о науке просто и увлекательно.
6) На звероводческих фермах разводят и серебристо-чёрных
лисиц, искусственно выведенные человеком.
7) Благодаря самоотверженного труда реставраторов удалось воспроизвести убранство залов музея.
8) Л.Н. Толстой своим романом «Войной и миром» показал, что
народ является силой, способной решать судьбу родной земли.
9) Ночная птица, низко мчащаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Показать ответ

Комментарий:

3) Животный мир тайги богат и разнообразный. — как однородные соединены краткое и полное прилагательные. Верно: мир тайги богат и разнообразен. Ошибка в построении предложения с однородными членами, Б.

4) Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеевым было выведено уравнение. — подлежащее (уравнение), выполняет действие, выраженное глаголом-сказуемым (было выведено), но не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом (изучив свойства), неправильное построение предложения с деепричастным оборотом, ошибка Д. Верно: Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеев вывел уравнение.

6) На звероводческих фермах разводят и серебристо-чёрных лисиц, искусственно выведенные человеком. — лисиц (каких?), искусственно выведеннЫХ человеком, нарушение в построении предложения с причастным оборотом, ошибка В.

7) Благодаря самоотверженного труда реставраторов удалось воспроизвести убранство залов музея. — предлог БЛАГОДАРЯ употребляется с существительными в Д.П., благодаря (чему?) труду, неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом, ошибка Г.

8) Л.Н. Толстой своим романом «Войной и миром» показал, что народ является силой, способной решать судьбу родной земли. — название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, картина и др.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже (романом «Война и мир»). Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением, ошибка А.


Ответ: 83674

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Генератор — в переводе с латинского «производитель» — это устройство, вырабатывающее электрическую энергию _______ создающее электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы — колебания, импульсы. (2) Маленькая динамо-машина, которая вырабатывает свет для фары вашего велосипеда, — тоже генератор, превращающий в электричество энергию крутящихся колёс. (3) Большие генераторы, приводимые в движение мощными турбинами, вырабатывают на электростанциях электричество, которое поступает в наши дома.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В наши дома поступает электрический ток, который вырабатывают на электростанциях генераторы, приводимые в движение мощными турбинами.

2) Устройство, которое вырабатывает электрический ток или создаёт электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы, называется генератором.

3) И большие устройства, дающие свет в наши дома, и маленькая динамо-машина велосипеда являются генераторами, производящими электрическую энергию.

4) Генераторы, будь то маленькая динамо-машина велосипеда или огромное устройство, приводимое в движение мощной турбиной, производят электрическую энергию.

5) Свет для фары велосипеда вырабатывает маленькая динамо-машина, превращая энергию крутящихся колёс в электричество.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДВИЖЕНИЕ, ср.

1) Переход из одного состояния, стадии в другое состояние, стадию развития. Движение событий.

2) перен. Общественная деятельность, преследующая определённые цели. Движение новаторов производства.

3) перен. Оживлённость, напряжённость действия. В пьесе мало движения.

4) Перемещение кого-чего-н. (предмета или его частей) в определённом направлении. Вращательное движение.

5) перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием. Движение сердца.

6) В философии: форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сОгнутый придАное лгалА черпАть закУпорив

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Необходимо было пополнить запасы продовольствия, воды и отдохнуть после ЖЕСТОКОГО шторма.

Когда клей высохнет, мастер покроет поверхность стола ЛАКОВОЙ краской.

Иван внимательно заслушал ОБВИНИТЕЛЬНУЮ речь прокурора.

В образе этого героя воплощены ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ идеалы самого Булгакова.

Из зала вышла ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ женщина, и к ней устремились корреспонденты.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Хотя разговор и слова, безусловно, нужны, но они только начало, а вся главная суть жизни заключается в делах и в умении переходить от слова к делу, в согласованности слова и дела.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет МЕСТ

опытные БУХГАЛТЕРА

килограмм ВАФЕЛЬ

благодаря ИМ

ПЯТЬЮСТАМИ спортсменами

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В Риме Микеланджело много работал, совершенствуя своё мастерство.

2) Богата и разнообразна Испанская кухня, сочетающая в себе западные и восточные черты, привнесённые арабами.

3) Животный мир тайги богат и разнообразный.

4) Изучив свойства сильно сжатых газов, Менделеевым было выведено уравнение.

5) К.А. Тимирязев в книге «Чарлз Дарвин и его учение» пишет о науке просто и увлекательно.

6) На звероводческих фермах разводят и серебристо-чёрных лисиц, искусственно выведенные человеком.

7) Благодаря самоотверженного труда реставраторов удалось воспроизвести убранство залов музея.

8) Л.Н. Толстой своим романом «Войной и миром» показал, что народ является силой, способной решать судьбу родной земли.

9) Ночная птица, низко мчащаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) отг..реть, дог..реть, пол..жить

2) уст..лать, скл..няемый, д..ревья

3) раств..римый, накл..нение, см..чить

4) прик..снуться, б..ртовой, зав..дской

5) см..яться, ф..нтан, прив..легия

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) и..топить, обе..ценить, ра..творить

2) пр..данный, пр..имущество, пр..чудливый

3) на..кушенный, о..бросить, по..смотреть

4) об..сканный, пред..стория, под..тожить

5) п..едестал, взов..ются, сен..ора

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) крюч..к, расход..вать

2) горош..к, врач..вать

3) расспраш..вать, рул..вой

4) плюш..вый, заво..вать

5) астрахан..кая, ве..кие (доводы)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) танцу..шь, подмет..вший

2) приглаша..шь, приемл..мый

3) остолбене..шь, брос..вший

4) навод..шь, закле..вший

5) жал..щие (пчёлы), стро..тся (дома)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Первое десятилетие правления Ивана IV Грозного, поначалу (НЕ)СУЛИВШЕЕ ничего губительного, внезапно сменилось годами террора, крайней жестокости и мракобесия.

Предание гласит, что царь, восхищённый красотой храма, приказал выколоть глаза зодчим Барме и Постнику, чтобы те нигде более (НЕ)ПОВТОРИЛИ подобное чудо.

Иван IV пообещал вернуться на престол, если ему (НЕ)БУДУТ препятствовать казнить всех злодеев.

Конечно, внешние враги Русской земли с радостью наблюдали, как (НЕ)КОГДА сильное государство приходит в упадок и разорение.

В это время шведы, (НЕ)ВСТРЕТИВ достойного сопротивления, отвоевали Нарву и Ям.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ ХХ столетия железнодорожный транспорт в России ТО(ЖЕ) пришёл в упадок.

Львы уничтожали (В)ПЕРВУЮ очередь слабых особей, и (ПО)ЭТОМУ заразные болезни не распространялись широко.

(В)ТИШИ домашней библиотеки они могли сидеть часами и (БЕЗ)УМОЛКУ обсуждать прочитанные книги.

Ног у змей нет, (ЗА)ТО есть гибкий позвоночник, а ТАК(ЖЕ) сильная мускулатура.

Толпа пингвинов постоянно КАК(БЫ) движется: замёрзшие птицы (С)НАРУЖИ пробираются внутрь и там отогреваются.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Михаил Васильевич Ломоносов утверждал, что Вселе(1)ая бесконеч(2)а, а обитаемых в ней миров бесчисле(3)ое множество, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизме(4)о, а непрерыв(5)о изменяется и развивается.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В поисках работы Гоголь обошёл весь Петербург и лишь через год после приезда смог найти скромное место в департаменте.

2) А до этого Гоголь жил на скудные домашние запасы и ходил в лёгкой одежонке в петербургскую стужу и слякоть.

3) Гоголь увидел в столице ту же мелочность и своекорыстие всеобщую обезличенность и лицемерие.

4) Гоголь упорно продолжал оттачивать своё перо и вынашивал новые литературные замыслы.

5) Новые публикации заметили критики и читатели приняли их благодушно.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Этой стране принадлежат Балеарские острова(1) находящиеся(2) в Средиземном море(3) и Канарские острова(4) лежащие недалеко от Африки в Атлантическом океане.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прости(1) Макаров(2) Фебом чтимый,

И ты(3) о Бланк(4) неистощимый(5)

Единственный читатель мой!

Вот вам моё благословенье;

Кроплю вас тихою слезой.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Исследование органов(1) с помощью(2) которых дельфин посылает сигналы(3) в окружающую среду и воспринимает их(4) дало толчок для совершенствования эхолокационных приборов.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Древние философы считали(1) что мир неизменен(2) и(3) чтобы быть счастливым(4) человек должен сам приспособиться к нему(5) а для этого нужно познавать мировые законы.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. (2) Всегда ли именно тут по хребту проходила граница между Европой и Азией? (3) Покопавшись в книгах, узнаёшь: в V веке до нашей эры историк Геродот проводил границу по Константинопольскому проливу (Босфору), по Чёрному и Азовским морям, по реке Дон. (4) Немецкий природовед Гумбольд предложил считать Европу и Азию единым материком: Евразией. (5) Первым границу по Уральским горам провёл русский географ петровских времён Василий Татищев. (6) Этот замечательный человек хорошо знал свою землю. (7) Он заметил: реки с Урала текут в двух направлениях, одни — в Печору и Каму, другие — в Обь. (8) «На западной стороне рыба в реках красного тела. (9) В восточных реках, хотя наружным телом подобны западным, — таймени, нельмы и миксуны —но как телом белы, так и вкусом различны». (10) Замечено было: растительность за горами тоже меняется. (11) «Сие и сему подобные обстоятельства подают причину утверждать сие горы за границу между Азией и Европою».

(По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика — одна из важнейших надстроек. (2) При этом экономика может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса — совести человека. (3) Экономика без базиса — совести —это зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас.

(4) Нам много говорят об экономическом чуде возрождения послевоенной Германии. (5) Действительно чудо! (6) Тысячи городов лежали в руинах, миллионы убитых, миллионы раненых, миллионы голодных и беспризорных детей! (7) Но экономическое чудо расцвета Германии вторично. (8) Главное, разбуженная совесть нации стала могучим фундаментом экономического и духовного возрождения. (9) При виде чудовищного краха нацистских идей, при наглядности всеобщей разрухи у немца очистилась душа от злобной пропаганды, которой он раньше верил. (10) И он сказал себе: «Так это мы собирались создать в Европе и во всём мире новый порядок? (11) Безумцы! (12) Нам надо восстановить страну и мирно жить в семье народов». (13) И Германия расцвела, но порыв совести был первичным.

(14) Наша катастрофа имела гораздо менее наглядный, гораздо более размазанный характер. (15) Верить в коммунизм те, кто верил, перестали задолго до его падения. (16) Однако все, хотя и вяло, делали вид, что верят. (17) В этих условиях после падения коммунизма всенародного искания не было и не могло быть.

(18) Совесть за семьдесят лет советской власти не только планомерно истреблялась сверху, но и сам наш человек, чтобы выжить, истреблял её в себе. (19) Чаще всего это делалось неосознанно. (20) Под страшным давлением диктатуры молекулы страха в человеческой душе преображались в формулу любви, когда человек, просыпаясь утром, говорил самому себе: «Я ещё жив! (21) Спасибо, великому Сталину!»

(22) Сейчас мы ждём великого экономиста, как в своё время народ ждал доброго царя. (23) Экономическая наука на наших глазах превращается в некую мистику, которая якобы спасёт страну. (24) Всё спасает и всё никак не может спасти.

(25) Разумеется, нам нужны культурные, талантливые экономисты. (26) Но такие люди нужны и в любых областях нашей жизни.

(27) Однако нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. (28) Разбуженная совесть — самый грандиозный источник человеческой энергии. (29) Но как её разбудить?

(30) Как говорил знаменитый физик, надо поставить перед собой достаточно безумную задачу, чтобы она оказалась достаточно реалистической. (31) На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. (32) А демократия и рыночная экономика только рычаги этого неслыханного в мире государства.(33) Совестливое государство сегодня звучит несколько смешно, как слон плачущий при звуках музыки Моцарта. (34) Но завтра это может стать естественным и радостным началом новой жизни, и слон заплачет.

(35) Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда её теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. (36) Даже они боялись прямо и громко её отрицать.

(37) Интересный диалог в этом отношении был у нашего знаменитого священника-хирурга Войно-Ясеневского со Сталиным. (38) Передаю суть.

(39) — Что это вы говорите — душа, душа. (40) Её нет. (41) Её никто не видел, — сказал ему Сталин.

(42) — Совесть тоже никто не видел, — отпарировал знаменитый священник-хирург,

— но ведь вы не станете отрицать, что она есть.

(43) И Сталин промолчал. (44) Не осмелился сказать, что и совести нет. (45) В этом великая, непобедимая тайна совести.

(46) Как это, воскликнут скептики, строить государство совести в стране, где одних трясёт золотая лихорадка, других трясёт лихорадка недоедания, где каждый второй — вор?! (47) Утопия!

(48) Но именно потому, что мы дошли до самого дна и окончательно убедились, что нет и не может быть другой опоры, чтобы подняться, совесть нас подымет.

(49) Сегодня Россия оказалась в центре кризиса мировой совести. (50) Весь наш век — это кризис мировой совести, вызванный утопией прогресса. (51) Мы первые начнём, и за нами последуют так называемые благополучные государства, благополучие которых достаточно относительно. (52) Чтобы выжить в двадцать первом веке, человечество должно сменить классическую политику хитрости на политику совестливости…

(По Ф. Искандеру)

Искандер Фазиль Абдулович (1929—2016) — абхазский советский писатель и поэт.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Совесть — это одна из важнейших надстроек экономики.

2) В мире достаточно много государств, фундаментом которых является совесть.

3) В советский период в душах людей планомерно уничтожалась совесть.

4) Только рыночная экономика является рычагом, который может обеспечить расцвет государства.

5) Человечество сможет выжить, если основой его жизни станет совесть.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

2) В предложениях 7—8 представлено повествование.

3) Предложение 15 указывает причину того, о чём говорится в предложении 14.

4) Предложение 28 поясняет то, о чём говорится в предложении 27.

5) В предложении 30 представлено описание.

24. Из предложений 37—43 выпишите книжное слово, употреблённое в значении «представлять возражение против чего-нибудь».

25. Среди предложений 9—17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с

предыдущим с помощью союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Ф.А. Искандер рассматривает в тексте важные нравственно-философские проблемы. Для выражения собственной позиции автор использует разнообразные средства художественной выразительности, например, тропы: (А) ______(«зверинец с открытыми клетками» в предложении 3), (Б) _______ («злобной пропаганды» в предложении 9, «безумную задачу», в предложении 30) и фигуру речи (В)______(в предложении 31). Ф.А. Искандер так же обращается к средству выразительности синтаксиса (Г)______ (в предложениях 5,11,47), что придаёт его рассуждению напряжённый тон».

Список терминов:

1) олицетворение

2) риторический вопрос

3) эпитеты

4) метонимия

5) лексический повтор

6) сравнение

7) метафора

8) восклицательные предложения

9) анафора 

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1 – 34

2 – или

3 – 4

4 – черпать

5 – представительная

6 – главная

7 – бухгалтеры

8 – 83674

9 – 13

10 – 145

11 – 1245

12 – 245

13 – некогда

14 – зато — также

15 – 134

16 – 35

17 134

18 – 1235

19- 14

20 – 12345

21 – 3710

22 – 35

23 – 13

24 – отпарировал

25 – 16

26 – 6358

Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Ліхтей — Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

§ 6. Искусство Высокого Возрождения

Вспомните

1. Какие религиозные верования влияли на развитие средневекового искусства?

2. Как вы думаете, почему родиной Возрождения стала именно Италия?

1. Особенности эпохи Высокого Возрождения

Вершиной развития итальянской культуры является период так называемого Высокого Возрождения (конец XV — 30-е годы XVI в.). Оно расцветало на фоне жестоких и опустошительных итальянских войн (1494-1559), когда Аппенинский полуостров стал ареной борьбы Франции с Испанией и Священной Римской империей германской нации за завоевание неаполитанского королевства и Миланского герцогства. В эти войны были втянуты государства политически раздробленной Италии, преследовавшие свои собственные цели. Из-за войны ухудшалось экономическое положение Италии, терявшей свои позиции на внешних рынках.

Однако творчество не только вступает в единоборство с войной, но и нередко побеждает её. В первые три десятилетия XVI в. в Италии появилось много талантливых деятелей искусства. Именно в период Высокого Возрождения утверждается гуманистический идеал свободной и гармоничной личности, стремящейся глубже познать мир. Особенно ярко это воплотилось в изобразительном искусстве и литературе, переосмыслено в философской, исторической и политической мысли. Идеалы красоты и гармонии становились нормой, их стремились достичь в разных видах творческой деятельности.

Определяющая роль в формировании культуры принадлежала интеллигенции, представлявшей не только аристократию, но и купечество, ремесленников и крестьянство. Творческая судьба интеллигенции зависела от отношений с властью и от системы заказов — частных, церковных, государственных.

Заметную роль в культурной жизни играли меценаты1. Центрами культуры Высокого Возрождения становятся дворцы правителей, приглашавших к себе на службу художников и архитекторов, писателей и историков, политиков и философов. Для многих творческих людей поддержка меценатов была чуть ли не единственным средством к существованию, что отражалось на их творчестве, поскольку они были обязаны учитывать интересы и вкусы заказчика.

Высокое Возрождение — период в истории искусства Италии (конец XV — первая четверть XVI в.), высший этап в развитии художественной культуры Возрождения.

1 Меценат — богатый покровитель науки и искусства.

Именно благодаря меценатам ещё при жизни прославились великие мастера эпохи Высокого Возрождения, заворожившие своим творчеством современников. Исключительно одарённые люди, они могли себе позволить быть независимыми в творчестве. Все, интересовавшиеся искусством, стремились любой ценой приобрести произведение признанного мастера.

Эпоха Возрождения обогатила культурную жизнь новыми формами организации труда творческих людей. Это гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные и музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые объединения людей творческих профессий отличались открытостью, свободой дискуссий, разнообразием суждений. Это было важно для развития культуры и науки: самокритика способствовала индивидуализации художников, стремившихся свободно выражать своё отношение к окружающему миру и людям.

Наиболее полно идеи Высокого Возрождения выразились в творчестве всемирно известных мыслителей и художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициана.

2. Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) был талантливым живописцем, скульптором, музыкантом, поэтом, архитектором и учёным. Он родился в городке Винчи близ Флоренции в семье нотариуса. Отец, заметив у сына способности к рисованию, отдал его в обучение к художнику Андреа Вероккио. Приблизительно в 1472 г. Леонардо покинул мастерскую Вероккио и начал работать самостоятельно.

Впоследствии художник был приглашён в Милан ко двору герцога Людовико Сфорца. В Милане Л. да Винчи реализовал немало архитектурных проектов, он детально изучал анатомию, математику и механику. На это время приходится расцвет его художественного творчества. К работам этого периода относится и шедевр «Тайная вечеря», написанный в 1495-1497 гг. на стене одного из монастырей Милана. Л. да Винчи изобразил полный глубокого драматизма эпизод из Евангелия о том, как за праздничным ужином Иисус Христос обратился к своим ученикам со словами: «Один из вас предаст меня». Художник мастерски передал смятение в душе каждого из присутствующих, вызванные словами Христа. Фреска «Тайная вечеря» сохранилась до нашего времени.

В 1503-1506 гг. художник написал свою знаменитую картину «Мона Лиза». Считается, что это портрет жены флорентийского купца Франческо Джокондо, поэтому более известно другое название картины — «Джоконда».

Это один из самых известных и загадочных образов в мировом искусстве. Чуть заметная улыбка Моны Лизы передаёт тонкие, почти неуловимые нюансы душевных порывов и освещает картину таинственным сиянием.

Л. да Винчи. Джоконда (Мона Лиза). 1503-1506 гг.

Женщина изображена на фоне дивного пейзажа, напоминающего какое-то заколдованное место вне времени и пространства. Кажется, что Джоконда живёт своей жизнью: она то весёлая, то грустная, то мечтательная, то ироничная.

Леонардо да Винчи интересовали разные области человеческой жизни. До нас дошло 7 тыс. страниц его рукописей и чертежей, свидетельствующих об исключительной одарённости, многогранности художника и его способности предвидеть будущее. Он, в частности, создал прототипы летательного аппарата, парашюта, подводной лодки и множества других механизмов.

С 1517 г. Леонардо да Винчи жил во Франции, куда его пригласил король Франциск I. Там в замке Клу близ Амбуаза, художник и умер.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

XVI в. Из записей Леонардо да Винчи

Мои вещи родились из простого и чистого опыта, который и является настоящим учителем. Тот, кто занимается практикой без науки, — как рулевой на корабле без руля и компаса; он никогда не знает, куда плывёт. Практика всегда должна базироваться на добротной теории…

Нет достоверности в науках там, где нельзя применить ни одну из математических наук…

Жители отдалённых стран будут разговаривать друг с другом…

Железо, добываемое из недр земли, мертво, из него изготавливают оружие, которое приносит смерть стольким людям.

• На какое современное устройство «намекает» Л. да Винчи в записях о разговоре людей на расстоянии?

• С какой целью, по мнению Л. да Винчи, не стоит использовать железо?

3. Рафаэль Санти

Ещё одним выдающимся представителем Высокого Возрождения был Рафаэль Санти (1483-1520). Он родился в г. Урбино в семье живописца Джованни Санти. Когда мальчик подрос, отец заметил у него способности к рисованию. Со временем он отправил сына учиться в г. Перуджу. Там Рафаэль достиг незаурядных успехов и в 17-летнем возрасте был признан настоящим мастером. Какое-то время он работал во Флоренции, совершенствуя своё мастерство.

В 1508 г., по рекомендации Д. Браманте, Рафаэль получил от Папы Римского Юлия II приглашение в Рим для выполнения работ в Ватиканском дворце. Здесь его творчество достигло расцвета. Вместе с учениками Рафаэль расписал фресками парадные комнаты папского дворца. Самая знаменитая фреска — «Афинская школа», на которой Рафаэль изобразил Платона и Аристотеля в окружении прославленных философов и учёных древности — Архимеда, Гераклита, Диогена, Сократа и др. Они собрались в величественном храме. Также на фреске Рафаэль изобразил и себя в образе любознательного юноши в чёрном берете.

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Парадные комнаты папского дворца расписывало много именитых художников. Однако со временем там остался лишь Рафаэль со своими учениками. Причиной изгнания других стало плохое настроение Папы Римского Юлия II. Однажды он в который раз любовался одной из фресок Рафаэля, а затем придирчиво осмотрел нарисованное другими художниками. Его возмущению не было предела: «Немедленно уничтожьте всю эту гадость, которую они здесь понарисовывали!» Повернувшись к Рафаэлю, Юлий II сказал: «А ты, мой мальчик, работай. Ты один знаешь, как это нужно делать». Восхищение Юлия II вызвала фреска «Афинская школа».

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1515-1519 гг.

Особенно привлекал Рафаэля образ Мадонны (Богородицы). Среди множества полотен с её изображениями вызывает восхищение «Сикстинская Мадонна», написанная в 1515-1519 гг. для церкви Святого Сикста в Пьяченце (в настоящее время хранится в Дрезденской картинной галерее в Германии). Она справедливо считается вершиной творчества Рафаэля.

Композиция картины завораживает благородной простотой и спокойствием, гармонией линий и цвета.

Мадонна поражает своей одухотворённостью, проявлением гордости и счастья материнства. Она босиком идёт по облакам, держа на руках младенца. Она скромна и величественна. Однако святой Сикст встречает её как повелительницу, святая Варвара опускает с благоговением глаза, а два ангела мечтательно смотрят вверх. Мадонна прижимает сына к себе и в то же время отдаёт его людям. Ветер взъерошил волосы ребёнка. Он проникновенно смотрит на нас, будто знает наперёд и свою судьбу, и судьбу всего человечества.

В 1514 г. Папа Римский Лев X назначил Рафаэля главным строителем собора Святого Петра в Риме. Однако в 1520 г. ещё молодым Рафаэль умер.

4. Микеланджело Буонарроти

В культуре Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прославился как художник, скульптор, архитектор и поэт. Впервые его имя прогремело на всю Италию, когда в 1498-1501 гг. он создал скульптурную группу «Пьета» («Оплакивание Христа»), которая хранится в соборе Святого Петра в Риме. Важным этапом в творчестве Микеланджело стало создание во Флоренции величественной мраморной статуи «Давид» высотой 5,5 м (1501-1504). В Библии повествуется, как юный Давид, простой пастух, убил великана Голиафа, а впоследствии стал мудрым правителем. Микеланджело изобразил своего героя готовящимся к поединку с Голиафом. «Давид» — это не только воссоздание образа библейского героя. Это прежде всего воплощение гражданской доблести и верности долгу, призыв к правителям Флоренции защищать свой народ и справедливо им управлять, как это когда-то делал Давид.

Вскоре Папа Римский Юлий II пригласил Микеланджело в Рим. Художнику надлежало возвести для Юлия II гробницу, превосходящую по своим размерам и красоте всё, созданное в мире. Однако вскоре Папа Римский охладел к этому проекту. Оскорблённый Микеланджело покинул Рим. На все требования Юлия II вернуться Микеланджело отвечал отказом до тех пор, пока в Болонье не состоялось их примирение. После этого Папа Римский предложил Микеланджело расписать свод Сикстинской капеллы (часовни) в Ватикане.

Роспись купола Сикстинской капеллы Микеланджело выполнял сам, без помощников, на протяжении четырёх лет (1508-1512). Лёжа на специальном помосте, он изо дня в день наносил рисунки на влажную штукатурку. Он отказывался впускать в помещение кого-либо, пока не завершит работу. Папа Римский Юлий II сгорал от нетерпения и постоянно подгонял мастера. Наконец титанический труд был завершён и перед зрителями предстала грандиозная картина библейской истории — на площади 600 м2 изображены 343 фигуры.

Настоящим архитектурным шедевром Микеланджело является купол собора Святого Петра в Риме.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

В 1513 г. после смерти Юлия II его наследники подписали с Микеланджело второй контракт на возведение гробницы покойного Папы Римского. Дело продвигалось медленно, заключались всё новые и новые договора. Наконец в пятом контракте, подписанном в 1542 г., от проекта гробницы, предложенного Микеланджело, мало что осталось. Через три года, в возрасте 70 лет, Микеланджело всё же завершил работу над усыпальницей Юлия II. Даже в таком виде она стала одним из шедевров итальянского Возрождения. Символична центральная фигура гробницы — библейский Моисей, который вывел еврейский народ из египетской неволи. Микеланджело надеялся, что Папа Римский Юлий II освободит Италию от завоевателей.

Микеланджело. Моисей. Фрагмент. XVI в.

Микеланджело умер в 89-летнем возрасте после внезапной болезни. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив миру свои нетленные творения.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

XVI в. Выдающийся итальянский художник эпохи Возрождения Джорджо Вазари о Микеланджело

…Микеланджело всегда был умерен, и в юности, чтобы не отрываться от работы, удовлетворялся незначительным количеством хлеба и вина… Став богатым, он вёл образ жизни бедного человека, никого или очень редко кого-то из друзей сажал за свой стол и не желал ни от кого принимать подарки, считая, что это будет его к чему-то обязывать…

Микеланджело находил большое удовольствие в поэзии… Особенно он любил Данте, которого глубоко уважал и которому подражая в способе мышления и в сюжетах, и Петрарку, поскольку он и сам писал мадригалы и сонеты серьёзного содержания.

• Какой образ жизни вёл Микеланджело?

• Кому из поэтов он подражал?

• Какими талантами был наделён Микеланджело?

5. Тициан

В XVI в. параллельно с Флоренцией и Римом культурным центром Италии становится Венеция. Одним из ярких представителей венецианской школы Высокого Возрождения был Тициан (1477/1480-1576). Он прожил насыщенную творческую жизнь и стал новатором форм и жанров живописи. С именем Тициана связано утверждение станковых полотен, создание алтарных картин, выделение пейзажа в отдельный жанр, разработка разных типов портретов. Разнообразна тематика его произведений — тут и персонажи из античной мифологии («Венера Урбинская», «Даная»), алтарные картины («Вознесение Мадонны»), философско-драматические произведения («Коронование терновым венком»), а также галерея портретов, в частности исторических особ — Карла V, Папы Римского Павла III и др.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА

Карл V назначил Тициана своим придворным художником и относился к нему с огромным уважением. Говорят, что однажды, когда у Тициана упали кисти, император поднял их и отдал художнику. Придворные возмутились, и тогда император сказал им: «Герцогом и графом я могу сделать кого угодно, но никто не сделает ещё одного Тициана». Придворные были сконфужены.

В зрелые годы Тициан всё чаще обращается к религиозной тематике. В его картинах присутствуют радость и печаль, чувствуется преклонение перед силой духа человека, достойно сносящего жизненные невзгоды. Он борется за правду и не страшится смерти. Таковы его полотна «Несение креста», «Пьета» и др.

Тициан. Вознесение Мадонны. 1516-1518 гг.

Возрождение, Высокое Возрождение, меценат; Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан.

1. Объясните, почему художников Возрождения называют гуманистами.

2. Вспомните, в каких сферах деятельности прославился Л. да Винчи.

3. Подумайте, почему в центре гробницы Папы Римского Юлия II Микеланджело разместил скульптуру Моисея.

4. Покажите на карте основные культурные центры Западной Европы эпохи Возрождения.

5. Установите соответствие между художником и его произведением.

1 Леонардо да Винчи

2 Рафаэль Санти

3 Микеланджело

4 Тициан

А «Сикстинская Мадонна»

Б «Венера Урбинская»

В «Джоконда», «Тайная вечеря»

Г «Давид»



Возможно, вам также будет интересно:

  • В решении суда сделали ошибку как исправить
  • В решении суда ошибка в кадастровом номере
  • В решении суда о праве собственности ошибка
  • В решении суда допущена ошибка что делать апк
  • В решении суда допущена ошибка в фамилии что делать

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии