Комплекс тестовых вопросов на соответствие базовым квалификационным требованиям
Вопросы на знание государственного языка Российской Федерации – русского языка
Вы ошибались
XX раз в этом вопросе:
В каком варианте ответа допущена ошибка:
постричься
почеркнуть
насмехаться
поскользнуться
Предыдущий
Следующий
В каком варианте ответа допущена ошибка:
- постричься
- почеркнуть
- насмехаться
- поскользнуться
-
Главная
-
Русский язык
»
?
-
Вы ответили верно
Правильный ответВаш ответ
« Предыдущий
Пропустить
Следующий »
Сообщить об ошибке
Скачать PDF
Комментарии
Ирина
19 октября 2022, 12:00
В зависимости от смысла, буква Д может писаться и в подстричься и в подчеркнуть.
Комментарий администратора
Администратор
19 октября 2022, 12:29
Слово «почеркнуть» отсутствует во всех словарях, которых проверяли, поэтому можно его считать просторечием. А вот слово «подчеркнуть» существует. Так как в вопросе спрашивают именно про ошибочное написание, то вариант № 2 (почеркнуть) единственный, который подходит.
Активируйте «полный доступ», чтобы убрать всю рекламу на сайте
Наверное, это самое «неприятное» задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.
Задание 7
Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 7 вам поможет память, речевой слух, терпение.
Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.
Существительные в именительном падеже
Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И | Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я |
Бухгалтеры | Адреса |
Возрасты | Векселя |
Выговоры | Вороха |
Диспетчеры | Директора |
Договоры | Доктора |
Инженеры | Катера |
Инструкторы | Кителя |
Компрессоры | Кузова |
Конструкторы | Купола |
Контейнеры | Недра |
Лекари | Окорока |
Месяцы | Округа |
Плееры | Повара |
Полисы | Погреба |
Порты | Профессора |
Почерки | Пояса |
Пудели | Сорта |
ректоры | Стога |
Слесари | Сторожа |
Слоги | Тополя |
Снайперы | Хутора |
Столяры | Штемпеля |
Табели | Якоря |
Токари | |
Торты | |
Тренеры | |
Флигели | |
Фронты | |
Шофёры |
Запоминаем пары:
Корпусы (туловища) – корпуса (здания)
Лагери (политические) – лагеря (туристические)
Мужи (государственные) – мужья (в семьях)
Зубы (у человека) – зубья (у пилы)
Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)
Образы (литературные) – образа (иконы)
Ордены (рыцарские) – ордена (награды)
Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)
Курица – куры
Полено – поленья
Судно – суда
Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)
Фрукты и овощи:
Абрикосов |
Яблок |
Ананасов | |
Апельсинов | |
Баклажанов | |
Бананов | |
Гранатов | |
Лимонов | |
Мандаринов | |
Патиссонов | |
Помидоров | |
Томатов |
Одежда и обувь:
МНОГО |
|
Бахил | Гольфов |
Ботинок | Джинсов |
Бутс | Лампасов |
Валенок | Носков |
Гетр | |
Кроссовок | |
Мокасин | |
Панталон | |
Погон | |
Сапог | |
Тапок | |
Туфель | |
Чулок | |
Шаровар | |
Шорт | |
Эполет |
Национальности:
МНОГО |
|
Армян | Монголов |
Башкир | Таджиков |
Болгар | Хорватов |
Бурят | Якутов |
Грузин | |
Лезгин | |
Осетин | |
Румын | |
Татар | |
Турок | |
Туркмен | |
Цыган |
Группы людей по роду деятельности:
МНОГО |
|
Партизан | Сапёров |
Солдат |
Единицы измерения:
МНОГО |
|
Ампер | Граммов |
Аршин | Килограммов |
Байт | Гектаров |
Ватт | |
Вольт | |
Децибел |
Учим, учим, учим:
Окончание ОВ, ЕВ |
Нет окончания ОВ, ЕВ |
Бронхов | Гнездовий |
Георгинов | Запястий |
Заморозков | Копий |
Консервов | Кушаний |
Нервов | Ожерелий |
Рельсов | Оладий |
Верховьев | Печений |
Кореньев | Побережий |
Комментариев | Поверий |
Лохмотьев | Подземелий |
Низовьев | Ружей |
Платьев | Сидений |
Подмастерьев | Солений |
Устьев | Ущелий |
Хлопьев | Угодий |
Увечий |
Окончание ЕВ |
Нет окончания ЕВ |
Болотцев | Блюдец |
Деревцев | Зеркалец |
Оконцев | Одеялец |
Очистков | Полотенец |
Щупалец | |
Окончание ЕЙ |
Нулевое окончание |
Будней | Басен |
Гантелей | Брызг |
Кеглей | Вафель |
Ладоней | Дел |
ПростынЕй (простЫнь) | Кочерёг |
Распрей | Кухонь |
СкатертЕй | Макарон |
Чукчей | Манжет |
Яслей | Нянь |
ПЕтель | |
Сабель | |
Серёг | |
Сплетен | |
Сумерек | |
Цапель | |
Шпрот |
Род имен существительных
Мужской, средний род | Женский род |
Рояля, роялем | Антресолью |
Рельса, рельсом | Бандеролью |
Тюля, тюлем | Виолончелью |
Шампуня, шампунем | Мозолью |
Повидла, повидлом | Кроссовку, кроссовкой |
Плацкарту, плацкартой | |
Тапку, тапкой | |
ТУфлю, тУфлей |
Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий
Степень сравнения | Простая форма | Составная форма |
Сравнительная степень | красивее | Более красивый |
громче | Более громкий | |
тоньше | Более громко | |
Превосходная степень | красивейший | Самый красивый |
тончайший | Наиболее тонкий |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.
Склоняем числительные
40, 90, 100
И. п. В. П. |
Р. П. Д. п. Т. п. П. п. |
Сорок, девяносто, сто | Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80
Р. П. «нет» |
Д. п. «дать» |
Т. п. «горжусь» |
П. п. «думаю о» |
пятидесяти | пятидесяти | пятьюдесятью | пятидесяти |
шестидесяти | шестидесяти | шестьюдесятью | шестидесяти |
семидесяти | семидесяти | семьюдесятью | семидесяти |
восьмидесяти | восьмидесяти | восемьюдесятью и восьмьюдесятью | восьмидесяти |
Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.
200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900
При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.
Р. п. |
Д. п. |
Т. п. |
П. п. |
двухсот | двумстам | двумястами | О двухстах |
трехсот | тремстам | тремястами | О трехстах |
четырехсот | четыремстам | четырьмястами | О четырехстах |
Р. п. |
Д. п. |
Т. п. |
П. п. |
Пятисот | Пятистам | Пятьюстами | Пятистах |
Шестисот | Шестистам | Шестьюстами | Шестистах |
Семисот | Семистам | Семьюстами | Семистах |
Восьмисот | Восьмистам | Восемьюстами | Восьмистах |
Девятисот | Девятистам | Девятьюстами | Девятистах |
Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных
У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:
Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;
Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.
Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом.
Полтора, полторы, полтораста
Р. п. |
Д. п. |
Т. п. |
П. п. |
полутора | полутора | полутора | полутора |
полутораста | полутораста | полутораста | полутораста |
Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются
1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;
2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;
3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.
Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец.
Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам.
Местоимения
1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их.
2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.
Глаголы
- 1. Повелительное наклонение
лечь | ляг | лягте |
ехать | поезжай | поезжайте |
разъехаться | разъезжайся | разъезжайтесь |
ездить | езди | ездите |
положить | положи | положите |
трогать | трогай | трогайте |
махать | маши | машите |
класть | клади | кладите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
прополоскать | прополощи | прополощите |
- 2. Спряжение глаголов
ездить | езжу | ездит | ездят |
лазить | лажу | лазит | лазят |
махать | машу | машет | машут |
жечь | жгу | Жжёт, жжёшь | жгут |
испечь | испеку | испечёт | испекут |
стеречь | стерегу | стережёт | стерегут |
3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися), договорились.
4. «Вежливое слово» — извините (неправильно извиняюсь)
5. Постричься, поскользнуться, почерк, но подчеркнуть, насмехаться
6. Выздороветь – выздоровею
обессилеть – обессилею
7. Сохнуть –сох
промокнуть – промок
замерзнуть – замерз
окрепнуть – окреп
Деепричастие
У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, — Я: говоря (неправильно говорив), скучая (неправильно скучав).
У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).
Вернемся к заданию. Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)
Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн
Смотрите наши видео
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 7 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена:
07.06.2023
1. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) честный профессор
б) ветреная девчонка
в) предотвратить терракт +
г) договор подписан
2. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) филигранная посуда
б) оловянный солдатик
в) серебрянная цепочка +
г) безветренная погода
3. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) вертуозная игра +
б) ювелирное изделие
в) филигранное стекло
г) частная клиника
4. В каком варианте допущена орфографическая ошибка?
а) бессонная ночь
б) беззаботный человек
в) полать аппеляцию +
г) съешь винегрет
5. В каком варианте на месте пропуска пишется одна буква Л?
а) ка..ория +
б) а..ея
в) ко..егия
г) ко..ега
6. Какое слово пишется раздельно?
а) расходятся (в)розь
б) нападают (по)одиночке
в) (в)течение жизни +
г) (в)виду опасности
7. В каком варианте на месте пропуска пишется С?
а) ра..сказ +
б) ..десь
в) ..дание
г) ра..вестись
8. В каком варианте слово не пишется через дефис?
а) (лук) шалот
б) (по) осеннему
в) точь (в) точь
г) (пол) страны +
9. В каком слове пишется буква А:
а) м…билизация
б) импр…визация
в) кр…потливый
г) п…рфюмерия
10. В каком слове пишется буква О:
а) апл…дисменты +
б) к..ссета
в) б..ррикада
г) л…биринт
11. В каком слове пишется буква Е:
а) им…тация
б) доверч…вый
в) к…бернетика
г) к…рамический +
12. В каком слове пишется И?
а) пр…увеличение
б) непр…тязательный +
в) пр…града
г) пр..умный
13. В каком слове пропущена согласная буква:
а) опас…ность
б) аген…ство +
в) гнус…ный
г) опас…ный
14. В каком слове пропущена согласная буква:
а) сума…шедший +
б) уча…ствовать
в) фил…игранный
г) искус…ный
15. В каком слове пишется одна -Н-:
а) околдован…ый
б) маринован…ый
в) глинян…ая посуда +
г) избалован….ые дети
16. В каком варианте частица НЕ пишется отдельно:
а) (не)приятель
б) (не)(с)кем +
в) (не)взлюбить
г) (не)утомимый труженик
17. В каком варианте допущена грамматическая ошибка?
а) договоры
б) бухгалтера +
в) честнейший
г) красивее
18. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?
а) Чуден Днепр при тихой погоде, когда всё засыпает: и человек, и зверь, и птица.
б) Живее кони, живее! +
в) Заря давно погасла, и едва белел на небосклоне её последний след.
г) Не каждая ошибка – шаг к истине.
19. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?
а) В начале летних каникул, мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие на резиновой лодке по нашей речке. +
б) Пылай, камин, в моём пустынном доме!
в) Чтобы пленник не упал, привязали его ремнём к седоку и повезли в горы.
г) Гость зябко поёжился и пробормотал: «Холодно тут у вас».
20. В каком варианте допущена пунктуационная ошибка?
а) Повсюду мох: под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
б) Оглушенный тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
в) Канавы, наполненные водой делали дорогу непроходимой. +
г) Сказка года — зимняя пора леса.
21. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка:
а) Однако следует предостеречь от абсолютизации сказанного.
б) Здравствуйте, Марина Петровна!
в) Было бы, например, неумно и в некотором роде даже беспардонно утверждать, что Запад никогда не притязает на неподдельное, подлинное искусство.
г) И совсем непонятно, отчего безмолвствует наше закосневшее в интригах и пустой канители Госкино не приобретая столь блистательные, отточенные вещи. +
22. В каком варианте неправильно выделено ударение?
а) звонИт
б) красИвее
в) щАвель +
г) договОр
23. В каком слове ударение поставлено неправильно:
а) диспансЕр
б) докумЕнт
в) ждалА
г) жАлюзи +
24. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов:
а) критиковать ошибки
б) опираться на фактах +
в) виднеющийся вдали
г) коснуться проблем
25. Найдите ошибку:
а) самый сильнейший +
б) самый добрый
в) красивее
г) более умный
26. Ошибка в произношении слов — …
а) орфографическая
б) орфоэпическая +
в) грамматическая
г) пунктуационная
27. Ошибка в написании слова — …
а) грамматическая
б) орфоэпическая
в) орфографическая +
г) пунктуационная
28. Раздел языкознания, изучающий звуки языка, свойства звуков, — …
а) графика
б) орфография
в) фонетика +
г) пунктуация
29. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов, — …
а) фразеология
б) пунктуация
в) фонетика
г) этимология +
30. Раздел языкознания, изучающий слова языка, словарный запас языка, — …
а) лексикология +
б) грамматика
в) синтаксис
г) орфоэпия