В августе месяце в мурманске зацветает сирень ошибка

Итоговый тест по русскому языку

10 класс

Вариант 2

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Сильный ветер
вн…запно загудел в выш…не деревья забуш…вали крупные капли дождя резко
застучали зашлеп…ли по листьям св…ркнула молния и гроза разр…зилась.

2.В каких словах пишется буква И?

            1)он уже бре…тся

            2)зам…рать

            3)панц…рь черепахи

            4)ответить в течении… недели.

3.Из приведенного ниже предложения выпишите
словосочетание со связью «согласование».

            Все лучшие качества человека
связаны с верой и верностью.

4.Какое сочетание слов является грамматической
основой в одной из частей предложении?

            В течение нескольких дней было так
холодно, что занятия отменили.

            1)было                                               2)было
так холодно

            3)отменили                                       4)занятия
отменили

5.Укажите предложение, в котором знаки
препинания проставлены неправильно.

            1.Рвать первоцветы – большой вред
для природы.

            2.Сердце – не камень.

            3.Тире —  разделительный знак,
отделяющий один главный член предложения от другого.

            4.Компьютер – электронно-вычислительная
машина.

6.Укажите нераспространенное предложение.

            1.Раннее утро.

            2.Жди меня.

            3.Ты будешь смотреть?

            4.Мне спать хочется.

7.Укажите определённо-личное  предложение.

            1.По окончании передачи смотрите
новости.

            2.Дни поздней осени бранят
обыкновенно.

            3.В коридор выходило несколько
дверей.

            4.В саду было тихо, прохладно.

8.Укажите неполное предложение.

            1.Бросьте притворяться!

            2.Кто сегодня дежурный?

            3.Потемнело в чистом поле.

            4.Вот этот сок нужен ландышу, тот
– липе, тот – сосне, а тот – папоротнику или дикой малине.

9.Укажите правильное объяснение постановки
запятой или ее отсутствия в предложении.

            Я наслаждался мирно своим трудом()
и успехами своих друзей.

            1)простое
предложение с однородными членами, перед союзом И        запятая не нужна.

            2)сложносочиненное
предложение, перед союзом И запятая не

            нужна.

            3)сложносочиненное
предложение, перед союзом И нужна

            запятая.

            4)простое
предложение с однородными членами, перед союзом

            И нужна
запятая.

10.Укажите предложение, в котором нужно
поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

            1)Мама вставала каждый день ни
свет ни заря.

            2)Ветер то стонет то злится то
воет и рвет.

            3)Мох стелется под ногами  на
камнях и на ветвях деревьев.

            4)Отец и сын были растроганы.

11.В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

            Познакомьтесь (1) дорогие
телезрители (2) с прогнозом погоды. На следующей неделе (3) по сообщениям
синоптиков (4) ожидаются дожди и грозы.

            1)3,4                           3)1,2,3,4                                            

            2)1,2,3                        4)1,2,4

12.Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой.

            1)Друг мой, друг далекий, вспомни
обо мне! 

            2)Забушуй же, непогодушка,
разгуляйся, Волга-матушка.

            3)Пылай, камин, в моей пустынной
келье.

            4)Здравствуйте хмурые дни, горное
солнце прощай!

13.В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

            Несколько лет тому назад (1)
осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном
закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

            1)1,2                                       3)2

            2)3,4                                       4)1,2,3,4

14.Укажите предложение с пунктуационной
ошибкой.

            1)Лучилось солнце, и раскидывалась
широкая радуга.

            2)У Димки блеск в глазах пропал и
храбрость куда-то улетучилась.

            3)Пламя перебежало на хвою и,
раздуваемое ветром, разгоралось со стонами свистом.

            4)Ночью долго бушевала гроза, и
лил дождь как из ведра.

15.В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

            Произведения Солженицына (1)
печатать (2) которые долгое время было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

            1)1,2,3                        3)1,3

            2)1                              4)2,3                                      

16.Исправьте речевые ошибки в предложениях.
Исправленные предложения запишите.

            1)Добиться успеха ему помешала
маленькая мелочь.

            2)В августе месяце в Мурманске
зацветает сирень.

            3)Многие слова того времени уже
канули в лето.

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

Цели: разобрать сложные задания по лексике; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Тему «Лексика и фразеология» мы повторяли в 10 классе. (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (уроки 10 — 20).) В этом учебном году мы также выполняли соответствующие задания.

Повторение лексики необходимо прежде всего с точки зрения культуры речи. Важно хорошо представлять лексические значения слов, соблюдать нормы лексической сочетаемости. В тесты ЕГЭ обязательно включают вопросы, касающиеся лексики.

Задания демоварианта ЕГЭ-2012: А2 — лексические нормы, А12, А30 — лексическое значение слова.

Вспомним, что нам известно об этом разделе языкознания.

2. Беседа по вопросам, повторение

1. Лексическое значение слова. Основные группы слов.

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

  — Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

  — Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.

Комментарии

Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть (смотреть и вызревать), брак (некачественная работа и супружество).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: невежа — невежда, туристский — туристический.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления: ланиты (щёки), выя (шея).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), пимы (валенки).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).

  — Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение.)

  — Приведите примеры фразеологизмов, объясните, что они означают. (Бить баклуши — бездельничать, быть на виду — выделяться, сломя голову — быстро.)

  2. Лексические нормы.

Остановимся на некоторых типичных лексических ошибках и исправим их.

1) Смысловая неточность.

Большая часть урожая погибла благодаря засухе.

Здесь неуместно употребление предлога благодаря.

Заменим его нейтральным.

Большая часть урожая погибла из-за засухи.

2) Речевая недостаточность.

Дефорж вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

Непонятно, в чьё ухо Дефорж вложил пистолет.

Уточним.

Дефорж вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Зверь упал.

3) Речевая избыточность: употребление плеоназмов («лишних» слов), тавтология (употребление однокоренных слов).

В июле месяце мы уже будем свободны от экзаменов.

И так понятно, что июль — это месяц.

Исправим.

В июле мы уже будем свободны от экзаменов.

Пример употребления однокоренных слов:

Разрешите спросить вопрос, который меня давно волнует.

Подберём синоним к одному из однокоренных слов и исправим предложение.

Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.

Совет тривиален, но следовать ему необходимо: чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значения непонятных слов с помощью толковых словарей.

  — Кстати, что означает слово тривиальный? (Лишённый свежести, оригинальности, новизны.)

3. Практическое задание

— Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. (Рождество я отмечал на даче у коллеги.)

2) Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза. (Шкатулку с письмами она хранила как зеницу ока.)

3) Мой друг особенно уважает стихи. (Мой друг особенно любит стихи.)

4) Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь. (Добиться успеха ему помешала мелочь.)

5) В августе месяце в Мурманске зацветает сирень. (В августе в Мурманске зацветает сирень.)

6) Многие слова того времени уже канули в лето. (Многие слова того времени уже канули в Лету.)

4. Тест

(См.: КИМы, задания по лексике и фразеологии + задания нового демоварианта ЕГЭ.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить темы «Морфемика», «Словообразование».

Итоговый тест по русскому языку

10 класс

Вариант 2

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и
расставьте знаки препинания.

Сильный ветер вн…запно загудел в выш…не деревья забуш…вали
крупные капли дождя резко застучали зашлеп…ли по листьям св…ркнула
молния и гроза разр…зилась.

2.В каких словах пишется буква И?

1)он уже бре…тся

2)зам…рать

3)панц…рь черепахи

4)ответить в течении… недели.

3.Из приведенного ниже предложения выпишите словосочетание со
связью «согласование».

Все лучшие качества человека связаны с верой и верностью.

4.Какое сочетание слов является грамматической основой в одной
из частей предложении?

В течение нескольких дней было так холодно, что занятия
отменили.

1)было 2)было так холодно

3)отменили 4)занятия отменили

5.Укажите предложение, в котором знаки препинания проставлены
неправильно.

1.Рвать первоцветы — большой вред для природы.

2.Сердце — не камень.

3.Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член
предложения от другого.

4.Компьютер — электронно-вычислительная машина.

6.Укажите нераспространенное предложение.

1.Раннее утро.

2.Жди меня.

3.Ты будешь смотреть?

4.Мне спать хочется.

7.Укажите определённо-личное предложение.

1.По окончании передачи смотрите новости.

2.Дни поздней осени бранят обыкновенно.

3.В коридор выходило несколько дверей.

4.В саду было тихо, прохладно.

8.Укажите неполное предложение.

1.Бросьте притворяться!

2.Кто сегодня дежурный?

3.Потемнело в чистом поле.

4.Вот этот сок нужен ландышу, тот — липе, тот — сосне, а тот —
папоротнику или дикой малине.

9.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее
отсутствия в предложении.

Я наслаждался мирно своим трудом() и успехами своих друзей.

1)простое предложение с однородными членами, перед союзом И
запятая не нужна.

2)сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не

нужна.

3)сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна

запятая.

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом

И нужна запятая.

10.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

1)Мама вставала каждый день ни свет ни заря.

2)Ветер то стонет то злится то воет и рвет.

3)Мох стелется под ногами на камнях и на ветвях деревьев.

4)Отец и сын были растроганы.

11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?

Познакомьтесь (1) дорогие телезрители (2) с прогнозом погоды. На
следующей неделе (3) по сообщениям синоптиков (4) ожидаются дожди и
грозы.

1)3,4 3)1,2,3,4

2)1,2,3 4)1,2,4

12.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Друг мой, друг далекий, вспомни обо мне!

2)Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка.

3)Пылай, камин, в моей пустынной келье.

4)Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай!

13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад (1) осматривая Собор Парижской
богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3)
начертанное на стене (4) слово.

1)1,2 3)2

2)3,4 4)1,2,3,4

14.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Лучилось солнце, и раскидывалась широкая радуга.

2)У Димки блеск в глазах пропал и храбрость куда-то улетучилась.

3)Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со
стонами свистом.

4)Ночью долго бушевала гроза, и лил дождь как из ведра.

15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Солженицына (1) печатать (2) которые долгое время
было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

1)1,2,3 3)1,3

2)1 4)2,3

16.Исправьте речевые ошибки в предложениях. Исправленные
предложения запишите.

1)Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь.

2)В августе месяце в Мурманске зацветает сирень.

3)Многие слова того времени уже канули в лето.

1. Отметьте слова, в которых пишется г.

а) исте..ший кровью;

б) полный компле..т;

в) ночной э..спресс;

г) военный окру..;

д) герцо..твр в Англии.

2. Отметьте слова, в которых пишется з.

а) он где-то ..десь;

б) за лето ..близились;

в) бе..гранично рад;

г) ра..теребить лен;

д) сколь..кая дорожка.

3. Отметьте слова, в которых пишется а.

а) написать изл..жение;

б) у..казательный палец;

в) к..хнуться плечом;

г) над ур..внем моря;

д) затв..рять двери.

4. Отметьте слова, в которых пишется и.

а) положить в кармаш..к;

б) пр..милая улыбка;

в) просторный вест..бюль;

г) душа оч..рствела;

д) коэфф..циент полезного действия.

5. Отметьте слова, в которых пишется у(ю).

а) остро реж..щий;

б) ищ..т везде;

в) новые к..пюры;

г) держ..щий первенство;

д) верт..т хвостами.

6. Отметьте слова, в которых пишется д.

а) застывший бе..он;

б) о..метить Новый год;

в) по..шить подол;

г) спелый пло..;

д) насле..ство тетушки.

7. Отметьте слова, в которых пишется к.

а) старый дворец..ий;

б) турист..ий маршрут;

в) грец..ий орех;

г) белору..ий трикотаж;

д) уз..ий коридор.

8. Отметьте слова, в которых пишется а.

а) стать б..нкротом;

б) справ.. от вас;

в) белый пар..ход;

г) р..писание на завтра;

д) падающий мете..рит.

9. Отметьте слова, в которых пишется и

а) легко дыш..тся;

б) н.. рыба н.. мясо;

в) он н.. художник;

г) Чем н.. подарок?

д) н..куда пойти.

10. Отметьте слова, в которых пишется е.

а) врем..нно не работаю;

б) быть земл..ками;

в) та..ние снега;

г) ловить, л..гушонка;

д) дневное осв..щение.

11. Отметьте слова, в которых пишется ы.

а) об..грал всех;

б) чертить ц..ркулем;

в) птиц..но гнездо;

г) нитка без ..глы;

д) на верхние этаж..

12. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная,

а) а(к,кк)уратный почерк;

б) вступить в диску(с,сс)ию;

в) сварить ра(с,сс)ольник;

г) прием у гла(в,вв)рача;

д) имеется де(ф,фф)ект.

13. Отметьте слова, в которых пишется мягкий знак.

а) уронила в речку мяч..;

б) перестала стеснят..ся;

в) неб..ющееся стекло;

г) пят..надцать миль;

д) серая мыш..

14. Отметьте слова, которые пишутся раздельно,

а) не(о)чем жалеть;

б) (не)рад известию;

в) с детства (не)ряха;

г) (не)решенная мной задача;

д) (не)первый сорт.

15. Отметьте слова с дефисом.

а) читать (по)польски;

б) совершить (авиа)перелет;

в) понимает с (полу)слова;

г) сидел(бы) дома;

д) самый(самый) умный.

16. Отметьте слова, в которых пишется о.

а) жалкие деньж..нки;

б) ждать почталь..ча;

в) ровный ш..в;

г) ч..рный цвет;

д) огорч..нный известием.

17. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная,

а) паре(н, нн)ая репа;

б) отдале(н, нн)ые раскаты;

в) опасный моше(н, нн)ик;

г) авиацйо(н, нн)ый завод;

д) утро тума(н, нн)о.

18. Отметьте слова, в которых пишется твердый знак,

а) подозрительный суб..ект;

б) лев раз..ярился;

в) живут в двух..этажном доме;

г) старое руж..ишко;

д) без..ухий зверек.

19. Отметьте слова, которые пишутся раздельно.

а) подарок (на)память;

б) поеду (в)начале лета;

в) уехал (от)сюда давно;

г) девочка (на)подобие куклы;

д) отметить (двадцати)летие.

20. Отметьте слова, в которых буква пишется.

а) молочный кокте..ль;

б) ори..нтация на местности;

в) директор аген..ства;

г) непонятный по..черк;

д) в забастовках не уча..ствовал.

21. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.

1) О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

2) Пролился первый весенний дождь.

3) Мама вставала каждый день ни свет, ни заря.

4) Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет.

5) Загремела музыка, двери в залу отворились и бал начался.

б) Живее кони, живее!

7) Стихи особенно на первых порах пишутся в состоянии сильного возбуждения.

8) Кроме старика, в этот день приходило к нам еще двое.

9) Камыши стояли неподвижно и как будто дремали.

10) А вовсе некрасивых цветов, как известно не бывает.

11) На другой день огонь возобновился, несмотря на стужу и метель.

12) Убаюканный сладкими воспоминаниями, он крепко спал.

13) Невиданной силы снегопад, начавшийся еще днем усилился.

14) Бежит, дитя природы, студеный ключ в сады.

15) Лучилось солнце и раскидывалась широкая радуга.

16) Скрепя сердце он согласился на столь авантюрное дело

17) Бестужев не перечитывая письма запечатал его.

18) Не постучавшись, она решительно вошла в комнату.

19) И вот я опять в том городе, где когда я был молодым, пришла ко мне первая любовь.

20) Все это я рассказываю вам как писатель.

21) Любовь к стране возникает путано, загадочно как всякая любовь.

22) Старик проводил сына и остался один как перст.

23) Звезды как алмазы.

24) Мы, писатели, должны смотреть в глаза жизни как можно пристальнее.

25) Нужно было время, для того чтобы кое-что разглядеть и понять.

26) Моя просьба такова: я прошу даровать всем пленникам жизнь и свободу.

27) Я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

28) За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз и в сенях замёрзла вода в кадке.

29) Небо было почти безоблачное, дул слабый северный ветер.

30) «Что ты надумал?» — спросила мать снова охваченная сомнением.

31) Какая суровая, какая длинная зима.

32) Я очень рад, что ты мой брат.

33) Прямая обязанность художника показывать, а не доказывать.

34) «Где же спасатели? Времени у них было предостаточно — решил Кливи. — Почему их еще нет?».

22. Речевые нормы и их нарушение. Отметьте предложения с нарушением речевых норм

1) Открой банку консервов — сварим рыбный суп.

2) Весной хорош суп из щАвеля.

3) Недавно мы купили новую стИральную машину.

4) В детстве у меня было сотрясение мозга.

5) Сегодня жарко, солнце пекёт.

6) Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые, не хотят и даже боятся изменений.

7) Подъехав к станции, поезда уже не было.

8) Вопреки его предположений работу вовремя мы не закончили.

9) К тремстам пятидесяти четырем прибавьте восемьсот.

10) На остановке стояли двое девушек.

11) Не всегда нужно обращать внимание мелочам.

12) В университете был проведен конкурс о лучшем ораторе.

13) У Базарова нет единомышленников.

14) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

Ключ: 1 -г, д; 2 — а, в, д; 3 — б; 4 — в, д; 5 — а, б, в; 6 — в, г, д; 7 — а, в, д; 8 — а, б, г; 9-а, б; 10 — а, д; 11 — а, в; 12 — а, б, в, г; 13 — б, в, д; 14 — а, б, г, д; 15 — а, д; 16 — а, б, в; 17 — б, в, г, д; 18 — а, б; 19 — а, б; 20 — а, б, в; 21 — 5, 6, 7, 10, 13, 15, 17, 19, 21, 27, 30, 33, 34; 22 — 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15.

Вариант 2

1. Отметьте слова, в которых пишется г.

а) пони..ший цветок;

б) северный во..зал;

в) ле..кость характера;

г) чудесный жемчу..;

д) опытный э..скурсовод.

2. Отметьте слова, в которых пишется з.

а) сколь..кая дорожка;

б) ра..жать руку;

в) ра..теребить лен;

г) долгожданное по..дравление;

д) ..беркасса открыта.

3. Отметьте слова, в которых пишется а.

а) написать изл..жение;

б) решить ур..внение;

в) ук..зательный палец;

г) затв..рять двери;

д) к..снуться плечом.

4. Отметьте слова, в которых пишется и.

а) оказался в затруднени..;

б) дверь пр..открыта;

в) садовый инв..нтарь;

г) зап..рать дверь;

д) коэфф..циент полезного действия.

5. Отметьте слова, в которых пишется у(ю).

а) терп..щий бедствие;

б) рису..щий человечков;

в) перевяж..т раны;

г) езд..т на охоту;

д) сел на т..бурет.

6. Отметьте слова, в которых пишется д.

а) спелый пло..;

б) застывший бе..он;

в) по..клеить книгу;

г) хитрая о..говорка;

д) насле..тво тетушки.

7. Отметьте слова, в которых пишется к.

а) близ..ий человек;

б) белорус..ий трикотаж;

в) грец..ий орех;

г) старый дворец., ий;

д) декабрист..ие жены.

8. Отметьте слова, в которых пишется а.

а) начни сначал..;

б) доклад..ми довольны;

в) горячая сков..рода;

г) стать б..нкротом;

д) доставили авиапочтой.

9. Отметьте слова, в которых пишется и.

а) я н.. волшебник;

б) бор..тся за себя;

в) н.. с кого спросить;

г) н.. рыба н..мясо;

д) Чем н.. подарок?

10. Отметьте слова, в которых пишется е.

а) пон..л не сразу;

б) ухудш..нный вариант;

в) просто загл..дение;

г) вр..менно не работаю;

д) съел ..ичницу.

11. Отметьте слова, в которых пишется ы.

а) молодц..;

б) русская нац..я;

в) дружеский роз..грыш;

г) без ..ллюзий;

д) куриц..н насест.

12. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

а) имеется де(ф, фф)ект;

б) па(с,сс)ивный наблюдатель:

в) бе(с, сс)рочный договор;

г) ми(л, лл)ион алых роз;

д) прием у гла(в, вв)рача.

13. Отметьте слова, в которых пишется мягкий знак.

а) мягкий калач..;

б) неб..ющееся стекло;

в) пят..надцать миль;

г) встан..те в ряд;

д) микроволновая печ..

14. Отметьте слова, которые пишутся раздельно.

а) (не)нужно слов;

б) (не)выносимое горе;

в) (не)брежность в работе;

г) (не)первый сорт;

д) не(на)кого положиться.

15. Отметьте слова с дефисом.

а) объехать (пол)Европы;

б) Думал(ли) я?

в) в лесу тихо(тихо);

г) скажи(ка), дядя,

д) интересные (мото)гонки.

16. Отметьте слова, в которых пишется о.

а) извлеч..нный корень;

б) звание май..ра;

в) работает как пч..лка;

г) накинул капюш..н;

д) свинц..вые пули.

17. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

а) опасный мошен(н, нн)ик;

б) утро тума(н, нн)о;

в) таинствс(н, нн)ые силы;

г) суше(н, нн)ые грибы;

д) пересуше(н, нн)ое печенье.

18. Отметьте слова, в которых пишется твердый знак.

а) с..агитировать выступить;

б) об..ект наблюдения;

в) тепло..емкое производство;

г) сенсационное интерв..ю;

д) под..ёмный кран.

19. Отметьте слова, в которых буква пишется.

а) ори..нтация на местности;

б) ненас..ный апрель;

в) че..ствовать повелителей;

г) учитель-словес..ник;

д) с чу..ством благодарности.

20. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.

1) Повсюду мох: и под ногами и на камнях, и на ветвях деревьев.

2) Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вечернего дождя.

3) Я отправился на рыбалку ни свет ни заря.

4) Пролился первый весенний дождь.

5) Загремела музыка, двери в залу отворились и бал начался.

б) Камыши стояли неподвижно и как будто дремали.

7) Пылай камин в моей пустынной келье.

8) Человек всего может дождаться, кроме юности.

9) Стихи особенно на первых порах пишутся в состоянии сильного возбуждения.

10) Невиданной силы снегопад, начавшийся еще днем усилился.

11) Убаюканный сладкими воспоминаниями он крепко спал.

12) Жухрай, матрос, с нами не разговаривал.

13) Несмотря на сильное потрясение он вполне овладел собой.

14) Исчезла вся красота сияющего лазурью и золотом северного леса.

15) Волк сидел на задних лапах, поджав хвост и огрызался на городовых.

16) Отгремев, закончились бои.

17) Тогда я сказал, что, если так, то пускай Гамзат едет в Ташкент.

18) Скрепя сердце он согласился на столь авантюрное дело.

19) У Димки блеск в глазах пропал и храбрость куда-то улетучилась.

20) Ночь хмурая как зверь стоокий глядит из каждого куста.

21) Поэма была произнесена как признание.

22) Я шагнул к трем грибам и услышал, как хрустнуло у меня под сапогом.

23) Звезды как алмазы.

24) Старик проводил сына и остался один как перст.

25) Через два часа вулкан успокоился, дым рассеялся.

26) Он знает: ошибка — шаг к истине.

27) Рыба-остров опустилась в глубь моря, и все кто опоздал, пошли ко дну.

28) Чтобы Жилин не упал притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.

29) Мне надо знать всё это, чтобы поверить тебе, и чтобы удивление перед тобою не мешало мне понять тебя.

30) Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

31) Страх есть самый обильный источник пороков.

32) «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей. — Ты мне позволишь идти подле себя?»

33) Извините, я не оратор.

21. Отметьте предложения с нарушением речевых норм.

1) Я до сих пор не выполнил лабораторную работу по физике.

2) Я пользуюсь шампунём, содержащим комплекс витаминов.

3) Все любят домашние тортЫ.

4) По истечению срока акционерам должны выплатить дивиденды.

5) Меня отправили в двухсот семнадцатую комнату.

6) Вода течет из обоих кранов.

7) Шкатулку с письмами она хранила как зеницу ока.

8) Мой друг особенно уважает стихи.

9) Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь.

10) Она звОнит мне каждый день.

11) Переходя улицу, загорелся красный свет.

12) В августе месяце в Мурманске зацветает сирень.

13) Многие слова того времени уже канули в лето.

14) Из консерв можно приготовить вкусные салаты.

Ключ: 1 — в, г; 2 — а, б, г; 3 — б, в; 4 — а, б, г, д; 5 — б, в; 6 — а, в, д; 7 — а, в, г; 8 — а, б, г, д; 9 — в, д; 10 — б, г; 11 — а, в, д; 12 — б, в, г, д; 13 — б, г, д; 14 — а, г, д; 15 — а, в, г; 16 — б, г, д; 17 — а, б, в, д; 18 — б, д; 19 — а, б, д; 20 — 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 17, 20, 27, 28, 29; 21 — 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

МКОУ «Средняя школа №1 р.п. Мулловка

Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновская область»

Итоговый тест по русскому языку

10 класс

Автор: Рыбакова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

2016

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Сильный ветер вн…запно загудел в выш…не деревья забуш…вали крупные капли дождя резко застучали зашлеп…ли по листьям св…ркнула молния и гроза разр…зилась.

2.В каких словах пишется буква И?

1)он уже бре…тся

2)зам…рать

3)панц…рь черепахи

4)ответить в течении… недели.

3.Из приведенного ниже предложения выпишите словосочетание со связью «согласование».

Все лучшие качества человека связаны с верой и верностью.

4.Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей предложении?

В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

1)было2)было так холодно

3)отменили4)занятия отменили

5.Укажите предложение, в котором знаки препинания проставлены неправильно.

1.Рвать первоцветы – большой вред для природы.

2.Сердце – не камень.

3.Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.

4.Компьютер – электронно-вычислительная машина.

6.Укажите нераспространенное предложение.

1.Раннее утро.

2.Жди меня.

3.Ты будешь смотреть?

4.Мне спать хочется.

7.Укажите определённо-личное предложение.

1.По окончании передачи смотрите новости.

2.Дни поздней осени бранят обыкновенно.

3.В коридор выходило несколько дверей.

4.В саду было тихо, прохладно.

8.Укажите неполное предложение.

1.Бросьте притворяться!

2.Кто сегодня дежурный?

3.Потемнело в чистом поле.

4.Вот этот сок нужен ландышу, тот – липе, тот – сосне, а тот – папоротнику или дикой малине.

9.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Я наслаждался мирно своим трудом() и успехами своих друзей.

1)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не

нужна.

3)сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна

запятая.

4)простое предложение с однородными членами, перед союзом

И нужна запятая.

10.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Мама вставала каждый день ни свет ни заря.

2)Ветер то стонет то злится то воет и рвет.

3)Мох стелется под ногами на камнях и на ветвях деревьев.

4)Отец и сын были растроганы.

11.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Познакомьтесь (1) дорогие телезрители (2) с прогнозом погоды. На следующей неделе (3) по сообщениям синоптиков (4) ожидаются дожди и грозы.

1)3,43)1,2,3,4

2)1,2,34)1,2,4

12.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Друг мой, друг далекий, вспомни обо мне!

2)Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка.

3)Пылай, камин, в моей пустынной келье.

4)Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай!

13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад (1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

1)1,23)2

2)3,44)1,2,3,4

14.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Лучилось солнце, и раскидывалась широкая радуга.

2)У Димки блеск в глазах пропал и храбрость куда-то улетучилась.

3)Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами свистом.

4)Ночью долго бушевала гроза, и лил дождь как из ведра.

15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Солженицына (1) печатать (2) которые долгое время было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

1)1,2,33)1,3

2)14)2,3

16.Исправьте речевые ошибки в предложениях. Исправленные предложения запишите.

1)Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь.

2)В августе месяце в Мурманске зацветает сирень.

3)Многие слова того времени уже канули в лето.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/210147-kim-po-russkomu-jazyku-10-klass

Возможно, вам также будет интересно:

  • В xiaomi выскакивает ошибка msa
  • В itunes есть ошибка 3194 при
  • В word пишет ошибка закладка не определена
  • В word возникла ошибка не позволяющая приложению правильно работать
  • В windows 7 при запуске программы выдает ошибку

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии