Условные знаки для обозначения ошибок

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.  – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Просмотр содержимого документа

«Классификация ошибок по русскому языку.»

Корректурные (корректорские) знаки (значки)

  • Category: Наш справочник
  • Hits: 61712

Эта статья посвящена корректорским знакам. Если быть точным то знаки должны называться корректурные, но 95 % пользователей ищут в интернете эти значки именно под название корректорские и только 5% – корректурные, отсюда и название статьи. Но для общего кругозора верное название этих значков — корректурные знаки ГОСТ  7.62-90.  

Когда делать корректуру?

Не зависимо от того что вы делаете — издаете книгу, печатаете брошюру, издаете газету или журнал – первую корректуру необходимо делать до передачи материала в верстку. Если материалы в рукописном или в печатном виде, но на бумаге то, прежде всего, переведите материалы в электронный вид в любой текстовый формат. О том как «правильно» набирать текст вы узнаете в статье Правила набора текста. После работы редактора (если такая предполагается) и после внесения всех авторских правок этот материал передают корректору для первой корректорской вычитки. Наше агентство, как правило, согласовывает с автором все внесенные исправления корректора и  уже после материалы передаются в верстку.
Для чего же нужны корректорские знаки, если все изменения вносятся корректором в электронный вариант. Дело в том, что есть еще одна корректорская правка – правка сверстанного материала и его правка проходит с листа (распечатки сверстанного материала). Мы рекомендуем это делать уже после утверждения автором верстки и перед передачей материала в типографию.

Сколько должно быть корректур?

Минимум две, первая до передачи материала в верстку и вторая перед передачей в типографию. Большее количество корректуры может понадобиться при внесении изменений большой части текста автором в процессе верстки, что крайне не желательно – поэтому старайтесь менять текст до верстки. Задачи первой корректуры — правка всех орфографических ошибок, задачи второй корректуры- выявить пропущенные ошибки и правка технических ошибок верстки (отдельная статья с которой мы рекомендуем ознакомиться всем).

Для чего нужны корректорские знаки?

Прежде всего, если корректор использует общепринятые знаки, то у верстальщика не возникнет дополнительных вопросов и работа внесения исправлений будет ускорена. Но очень часто возникают ситуации, когда не хватает общепринятых корректорских знаков или их можно трактовать двусмысленно, в этом случае мы рекомендует отходить от правил и вносить все пояснения на полях как можно подробней. Всегда надо помнить, что корректуру делают, прежде всего, для исправления ошибок, а не для создания новых «ребусов».

Как делать корректуру?

Самое главное, что бы все исправления корректора были четко видны и разборчивы.
Если вы правите черный текст, то всегда используйте красную ручку — наиболее яркую и заметную. Если используете карандаш или темную ручку, то выбирайте их тонкими и яркими. Не зависимо, какой корректорский знак вы ставите, рекомендует ставить галочку на полях напротив внесенного исправления (скажу сразу, это против правил), это сильно упрощает процесс внесения правки в электронный вариант и снизит вероятность пропуска внесенных исправлений.
Не мельчите. Если возникла задача помещения нового текста или корректорские знаки перестановки начинают пересекаться и только путают – перечеркните этот текст, поставьте цифру в кружочке и на полях или отдельном листочке под этой цифрой напишите нужный текст.

Корректорские знаки замены букв

корректорские знаки замены

Наверное, самые распространенный и частый вид правки. Знак должен перечеркнуть неверный символ, далее знак дублируют на полях с нужной буквой. Если в одной строке встречаются несколько замен, то ставят разные знаки. Чтобы не возникало путаницы – знаков придумали много, но все они однотипные.

Корректорские знаки замены слов или целых строк

Корректорские знаки замены слов или целых строк

Главное отличие в том, что знак перечеркивает полностью неверное слово или строку. Самая распространенная ошибка, это когда корректор начинает мельчить на полях при исправлении большого куска текста. Выносите знак на самое большое поле и там пишите правку, а от знака зачеркнутого текста лучше отведите стрелку в знак с правкой — может быть это не правильно, но точно ясно.

Корректорские знаки замены текста

Корректорские знаки замены текста

Мне кажется с этим знаком все понятно.

Корректорский знак вставки

Корректорский знак вставки

Все знаки имеют формы галочки — отличительная черта знака вставки. Знак ставят в промежуток, куда нужно поместить вставку. Ошибки – не забывайте указывать знаки  препинания во вставках.

Корректорский знак удаления буквы слова или целого предложенияКорректорский знак удаления буквы слова или целого предложения

Так как этот знак сильно похож на знак замены, то надо четко рисовать волну — отличающую знаки удаления.

Корректорский знак перестановки

Корректорский знак перестановки

Перестановка может быть: букв, слов или строк. В случае перестановки в слове, мы рекомендуем на полях продублировать знак и написать рядом верное слово.

Корректорские знаки, определяющие очередность слов или предложений в тексте

Корректорские знаки, определяющие очередность слов или предложений в тексте

Используют если перестановок много или слова стоят не подряд.

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Корректорские знаки работы с пробелами

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Часто встречающийся тип правки. Обязательно дублируйте его на полях в виде знака либо виде галочек-внимания – этот знак корректорской правки пропустить легче всего. 

И самый главный знак корректорской правки – знак отмены правки

знак отмены правки

Самый главный знак, потому что больше всего вносит путаницы.

Корректорские знаки выравнивания

Корректорские знаки выравнивания

Эти знаки обозначают выравнивание текста на странице.

Корректорские знаки «верхнего и нижнего регистра»

Корректорские знаки «верхнего и нижнего регистра»

Знаки показывают расположение буквы относительно базовой лини набора текста. Если галочки две — символ поднимают еще выше.

Корректорский знак «абзаца»

Корректорский знак "абзаца"

Знак ставиться в пробел, где должен быть абзац, либо объединяет текст набираемый в подбор.

Вот и все основные знаки.

Есть еще знаки определяющие начертание (жирное, курсивное, заглавные, в разрядку и т.д.), но мы специально не приводим их. Мы рекомендуем в таких случаях сделать пометку на полях в виде слов, если правка часто встречается то,  на первой странице нарисуйте знак и присвойте ему вид правки, что бы человек вносящий правку знал, что этот знак означает. 

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Работа над
ошибками по русскому языку

Работа над ошибками – один из обязательных видов
деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно
помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего
работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти
материалы будут для вас полезными.

Способы исправления учителем ошибок
в письменных работах учащихся

Исправления, сделанные учителем в тетради, должны
обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно
контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не
способствуют устранению орфографических ошибок. Учителя начальной школы
используют различные способы исправления орфографических ошибок, что не только
позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и способствует
правильному выбору способа исправления ошибки учеником. После того как ошибка
зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками.

1. Обозначение на полях
условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.

2. Подчеркивание слова, в
котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.

3. Подчеркивание ошибки в
слове и обозначение на полях условным знаком (/).

4. 3ачеркивание ошибки,
надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на
которую допущена ошибка.

5. Зачеркивание ошибки,
надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой
находится ошибка.

Например:

6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного
варианта, указание на полях способа исправления ошибки.

Условные обозначения орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок

/ – орфографическая ошибка.

V – пунктуационная ошибка.

W – логопедическая ошибка.

Ф – фактическая ошибка.
лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)

Zкрасная строка
(нет отступа).

Г – нарушение границы
предложения. (Кот фыркнул. И убежал под диван.)

V – пропуск слова,
предложения.

1, 2, 3 – нарушение
порядка слов в предложении.

1         3             4               2

(Стакан стоял на столе с водой.)

Н – речевой недочет
(неудачный выбор слова).

 – нарушение последовательности изложения.

П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать
синонимы).

Работа над ошибками (1 класс)

СЛОВАРНОЕ СЛОВО.

Выпишите правильно слово один раз, подчеркните
(выделите) букву, поставьте ударение.

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ – ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Выпишите слово без ошибок
один раз, подчеркните гласную (сочетание). Придумайте и запишите еще два слова
с таким же сочетанием.

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.

Выпишите слово без ошибок
один раз, подчеркните (выделите) сочетание. Придумайте и запишите еще два слова
с этим сочетанием.

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (имена, фамилии, названия городов
и т. д.).

Выпишите правильно имя
собственное, подчеркните (выделите) заглавную букву. Придумайте и запишите два
слова на это правило.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Выпишите правильно слово,
выделите безударную гласную. Проверьте гласную ударением: подберите и запишите
проверочное слово. Обозначьте ударение в этих словах. Придумайте и запишите два
слова на это правило.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (на конце и в середине
слова).

Выпишите слово правильно,
рядом – проверочное. Придумайте и запишите два слова на это правило.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Выпишите слово, выделите
букву. Если написание можно проверить, подберите и напишите проверочное слово.
Придумайте и запишите два слова на это правило.

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Выпишите правильно слово,
подчеркните (выделите) двойные согласные. Придумайте и запишите два слова на
это правило.

ПЕРЕНОС СЛОВ.

Выпишите слово, разделите
его для переноса всеми возможными способами.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ
МЯГКОСТИ.

Выпишите слово,
подчеркните (выделите) Ь. Обозначьте графически. Напишите два слова с
разделительным Ь или Ь – показателем мягкости.

ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ, ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА.

Выпишите слово правильно,
разделите на слоги, подчеркните (выделите) гласные.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Напишите предложение
правильно, подчеркните нужное написание (большая буква в начале, точка, ?, ! –
в конце, раздельное написание слов, пропуск слов и т. д.).

Работа над ошибками (2–4 классы)

I. Последовательность работы над
орфограммами.

1. С новой строчки
выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.

2. Подчеркните (выделите)
орфограмму.

3. Определите, в какой
части слова (или части речи) допущена ошибка.

4. Выясните, на какое
правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это
правило.

5. Выполните указания
правила. Графически обозначьте орфограмму.

6. Выберите ошибки на то
же правило и исправьте их.

7. Приведите один-два
примера на это правило.

№ п/п

Характер орфограммы

(правило)

Как исправить

Пример

1

2

3

4

1

Заглавная буква в начале предложения.

Предложение –
это группа слов, которые

выражают
законченную мысль

Запишите
правильно предложение. Подчеркните заглавную букву

Мальчики гуляли
во дворе

2

Заглавная буква в именах
собственных.

Имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с
заглавной буквы

Напишите слово правильно.

Выделите заглавную букву.

Объясните написание по образцу

Иван – имя

Петрович – отч.

Сидоров – фам.

Грузия – геогр. н.

река Нева – геогр. н. пес Филька
– кл.

3

Перенос слов.

Запомните!

1. Переносите слова по слогам.

2. Нельзя оставлять или
переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!)

3. Нельзя отрывать букву Й, а
также Ь, Ъ от предыдущих букв, так как русские слова не могут
начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы

(конь-ки, лей-ка, подъ-езд).

4. При переносе слов с двойными
согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский).

5. Особого внимания требует перенос на
границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть
корня, не составляющую слога

(при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть,
прос-пать)

Напишите слово правильно,
разделите на слоги.

Подчеркните, выделите гласные
буквы.

Напишите все случаи переноса
данного слова

про/пус/тил

про-пустил

пропус-тил

4

Если
пропустили
(кроме непроизносимых), не
дописали, переставили букву в слове

Напишите слово
правильно. Разделите на слоги. Выделите или подчеркните букву, которую не
написали, заменили, переставили

пло/щад/ка

5

Гласные И, А, У после шипящих.

Запомните:

Жи-ши

Ча-ща

Чу-щу

Напишите слово
правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните

машина

широкий

чаща

щука

чугун

6

Сочетания
ЧК-ЧН, НЧ-НЩ.

Запомните:

ЧК-ЧН

НЧ-НЩ

(пишите
без Ь)

Напишите
слово правильно, выделите цветом сочетание или подчеркните

банщик

диванчик

одуванчик

Продолжение
табл.

1

2

3

4

7

Проверяемые
безударные гласные в корне слова (б/г).

Запомните!

Безударные
гласные А, Я, И, О, Е можно проверять только в корне.

Для
этого нужно изменить слово или

подобрать
однокоренное слово так, чтобы на б/г падало ударение

Подберите
и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень,
подчеркните ударную гласную.

Напишите
правильно слово с б/г, поставьте знак ударения, выделите корень и б/г в корне

мост – мОсты

красный –

крАсиво

кормит –

кОрмушка

8

Проверяемые
согласные в корне слова

(п/с).

Запомните!

Парные
звонкие и глу-

Подберите
и запишите проверочное слово, выделите ко-рень и подчеркните букву после п/с.

морозы,

морозный – мороЗ

глаза,

глазной – глаЗки

резок – реЗкий

хие согласные б-п, д-т, в-ф,
г-к. з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять.
Для этого
нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после
согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р)

Напишите правильно слово с п/с.
Выделите корень и п/с в корне

9

Непроизносимые согласные в корне
слова (н/с): в, д, л, т.

Измените слово или подберите
однокоренные слова так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный
четко звучал.

Запомните!

Букву Т – писать напрасно!

Чудесно – чудеса

Прекрасно – краса

Ужасно – ужасы

Опасно – опасен

Вкусно – вкусы

Интересно – интересы

Подберите и запишите проверочное
слово. Выделите корень и подчеркните гласную после н/с.

Напишите правильно слово с н/с.
Выделите корень и н/с в корне

звезда

звездочка

звезДный

10

Непроверяемые орфограммы в корне
слова (словарные слова).

Непроверяемые гласные и
согласные в корне слова ЗАПОМИНАЕМ

Напишите слово правильно. Выделите
цветом или подчеркните орфограмму. Подберите два однокоренных слова (или 2
слова
с подобной орфограммой)

мороз

морозный

морозец

(город,
топор)

11

Двойные
согласные в слове.

Две
одинаковые согласные пишутся:

А.
В корне слова (их нужно запомнить)

А. Запишите
правильно слово. Объясните графически

(выделите
корень и двойные согласные в корне)

А.

группа

ванна

Б.
Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной

Б. Запишите
правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень,
подчеркните двойные согласные)

Б.

рассказ

оттолкнуть

Окончание табл.

1

2

3

4

В.
Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласной

В.
Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс,
подчеркните двойные согласные)

В.

ранняя

осенний

Г.
В суффиксе (двойные согласные запоминаем)

Г. Запишите
правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в
суффиксе)

Г.

клюквенный

12

Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных.

Пишется
после согласных

· на конце слова (конь)

· в середине слова между согласными (коньки)

Напишите
слово правильно. Выделите ь.

Обозначьте
стрелкой или подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает ь

конь

морковь

девять

коньки

мальчик

пальцы

13

Ь — разделительный.

Пишется в корне слова после
согласных пред гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не
сливается с гласным

Напишите слово правильно. Выделите ь.

Обозначьте стрелкой или подчеркните
согласную и гласную, которые разделяет ь

вьюга

листья

платье

14

Разделительный твердый знак (Ъ).

Запомните!

Пишется после приставок, которые

заканчиваются на согласную, перед

гласными в корне Е, Е, Ю, Я.

согл. Ъ е, е, ю, я

Исключения: объект, субъект,
адъютант

Напишите слово правильно.

Выделите приставку и Ъ.

Подчеркните согласную в приставке и
гласную в корне, которые разделяет Ъ

съезд

объем

объявление

15

Ь – на конце имен существительных после
шипящих.

На конце имен существительных ж. р. в и.
п. после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных м. р. после шипящих
НЕ пишется Ь

Определите род имени существительного.
Напишите слово правильно.

Объясните графически

дочь – ж. р.

печь – ж. р.

луч – м. р.

мяч – м. р.

16

Ь — после шипящих во 2-м л. ед. ч.
глаголов.

На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме
настоящего и будущего времени пишется Ь

Выпишите глагол. Выделите окончание.
Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо

шишешь – гл.,

наст. вр.,

ед. ч., 2л.

решаешь,

пишешь

17

Раздельное написание предлогов с другими
словами.

Предлоги со словами пишутся раздельно, так как
предлог – это часть речи.

Между предлогом и словом можно поставить
другое слово или вопрос.

Перед местоимениями 3 лица после
предлога пишите букву Н.

Перед глаголами предлоги не пишутся

Выпишите слово с предлогом. Докажите
раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или
вопрос)

Сосна росла
у
берега.

У (какого?) берега,

у крутого берега.

Ко V мне

С V ними

II. Последовательность
работы над пунктуационными ошибками.

1. Выпишите все
предложение, в котором была допущена ошибка, подчеркните пунктограмму.
Повторите пунктуационное правило.

2. Составьте схему предложения (или подчеркните
грамматическую основу).

3. Приведите один-два
примера на данное слово.

п/п

Характер орфограммы

(правило)

Как исправить

Пример

1

2

3

4

1

Точка,
вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Предложение
– это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль

Выпишите предложение.

Поставьте в конце предложения нужный знак.

Объясните по
образцу

Наступило
раннее утро.

(повествовательное,
невосклицательное)

2

Разбор предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные

члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или
о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое обозначает, что
говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
(и др.)

Остальные члены называются второстепенными:
дополнение,

определение, обстоятельство

Выпишите предложение. Подчеркните
главные члены (основу предложения).

Выпишите из предложения все
словосочетания, используя алгоритм

Седые туманы

плывут к облакам.

Туманы (какие?)

седые.

Плывут (куда?)

к облакам

3

Однородные члены предложения – несколько членов предложения
(главных или второстепенных), которые отвечают на один и тот же вопрос и
зависят от одного и того же слова. Между однородными членами предложения запятая
ставится:

1) если между ними нет союзов;

2) если между ними есть союзы А,
НО, ДА=НО;

3) если союзы И, ИЛИ повторяются.

Запятая не ставится:

если между ними один раз употребляется
союз И, ИЛИ, ДА=И

Выпишите
предложение.

Подчеркните
однородные члены и слова, от которых они зависят.

Вспомните о знаках препинания между
однородными членами. Сделайте схему

Наш народ любит
и бережет свою Родину.

III. Ошибки в разборе слова по
составу.

Ошибки (правила)

Как исправить

Пример

1

2

3

Состав слова.

Если неправильно разобрано слово
по составу – вспомните правила и определения.

Запомните!

Слова, которые имеют общую (одинаковую)
часть и сходны (близки) по смыслу называются однокоренными.

Запомните!

В корнях родственных слов
пишутся одинаковые гласные. Общая (одинаковая) часть родственных слов
называется корнем.

Окончание – изменяемая часть слова,
которая служит для связи слов в предложении.

Приставка – это часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая
стоит после корня и служит для образования новых слов

Напишите слово.

Разберите по составу, пользуясь планом.

ПЛАН

1. Выясните смысл слова.

2. Определите часть речи.

3. Выделите окончание. Докажите
(измените слово)

4. Выделите корень.

Докажите (подберите

два родственных слова).

5. Выделите приставку (она стоит
перед корнем).

6. Выделите суффикс (он стоит после
корня)

Поездка.

Ездить, проезд

Радостный.

Рад, радовался

IV. Ошибки в изложении или
сочинении.

Характер ошибок

Как исправить

Пример

1

2

3

П – повтор слова

Замените повторяющееся слово.

Запишите предложение с новым словом

Ваня увидел собаку и испугался. Ваня
закрыл руками лицо и заплакал.

Он закрыл руками лицо и заплакал.

Мальчик закрыл руками лицо и заплакал

Н – неудачное
слово или предложение

Замените
неудачное слово или предложение.

Запишите
исправленное предложение, употребив нужные слова

Холодный
осенний ветер вырывал листья и заносил их.

Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их

V – пропуск
слова или предложения

Подумайте,
какое слово или предложение пропущено. Запишите

предложение,
впишите в него пропущенное слово (или запишите предложение, которое
пропустили)

Жили-были
V со старухой.

Жили-были
старик со старухой

Г – нет в конце
предложения точки или других знаков препинания

Подумайте,
какие знаки препинания не поставили. Выпишите предложение. Поставьте в конце
предложения нужный знак препинания. Объясните свой выбор

Наступило
раннее утро.

(повествовательное,

невосклицательное)

Z – красная
строка

Разделите текст
на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки

1,
2, 3… –

неудачный
порядок слов в предложении

Прочитайте
предложение. Измените порядок слов.

Запишите
предложение, правильно расположив слова

Ученики
класса нашего спорт любят. Ученики нашего класса любят спорт

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

РУССКИЙ ЯЗЫК

Способы исправления учителем ошибок в письменных работах учащихся

1. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.

2. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.

3. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.

4. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/).

Условные обозначения орфографических, пунктуационных и речевых ошибок

/ – орфографическая ошибка.

О! — необходимость выделить орфограммы в словах, предложении или тексте

V – пунктуационная ошибка.

W – логопедическая ошибка.

Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)

Zкрасная строка (нет отступа).Хочу такой сайт

Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.)

V – пропуск слова, предложения.

1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.

Р – речевой недочет (неудачный выбор слова).

П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).

          Прилагаемая памятка поможет правильно выполнить работу над ошибками по русскому языку. Все орфограммы необходимо подчёркивать зелёной ручкой!

МАТЕМАТИКА

Зачеркивание ошибки и указание на полях «РП» означает необходимость выполнить работу над ошибками.

Выполнение работы над ошибками по математике:

  1. Отступить 4 клетки вниз от предыдущей работы и озаглавить «Решаю правильно.»
  2. Написать  номер задания.
  3. Выписать пример, в котором была допущена ошибка, и решить его правильно.
    Если ошибка была допущена в задаче, то необходимо составить и сделать краткую запись (или схему), решить по действиям с пояснением и ответом.

Корректурные (корректорские) знаки (значки)

  • Category: Наш справочник
  • Hits: 56967

Эта статья посвящена корректорским знакам. Если быть точным то знаки должны называться корректурные, но 95 % пользователей ищут в интернете эти значки именно под название корректорские и только 5% – корректурные, отсюда и название статьи. Но для общего кругозора верное название этих значков — корректурные знаки ГОСТ  7.62-90.  

Когда делать корректуру?

Не зависимо от того что вы делаете — издаете книгу, печатаете брошюру, издаете газету или журнал – первую корректуру необходимо делать до передачи материала в верстку. Если материалы в рукописном или в печатном виде, но на бумаге то, прежде всего, переведите материалы в электронный вид в любой текстовый формат. О том как «правильно» набирать текст вы узнаете в статье Правила набора текста. После работы редактора (если такая предполагается) и после внесения всех авторских правок этот материал передают корректору для первой корректорской вычитки. Наше агентство, как правило, согласовывает с автором все внесенные исправления корректора и  уже после материалы передаются в верстку.
Для чего же нужны корректорские знаки, если все изменения вносятся корректором в электронный вариант. Дело в том, что есть еще одна корректорская правка – правка сверстанного материала и его правка проходит с листа (распечатки сверстанного материала). Мы рекомендуем это делать уже после утверждения автором верстки и перед передачей материала в типографию.

Сколько должно быть корректур?

Минимум две, первая до передачи материала в верстку и вторая перед передачей в типографию. Большее количество корректуры может понадобиться при внесении изменений большой части текста автором в процессе верстки, что крайне не желательно – поэтому старайтесь менять текст до верстки. Задачи первой корректуры — правка всех орфографических ошибок, задачи второй корректуры- выявить пропущенные ошибки и правка технических ошибок верстки (отдельная статья с которой мы рекомендуем ознакомиться всем).

Для чего нужны корректорские знаки?

Прежде всего, если корректор использует общепринятые знаки, то у верстальщика не возникнет дополнительных вопросов и работа внесения исправлений будет ускорена. Но очень часто возникают ситуации, когда не хватает общепринятых корректорских знаков или их можно трактовать двусмысленно, в этом случае мы рекомендует отходить от правил и вносить все пояснения на полях как можно подробней. Всегда надо помнить, что корректуру делают, прежде всего, для исправления ошибок, а не для создания новых «ребусов».

Как делать корректуру?

Самое главное, что бы все исправления корректора были четко видны и разборчивы.
Если вы правите черный текст, то всегда используйте красную ручку — наиболее яркую и заметную. Если используете карандаш или темную ручку, то выбирайте их тонкими и яркими. Не зависимо, какой корректорский знак вы ставите, рекомендует ставить галочку на полях напротив внесенного исправления (скажу сразу, это против правил), это сильно упрощает процесс внесения правки в электронный вариант и снизит вероятность пропуска внесенных исправлений.
Не мельчите. Если возникла задача помещения нового текста или корректорские знаки перестановки начинают пересекаться и только путают – перечеркните этот текст, поставьте цифру в кружочке и на полях или отдельном листочке под этой цифрой напишите нужный текст.

Корректорские знаки замены букв

корректорские знаки замены

Наверное, самые распространенный и частый вид правки. Знак должен перечеркнуть неверный символ, далее знак дублируют на полях с нужной буквой. Если в одной строке встречаются несколько замен, то ставят разные знаки. Чтобы не возникало путаницы – знаков придумали много, но все они однотипные.

Корректорские знаки замены слов или целых строк

Корректорские знаки замены слов или целых строк

Главное отличие в том, что знак перечеркивает полностью неверное слово или строку. Самая распространенная ошибка, это когда корректор начинает мельчить на полях при исправлении большого куска текста. Выносите знак на самое большое поле и там пишите правку, а от знака зачеркнутого текста лучше отведите стрелку в знак с правкой — может быть это не правильно, но точно ясно.

Корректорские знаки замены текста

Корректорские знаки замены текста

Мне кажется с этим знаком все понятно.

Корректорский знак вставки

Корректорский знак вставки

Все знаки имеют формы галочки — отличительная черта знака вставки. Знак ставят в промежуток, куда нужно поместить вставку. Ошибки – не забывайте указывать знаки  препинания во вставках.

Корректорский знак удаления буквы слова или целого предложенияКорректорский знак удаления буквы слова или целого предложения

Так как этот знак сильно похож на знак замены, то надо четко рисовать волну — отличающую знаки удаления.

Корректорский знак перестановки

Корректорский знак перестановки

Перестановка может быть: букв, слов или строк. В случае перестановки в слове, мы рекомендуем на полях продублировать знак и написать рядом верное слово.

Корректорские знаки, определяющие очередность слов или предложений в тексте

Корректорские знаки, определяющие очередность слов или предложений в тексте

Используют если перестановок много или слова стоят не подряд.

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Корректорские знаки работы с пробелами

Корректорские знаки переноса слов или части текста с одной страницы на другую

Часто встречающийся тип правки. Обязательно дублируйте его на полях в виде знака либо виде галочек-внимания – этот знак корректорской правки пропустить легче всего. 

И самый главный знак корректорской правки – знак отмены правки

знак отмены правки

Самый главный знак, потому что больше всего вносит путаницы.

Корректорские знаки выравнивания

Корректорские знаки выравнивания

Эти знаки обозначают выравнивание текста на странице.

Корректорские знаки «верхнего и нижнего регистра»

Корректорские знаки «верхнего и нижнего регистра»

Знаки показывают расположение буквы относительно базовой лини набора текста. Если галочки две — символ поднимают еще выше.

Корректорский знак «абзаца»

Корректорский знак "абзаца"

Знак ставиться в пробел, где должен быть абзац, либо объединяет текст набираемый в подбор.

Вот и все основные знаки.

Есть еще знаки определяющие начертание (жирное, курсивное, заглавные, в разрядку и т.д.), но мы специально не приводим их. Мы рекомендуем в таких случаях сделать пометку на полях в виде слов, если правка часто встречается то,  на первой странице нарисуйте знак и присвойте ему вид правки, что бы человек вносящий правку знал, что этот знак означает. 

Проверяя тетради по русскому языку, учителя ставят на полях такие знаки, как «палочка» (I) и «галочка (V). Учитель знает, что обозначают эти знаки. Знак (I) — это орфографическая ошибка (не верно написано слово), знак (V) — пропущены знаки препинания или поставлены лишние. Учитель, опираясь на эти условные обозначения, вернее на их количество, выставляет ученику оценку. Получается, что эти знаки для учителя?! Очень часто для ребёнка они ничего не значат!!!

Примерно 10 лет назад, в интернете, я случайно наткнулась на статью, в которой рассказывалось о том, как же научить младшего школьника выполнять работу над ошибками по русскому языку. Я не помню автора этой статьи, но очень благодарна ему. Хочу поделиться этой методикой с Вами.

Перед началом учебного года, опираясь на программное содержание, я составляю памятку «Работа над ошибками по русскому языку». С такой памяткой дети начинают работать со второго полугодия 1 класса. Вот так может выглядеть памятка для учащихся 1 класса.

№ п/п

Название орфограммы

Работа над ошибкой

Образец

1.

Заглавная буква в начале предложения.

Выпиши предложение, в котором допущена ошибка. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.

Летом я жил в деревне.

2.

Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Таня, Москва, Енисей, Жучка.

3.

Замена и пропуск букв.

Правильно прочти слово. Раздели слово на слоги, запиши его, подчеркни гласные буквы.

Кош — ка, голо — ва.

4.

Обозначение мягкости согласных.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши 2-3 своих примера на это правило.

Мельница, лень, коньки.

5.

Разделительный мягкий знак.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Выдели орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Вьюга, воробьи, деревья.

6.

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Мыши, шишка, камыши.

Чайка, час, чайник.

7.

Сочетания чк, чн, щн.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2-3 своих примера на это правило.

Тучка, мощный, дачник.

8.

Словарные слова.

Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение.

Капу’ста, капу’ста, капу’ста.

В этом году был хороший урожай капу’сты.

9.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, я, о, е, и).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Вода’ — воды.

10.

Парные согласные в середине и в конце слова.

Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Парные согласные самые опасные,

Мы их тоже проверяем,

Рядом гласный подставляем.

Снег — снега,

грядка — грядочка

В этой памятке прописаны все орфограммы, которые изучаются в 1 классе. С каждым классом памятка будет увеличиваться.

Вот уже 10 лет я проверяю тетради по русскому языку, используя данную памятку. Вот так выглядит тетрадь ученика после проверки.

Каждая орфограмма в памятке имеет свой порядковый номер, но ученику не надо его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм, с целью исправления ошибок, используется следующим образом. Учитель зачёркивает ошибку, сверху пишет правильную букву, а на поля (напротив этой ошибки) выносит эту букву с номером орфограммы в памятке. От письменной работы ребёнка учитель пропуска две строчки и ставит печатные буквы «РНО», что обозначает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

Вот так выглядит работа над ошибками, выполненная ученицей.

Получая тетрадь с подобными пометками на полях, ученик получает побуждение к действию. Для него пометки на полях — это не просто «немые», ничего не значащие галочки и палочки, а подробная, пошаговая инструкция для исправления своей ошибки. Используя данную памятку ребёнок вспомнит орфограмму, правило написания, способ проверки, графическое обозначение орфограммы.

В 1 классе я только начинаю учить детей работать с такой памяткой, поэтому здесь необходима помощь родителей. На родительском собрании я подробно знакомлю родителей с методикой работы.

Конечно же, не сразу у всех всё получается. Но здесь необходимо терпение учителя, настойчивость, конечно же, система работы и помощь родителей. И тогда обязательно всё получится!

Данный приём работы над ошибками способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, формирует у них умение осознанно применять изученные правила, развивает орфографическую зоркость, формирует умение работать с инструкцией, развивает такие личностные качества как терпение, сила воли.

За 4 года обучения в начальной школе, дети привыкают к подобному виду работы и использую памятку дальше в старших классах.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Знаки корректуры и правила их применения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//168/znaki-korrektury-i-pravila-ix-primeneniya/ (дата обращения: 31.01.2023)

Корректурная правка проводится с помощью специальных знаков по ГОСТу 7.62–2008 «Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных пробных оттисков». Стандарт включает в себя общие положения, правила применения корректурных знаков, их классификацию, начертание и назначение. В ГОСТе приведены примеры употребления корректурных знаков.

В соответствии с ГОСТом при применении корректурных знаков необходимо соблюдать следующие правила:

  1.  выносить корректурные знаки при одноколонном наборе небольшого и среднего формата на правое поле, а при большем формате – на ближайшее из полей;
  2.  флажки корректурных знаков направлять в сторону того поля, на которое знак выносится;
  3.  по возможности располагать корректурные знаки на поле против «своей» строки;
  4.  повторять одинаковые корректурные знаки для исправления разного рода ошибок на одном оттиске допускается при интервале между исправлениями только через 8–10 строк;
  5.  при внесении в нескольких строчках оттиска нескольких одинаковых исправлений в тексте ставят один и тот же знак, на поле его повторяют один раз с указанием (в овале) числа исправлений: 5 раз, 7 раз и т.п.;
  6.  при нескольких исправлениях в одной строке соблюдать последовательность расположения корректурных знаков на поле;
  7.  перечеркивать текст корректурным знаком так, чтобы его можно было прочитать;
  8.  вставки текста более одной строки (до трех строк) должны быть напечатаны на компьютере;
  9.  вставки более трех наборных строк следует не печатать, а прилагать страницу оригинала, где ручкой красного цвета обвести пропущенный текст и на поле написать: «пропуск», а на корректурном оттиске в месте пропуска знак вставки вынести на поле и рядом (в овале) написать слово «пропуск»;
  10.  «вожжи» следует использовать только при многоколонном наборе;
  11.  исправлять ошибки только темной пастой, различной по цвету для каждого, кто работает с текстом. Карандашные исправления верстальщик в расчет не принимает. Все письменные указания на полях обводить ручкой кружками во избежание случайного внесения в текст при наборе.

Пункты ГОСТа 5.2–5.4 уточняют некоторые правила применения корректурных знаков для текстовых оригиналов, иллюстраций и издательских макетов соответственно.

По ГОСТу знаки подразделяются на следующие группы:

  1.  для изменения букв, слов (замена, выкидка, вставка) знаков;
  2.  перестановки элементов набора;
  3.  изменения пробелов;
  4.  выделения абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменения этих выделений;
  5.  уточнения написания букв различных алфавитов;
  6.  исправления технических дефектов набора;
  7.  исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).

В 7-м пункте ГОСТа приводится таблица, в которой представлен знак, описано его назначение, приведены примечания и примеры его применения при правке текста.

ГОСТ 7.62–2008 комментируется практически во всех учебных и справочных изданиях по корректуре и редактированию. Пример иллюстративного комментария из издания А. Э. Мильчина:

Каждая орфограмма в памятке имеет свой порядковый номер, но ученику не надо его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм, с целью исправления ошибок, используется следующим образом. Учитель зачёркивает ошибку, сверху пишет правильную букву, а на поля (напротив этой ошибки) выносит эту букву с номером орфограммы в памятке. От письменной работы ребёнка учитель пропуска две строчки и ставит печатные буквы «РНО», что обозначает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

Вот так выглядит работа над ошибками, выполненная ученицей.

Получая тетрадь с подобными пометками на полях, ученик получает побуждение к действию. Для него пометки на полях — это не просто «немые», ничего не значащие галочки и палочки, а подробная, пошаговая инструкция для исправления своей ошибки. Используя данную памятку ребёнок вспомнит орфограмму, правило написания, способ проверки, графическое обозначение орфограммы.

В 1 классе я только начинаю учить детей работать с такой памяткой, поэтому здесь необходима помощь родителей. На родительском собрании я подробно знакомлю родителей с методикой работы.

Конечно же, не сразу у всех всё получается. Но здесь необходимо терпение учителя, настойчивость, конечно же, система работы и помощь родителей. И тогда обязательно всё получится!

Данный приём работы над ошибками способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, формирует у них умение осознанно применять изученные правила, развивает орфографическую зоркость, формирует умение работать с инструкцией, развивает такие личностные качества как терпение, сила воли.

За 4 года обучения в начальной школе, дети привыкают к подобному виду работы и использую памятку дальше в старших классах.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Знаки корректуры и правила их применения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//168/znaki-korrektury-i-pravila-ix-primeneniya/ (дата обращения: 31.01.2023)

Корректурная правка проводится с помощью специальных знаков по ГОСТу 7.62–2008 «Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных пробных оттисков». Стандарт включает в себя общие положения, правила применения корректурных знаков, их классификацию, начертание и назначение. В ГОСТе приведены примеры употребления корректурных знаков.

В соответствии с ГОСТом при применении корректурных знаков необходимо соблюдать следующие правила:

  1.  выносить корректурные знаки при одноколонном наборе небольшого и среднего формата на правое поле, а при большем формате – на ближайшее из полей;
  2.  флажки корректурных знаков направлять в сторону того поля, на которое знак выносится;
  3.  по возможности располагать корректурные знаки на поле против «своей» строки;
  4.  повторять одинаковые корректурные знаки для исправления разного рода ошибок на одном оттиске допускается при интервале между исправлениями только через 8–10 строк;
  5.  при внесении в нескольких строчках оттиска нескольких одинаковых исправлений в тексте ставят один и тот же знак, на поле его повторяют один раз с указанием (в овале) числа исправлений: 5 раз, 7 раз и т.п.;
  6.  при нескольких исправлениях в одной строке соблюдать последовательность расположения корректурных знаков на поле;
  7.  перечеркивать текст корректурным знаком так, чтобы его можно было прочитать;
  8.  вставки текста более одной строки (до трех строк) должны быть напечатаны на компьютере;
  9.  вставки более трех наборных строк следует не печатать, а прилагать страницу оригинала, где ручкой красного цвета обвести пропущенный текст и на поле написать: «пропуск», а на корректурном оттиске в месте пропуска знак вставки вынести на поле и рядом (в овале) написать слово «пропуск»;
  10.  «вожжи» следует использовать только при многоколонном наборе;
  11.  исправлять ошибки только темной пастой, различной по цвету для каждого, кто работает с текстом. Карандашные исправления верстальщик в расчет не принимает. Все письменные указания на полях обводить ручкой кружками во избежание случайного внесения в текст при наборе.

Пункты ГОСТа 5.2–5.4 уточняют некоторые правила применения корректурных знаков для текстовых оригиналов, иллюстраций и издательских макетов соответственно.

По ГОСТу знаки подразделяются на следующие группы:

  1.  для изменения букв, слов (замена, выкидка, вставка) знаков;
  2.  перестановки элементов набора;
  3.  изменения пробелов;
  4.  выделения абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменения этих выделений;
  5.  уточнения написания букв различных алфавитов;
  6.  исправления технических дефектов набора;
  7.  исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).

В 7-м пункте ГОСТа приводится таблица, в которой представлен знак, описано его назначение, приведены примечания и примеры его применения при правке текста.

ГОСТ 7.62–2008 комментируется практически во всех учебных и справочных изданиях по корректуре и редактированию. Пример иллюстративного комментария из издания А. Э. Мильчина:

26.07.2017, 28036 просмотров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Условное форматирование ячеек с ошибками
  • Условное форматирование на ошибку в excel
  • Условное форматирование если ошибка гугл таблицы
  • Условное форматирование в эксель если ошибка
  • Условное форматирование excel если ошибка